Каталог

Помощь

Корзина

Финансовая политика и ее реализация в РФ

Оригинальный документ?

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ4

1.1. Понятие, сущность, цели и содержание финансовой политики4

1.2. Финансовый механизм10

1.3. Типы и виды финансовой политики11

2. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ17

2.1. Налоговая и таможенно-тарифная политика РФ17

2.2. Бюджетная политика РФ32

2.3. Денежно-кредитная политика РФ36

2.4. Политика в области управления государственным долгом РФ37

3. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ42

3.1. Основные направления развития налоговой и таможенно-тарифной политика РФ42

3.2. Основные направления развития бюджетной политики54

3.3. Основные направления развития денежно-кредитной политики РФ60

3.4. Основные направления развития политики управления государственным долгом РФ61

Заключение68

Список литературы70


Введение

 

Финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении существующей финансовой политики России и ее реализации, так же анализ прогнозов.

В тесной связи с поставленной целью, обозначены задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:

- рассмотреть теоретические основы финансовой политики (понятие, сущность, цели, задачи, структура, типы, виды);

- проанализировать существующую финансовую политику и ее реализацию в РФ;

- выявить слабые места в финансовой политике РФ и рассмотреть тенденции и перспективы оптимизации финансовой политики.

Объект исследования – финансовая политика РФ.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили работы таких авторов, как Алексеева М.А., Волконского В.А., Гуриева С.М., Дребенцова К., Делягина М. Г., Ивантера В.В., Канторовича Г. Г., Кэмпбелл Р., Морозова A.A., Медокова A.A., Павлов В.С., Панфилова B.C., Поспелова И.Г., Усизима С., Дж. Фишер, Шапошника Д.В., Шмелева Н.П., Яковлева А.П. и др.

В качестве информационной и нормативно-правовой базы исследования использовались официальные документы Российской Федерации, а также соответствующие публикации в научной и периодической печати.

Выводы обосновывались статистическими данными по анализируемым показателям, для решения поставленных задач применялись стандартные математико-статистические методы, факторный и сравнительный анализ, метод аналитических группировок.

Структурно работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

1.1. Понятие, сущность, цели и содержание финансовой политики

 

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения  финансовой политики. Например, Фишер, Дорнбуш и  Шмалензи  не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие, подчеркивая, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают  указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности, Кэмпбелл Р., Макконелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в сознании сущности финансовой политики.[1]

Марксисты видят под финансовой политикой, в первую очередь, совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. В марксисткой трактовке финансовой политики  нет полной четкости, так как сфера действия фискальной политики практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой совокупность государственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов.

В 2009-2010  гг.  внешний корпоративный долг России сократился на   5,8 млрд. долл.США  (на 1,3%) и к середине 2011 г. составил 485,6 млрд. долл. - 43 - США,  что соответствует 25%  ВВП.  По состоянию на 1  июля 2011  г., совокупный  (т.е.  государственный и корпоративный)  внешний долг страны составил 532,2  млрд.  долл.  США или 28%  ВВП.  При этом международные валютные резервы России (524,5 млрд.  долл. США)  на 98%  покрывали объем этого долга (Рисунок 2).[14] 

Рисунок 2 - Международные валютные резервы и внешний долг

Рисунок 2 - Международные валютные резервы и внешний долг 

                                  Российской Федерации, в % к ВВП

 

Один из общих принципов долговой политики Российской Федерации состоит в том,  чтобы государственные заимствования не подрывали способности других российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках.  Более того,  в последние годы государство стремилось создавать благоприятные условия для банков и корпораций страны,  в частности,  за счет формирования репрезентативной шкалы доходности российского суверенного долга по всем срокам заимствований и,  таким образом,  создания условий для адекватного ценообразования по долговым инструментам всех российских заемщиков.

 

 

3. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ

 

3.1. Основные направления развития налоговой и таможенно-тарифной политика РФ

 

В период 2012-2014 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».[15]

Взимание налогов и сборов может оказывать различные эффекты на поведение экономических агентов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.[16]

В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения  потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системы налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

Список литературы

 

1.     Конституция РФ

2.     Бюджетный Кодекс Российской Федерации

3.     Налоговый кодекс Российской Федерации

4.  Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

5.   Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

6. Болонин А.Н. Бюджетная и налоговая политика Российской Федерации на современном этапе // Микроэкономика. - 2010. - N 6. - С.9-12.

7. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник, М., «Дашков и К», 2010, С.151.

8. Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 2010 году //Вопросы экономики. 2010. №4.

9. Дробозина Л.А. Финансы. Учебник для вузов. М.Юнити.2001 г.С.30-41.

10. Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. 2011. №2. С.20.

11. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2010. №10

12. Подъяблонская Л.М, Финансы. Учебник для вузов – М:ЮНИТИ-ДАНА, 2010. стр. 408.

13. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина Ф59 и др.; под ред. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 512с.

14. Финансовая полтика: Учеб. Пособие/ П.М. Чорба, М.В. Владыка, А.А. Гулько; под общей ред. П.М. Чорбы – М.: Граница, 2010.- 288с.

16. Федеральная служба государственной статистики

17. Федеральная налоговая служба