Каталог

Помощь

Корзина

Определение целей и задач государственной финансовой политики РФ, механизмы их реализации

Оригинальный документ?

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение3

1. Теоретические аспекты государственной финансовой политики, ее цели и задачи5

1.1. Дискуссионные вопросы понятия государственной финансовой политики5

1.2. Цели, задачи государственной финансовой политики8

1.3. Элементы финансовой политики11

1.4. Виды финансовой политики и механизм ее реализации14

2. Цели и задачи государственной финансовой политики России, механизмы их реализации19

2.1. Современное состояние финансовой политики РФ (2008-2011 гг.)19

2.1.1 Налоговая и таможенно-тарифная политика РФ19

2.1.2. Бюджетная политика РФ30

2.1.3. Денежно-кредитная политика РФ33

2.1.4. Политика в области управления государственным долгом РФ39

2.2. Цели, задачи, тенденции и перспективы развития финансовой политики РФ (2012-2014 гг.)43

2.2.1 Налоговая и таможенно-тарифная политика РФ43

2.2.2. Бюджетная политика РФ55

2.2.3. Денежно-кредитная политика РФ62

2.2.4. Политика в области управления государственным долгом РФ69

Заключение75

Библиография78


Введение

 

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Принципы организации финансов государства являются фундаментальными,  объективными основами их построения в условиях рыночного товарно-денежного хозяйства. Экономические законы определяют организацию финансов в рыночной экономике. Однако на практике организация финансовых отношений в государстве может быть отличной от тех отношений, которые диктуются законами. Объективная организация финансов изменяется на практике посредством проведения политики государства в области финансов  (государственной финансовой политики). Финансовая политика использует существующие в государстве финансовые отношения и законодательно оформленные условия их практической реализации как базовый инструментарий для выполнения своих задач.

Финансовая политика как предмет призвана ответить на следующие вопросы:

- как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач;

- как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов, необходимо ли для этого изменение этих механизмов;

- в каком направлении должно развиваться финансовое строительство;

- как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха;

- каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов,  на которые следует опереться, и каким образом они действуют.

Финансовая политика -  это совокупность государственных мероприятий,  направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Цель данной курсовой работы состоит в определении целей и задач государственной политики РФ, механизмы из реализации.

В тесной связи с поставленной целью, обозначены задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:

- рассмотреть теоретические основы финансовой политики (понятие, цели, задачи, структура, типы, виды, механизмы реализации);

- проанализировать существующую финансовую политику и ее реализацию в РФ;

- выявить слабые места в финансовой политике РФ;

- рассмотреть цели, задачи, тенденции и перспективы оптимизации финансовой политики РФ.

Объект исследования – финансовая политика РФ.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили работы таких авторов, как Абросимова Л.П., Волконского В.А., Гуриева С.М., Делягина М. Г., Канторовича Г. Г., Кристовская М.А., Морозова A.A., Павлов В.С., Панфилова B.C., Дж. Фишер, Шушоков К.В., Шмелева Н.П., Яковлева А.П. и др.

В качестве информационной и нормативно-правовой базы исследования использовались официальные документы Российской Федерации, а также соответствующие публикации в научной и периодической печати.


1. Теоретические аспекты государственной финансовой политики, ее цели и задачи

 

1.1. Дискуссионные вопросы понятия государственной финансовой политики

 

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие на экономическое и социальное развитие общества.

Финансовая политика - это некая сфера деятельности государства, которая направлена на мобилизацию финансовых ресурсов, их эффективное распределение и использование, для осуществления государством его функций[1].

Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач.[2]

Финансовая тактика - это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны[3].

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики переходного периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Вместе с тем продолжился рост кредитной активности. По итогам первого полугодия 2011 г. прирост задолженности по кредитам нефинансовым организациям составил 7,5%, а задолженности по кредитам физическим лицам - 11,5%. При этом во II квартале 2011 г. рост кредитных агрегатов ускорился и составил 5,2 и 8,6% соответственно. В результате годовой темп прироста общей задолженности по кредитам на 1.07.2011 составил 17,8%, и представляется вероятным его дальнейшее увеличение.

Рисунок 2 Кредиты в рублях и иностранной валюте нефинансовым организациям и

Рисунок 2 – Кредиты  в рублях и иностранной валюте нефинансовым организациям и населению

 

Широкая денежная масса за первое полугодие 2011 г. увеличилась на 2,8% (за II квартал - на 3,4%) и на 1.07.2011 составила 24,5 трлн. руб. (за январь-июнь 2010 г. ее прирост был равен 7,7%). Годовые темпы прироста широкой денежной массы снизились на 1.07.2011 до 18,9% (с 24,6% на 1.01.2011), что ниже, чем на аналогичную дату 2010 года. Денежный агрегат М2 за первое полугодие 2011 г. вырос на 3,7% (за II квартал - на 4,7%) и на 1.07.2011 составил 20,7 трлн. руб. (за первое полугодие 2010 г. его прирост был равен 10,7%). Годовые темпы прироста рублевой денежной массы в рассматриваемый период постепенно снижались - с 31,1% на 1.01.2011 до 22,7% на 1.07.2011 (на 1.07.2010 аналогичный показатель составил 33,6%).

- если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

- если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

6. Налогообложение природных ресурсов

6.1. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа).

В целях выравнивания уровня налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли в плановом периоде продолжится работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль путем дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного. При этом планируется, что в совокупности принимаемые меры по увеличению доходов федерального бюджета от налогообложения газовой и нефтедобывающей отраслей должны привести к увеличению доходов федерального бюджета, поступающих в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов в условиях утвержденного прогноза социально-экономического развития по сравнению с действующим законодательством: в 2012 году – на сумму до 150 млрд. руб., в 2013 году – на сумму до 168,3 млрд. руб. и в 2014 году – на сумму до 185,9 млрд. руб.

Для этого, в течение 2011 года планируется внести изменения в главу 26 Кодекса, предусматривающие ежегодное увеличение ставки НДПИ при добыче газа горючего природного, начиная с 2012 года, для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, а также для налогоплательщиков, в которых суммарная доля участия указанных собственников объектов Единой системы газоснабжения составляет свыше 50 %. В случае если, начиная с 1 января 2012 года будет прекращено действие освобождение поставок природного газа в рамках проекта «Голубой поток», предусмотренное статьей 6 Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря от 15 декабря 1997 года, а также в условиях досрочной отмены применения льготной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемой на Верхнечонском и Талаканском нефтегазоконденсатных месторождениях, то налогообложение налогом на добычу полезных ископаемых добычи газа горючего природного указанными категориями в 2012 году планируется осуществлять по ставке 431 руб. за 1 000 кубических метров газа, в 2013 году – 502 руб. за 1 000 кубических метров газа и с 2014 года – 544 руб. за 1 000 кубических метров газа.

6.2. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче иных полезных ископаемых.

В целях недопущения снижения доходной части бюджетной системы Российской Федерации будут подготовлены предложения о внесении изменений в главу 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Кодекса в части уточнения порядка налогообложения НДПИ лечебных грязей. С учетом опыта применения специфических ставок НДПИ при добыче угля будут подготовлены предложения об установлении специфических ставок НДПИ по иным видам твердых полезных ископаемых (металлы, соли, строительное сырье и пр.).

Заключение

 

Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. Финансовая политика государства - одна из составных частей экономической политики.  Она формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны,  так и исходя из общенациональных интересов,  определяющих развитие отраслей,  имеющих структурообразующее значение.

Главной ее целью является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны.

Главными составляющими финансовой политики государства выступают бюджетная,  налоговая,  инвестиционная,  социальная и таможенная политика.

В курсовой работе рассмотрены основные цели и задачи финансовой политики РФ на 2012 – 2014 года.

В трехлетней перспективе 2012–2014 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.

Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы. В отличие от стран с более диверсифицированной экономикой Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и «вымывающих» из нее инвестиционные ресурсы.

При высоком уровне цен на нефть необходимо накапливать резервы, обеспечивающие «подушку безопасности» в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008-2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике.

Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.

Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством  которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития,  создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

Курсовая политика в 2011-2013 годах будет направлена на удержание в приемлемых границах волатильности российской национальной валюты. При этом Банк России видит своей задачей последовательное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса. 

На стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование механизма плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины с автоматической корректировкой границ в зависимости от объема осуществленных  валютных  интервенций.  Для обеспечения сглаживания изменений курса, не обусловленных фундаментальными факторами, Банк России сохранит возможность проводить операции по покупке/продаже иностранной валюты как на границах, так и внутри плавающего операционного интервала.

В среднесрочной перспективе одной из важнейших задач Банка России является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежнокредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию. В качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операций. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.

Реализация долговой политики Российской Федерации в 2012-2014 гг. будет осуществляться в соответствии со следующими целями:

обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории с перспективой создания предпосылок для повышения рейтингов до категории «А»;

дальнейшее развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований;

поддержание мерами политики безопасных тенденций в сфере внешнего долга российского корпоративного сектора,  в том числе ограничение притока спекулятивного капитала («горячих денег»).

Решение задачи поддержания высокой ликвидности внутреннего рынка, обеспечения присутствия на нем широкого круга инвесторов и стимулирования инвестиционного спроса требует скорейшей реализации комплекса мер по повышению привлекательности рынка государственных ценных бумаг. 

Реализация представленных целей и задач обеспечат условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации, реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития страны, повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования межбюджетных отношений и решения других задач бюджетной политики, сформулированных в Бюджетном послании и других документах стратегического планирования.

 

Библиография

 

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) 

2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ

3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ

4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ

5. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ

6.  Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ (ред. от 20.07.2011) «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

7. Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»

8. Постановление Правительства РФ от 28.12.2010 N 1171 (ред. от 05.09.2011) О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

9. Атаманчук Г.В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы. М., 2009.

10. Болонин А.Н. Бюджетная и налоговая политика Российской Федерации на современном этапе // Микроэкономика. - 2010. - N 6. - С.9-12.

11. Власенко И. Узловые проблемы осуществления финансовой политики в Российской Федерации. Власть. - 2010. - № 8.

12. Григорьев Л. Финансовая система и экономическое. Мировая экономика и междунар. отношения. - 2009. - № 7.

13. Ковалева А.А. «Финансы и кредит». - Уч. пособие, М.: Финансы и статистика, 2009.

14. Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. 2011. №2. С.20.

15. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., ИВЭСЭП. - 2008.

16. Лаврушин О.И. «Деньги. Кредит. Банки». / Учебное пособие. – М. - 2009.

17. Подъяблонская Л.М, Финансы. Учебник для вузов – М:ЮНИТИ-ДАНА, 2010. стр. 408.

18. Финансовая полтика: Учеб. Пособие/ П.М. Чорба, М.В. Владыка, А.А. Гулько; под общей ред. П.М. Чорбы – М.: Граница, 2010.- 288с.

19. Финансы: Учебник для вузов / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2009.

20. Шаталов С. Д. Приоритеты налоговой политики Финансы. - 2011. - №7 с. 3-10

21. Электронный курс. Теоретические основы финансовой политики.

22. Основные направления государственной долговой политики РФ на 2010 – 2014 года; Основные направления  налоговой и таможенно-тарифной политики РФ; Основные направления бюджетной политики РФ

23. Федеральная служба государственной статистики

24. Федеральная налоговая служба