Каталог

Помощь

Корзина

Расследование пожаров, сущность, значение, порядок

Оригинальный документ?

 

СОДЕРЖАНИЕ


1. Сущность, задачи и стадии возбуждения уголовного дела

3

2. Процессуальный порядок производства осмотра места пожара, права и обязанности лиц, участвующих в производстве осмотра

 

11

3. Общие положения тактики осмотра места происшествия и порядок его проведения

 

15


1. Сущность, задачи и стадии возбуждения уголовного дела

Стадия возбуждения уголовного дела включает предварительную проверку, которая должна способствовать сокращению сроков предварительного расследования, поскольку к моменту возбуждения уголовного дела все соответствующие материалы, как правило, могут быть собраны. В процессе производства проверочных действий должностными лицами органа познавания приходится составлять множество документов непроцессуального характера (опросы очевидцев, акты освидетельствования, протоколы изъятия и т. д.), которые в большинстве случаев не могут являться доказательствами. Чтобы легализовать полученные сведения и придать им форму доказательств, должностные лица органов дознания и предварительного следствия вынуждены повторно производить действия, направленные на получение и закрепление доказательств после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела (производить допрос опрошенных ранее лиц, акты ревизий проверять путем проведения экспертиз и т.д.). То есть осуществлять проверку сведений, содержащихся в непроцессуальных документах, путем проведения процессуально-следственных действий. Следовательно, такая система действует и в обратном направлении, удлиняет сроки расследования и превращает дознавателя и (или) следователя в «процессуального оформителя», того, что уже было сделано в ходе предварительной проверки.

Чтобы исключить подобное дублирование, ряд процессуалистов предлагают ликвидировать указанную двойственность (сочетание процессуальных и непроцессуальных элементов) и решить ряд других проблем в стадии возбуждения уголовного дела. По их мнению, следует отказаться от предварительной проверки сообщений о преступлениях, либо изъять ее из УПК РФ, так как последняя носит «административно-полицейский» характер и осуществляется непроцессуальными методами. Но уместна ли такая категоричность?

Представляется, что данные суждения являются излишне радикальными, поскольку предварительная проверка в стадии возбуждения уголовного дела имеет свои специфические задачи, перенесение которых на стадию предварительного расследования только усложнит механизм досудебного производства. Кроме того, следует признать, что действия по проверке сообщений о преступлении способствуют принятию обоснованного решения о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела, выносимого конкретным должностным лицом.

Несомненно, проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела должным образом не регламентированы УПК РФ. Следовательно, предварительная проверка сообщений о преступлении, как вид правоприменительной деятельности, предполагает наличие элементов административной (непроцессуальной) деятельности.

Характерная особенность уголовно-процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела, в отличие от административной, состоит в том что она является наиболее формализованной регламентируется в основном одним законодательным актом – Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Изучение юридической литературы показало, что стадию возбуждения уголовного дела, а соответственно и осуществляемую в ее рамках предварительную проверку сообщений о преступлении подразделяют на определенные этапы. Например, отдельные процессуалисты считают, что предварительная проверка сообщений о преступлении состоит из двух этапов. Первый этап – подготовительный, или этап «определения подследственности». Второй этап – исключительный, т.е. этап сбора данных, указывающих на наличие или отсутствие признаков преступления, достаточных для принятия в стадии возбуждения уголовного дела решения.

Согласно второй точки зрения – стадия возбуждения уголовного дела, а соответственно и осуществляемая в ее рамках предварительная проверка заявлений (сообщений) о преступлении состоит из трех этапов:

·  Получение (принятие) сообщения о совершенном или готовящемся преступлении;

· Проверка сообщения (производство достоверной проверки);

· Вынесение соответствующего решения (принятие процессуального решения по существу сообщения).

Каждый этап имеет свои особенности. На первом этапе должностные лица органов дознания получают заявление или сообщение о преступлении (ч.1 ст. 140 УПК), разрешают вопрос его подследственности и принятии к своему производству. На втором этапе  производят проверочные действия по сбору данных, указывающих на наличие или отсутствие признаков преступления, достаточных для принятия решения в стадии возбуждения уголовного дела (ст.144 УПК). На третьем этапе принимают решения о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела или передаче материалов по подследственности (ст. 145 УПК).

УПК РФ не содержит процедуры должной организации предварительной проверки, однако она выработана процессуальной практикой, которая включает: опрос потерпевших и очевидцев, истребование документов, осмотр места происшествия (жилых, производственных, складских и торговых помещений), произведение инвентаризации, ревизий и т.п. В связи с чем должностные лица органа государственного пожарного надзора после принятия сообщения о преступлении к своему производству, на этапе сбора достаточных данных, могут проводить осмотр места происшествия (пожара), истребовать документы и материалы либо производить их административное изъятие, получить объяснения, собирать необходимые сведения, а также осуществлять иные действия и мероприятия, направленные на получение фактических данных, с целью принятия обоснованного решения о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела. Данные действия являются проверочными и служат основанием для вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.

Следует отметить, что если в УПК РСФСР были прямо закреплены два проверочных действия в стадии возбуждения уголовного дела – получение объяснений и истребование материалов (ст. 109 УПК РСФСР), то в УПК РФ, к сожалению, вопрос о производстве проверочных действий вообще не решен.  В ст.144 и 146 УПК РФ нет ни слова о получении объяснений и истребовании материалов. В связи с чем представляется возможным согласиться с точкой зрения отдельных процессуалистов, считающих необходимым внести в УПК РФ получение объяснений и истребование материалов как специфические методы проверочных действий в стадии возбуждения уголовного дела. Для этого они предлагают дополнить ст.144 УПК РФ нормой, предусматривающей возможность проведения этого процессуального действия.

Отсутствие в законе возможности получения объяснений и истребования материалов как специфических методов проверочных действий в стадии возбуждения уголовного дела  сдерживает начальников органов дознания государственного пожарного надзора в принятии решений по делам о пожарах. Продолжает действовать, как представляется, «инертность мышления», основанная на предыдущем опыте процессуальной деятельности, знание норм ранее действовавшего уголовно-процессуального законодательства и практики его применения. По их мнению, проверочные действия, не подтверждаемые соответствующими материалами проверки, а также иными документами, не являются достаточными для принятия решений о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела по пожару. 

Между тем, следует отметить, что в процессуальной литературе под «иными документами», как источниками доказательств в уголовном судопроизводстве, обычно рассматриваются документы, к которым относятся не только протоколы следственных и судебных действий, но и заключения эксперта и специалиста, а также любой материальный предмет: письменный акт, официальный документ, материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, на которых зафиксированы сведения об обстоятельствах, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, либо иных обстоятельствах, имеющих значение для дела, полученные в результате их описания или запечатления лицами, составившими этот документ.

Не вызывает сомнения, что предварительная проверка заявлений (сообщений) о преступлении имеет решающее значение в уголовно-процессуальной деятельности органов государственного пожарного надзора и отличается от иных ее видов тем, что при осуществлении проверочных действий проводится сбор данных, указывающих на наличие или отсутствие признаков преступления, принимается решение о возбуждении или отказе  в возбуждении уголовного дела. Она не является предварительным расследованием, но, по сути, очень близка к нему по своему содержанию.

Предварительная проверка заявлений (сообщений) о совершенном или готовящемся преступлении должна быть завершена не позднее 3 суток  со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч.1 ст. 144 УПК).

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по  ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток (ч.3 ст.144 УПК РФ).

Следует согласиться с решением законодателя о том, что при проведении документальных проверок прокурор, в исключительных случаях, имеет право продлить срок рассмотрения заявления или сообщения о преступлении до 30 суток. Однако в УПК РФ не определены исключительные случаи либо основания, в соответствии с которыми прокурор вправе продлить срок предварительной проверки. Представляется, что данный вопрос требует дальнейшей доработки и законодательного закрепления, поскольку исключения, не оговоренные предписаниями закона, у нас часто превращаются в правила. Не вызывает сомнения, что продление сроков рассмотрения сообщения о преступлении до 30 суток возможно только по экономическим, налоговым, таможенным правонарушениям или правонарушениям, связанным с оборотом наркотических средств и веществ.

Применительно к преступлениям по делам о пожарах продление сроков проверки свыше 10 суток представляется нецелесообразным, поскольку длительность рассмотрения заявления (сообщения) о преступлении должным образом не влияет на мотивированность принимаемых по пожару решений, но может повлечь утрату возможности качественного сбора необходимых материалов, позволяющих установить причину пожара в кротчайший срок. Кроме того, длительные проверки отдают начало расследования от момента совершения деяния и уже в силу этого затрудняются установление и изобличение виновных.

При проведении предварительной проверки заявлений (сообщений) о совершенном или готовящемся преступлении на допускает до возбуждения уголовного дела производство следственных действий, за исключением осмотра места происшествия.

Производство любых (кроме места осмотра происшествия) следственных действий без вынесения постановления о возбуждении уголовного дела является грубым нарушением принципа законности, оно не может быть оправдано ни исключительной ситуацией, ни неотложной необходимостью. В УПК РФ, как и в УПК РСФСР, прямо указывается о возможности производства до возбуждения уголовного дела только осмотра места происшествия (ч.2 ст.176 УПК).

В проведении судебных экспертиз (например, пожарно-технических, химических, криминалистических и т.д.) на стадии возбуждения уголовного дела по пожару необходимость отсутствует. Их результаты являются косвенными доказательствами и, как правило, решающего значения для принятия решения о возбуждении уголовного дела по пожару они играть не могут, поскольку осуществляется в течение длительного времени, значительно превышающего стадию возбуждения уголовного дела. Например, согласно Инструкции по организации судебных экспертиз в экспертных подразделениях МВД России, срок на производство пожарно-технической экспертизы отводится в течение 20 суток. Кроме того, проведение экспертизы до выполнения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением судебно-медицинской, применительно к преступлениям по делам о пожарах нецелесообразно, так как отсутствует возможность законного поручения эксперту производства экспертных исследований до возбуждения уголовного дела.

Однако, как свидетельствует процессуальная практика, по фактам получения потерпевшими различного рода телесных повреждений и определения степени их тяжести, согласно медицинским критериям, судебно-медицинская экспертиза может быть проведена незамедлительно. Такое положение действовало на протяжении ряда десятилетий и не вызывало особых затруднений.

Завершая рассмотрение данного вопроса, следует сказать, что институт проверки заявлений и сообщений о преступлении в российском уголовном процессе необходим. В противном случае началом стадии предварительного расследования следует считать принятие заявления (сообщения) о преступлении, а следовательно, будет утрачено существенное различие между стадиями возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, что практически снимает запрет совершать следственные действия до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Кроме того, сроки предварительного расследования в данном случае нужно будет исчислять с момента поступления первичного материала о совершенном правонарушении, а не с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, в связи с чем теряется смысл отказа в возбуждении уголовного дела как правового института в целом.

Используемая литература

· Уголовно-процессуальный кодекс РФ: (от18.12.2001 г. №174-ФЗ в редакции федеральных законов по состоянию на 2006 г.), ст. ст. 164-170, 176,177,180.

· Гражданский кодекс РФ, часть вторая, глава 59 (от 26.01.1996 г. №14-ФЗ с последующими изменениями по состоянию на 2005 г.).

· Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. Ред. П.А. Лупинская. – М.: Юристъ, 2004. – С. 390-396.


2. Процессуальный порядок производства осмотра места пожара, права и обязанности лиц, участвующих в производстве осмотра

Уголовный кодекс РФ содержит порядка 39 составов преступлений, которые связаны или могут быть сопряжены с пожарами и нарушениями требований правил пожарной безопасности. Эти преступления посягают на различные объекты и поэтому представлены различными главами особенной части УК РФ. Четыре состава преступлений наиболее распространены, а именно: умышленное уничтожение чужого имущества, совершенное путем поджога (ч.2 ст.167 УК); уничтожение или повреждение чужого имущества, путем неосторожного обращения с огнем (ст.168 УК); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК); уничтожение или повреждение лесов (ст.261 УК). Кроме того, пожар может произойти в результате действий, направленных на сокрытие других преступлений.

С целью выявления причин и условий, способствующих возникновению пожара, проводят процессуально - следственные действия, одним из которых является - осмотр места происшествия (пожара).

Осмотр места происшествия - представляет собой неотложное следственное действие, состоящее в обследовании дознавателем (следователем) места происшествия, производство которого может быть проведено до возбуждения уголовного дела.

Осмотр места происшествия (пожара), как процессуальное следственное действие, направлено на установление, фиксацию и исследование
обстановки места происшествия, следов преступления и иных фактических
данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами по делу сделать вывод о механизме происшествия и других обстоятельствах расследуемого события, связанного с пожаром.

Под местом происшествия в криминалистике понимают участок местности или помещение, в пределах которого обнаружены следы совершенного преступления. При этом подразумевается, что преступление могло быть совершено как в месте его обнаружения, так и в другом месте.

Местом преступления, в отличие от места происшествия, считается район совершения преступления или наступления преступного результата, следы которого могли быть обнаружены и вне этого района.

Под формулировкой «осмотр места пожара» подразумевается процессуальное действие, предусмотренные ст. 176 УПК РФ (осмотр места происшествия, местности, жилища и т.п.) или ст. 27.8 КоАП РФ (осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений).

Осмотр места пожара является важнейшим источником информации о произошедшем пожаре. В отличие от показаний свидетелей и актов ведомственного административного расследования - информации объективной.

Сущность осмотра места пожара заключается в том, что дознаватель, (следователь) с помощью визуального восприятия убеждается в существовании и характере фактов, имеющих доказательственное значение. Являясь, как и многие другие следственные действия, действием познавательным, осмотр проводится с помощью различных методов познания. При производстве осмотра места пожара дознаватель (следователь) не только наблюдает, но и проводит различные измерения, сравнивает наблюдаемые объекты между собой, а также с другими объектами и явлениями, и, наконец, описывает и запечатлевает все то, что обнаружено и выявлено при осмотре. При производстве осмотра места пожара могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.

Некачественно либо непрофессионально проведенный осмотр происшествия часто делает бессмысленными дальнейшие усилия по расследованию правонарушения, связанного с пожаром. 

Осмотр места пожара, как правило, проводят на этапе предварительной проверки заявлений (сообщений) о пожаре, поскольку место пожара обычно невозможно законсервировать или сохранить, а восполнить пробелы информации о пожаре в дальнейшем будет достаточно сложно даже лучшим специалистам и экспертам. 

Признаки очага пожара, направленности горения являются специфическими доказательственными фактами. Выявление и фиксация их составляют основную и наиболее сложную часть работы при производстве осмотра места пожара. Когда обнаруживаются следы и предметы, которые ни первый взгляд могут иметь то или иное отношение к делу, нельзя, заранее сказать, что именно впоследствии приобретет решающее значение по делу. Поэтому при производстве осмотра места пожара очень важно, прежде всего, правильно закрепить и сохранить следы преступления и иных обнаруженных предметов.

Основания производства осмотра. Осмотр места происшествия,
местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ч. 1 ст. 176 УПК).

В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия
может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК).

В зависимости от очередности производства осмотр места происшествия (пожара) классифицируют следующим образом:

· первоначальный (осмотр проводится впервые);

- повторный (осмотр изученного места пожара, при этом объектами исследования могут быть уже не все, а лишь отдельные элементы места происшествия);

- дополнительный (направлен на изучение конкретных объектов, которые по каким-либо причинам не были изучены при первоначальном осмотре места пожара).        

Задачи осмотра.

Одной из главных задач осмотра места пожара является обнаружение и изъятие следов преступления и иных вещественных доказательств. Полученные материальные данные являются основой для дальнейших практических выводов, действий и заключений, как дознавателя (следователя), так и сведущих лиц (специалистов либо экспертов). Другими важными задачами осмотра места происшествия (пожара) является изучение и закрепление в протоколе обстановки места пожара; фиксирование действий лиц, участвующих в осмотре места происшествия.  

Результаты осмотра места пожара способствуют выдвижению и проверке версий, очень часто определяют направление расследования, способствуют выявлению причин и условий, способствующих возникновению, развитию и распространению и пожара.

Личное восприятие дознавателем (следователем) или сведущим лицом обстановки преступления, возможность непосредственного обозрения
и оценки ее многих существенных для исследования деталей не могут быть компенсированы самыми подробными показаниями свидетелей или иными материалами дела. Осмотр места пожара имеет свои особенно» »
Они определяются характером явления пожара как разрушительного процесса, последствия которого для их расшифровки требуют специальных познаний.

При производстве осмотра места происшествия дознаватель (следователь), на основании требований ст. 168 УПК РФ, вправе привлечь к осмотру места пожара специалиста в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 164 УПК РФ.

Перед началом следственного действия, в котором участвует специалист, дознаватель (следователь) удостоверяется в его компетентности, выясняет его отношение к подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему, разъясняет специалисту его права и ответственность, предусмотренные ст. 58 УПК РФ.

Дознаватель (следователь) вправе также привлечь к участию в осмотре еста пожара потерпевшего, свидетеля, должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе осмотра, при этом он удостоверяется в личности участников осмотра, разъясняет им права, ответственность, а  также порядок производства соответствующего следственного действия.

При производстве осмотра места пожара недопустимо создание опасности для жизни и здоровья участвующих в нем лиц.

В ходе производства осмотре места пожара ведется протокол в соответствии со ст. 166, 167, 180 УПК РФ.

 

3. Общие положения тактики осмотра места происшествия и порядок его проведения

К числу общих положений тактики следственного осмотра относятся:  своевременность, объективность, полнота, активность, методичность и
последовательность производства осмотра.

Своевременность осмотра заключается в проведении этого следственного действия сразу же, как только в нем возникает необходимость.

Осмотр места происшествия является единственным следственным
действием, которое закон в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает проводить до возбуждения уголовного дела в целях обнаружения примаков преступления.

Объективность осмотра заключается, прежде всего, в исследовании
1 фиксации всего обнаруженного при осмотре только в том виде, в каком эт
о было в действительности. В целях ограничения субъективных факторов при осмотре нельзя отдавать предпочтение ни одной из выдвигаемых версий. Объекты должны быть исследованы с точки зрения всех возможных версий, без предвзятости и предубеждения.

Объективность осмотра появляется также и в том, что в протоколе, отражающем результаты осмотра, не должны приводиться выводы, заключения и предположения ни следователя, ни других участников осмотра.

Полнота осмотра означает обеспечение при осмотре выявления, фиксации и исследования всех тех фактических данных, которые имеют доказательственное значение по делу.

Правильная организация осмотра предполагает единое руководство проведением. Это означает, что независимо от количества участников осмотра руководит осмотром всегда одно лицо - дознаватель (следователь), указания которого обязательны для всех участников осмотра.

Активность осмотра состоит, во-первых, в том, что осмотр производится участниками в силу своего служебного положения независимо от побуждений заинтересованных лиц и, во-вторых, в том, что они действуют активно, принимая все меры к обнаружению следов преступления, проявляя творческую инициативу в выполнении своего служебного долга, настойчивость и упорство в раскрытии преступления.

Методичность - это применение наиболее эффективных для данных объектов и в данной обстановке методов, приемов осмотра.

Последовательность - строго определенный порядок действий при осмотре, которым руководствуются участники осмотра.

Совокупность вышеперечисленных общих положений тактики осмотра  и есть та тактическая основа, которая определяет, с точки зрения криминалистики, требования, предъявляемые к осмотру места происшествия.

Подготовительный этап производства осмотра места происшествия включает:

· проверку готовности технических средств;

· предварительное изучение обстоятельств происшествия (путем опроса пострадавших и очевидцев);

· обеспечение действий по охране места происшествия, в необходимых случаях удаление с места происшествия всех посторонних лиц;

· уточнение задач, которые необходимо решить в ходе производства осмотра места происшествия;

· определение плана действий, обеспечивающих выполнение поставленных задач, уточнение границ осмотра, последовательность действий по обнаружению, фиксации и изъятию следов и вещественных доказательств.

До выезда на место происшествия, связанного с пожаром, необходимо подготовить инструмент, решить вопросы освещения места происшествия (в случае необходимости) и привлечения необходимых специалистов.

По прибытию на место пожара следует:

· принять меры для оказания помощи и установления личности пострадавших;

· решить вопросы охраны места происшествия, приглашения понятых и помощников (подсобной рабочей силы);

·  ознакомиться с объектом происшествия (пожара), т.е. выяснить
назначение, адрес, подчиненность, получить от администрации схемы,
планы и другую документацию (план здания, схемы электросетей, отопления, вентиляции, сигнализации);

· определить и конкретизировать обязанности участников осмотра;

· организовать опрос очевидцев, осмотр места происшествия (пожара), поиск и изъятие вещественных доказательств.

Типы осмотра места происшествия (пожара):

· общий (объекта, территории);

· места пожара по отдельным участкам;

· осмотр в пределах узла;

· детальный (предметов, документов и их остатков).
При производстве осмотра места происшествия (пожара) различают следующие зоны осмотра места происшествия (пожара):

· зона горения;

· зона подготовки к горению;

· зона задымления;

· территория, прилегающая к месту пожара.

Территорию, части здания, помещений, находившихся за пределами зоны горения, следует осмотреть безотлагательно, добиваясь при этом максимальной тщательности обследования всех участков. И только в ел
чае, если осмотр проводился ночью, его следует повторить в последующем при естественном освещении.

Осмотр местности и помещений, прилегающих к зоне горения, независимо от времени суток, должен быть последовательным, планомерным,
построенным по определенной системе.

При наличии оснований полагать о том, что пожар возник в результате поджога, необходимо искать признаки передвижения и действий предполагаемого преступника: следы обуви, орудия взлома, средства поджога, сосуды из-под легковоспламеняющейся или горючей жидкости либо их остатки и т.п.

Эти правила в равной степени относятся и к исследованию зоны горения.

«Порядок производства осмотра. Осмотр производится с участием понятых. В труднодоступной  местности,  при  отсутствии  надлежащих
средств сообщения, а также в случаях, если производство осмотра места пожара связано с опасностью для жизни и здоровья людей, данное следственное действие, в соответствии с ч. 3 ст. 170 УПК РФ, может быть проведено без участия понятых, о чем в протоколе осмотра места происшествия делается соответствующая запись. В случае производства осмотра места происшествия (пожара) без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то дознаватель (следователь) делает в протоколе соответствующую запись.

Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства осмотра места происшествия (пожара).

Если для производства осмотра обнаруженных предметов требуется продолжительное время или осмотр на месте пожара затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями дознавателя (следователя) и понятых на месте осмотра места происшествия (пожара). Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

Все обнаруженное и изъятое при осмотре места происшествия (пожара) должно быть предъявлено понятым и другим участникам осмотра.

Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то дознаватель (следователь) возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со ст.165 УПК РФ. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается
запись в протоколе (ч. 5, 6 ст. 177 УПК).

Особую ответственность процедуре осмотра места пожара придает то обстоятельство, что она позволяет обнаружить и изъять предметы материального мира (имеющие термические следы либо причастные к пожару), на которых в дальнейшем может базироваться обвинение в суде. Учитывая одно это, процедура осмотра и изъятия должна быть выполнена безупречно как с юридической, так и с технической точек зрения. В противном случае доказательства, полученные с нарушением требований УПК РФ, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных
ст. 73 УПК РФ (ч. 1 ст. 75 УПК).

В силу своей специфики, пожар как явление, определяется целым рядом закономерностей научного и технического характера. При осмотре места пожара возникают определенные, объективно обусловленные сложности его исследования, из-за уничтожения огнем материальных следов которые могли бы дать информацию об обстоятельствах происшествия,
связанных с пожаром.

Из этого следует, что к процедуре осмотра места происшествия, связанного с пожаром, следует подходить со всей ответственностью, избегая формализма в написании протокола осмотра, не спеша и  соблюдая требования УПК РФ, криминалистической тактики, методики и технологии следственного осмотра, сложившихся к настоящему времени.

Используемая литература

· Уголовно-процессуальный кодекс РФ: (от18.12.2001 г. №174-ФЗ в редакции федеральных законов по состоянию на 2006 г.), ст. ст. 57,58, гл. 27.

· Чешко И.Д. Технические основы расследования пожаров. Методическое пособие. – М.: ВНИИПО, 2002.-330 с.

· Осмотр места пожара: Методическое пособие /И.Д. Чешко, Н.В. Юн, В.Г.Плотников и др. – М.: ВНИИПО, 2004. – 503 с.