Каталог

Помощь

Корзина

Методические рекомендации по контрольной работе Безопасность жизнидеятельности на производстве, ИжГСХА, 2012

Оригинальный документ?

 Содержание

1   Раздел 1. Общие методические рекомендациипо изучению дисциплины4

1.1 Цели и задачи дисциплины 4

1.2 Распределение учебного времени 6

1.3 Литература7

2 Раздел 2. Методические указания по изучению содержание разделов и тем курса

Тема 1 Введение 8

Тема 2 Теоретические основы безопасности жизнедеятельности9

Тема 3 Правовые и организационные вопросы безопасности жизнедеятельности10

Тема 4 Производственная санитария 11

Тема 5 Техника безопасности

Тема 6 Основы пожарной безопасности15

Тема 7 Доврачебная помощь пострадавшим15

3 Раздел 3. Контрольное задание 16

3.1  Перечень вопросов и задач для контрольной работы20

 

Раздел 1

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности на производстве» (Охрана труда) – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально – экономические, организационно – технические, санитарно – гигиенические, лечебно – профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Охрана труда базируется на достижениях таких дисциплин, как инженерная психология, физиология человека, экология, эргономика и др.

Целью дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов по вопросам создания здоровых и безопасных условий труда в сельскохозяйственном производстве.

Задачи изучения дисциплины состоят:

-  в формировании специалистов, способных реализовать решения правительства и законодательных органов, направленные на улучшение условий труда, быта, снижение производственного травматизма, заболеваемости, повышение работоспособности и производительности;

- в овладении методами выявления и анализа условий безопасности труда, прогнозировании и предупреждении несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;

- в выработке у специалистов потребности к разработке и безусловному выполнению правовых, социально – экономических, гигиенических, технических и организационных мероприятий охраны труда и пожарной безопасности.

В результате изучения дисциплины будущий специалист должен усвоить:

-  вопросы организации и управления охраной труда, обязанности должностных лиц и их ответственность за создание здоровых и безопасных условий труда;

- методы анализа травматизма и заболеваемости;

- методы выявления вредных и опасных производственных факторов и способы уменьшения их действия на здоровье человека;

- методы и средства коллективной, индивидуальной защиты, обеспечивающие здоровые и безопасные условия труда;

- аттестацию и сертификацию рабочих мест по условиям труда;

- основные требования техники безопасности при производстве продукции животноводства, растениеводства, при техническом обслуживании и ремонте техники, эксплуатации электроустановок;

- организацию пожарной охраны в сельскохозяйственном производстве, причины пожаров, профилактику пожаров и способы их  тушения;

- планирование и финансирование мероприятий по охране труда;

методы расчёта отопления, освещения, вентиляции, экономического ущерба от травм и заболеваний, пожаров;

методов оказания доврачебной помощи пострадавшим при травмах и заболеваниях;

расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- методику разработки инструкций по охране труда для работающих.

При изучении дисциплины главное внимание должно уделяться раскрытию сущности и оптимизации системы «человек – машина -  производственная среда». Процесс обучения (теоретические и лабораторно – практические занятия) должен проходить в соответствии с ГОС, требованиями ССБТ, СН, ГН, СН и П, СаНП и Н, с учётом квалифицированных характеристик  и должностных инструкций специалистов.

Задачей данных методических указаний является оказание помощи студентам – заочникам, обучающимся по специальности 311300 – «Механизация сельского хозяйства», в самостоятельном изучении дисциплины.

 

1.2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

Учебным планом заочного обучения, по специальности 311300 «Механизация сельского хозяйства», утверждённом Советом академии 2000  г., предусмотрено изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на 5 курсе  в объёме 50 часов, в том числе самостоятельно 34 и на лабораторно – экзаменационной сессии с преподавателем – 16 часов.

Студент-заочник должен выполнить: одну контрольную работу, 4 лабораторные работы и сдать экзамен.

В первом семестре 5 курса студенты слушают лекции в объёме 8 часов, выполняют лабораторные работы в объёме 8 часов, получают методическое указание для выполнения контрольной работы. До начала второго семестра студенты пишут контрольные работы и представляют преподавателю для проверки. При ответе на вопросы организационно – правового характера, необходимо указывать статьи документа, из которого взяты материалы. После проверки контрольной работы с каждым студентом проводится собеседование. Если собеседование пройдёт успешно, то контрольная засчитывается.  Зачтённая контрольная работа приносится студентом на экзамен.

Пользуясь настоящими методическими указаниями, студент приступает к изучению материала изложенного в рекомендуемой литературе. Основные положения изученного материала необходимо законспектировать.

После изучения каждой темы программы, студенту необходимо  устно ответить на контрольные вопросы.

Учебное время для изучения дисциплины с преподавателем распределяется следующим образом:

Тема  1. Введение – 0,5ч.

Тема  2. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности – 1ч.

Тема 3.Правовые и организационные вопросы безопасности жизнедеятельности – 2,0ч.

Тема 4. Производственная санитария – 2,0ч.

Тема 5. Техника безопасности – 2,0ч.

Тема 6. Основы пожаро и взрывобезопасности – 0,5ч.

Литература

1  Конституция РФ  - М.: Юридическая литература, 1993.

2  Об основах охраны труда в РФ, ФЗ №181 от 17 июля 1999.

3  Трудовой Кодекс РФ. – Ижевск, Ижевский полиграфический комбинат  2002 – 232с.

4  Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве и в отдельных отраслях и организациях – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003 – 56с.

5 Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 80 от 17 декабря 2002г.

6 Рекомендации по формированию и организации  деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек. Постановление Министерства труда Российской Федерации от 12 октября 1994г № 64.

7  Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Федеральный закон от 24 июля 1998г № 125.

8 Шкрабак В.С., Луковников А.В., Тургиев А.К. Безопасность жизнедеятельности в сельскохозяйственном производстве. – М.: Колос, 2002 – 512с.

9 Зотов Б.И., Курдюмов В.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве. – М.: Колос, 2000. – 424с.

10    Канарёв Ф.М., Пережогин М.А., Шкрабак В.С. и др. Охрана труда. – М.: Агропромиздат, 1988. - 351с.

11 Охрана труда в сельском хозяйстве. Справочник – М.: Агропромиздат, 1989, - 543с.

12 ППБ (01 – 03) Правила пожарной безопасности в РФ. – 98с.

  

Раздел  2

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ

РАЗДЕЛОВ И ТЕМ КУРСА

 

Тема 1 ВВЕДЕНИЕ

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на социально – экономическое значение охраны труда, её цели и задачи, связь с другими дисциплинами.

Основные термины и определения по охране труда в соответствии ГОСТ, ССБТ и ФЗ № 181. Об основах охраны труда в РФ.

Особое внимание уделить изучению постановлений правительства, касающихся созданию здоровых и безопасных условий труда для работников, а также цели общественных организаций в решении вопросов охраны труда.

 

Контрольные вопросы

Каковы цели и задачи охраны труда в свете постановлений правительства РФ?

2 Каковы задачи профсоюзов и других общественных организаций в улучшении условий труда?

3 Каково социально – экономическое значение охраны труда?

4 С какими дисциплинами тесно связана охрана труда?

Основные термины и определения.

 

Тема  2   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Система «человек – машина – производственная среда» и её основные характеристики. Эргономические и психофизиологические основы безопасности труда. Основные пути создания безопасных и здоровых условий труда.

Изучая эту тему, необходимо усвоить систему «человек – машина – производственная среда», особенности условий труда при выполнении механизированных работ в различных отраслях сельского хозяйства, закономерности нормирования и принципы устранения опасных ситуаций и воздействий неблагоприятных условий труда при комплексной механизации и автоматизации сельскохозяйственного производства. Необходимо изучить классификацию опасных и вредных производственных факторов и принципы их нормирования. Источники травмирования и причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Методы исследования условий и безопасности труда. Показатели травматизма

Основы управления охраной труда. Функции и задачи управления. Показатели безопасности труда.

Основы прогнозирования и профилактики производственного травматизма и профзаболеваний.

Социально – экономические аспекты охраны труда.

Контрольные вопросы

1  Как классифицируются опасные и вредные производственные факторы? Их нормирование.

2   Охарактеризуйте систему «человек – машина – производственная среда» и её роль в травматизме.

Особенности условий труда при выполнении механизированных работ.

4 Способы устранения опасных ситуаций и неблагоприятных условий труда при механизации и автоматизации сельскохозяйственного производства.

5 Психофизиологические возможности человека и их влияние на производительность и безопасность труда.

6 Какими показателями характеризуется производственный травматизм?

7 Основы прогнозирования и профилактики производственного травматизма.

 

 

Тема 3 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

ОХРАНЫ ТРУДА

Изучая указанную тему, необходимо ознакомиться с правовыми и законодательными актами по охране труда (Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ № 181 «Об основах охраны труда в РФ, УК РФ, УПК РФ, Гражданский кодекс РФ). Изучить систему стандартов безопасности труда (ССБТ), отраслевые стандарты и соответствующие им документы (нормы, правила, инструкции). Знать, как осуществляется государственный общественный и административный контроль за охраной труда, кто несёт ответственность за нарушение требований безопасности труда.

Рассматривая организацию работы по охране труда, ознакомиться с организацией службы охраны труда на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса Российской Федерации  (утв. 21 октября 1996г № 10 – 15).

Положение «Об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»  (утв. 24 октября 2002г № 73), ГОСТ 12.0.004 – 90, организация обучения безопасности труда. Общие положения.

Обратить внимание на методику разработки инструкций по охране труда, аттестацию рабочих мест по условиям труда, организацию обучения и повышения квалификации работников села, пропаганду безопасных приёмов труда.

 

Контрольные вопросы

Изложите кратко вопросы охраны труда, освещаемые в основных правовых и законодательных актах РФ.

2 Дайте характеристику систем стандартов безопасности труда.

3 Каков основной принцип построения ССБТ? Какие вы знаете отраслевые стандарты   и нормативные документы (нормы, правила, инструкции)?

4 Льготы, предоставляемые молодёжи и работающим на селе женщинам.

5 Кто осуществляет государственный надзор и контроль за охраной труда?

6 Виды ответственности за нарушение законодательства, правил и норм по охране труда.

7 Как организуется служба охраны труда на предприятии?

8  Обязанности лиц ответственных за охрану труда.

9 Как организовать работу по предупреждению травм и заболеваний?

10 Как планируются и финансируются мероприятия по охране труда?

11 Коллективный договор и соглашения по охране труда. Когда они составляются?

12 Какие применяются методы изучения причин травматизма?

13 Какие вы знаете виды инструктажей? Кто, когда их проводит, как оформляются документы?

14 Как проводится повышение квалификации по охране труда руководителей и специалистов?

15 Каков режим работы работников сельского хозяйства в летнее время?

 

Тема  4  ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ

При изучении данной темы необходимо ознакомиться с вредными производственными факторами, действующими на человека в процессе труда (микроклимат, запылённость, загазованность, освещённость, шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.) на рабочих местах. Меры защиты от них. Обратить внимание на нормирование параметров микроклимата – ГОСТ 12.1.005  ССБТ и Сан П и Н 2.2.4.548.96.

Изучение вопросов  освещения на производстве необходимо начинать с основных сантехнических понятий. Ознакомиться с источниками искусственного и естественного освещения производственных помещений, системами искусственного освещения, видами естественного освещения, методами нормирования освещения, его расчёта и ухода.

Рассматривая вопросы применения в сельском хозяйстве агрохимикатов и пестицидов, необходимо уяснить пути проникновения и действие их на организм человека, меры безопасности при их применении в соответствии с СанП и Н  1.2.1077 .

Необходимо изучить средства коллективной и индивидуальной защиты от вредных и опасных производственных факторов – ГОСТ 12.4.001  ССБТ.

Изучить санитарно- гигиенические требования к генеральным планам, производственным и бытовым помещениям в соответствии с СН и П 1 – 97 и СН и П – 2.10.03.

Изучить методы определения, контроля и нормирования вредных производственных факторов на рабочих местах. Аттестацию рабочих мест по условиям труда в соответствии с «Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утверждённому. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14.03.1997, №12.

 

Контрольные вопросы

1 Какими показателями характеризуется микроклимат?

2 Как нормируются показатели микроклимата?

3 Пыль. Действие пыли на организм человека. Способы защиты от пыли.

4 Виды естественного освещения.

5 Системы искусственного освещения.

6  Расчёты искусственного и естественного освещения.

7 Нормирование освещения.

Вентиляция, её назначение. Виды вентиляции. Расчёт естественной и механической вентиляции.

9 Что такое воздухообмен, кратность воздухообмена?

10 Методы и приборы для контроля параметров микроклимата.

11 Способы защиты от шума и вибрации.

12 Защита от электромагнитных и радиоактивных излучений.

13 Каковы основные санитарно – гигиенические требования к благоустройству предприятий, зданиям и сооружениям?

14 Как осуществляется кондиционирование воздуха?

15 Какие системы отопительных систем вы знаете? Требования к отоплению.

16 Требования, предъявляемые к хранению, транспортировке, отпуску и применению ядохимикатов.

17 Средства индивидуальной защиты. Требования, предъявляемые к ним. 

 

Тема 5  ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Изучая эту тему, необходимо обратить внимание на: требования безопасности, предъявляемые к машинам, механизмам, производственному оборудованию, инструментам, приспособлениям, технологическим процессам; требования, предъявляемые к ограждающим, предохранительным, тормозным и блокировочным устройствам, сигнализации; систему цветов и знаков безопасности.

При изучении электробезопасности  уяснить действия электрического тока на организм человека, факторы, определяющие исход электротравм. Необходимо знать устройство, назначение и принцип действия защитного заземления, защитного отключения, зануления. Опасность статического электричества и методы защиты от него. Методы расчёта защитного заземления. Изучить методы защиты от атмосферного электричества (молниезащита). Методы расчёта молниезащиты.

Изучая безопасность труда при выполнении работ при производстве сельскохозяйственной продукции (растениеводства, животноводства), ТО и ремонт техники, необходимо обратить внимание на опасные и вредные факторы, действующие на человека при работе с машинами и методы защиты от них. Обратить внимание на правильную организацию механизированных работ, особенно работ, которые относятся к категории повышенной опасности (водные переправы, переправы по льду, работа под линиями электропередач, трамбовка силоса и др.)

Изучая безопасность труда при использовании энергосилового оборудования, необходимо обратить внимание на причины травматизма при использовании его, требования безопасности, предъявляемые к конструкции и эксплуатации оборудования; правильную организацию безопасной эксплуатации оборудования  (назначение ответственных лиц, техническое освидетельствование).

Контрольные вопросы

1 Назовите основные, опасные и вредные производственные факторы, действующие на человека при работе на механизмах и машинах.

2  Опасные зоны машин и механизмов.

3  Действие эл. тока на организм человека (виды поражений).

4  Факторы, определяющие исход электротравм.

5 Как производится расчёт защитного заземления, зануления, молниезащиты?

6  Назовите основные причины взрывов паровых котлов.

7 Причины травм при эксплуатации грузоподъёмных машин.

8 Меры безопасности при эксплуатации машинно – тракторных агрегатов.

9  Меры безопасности при выполнении технического обслуживания и ремонта машин.

10 Меры безопасности при выполнении транспортных и погрузоразгрузочных операций.

11 Меры безопасности при эксплуатации машин в животноводстве.

 

Тема 6   ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

По этой теме изучают причины пожаров в сельской местности, условия горения, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. При изучении пожарной безопасности в сельскохозяйственном производстве, необходимо уяснить категории производств и классы помещений по пожаро- и взрывоопасности; пожарную безопасность при ремонте и техническом обслуживании сельскохозяйственной техники, при уборке урожая, при хранении и применении минеральных удобрений и пестицидов, а также пожарную профилактику на животноводческих комплексах и котельных. При рассмотрении этой темы необходимо изучить огнетушащие вещества, пожарную технику, организацию пожарной охраны на селе, организацию тушения пожаров.

 

Контрольные вопросы

1 Что такое горение, температура вспышки, воспламенение и самовоспламенение?

2 Каковы основные причины пожаров?

3 Классификация материалов по возгораемости и методы их определения?

4 На какие категории производства и классы делятся помещения по пожаро - и взрывоопасности?

5 Какие меры пожарной безопасности должны соблюдаться при ремонте и техническом обслуживании сельскохозяйственной техники?

6  Какова пожарная безопасность при уборке урожая?

7 Какова пожарная профилактика на животноводческих комплексах, птицефабриках, водонагревающих и теплогенерирующих установках?

8  Как производится расчёт расхода воды на пожаротушение?

9 Каковы свойства огнетушащих веществ: порошков, воды, химической и воздушно – механической пены, углекислых и инертных газов?

10  Какие имеются виды огнетушителей?

11 Какая сельскохозяйственная техника используется для тушения пожаров?

12 Как организована пожарная охрана на селе?

13 Как организуется тушение пожаров?

 

Тема 7  ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ

 

При рассмотрении этой темы необходимо изучить организацию доврачебной помощи, правила проведения искусственного дыхания, закрытого массажа сердца, первую помощь при поражении электрическим током, ранении, кровотечении, ожогах, переломах, ушибах, растяжении связок, тепловом и солнечном ударах, отравлениях, несчастных случаях на воде.

 

Контрольные вопросы

1  Как оказать первую помощь при поражении эл. током?

2  Как оказать первую помощь при переломе ноги?

3  Как оказать первую помощь при кровотечении?

4  Как оказать первую помощь при растяжении связок?

5  Оказание первой помощи при отравлениях.

6  Как оказать первую помощь при солнечном и тепловом ударе?

 

Раздел  3

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

 

После усвоения вопросов, приведённых в разделе 2, студент выполняет контрольную работу по индивидуальному варианту задания. В каждый вариант задания входят девять вопросов и одна задача. Номер варианта определяется двумя последними цифрами учебного шрифта студента. Против номера варианта указаны номера вопросов и задачи, подлежащие выполнению в контрольной работе.

Работа должна быть выполнена чернилами чётко и разборчиво. Отвечая на вопросы, не следует переписывать текст, а нужно излагать содержание своими словами. Причём, в ответе должно отражаться основное содержание вопроса. Перед каждым ответом необходимо поместить текст вопроса. При выполнении контрольной работы следует пользоваться содержанием ГОСТов, СниП, СН, СанПиН. Схемы, рисунки выполняются чёрной пастой.

В конце контрольной работы необходимо привести перечень использованной литературы (включая ГОСТы, СН, СниП, Правила).

Для замечаний рецензента на каждой странице с правой стороны должны быть оставлены поля размером 30 – 40 мм.

Ниже приводятся номера вариантов и номера контрольных вопросов, включённых в задание - таблица 1.

 

 Таблица 1 -  Номера вариантов контрольных вопросов

Номера вариантов (последние цифры шифра студента)

 

Номера контрольных вопросов

Номера задач

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

00

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

14

8

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

34

33

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

60

59

53

57

56

55

54

53

52

51

41

42

80

79

78

77

76

75

74

73

72

71

70

61

62

63

64

65

66

67

68

69

66

65

95

94

93

92

91

90

96

97

99

100

80

89

88

87

86

85

84

83

82

81

100

99

115

116

117

118

120

119

110

111

112

113

114

106

107

108

109

101

102

108

104

105

104

102

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

140

139

138

137

126

134

133

150

159

148

137

156

145

144

143

142

141

150

148

149

142

141

143

144

145

146

147

152

151

160

163

157

150

163

160

162

161

160

150

163

162

161

156

157

155

163

154

152

161

162

161

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

164

165

166

 

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

10

11

15

1

3

2

4

5

6

12

13

15

20

19

31

30

29

28

27

26

25

24

23

22

21

36

35

40

44

45

46

47

48

49

50

60

59

58

57

56

51

52

63

62

61

67

68

69

71

70

72

73

74

75

76

77

97

96

95

94

93

92

90

89

83

87

86

85

84

83

104

105

106

107

110

108

109

120

119

118

117

116

115

114

131

130

129

128

127

126

125

124

123

122

121

140

139

138

149

149

147

141

142

143

144

145

146

150

159

148

150

146

156

156

154

153

162

161

155

160

161

162

163

160

161

159

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

37

38

39

40

41

42

43

44

45

18

17

16

10

9

8

7

6

5

39

38

37

27

26

25

24

23

22

53

54

55

51

52

53

41

42

43

78

79

80

67

68

69

70

63

64

82

81

91

84

83

82

81

85

86

113

112

111

102

104

112

113

114

104

137

136

135

127

126

128

125

129

130

145

144

143

140

149

141

148

151

146

158

157

156

154

153

152

161

160

163

182

164

165

166

167

168

169

170

171

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

4

3

2

1

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

20

3

21

28

29

30

34

33

32

31

35

36

40

39

37

38

34

35

46

45

44

47

48

49

50

54

55

56

57

58

60

59

48

41

65

66

71

75

72

73

74

61

62

76

77

78

79

80

61

71

871100

99

98

97

96

95

94

93

92

91

90

89

88

86

82

115

105

116

117

106

118

107

119

108

120

109

110

111

101

104

105

 

131

124

132

133

123

134

135

136

137

122

138

139

121

140

121

126

 

142

156

154

143

150

152

151

144

150

145

149

148

146

147

143

146

156

162

161

157

160

163

162

155

161

163

162

160

161

158

159

161

172

173

174

175

171

177

178

179

180

181

182

164

165

166

167

168

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

19

18

2

17

1

16

15

14

4

13

12

5

11

10

9

6

8

7

1

2

12

13

34

4

14

5

15

7

6

16

8

17

18

9

19

11

20

10

21

36

37

38

22

39

40

33

23

32

24

31

30

28

25

28

26

27

22

21

23

20

24

39

25

38

37

26

36

35

27

34

28

30

29

31

32

33

49

42

50

46

51

47

52

53

54

55

48

56

44

57

58

45

59

60

47

48

51

52

40

49

50

46

53

45

54

56

55

44

57

13

58

59

42

41

 

72

62

70

73

69

74

63

76

76

68

77

67

78

66

79

65

80

64

61

66

74

67

79

60

68

69

62

73

75

63

77

20

71

64

65

76

78

77

87

88

89

83

90

84

91

94

93

92

95

85

96

97

98

81

99

100

83

98

97

80

96

84

85

99

86

95

94

87

93

82

92

88

81

91

89

90

111

106

112

101

113

114

102

115

102

116

117

104

118

119

108

120

109

110

102

116

118

100

117

119

101

104

109

105

110

104

111

108

112

113

103

114

115

107

 

127

125

128

129

130

124

131

132

133

136

137

123

138

134

135

139

140

122

136

123

137

124

138

120

125

126

135

121

127

123

134

122

132

129

139

131

139

130

144

149

151

150

152

154

145

143

142

152

146

136

147

141

148

149

142

150

145

144

148

137

139

140

150

151

141

152

145

143

142

149

146

148

143

157

149

140

158

160

162

163

161

163

162

154

155

160

155

156

157

156

158

157

159

160

157

156

154

151

153

162

163

162

161

160

165

161

160

162

159

156

158

160

163

157

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

175

179

180

181

182

164

165

166

167

168

  

3.1 Перечень вопросов и задач для контрольной работы

 

1 Основные законодательные акты РФ по охране труда.

2 Основные понятия в области охраны труда.

3 Основные направления государственной политики в области охраны труда.

4  Права и обязанности работника в области охраны труда.

5 Компенсации за тяжёлые, вредные и опасные условия труда.

6 Ответственность работодателя, главных специалистов за нарушение законодательства, правил и норм охраны труда.

7  Коллективный договор и соглашение по охране труда.

8   Рабочее время.

9  Время отдыха.

10 Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

11  Порядок разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда.

12 Создание и оборудование кабинетов и уголков по охране труда.

13 Порядок возмещения вреда пострадавшим на производстве.

14 Система управления охраной труда, направление работ.

15 Организация работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

16 Трёхступенчатый административно – общественный контроль по охране труда и проведение дня охраны труда в организации.

17 Организация обучения и проверки знаний по охране труда (ГОСТ 12.0.004 ).

18 Классификация опасных и вредных производственных факторов.

19  Медико – профилактические мероприятия.

20 Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

21 Гарантии права работников на  труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

22 Служба охраны труда в организации. Её задачи.

23 Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

24 Федеральная инспекция труда. Её функции, права.

25  Аттестация рабочих мест по условиям  труда. Цели и задачи аттестации. Организация аттестации рабочих мест на предприятии.

26 Организация проведения обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессионального заболеваний.

27 Санитарные требования, предъявляемые к выбору места для строительства сельскохозяйственного предприятия и благоустройству его.

28  Санитарно-бытовое обеспечение работников.

29  Организация проведения работ по применению пестицидов на предприятии.

30  Организация проведения работ повышенной опасности на предприятии. Перечень работ повышенной опасности.

31 Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.

32 Какими документами следует пользоваться при определении работ, при которых показана выдача молока? Порядок выдачи молока.

33 На основании какого ГОСТа проводятся инструктажи? Вид инструктажей. Какие документы оформляются при проведении инструктажей.

34 Содержание вводного инструктажа (основные вопросы). Когда, кто проводит, где регистрируется?

35 Содержание первичного инструктажа на рабочем месте (основные вопросы). Когда, кто проводит, где регистрируется?

36 Содержание повторного инструктажа (основные вопросы). Когда, кто проводит, где регистрируется?

37 Содержание внепланового инструктажа (основные вопросы). Когда, кто проводит, где регистрируется?

38 Приведите перечень работ повышенной опасности и опишите организацию проведения этих работ.

39 Какие несчастные случаи подлежат расследованию и учёту?

40 Как расследуются групповые несчастные случаи? Куда должен сообщить работодатель о групповом несчастном случае?

41 Кто расследует и учитывает несчастные случаи с учащимися, проходящими производственную практику под руководством: а) технического персонала учебного заведения; б) технического персонала предприятия?

42  Охрана труда женщин.

43 Куда, кому направляются акты Формы Н – 1 после утверждения их работодателем? Куда (кому) должен сообщить работодатель о несчастном случае  на производстве со смертельным исходом? Каков порядок расследования несчастного случая со смертельным исходом?

44  Каков порядок расследования и учёта несчастных случаев на производстве с работником, прикомандированным из другой организации?

45 Каково назначение инспекций Госэнергонадзора?

46 Снимите копию отчёта о пострадавших при несчастных случаях и расходовании средств на мероприятия по охране труда (форма  7 травматизм) за прошедший год в своём хозяйстве. Дайте критический анализ правильности составления отчёта, рассчитайте значения коэффициентов частоты и тяжести.

47 Охрана труда молодёжи.

48 Обязанности работодателя в области охраны труда.

49  Каковы должностные обязанности инженера по охране труда сельскохозяйственных предприятий? Раскройте их содержание.

50  Обязанности главных специалистов в области охраны труда.

51  Дайте определение понятий: «производственная санитария», «вредный производственный фактор». Приведите в качестве примера какой-либо технологический процесс в сельскохозяйственном производстве и охарактеризуйте сопутствующие  ему вредные производственные факторы. Что понимается под «предельно допустимыми концентрациями» каких-либо вредных газовыделений, пылевыделений.

52   К. Каким профессиональным заболеваниям может привести наличие в зоне дыхания человека кремнесодержащей пыли? Приведите в качестве примера предельно допустимую концентрацию  какой –либо вредной пыли. Опишите методику определения фактической концентрации пыли в рабочей зоне.

53  Каково действие угарного газа, паров аммиака, бензина на человека? Приведите предельно допустимые концентрации паров данных веществ в воздухе рабочей зоны. Опишите методику определения загазованности воздуха в рабочей зоне с помощью прибора УГ – 2.

54 Метеорологические условия в рабочей зоне и их действие на самочувствие человека в соответствии с ГОСТом 12.1.005, СанП и Н 2.2.4.548.

55  Опишите методику определения относительной влажности и скорости движения воздуха на рабочем месте. Какая относительная влажность и скорость воздуха  при работе в помещениях считаются оптимальными?

56  Факторы, определяющие исход электротравм.

57 На сколько разрядов по зрительному напряжению делятся работы? Что нужно знать, чтобы определить разряд работы по зрительному напряжению?

58 Как определяется под разряд работы по зрительному напряжению? Приведите примеры.

59  Что понимается при искусственном освещении под системой общего и комбинированного освещения? Является ли обязательным применение комбинированного освещения при выполнении пятого разряда, подразрядов «а», «в»?

60 Опишите, каким образом следует организовать искусственное освещение газогенераторных помещений?

61 Как нормируется естественное освещение при боковом, верхнем и комбинированном расположении световых проёмов? Приведите пример.

62 В чём заключаются мероприятия по уходу за естественным и искусственным освещением?

63 В каком диапазоне частот изменение давления воздушной среды воспринимается как звук? Что такое инфра-и ультразвук? Действие их на организм человека. Защита от них.

64 Поясните, что понимается под термином «пороговая величина звукового давления». Чему равна пороговая величина звукового давления?

65 Управление охраной труда. Задачи управления. Функции управления.

66  Действие шума на человека. Нормирование шума. Средства индивидуальной защиты.

67 Какими параметрами характеризуются вибрации? Понятия «виброскорость», «виброускорение»? Действие вибрации на человека. Защита от неё.

68 Опишите устройство общеобменной вентиляции помещений. Как рассчитывается количество воздуха, необходимое для удаления пыли?

69 Опишите устройство местной вытяжной вентиляции. Приведите схемы устройства. В каких случаях следует применять местную вытяжную вентиляцию?

70 Как рассчитывается количество вредных веществ (окиси углерода, окиси азота), выделяющихся при работе двигателей внутреннего сгорания?

71 Как рассчитывается количество воздуха, необходимое для удаления избыточного тепла?

72 Как рассчитывается количество воздуха, необходимое для удаления газов, выделяющихся в помещениях?

73 Как рассчитывается количество воздуха, необходимое для удаления избыточной влаги, выделяющейся в помещении?

74 Что понимается по коэффициентом воздухообмена? Физический смысл коэффициента.

75 Назначение, устройство и расчёт дефлекторов.

76  Действие вибраций на человека. Нормирование вибраций. Средства индивидуальной защиты. Профилактические мероприятия по предупреждению виброболезни. В каком ГОСТе приведены допустимые параметры вибрации на сиденье водителя, площадке оператора и органах управления трактором?

77 Охарактеризуйте основные вредные производственные факторы при работе с радиоактивными веществами. Какие меры охраны труда должны соблюдаться при работе с ними?

78 Кто и когда проводят  техническое освидетельствование котлов, не зарегистрированных    в органах Госнадзора? Порядок проведения технического освидетельствования.

79 Какие вопросы изучаются в разделе «Техника безопасности»? Что понимается по терминами «опасный производственный фактор», «опасная зона»?

80 Что обязывает предусматривать ГОСТ 12.3.002 при проектировании, организации технологических процессов?

81 Какие основные нормативные требования устанавливают ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 12.2.049 и ГОСТ 12.2.061 к элементам конструкций и рабочим местам?

82 Технические средства обеспечения безопасности. Требования, предъявляемые к ним.

83 Роль сигнальных цветов и знаков безопасности в предупреждении несчастных случаев.

84 Какие минимальные разрывы допускаются между машинами, находящимися на ремонте, элементами оборудования в здании мастерской?

85 Опишите действие электрического тока на организм человека и животных (виды поражений).

86 Приведите схемы и поясните принцип действия защитного заземления,  зануления и защитного отключения.

87 Как классифицируются помещения по опасности поражения электрическим током?

88 Дайте понятие о шаговом напряжении и напряжении прикосновения. Приведите схемы.

89 Требования, предъявляемые к цеховым заземляющим устройствам. Устройство и расчёт заземляющих устройств.

90 Понятие о выравнивании потенциалов. Устройство выравнивания потенциалов в животноводческих помещениях (приведите схему).

91 Приведите значение удельных сопротивлений различных видов грунта. Что понимается под удельным сопротивлением грунта? Методика замера удельного сопротивления грунта.

92 Требования к персоналу I, II, III квалифицированных групп по технике безопасности, обслуживающему электроустановки.

93 Опишите порядок проверки сопротивления заземляющих устройств и применяемые приборы. Приведите схему.

94  Требования к состоянию изоляции электрооборудования, приборы, применяемые для проверки сопротивления изоляции. Порядок замера сопротивления изоляции.

95 Статическое электричество. В чем заключается опасность проявления статического электричества. Меры борьбы со статическим электричеством. Меры безопасности при сливе легковоспламеняющихся жидкостей.

96 Опасность прямого грозового разряда и вторичных проявлений грозовой деятельности. Опишите существующие конструкции молниезащитных устройств (стержневая , тросовая, сетчатая), приведите схемы, поясняющие конструкцию устройства. Опишите правила поведения людей во время грозы.

97 Какие грузоподъёмные машины не подлежат регистрации в органах технадзора?

98 Содержание операций и сроки проведения частичного технического освидетельствования грузоподъёмных машин.

99 Признаки, по которым выбраковываются стальные канаты, цепи, траверсы, грузовые крюки, стропы.

100 Организация безопасной эксплуатации грузоподъёмных машин.

101 Каковы основные причины взрыва паровых котлов?

102  Какими контрольно-измерительными приборами и арматурой должны быть оборудованы водогрейные котлы с температурой нагрева воды до 1150 С? Требования к манометрам.

103  Какими контрольно-измерительными приборами и арматурой должны быть оборудованы паровые котлы с давлением менее 0,07 Мпа (0,7 кгс/см2)? 

104 Техническое освидетельствование водогрейных и паровых котлов. Операции, входящие в техническое освидетельствование. Порядок проведения технического освидетельствования.

105 Требования к помещениям котельных, размещение в них оборудования.

106 Организация безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов.

107  Какие опасные производственные факторы могут иметь место при эксплуатации электроводонагревателей? Правила безопасной эксплуатации водонагревателей.

108  Какие опасные и вредные производственные факторы могут иметь место при эксплуатации теплогенераторов?

109 В чём заключается опасность работы тракторов, комбайнов вблизи линий электропередач? Каковы минимально допустимые расстояния от провода ЛЭП до наивысшей точки машины?

110 Каков порядок ввода в эксплуатацию переоборудованных или вновь изготовленных в порядке рационализации в хозяйстве машин, механизмов, приспособлений?

111 Организация переправ машин вброд.

112 Какова допустимая крутизна склонов, на которых разрешается работать  тракторам и комбайнам общего назначения?

113  Почему аммиаковозы, бензовозы должны иметь заземляющие устройства? Меры безопасности при сливе легковоспламеняющихся жидкостей.

114 Охарактеризуйте основные вредные и опасные производственные факторы при работе на посевных агрегатах. Определите требования техники безопасности и производственной санитарии, которые должны соблюдать лица, обслуживающие посевные агрегаты.

115 Основные  опасные ситуации при скирдовании соломы. Меры безопасности. Каков минимальный допустимый диаметр стального каната тросовой волокуши?

116 Основные  опасные ситуации при силосовании кормов. Меры безопасности при силосовании. Почему при трамбовке силосной массы рекомендуется двери кабины трактора держать открытыми?

117  Основные  опасные ситуации при землеройных работах. Меры безопасности. Каковы предельно допустимые углы при перемещении грунта бульдозеров на подъём, под уклон и при поперечном уклоне?

118 Организация безопасной переправки тракторов и автомобилей через замёрзшие водоёмы. При какой минимальной толщине льда можно разрешить переправу по льду трактора К – 701, если температура воздуха равна – 60С, а масса полностью заправленного трактора 12 тонн?

119 Какими санитарно – бытовыми помещениями должны быть оборудованы полевые станы? Требования к санитарно – бытовым помещениям.

120 В каких случаях разрешается работа и проезд машин на участках полей и дорог, над которыми проходят линии электропередач?

121 Охарактеризуйте основные  опасные и вредные производственные факторы при подработке зерна на механизированных токах. Определите требования охраны труда на механизированных токах.

122 Требования к трактористам-машинистам, выделенным для выполнения транспортных работ на дорогах местного, республиканского и союзного значения.

123 Требования техники безопасности к техническому состоянию тракторных агрегатов, предназначенных для выполнения транспортных работ.

124  Какие правила безопасности должны соблюдать при перевозке людей, животных, опасных грузов?

125  Опишите требования безопасности при буксировке тракторов и самоходных машин.

126  Меры безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.

127 Какими санитарно-бытовыми помещениями должны оборудоваться ремонтные мастерские? Требования к содержанию санитарно – бытовых помещений.

128 Охарактеризуйте возможные травмоопасные ситуации  при работе на металлообрабатывающих станках и опишите правила безопасной работы.

129 Охарактеризуйте основные опасные и вредные производственные факторы при работе на обдирочно-шлифовальных станках. Определите меры по предотвращению проявления опасных и вредных факторов. Испытания обдирочно-шлифовальных кругов.

130 Охарактеризуйте основные  вредные и опасные производственные факторы при работе в покрасочных отделениях. Определите меры, обеспечивающие требования охраны труда.

131 Требования, предъявляемые к слесарному инструменту.

132 Охарактеризуйте основные опасные и вредные факторы в отделениях обкатки двигателей. Определите меры, обеспечивающие требования охраны труда в отделениях обкатки двигателей.

133 Охарактеризуйте основные опасные и вредные производственные факторы в кузнечных отделениях, определите требования охраны труда в кузнечных отделениях.

134 Охарактеризуйте основные опасные и вредные производственные факторы  в шиноремонтных отделениях. Определите требования охраны труда в шиноремонтных отделениях.

135 Охарактеризуйте основные опасные и вредные производственные факторы при работе на дисковых пилах. Определите требования охраны труда при работе на дисковых пилах.

136 Охарактеризуйте основные опасные и вредные производственные факторы при выполнении электросварочных работ. Определите требования охраны труда при производстве электросварочных работ. Приведите рекомендации по подбору светофильтров.

137 Охарактеризуйте возможные опасные и вредные производственные  факторы при выполнении газосварочных работ. Меры безопасности при работе с газогенераторами, кислородными и ацетиленовыми баллонами,  барабанами, карбидом кальция. Опишите назначение и приведите схему устройства водяного затвора.

138 Как должны оборудоваться осмотровые канавы и эстакады?

139 Охарактеризуйте основные опасные и вредные производственные факторы при работе в аккумуляторных отделениях. Определите меры, обеспечивающие требования охраны труда в аккумуляторных отделениях.

140 Охарактеризуйте основные  опасные и вредные производственные факторы при выполнении жестяно-медицинских работ. Определите меры, обеспечивающие требования охраны труда при выполнении жестяно-медицинских работ.

141 Охарактеризуйте (на примере 2 – 3 конкретных машин) опасные и вредные производственные факторы при эксплуатации кормоприготовительных машин в животноводстве. Определите меры, обеспечивающие требования охраны труда при эксплуатации этих машин.

142 Требования к лицам, выделенным для ухода за быками-производителями. В каком возрасте быкам-производителям  в носовую перегородку вводят кольцо?

143  Охарактеризуйте опасные и вредные производственные факторы при эксплуатации установок, используемых в животноводстве. Определите требования охраны труда, обеспечивающие безопасность работы.

144 Условия допуска к работе лиц, связанных с применением ядохимикатов. Меры безопасности при работе с ядохимикатами. Средства защиты органов дыхания.

145 Охарактеризуйте вредные и опасные производственные факторы при протравливании семенного материала. Определите требования охраны труда, обеспечивающие безопасность этих работ.

146 Опишите меры первой доврачебной помощи лицам при ранениях, переломах и вывихах.

147 Опишите меры первой помощи при поражениях электрическим током, ожогах, обморожениях и отравлениях.

148 Классификация производств по категориям взрыво-пожарной опасности    согласно НПБ 105-95. Определите категорию пожароопасности производства, связанного с выполнением столярных работ, механической обработкой (токарных, шлифовальных и фрезерных работ), получением ацетилена в газогенераторных помещениях.

149 Понятие о температуре вспышки, температуре воспламенения, температуре самовоспламенения.

150  Пожарная профилактика при эксплуатации складов ТСМ.

151 Понятие об автоматических системах пожаротушения (спиринклерные и дренчерные установки)

152 Опишите, из каких соображений выбирается противопожарный разрыв между зданиями и сооружениями.

153 Опишите требования пожарной профилактики в животноводстве. Обратите особое внимание на конструктивно – планировочные требования (выбор требуемой степени огнестойкости, защиту чердаков от распространения по ним огня, размещение ворот, организацию молниезащиты) и поддержание необходимого противопожарного режима при устройстве и эксплуатации технологического и электротехнического оборудования (теплогенераторов, электроводонагревателей, вакуумных установок и т.д.).

154  Опишите требования к противопожарному водоснабжению населённых пунктов и объектов.

155 Опишите требования пожарной безопасности при производстве и хранении витаминной муки.

156 Опишите требования пожарной безопасности к животноводческим помещениям.

157 Опишите требования пожарной безопасности при уборке зерновых культур.

158 Опишите требования пожарной безопасности при хранении ядохимикатов и минеральных удобрений, обратив внимание на пожароопасные, взрывоопасные свойства ядохимикатов и минеральных удобрений и меры безопасности при тушении пожаров на этих объектах.

159 Приведите схемы и опишите устройство огнетушителей ОВП-5, ОУ-2. Приведите компоненты зарядов, охарактеризуйте области их применения.

160 Организация пожарной охраны на сельскохозяйственных предприятиях. Задачи и структура пожаросторожевой охраны и добровольных пожарных дружин.   Профилактическая работа.

161 Охарактеризуйте наиболее пожароопасные производства в ремонтных мастерских. Опишите требования пожарной безопасности к этим производствам.

162 Охарактеризуйте пожароопасность складов ТСМ и опишите требования пожарной безопасности, предъявляемые к ним.

163 Первичные средства пожаротушения. Их назначение, применение.

164 Рассчитайте, какое количество воздуха необходимо удалить из отделения обкатки карбюраторных двигателей для поддержания концентрации угарного газа (СО) в помещении в пределах допустимой нормы. Известно, что в отделении одновременно обкатывается 4 двигателя ЗИЛ-130, часовой расход топлива всех двигателей равен 100кг/ч, доля содержания СО в отработанных газах равна 4,0%, а доля прорывающаяся в помещение из системы газоотвода, составляет 0,05% от общего количества угарного газа в продуктах сгорания.

165 При работе молтковой дробилки КДУ-2 в помещение через неплотности прорывается 0,2 г/с, нетоксичной пыли зерновых отходов с примесью двуокиси кремния (SiO2) менее 2%. Количество воздуха, удаляемого из помещения L = 0,5 м3/с. Определите, какова при этом будет фактическая концентрация пыли в помещении. Будет ли фактическая концентрация пыли удовлетворять санитарно-гигиеническим нормам и будет ли она взрывоопасна?

166 Определите, какой должна быть температура приточного воздуха, поступающего в помещение обкатки двигателей, обеспечивающая удаление из помещения всех теплоизбытков. Известно, что в отделении выделяется 140 000 Вт избыточного тепла, производительность вытяжной вентиляции равна 12 000 м3/ ч, температура удаляемого воздуха равна +300С, плотность приточного воздуха равна 1,205 кг/м3.

167  В отделении мойки деталей в окружающую среду выделяется 0,7 г/с водяных паров. Рассчитайте, какое количество воздуха необходимо удалить из помещения для поддержаия относительной влажности φ=60%, при влажности поступающего воздуха 50%, температура удаляемого и поступающего воздуха соответственно равна 250 С и 150 С.

168 Помещение ремонта дизельной топливной аппаратуры оборудовано общей системой искусственного освещения. Система общего освещения рабочих местосуществляется светильниками с лампами накаливания мощностью 150 Вт каждая, коэффициент использования осветительной установки ηс = 0,47, площадь помещения Sп=40м2. Рассчитайте фактическую освещённость рабочих мест. Задайтесь недостающими параметрами, предварительно обосновав их, сопоставьте фактическую освещённость с освещённостью, рекомендуемой СниП, дайте заключение.

169  Помещение ремонта дизельной топливной аппаратуры освещается боковыми светопроёмами. Площадь помещения 37,5м2 (длина – 7,5м, ширина – 5м); площадь светопроёмов 9м2, превышение верхнего края окна над рабочей поверхностью h =2,5м; средневзвешенный коэффициент отражения стен, потолка, пола r= 0,4. Рассчитайте фактическую минимальную величину коэффициента естественной освещённости. Сопоставьте полученную величину с рекомендованной нормами, дайте заключение (недостающим параметрам задайтесь самостоятельно, предварительно обосновав их).

170 Уровень звукового давления в отделении обкатки двигателей равен 110дБ. Определите фактическую величину среднего звукового давления.

171 В отделении обкатки двигателей одновременно обкатку проходят четыре двигателя с уровнями шума 105, 103, 100 и 97 дБ. Определите суммарный уровень шума в отделении.

172 Заземление электрооборудования в линии элетропередач с глухозаземлённой нейтралью выполнено с грубым нарушением ПУЭ: часть оборудования занулена, часть заземлена. Сопротивление нулевой точки трансформатора (R0) равно сопротивлению заземления (R3) незанулённого оборудования и равно 4 ОМ. Линейное напряжение в сети равно 380 В, сопротивлением фазного и нулевого провода пренебрегаем. Рассчитайте величину тока, протекающего через человека, прикоснувшегося к занулённому оборудованию при пробе изоляции заземлённого оборудования, если известно, что сопротивление человека 1000 Ом. Оцените степень опасности.

173 Рассчитайте количество заземлителей в контуре заземления, выполненном в суглинистом грунте. Сопротивление растекания тока с контура заземления должно быть менее 10 Ом. Удельное сопротивление грунта равно 4000 Ом см. В наличии имеются металлические стержни диаметром 5 см., длиной 250 см  и металлическая полоса шириной 5 см, глубина заложения труб 80 см.

174 Рассчитайте радиус зоны защиты одиночного стержневого молниеотвода высотой  20 м на высотах 14, 16, 12 м. Приведите расчётную схему.

175 Размеры защищаемого от атмосферного электричества объекта равны: a=16м – длина объекта, b=12м – ширина объекта. hх =6м – высота объекта. Рассчитайте высоту молниеотвода на пересечении диагоналей плоскости крыши объекта, обеспечивающего защиту.

176  Логарифмический уровень виброскорости объекта LV = 140дБ (децибел). Определите абсолютное значение величины скорости.

177 Рассчитайте теоретический остановочный путь агрегата, состоящего из трактора ЮМЗ-6Л и гружёного прицепа 2ПТС-4 для случая, когда прицеп не оборудован тормозами, при условии, что агрегат движется по ровной сухой дороге со скоростью 24,5 км/ч. В момент начала торможения ведущие колёса трактора доводят до юза; масса трактора 3400 кг, масса гружёного прицепа 5000 кг, нагрузка, приходящаяся на ведущие колёса трактора, составляет 2/3 массы трактора; торможение происходит при условии, если коэффициент сцепления шин с дорогой равен 0,6.

178 Рассчитайте теоретический остановочный путь агрегата, состоящего из трактора МТЗ-80 и гружёного прицепа 2 ПТС-4 для случая, когда трактор и прицеп оборудованы технически исправными тормозами. Агрегат движется по ровной сухой дороге со скоростью 15 км/ч, масса трактора 3200 кг; масса гружёного прицепа 5000кг; нагрузка, приходящаяся на ведущие колёса трактора, составляет 2/3 массы трактора. В момент начала торможения ведущие колёса трактора и прицепа доводятся до юза, коэффициент сцепления шин с грунтом равен 0,6.

179 Животноводческое помещение оборудовано шестью вытяжными шахтами, сечением 0,7х0,7 м и высотой 3,5м. Каждая шахта оборудована заслонкой, позволяющей регулировать сечение шахты. Рассчитайте площадь проходного сечения шахты, обеспечивающую удаление 10 000 м3/ч воздуха при условии, что температура удаляемого воздуха tвв=200С, а температура приточного воздуха  tвн=80С, коэффициент, учитывающий потерю скорости воздуха в канале шахты, ψс= 0,6.

180 Определите теоретическую скорость, при которой может произойти занос трактора при движении по ровной укатанной грунтовой дороге на повороте с радиусом закругления Rпов=10м, коэффициент бокового сцепления шин с грунтом  fбок=0,5.

181 Определите теоретическую скорость, при которой может произойти опрокидывание трактора ЮМЗ – 6Л при движении на повороте дороги с радиусом,  равным 8м, при условии, что поперечная база трактора 1,4м, а высота центра тяжести hц – 1,0м.

182 Плоская квадратная плита массой Q=3000 кг с помощью четырёх строп одинаковой длины подвешена к крюку грузоподъёмной машины. Каждая стропа наклонена под углом α к вертикали. Рассчитайте натяжение Т в стропах для значений α , соответственно равных 30, 45, 75 и 900. Постройте график значения Т в функции угла α.