Каталог

Помощь

Корзина

Методические указания для контрольных и курсовых работ по Административному праву, КФУ, 2011

Оригинальный документ?

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Кафедра конституционного права и прав человека  

 

 

 

 

 

 

 

Е.К. Алексашкин

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ 

 

 

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

 

 

 

 

 

  

 

 

 

Казань

2011

Составитель: кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права и прав человека Алексашкин Евгений Карпович.

 

 

Цель данных методических указаний – помочь студентам-заочникам в самостоятельном изучении курса «Административное право». Они также могут быть полезны и для студентов дневной формы обучения.

 

 

Данные методические указания утверждены на заседании кафедры конституционного права и прав человека (протокол № 12 от 1 февраля 2011 года).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  



 Алексашкин Е.К., 2011.


РАЗДЕЛ 1

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Целью настоящих методических указаний  является оказание помощи студентам-заочникам в их самостоятельной работе по изучению курса «Административное право».

Административное право относится к четырем, наиболее фундаментальным отраслям права и занимает почетное место рядом с конституционным, гражданским и уголовным правом. 

Как следует из самого названия данной правовой отрасли, административное право истоком своим имеет государственную власть, т.е. нормы административного права регулируют организацию и деятельность органов исполнительной власти. И в этом отношении административное право входит в число так называемых государствоведческих отраслей, примыкая наиболее близко к конституционному праву. А в русском правоведении конца XIX – начала XX века рядом ученых административное право рассматривалось в качестве составной части государственного (ныне конституционного права).

Административное право – очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России, да и не только в России, очень велика. Как очень метко подметил французский административист Г.Бребан, нет таких секторов общественной жизни, которые бы целиком выпадали из под сферы административно-правового контроля». Следовательно, указывает автор, административное право “есть право живое, глубоко укоренившееся в обществе, вошедшее в быт и сознание современного человека”- (Г.Бребан. Французское административное право. М., 1988. С.22).

Административное право представляет собой сложный курс, состоящий из “Общей” и “Особенной” частей, нескольких разделов и значительного количества тем, и относится к мобильным отраслям права, ибо административно-правовое законодательство наиболее подвижно в сравнении с законодательством других отраслей права. Это требует от студента систематической работы над курсом в течение всего учебного времени.   

При изучении курса необходимо руководствоваться программой по “Административному праву”, определяющей круг вопросов, подлежащих изучению по каждой теме и основную литературу.

С учетом того, что административное право является одной из наиболее мобильных отраслей права, при изучении данного курса желательно пользоваться учебниками, изданными в последнее время. К таким учебникам на сегодняшний день относятся учебник Административное право РФ под ред. Л.Л. Попова. М., 2010; Административное право России. Курс лекций. Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2008; Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. М., 2005; Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2008; Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М., 2008.     

Для более углубленного изучения курса следует также обратиться к специальной юридической литературе, а также к соответствующим публикациям на страницах журнала «Государство и право». Особого внимания при этом заслуживают такие научные труды ученых как коллективный труд «История становления и современное состояние исполнительной власти в России». 

Под ред. Н.Ю. Хаманевой, М., 2003; работа Охотского Е.В. Государственное управление в современной России. М., 2008; работа Попова Г.Х. Методы государственного управления. М., 2007; работа Пискотина М.И. Россия в XX веке: неоконченная трагедия. М., 2004;  работа Черепанова В.В. Основы государственной службы и кадровая политика. М., 2008; работа Куракина А.В. Государственная служба и коррупция. М., 2009; работа Барцица И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М., 2008; работа Атаманчука Г.В. Теория государственного управления. М., 2006.     

Из публикаций на страницах журнала «Государство и право» последних лет, наиболее пристального внимания заслуживают материалы научных конференций, проводимых Институтом государства и права РАН с 1997 года в память об известном ученом в области административного права Б.М. Лазареве  (“Лазаревские  чтения”) – 1997, № 6; 2000, № 10; 2003, № 11; 2006, № 8; 2009, № 2, а также материалы “Круглого стола” журнала: «Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих» – 2000, №№ 3, 4; «Административное право - укрепление государства и динамика социально-экономического развития» – 2002, № 8; «Право и права человека в условиях глобализации» - 2006, № 2; «Свобода и ответственность» - 2007, № 3.  

Более углубленному изучению курса “Административное право” будет также способствовать обращение студента к таким основательным публикациям на страницах названного журнала как публикация В.С. Комаровского, Т.Н. Тимофеева “Конфликты граждан с чиновниками: почему и зачем?” – 1997, № 10; публикация Ю.А. Тихомирова “О концепции развития административного права и процесса” – 1998, № 1; публикация Н.Г. Салищевой, Н.Ю. Хаманевой “Административная юстиция, административное судопроизводство” – 2002, № 1; 

публикация Жимагулова М.И. «О сущности и понятии административно-правового принуждения» - 2006, № 10; публикация Хаманевой Н.Ю. «Административно-правовые споры: проблемы и способы их разрешения» - 2006, № 11; публикация Чиркина В.Е., Диего В. Контроль над властью. 2007, № 6; публикация Крыловой Н.В. принцип разделения властей и организация государственной службы. 2007, № 11; публикация Ломакиной В.Ф., Хаманевой Н.Ю. Юридическая ответственность государственных служащих: правовое регулирование дисциплинарной ответственности. 2008, № 9; 

публикация Буравлева Ю.М. Коррупция в государственном аппарате(правовые и организационные проблемы системного противодействия этому злу). 2008, № 11; публикация Черкасова К.В. Федеральные округа: сущность и место в федеральном устройстве России. 2008, № 12; публикация Добрынина и др. Система органов государственной власти управления на уровне федерального округа. 2009, № 6; публикация Дерюги А.Н. Задачи административной деликтологии на современном этапе. 2010, № 2 1.

Особое внимание при изучении курса “Административное право” следует уделить законодательству, и прежде всего Конституции Российской Федерации. При этом нельзя полагаться на то, что с основными положениями Конституции студент знакомился уже при изучении курса “Конституционное право”. Задача студента заключается в том, чтобы усвоить статьи и главы Конституции, закрепляющие организацию и деятельность органов исполнительной власти, основные принципы государственного управления. К таким статьям и главам Конституции, требующим дополнительного осмысления при изучении курса «Административного права» относятся, в частности, статьи 2,7, 1, 12, 15, 17, 24, 32, 33, 46, 53, 55, 57, 62 и главы: 4- "Президент Российской Федерации”, 6 –“Правительство Российской Федерации” и 8 – “Местное самоуправление”.

При работе над курсом “Административное право” студенту помимо названных выше статей и глав Конституции необходимо также обратиться к целому ряду иных нормативных актов, имеющих прямое отношение к регулированию общественных отношений в сфере государственного управления, к организации и деятельности органов исполнительной власти.

Речь прежде всего идет о таких нормативных актах как закон «О правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года ( с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2008 года); «О Прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года ( в ред. 4 ноября 2005 года); «О полиции» от 7 февраля 2011 года; «О безопасности» от 28 декабря 2010 года; «О чрезвычайном положении» от 21 апреля 2001 года; «О противодействии экстремистской деятельности» от 27 июня 2002 года; «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 года (в ред. от 30 июня 2003 года); «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года ( в ред. от 11 ноября 2003 года); «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 21 июля 2002 года; «О миграционном учете иностранных граждан  и лиц без гражданства в РФ» от 26 июля 2006 года; 

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» от 4 июля 2004 года;  «Об обжаловании  в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года ( в ред.  от 4 декабря 1995 года); «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 года; «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 года;  «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года (с изменениями и дополнениями от 20 июля 2000 года, от 4 июля 2003 года, от 31 декабря 2005 года, от 29 марта 2010 года, от 5 апреля 2010 года; «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года;  «О муниципальной службе в РФ» от 2 марта 2007 года; 

«Об Общественной палате РФ» от 4 апреля 2005 года; «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 года; О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности и в Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 27 июля 2010 года; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с обеспечением транспортной безопасности» от 27 июля 2010 года; «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ» от 30 декабря 2008 года; «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28 декабря 2009 года; «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы  в системе министерства иностранных дел РФ» от 27 июля 2010 года;   Кодекс РФ об административных правонарушениях» по состоянию на 1 февраля 2010 года» М., 2010.

Наряду с перечисленными выше законами при изучении курса «№Административное право» студент также должен ознакомиться с указами Президента РФ. Речь, прежде всего, идет о таких указах как «О мерах по совершенствованию государственного управления» от 16 июля 2004 года; «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства» от 10 августа 2000 года; «О Федеральных округах» и об утверждении «Положения» о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 года; «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительство РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 года, «О реестре должностей федеральной государственной службы» от 12 декабря 2005 года; «О проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ» от 1 февраля 2005 года (с изменениями от 22 января 2011 года);  

«О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ»   от 1 февраля 2005 года;  «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов исполнительной власти РФ» от  2 июля 2005 года; «О комиссии Президента РФ по вопросу совершенствования государственного управления» от 30 марта 2006 года;  «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 года; «Об утверждении федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы в РФ (2009-2013 годы)» от 10 марта 2009 года;  

«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов» от 1 июля 2010 года; «Об утверждении «Национальной стратегии противодействия коррупции» и «Национального плана противодействия коррупции на 2010 -2011 годы» от 13 апреля 2010 года; 

«О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О противодействии коррупции» от 21 июля 2010 года; «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ» от 30 января 2010 года; «О военной доктрине РФ» от 5 февраля 2010 года; «О некоторых мерах по реформирования Министерства Внутренних дел РФ» от 18 февраля 2010 года.

Помимо законов РФ и указов Президента РФ при изучении курса «Административное право» студенту надлежит ознакомиться с постановлениями Правительства РФ. К таким постановлениям Правительства РФ относятся: «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997 года; «Об утверждении «Положения» о порядке ведения федерального реестра нормативных правовых актов субъектов РФ» от 29 ноября 2000 года; 

«О регламенте Правительства РФ и Положении об Аппарате Правительства РФ» от 5 октября 2000 года; «Об утверждении положения о порядке отбывания административного ареста» от 2 октября 2002 года; «О совершенствовании организации исполнения федеральных законов» от 11 ноября 2002 года; «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 15 января 2007 года; «Об общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флота Росси» (ДОСААФ) от 27 ноября 2009 года; «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» от 26 февраля 2010 года; «Об изменении  и признании утративших силу  некоторых актов Правительства РФ» (данным Постановлением внесены изменения в 69 нормативных актов Правительства РФ и 173 акта признаны утратившими силу); «Об утверждении правил применения оружия и боевой техники при охране государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ»  от 24 февраля 2010 года.    

Приведенный выше перечень нормативных актов лишний раз свидетельствует о том, что «Административное право» одна из наиболее динамичных, постоянно обновляющихся отраслей отечественного права. Это обязывает студента в процессе работы над курсом административного права постоянно следить за принятием новых законодательных и других нормативных актов, регулирующих административно-правовые отношения, и изучать их по мере опубликования 1.  

Согласно учебному плану студенты заочного отделения изучают курс административного права в течение года, пятом и шестом семестрах. В пятом семестре студент работает над Общей частью курса, пишет контрольную работу и отчитывается о своих знаниях путем получения зачета, в шестом – путем сдачи экзамена по всему курсу.

Студенты, получающие второе высшее образование, изучают курс «Административного права» в течение одного семестра (первый семестр второго года обучения). При этом в отличие от студентов, получающих первое высшее образование, выполняют не контрольную, а курсовую работу. В конце семестра сдают экзамен по всему курсу. 

 

Раздел II.

 

Задания для выполнения контрольных работ

 

Задание предусматривает письменное выполнение работы по одному из трех предложенных вариантов. Студенты, чьи фамилии начинаются на буквы от «А» до «И» включительно, выполняют работу по первому варианту; от «К» до «С» – по второму варианту; от «Т» до «Я» – по третьему варианту.

Выполнение контрольной работы  предполагает тщательное изучение теоретического материала по Общей части курса административного права, рекомендованных нормативных актов. Все свои ответы на вопросы контрольного задания студент должен обосновать соответствующим анализом и ссылками на конкретные статьи и пункты правовых актов. К решению задачи каждого варианта, кроме того, необходимо составить проект протеста прокурора (образец протеста приводится в конце контрольного задания).

 Объем письменной работы должен составлять примерно 14-17 страниц рукописного текста или 10-12 страниц машинописного текста через два интервала. Работа должна иметь титульный лист, соответствующим образом оформленный. На нем указывается вуз, факультет, кафедра, где выполнена работа, ее наименование (контрольная работа по «Административному праву»), фамилия, имя, отчество автора. В конце работы необходимо привести список использованной литературы и нормативных актов, указать дату выполнения работы и подписать.

 

ВАРИАНТ I

  

Первый вопрос

 

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года утверждена новая система и структура федеральных органов исполнительной власти, включающая в себя различные по названию и правовому положению органы исполнительной власти.

1. Назовите, какие именно органы (по названию) входят в эту структуру и дайте ответ на вопрос: чем вызвано такое разнообразие органов, т.е. отчего зависит структура системы федеральных органов, равно как и структура отдельно взятого органа исполнительной власти?

2. Согласно Указу Президента одни органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства, другие (их более десятка) подведомственны непосредственно Президенту. Назовите эту вторую группу органов и дайте свое обоснование, чем вызвано подчинение этих органов непосредственно Президенту и как это отражается на их правовом положении?      

СМ.: 1. «Система и структура федеральных органов исполнительной власти»//Собрание законодательства Российской Федерации. 2008, №  20 .

2. Учебник «Административное право».  

         

Второй вопрос


Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года утверждены «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

Изучите внимательно эти «Правила» и в сжатой форме письменно изложите их основное содержание. Особое внимание при этом обратите на содержание пунктов 1-5,7,9, 10,13,15,18-20.

СМ: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997.

 

Задача первого варианта

 

Постановлением главы областной администрации старший инспектор управления народного образования Логинова была освобождена от должности и уволена на том основании, что ее муж работает в этой же администрации начальником управления внутренних дел.

1.     Законно ли Постановление главы областной

администрации? 

2.     Если Вы считаете данное Постановление незаконным, составьте проект протеста прокурора в порядке надзора.

СМ.: 1. Закон «О государственной гражданской службе  

Российской Федерации» (ст. 16) - Собрание законодательства Российской Федерации. 2004, № 31.

2. Закон «О прокуратуре Российской Федерации (Ст. 21-

23) – Собрание Законодательства Российской Федерации, 1995, № 47.

 

 

ВАРИАНТ II

 

Первый вопрос

 

27 июля 2004 года принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Изучите внимательно названный закон и в сжатой форме письменно изложите его основные положения. Особое внимание при этом обратите на содержание статей 3, 4, 14, 15, 57, закрепляющих понятие и принципы государственной службы, основные права, обязанности и ответственность государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.

СМ: Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31.

Учебник «Административное право».

 

Второй вопрос

 

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. утверждено «Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе».

Ознакомьтесь внимательно с названным «Положением» и в сжатой форме письменно изложите его основное содержание. Особое внимание при этом обратите на содержание ст.ст. 2,5,6,7,8 и 9, закрепляющих правовой статус полномочного представителя Президента в Федеральном округе. 

СМ.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2000, № 20.

 

Задача второго варианта

 

Постановлением начальника Березовского РОВД водитель Морозов был подвергнут штрафу в размере 7 тыс. рублей и лишен водительских прав сроком на три года за управление автомашиной в нетрезвом состоянии.

1.     Законно ли постановление начальника РОВД?

2.     Если Вы считаете данное постановление незаконным, составьте проект протеста прокурора в порядке надзора? 

СМ.: 1. Кодекс РФ об административных правонарушениях (по состоянию на 1 февраля 2010 года). Ст. 3.3, 3.8, 12.8, 23.1. М., 2009.

2. Закон «О прокуратуре Российской Федерации». Ст. 21-23. Собрание Законодательства Российской Федерации, 1995, № 47.

 

Вариант III

 

Первый вопрос

 

6 октября 1999 г. принят закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 года, 4 июля 2003 года, от 31 декабря 2005 года и от 29 марта 2010 года). Изучите внимательно главу 3 названного Закона и письменно в сжатой форме охарактеризуйте правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.   

 СМ.: Собрание законодательства РФ, 1999, № 42.

Учебник «Административное право».  

 

Второй вопрос

 

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996

года определен порядок опубликования и вступления в силу актов Президента и Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Изложите в сжатой форме содержание названного Указа. Особое внимание при этом уделите содержанию пунктов 1,5,8,10. 

СМ.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 19.

 

Задача третьего варианта

 

В ходе плановой проверки финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия его директор Иванов П.И. был уличен в преднамеренном банкротстве предприятия. Приказом начальника главка Минпромторга РФ Петрова И.П. директор Иванов П.И. был подвергнут штрафу в размере 25 тыс. руб. и дисквалифицирован сроком на пять лет. Правомерны ли действия Петрова И.П.? Если Вы считаете приказ начальник главка Петрова И.П. незаконным, составьте проект протеста прокурора в порядке надзора.

СМ.:  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях (по состоянию на 1 февраля 2010 года) М., 2010, ст.ст. 3.3., 3.11, 14.12, 23.1.  

2. Закон о прокуратуре РФ. – ст. 21-23 Собрание Законодательства РФ, 1995. № 47.  

 

 

Примерный образец протеста прокурора в порядке надзора

 

Задача

 

Глава муниципального образования г. Энска своим постановлением от 17 мая 2007 года утвердил отчет об исполнении местного бюджета.

Законно ли Постановление Главы муниципального образования? Если Вы считаете постановление незаконным, составьте проект протеста прокурора в порядке надзора. 

Решение задачи состоит из двух частей:

1.     Обоснование незаконности Постановления.

2.     Составление проекта протеста прокурора в порядке надзора.


Главе администрации гор. Энска

 

 

Протест

(в прядке надзора)

 

На Постановление главы муниципального образования г. Энска от 17 мая 2007 года.

Вашим постановлением от 17 мая 2007 года был утвержден отчет об исполнении местного бюджета.  

Настоящее Постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 откбяр 2003 года (ст. 35 п. 10) установлено, что утверждение отчета об исполнении местного бюджета относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Утвердив отчет об исполнении местного бюджета, вы превысили свои полномочия, чем нарушили ст. 35 п. 10 названного закона. 

Руководствуясь ст. 23 закона «О прокуратуре Российской Федерации» прошу:   

1.      Постановление от 17 мая 2007 года «Об утверждении отчета об исполнении местного бюджета» отменить.

2.      Протест рассмотреть в установленный законом 10-дневный срок. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру.

  

Прокурор гор.Энска

младший советник юстиции

/Адамов С.А./

        

Раздел III

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

 

КУРСОВЫХ РАБОТ

 

(для студентов, получающих

второе высшее образование) 

 

 

Назначение курсовой работы

 

Курсовая работа – это самостоятельное и творческое научное сочинение, дающее представление об определенной юридической проблеме и свидетельствующее о глубоких знаниях студента в области административного права. Она способствует   формированию у студента навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала. При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с литературой, анализировать правовые источники, делать обоснованные выводы. 

 

 

Выбор темы

 

Тема курсовой работы выбирается по одному из пяти вариантов, предложенных в настоящих методических указаниях. Студенты, чьи фамилии начинаются с буквы от «А» до «Д» включительно, выполняют работу по I варианту;

от «Е» до «К» по II варианту;

от «Л» до «П» по III варианту;

от «Р» до «Ф» по IV варианту;

от «Х» до «Я» по V варианту1.

 

Подготовка курсовой работы

 

После ознакомления с темой курсовой работы студент при необходимости обращается к преподавателю кафедры (научному руководителю) для согласования плана работы, списка литературы, перечня нормативных актов, порядка подготовки работы.

Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

а) план; 

б) краткое введение, в котором обосновывается актуальность темы, говорится о состоянии разработки соответствующей проблемы;

в) основной текст курсовой работы может состоять из глав, поделенных на параграфы, либо из параграфов;

г) список использованного нормативного материала и литературы.

При написании курсовой работы используются следующие источники:

- нормативные акты;

-  специальная научная литература;

-  материалы юридической практики;

-  другие источники, необходимые в силу специфики темы.

Список основных источников, указанных в методических указаниях может дополняться студентом по мере подготовки  курсовой работы.

Написанию курсовой работы предшествует внимательное изучение источников, рекомендованных по данной теме. При этом целесообразно делать выписки из нормативных актов, книг, статей, помечать в черновике те издания и страницы, которые наиболее полезны при освещении соответствующих вопросов.

Написание курсовой работы – это систематизированное и отвечающее ее плану изложение студентами основных сведений по исследуемой теме, отражающее его понимание определенных научных проблем. 

Важным и обязательным элементом курсовой работы является ее научный аппарат, т.е. по ходу изложения материала по тем или иным аспектам исследуемой проблемы студент должен ссылаться на источник откуда заимствует тот или иной материал. Правильно оформленный (выполненный) научный аппарат свидетельствует о самостоятельном (творческом) подходе автора к написанию курсовой и об объеме проделанной им работы.

Ссылки на литературу и иные источники рекомендуется выносить в нижнюю подстрочную часть страницы, отделенную от текста горизонтальной чертой. При этом в ссылке указывается не только название той или монографии, учебника или научной статьи, но и указывается конкретная страница, откуда позаимствован материал.  

Приведем пример такой ссылки:

-   Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М. 2008, с.175.

- Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. – Журнал «Государство и право». 1997, № 3, с.17.

- Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации - Российская газета, 2005, 26 апреля. 

  

Объем курсовой работы.

Оформление. Сроки сдачи и защиты

 

Ориентировочный объем курсовой работы 17-20 страниц машинописного текста, напечатанного через два интервала.

Курсовая работа имеет титульный лист, соответствующим образом оформленный. На нем указывается вуз, факультет и кафедра, где выполнена работа, тема курсовой, фамилия, имя и отчество автора и научного руководителя, место и год написания.  

В курсовой работе используется сквозная нумерация страниц. Первой страницей является план работы. Введение, каждая глава, а также список использованной литературы и нормативного материала начинаются с новой страницы.

Список использованной литературы и нормативного материала состоит из трех разделов:

1.     Законодательство и иной нормативный материал.

2.     Специальная литература.  

3.     Материалы юридической практики.

В первом разделе нормативные акты указываются в определенной последовательности с учетом их юридической значимости (Конституция, федеральные конституционные и иные федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных министерств и ведомств, акты местных органов власти и управления). Во втором разделе «специальной литературы»  учебники и иные научные труды (монографии, учебные пособия и т.д.) указываются в алфавитном порядке. В третьем разделе указываются материалы юридической практики, публикуемые на страницах периодической печати. 

Курсовая работа должна быть подписана студентом на последней странице после списка литературы, при этом указывается дата выполнения работы.

Оформленная курсовая работа сдается на кафедру Конституционного права и прав человека, где регистрируется и передается  преподавателю для рецензирования. Сроки сдачи работ и их защиты определяются деканатом. Как правило, курсовая работа сдается на кафедру до начала сессии (в любом случае не позднее 10 дней до предстоящего экзамена по данной дисциплине.

В соответствии с «Положением о курсовой работе» курсовые  работы, выполняемые по конкретной дисциплине оцениваются без защиты оценкой «зачет» или «незачет». При этом с учетом качества представленной курсовой работы преподаватель при необходимости вправе пригласить студента на собеседование с последующей оценкой его работы «зачет» или «незачет». При оценке «незачет» работа возвращается автору для устранения отмеченных недостатков.

Студенты, не представившие курсовые работы в установленные сроки или получившие оценку «незачет» к экзамену не допускаются.   

 

Темы курсовых работ

      

Тема 1. Государственное управление

 

Примерный план 

1. Понятие и характерные черты государственного управления.

2. Соотношение государственного управления  с другими видами государственной деятельности (с другими ветвями государственной власти).

3. Новые требования к государственному управлению на современном этапе развития нашего общества.

 

Литература 

· Административное право Российской Федерации. Учебник. Под ред. Л.Л. Попова, М., 2010.

·  Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. Учебник. М., 2005.

·   Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2006.

·  Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М., 2008.  

· Охотский Е. В. Государственное управление в современной России. М., 2008.  

·  Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2008.

·  Маршев В. Размышления об управлении Россией: прошлое, настоящее и будущее. – Журнал «Проблемы теории и практики управления», 2005, № 3.  

·  Илларионова Т. У государственного управления особая миссия в современном мире. Журнал «Государственная служба», 2009. № 1.

· Олег Богомолов Государственно-частное партнерство: международный опыт и российская практика. Журнал «Проблемы теории и практики управления». 2009. № 5.    

· Мицкевич Л.А. Понятие государственного управления в административном праве Германии. – Журнал «Государство и право». 2002, № 6. 

 

Нормативные акты

 

·  Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст.ст. 11, 32, 72, 73, 80, 102, 103, 110, 114, 118. 

· Закон РФ от 11.04.1997 г.  «О Правительстве РФ» с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2008 г.

· Закон РФ от 26.11.2008 г. «О Контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ».    

· Указ Президента РФ от 16 июля 2004 г. «О совершенствовании государственного управления».

· Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов исполнительной власти РФ».

·  Указ Президента РФ от 30 марта 2006 г. «О комиссии Президента РФ по вопросам совершенствования государственного управления».

  

 

Тема 2. Административно-правовые отношения

 

Примерный план 

1. Понятие, виды и основные черты административно-правовых отношений.

2.  Участники (субъекты) административно-правовых отношений.

3. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.

 

Литература

 

·  Административное право Российской Федерации. Учебник. Под ред. Л.Л. Попова. М., 2010.

· Административное право России. Курс лекций под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2008.

· Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2008.

·  Административно-правовые отношения («Лазаревские чтения»). Журнал «Государство и право». 2009. № 2.

·   Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М., 1976.

·  Куракин А.В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России. – Журнал «Государство и право». 2001, № 6.

·  Жимагулов М.И. О сущности и понятии административного принуждения – Журнал «Государство и право». 2006, № 10.

· Серков П.П. Характеристики правоотношений в сфере административной ответственности. Журнал «Государство и право». 2010 № 9. 

·  Демин А.А. Административно-правовой метод: соотношение с другими методами правового регулирования. – Журнал «Государство и право», 2005, № 6.

· Дерюгин А.Н. задачи административной деликтности на современном этапе. Журнал «Государство и право». 2010. № 2.

 

Нормативные акты

 

·  Конституция Российской Федерации. М., 1993.  Ст. 2, 3, 17, 32, 33, 53, 55, 62.

·  Закон РФ от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной Палате Российской Федерации».  

· Закон РФ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

·  Закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». 

·   Кодекс РФ об административных правонарушениях (по состоянию на 1 февраля 2010 г.). М., 2010.

  

 Тема 3. Органы исполнительной власти (органы управления)

 

Примерный план 

1.     Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.

2.     Классификация органов исполнительной власти.

3.     Система органов исполнительной власти Российской Федерации и Республики Татарстан.

 

Литература

 

· Административное право Российской Федераици. Учебник. Под ред. Л.Л. Попова. М., 2010.

· Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право. Учебник. М., 2005.

·  Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник. М., 2008.

·  Волков Н.А. Высшие и центральные органы государственного управления СССР и союзных республик в современный период. – Изд-во Казанского университета, 1971.  (Для сравнительного анализа с современной системой органов исполнительной власти России и республик в составе РФ).  

· Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2008.

· Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития.     Под ред. И.Л. Бачило.М.1998.

·   История становления и современное состояние исполнительной власти в России. Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2003.

·   Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы. – Журнал «Проблемы теории и практики управления», 1999, № 1. 

· Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика. – Журнал «Российское право», 2006, № 8.

 

Нормативные акты

 

· Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст, ст. 100, 114. 

·  Закон РФ от 11.04.2007 г. «О правительстве РФ» с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2008 г.  

·  Закон РФ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от 20 июля 2000 г., от 4 июля 2003 г., от 31 декабря 2005 г. и от 29 марта 2010 г.).

· Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. «О системе и структуре органов исполнительной власти РФ».  

· Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. «Об администрации Президента РФ».

·  Распоряжение Правительства РФ от 26 апреля 2004 г. «Структура аппарата Правительства РФ».  

·  Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О Федеральных округах и об утверждении «Положения о полномочном представителе президента в федеральном округе». 

·  Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов исполнительной власти РФ».

· Указ Президента РФ от 31 декабря 2010 г. «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов».  

· Конституция Республики Татарстан (с изменениями и дополнениями от 19 апреля 2002 г.), Казань, 2002, ст.ст. 94,99-103. 

· Закон РТ от 24 марта 2005 г. «Об исполнительных органах государственной власти РТ» - Казань, 2005.

· Указ Президента РТ от 22 апреля 2010 г. «О структуре исполнительных органов государственной власти РТ».

  

Тема 4. Государственная служба

 

Примерный план 

1.     Понятие, виды и основные принципы государственной службы.

2.     Понятие и виды государственных служащих.

3. Правовое регулирование государственной службы (порядок поступления на службу, прохождение госслужбы, права, обязанности и ответственность госслужащих).

 

Литература

 

·  Административное право Российской Федерации. Учебник. Под ред. Л.Л.Попова, М., 2010.

·       Алехин А.Л., Кармолицкий А.А. Административное право России. Учебник. М., 2005.

· Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право. Учебник. Саратов, 2003. 

·  Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2006.

· Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации. М., 2003.

·  Куракин А.В. Государственная служба и коррупция. М., 2009.

· Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики.  М., 2008.

· Комаровский В.С., Тимофеев Т.Н. Конфликты граждан с чиновниками: почему и зачем? – Журнал «Государство и право». 1997, № 10.

·  Алексашкин Е.К. Административно-правовые проблемы защиты конституционных прав граждан  от бюрократии. В кн.:  «Всеобщая декларация прав человека и актуальные вопросы ее применения в российском  и международном законодательстве». Казань, Изд-во КГУ, 2009. 

· Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих. – Журнал «Государство и право». 2000, № 3, 4.

·  Егоров В. Государственная власть и государственная служба в Росси: к новому качеству. – Журнал «Государственная служба», 2006, № 5.  

· Курбанов Р. Проблемы совершенствования правового регулирования государственной гражданской службы. Журнал «Государственная служба». 2010. № 2.

 

Нормативные акты

 

· Конституция Российской Федерации. М., 1993.Ст.ст. 2, 32, 33 .

· Закон РФ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации».

·  Закон РФ от 27 апреля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

·  Закон РФ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

· Закон РФ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации».

· Федеральная программа реформирования и развития системы государственной службы РФ (2009-2013 годы). Утв. Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г.  

· Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

· Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. «О проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной  гражданской службе РФ» (с изм. от 22 января 2011 г.). 

·  Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».  

·  Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. «О комиссиях по соблюдению требований служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов». Положение о комиссиях.

· Указ Президента РФ от 31 декабря 2010 г. «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов». 

· Закон РТ от 25 октября 2005 г. «О государственной гражданской службе Республики Татарстан», Казань, 2005.

· Указ Президента РТ от 18 января 2006 г. «О реестре должностей государственной гражданской службе Республики Татарстан».

 

  

Тема 5. Акты органов государственного управления

 

Примерный план 

1. Понятие и юридическое значение акта государственного управления.

2.  Классификация актов государственного управления.

3. Порядок подготовки, издания, вступления в силу и действия актов государственного управления.

4. Требования, предъявляемые к актам государственного управления и последствия их несоблюдения.


Литература

 

· Административное право России. Курс лекций. Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2008.

· Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. М., 2005.  

·   Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2008.

·   Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2008.

·  Васильев Р.Ф. Акты управления. М., 1987.

· Методы и формы государственного управления. М., 1977.

· Иванов С.А. Основные аспекты соотношения закона и подзаконного правового акта. – Журнал «Государство и право». 2004, № 8.

· Яценко В.Н. Судебный контроль нормативных актов – Журнал «Государство и право». 2005, № 11.

 

Нормативные акты

 

-  Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст.ст. 76 п.5, 85 п.2, 90, 115.

- Закон РФ  от 11 апреля 1997 г. «О правительстве Российской Федерации»  (с изменениями от 30 декабря 2008 года) ст.ст 12, 23, 33.   

- Указ Президента Российской Федерации от 23 мая, 1996 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».  

Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г.  

- Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

- Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. «Об изменении и признании утративших силу некоторых актов Правительства РФ (данным постановлением внесены изменения в 69 нормативных актов Правительства РФ и 173 акта признаны утратившими силу).

- Положение «О порядке ведения федерального реестра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» Утв. Постановлением правительства от 29 ноября 2000 г. 

 

Раздел IV.

Контрольные вопросы для подготовки к зачетам и экзаменам по Административному праву

 

1.     Понятие и основные черты государственного управления.

2.     Понятие, предмет, метод и система административного права как отрасли отечественного права.

3. Граждане как субъекты административного права. Административно-правовой статус граждан.

4.     Понятие и виды административно-правовых норм.

5.     Права, обязанности и ответственность государственных служащих по действующему законодательству.

6.     Понятие и виды методов государственного управления.

7.     Понятие органа исполнительной власти и его правовое положение.

8.     Понятие и виды форм государственного управления.

9.     Общий надзор прокуратуры как способ обеспечения законности в государственном управлении. Основные формы прокурорского реагирования по фактам нарушения законности.

10. Понятие законности в государственном управлении и способы ее обеспечения.

11. Право граждан на административную жалобу. Сроки и порядок рассмотрения письменных обращений граждан.

12.  Органы исполнительной власти субъектов РФ.

13.  Административно-правовое положение государственных предприятий и учреждений.

14.  Система органов исполнительной власти РФ и ее правовое закрепление.

15. Правовые акты государственного управления: понятие, юридическое значение.

16. Система органов исполнительной власти Республики Татарстан, их правовое положение.

17.   Понятие административного процесса и его виды.

18.  Роль арбитражного суда в обеспечении законности в сфере государственного управления.

19. Понятие и характерные особенности источников административного права.

20. Организационная структура и штаты органов управления.

21. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

22. Понятие и характерные особенности административного принуждения.

23.  Понятие и принципы государственной службы.

24.Законодательные основы административной ответственности в РФ и ее субъектах.

25. Административный надзор как способ обеспечения законности в сфере государственного управления.

26. Административно-правовые отношения, их характерные особенности.

27. Требования, предъявляемые к актам государственного управления и последствия их несоблюдения.

28.  Понятие и система субъектов административного права.

29.  Понятие и виды административных наказаний.

30. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

31. Правовое положение полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

32. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. 

33. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.

34. Понятие и виды управленческих функций.

35. Право граждан на судебное обжалование незаконных действий органов государственного управления и их должностных лиц.

36.  Организация управления образованием.

37. Субъекты административного правонарушения, их общие и специальные признаки.

38. Административная деятельность милиции и ее виды.

39. Государственное управление внешнеэкономической деятельностью.

40. Правовое регулирование воинской обязанности и прохождения военной службы граждан РФ.

41. Полномочия Президента Республики Татарстан в сфере исполнительной власти.

42.  Содержание и особенности управления в области внутренних дел.

43.  Государственное управление в области труда и социального развития.

44.  Государственное управление экономическим развитием. Система органов управления в данной сфере, их права и обязанности.

45.  Система органов полиции, их права и обязанности.

46. Основные функции и полномочия государственной инспекции по безопасности дорожного движения, их правовое закрепление.

47. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

48. Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ, ее основные функции.  

49. Оперативно-розыскная деятельность по Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности».

50. Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом.

51. Производство по делам об административных правонарушениях. Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.

52. Государственное управление в сфере санитарного надзора. Система органов управления в сфере санитарного надзора, их права и обязанности.

53.  Роль Конституционного Суда в обеспечении законности в сфере государственного управления.

54. Организация управления здравоохранением.

55. Организация управления государственным имуществом.

56.  Понятие и состав административного правонарушения, его отличие от дисциплинарного проступка и преступления.

57.  Понятие административной ответственности, ее отличие от других видов юридической ответственности.

58. Организация таможенного дела. Система таможенных органов, их права и обязанности.

59. Контроль и проверка исполнения как способ обеспечения законности в государственном управлении. Виды контроля.

60. Судебный надзор за законностью в сфере государственного управления. Правовые формы реагирования судов по фактам нарушения законности в сфере государственного управления.

61. Управление в области юстиции. Субъекты и объекты государственного управления в области юстиции.

62. Управление антимонопольной политикой.

63. Организация государственного управления обороной страны.

64. Лицензионно-разрешительная деятельность, ее основное предназначение.  

65. Правовое положение и организация деятельности правительства как органа общей компетенции.

66. Административная юрисдикция.

67. Государственное управление в области налогов и сборов. Система органов управления в данной сфере.

68. Организация охраны государственных границ. Политическая, экономическая и санитарная охрана границ.

69. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

70. Управление в сфере государственной безопасности.

 

Раздел V.

 

Примерная тематика дипломных работ по «Административному праву РФ»

 

1. Государственное управление в РФ.

2. Организационно-правовые принципы государственного управления.

3. Исполнительная власть и ее соотношение с государственным управлением.

4.  Вертикаль исполнительной власти: сущность, функции.

5. Современные проблемы централизации и децентрализации государственного управления.

6.  Методы государственного управления.

7.  Правовые акты государственного управления.

8.  Понятие и правовое положение органа исполнительной власти.

9. Система органов исполнительной власти РФ.

10. Система органов исполнительной власти Республики Татарстан.

11. Правовое положение Правительства РФ.

12. Правовое положение министерства как федерального органа исполнительной власти.

13. Территориальные органы исполнительной власти федеральных министерств и ведомств.

14.     Правовое положение Правительства Республики Татарстан.

15.     Административно-правовой статус высшего должностного лица субъекта федерации.

16. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.

17. Граждане как субъекты административного права.

18.     Административно-правовые меры защиты прав и свобод граждан.

19.  Право граждан на судебную защиту от неправомерных действий органов государства и должностных лиц.

20. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.

21. Общественные объединения граждан как субъекты административного права.

22.     Понятие, виды и основные принципы государственной службы.

23.     Система государственной службы РФ.

24.     Правовое регулирование государственной гражданской службы.

25. Подбор и расстановка кадров аппарата государственного  управления.

26. Дисциплинарная ответственность служащих аппарата государственного управления.

27.     Законность в сфере государственного управления и способы ее обеспечения.

28.     Контроль и проверка исполнения как способ обеспечения законности в сфере управления.

29.     Судебный контроль как способ обеспечения законности в сфере управления.

30.     Роль Арбитражного суда в обеспечении законности в сфере управления.

31.     Надзор прокуратуры как способ обеспечения законности в сфере управления.

32.     Роль предложений, заявлений и жалоб граждан в обеспечении законности в сфере управления.

33.     Административная ответственность: понятие, основные черты.

34.     Административная ответственность юридических лиц.

35.     Административная ответственность за нарушение налогового законодательства.

36.     Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации автотранспорта.

37.     Полномочия органов ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения.

38.     Производство по делам об административных правонарушениях.

39.     Административная юстиция в России (история и современность).

40.     Административный процесс в РФ.

41.     Основы административно-правовых споров.

42.     Современные проблемы административного судопроизводства.

43.     Административно-правовой статус службы судебных приставов.

44.     Административный процесс в зарубежных странах.

45.     Государственное управление народным хозяйством в условиях рыночной экономики.

46.     Государственное управление финансами и кредитом.

47.     Государственное управление агропромышленным комплексом.

48.  Административно-правовой статус акционерных обществ как хозяйствующих субъектов.

49. Административно-правовое регулирование деятельности в особых экономических зонах.

50. Государственное управление в сфере внешних экономических связей.

51. Государственное управление в сфере таможенного контроля.

52. Государственное управление социально-культурным строительством.

53.     Государственное управление в сфере народного образования.

54.     Государственное управление здравоохранением.

55. Государственное управление в области труда и социального развития.

56.     Государственное управление в сфере национальной безопасности.

57.     Административно-правовой статус ФСБ.

58.     Государственное управление в области обороны.

59.     Управление в сфере охраны государственной границы.

60.     Государственное управление в области внутренних дел.

61.     Административно-правовое регулирование оборота оружия.

62.     Государственное управление в области юстиции.

63.     Органы государственной власти зарубежных стран.

64.     Государственная служба в зарубежных странах.

65.  Регулирование административной деятельности в зарубежных странах.

         

 


1ПРИМЕЧАНИЕ: Для более углубленного изучения курса «Административное право» студенты могут обратиться также к научным трудам зарубежных авторов как: Актуальные проблемы буржуазного административного права. М., 1984; Бребан Г. Французское административное право. М.: «Прогресс», 1988; Венгерское административное право. М., 1990; Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. М.: Прогресс, 1984; Гурней Б. Введение в науку управления. М.: Прогресс, 1969; Лоуренс Фриман. Введение в американское право. М.: Прогресс, 1993; Ролан Драго. Административная наука. М.: Прогресс, 1982; Маргарет Тетчер. Искусство управлением государством //Стратегии для меняющегося мира / Пер.с англ., М., 2005.  

 

1 Публикуются законодательные и другие нормативные акты в течение десяти дней после дня их подписания в «Собрании законодательства РФ» и «Российской газете».

1 ПРИМЕЧАНИЕ: Курсовые работы, выполненные не по своему варианту, а также работы, выполненные без использования основных источников, рекомендованных по данной теме возвращаются, автору без рецензирования и к защите не допускаются.