Каталог

Помощь

Корзина

Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ

Оригинальный документ?

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение3

1. Теоретические основы косвенного налогообложения6

1.1. Элементы, функции и классификация косвенных налогов6

1.2. Политика НДС, ее роль в налоговой системе России12

1.3. Акцизы и особенности их взимания в РФ21

1.4. Косвенное налогообложение в зарубежных странах25

2. Современная система налогообложения косвенными налогами в России31

2.1. Анализ косвенных налогов, взимаемых налоговыми органами РФ31

2.2. Реформирование системы косвенного налогообложения38

3. Проблемы и пути развития косвенного налогообложения в РФ44

3.1. Проблемы реализации косвенных налогов в России44

3.2. Пути развития косвенного налогообложения в России49

Заключение56

Библиография59

 

Введение

 

В условиях становления и реформирования налоговой системы России закономерно возрастает роль косвенных налогов как действенного инструмента бюджетно-регулирующего воздействия государства на развитие экономики. Одним из главных экономических рычагов, регулирующих взаимоотношения государства с его гражданами, становится формирование научно обоснованных методологических и теоретических подходов, поиск модели формирования оптимальной налоговой политики. Переход к методам экономического управления поставили на повестку дня вопрос о роли и месте косвенных налогов в системе налогообложения.

В последние годы проводятся теоретические исследования, в которых принимают участие, как экономисты-теоретики, так и практические специалисты. Проблемы налогообложения следует изучать с использованием достижений смежных наук: права, социологии, теории управления и других.

Теорию налогов разрабатывали выдающиеся экономисты, финансисты, политики: Ф. Аквинский, Т. Мальтус, П. Прудон, Д. Стюарт, А. Тьер и Б. Франклин. Среди теорий налога следует выделить классическую теорию А. Смита, Д. Рикардо. Значительный вклад в теорию налогов внесли Н. Тургенев, А. Исаев, Д. Боголепов, А. Буковецкий, И.Озеров и другие.

Закономерности развития налоговых систем отражены в работах современных ученых А. Брызгалина, Д. Черника, С.Шаталова. Поисками лучших моделей заняты Л. Павлова, В. Пансков, В. Фролов. Проблемам налогообложения посвящены работы таких современных отечественных и зарубежных авторов, как И. Горский, Л. Дробозина, Е. Жуков, В. Кашин, А. Починок, В. Пушкарева, В. Родионова, М. Романовский, И. Русаков, Д. Черник, Г. Юткина и другие.

Общеизвестно, что изменение состава и высоты налогов сказывается на экономике страны, предпринимательстве, населении, приводит к несоответствию целей и полученных результатов. В свою очередь налоговые изменения влияют на спрос и предложение, удовлетворение производственных и личных потребностей, рост производства, поступлений в казну, инвестиционные процессы.

На настоящем этапе налогообложение характеризуется прямым налоговым распределением, чередующимся с различными формами переложения налогов. Данные процессы заметно влияют на номенклатуру производимых товаров, размеры цен, их структуру, уровень потребления. Цены принимают массированный характер, резко усложняются требования к финансовой системе и налоговой политике государства. В бюджетном отношении преимущество прямых налогов состоит в том, что они обеспечивают большую определенность и устойчивость бюджета.

Поступления прямых налогов отличаются большей регулярностью, нежели косвенных налогов, так как они взимаются с заранее оцененных имущества и доходов, в то время как косвенные связаны с потреблением, размеры которого стихийны, подвержены значительным колебаниям.

Опыт новейшей российской налоговой реформы демонстрирует необходимость использования косвенных налогов, как в фискальных целях, так и в регулирующих. Так доля поступлений косвенных налогов в общей сумме средств составляет более 40%. Однако мировой опыт требует осторожности и постепенности при введении косвенных налогов, что определяется возможными негативными социальными последствиями. Поэтому требуется детальное изучение экономического значения и особенностей практического использования косвенных налогов.

Теоретическая актуальность и практическая значимость косвенного налогообложения предопределили цель и задачи данного исследования.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения теории налогов, зарубежного опыта применения косвенного налогообложения, анализа действующего налогового законодательства и результатов практического применения косвенных налогов в России показать перспективы дальнейшего совершенствования механизма их использования.

Реализация цели исследовании достигалась посредством решения следующих задач:

1. рассмотреть экономическую сущность и функций налогов, принципы налогообложения, специфику их действия в переходном обществе;

2. изучить исторический опыт косвенного налогообложения в России, установить его значение для развития современной российской налоговой системы;

3. определить систему признаков косвенных налогов, на основании которой, уточнить их определение и показать место в современной налоговой системе России;

4. показать основные пути совершенствования косвенного налогообложения в РФ.

Объектом исследования в настоящей работе является механизм организации косвенного налогообложения.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие при взимании косвенных налогов, контролируемых Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

В ходе выполнения работы были использованы, официальные статистические данные Госкомстата России, Европейского статистического агентства, Федеральной налоговой службы РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Центрального банка РФ, Международного банка реконструкции и развития, характеризующие общее состояние экономики; материалы справочников, ежегодников, периодических изданий, информационной сети Internet; монографии российских и зарубежных авторов.

При написании курсовой работы использовались методы диалектики, научной абстракции, индукции и дедукции, анализа и синтеза, логический подход к познанию, а также статистические, графические и другие методы обобщения и обработки информации.

 

1. Теоретические основы косвенного налогообложения

1.1 Элементы, функции и классификация косвенных налогов

 

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов.[1]

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К неналоговым доходам относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

-  доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

- средства, полученные в результате применения государством мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

-  доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней;

- иные неналоговые доходы.

Налоги являются важной частью финансово-бюджетной системы. Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Каждый гражданин РФ обязан платить законно установленные налоги и сборы.[2]

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями – фискальной и экономической. 

С помощью первой формируется бюджетный фонд – государство получает возможность «содержать» себя: оплачивать расходы на образование, здравоохранение, оборону, выплачивать пенсии и т.д. Происходит перераспределение денежных средств в отрасли, сами по себе дохода не приносящие, но, без существования которых государство не может полноценно функционировать. Реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и ограничивает в других, исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является обеспечением взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Вся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

1.3. Акцизы и особенности их взимания в РФ

 

Объектом налогообложения у акцизов является оборот по реализации подакцизных товаров в производственной сфере. Государство использует акцизы для пополнения доходов бюджета и регулирования спроса и предложения на отдельные товары.[13]

Налогоплательщиками в бюджет акцизов являются юридические лица - организации (предприятия), индивидуальные предприниматели, производящие продукцию.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Подакцизными товарами в РФ являются:[14]

- спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

- алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

-   пиво;

-  табачная продукция;

-  автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

-  автомобильный бензин;

-   дизельное топливо;

- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

- прямогонный бензин.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации

2) оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов.

3) получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.

4) передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику;

5) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков – производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций.

6) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

7) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров, за исключением операций по передаче нефтепродуктов, собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

8) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для дальнейшего производства неподакцизных товаров;

9) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для собственных нужд;

10) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

11) передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

12) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе (за исключением нефтепродуктов);

2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОСВЕННЫМИ НАЛОГАМИ В РОССИИ

 

 

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2010 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 4995,8 млрд. руб., что на 23,3% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В августе 2010 г. поступления в консолидированный бюджет составили 571,7 млрд.руб. и сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 20,1%.[16]

 

Таблица 1

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет России по видам, млрд.рублей

 Показатели

Январь-август 2010 г.

В % к январю-августу 2009 г.

Консолиди-рованный бюджет

в том числе

Консолиди-

рованный бюджет

в том числе

феде-ральный бюджет

бюджеты субъектов РФ

феде-
ральный бюджет

бюджеты субъектов РФ

 Всего

4995,8

2018,1

2977,6

123,3

128,3

120,1

 из них:

 налог на прибыль организаций

1208,0

159,2

1048,8

144,9

118,7

150,0

 налог на доходы физических лиц

1103,6

-

1103,6

104,8

-

104,8

налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан

866,3

866,3

-

109,3

109,3

-

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ 

2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ 

3. Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ (ред. от 20.07.2011) «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

4. «Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (одобрено Правительством РФ 25.05.2009)

5. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 23.03.2007 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг»

6. Протокол от 15.09.2004 «О внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 9 октября 2000 года»

7. Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И.М. Александров. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко». 2007. – 296с.

8. Басов С.В. Налоговый контроль за поступлением в бюджет налога на добавленную стоимость. М. «Маркет ДС Корпорейшн.», 2009.

9. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: Учебник для вузов - М.: ИНФРА-М, 2008. – 232 с.

10. Гуревич С.В. Косвенное налогообложение реформируемой налоговой системы., 2010 г., №3, ст.32-33.

11. Горленко И.И. О налоге на добавленную стоимость. Налоговый вестник, 2010 г., №3, стр. 19-22.

12. Захарькин, В.Р. Налог на добавленную стоимость: новое в законодательстве / В.Р. Захарькин. – М.: Омега – Л. 2009. – 123с.

13. Коркин А.В. Совершенствование налогового законодательства. Налоговый вестник, 2009 г., №7, стр.15-18.

14. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов - М.: Издательство БЕК, 2007. – 504 с.

15. Малис Н.И. Кризис: налоги реформируются / Н. И. Малис /Налоговый вестник. - 2011. - № 5

16. Мамрукова, О.И. Налоги и налогообложение: Курс лекций / О.И. Мамрукова. – 5-е изд., доп. и испр. – М.: Омега – 2010. – 330 с.

17. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник / В.Г. Пансков. – 7-е изд. – М.: МЦФЭР. 2006. – 592 с.

18. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. М. 2010.

19. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Уч. пособие. М. ИНФРА – М. 1996.Яковлева Н.В. Акциз и фискальная монополия: история возникновения и перспективы развития. М.Компания Спутник+. 2009.

20. Талаш А.А. Налоговая политика: ближайшие перспективы / А. А. Талаш // Аудиторские ведомости. - 2009. - № 10. - С. 57-64.

21. Харисов И.Ф. Налоговая политика России в кризисный период / И. Ф. Харисов //Финансовое право. - 2009. - № 9. - С. 26-29.

22.  Хромова Н.А. Косвенные налоги. Налоговый вестник, 2009 г., №1, стр.39-40.

23. Сайт федеральной службы государственной статистики