Каталог

Помощь

Корзина

Сущность товарооборота

Оригинальный документ?

Сущность товарооборота

 

Объектом рыночной деятельности является товар. Его покупают и продают, в этом смысл рынка. Довести товар от производителя к потребителю и удовлетворить тем самым потребности последнего - главная цель маркетинга.

Товар - предмет (материально-вещественный и интеллектуальный продукт) или действие (т. е. услуга), обладающие полезными (потребительскими свойствами (потребительской ценностью) и предназначенные для продажи.

Рыночный процесс проявляется в том, что товар, обмениваемый на деньги, должен сменить своего собственника: от продавца перейти к покупателю, причем покупатель может оказаться и конечным потребителем товара, и всего лишь торговым посредником, помогающим довести товар от сферы производства до сферы потребления. Однако со сменой владельца возникает и необходимость физического перемещения товара, хотя оно может по времени и месту не совпадать с моментом продажи (обмена товара на деньги). Более того, товар может сменить одного владельца или даже нескольких, не изменяя своего местонахождения, и, наоборот, может быть перевезен со склада на склад, не будучи проданным. Сущность товародвижения заключается в сочетании физического и экономического процессов перехода товара из сферы производства в сферу товарного обращения и из последней – в сферу потребления. Товар произведен в Москве, но предназначен для продажи жителям Санкт-Петербурга, поэтому доставлен в этот город; куплен он был в Москве фирмой, расположенной в Твери, продан же в магазинах Санкт-Петербурга.

Физическое движение товара заключается в его, территориальном перемещении - из одного географического пункта в другой. Движение в экономическом пространстве состоит в переходе товара от одного владельца к другому, в смене прав собственности на товар.

Товародвижение - это перемещение товара в пространстве (географическом и экономическом). Товародвижение предусматривает потенциальную возможность многократного (многозвенного) перехода товара от одного владельца к другому. Сложность и многозвенность процесса товародвижения вызывают необходимость его дифференцированного изучения по отдельным этапам и звеньям. Выделение этапов товародвижения основывается на признаках завершенности процесса и размера партии товара. В товародвижении (и соответственно в торговой деятельности) выделяются два этапа: первый - оптовый, где перемещаются и меняют владельца крупные партии товара, а покупателями (как торговыми посредниками, так и потребителями, производственными и массовыми) являются юридические лица, достаточно крупные предприятия; второй - розничный, где товары в размерах, достаточных для личного потребления, переходят к индивидуальным потребителям, населению. Соответственно товарооборот тоже делится на две категории: оптовый и розничный.

Товарооборот характеризует объем продажи и покупки товаров в стоимостных единицах, реже - в натуральных. Бесплатная передача продукта или услуги (предоставление, помощь, перемещение) товарооборотом не является. В узком смысле под товарооборотом понимают только куплю-продажу продукта, при этом продажа услуг выделяется, самостоятельно. Между понятиями товародвижения и товарооборота существует неразрывная связь, они невозможны друг без друга. Движение товара в экономическом пространстве (переход товара от одного владельца к другому) совершается в форме товарооборота, обмена товара на деньги.

Товарооборот представляет собой процесс купли-продажи, обмена товара на деньги. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент

В товарообороте всегда имеются два полюса: покупатель и продавец; покупка есть в то же время продажа. Однако в статистике рынка, как правило, товарооборот рассматривается с позиции продавца и в анализе интерпретируется в качестве синонима продажи. Исключение составляет характеристика покупки товаров отдельными группами населения.

Товарооборот - общая стоимость товаров, реализованных населению и другим потребителям в денежном выражении. Товарооборот измеряется в рублях, может вычисляться за различные промежутки времени, наибольший интерес представляют дневной, месячный, квартальный, годовой товарооборот. В зависимости от типа торгового предприятия, товарооборот может быть оптовым и розничным. Структура товарооборота – это его деление по товарным группам или по отдельным товарам. Торговая надбавка для розничного торгового предприятия – это разница между розничной и оптовой ценой товара, для оптового – разница между оптовой ценой и ценой производителя продукции.

Товарооборот является основным показателем развития предприятия. Он рассматривается как показатель объема товарной массы и как показатель размера торгового предприятия, как показатель денежной выручки торгово- сбытового предприятия (фирмы) за проданные товары, т. е. как финансово- экономический эффект торговой деятельности, и как показатель размера денежных расходов покупателей на приобретение товаров, а также как показатель потребления товарной массы.

Товарооборот измеряется в стоимостных единицах и в натуральном выражении. В стоимостных единицах величина товарооборота (О) зависит от количества проданных товаров (q) и цены единицы товара (p), т . е. в формализованном виде соответствует произведению: O = p·q

Товарооборот - совокупность актов купли-продажи.

Следовательно, по своей сущности товарооборот - показатель синтетический, поскольку он складывается из отдельных актов купли-продажи, продаж отдельных товаров, товарооборота всех регионов. Анализ товарооборота, естественно, предусматривает и обратную процедуру: его разложение на структурные составляющие.

Самостоятельно рассматриваются товарооборот (сбыт и реализация) средств производства, товарооборот предметов потребления и продажа услуг. Выделяется сбыт товаров (т. е. продажа товара производителем, или товарооборот производителей), он соответствует понятию товарной массы, вовлеченной в сферу товарного обращения. Самостоятельное место в статистике занимает товарооборот закупочных предприятий и организаций (объем закупок), в нем выделяется объем государственных, кооперативных и частных закупок продукции сельского хозяйства. Товарооборот предприятий торговой отрасли представляет собой торгово-посреднический товарооборот. На макроуровне может быть использован сводный показатель общего объема товарооборота, включающего все названные элементы. Он может быть использован для оценки роли сферы товарного обращения в экономике (доля товарооборота в валовом внутреннем продукте), для оценки места (ранга) уровня личного потребления в экономике (доля расходов на покупку потребительских продуктов и услуг в общем объеме валового внутреннего продукта) и др.

С процессом товародвижения непосредственно связан показатель,  характеризующий участие в рыночном процессе торговых посредников, который называется валовым товарооборотом.

Сумма всех продаж товара на пути движения от производителя к потребителю образует валовой товарооборот.

Размер валового товарооборота прямо пропорционален числу перепродаж, т.е. он включает повторный счет и не отражает реального объема проданных товаров. Реальный объем товаров, «путешествующих» по каналу товародвижения, характеризуется конечной продажей товара, называется чистым товарооборотом.

Чистый товарооборот - товарооборот, освобожденный от повторного счета, равный конечной продаже товара.

Конечная продажа означает, что данная партия товара больше продаваться не будет. Это означает в масштабах всей торговли, что, товар вышел за границу сферы товарного обращения, а в масштабе отдельного региона, отдельного канала товародвижения, отдельной фирмы - что товар продан за их пределы и в данном регионе (канале, фирме) больше продаваться не будет.

Розничная продажа представляет собой акт обмена денег на товар и услуги. Согласно «Инструкции по учёту розничного товарооборота и товарных запасов в торговле», розничным товарооборотом является продажа потребительских товаров населению, юридическим лицам и их обособленным подразделениям. Продажа товаров осуществляется за наличный расчёт, по безналичному расчёту или посредством кредитных карточек.

Розничным товарооборотом является продажа товаров населению через специально организованную торговую сеть, рынки, а также непосредственно на предприятиях, в организациях, учреждениях.

Продажа по безналичному расчету непродовольственных товаров юридическим лицам и их обособленным подразделениям, включая организации социального назначения в объеме розничного товарооборота не учитывается и входит в состав общего объема оборота предприятия торговли.

В розничном товарообороте учитывается продажа потребительских товаров; физическими лицами, осуществляющими продажу товаров.

Обособленными подразделениями юридических лиц являются представительства и филиалы юридического лица. Юридические лица, их обособленные подразделения, данные об объеме розничного товарооборота представляют в органы статистики по месту нахождения предприятия торговли.

В розничный товарооборот включается продажа товаров в ценах фактической реализации по моменту отпуска товаров покупателям независимо от времени уплаты денег и сдачи торговой выручки в банк.

Объем розничного товарооборота определяется строго за отчетный период.

Розничный товарооборот делится на товарооборот розничной торговли и оптовой. Товарооборот – количественный показатель, характеризующий объём продаж. Розничный товарооборот представляет собой заключительную стадию движения потребительских товаров из сферы обращения в личное потребление путём их обмена на денежные доходы.

Товарооборот выражает экономические отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказания услуг по организации.

Сумма оборота от реализации продукции производства (розничного и оптового) от реализации выкупных товаров образует общий оборот, то есть валовой. Валовой товарооборот характеризует полный объём производственной и торговой деятельности предприятия. По отношению к нему планируют и учитывают другие показатели: издержки производства и обращения, расходы на оплату труда, прибыль и др.

Товарооборот планируют и учитывают в розничных ценах, включая наценку.

Роль и значение товарооборота как экономического показателя заключаются в следующем:

-       товарооборот является объёмным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия;

-       по удельному весу товарооборота предприятия в товарообороте региона отрасли можно судить о доли предприятия на рынке;

-       товарооборот в расчёте на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;

-       по доле товарооборота предприятия, в товарообороте региона определяется предприятие-монополист (оно считается таковым, если удельный вес товарооборота предприятия в товарообороте региона превышает 30%);

-       по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.).