Разработка компонентов учебно-методического комплекса в системе управления обучения охраны труда на предприятии
Оригинальный документ?
Содержание
Введение3
1. Теоретические основы обучения охраны труда5
1.1 Место и роль учебного курса охраны труда в системе подготовки руководителей и специалистов5
1.2 Основные понятия, современные принципы и стандартизация в области охраны и безопасности на предприятии9
1.3 Основные тенденции развития подходов к обучению охраны труда на предприятии15
2. Сравнительный анализ обучения охраны труда в России и за рубежом18
2.1 Организация обучения охране труда в России18
2.2 Организация обучения охране труда за рубежом24
2.3 Пути совершенствования учебно-методического комплекса обучения охране труда32
3. Разработка компонентов учебно-методического комплекса обучения охране труда с учетом современных требований и зарубежного опыта44
3.1 Совершенствование плана учебно-методического комплекса 40-часовой программы обучения охране труда на предприятиях России с учетом зарубежного опыта44
3.2 Организация системы управления охраной труда, как недостающий компонент 40-часовой программы обучения охраны труда47
3.3 Управление профессиональными рисками, как недостающий компонент 40-часовой программы обучения охраны труда67
3.4 Система оценки выполнения учебного плана по охране труда на предприятиях91
Заключение94
Список использованной литературы97
Приложение100
Введение
Актуальности темы исследования. Создание здоровых и безопасных условий труда, а, следовательно, сохранение жизни и здоровья человека в процессе труда - одна из важнейших задач на современном этапе развития общества. Комфортные и безопасные условия труда способствуют снижению утомляемости, повышению производительности труда человека, что является значимым фактором в деятельности предприятий. Значение охраны труда и ее основные принципы закреплены законодательно в Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ, Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Постановлении Правительства РФ «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» и других нормативно-правовых актах.
Недостатки в обучении по охране труда являются одной из причин, обуславливающих несчастные случаи на производстве. По данным Росстата, в общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших в России в 2010 году, более 70% занимают типичные причины организационного характера, 28,9% - это нарушения трудовой дисциплины, в числе которых, наряду с нарушениями требований безопасности нерегламентированная организация производства работ. Главной причиной недостатков в организации обучения охраны труда на предприятиях, является отсутствие выработанных методов и рекомендаций с учетом корпоративной политики и особенностей производственного цикла.
Стремительные изменения, происходящие в нашем обществе, ставят перед системой образования задачу формирования творческой, гармонически развитой личности, способной адаптироваться в быстро меняющихся, динамичных условиях жизни.
Современное информационное общество предъявляет новые требования к путям приобретения и передачи знаний. Следовательно, на первый план выходит задача принципиально нового проектирования моделей учебного процесса, конструирования содержания и организации учебного материала, педагогической деятельности обучающего и учебной работы обучаемого в образовательном пространстве. В решении этой задачи актуальной является разработка доступных для работников предприятий учебно-методических комплексов.
Объект исследования – управление системой охраны труда на предприятиях России и за рубежом.
Предмет исследования – установление влияния средств учебно-методического комплекса обучения охране труда на безопасность производственного цикла.
Недостаточность научно-теоретической разработанности данной проблемы и возрастающее ее практическое значение в современных социально-экономических и образовательных условиях обусловили выбор темы исследования: «Разработка компонентов учебно-методического комплекса в системе управления обучения охраны труда на предприятии».
Обозначенная проблема и необходимость поиска путей ее решения определили цель исследования: разработать компоненты учебно-методического комплекса на основе синтеза личностного подхода, технологии модульного обучения и новых информационных технологий с учетом психолого-педагогических, технико-технологических и эргономических требований к организации учебного процесса.
Задачи исследования:
- обобщить теоретические подходы к обучению сотрудников на предприятиях;
- выявить основные особенности и тенденции развития организации обучения охраны труда в России и зарубежных странах в современных условиях;
- разработка компонентов учебно-методического комплекса обучения охране труда с учетом современных требований и зарубежного опыта.
1. Теоретические основы обучения охраны труда
1.1 Место и роль учебного курса охраны труда в системе подготовки руководителей и специалистов
Управление рисками и профилактика в сфере труда в новых условиях приобретает первостепенное значение. По оценкам экспертов, примерно каждые 15 секунд в мире из жизни уходит один человек по причинам, связанным с производством. А это – 2,3 млн. человек в год. Это ужасные цифры. Все это отнимает 4% ВВП в мировом масштабе. Эти средства идут на выплаты компенсаций, пособий, страховые выплаты, ликвидацию последствий. Как считают эксперты, вероятность получения травмы на производстве можно и нужно снижать, а высвобожденные денежные средства направить на развитие человеческого потенциала.
Улучшение условий и охраны труда - одна из стратегических задач государственного развития. В реализацию поставленной задачи Минздравсоцразвития России разработало программу действий по улучшению условий и охраны труда.
Программа утверждена Приказом Минздравсоцразвития России № 586 от 23.10.08. и нацелена на достижение стратегических задач:
- снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
- повышение качества рабочих мест и условий труда,
- снижение смертности от предотвратимых причин,
- улучшение здоровья работающего населения.
В целях реализации задач необходимо проводить мероприятия по созданию и обеспечению эффективности системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками, а также по совершенствованию системы непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий.
Для снижения безумных цифр статистики травматизма и профзаболеваемости в условиях глобализации и непрерывного повышения интенсивности производства необходимо развитие системного подхода в области охраны труда. Как известно, охрана труда включает 4 основных компонента:
- законодательная база;
- системы управления охраной труда;
- безопасное оборудование и технологии;
- обучение и подготовка персонала.
И все это основано на принципах культуры охраны труда, которая должна развиваться и поддерживаться в каждом обществе, предприятии, рабочем месте. Можно писать хорошие законы и нормы, разрабатывать безопасные машины и станки, строить совершенные системы управления охраной труда, но без надлежащего обучения, без доведения всей этой информации до каждого руководителя, специалиста, работника на понятном им языке добиться реализации требований законов, норм и правил невозможно. Именно поэтому правильно подобранная подходящая информация и эффективное обучение – залог успеха на пути к нулевому травматизму.
Успешная реализация политики в области охраны труда во многом зависит от наличия подготовленных и компетентных специалистов, их активности, мотивации и эффективности работы. От того, насколько хорошо подготовлены работники и руководители, во многом зависит состояние условий труда на каждом предприятии и, в конечном итоге, здоровье и безопасность работников.
Обучение сегодня не может ограничиваться процессом пассивного изложения материала преподавателем группе слушателей. Прежде чем начинать или организовывать обучение в сфере охраны труда, необходимо продумать ряд ключевых моментов, которые во многом определяют успех и эффективность обучения.
Рисунок 1 – Этапы разработки учебно-методического комплекса по охране и безопасности труда
Прежде чем начинать или организовывать обучение в сфере охраны труда, необходимо продумать ряд ключевых моментов, которые во многом определяют успех и эффективность обучения. Любое обучение можно представить в виде циклической самосовершенствующейся модели, которая содержит следующие основные компоненты:
- анализ потребностей в обучении;
- определение целей обучения;
- постановка учебных задач;
- выбор стратегии и средств;
- реализация обучения;
- оценка его эффективности;
- мероприятия по улучшению учебного процесса.
По свидетельствам международной и отечественной практики, уровень опасности для профессиональной деятельности работающего населения за последние годы в ряде видов экономической деятельности имеет динамику постоянного роста. По оценке международной организации труда, в мире от несчастных случаев на производстве каждые 15 секунд погибает один человек, или 6 тысяч ежедневно.
Несмотря на то, что за последние годы в Российской Федерации наблюдается снижение общего травматизма (рисунок 2), его уровень не может считаться удовлетворительным.
Рисунок 2 – Количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в период с 2002 по 2010 года (по данным Росстата[12])
В прошлом году в результате несчастных случаев пострадало более 70 тыс. человек, из них 12640 — это случаи с тяжелыми последствиями. Наибольшее количество пострадавших по видам экономической деятельности мы наблюдаем в обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве, на транспорте и в связи, в строительстве, здравоохранении, рисунок 3.
Рисунок 3 – Удельных вес пострадавших от несчастных случаев на производстве по видам экономической деятельности в общем числе пострадавших в РФ в 2010 году, в процентах
Потери работников со смертельным исходом представлены ниже
Рисунок 4 – Количество пострадавших со смертельным исходом за 2002 по 2010 года в России по данным Росстата
3 Разработка компонентов учебно-методического комплекса обучения охране труда с учетом современных требований и зарубежного опыта
3.1 Совершенствование плана учебно-методического комплекса 40-часовой программы обучения охране труда на предприятиях России с учетом зарубежного опыта
Минтрудсоцразвития РФ Приказом № 153 от 21 июня 2003 г. «Об утверждении примерных программ обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных» утвердило Примерные программы обучения по охране труда:
- Примерную программу обучения по охране труда специалистов и руководителей служб охраны труда организаций согласно приложению № 1;
- Примерную программу обучения по охране труда членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций согласно приложению № 2;
- Примерную программу обучения по охране труда уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов согласно приложению № 3;
- Примерную программу обучения по охране труда руководителей бюджетных учреждений согласно приложению № 4.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ
3. Закон РФ «Об образовании»
4. Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
7. Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»
8. Приказ Минтруда РФ от 21.08.2000 N 208 «Об утверждении Типовых программ для проведения обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных»
9. «ПОТ РО-14000-002-98. Положение. Обеспечение безопасности производственного оборудования» (утв. Минэкономики РФ 20.01.1998) (вместе с «Рекомендациями по приведению производственного оборудования в соответствие с требованиями стандартов ССБТ»)
Научная литература, материалы периодической печати и электронные источники
10. Андреев С.В., Ефремова О.С. Охрана труда от «А» до «Я»: Выпуск 3. – М.: Альфа-Пресс, 2008 г.
11. Ахметов А. Ф., Молотков Г. Н. Как организовать работу по охране труда в организациях с различными формами собственности: Методические рекомендации. – 2-е изд., переработанное. – Уфа: НОУ «Межотраслевой институт», 2007 г.
12. Демишев В.И. Роль государства в управлении охраной труда. Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2005 г.
13. Кислицина О.А. Неравенство в распределении доходов и здоровья в современной России. М.: РИЦ ИСЭПН, 2005 г.
14. Петрова М.С., Петров С.В., Вольхин С. Н. Охрана труда на производстве и в учебном процессе. Учебное пособие. СПб.: - 2009 г.
15. Тонких В.Ф. Гуманизация условий труда в системе социально-трудовых отношений: Автореф. дис. …канд. экон. наук. М., 2003 г.
16. Тимофеев А.В. Управление социально-трудовыми процессами в крупных компаниях топливно-энергетического комплекса. М.: ИПК госслужбы, 2004.
17. Журнал «Энергополис» (40) от 22 января 2011 г. / Основные направления совершенствования подготовки специалистов по охране труда
18. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» / Производственный травматизм в промышленности - Статьи из номера N2 / 2007 г.
19. Lash S., Urry J. The End of Organized Capitalism. University of Wisconsin Press, 1987. // Васильчук Ю.А. Современная научно-техническая революция // Современная наука, - 2009 г.
20. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» // Совершенствование управления условиями и охраной труда в промышленных компаниях - Тимофеев А.В. №2, 2007 г.
21. Журнал «Вопросы инновационной экономики» // Состояние охраны труда на предприятиях в мире № 5, 2011 г.
22. Журнал «Экономика здравоохранения» // Хузианов Ф.В. Вред неблагоприятных факторов на здоровье работников. № 7. 2009 г.
23. Сайт «СПС Консультант плюс» – электрон. дан.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/
24. Сайт Росстата
25. Сайт Минэкономразвития России
26. Что такое повышение квалификации. Юнеско
27. Соловьев А. Охрана труда и защита пострадавших на производстве в США.