Каталог

Помощь

Корзина

Экономика организации управления городским общественным транспортом

Оригинальный документ?

 

Содержание


Введение

3

1. Структура управления отрасли

5

2. Нормативно-правовое регулирование отрасли

15

3. Основные технико-экономические показатели отрасли

18

4. Современные проблемы городского общественного транспорта

23

5. Зарубежные модели управления отраслью

28

Заключение

36

Список литературы

38

Приложения

41

 

 Введение

 

Пассажирский транспорт является составной частью инфраструктуры города, его работа оказывает существенное влияние на формирование баланса общественного времени, расширение территориальных связей, размещение производительных сил. На примере городского пассажирского транспорта проявляется сложность перехода от отраслевых к территориальным принципам управления, когда увеличение нагрузки на трансформируемую отрасль не сопровождается соответствующим выделением ресурсов. Это приводит к негативным социальным последствиям, отрицательно отражается на функционировании всего хозяйственного комплекса страны и субъектов федерации.

Для подавляющего большинства средних и крупных городов пассажирский транспорт является одной из основных отраслью жизнеобеспечения, от нормального функционирования и развития которой зависит как работа хозяйственного комплекса, так и социальная обстановка в городе. Значительную долю в пассажиропотоках занимают пенсионеры и другие категории граждан, которым предоставлено право льготного (бесплатного) проезда, что подчеркивает важную социальную значимость общественного транспорта.

В настоящее время, основными задачами органов государственной власти и местного самоуправления являются: обеспечение доступности городского общественного транспорта; обеспечение безопасности на общественном транспорте; обеспечение финансовой и технологической доступности городского общественного транспорта для социально незащищенных категорий граждан, таких как пенсионеры, инвалиды.

Современные требования к транспорту таковы, что только совершенствование отрасли и внедрение инновационных технологий способно обеспечить его стабильное функционирование и развитие.

Исследования проблем управления общественного транспорта, осуществляемые как западными, так и российскими учеными, проводились в рамках региональной экономики, экономики транспорта.

Следует особо выделить научные результаты в сфере развития отечественной региональной экономики таких авторов, как С.Д. Валентей, A.JI. Гапоненко, А.Г. Гранберга, Г.В. Гутмана, Е.В. Заровой, М.Г. Лапаевой, A.C. Новоселова, JI.B. Смирнягина, В.Ф. Уколова, Г.Р. Хасаева, Ю.М. Швыркова, Л.И. Якобсона и др.

Цель работы - анализ путей совершенствования общественного транспорта, как одной из наиболее значимой отрасли городского хозяйства.

Задачи исследования определяют структуру и содержание курсовой работы:

̶  Раскрыть структуру управления отраслью на федеральном, региональном и местном уровне;

̶  Обобщить нормативно-правовую основу управления жилищным хозяйством;

̶   Проанализировать основные технико-экономические показатели в отрасли;

̶  Выявить проблемы рассматриваемой отрасли, и предложить способы их решения;

̶   Привести зарубежные модели управления жилищным хозяйством.

Объектом исследования является городской общественный транспорт, как отрасль городского хозяйства.

Предметом исследования является совокупность взаимосвязанных экономических и управленческих отношений, возникающих в процессе управления городским общественным транспортом.

Структурно работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.


1. Структура управления отрасли

 

Транспортный комплекс современного города включает в себя внутригородской пассажирский транспорт, междугородный и пригородный пассажирский транспорт, грузовой транспорт, специализированный транспорт (перевозка хлеба, молока, бензина, вывоз бытовых отходов, медицинский транспорт и др.), а также различные службы и подразделения, обеспечивающие его функционирование (транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и сервисные службы). Организация скоординированной работы этих частей сложного транспортного комплекса требует управления со стороны городских властей.

Весь городской транспорт можно разделить по назначению на следующие виды приведенные на рисунке 1.

Рисунок 1 - Виды городского транспорта 

 Рисунок 1 - Виды городского транспорта

 

В свою очередь в зависимости от пользования транспортными средствами и их принадлежности городской пассажирский транспорт подразделяется на:

̶    массовый – общего пользования;

̶    общественный – индивидуального пользования (такси, ведомственные автомобили и автобусы);

̶     индивидуальный – личного пользования (личные автомобили).

3. Основные технико-экономические показатели отрасли

 

Из Приложения 1[3] и рисунка 6 видим, что число автобусов общего пользования на 100 000 человек населения, по сравнению с началом анализируемого периода уменьшается (к 1990 году) почти в 2 раза. При этом наиболее кризисным периодом можно признать с 2006 по 2010 год (в этот период наблюдается спад числа общего пользования на 100 000 человек населения).

Рисунок 6 Динамика числа автобусов общего пользования на 100 000 человек

Рисунок 6 – Динамика числа автобусов общего пользования на 100 000 человек населения по Российской федерации

 

Показатель по Российской федерации за 2011 год – 51 автобус на 100 000 человек населения.

Наибольший показатель зафиксирован в северо-западном федеральном округе, по состоянию на 2011 году – это 74 автобуса на 100 000 человек населения.

Список использованной литературы

 

1. Гражданский кодекс РФ

2. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

3. Федеральный закон «О естественных монополиях»

4. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 30.01.2013) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)

5. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 07.09.2011) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом)

6. Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденное Приказом Министерства транспорта от 08.01.97 г.

7. Постановление Правительства РФ от 07.03.95 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования тарифов»

8. Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 21 июня 2012 г. № 191/01-05 «О составе форм и сроках представления квартальной бюджетной отчетности и квартальной бухгалтерской отчетности подведомственными Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики государственными учреждениями Удмуртской Республики за 6 месяцев 2012 года»

9. Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 12.09.2012 г. № 288/01-05 «О составе форм и сроках представления отчетности подведомственными Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики государственными учреждениями Удмуртской Республики по состоянию на 01 октября 2012 года»

10.  Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 11 января 2013 года №8/01-05 «О сроках представления годовой отчетности подведомственными Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики государственными учреждениями Удмуртской Республики за 2012 год»

11. Антонов, А. М. К вопросу об оценке эффективности инвестиционных проектов создания портовых транспортно-технологических перегрузочных комплексов/ А.М. Антонов // Бюллетень транспортной информации. - 2009. - №6. - С. 2-10.

12. Бутов А.Г. Проблемы управления транспортом России на современном этапе // Управление в транспортных системах: Сб. науч. труд. Под ред. А.С. Бутова. СПб.: ЮНИТИ, 2012. 158 с.

13. Данилин, Н. Как в мире делают и развивают хорошие дорожные сети/ Н. Данилин //Дороги и мосты. – 2011. - №6. - С. 16-19.

14. Евсюков М.А. Городской транспорт: поиски решения проблем // Автомобильный транспорт. 2012. №2. С. 8-15.

15. Елисеев, С.Ю. Государственно-частное партнерство в транспортном секторе. Зарубежный опыт/ С.Ю. Елисеев, В.В. Максимов // ВКСС Connect. – 2008. - №2. - С. 8-12.

16. Задорожная, А.С. Проблема финансирования проектов в транспортном секторе экономики России/ А.С. Задорожная //Материалы Международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества – будущему России». Том II. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. - 143 с.

17. Криницкий Е. Пассажирский транспорт: проблемы стабилизации в рыночных условиях. // Автомобильный транспорт. 2008. №11. С. 14-17.

18. Леонтьев, Р. Г. Альтернативные стратегии развития транзитного потенциала Российской Федерации/ Р.Г. Леонтьев // Транспорт: наука, техника, управление. - 2010. - №10. - С. 8-12.

19. Межох, З.П. Глобализация - фактор, определяющий современное развитие транспортной системы/З.П. Межох, И.В. Лукашева // Бюллетень транспортной информации. – 2007. - №10. – С. 14-17.

20. Мирзаянц, Г.Ю. Отечественный и зарубежный опыт финансирования и управления дорожными отраслями/ Г.Ю. Мирзаянц // МИТС-Наука: международный научный вестник 2012 №2.

21. Моисеев, Г.А.Частное финансирование транспортных инфраструктур за рубежом/ Г.А. Моисеев // Транспорт: наука, техника, управление. - 2012. - №6. - С. 35-43.

22. Рябиков, Н.А. Современные методы обоснования развития сети автомобильных дорог/ Н.А. Рябиков, Н.Х. Байбулатова // Бюллетень транспортной информации. – 2011. - №59. - С. 12-19.

23. Ткаченко, Е.В. Международный опыт предоставления инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования/Е.В. Ткаченко // Закон. - 2008. - № 7. - С. 59-67.

24. Официальный сайт Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики

25. Официальный сайт «Федеральная служба государственной статистики»