Каталог

Помощь

Корзина

Пожарная безопасность в строительстве. Здание средней школы на 12 классов

Оригинальный документ?

Содержание

 

Введение3

1. Краткая характеристика объекта4

2. Определение требуемой степени огнестойкости5

3. Экспертиза строительной части проекта5

4. Экспертиза противопожарных преград6

5. Экспертиза объемно планируемых решений8

6. Экспертиза путей эвакуации9

7. Экспертиза противодымной защиты12

8. Расчеты13

9.  Письмо в16

10.  Литература17

 

Введение

 

Здания образовательного профиля очень опасны исходя из соображений пожарной безопасности. Постоянной наличие большой горячей нагрузки, опасных производств вкупе с практически постоянным пребыванием большого количества людей, особенно младшего возраста делает эти здания опасными вдвойне.

Сложность планировки, быстрое распространение огня практически по всему зданию, аккумуляция температуры в больших объемах здания, возможность возникновения паники среди посетителей во время эвакуации - вот лишь некоторые факторы затрудняющие работу пожарных подразделений. Вследствие особенности развития пожаров в образовательных учреждениях возможны разрушения строительных несущих конструкций. Это в первую очередь приносит огромный материальный ущерб и возможно даже гибель большого числа людей. Поэтому в первую очередь важно предупредить пожар. Важная роль в этом деле отводится контролю за соблюдением норм и правил пожарной безопасности на стадии планирования объектов.

Технические решения и выявленные недостатки на стадии проектирования направлены на:

· предупреждение пожаров;

· обеспечение условий эвакуации людей, имущества из здания на случай пожара;

· создания условий для успешной локализации и ликвидации пожара.

 

1.     Краткая характеристика объекта

 

Здание средней школы на 12 классов (216 учащихся) имеет размеры в плане 62,4х48,51 м. Несущие стены и стены лестничных клеток из силикатного кирпича, оштукатуренная с двух сторон цементно-песчаным раствором толщиной по 1,5 см с каждой стороны; ненесущие стены и перегородки  из пустотелых стеклянных блоков (d=60 мм); колонны стальные с огнезащитой из керамзитовых плит, толщина огнезащиты 30 мм (обогрев со всех сторон);  покрытие и междуэтажные перекрытия – железобетонная плита перекрытия (покрытия) из легкого бетона (керамзитбетон), размеры плит 5760х1590х220 мм, рабочая арматура выполнена из стержней диаметром 8 мм, класс арматуры А-III, защитный слой состоит из бетона на силикатном заполнителе толщиной 20 мм, опирание по двум сторонам, плита сплошная (без пустот), отношение длительно действующей части нагрузки к полной нормативной равно 0,5; балки (ригели) перекрытий -  железобетонная балка, бетон легкий (керамзитбетон), поперечное сечение балки 200х200, рабочая арматура стержневая, класс арматуры А-I, расстояние от обогреваемой поверхности до оси арматуры 45 мм, отношение длительно действующей части нагрузки к полной нормативной равно 0,8, обогрев балки с трех сторон (балка статически не определима); косоуры и балки лестниц – стальные с огнезащитой фосфатным покрытием толщиной а=15 мм.

Здание двухэтажное с подвалом. Подвал расположен на отметках от 0.000 до -2.820, первый этаж расположен на отметке 0.000, второй на отметке +3.300, покрытие +7.055.

В подвале имеются следующие помещения: Гардеробные  для  учащихся, венткамера, спец. помещения, тепловой  центр, спец. помещения, санузел  для  женщин, санузел  для  мужчин, венткамера, электрощитовая, холодильная  камера, помещение  фреона, кладовая  овощей, коридоры.

На первом этаже располагаются следующие помещения: помещение I-ого класса, спальня – игровая, санузел  и  умывальник  для  учащихся, входное  помещение, помещение  II –ого  класса, помещение  III –его  класса, помещение  IV –ого  класса, универсальное  помещение  для ручного труда, технической игрушки, моделирования, художественного воспитания, рекреационное  помещение, санузел  для  девушек, санузлы  для  мальчиков, вестибюль, лаборатория  физики, лаборатория  физики  и  астрономии, лаборатория  биологии, лаборатория  биологии  и  химии, лаборатория  химии, кабинет  профессиональной  ориентации, кабинет  математики, рекреационное  помещение, кладовая  уборочного  инвентаря, кружок  юных  натуралистов, кабинет  врача, фотолаборатория, раздевалка  для  мальчиков, раздевалка для девушек, учебно-спортивный зал, снарядная, комната хранения  мелкого спортивного  инвентаря и инструкторская, инструментальная-комната мастера, комбинированная мастерская по обработке металла и древесины для учащихся V-IX   классов, кладовая  для  хранения  сырья  и  готовой  продукции, кабинет обслуживающих видов труда для учащихся V-IX классов (по обработке тканей и кулинарии), обеденный зал комната  для приема  пищи, горячий,  холодный,  мясо-рыбный  цехи,  помещение  для  резки  хлеба, моечная  столовой  и  кухонной  посуды, овощной  цех, бельевая, кладовая  сухих  продуктов, гардеробная  персонала, санузел  для  персонала, тамбур кладовая садово-огородного инвентаря, коридорыамбуры.

На втором этаже: Кабинет  истории  и  обществоведения, географии, кабинет иностранных языков, кабинет  русского  языка, кабинет родного  языка  и  литературы, военный  кабинет, комната  хранения  оружия, учебно-методический  кабинет, комната  общественных  организаций (кабинет ученического  самоуправления и др.), кабинет  черчения  и  изобразительных  искусств, рекреационные  помещения, санузел  для  девушек, кладовая  уборочного  инвентаря, комната  технического  персонала  и  хозяйственная  кладовая, кабинет  директора, киноаппаратная, актовый  зал  лекционная  аудитория, эстрада-класс  пения  и  музыки, инвентарная, радиоузел,  дикторская,  комната  ремонта  аппаратуры, лаборантская  информатики  и  электронно-вычислительной  техники, кабинет  информатики  и  электронно-вычислительной  техники, кабинет  организатора  внеклассной  и  внешкольной  воспитательной  работы, санузел  для  персонала, кабинет  личной  гигиены  женщин, канцелярия, библиотека читальный  зал  с  книгохранилищем, комната  заведующего  по  учебно-воспитательной  работе, учительская, гардеробная  для  преподавателей, коридоры.

 

2. Определение требуемой степени огнеопасности

 

Требуемую степень огнестойкости выбираем по Пособию к СНиП 21-01-97* “Пожарная безопасность зданий и сооружений” МДС 21-1.98 «Предотвращение распространения пожара»  табл. 5. Для средней школы на 12 классов (216 учащихся) предусматривается II степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности С1.

 

3.     Экспертиза строительной части проекта

Экспертиза строительной части проекта проводится с целью выявления отступлений от строительных норм и правил в части требования противопожарной безопасности и проводится методом сопоставления фактических решений с требованием СНиП 21-01-97*. 

При этом должно выполняться условие:

Пf ³ Птр           Кf ³ Ктр .

 

Наименование строительных конструкций и их характеристик

Принято проектом

Ссылка на пункты «Пособия…»

В здании какой степени огнестойкости разрешается применять

Требуется по нормам

Ссылка на пункты норм

Вывод

Пф, мин

Кф

Птр, мин

Кf

1

2

3

4

5

 

6

7

8

9

1.

Стены:

а) несущие и лестничных клеток

 

б) ненесущие стены и перегородки

 

330

 

 

 

15

 

 

 

 

С0

 

 

 

С1

 

 

 

0

 

табл.10 п.1

 

 

табл.14 п.13

 

I

 

 

 

II

 

 

 

 

90

 

 

 

15

 

С0

 

 

 

С1

 

 

СНиП 21-01-97* п.5.18* табл. 4*

 

СНиП 21-01-97* п.5.18* табл. 4*

 

соотв

 

 

 

соотв

2.

Колонны стальные с огнезащитой из керамзитовых плит, толщина огнезащиты 30 мм

60

С2

 

табл.11 п.5 д)

III

 

120

С1

СНиП 2-01-02-85 п.1.1

несоот

3.

Покрытие и междуэтажные перекрытия – железобетонная плита перекрытия (покрытия) из легкого бетона (керамзит

бетон)

60

С1

п.2.27

I

 

45

С1

СНиП 21-01-97* п.5.18* табл. 4*

соотв

4.

балки (ригели) перекрытий -  железобетонная балка, бетон легкий (керамзит

бетон), поперечное сечение балки 200х200

90

С0

п.2.26

I

 

15

С1

СНиП 21-01-97* п.5.18* табл. 4*

соотв

5.

косоуры и балки лестниц – стальные с огнезащитой фосфатным покрытием толщиной а=15 мм

45

С2

табл. 11 п.6 б)

III

 

60

С1

СНиП 21-01-97* п.5.18* табл. 4*

несоот

 

4. Экспертиза противопожарных преград

 

Противопожарные преграды - любое конструктивное или объемно-планировочное решение, препятствующее распространению  в течение заданного времени, регламентированное нормативными документами или условием безопасности. Противопожарные преграды предназначены для предотвращения распространения пожара и продуктов горения из помещения или пожарного отсека с очагом пожара в другие помещения.

К противопожарным преградам относятся противопожарные стены, перегородки и перекрытия.

Целью экспертизы является проверка их соответствия требованиям норм. В основу экспертизы положен принцип: никакие решения связанные с конструктивными решениями не должны снижать огнестойкость противопожарных преград.

 

Что проверяется

Принято по проекту

Требуется по нормам

НТД

Вывод о соответствии

1

2

3

4

5

6

1.

Наличие п/п дверей в: вент.камерах,  складских помещений кладовых

Нет информации

Необходимо устройство п/п дверей 2 типа

СНиП 2.08.02-89*

п. 1.81

________

2.

Наличие п/п перегородок в помещениях указанных в п.1.

п/п перегородки с Пf=15 мин

п/п перегородки 1 типа с Птр=45 мин

СНиП 2.08.02-89*

п. 1.55

не соответ.

3.

Наличие п/п перекрытий в помещениях указанных в п.1.

п/п перекрытия с Пf= 60 мин

 

п/п перекрытия3 типа с Птр= 45 мин

СНиП 2.08.02-89*

п. 1.55

соответ.

5.

Наличие и защита дверных проемов в п/п стенах.

Нет информации

в п/п стенах 1 и 2 типа необходимо устанавливать соответственно двери 1 и 2 типа

СНиП 2.08.02-89*

п. 1.81

________

6.

Опирание п/п стен на фундамент т прохождение ими на всю высоту здания.

п/п стены опираются на фундамент и проходят через всю высоту здания

п/п стены должны опираться на фундамент и пересекать все этажи и конструкции.

СНиП

2.08.02-89* п. 3.5

соответ.

 

5. Экспертиза объемно планировочных решений

 

В общественных зданиях располагаются помещения представляющие значительную пожарную опасность. Поэтому при рассмотрении внутренней планировки необходимо учитывать, чтобы данные помещения были изолированы от помещений, где возможно пребывание людей.

 

Что проверяется

Принято проектом

Требуется по нормам

Ссылка на НТД

Вывод о соответствии

1

2

3

4

5

6

1.

Деление здания на п/п отсеки

 

 

 

Площадь здания 3027 м2

Площадь между п/п стенами 4000 м2

СНиП 2.08.02-89 п. 1.14* табл.1

соотв.

2.

Размещение аудиторий

На 2 этаже аудитория на 40 чел.

Разрешено до 16 эт. Вместимостью до 300 чел.

СНиП 2.08.02-89 п. 1.16 табл.4

соотв.

3.

Наличие систем АПС

 

 

 

 

 

 

 

Нет информации

Требуется во всех помещениях кроме помещений с мокрым процессом (санузлы и т.п.), венткамер, лестничных клеток

НПБ 110-03 п.3, табл.1

________

4.

Наличие систем СОУЭ

Нет информации

Требуется во всех помещениях

НПБ 104-03 п.5.1, табл.2

________

5.

Наличие выходов на кровлю

Выход

не предусмот-рен

Необходим 1 выход на каждые 100м длины здания

СНиП 21-01-97* п. 8.3*

соотв.

6.

Наличие лестниц при переходе высот кровли

Лестниц

не предусмот-рено

В местах перехода высот кровли более 1 м необходимо устанавливать пожарные лестницы

СНиП 21-01-97* п. 8.7

соотв.

7.

Помещения расположенные в подвале

помещения перечислены в разделе 1

Перечень помещений общественных зданий, которые допускается располагать в цокольных и подвальных этажах, приведен в обязательном приложении 4*. Проектирование общественных сооружений, размещаемых полностью или преимущественно в подземном пространстве, производится по специальным заданиям на проектирование.

СНиП 2.08.02-89 п.п. 1.8, 1.10, прил.4

соотв.

 

6. Экспертиза путей эвакуации

 

Достаточное количество путей эвакуации, их пропускная способность и соответствие требованиям норм важнейшие условия обеспечения безопасности людей.

Экспертизу эксплуатационных выходов рекомендуется начинать с изучения маршрута движения людей в нормальных условиях работы объекта. При рассмотрении проекта образовательных учреждений необходимо изучить маршруты движения начиная от выходов с учебных классов. Существует определенная точка зрения, что при вынужденной эвакуации люди будут двигаться теми же путями, что и в обычных условиях.

Планировка должна быть такой, чтобы заранее можно было предугадать движение людей.

Экспертиза проводится по следующим направлениям:

· протяженность эвакуационных путей;

· пропускная способность эвакуационных выходов;

· конструкции эвакуационных путей и выходов.

Что проверяется

Принято проектом

Требуется по нормам

Ссылка на НТД

Вывод

1

2

3

4

5

6

1.

Ширина лестничных маршей

1,4 м

Ширина лестничного марша в общественных зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,2 м — для остальных зданий, а также в зданиях кинотеатров, клубов, ведущих в помещения, не связанные с пребыванием в них зрителей и посетителей, и в зданиях лечебных учреждений, ведущих в помещения, не предназначенные для пребывания или посещения больных

СНиП 2.08.02-89*

п. 1.96*

соответ.

2.

Выход из аудитории на 40 чел

 

 

 

в коридор

Из помещений общественных зданий независимо от их назначения (зрительных залов, аудиторий, учебных и торговых помещений, читальных залов и др., кроме кладовых горючих материалов и мастерских) один из выходов может быть непосредственно в вестибюль, гардеробную, поэтажный холл и фойе, примыкающие к открытым лестницам.

СНиП 2.08.02-89*

п. 1.102

не соответ.

3.

Ширина дверей выходов из учебных помещений с расчетным числом учащихся более 15 чел.

0,8 м

0,9 м

СНиП 2.08.02-89*

п. 1.107

не соответ.

4.

Количество эвакуационных выходов с каждого этажа здания

2

Не менее 2

СНиП 21-01-97* п. 6.13*

соответ.

5.

Расстояние по путям эвакуации от дверей наиболее удаленных помещений

45 м

50 м

СНиП 2.08.02-89*

п. 1.109

соответ.

6.

Высота эвакуационных выходов в свету

1,9 м; 2.1 м

1,9 м

СНиП 21-01-97* п. 6.16

соответ.

7.

Рассредоточенность эвакуационных выходов

=27 м

Li = 0,33 D /(n-1)

0,33х62/(2-1)=20,46

СНиП 21-01-97* п. 6.15

не соотв.

8.

Наличие ограждений лестничных маршей и площадок

Нет информации

Должны быть ограждения с поручнями

СНиП 2.08.02-89*

п. 1.90

________

9.

Наличие естественного освещения на лестницах

Имеется

Должно быть

СНиП 2.08.02-89*

п. 1.101

соответ.

10.

Наличие встроенных помещений в лестничн. клетки

нет

Запрещается размещение

СНиП 2.01.02-85

п. 4.11

соответ.

11.

Наличие приспособлений для самозакрывания и с уплотнением в притворах дверей в лестничных клетках.

 

 

Нет информации

Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.

 

СНиП 21-01-97* п. 6.18*

________

12.

Отделка путей эвакуации

Древесно-волокнистые плиты, водоэмульсионная краска

(данных о показателях пожарной опасности нет)

В зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:

Г1, В1, Д2, Т2 — для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 — для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;

Г2, РП2, Д2, Т2 — для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

В2, РП2, Д3, Т2 — для покрытий пола в общих коридорах , холлах и фойе.

СНиП 21-01-97* п. 6.25*

________

 

 

7. Экспертиза противодымной защиты

 

При проведении экспертизы противодымной защиты проверяют конструкцию шахт для удаления дыма или конструкцию фонарей для защиты колпаков от атмосферных воздействий, а также механизм открытия и закрытия дымовых люков. Конструкция дымового канала должна быть несгораемой или трудносгораемой.

 

Что проверяется

Принято проектом

Требуется по нормам

Ссылка на НТД

Вывод

1

2

3

4

5

6

1.

Разделение коридоров длиной более 60 м несгораемыми перегородками с самозакрывающимися дверями

не предусмотрено длина коридора <60 м

Требуется разделение коридоров L>60 м

СНиП 2.08.02-89*

п. 1.132

соответ.

2.

Наличие дымоудаляющего устройства из технического подполья (подвала)

Не имеется

Следует предусматривать не менее 2-х окон 0.75х1.2 с проемами в каждой части

СНиП 2.08.02-89*

п. 1.136

соответ.

 

8. Расчеты

 

Определить время эвакуации из зрительного зала вместимостью 40 мест. Здание II С.О. Планировка мест в зале симметричная. Зал расположен на 2 этаже. Расчет проводим по максимальному количеству человек.

Число мест в зале 40.

Ширина коридора 1.4 м.

Ширина двери 1.9 м.

Участок 1.

Плотность людского потока:

Д1=Плотность людского потока=Плотность людского потока=0.06 м22

По таблице 2 приложения 2 ГОСТ 12.1.004-91 определяем V1=80 м/мин q1=8 м2/мин´м.

Участок 2.

Время движения людского потока по первому участку пути (t1), мин, вычисляют по формуле:t1=l1/V1=3/80=0.04 мин.

Интенсивность движения: q2=Участок 2.Время движения людского потока по первому участку пути t1, мин=20 м2/мин´м. т.к. q2> qmax, то необходимо увеличить ширину второго прохода, примем ее до 1м, тогда q2=Участок 2.Время движения людского потока по первому участку пути t1, мин=16 м2/мин´м.

По таблице 2 приложения 2 ГОСТ 12.1.004-91 определяем V2=40 м/мин

Время движения людского потока по второму участку пути (t2), мин, вычисляют по формуле:t2=l2/V2=2/40=0.05 мин.

Слияние людских потоков потребует постоянного увеличения ширины прохода, что в условиях аудитории нереально.

· При организации движения определяется время задержек движения людей на участке.

t3= При организации движения определяется время задержек движения людей на участке При организации движения определяется время задержек движения людей на участке0.14 мин.

t3=l3/Vпр=2/40=0.05 мин.

 

Как видно по схеме на всех последующих участках при неизменной ширине прохода увеличивается количество людей, поэтому определим максимальную задержку в проходе и время прохождения людьми участка 4-5.

t5=Как видно по схеме на всех последующих участках при неизменной ширине проходаКак видно по схеме на всех последующих участках при неизменной ширине прохода=0.28 мин.

t4-5=l5/Vпр=2/40=0.05 мин

tp=0.04+0.05+0.14+0.28+0.05+0.05=0.61

Необходимое время эвакуации людей из аудитории школы II С.О. по п.1.115 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» составляет tн=0,615 мин.

 

Вывод:

Как видно из приведенных расчетов для данного зала время эвакуации меньше необходимого времени, что соответствует условию безопасности.

  

Директору СОШ

А.И. Иванову

 

 

Отдел государственного пожарного надзора, рассмотрев типовой проект средней образовательной школы на 216 мест сообщает о выявленных недостатках:

1. Не соответствует необходимому пределу огнестойкости колонны стальные с огнезащитой из керамзитовых плит, толщина огнезащиты 30 мм .

2. Не соответствуют необходимому пределу огнестойкости косоуры и балки лестниц – стальные с огнезащитой фосфатным покрытием толщиной а=15 мм СНиП 21-01-97* п.5.18* табл. 4*

3. Отсутствуют п/п перегородки в помещениях указанных в п.1 СНиП 2.08.02-89* п. 1.55.

4. Выход из аудитории на 40 чел не выполнен непосредственно в вестибюль, гардеробную, поэтажный холл СНиП 2.08.02-89* п. 1.102

5. Не рассредоточены пути эвакуационные выходы СНиП 21-01-97* п. 6.15

6. Ширина дверей выходов из учебных помещений с расчетным числом учащихся более 15 чел. менее 0.9 м  СНиП 2.08.02-89* п. 1.107

  

Список используемой литературы

 

1. ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования» М. Госом по строительству 1987 г.

2. СниП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» М. Стройиздат 1989 г.

3. Грушевский Б.В. «Пожарная профилактика в строительстве» М. ВИПТШ МВД СССР 1985 г.

4. СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» М. Стройиздат 1996 г.

5. Пособие к СНиП 21-01-97* “Пожарная безопасность зданий и сооружений” МДС 21-1.98 «Предотвращение распространения пожара»

6. СНиП 21-01-97* “Пожарная безопасность зданий и сооружений”