Каталог

Помощь

Корзина

План локализации и ликвидации аварийных ситуаций на станции подготовки воды Пруд-Ижевск

Оригинальный документ?

Содержание

 

Введение3

1 План локализации и ликвидации аварийных ситуаций, как основной способ моделирования опасных ситуаций техногенного характера на предприятии7

1.1 Понятие чрезвычайной ситуации техногенного характера, их возможные последствия и классификация7

1.2 Особенности аварий, связанных с применением хлора в технологических процессах12

1.3 Основные причины возникновения аварийных ситуаций и последствия аварий на химически опасных объектах, использующих в производстве хлор18

1.4 Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций техногенного характера23

1.5 Правовые основы локализации и ликвидации аварийных ситуаций35

2 Современные требования в области безопасности на промышленных объектах42

2.1 Зарубежные требования в области безопасности на промышленных объектах42

2.2 Нормативные требования к системам внутреннего контроля в России45

3 Оптимизация плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций на станции подготовки воды «Пруд-Ижевск»51

3.1 Выявление «слабых мест» в существующем плане локализации и ликвидации аварийных ситуаций51

3.2 Разработка рекомендаций по улучшению существующего плана63

3.3 Анализ эффективности предложенных мероприятий70

Заключение75

Список использованной литературы77


Введение

 

На производственных площадях химических предприятий сосредоточены большие массы взрывоопасных и токсичных продуктов, обладающих большой потенциальной опасностью. Предприятия подготовки воды, на которых перерабатываются, получаются и хранятся взрыво- и пожароопасные вещества, а также используется технологическое оборудование, работающее при высоких температурах и давлениях, относятся к опасным производственным объектам, согласно Федеральному закону от 21.07.97 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Снятие в последние годы ограничений по освещению аварий и катастроф позволило привлечь внимание общественности к проблеме промышленной безопасности. На химико-технологических объектах России за 1970-2010 гг. произошло примерно 370 крупных промышленных аварий с тяжёлыми последствиями и уменьшение их числа за последние годы не отмечается, как в силу объективных причин (значительная изношенность оборудования), так и субъективных (человеческий фактор). Для существенного сокращения или устранения негативных последствий аварий необходимы исследования, позволяющие прогнозировать развитие аварийных ситуаций и учитывать их при составлении планов ликвидации аварийных ситуаций на опасных производственных объектах.

Под химической безопасностью понимается совокупность определенных свойств объектов окружающей среды и создаваемых регламентируемых условий, при которых, с учетом экономических, социальных факторов и научно-обоснованных допустимых дозовых нагрузок химических вредных веществ, удерживается на разумно низком минимально возможном уровне риск возникновения аварии на химическом опасном объекте, а также риск прямого или косвенного воздействия этих веществ на окружающую среду и человека, и исключаются отдаленные последствия воздействия химических вредных веществ для настоящих и последующих поколений.

Снижение риска аварийных ситуаций на промышленных объектах — одна из приоритетных задач управления промышленной безопасностью. Реальные проблемы, встречающиеся на практике и связанные с риском, исключительно сложны и многообразны. В настоящее время ситуация усугубляется тем, что более 70% всех промышленных объектов уже выработали нормативный срок эксплуатации, в связи с чем возникает необходимость управления рисками при решении различного рода задач, связанных с эксплуатацией промышленных объектов.

На аварийную ситуацию в технических системах влияет масса факторов: не только координаты объекта, но и показатели, связанные с оценкой состояния оборудования, производственных условий, а также человеческий фактор. Достаточно часто данные факторы не только невозможно количественно измерить, но и качественно описать.

Особенность известных в настоящее время планов локализации и ликвидации — выявление составляющей последствий возможных аварий и соответствующих мер снижения возможного ущерба. При этом мероприятиям по предотвращению самих аварий уделяется недостаточно внимания, что связано, главным образом, с трудностями оценки вероятности возникновения соответствующих происшествий.

Проблема управления рисками аварийных ситуаций особенно актуальна для объектов, относящихся к категории химически опасных, взрывопожароопасных, то есть к большинству промышленных предприятий. Одними из наиболее опасных производственных объектов являются производства, использующие хлор.

Общее производство хлора в мире в настоящее время превышает 40 млн. тонн в год, в том числе в России производится около 2-х млн. тонн. Практически все отрасли промышленности в той или иной форме потребляют хлор, каустическую соду и многочисленные хлорпроизводные. Так как хлор относится к сильнодействующим ядовитым веществам, это определяет потенциальную опасность аварий, возникающих при его производстве, хранении, транспортировке и применении. 

Сложное социально-экономическое положение многих предприятий, высокий износ оборудования, недостаток современных средств диагностики и контроля, низкий уровень профессиональной подготовки персонала - все это повышает риск развития аварий с выбросом хлора в окружающую среду. Одной из ключевых задач руководителей и специалистов всех предприятий, где используется хлор, является обеспечение безопасности персонала, населения и окружающей среды.

Вопросам влияния опасных природных и техногенных процессов на окружающую среду, поддержки принятия решений при чрезвычайных ситуациях с использованием современных информационных технологий, посвящены работы отечественных и зарубежных авторов, в частности работы Р.Н. Бахтизина, С.М. Вайнштока, В.Е. Гвоздева, А.Г. Гумерова, В.Г. Крымского, В.В. Кульбы, P.P. Набиева, С.В. Павлова, Р.З. Хамитова, К.В. Черняева, М.А. Шахраманьяна, Дж. Апосталакиса, X. Кумамото, Э. Хенли, Г. Сейвера, Ф. Лисса и др.

В нашей стране становление этого направления связано с именами В.А. Легасова, С.А. Еременко, И.И. Кузьмина, Н.А. Махутова и др. Именно в мыслях В.А. Легасова, являвшегося руководителем кафедры химической технологии Химического факультета МГУ, в 1986 году созрела концепция безопасности. Он отмечал, что весь международный опыт, все научное сообщество должно привлекаться к оценке риска проектируемых объектов, должна быть создана система инспекций (международных), непрерывно контролирующих правильность исполнения и функционирования опасных объектов.

Наряду с этим, появилось большое число отечественных книг и публикаций, в которых рассматриваются различные аспекты проблемы химической безопасности.

Эффективность затрат на охрану окружающей среды выражается в виде минимизации потерь и затрат, возникающих в результате загрязнения окружающей среды. Эффект от природоохранных мероприятий имеет четко выраженный региональный характер, а социальный эффект не всегда поддается стоимостной оценке, т.е. не может быть измерен. Производственная деятельность, связанная с использованием хлора и хлорных соединений, обусловливает неизбежное изменение показателей качества окружающей среды.

Указанные обстоятельства обуславливают актуальность сформулированной темы исследования, направленной на поддержку принятия решений по ликвидации последствий аварийных ситуаций утечки хлора на промышленном объекте.

Цель работы состоит в оптимизации плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций на станции подготовки воды «Пруд-Ижевск»

В тесной связи с указанной целью обозначим задачи, определяющие структуру и содержание дипломной работы:

- привести обще положения по опасным факторам использования хлора на предприятии;

- провести анализ отечественных и зарубежных требования по безопасному использованию хлора на предприятиях;

- провести анализ соответствия существующего плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций на станции подготовки воды «Пруд-Ижевск» и разработать рекомендации по его улучшению.

Объектом исследования являются аварийные ситуации на станции подготовки воды «Пруд-Ижевск».

Предмет исследования – управления рисками аварийных ситуаций на станции подготовки воды «Пруд-Ижевск».

Для решения поставленных задач применялись методы системного анализа, автоматизированного проектирования информационных систем, методы математического и геоинформационного моделирования.


1 План локализации и ликвидации аварийных ситуаций, как основной способ моделирования опасных ситуаций техногенного характера на предприятии

 

1.1 Понятие чрезвычайной ситуации техногенного характера, их возможные последствия и классификация

 

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

На поверхности Земли и в прилегающих к ней слоях атмосферы происходит множество сложнейших физических, физико–химических, биохимических, геодинамических, гелиофизических, гидродинамических и других процессов, сопровождающихся обменом и взаимной трансформацией различных видов энергии. Эти процессы лежат в основе эволюции Земли, являясь источником постоянных преобразований в облике нашей планеты. Человек не в состоянии приостановить или изменить ход этих процессов, он может только прогнозировать их развитие и в некоторых случаях оказывать влияние на их динамику.

Техногенные опасности и угрозы человечество ощутило и осознало несколько позже, чем природные. Лишь с достижением определенного этапа развития техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. 

В настоящее время особое значение приобретает борьба с терроризмом. В связи с этим разрабатывается и осуществляется комплекс следующих мероприятий:

- уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на них террористических актов;

- разработка на объектах экономики мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на них в случае террористических актов;

-  внедрение системы страхования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и от аварий в результате террористических актов;

-  осуществление лицензирования деятельности опасных производств, декларирование безопасности и повышение готовности к локализации и ликвидации аварий, в том числе в результате террористических актов;

-  подготовка специальных разведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ, использование которых возможно при совершении террористических актов;

- определение перечня и разработка специальных мероприятий по обнаружению и обезвреживанию средств совершения технологических террористических актов.

В качестве профилактических мер на объектах целесообразно использовать следующее:

- ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию;

-  установка систем сигнализации, аудио–и видеозаписи;

-  тщательный подбор и проверка кадров;

- использование специальных средств и приборов обнаружения взрывчатых веществ;

организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий с работающим персоналом;

-  регулярный осмотр территорий и помещений.

Все указанные выше мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайной ситуации имеют общий характер. На каждом отдельном объекте экономики с учетом его специфики специалисты разрабатывают и осуществляют конкретные мероприятия.

 

1.5 Правовые основы локализации и ликвидации аварийных ситуаций

 

К настоящему моменту многие зарубежные страны пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика.

В Конституции Российской Федерации записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной Закон Российской Федерации закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.

На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно–обоснованных критериев приемлемого риска.

Разработка и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

2 Современные требования в области безопасности на промышленных объектах

 

2.1 Зарубежные требования в области безопасности на промышленных объектах

 

Обеспечение промышленной безопасности в стране можно условно разделить на системы, объединяющие различные структуры для выполнения определенных функций. К ним относятся государственный контроль и надзор, ведомственный контроль за обеспечением безопасности, внутренний контроль предприятий, система экспертизы промышленной безопасности, система подготовки и аттестации кадров, система сертификации технических устройств, система страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов и другие. Взаимодействие всех систем осуществляется через систему государственного контроля и надзора.

При отсутствии адекватной замены ведомственного контроля необходимо обратиться к опыту создания систем внутреннего контроля, которые широко используются в зарубежных странах. Он обобщен в требованиях международных стандартов ISO серии 9000 («Система управления качеством»), серии 14000 («Система управления окружающей средой») и стандарта OHSAS серии 18000 («Система оценки профессиональной безопасностью и здоровьем»). Целесообразность использования стандартов ISO серии 9000, серии 14000 и OHSAS серии 18000 для разработки требований управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды обусловлена универсальностью заложенных в них решений и хорошими возможностями адаптации моделей к конкретным условиям производства.

Вопросы разработки и внедрения систем управления качеством, промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды, соответствующих требованиям международных стандартов, являются актуальными и на предприятиях промышленного комплекса России. 
Особенно ярко целесообразность создания систем управления на предприятии видна на примере создания систем управления качеством, которые добровольно принимаются предприятием, имеют четко поставленную цель - повышение качества продукции, необходимые документы, процедуры, опыт их массового использования, квалифицированных специалистов и т.д.

Между стандартами ISO серии 9000, серии 14000, стандартом OHSAS серии 18000 и некоторыми другими стандартами много общего. Для них характерны: общая модель системы управления (политика - планирование - внедрение и управление - проверочное и корректирующее действие - анализ со стороны руководства) при условии обеспечения такого свойства системы, как постоянное совершенствование; идентичность целей и задач; эмерджентность (несводимость свойств отдельных элементов и свойств систем в целом); иерархия целей и др. Отличие состоит в специфики области системы управления, будь то система управления промышленной безопасностью, или система управления окружающей средой, или и то и другое, а может система управления качеством, или система управления профессиональной безопасностью и здоровьем. Универсальность этих стандартов в том, что они могут использоваться совместно.
Несмотря на то, что существуют серьезные различия в конкретном решении вопросов промышленной безопасности, охраны труда и защиты окружающей среды, управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды имеет тенденцию к слиянию в системной модели стандарта ISO серии 9000. Поэтому рационально создавать единую систему управления в области промышленной безопасности, охраны труда и защиты окружающей среды на основе требований международных стандартов.

В подходе к вопросам безопасности труда широкое признание получил метод постановки задач, являющийся основным принципом подхода Системы управления безопасностью труда к этим вопросам и основанный на принципах управления Международного стандарта систем качества ISO серии 9000». Модель системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды, представлена на рисунке 2

Модель системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и защит

Рисунок 2 - Модель системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и защитой окружающей среды

 

Список использованной литературы

 

1. Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны – принято Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841

2. Правила безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора - утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2003 г. № 48

3. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств. - утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 05 мая 2003 г. № 29

4. Руководство по ликвидации аварий на объектах производства, хранения, транспортирования и применения хлора. - утверждено МЧС России от 8 августа 1996г.

5. ГОСТ Р 22.8.05-99 Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. - принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25 мая 1999 г. № 179

6. Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий : Учеб. пособие для студентов, обучающихся по спец. «Пром. и гражд. стр-во». Книга 2. / Под ред. чл.-кор. К.Е. Кочеткова и др. М.: Ассоциации строительных ВУЗов, 2006. - 383 с.

7. Белов, П.Г. Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере / П.Г. Белов. М. : Академия, 2003. - 512 с.

8. Владимиров В.А., Исаев В.С. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Методика прогнозирования и оценки химической обстановки: Учеб. пособие. – М.; 2009. – 56 с.

9. Варющенко С.Б., Гостев В.С., Киршин Н.М. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф./Учеб. для. студ. образ. учрежд. сред. проф. образ./ под ред. Кирщина Н.М. – 2-е изд., стер. – М.: ACADEMIA, - 2007. – 320 с.

10. Вишняков Я.Д., Вагин В.И., Овчинников В.В, Стародубец А.Н. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территории в ЧС. /Высш. проф. образование – 2-е изд., стер. – М.: Асадемта, 2008. – 304 с.

11. Горбунова Л.Н., Калинин А.А., Кондрасенко В.Я. Безопасность жизнедеятельности: Словарь – справочник. Около 6000 слов/ МАН Экологии и безопасности жизнедеятельности/ под общ. ред. Русака О.Н. , Никитина К.Д.. – Красноярск; ИПЦ КГТУ, - 2008. – 799 с.

12. Горелов Л.И., Дубровин В.И. Медицинская помощь населению в очагах поражения. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Воениздат, 2002. – 96 с.

13. Гражданкин, А.И. Разработка системы оценки техногенного риска и оптимизации мер безопасности на опасных производственных объектах : дис. канд. техн. наук.: 05.26.03, М., 2001. - 233 с.

14. Зайцев А.П. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Вып. №2: Сборник метод. разработок для проведения занятий с населением по тематике ГО ЧС. – М., 2007. – 80 с.

15. Ильин А.А. Первые действия в экстремальной ситуации. Школа выживания. – М. : Эксмо-Пресс, 2002. – 384 с.

16. Кочеткова К.Е., Котляревский В.А., Забечаева А.В. Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий: Учебное пособие. – М.: АСВ, 2005. – 320 с.

17. Кравец В.А., Свищев Г.А., Меркулов А.А., Седмеров О.И. Безопасноть жизнедеятельности в легкой промышленности./ Учеб. для студ. вузов. – М.: АCADEMIA, - 2006. – 432 с.

18. Крючек Н.А., Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Легров С.В Личная безопасность в ЧС/ Мин-во РФ по делам гражд. обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий./ под ред. Кириллова Г.Н.– М.: НЦ ЭНАС, 2007. - 64 с.

19.   Кузьмин, И.И. Оценка риска от техногенных атмосферных выбросов и задача управления риском в регионе / И.И. Кузьмин, В.А. Пантелеев // ВИНИТИ. Итоги науки и техники. Сер. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 1993. - № 4. - С. 38-44.

20.  Кукин П.П., Лапин В.А., Пономарев Н.Л., Сердюк Н.И. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда. /Учеб. пособие для студ. вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. – 2002. – 352 с.

21. Маринина Л.К., Васин А.Я., Торопов Н.И. и др. Безопасность труда в химической промышленности: Учеб. пособие для студ. вузов/ под ред. Марининой Л.К., - 2-е изд., стер. – М. : ACADEMIA, 2007. – 528 с.

22. Методика оценки последствий химических аварий. (Методика ТОКСИ). -М. : НТЦ «Промышленная безопасность», 1996, 27 с.

23. Муромцев, Ю.Л. Безаварийность и диагностика нарушений в химических производствах / Ю.Л. Муромцев. М. : Химия, 1990. - 144 с.

24. Охрана труда и экологическая безопасность в химической промышленности : учебник / А.С. Бобков и др.. 2-е изд., стер. - М.: Химия, 2008.-398 с.

25. Рабинович В.Л., Хавин З.Я. Краткий химический справочник/ под общ. ред. Потехина А.А., Ефимова А.М. – 3-е изд., перераб. и доп. – Л.: Химия, - 2001. – 432 с.

26. Савицкая, Т.В. Системный анализ и управление безопасностью химических производств с использованием новых информационных технологий: дис. д-ра техн. наук : 05.13.01. М., 2004. - 785 с.

27.  Фалеев М.И. Обучение работников организаций и населения основам ГО и защиты в ЧС: Учеб. – метод. пособие/ ин-т риска и безопасности. – М., 2006. – 448 с.

28. Фрумина Н.С. Хлор. - М., 2003. – 256 с.

29. Ямалов И.У. Моделирование процессов управления и принятия решений в условиях ЧС. – М.: Лаб. Базовых Знаний, - 2007. – 288 с.