Каталог

Помощь

Корзина

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы направления Государственное и муниципальное управление, УдГУ, 2014

Оригинальный документ?

Министерство образования и науки Российской Федерации 


ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Институт экономики и управления

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 



 

 


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Для студентов направления подготовки  081100 – «Государственное и муниципальное управление»

квалификация (степень) «бакалавр»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Общая характеристика ВКР

2. Порядок выполнения ВКР

3. Формы и порядок аттестации ВКР

4. Общие требования к структуре и содержанию ВКР

5. Общие требования к тексту ВКР

6. Общие технические параметры и требования к ВКР

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец оформления титульного листа ВКР

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образец оформления оглавления ВКР

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Образец оформления титульного листа раздаточного

материала к ВКР

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Заявление на  утверждение темы ВКР

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Образец оформления списка использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Форма отзыва научного руководителя ВКР

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Форма рецензии на ВКР

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Примерная тематика ВКР

 

1. Общая характеристика ВКР

 

Настоящие Методические рекомендации, разработанные на основе нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере образования, государственных стандартов и Методических рекомендаций по организации итоговой государственной аттестации в Удмуртском государственном университете,  устанавливают порядок подготовки, оформления и защиты выпускной квалификационной работы (далее по тексту ВКР) бакалавра  государственного и муниципального управления

Требования, содержащиеся в Методических рекомендациях, обязательны для исполнения при подготовке выпускных квалификационных работ студентами направления «Государственное и муниципальное управление».

Контроль  за  ходом выполнения выпускной квалификационной работы осуществляет кафедра государственного и муниципального управления.

Выпускная квалификационная работа – итоговая работа студента. Она выполняется на заключительном этапе обучения студента и представляет собой законченную разработку, самостоятельное исследование, в котором на основе полученных знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам выдвигается, обосновывается и отстаивается собственная позиция по той или иной научной проблеме, имеющей теоретическое, методическое или практическое значение. Подготовка и выполнение ВКР способствуют закреплению и комплексному использованию знаний, полученных в процессе изучения общетеоретических и специальных дисциплин, умению проявить навыки, приобретенные во время учебной и производственной практики в государственных и муниципальных органах, а также организациях, учреждениях и на предприятиях различных организационно-правовых форм и т.п., их эффективному использованию в исследовательской и практической деятельности.

Защита ВКР завершает профессиональную подготовку бакалавра и является проверкой готовности выпускника к самостоятельной практической деятельности по избранному направлению подготовки.

Целью ВКР является закрепление, систематизация и расширение теоретических и практических знаний в различных производственных и общественных сферах в процессе проводимого исследования. Ей должны быть присущи целевая направленность и четкость построения, логическая последовательность изложения материала, точность формулировок, конкретность в представлении результатов, убедительность аргументации, обоснованность выводов и рекомендаций, грамотное оформление.

Выпускная квалификационная работа должна продемонстрировать общую культуру мышления студента, способности к пониманию социально значимых проблем и процессов, умение работать с нормативно-правовыми актами, информационно-коммуникационными технологиями. Выпускник должен уметь находить организационно-управленческие решения, осознавать важность своей будущей профессии. При написании и защите работы проявляются способности к логическому построению речи и аргументации. Использование при подготовке работы литературы на иностранных языках отражает языковые компетенции будущего профессионала.

Не менее важны специальные профессиональные компетенции. Выпускник должен  уметь определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения;  выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения; принимать решения в условиях неопределенности и рисков; оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов; правильно применять нормы права; разрабатывать проекты нормативных и нормативно-правовых актов, готовить заключения на нормативные правовые акты в соответствии с правилами юридической техники; определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции; адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления; применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местно самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий, учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций;разрабатывать проекты социальных изменений.

 

2. Порядок выполнения ВКР

 

Тематика ВКР должна отвечать профилю направления подготовки, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и практики, а также учитывать потребности практических организаций и учреждений.

Основные этапы выполнения ВКР:

– выбор темы и научного руководителя; получение задания от научного руководителя;

– подбор и изучение литературы, законодательства, практических материалов;

– составление плана работы;

– составление плана-графика выполнения работы;

–написание выпускной квалификационной работы и составление аннотации к ней;

– представление работы научному руководителю, получение отзыва и устранение указанных в нем замечаний;

– рецензирование работы;

– представление работы к защите в ГЭК.

Студенту предоставляется право выбора темы ВКР вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Основным критерием выбора выпускником темы ВКР должен служить исследовательский интерес студента, а также заинтересованность администрации предприятия (учреждения, организации), на примере которого проводится исследование. Выбор темы желателен по материалам курсовых работ, выполненных ранее в процессе обучения. Формулировка темы должна отражать конкретную направленность научного исследования, дать четкое представление о его границах и ожидаемых результатах. Из названия темы должно быть ясно: что необходимо выбрать дипломнику в качестве объекта исследования, какую цель он перед собой поставил, с помощью чего (средство, способ) предполагается достичь эту цель.

При выборе темы должны соблюдаться следующие условия:

для студентов очной формы обучения предпочтительнее выбирать  предмет ВКР совпадающий с местом прохождения производственной практики (в любом случае объектом исследования должны быть органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные хозяйствующие субъекты);

- для студентов заочной формы обучения предпочтительнее выбирать  предмет ВКР совпадающий с местом прохождения производственной практики;

- если студентом заочной формы обучения ВКР выполняется на примере негосударственного и немуниципального хозяйствующего субъекта, то во второй главе  необходимо включить пункт:

2.4.  Направления и механизмы взаимодействия исследуемой организации с органами государственной власти и местного самоуправления.

За выпускником, не воспользовавшимся правом выбора, тема ВКР закрепляется по предложению научного руководителя.

Запрещается дублирование тем выпускных квалификационных работ.

Выбранная студентом и уточненная тема ВКР согласовывается с научным руководителем и утверждается заведующим кафедрой.

 Тема должна быть согласована с научным руководителем, обсуждена на заседании кафедры, после чего ее формулировка с указанием научного руководителя утверждается заведующим кафедрой.

Окончательно тема ВКР утверждается приказом ректора «О закреплении тем выпускных квалификационных работ». Приказ готовится на основании письменных заявлений студентов не позднее, чем за две недели до производственной  практики.

Утверждение научных руководителей осуществляется приказом ректора по представлению выпускающей кафедры.

Основными функциями научного руководителя ВКР являются:

– детальное ознакомление студентов-выпускников с требованиями, предъявляемыми к содержанию ВКР, выполняемых по программе, специалиста;

– консультирование, заслушивание отчетов студентов о ходе выполнения ВКР, предполагающее ежемесячные встречи со студентами-выпускниками;

– непосредственное руководство и контроль процесса исследования;

– рекомендации необходимой основной научной, методической литературы, справочных материалов и других источников по теме;

– в отдельных случаях по согласованию с заведующим кафедрой организация предзащиты студентом ВКР;

консультирование выпускников по составлению текста выступления на защите ВКР;

– подготовка письменного отзыва на ВКР.

В обязанности научного руководителя также входит:

– разработка индивидуального задания и плана графика выполнения работы;

– контроль над ходом выполнения плана-графика и своевременным представлением работы на кафедру;

- помощь в подготовке и организации защиты выпускной квалификационной работы выпускником.

Научный руководитель несет ответственность за организацию, сроки выполнения и представления к защите ВКР.

Научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором ВКР. В ходе выполнения работы научный руководитель выступает как оппонент, указывая на недостатки аргументации, композиции, стиля, ошибочные решения и выводы и т.п., и советует, как лучше устранить их, рекомендуя пути и сроки исправления.

Руководитель имеет право присутствовать на защите ВКР студентом перед ГЭК; вызывать на заседания кафедры для отчета студента, работа которого вызывает тревогу по поводу качества и сроков выполнения задания для принятия мер и устранения причин отставания в подготовке ВКР.

В течение первой недели после закрепления темы студент разрабатывает с помощью научного руководителя ориентировочный план и график выполнения работы с указанием очередности и сроков отдельных этапов работы по сбору материалов, изучение источников и литературы, написанию отдельных глав и разделов. Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем.

Одним из наиболее ответственных и сложных этапов выполнения ВКР является сбор и обработка информации. Широта и полнота изучения источников, умение выделять главное, сопоставление и анализ различных данных – важнейший показатель качества исследований студента и навыков работы с литературой.

Статистическая и другая информация собирается с учетом задач, которые поставлены в работе. Основными ее источниками являются:

– специальная литература – научные публикации (книги, статьи), которые могут подбираться студентом самостоятельно или быть рекомендованы научным руководителем;

– публикации в специализированных периодических изданиях;

– учебники и учебные пособия, указанные в списках литературы по программам дисциплин;

– фактические данные о работе конкретных отечественных (и зарубежных) предприятий, организаций, учреждений.

Дипломник обязан регулярно посещать консультации научного руководителя в соответствии с планом-графиком выполнения работы, предоставлять ему материал, согласовывать содержание и ход выполнения намеченных в плане-графике этапов, способы интерпретации и оформления полученных данных, устранять указанные руководителем недостатки. При систематических нарушениях плана-графика подготовки ВКР научный руководитель вправе выносить на заседание кафедры вопрос о прекращении выполнения студентом ВКР.

По завершении ВКР передается научному руководителю. После получения положительного отзыва научного руководителя студент перепечатывает выпускную квалификационную работу с соблюдением необходимых требований.

Подготовленная ВКР представляется студентом научному руководителю в одном экземпляре не позднее, чем за 2 недели до ее защиты. В конце текста исполнитель ставит свою подпись и дату сдачи работы.

Научный руководитель в недельный срок составляет письменный отзыв, заключение которого должно содержать характеристику текущей работы студента-выпускника по выбранной теме, оценку полноты выполненного задания, а также рекомендации по допуску к защите.

ВКР с письменным отзывом научного руководителя передается заведующему кафедрой, который на основании этих материалов решает вопрос о допуске работы к защите и ставит свою подпись и дату на титульном листе в графе допуска.

Допуск выпускной квалификационной работы к защите на выпускающей кафедре предполагает 2 этапа: 1) итоговый нормоконтроль.2) проверку ВКР заведующим выпускающей кафедры.

Итоговый нормоконтроль ВКР.

Под нормоконтролем ВКР  понимается контроль соответствия работы правилам оформления ВКР. К правилам оформления относят правила брошюрования работы, порядок расположения элементов ВКР, правильность нумерации страниц работы, оформление текста, ссылок внутри текста, таблиц, иллюстраций, формул, списка использованных источников, приложений.

Итоговый нормоконтроль осуществляется  методистом (в распечатанном виде). После прохождения итогового нормоконтроля последний вариант выпускной квалификационной работы сдается на выпускающую кафедру на электронном носителе и в сброшюрованном виде.

Студенты, не прошедшие итоговый нормоконтроль, к защите дипломной работы  не допускаются.

ВКР, получившая допуск на кафедре, вместе с письменными отзывами научного руководителя и рецензента должна быть представлена ответственному секретарю ГЭК в день  защиты.

ВКР подлежат рецензированию. Рецензия на ВКР – это аргументированный критический разбор достоинств и недостатков ВКР. Выполненные ВКР рецензируются высококвалифицированными специалистами, компетентными в вопросах тематики ВКР. Рецензент обязан провести квалифицированный анализ существа и основных положений рецензируемой работы и отразить в рецензии рекомендации по оценке ВКР по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).Недопустимы рецензии без критических замечаний на ВКР с явными недостатками.

Рецензия пишется или печатается в произвольной форме, рекомендуемый объем текста – 1–1,5 страницы. В рецензии указываются Ф.И.О. рецензента, его ученая степень, ученое звание, место работы, должность. Рецензент подписывает рецензию и проставляет дату ее написания. Подпись должна быть заверена печатью той организации, в которой он работает. Рецензия не подшивается к работе, а прикладывается к ней. Получение отрицательной рецензии не лишает студента права защищать ВКР. Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается. Во время защиты ВКР рецензию доводят до сведения членов ГЭК.

ВКР с рецензией, отзывом научного руководителя  должна быть представлена на кафедру не позднее 10  дней до начала работы ГЭК по защите. Важным дополнением, подтверждающим значимость работы, может быть справка о практическом применении результатов исследований в конкретной организации (предприятии, учреждении).

Общее руководство и контроль хода выполнения ВКР осуществляет заведующий кафедрой. Председатель ГАК накануне защиты знакомится с содержанием ВКР, отзывами научных руководителей и рецензиями.

Приказом директора к защите ВКР допускается студент, успешно завершивший в полном объеме освоение основной образовательной программы и представивший завершенную ВКР с положительным отзывом научного руководителя. В случае, если заведующий кафедрой не считает возможным допустить работу к защите, вопрос о допуске выносится на заседание кафедры с участием руководителя и автора работы.

Студент может быть не допущен к защите ВКР в случаях:

– невыполнения им учебного плана или наличия академической задолженности;

– нарушения сроков закрепления и утверждения темы ВКР или смены научного руководителя (по уважительной причине);

– отрицательного отзыва научного руководителя на выпускную квалификационную работу;

– решения заведующего кафедрой о недопуске работы к защите.

 

3. Формы и порядок аттестации ВКР

 

Защита выпускной квалификационной работы обязательно включается в состав итоговой государственной аттестации. Защита ВКР проводится в устной форме на открытом заседании ГАК с участием не менее 2/3 ее состава при обязательном присутствии председателя ГАК.

Заседание ГАК начинается с объявления списка студентов, защищающих работы на данном заседании. Председатель комиссии представляет всех членов ГАК, присутствующих на заседании, устанавливает регламент работы и определяет очередность защищающихся. В порядке очередности председатель комиссии приглашает на защиту студентов, объявляя фамилию, имя и отчество, тему ВКР и научного руководителя с указанием его должности.

Обратившись к членам ГАК и присутствующим на защите лицам, выпускник предлагает их вниманию тему своей ВКР и докладывает основные (наиболее значимые) положения ее содержания, результаты и выводы. Для изложения содержания работы студенту предоставляется не более 10 минут. В докладе необходимо отразить, чем студент руководствовался в выборе и изучении темы, что является объектом и предметом исследования, его целью и задачами, теоретической и (или) методологической основой, какие методы в нем использованы, какие новые результаты достигнуты, что сделано лично автором.

Содержание доклада студент определяет совместно с научным руководителем. Цифровые данные приводятся в докладе, если они необходимы для доказательства и иллюстрации выводов. Доклад должен быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует свободно, не зачитывая текст.

Доклад можно иллюстрировать графиками, схемами, таблицами, эскизами, подготовленными заблаговременно и согласованными с научным руководителем. Основные иллюстративные материалы должны быть представлены в виде раздаточного материала членам ГАК. Раздаточный материал необходимо подготовить в соответствии с количеством членов ГАК.

Соответствующий материал в форме таблиц, схем, графиков, фотографий должен быть представлен на листах формата А4 и разложен в определенной последовательности. Каждый лист должен иметь соответствующее название и комментарии, порядковый номер. В ходе защиты ВКР студент обращает внимание членов ГАК на тот материал, который использует в своем выступлении.

После доклада студенту задаются вопросы по теме работы, причем вопросы могут задавать не только члены ГАК, но и любой из присутствующих на защите. Выпускник может отвечать на вопросы по мере их поступления или записать их и дать ответы позже (перед ответом на замечания, содержащиеся в отзыве и рецензии, или после этого).

После ответов на вопросы слово предоставляется научному руководителю ВКР, который характеризует не только работу, но и отношение к ней студента, понимание им полученных результатов. При отсутствии научного руководителя секретарь ГАК или один из ее членов зачитывает подготовленный руководителем отзыв.

Если на заседании присутствует рецензент, то он в своем выступлении оценивает оригинальность полученных результатов, дает анализ имеющихся в работе недостатков, характеризует качество ее оформления и изложения. Рецензент должен указать соответствует ли, с его точки зрения, работа требованиям, предъявляемым к ВКР, и дать ей балльную оценку. При отсутствии рецензента текст рецензии может зачитать секретарь ГАК или один из ее членов.

Председатель ГАК выясняет, удовлетворены ли рецензент и научный руководитель ответами студента и просит присутствующих выступить по существу работы. Поскольку защита ВКР носит публичный характер, то в обсуждении работы может принять участие любой преподаватель, специалист или слушатель, находящийся в аудитории. После дискуссии по теме работы председатель ГАК может предоставить выпускнику заключительное слово на  2–3 минуты.

Решение ГАК об оценке ВКР принимается открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании по завершении защиты всех работ, намеченных на данное заседание. При равном числе голосов председатель ГАК обладает правом решающего голоса. Решение ГАК является окончательным. Заседания ГАК оформляются протоколом согласно утвержденной форме. Протоколы заседаний ГАК подписываются председателем, членами комиссии, присутствующими на заседании, и техническим секретарем. По завершении работы комиссии секретарь ГАК проставляет в зачетных книжках оценки результатов защиты ГАК, решение о присвоении выпускнику соответствующей квалификации и выдаче надлежащего диплома.

По окончании оформления необходимой документации в аудиторию приглашаются студенты, защитившие ВКР, и все приглашенные лица. Председатель ГАК подводит итоги защиты работ, зачитывает оценки, выставленные комиссией, отмечает особенно удачные работы, делает предложения о публикации или внедрении на производстве, объявляет решение о присуждении/присвоении квалификации и поздравляет студентов с завершением итоговой государственной аттестации. На заседании ГАК принимается решение о рекомендации лучших ВКР к публикации, внедрению в производство, представлению на получение патентов, принимается также решение о рекомендации лучших студентов для поступления в аспирантуру. Данное решение фиксируется в протоколе.

Результаты защиты ВКР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.

К критериям  оценки, относятся:

-  качество представленной защиты ВКР,

- релевантность выполненного доклада,

- уровень ответов на вопросы, заданных членами ГАК после заслушивания доклада, умение дискутировать.

Оценка «отлично» выставляется студенту, представившему квалификационную работу, которая имеет исследовательский характер, содержит реальные выводы и предложения, вытекающие из проделанного анализа, соответствует требованиям настоящих Методических рекомендаций, а также продемонстрировавшему в ходе защиты работы свободное владение материалом, давшему аргументированные, полные и четкие ответы на вопросы членов ГАК и замечания рецензента.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, представившему квалификационную работу, соответствующую требованиям настоящих Методических рекомендаций, содержащую выводы и предложения, вытекающие из проделанного анализа, и продемонстрировавшему владение материалом работы, ответившему на вопросы и замечания рецензента, но имеющему отдельные мелкие недочеты по тем или иным аспектам ВКР. 

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, представившему дипломную работу, в целом соответствующую установленным требованиям, содержащую общие выводы и предложения по совершенствованию предмета исследования, но продемонстрировавшему в процессе защиты слабое владение материалом работы, затруднения в ответах на вопросы членов ГАК и замечания рецензента.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если представленная работа в основном соответствует требованиям, но студент не владеет материалом, не ориентируется в теме, не может ответить на вопросы.

Дипломник, не выполнивший ВКР  в установленный для него срок или получивший неудовлетворительную оценку на защите, отчисляется из филиала за неуспеваемость. В этом случае студенту выдается академическая справка установленного образца.

Студент, не защитивший ВКР, допускается к повторной защите её в течение двух лет после отчисления из филиала. При повторной защите ВКР она должна быть обновлена и дополнена новым материалом или же студент обязан написать работу на другую тему.

Для студентов, не защитивших дипломную работу в установленные сроки по уважительной причине, подтвержденной документально, руководством филиала по представлению кафедры финансов, учета и управления  может быть назначена защита в другие сроки.

Защищенные выпускные квалификационные работы сдаются на соответствующую кафедру с последующей сдачей в архив.

Результаты защиты работы являются основанием для принятия ГАК решения о присвоении соответствующей квалификации и выдачи диплома государственного образца.

Лица, получившие неудовлетворительные оценки за защиту ВКР, а также не явившиеся по неуважительной причине на защиту ВКР, отчисляются из университета приказом директора с правом повторного прохождения итоговых аттестационных испытаний впервые.

Лицам, не проходившим итоговые аттестационные испытания по уважительной причине (по медицинским показаниям, документально подтвержденным), сроки итоговых аттестационных испытаний переносятся не более чем на четыре месяца по личному заявлению на имя директора.

Повторные итоговые государственные испытания назначаются не более двух раз. Для повторного прохождения итоговой государственной аттестации оформляется приказ о восстановлении в число студентов. Студентам, восстановленным для повторного прохождения итоговой государственной аттестации, в приложении к диплому указываются пройденные им дисциплины учебного плана. 

 

4. Общие требования к структуре и содержанию

ВКР

 

ВКР имеет следующую структуру:

– титульный лист

– оглавление;

– введение;

– основная часть (главы, подразделы);

– заключение;

– список использованных источников и литературы;

– приложение (приложения).

Содержание представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов и подразделов работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.

Во введении должно быть отражено следующее:

1) Актуальность темы исследования (т.е. научная (с точки зрения управленческой теории) и практическая (с точки зрения управленческой практики исследуемого предприятия, организации, учреждения) значимость). Под актуальностью темы принято также понимать степень её важности в определенный момент времени и в определенных условиях для решения конкретной проблемы.

2) Объект исследования (для управленческой тематики таковым являются общественные отношения, возникающие в процессе управления; объектом не могут быть здания, сооружения или анализируемые учреждения, предприятия, организации). Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

3) Предмет исследования (для управленческой тематики таковым являются формы, методы реализации управленческих решений на примере исследуемого предприятия, организации, учреждения). Иными словами, предмет исследования приближается к объекту исследования.

4) Цель исследования (как правило, целью исследования является совершенствование рассматриваемых процессов или явлений).

5) Задачи исследования (как правило, теоретический анализ проблемы; анализ различных сторон управленческой деятельности исследуемого предприятия, организации, учреждения; предложения по оптимизации управленческой деятельности и расчет их эффективности с учетом критериев эффективного управления). Задачи исследования формируют структуру основной части работы, т.е. количество глав и подразделов. Задачи исследования формулируются в форме перечисления (изучить

6) Методология исследования представляет собой совокупность методов, используемых при исследовании управленческих процессов, в том числе:

- общенаучные (диалектический, анализа и синтеза, аналогии, абстрагирования, моделирования и т.д.);

- специальные (системный, сравнительный, функциональный, статистический, математический и т.д.);

- частнонаучные( прогнозирования, экспериментальный и т.д.).

7) Источники, используемые при написании работы (состоит из перечня аннотированных нормативно-правовых актов и иных официальных документов, расположенных по силе действия).

8) Теоретическая основа работы (представляет собой обоснование отношения студента к научным позициям наиболее значимых ученых, проводивших научные или научно-практические исследования по данной проблеме).

9) Структура работы (представляет собой перечисление основных разделов работы: введение; количество глав и подразделов основной части работы с их краткой аннотацией; заключение.

Рекомендуемый объем введения – 2 - 3 страницы.

В первой главе (теоретической части), как правило, раскрываются теоретические основы избранной темы,  рассматриваются современные взгляды и подходы  к решению исследуемой проблемы в контексте конкретной управленческой деятельности, обосновывается точка зрения авторов. Раскрывается содержание главы в трех пунктах (1.1., 1.2., 1.3).

По объему первая глава может занимать до 25-30% всей работы.

Вторая глава (аналитическая) выполняется на основе теоретического исследования, проведенного в первой главе, и содержит анализ состояния обозначенной темы в условиях конкретно избранной организации. Независимо от специфики темы и выбранной организации необходимо отразить:

- организационно-управленческую характеристику на основе ресурсных возможностей (историю создания и местонахождение; специализацию и основные виды деятельности; правовой анализ на основании  Устава организации, в котором отражены цели, задачи, статус, компетенция и функции организации);

- анализ динамики социально-экономических показателей (в сравнении не менее чем за 5 лет);

- анализ фактических материалов, характеризующих особенности и специфику существующей системы управления (оценить достигнутый уровень организации управления);

- фактические значения основных показателей управления (сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года и фактическими данными прошлых лет);

- факторы, влияющие на результат управленческой деятельности;

- положительные и отрицательные стороны управленческой деятельности;

- потери и неиспользованные возможности, их влияние на недостатки в организации управления, резервы повышения эффективности организации и функционирования системы управления в целом.

В главе описываются методики и условия исследования, составляются таблицы, графики, схемы и проводится их анализ (по собственным результатам, материалам организации, статистических сборников и т.п.).

Особое внимание следует уделить исследованию и анализу проблемных аспектов темы исследования в соответствии с поставленными целями и задачами.

По объему вторая глава может занимать 35-40% общего объема работы.

Третья глава (проектная) определяет современные требования к эффективному решению поставленных задач, раскрывает конкретные методы их решения.  Данная глава посвящается обоснованию и характеристике разработанных предложений, содержащих практические рекомендации. Проектная часть должна содержать предложения, рекомендации по совершенствованию системы управления организацией, повышению ее эффективности, устранению отмеченных недостатков. В данной главе выполняются практические расчеты по избранной методике, на их основе  дается оценка эффективности предлагаемых мероприятий (рекомендаций) в зависимости от исследовательских задач.

Таким образом, каждый раздел должен содержать конкретные предложения с расчетом прогнозируемых результатов (ожидаемой эффективности).

Необходимо понимать, что первостепенное значение для оценки эффективности предложений имеют экономический, социальный, экологический, информационный, интегральный и иной положительный эффект.

Результаты исследования должны отражать:

- предложения по совершенствованию принципов и методов государственного и муниципального управления и расчет их эффективности;

- разработку государственных и региональных программ развития той или иной отрасли народного хозяйства и расчет их эффективности;

- предложения по совершенствованию систем социально-экономического, технического, информационного и т.п. регулирования и расчет их эффективности;

- разработку механизма мотивации и стимулирования эффективной деятельности персонала в организации и оценку его эффективности;

- предложения посовершенствованию механизма экономической устойчивости организации и оценку его эффективности;

- предложенияпосовершенствованию направлений улучшения инвестиционного климата в регионе и расчет их эффективности.

Третья глава может занимать 25 - 30 % общего объема работы.

Заключение представляет собой авторское изложение основных выводов, к которым он пришел в процессе работы над темой, оценку перспектив развития исследуемой проблематики, практической ценности работы. Заключение оформляется в виде отдельных пунктов, выводов и предложений (как правило, в пределах одного абзаца каждый), которые располагаются согласно порядку изложения материала в тексте работы. Не допускается делать выводы, отражающие какие-либо общие вопросы и не относящиеся непосредственно к предмету и объекту исследования.

Рекомендуемый объем заключения – 3–4 страницы.

Список использованных источников и литературы представляет собой перечень нормативно-правовых актов и научных изданий.

Приложение (приложения)содержат вспомогательные материалы, которые в целях сокращения объема ВКР облегчают восприятие основной части, не перегружая ее. Приложения способствуют более широкому освещению темы. Вместе с тем основной текст исследования следует создавать таким образом, чтобы он был самодостаточным и содержал небольшое количество приложений.

По содержанию и форме приложения могут быть самые разные: копии документов, выдержки из отчетных материалов, фотографии, письма, таблицы, графики, диаграммы и т.п. В основном тексте работы должны содержаться ссылки на все приводимые приложения. Сами приложения располагаются в порядке появления ссылок на них. Приложения должны иметь наименования.

 


5. Общие требования к тексту ВКР

 

Стиль изложения должен быть научным, предполагающим использование принятой в соответствующей отрасли науки (практики) терминологии. Предложения следует формулировать так, чтобы избежать их двусмысленного или противоречивого толкования, неопределенности понимания. Вместе с тем не следует прибегать к искусственному усложнению текста, ложной наукообразности, за которой часто скрывается поверхностное содержание работы. 

В тексте работы рекомендуется выделять законченную мысль в самостоятельный абзац.

Для обоснования сформулированных в работе положений, суждений, выдвигаемых гипотез, могут быть использованы выводы, сформулированные специалистами по данной проблеме. В этих случаях допускается передача чужого мнения в форме свободного изложения либо цитирования специальных мест из опубликованных работ, статей и т.п., но с обязательной ссылкой на источник. Цитируемый текст заключается в кавычки.

Цитировать можно лишь изученные автором первоисточники, цитирование по работам других авторов недопустимо.

Ссылки на источник оформляются в виде автоматических (внизу страницы) сносок 12-м размером шрифта. Нумерация ссылок (сносок) должна быть постраничная (с каждой новой страницы нумерация начинается с цифры 1), а не сквозная.

В тексте работы при упоминании какого-либо автора надо указать сначала его инициалы, фамилию, затем оформить постраничную сноску. Например: «Как подчеркивает З. З. Зинатуллин»[1], «по мнению В.Н. Хропанюка»[2] и т.д.

Грамматические, синтаксические, пунктуационные ошибки, опечатки недопустимы, а их наличие существенно влияет на оценку работы. При наличии определенного количества ошибок научный руководитель имеет право потребовать проведения официальной лингвистической экспертизы текста рукописи ВКР. Организация экспертизы возлагается на студента.

Текст ВКР должен быть кратким, четким, не должен допускать различных толкований.

Следует применять установленные стандартами термины, обозначения и определения, а при отсутствии стандартов - общепринятые в научно-экономической литературе.

Сокращения слов в тексте или подрисуночных надписях не допускаются. Исключения составляют сокращения, установленные правилами русской орфографии и пунктуации, а также соответствующие государственным стандартам, содержащим перечень сокращенных слов.

В тексте нельзя употреблять математические знаки, а так же знаки N (номер) и % (процент) без цифр. Следует писать словами "меньше или равно" вместо (£), "не равно" вместо "¹" и т.п.

Числа с размерностью нужно писать цифрами, а без размерности - словами.

Условные буквенные обозначения величин, а также условные графические обозначения должны соответствовать уставленным государственным стандартом. Единицы измерения физических величин - в единицах СИ.

 

6. Общие технические параметры и требования к

ВКР

 

Текстовый материал должен быть выполнен на компьютере на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210х297), через 1,5 интервала, с числом строк на странице не более 30, шрифтом TimesNewRoman стандартного размера (соответствует 14-му размеру шрифта компьютера), с выравниванием текста по ширине листа и соблюдением следующих размеров отступа от края листа: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм. Весь текст работы должен быть набран в редакторе WORD, делиться на абзацы. Абзацный отступ должен быть равен 1,25 см.

Вписывать в текст отдельные слова, знаки допускается только черными чернилами или тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в работе, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным или рукописным способом.

Все страницы работы, включая иллюстрации, список использованных источников и литературы и приложения, должны нумероваться арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по порядку от титульного листа и содержания (на них нумерация не ставится) до последней страницы без пропусков и добавлений. Порядковый номер печатается в середине нижнего поля страницы, начиная с цифры 3 или 4 без точки в конце и без дефисов (первая страница введения). Титульный лист является первой страницей работы, не нумеруется. Оглавление включает названия всех частей работы (введение, глава 1,2,3, заключение, список использованных источников и список литературы, приложение (приложения)) с указанием начальных страниц, в соответствии с которыми они расположены в тексте. Если номера начальной страницы главы и ее раздела совпадают, то указывается только начальный номер раздела.

Каждый раздел работы (Введение. Глава 1. Глава 2. Глава 3, Заключение. Список использованных источников и литературы. Приложения) необходимо начинать с новой страницы, подразделы глав располагать друг за другом, в подбор. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм требуется приводить  на языке оригинала.

Заголовки разделов необходимо печатать заглавными буквами жирным шрифтом симметрично тексту без подчеркивания, через один интервал, точку в конце заголовка не ставить. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделять точкой. Переносы слов в заголовке не допускаются. Заголовки имеют порядковую нумерацию (Глава 1. Глава 2

Заголовки подразделов печатаются строчными буквами (кроме первой заглавной) с абзацного отступа без точки в конце, без подчеркивания. Подразделы нумеруются в пределах каждой главы, например, 1.1., 1.2., 1.3, при дробном делении - 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3. Расстояние между заголовками структурных элементов работы и разделов основной части и текстом должно быть не менее 3 интервалов (т.е. следует пропустить одну строку). Заголовок нельзя оставлять последней строкой на странице.

Основными элементами таблицы являются порядковый номер и тематический заголовок, боковик, заголовок вертикальных глав, заголовки горизонтальных и вертикальных граф основной части. Таблицы помещают в тексте работы после ссылок на них. Таблицы должны иметь названия и сквозную порядковую нумерацию (Таблица 1).

Слово «Таблица» и ее порядковый номер пишутся вверху над таблицей с выравниванием по правому краю, затем дают ее название жирным шрифтом и единицу измерения, если она общая для всех граф и строк. Заголовок таблицы выполняется строчными буквами (кроме первой заглавной), знак «№» и точка в конце заголовка не ставятся.

Таблица 1

Динамика целевых показателей

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Удельный вес

 

 

 

 

Уровень безработицы

 

 

 

 

 

Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, ее следует включить в приложение, либо при переносе на последующую страницу указывается: «Продолжение таблицы».

Допустимо оформлять таблицы 12-м размером шрифта и через одинарный интервал.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Весь иллюстративный материал должен иметь авторство. Указывается источник, на основе которого материал составлен, либо оговаривается: «авторская версия». Анонимность иллюстративного материала не допускается.

Название иллюстрации начинается со слова «Рис.», после которого указывается его порядковый номер в пределах всей работы с точкой в конце. Непосредственно название рисунка начинается с прописной буквы и при необходимости должно содержать поясняющие данные, расшифровывающие условные обозначения или иные характеристики иллюстрации. Название следует писать под иллюстрацией, переносы в словах не допускаются. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Формулы и расчеты должны органично вписываться в текст работы, не разрывая его грамматической структуры. Формулы необходимо сначала привести в символьном выражении, затем дать расшифровку входящих в них индексов и величин.

Формулы следует располагать на середине строки, а связывающие их слова «где», «следовательно», «откуда», «находим», «определяем» - в начале следующей строки.Формулы следует нумеровать, особенно, если в тексте приходится на них ссылаться, порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках, например, (1) в крайнем правом положении  строки.

Например: экономическую эффективность управления у)в узком смысле характеризуют следующие показатели:

Эу = Д / З,                                                    (1)

где Д - доходы предприятия, руб.

З- затраты на содержание аппарата управления, руб.

Внутри пунктов и подпунктов могут быть приведены перечисления.Их следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например: 1), 2), 3) и т.д., и печатать строчными буквами с абзацного отступа без точки после скобки. Содержание каждого подпункта отделяется друг от друга точкой с запятой. В пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений.

При приведении цифрового материала должны использоваться только арабские цифры, за исключением общепринятой нумерации кварталов, полугодий, которые обозначаются римскими цифрами.

Библиографический список должен включать для ВКР не менее 30 наименований использованных литературных источников и быть оформлен в соответствии с установленными требованиями. В зависимости от характера работы в библиографический список можно внести использованную литературу не только основную, но и цитируемую. Библиографический список состоит из двух частей: список нормативно-правовых актов, приводимых по юридической силе действия и списка литература.

Нормативные акты располагаются в следующей последовательности:

– международные нормативно-правовые акты;

– Конституция Российской Федерации;

– федеральные конституционные законы;

– федеральные законы;

– указы Президента Российской Федерации;

– постановления палат Федерального собрания РФ;

– постановления Конституционного Суда РФ;

– акты Правительства Российской Федерации;

– акты министерств и ведомств РФ;

– решения иных государственных органов;

– постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

– акты органов государственной власти субъектов РФ;

– акты органов местного самоуправления;

– локальные акты.

В списке необходимо указать полное название акта, дату его принятия, номер, а также официальный источник опубликования, обязательно последняя редакция с изменениями и дополнениями.

Список литературы должен быть пронумерован. Он оформляется только в алфавитном порядке. Нумерация перечня использованных источников и литературы должна быть сквозная.

Приложения к работам следует оформлять как продолжение работы на его последующих страницах, располагая их в порядке появления на них ссылок в тексте работы.

Все виды учебно-исследовательских работ должны быть отпечатаны и представлены на кафедру в бумажном и электронном (на диске) вариантах.

Все листы ВКР и приложений к ней следует аккуратно подшить (сброшюровать в папку) и переплести. Окончательный вариант работы должен быть представлен на бумажном носителе. Каждый экземпляр ВКР необходимо подписать автором на титульном листе.

Оптимальный объем ВКР – 60-75 страниц без приложений.

Студент несет полную ответственностьза научную самостоятельность, достоверность результатов проведенного исследования, оформление ВКР.

ВКР  должна  быть сброшюрована в указанной последовательности:

1.     Титульный лист

2.     Задание и календарный план

3.     Лист верификации авторства

4.     Содержание

5.     Основной текст

6.     Список использованной литературы

7.     Приложения (обязательный элемент)

«СОДЕРЖАНИЕ», «НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ», «ОПРЕДЕЛЕНИЯ», «ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» служат заголовками структурных элементов ВКР, пишутся заглавными буквами посередине страницы. Перенос слов недопустим!

Титульный листВКР  оформляется в соответствие с приложением 1.

На титульном листе обязательны: подписи студента, выполнившего работу, руководителя ВКР, рецензента, заведующего выпускающей кафедры. Внизу указывается год выполнения курсовой работы.

Содержание включает введение, наименование всех глав, параграфов, пунктов, заключение, список использованных источников, приложения с указанием номера страницы, на которой размещается начало текста данного структурного элемента. Пример оформления содержания приводится в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

ВНИМАНИЕ! В Содержании перед такими структурными элементами как Введение, Заключение, Список использованных источников, Приложения, номер не проставляется!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра государственного и муниципального управления

Направление подготовки 081100 – «Государственное и муниципальное управление»

квалификация (степень) «бакалавр»

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему 

«Совершенствование системы управления муниципальным образованием

(на материалах МО «Нововолковское», Удмуртская Республика)

Работу выполнил:

студентка А.И. Лоншакова                    

гр. О-061000-51(К)_____________________(подпись)

 

Научный руководитель

к.э.н., доцент

И.Ю. Чазова_____________________(подпись)

 

Рецензент:

Глава Администрации

МО «Нововолковское»_____________________(подпись)

 

К защите допустить

Зав. кафедрой

д.ю.н., профессор

В.Ю. Войтович   _____________________(подпись)

«___»___________ 2014г.

Дата защиты «___»___________ 2014 г.

Оценка:_______________

 

Ижевск  2014

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец оформления оглавления выпускной квалификационной работы

Оглавление

Введение                                                                                          

Глава 1. Теоретические основы системы управления

1.1. Понятие и сущность системы управления                           

1.2. Функции, принципы и методы системы управления муниципальным образованием

1.3. Правовые основы муниципального управления        

                  

Глава 2. Исследование системы управления  муниципальным образованием «нововолковское»

2.1. Общая характеристика муниципального образования

«Нововолковское»      

2.2. Экономико-правовой анализ муниципального образования                

2.3.Оценка системы управления муниципальным образованием и выявление проблем функционирования

 

Глава 3. Совершенствование системы управления муниципальным образованием «нововолковское»

 

3.1.    Выявление приоритетных направлений развития муниципального образования

3.2.    Разработка предложений по совершенствованию системы управления 

3.3.    Оценка социально-экономической эффективности разработанных предложений                

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                          

СПисок использованных источников и  литературы     

ПриложениЯ       



3

 


5

 

9

 

15

 

 

 

20

 

25

 

35

 

 

 

 

40

 

45


50

 

55

 

58

60

 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Образец оформления титульного листа раздаточного материала к ВКР 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра государственного и муниципального управления

Направление подготовки 081100 – «Государственное и муниципальное управление»

квалификация (степень) «бакалавр»

 

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

к выпускной квалификационной работе

на тему

«Совершенствование системы управления муниципальным образованием

(на материалах МО «Нововолковское», Удмуртская Республика)

 

Работу выполнил:

студент И.И. Иванов                          

 гр.О-061000-51  ____________________(подпись)


Научный руководитель

д.ю.н., профессор

В.Ю. Войтович  _____________________(подпись)

 

Дата защиты «___»___________ 20___г.


Ижевск 2014

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 

Заявление на  утверждение темы ВКР 

 

Утверждено на заседании кафедры

Государственного и муниципального управления

 

 «___»__________20__г.,

 

протокол  №____

 

Зав.кафедрой ГиМУ

______________       В.Ю.Войтович

 

Заведующему кафедрой ГиМУ

д.ю.н., профессору В.Ю.Войтовичу

от студента группы _______________________

_________________________________________

_________________________________________

(Фамилия Имя Отчество студента)

 

_______________________________________________________

(телефон  студента)

 

 

  

ЗАЯВЛЕНИЕ

        Прошу утвердить мне тему выпускной бакалаврской работы:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель ________________________________________________________

                                        (Ф.И.О.), ученая степень, должность

 

 

______________________________________

(Подпись студента)

 

«____» ________________20___г.

 

 

 

Согласие научного руководителя ______________________________________________

 (Подпись научного руководителя)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Образец оформления списка использованных источников

 

Примеры библиографического описания документов

в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003

Нормативные правовые акты:

· Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря (№237).

· О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год»: федеральный закон от 5 июля 2005 г. №84-ФЗ/ Собрание законодательства. – 2005. - №28. – Ст.2813.

Литература:

Книги с одним автором

· Мильнер, Б.З. Управление знаниями. Эволюция и революция в организации / Б.З.Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 178 с. - ISBN 5-16-001668-6.

 

Книги с двумя авторами

· Дубровина, Л.А. Руководство по организации самооценки внутрибиблиотечных систем обеспечения качества деятельности и услуг: методическое пособие / Л.А.Дубровина, А.И.Кочетов. – М.: Либерея, 2004. – 120 с.  - ISBN 5-85129-184-2.

 

Книги с тремя авторами

· Вачугов, Д.Д. Практикум по менеджменту: деловые игры: учебное пособие / Д.Д.Вачугов, В.Р.Веснин, Н.А.Кислякова. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2001. - 192 с. – ISBN 5-8110-0041-3.

 

Книги, описанные под заглавием (редакторы, составители, количество авторов четыре и более)

· Менеджмент XXI века: когда-нибудь мы все будем так управлять / под ред. С.Чоудхари. - М.: ИНФРА-М, 2002. - XIV, 448 с. – ISBN 5-16-001312-1 (русск.).

· Международные стандарты оценки: в 2 кн. Кн. 2: Глоссарий к международным стандартам оценки на русском языке и англо-русский словарь / Г.И.Микерин [и др.]. – М.: Новости, 2000. – 360 с. – ISBN 5-88149-05-76 (кн. 2).

 

Диссертации, авторефераты

· Сокольников, Г.Н. Управление социальной сферой административного крупного промышленного города : автореф. дис

 

Интернет-ресурсы

· Об организации страхового дела в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 нояб. 1992 г. № 4015-1 : (в ред. от 21 июля 2005 г. № 104-ФЗ) // Консультант Плюс : справ.правовая система. – Сетевая версия. - Электрон.дан. – М., 2005. – Доступ из локальной сети ЧОУ ВПО ЮУИУиЭ.

· Экономический рост [Электронный ресурс] // Новая Россия : библиогр. указ. / сост. Б. Берхина, О. Коковкина, С. Канн ; Отделение ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, [2003– ]. – Электрон.дан. – Дата обновления: 06.03.2007. – URL: http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/newrus/egrowth.ssi. - 22.03.2007.


Приложение 6

Форма отзыва научного руководителя ВКР

ФГБОУ ВПО «УдГУ» 

Кафедра государственного и муниципального управления  

О Т З Ы В

на выпускную квалификационную  работу студента(ки)_____________________________________  

на  тему______________________________________________________

  

Отзыв научного руководителя на  ВКР должен быть напечатан или написан разборчивым почерком  и должен содержать следующие разделы:

-         актуальность избранной темы;

-         степень раскрытия темы студентом;

-         полнота использования нормативного и научного материала;

-         дискуссионные положения работы;

-         практическая направленность исследования;

-         степень самостоятельности студента в проведении исследования и оценке достигнутых результатов;

-    способность студента критически анализировать научную литературу, формулировать выводы и предложения;

-    положительные и отрицательные стороны работы;

-   соответствие ВКР предъявляемым требованиям и возможность допуска работы к защите на заседании ГАК;

Отзыв должен заканчиваться фразой  о возможности присвоения студенту квалификации (степени) «бакалавр» по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление».                  

Научный руководитель__________________________________(Ф.И.О.)

(подпись)


Приложение 7

Форма рецензии на ВКР 

РЕЦЕНЗИЯ

на  выпускную квалификационную   работу

Студента(ки)__________________________________________________

ФГБОУ ВПО «УдГУ» по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление» на тему___________________________________

Рецензентами ВКР по направлению  081100 «Государственное и муниципальное управление» могут быть  имеющие высшее экономическое или юридическое образование специалисты-практики, научные работники, а также преподаватели, не работающие в ФГБОУ ВПО «УдГУ». Студент предъявляет  рецензенту  законченную работу с приложениями. В  рецензии    должны быть освещены следующие  вопросы:

-   актуальность избранной темы;

-   степень раскрытия темы студентом;

-   полнота использования нормативного и научного материала;

-  дискуссионные положения работы;

-  практическая направленность исследования;

-   степень самостоятельности студента в проведении исследования и оценке достигнутых результатов;

- способность студента критически анализировать научную литературу, формулировать выводы и предложения;

-  положительные и отрицательные стороны работы;

-  соответствие ВКР предъявляемым требованиям и возможность допуска работы к защите на заседании ГАК;

- оценка за работу (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Рецензия должна заканчиваться фразой: «Считаю, что студент (ка)  (ф.и.о.) достоин (не достоин) присвоения квалификации (степени) «бакалавр» по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление».                                                                                                                                                                       

Рецензент ________________________________________( ф.и.о.)

(должность)                    (подпись)

 

Дата, печать организации, в которой работает рецензент

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Примерная тематика ВЫПУСКНЫХ

КВАЛИФИКАЦИОННЫХ работ,

рекомендованная кафедрой

государственного и муниципального управления

 

1.Совершенствование системы управления муниципальной собственностью (на примере …).

2.Совершенствование управления экологическими процессами и обеспечением безопасности жизнедеятельности населения в регионе (на примере …).

3.Совершенствование информационных систем управления на муниципальном уровне (на примере…)

4.Совершенствование управления информационной системой  в управлении муниципальным образованием (на примере…)

5.Совершенствование системы управления социальным развитием региона (Муниципального образования) (на примере …).

6.Совершенствование формирования системы управления трудовыми ресурсами (на примере …).

7.Совершенствование системы управления образованием в регионе (Муниципальном образовании) (на примере …).

8.Совершенствование системы управления муниципальным образованием (на примере …).

9.Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования (на примере …).

10.Совершенствование системы управления  транспортным комплексом региона  (на примере …).

11.Совершенствование управления информационными ресурсами в муниципальном образовании (на примере …).

12.Совершенствование системы управления инвестиционной деятельностью в регионе (Муниципальном образовании) (на примере …).

13.Повышение эффективности управления финансовыми ресурсами муниципального образования  (на примере…)

14.Повышение эффективности управления межбюджетными трансфертами (на примере…)

15.Совершенствование системы управления персоналом в организации (на примере ...)

16.Совершенствование системы управления инновационной политикой  муниципального образования (на примере …)

17.Совершенствование системы управления рынком труда в муниципальном образовании (на примере …)

18.Совершенствование управления экономической устойчивостью муниципального образования (на примере …)

19.Совершенствование системы управления трудовыми ресурсами в муниципальном образовании (на примере…)

20. Совершенствование системы управления организацией (на примере …)

21.Совершенствование управления деятельностью муниципального (государственного) учреждения (на примере …)

22. Совершенствование управления казначейским исполнением муниципального бюджета (на примере …)

23.Формирование системы управления  эффективного  регулирования градостроительной деятельности региона (на примере…).

24. Совершенствование государственного (муниципального) управления в сфере занятости населения (на примере …)

25. Совершенствование управления в области информационного обеспечения  (на примере …)

26.Совершенствование системы управления в правоохранительной деятельности  (на примере …)

27.Совершенствование системы управления физической культурой и спортом в муниципальном образовании (на примере …)

28. Совершенствование системы управления молодежной политикой в регионе (муниципальном образовании) (на примере …)

29.Совершенствование системы управления социально-экономическим развитием  муниципального образования (на примере …)

30.Совершенствование системы управления образовательным учреждением (на примере …)

31.Совершенствование системы управления муниципальным хозяйством (на примере …)

32.Совершенствование системы управления учреждением здравоохранения (на примере …)

33.Совершенствование управления внутренней средой организации (на примере …)

34.Повышение эффективности управления потребительским рынком (на примере …)

35.Совершенствование системы управления малым бизнесом в муниципальном образовании (на примере …)

36. Совершенствование системы управления инвестиционным потенциалом региона (муниципального образования) (на примере …)

37.Совершенствование системы управления охраной общественного порядка в органах внутренних дел (на примере …)

38.Совершенствование системы контроля в управлении органами внутренних дел (на примере …)

39.Совершенствование системы управления ресурсным потенциалом в регионе (муниципальном образовании) (на примере …)

40.Совершенствование системы управления в системе пенсионного обеспечения (на примере …)

41.Совершенствование системы управления социальной сферой региона (муниципального образования) (на примере …)

42.Повышение роли территориальной избирательной комиссии в системе государственного управления (на примере …)

43.Совершенствование системы антикризисного управления в организации (на примере …)

44.Совершенствование системы управления качеством жизни населения (на примере …)

45.Повышение конкурентоспособности муниципального образования на основе совершенствования системы управления (на примере…)

46.Совершенствование управления во взаимоотношении органов государственной власти и органов местного самоуправления (на примере…)

47. Совершенствование управления в области социально-экономической политики в муниципальном образовании (на примере…)

48.Основные пути повышения управления в муниципальном образовании (на примере…)

49.Совершенствование системы управления государственного  федерального государственного надзора в сфере здравоохранения (на примере…)

50.Совершенствование системы управления  земельно-кадастровыми отношениями муниципального образования (на примере…)

51.Совершенствование государственной политики в сфере занятости населения (на примере…)

52. Совершенствование управления системой прогнозирования и планирования социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере…)

53. Разработка предложений по использованию современных технологий управления кадровым менеджментом (на примере…)

54. Совершенствование управления информационным обеспечением городской (районной, поселковой и т.п.) администрации (на примере…)

55. Рационализация управления по совершенствованию документооборота в государственных (муниципальных) органах (на примере…)

56. Совершенствование организации контроля  исполнения  управленческих решений  в государственном (муниципальном) образовании (на примере…)

57. Разработка управленческих предложений по использованию интернет-технологий  в государственном (муниципальном) образовании (на примере…)

58. Совершенствование управления техническим обеспечением в органах  муниципального образования (на примере…)

59. Совершенствование управления информационной политикой (на примере…)

60. Совершенствование управления муниципальной информационной службой (на примере…)

61. Совершенствование деятельности органов территориального управления занятости населения (региона, муниципального образования) (на примере…)



1 См. подробнее: Зинатуллин З. З. Уголовно-процессуальные функции. Ижевск, 1994.

2 См.: Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 263.