Каталог

Помощь

Корзина

Муниципальный менеджмент. Ответы к ГОС-экзамену ГиМУ

Оригинальный документ?

Муниципальный  менеджмент

1 Понятие муниципального менеджмента

Менеджмент - это процесс соединения ресурсов и целенаправленной деятельности людей для достижения ими желаемых результатов. А менеджмент в конкретных видах деятельности людей получил название в зависимости от сферы профессиональной деятельности менеджера: социальный менеджмент, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент и др.

Муниципальный менеджмент - профессиональная деятельность по соединению ресурсов и энергии населения муниципального образования, направленная на социальное и экономическое саморазвитие территории, устойчивое повышение качества жизни каждого человека. Главный признак муниципального менеджмента это воздействие в целях сохранения или перевода на новый уровень функционирования социальной системы. Мировой опыт свидетельствует, что роль муниципального менеджмента в его общей системе постоянно возрастает. 

Собственно управленческая революция означает, что современное управление стало достоянием каждого местного сообщества, каждой фирмы. Появилась массовая фигура профессионального управляющего, лидера, предпринимателя, создателя новых систем экономического саморазвития, то есть специалиста по организации развития и саморазвития первичных ячеек общества, которые научились делать события случившимися. Они организуют разработку плана действий и его исполнение и побуждают население к эффективной работе, участвуют в формулировании корпоративных целей и разработке путей их достижения; в выявлении ресурсов, необходимых для реализации целей; контролируют работы, направленные на социальное и экономическое саморазвитие муниципального образования. 

Профессиональная принадлежность к муниципальным менеджерам предполагает, что определенным человеком освоена необходимая сумма знаний и сформированы навыки их применения, что он владеет управленческой методологией социально-экономического развития территорий и регионов, придерживается конкретных стандартов деятельности и поведения, умеет добиваться выполнения поставленных целей.

В деятельности муниципального менеджмента есть пять базовых операций: 1) проектирует модель и определяет цели социального и экономического саморазвития муниципальных образований в соответствии с принципами современного хозяйствования; определяет задачи в каждой группе целей; решает, что должно быть сделано, для достижения этих целей; эффективно организует население по их достижению; 2) организует создание собственных корпоративных систем среди населения муниципального образования, анализирует виды деятельности, вырабатывает решения, формирует корпоративные отношения в местных сообществах, необходимые для выполнения задач по достижению целей социально-экономического и экономического саморазвития, выбирает специалистов для решения этих задач; 3) поддерживает мотивацию и налаживает коммуникации, формирует команду из людей, ответственных за различные виды работы; 4) анализирует и оценивает результаты; 5) в конечном итоге способствует повышению качества жизни людей.

Муниципального менеджера делает менеджером не власть, а ответственность за результаты работы всей корпоративной организации муниципального образования.

Муниципальный менеджер имеет две специфические задачи, качественно превосходящие прежние, что обеспечивает формирование корпоративного порядка в обществе. Во-первых, муниципального менеджера можно сравнить с дирижером оркестра, у которого нет написанной композитором партитуры, и поэтому он должен одновременно выступать и как композитор, и как дирижер. Во-вторых, необходимо в каждом решении и действии гармонизировать требования о повышении качества жизни людей с удовлетворением, как сегодняшних потребностей, так и тех, которые могут возникнуть в отдаленном будущем.

Российское общество «спасут» муниципальные менеджеры и предприниматели в единстве с населением, использующим метод корпоративного хозяйствования в решении экономических, социальных и политических проблем. Корпоративная экономика муниципальных образований, регионов и в России в целом, есть, прежде всего, созидание предпринимателей, муниципальных менеджеров и населения, «берущих дело в свои руки». Корпоративная экономика муниципальных образований как результат деятельности муниципальных менеджеров есть социальный институт, который является лучшим из всех, что люди могли бы создать для совместной работы, для сотрудничества и достижения целей (повышения качества жизни каждого человека) не за счет друг друга, а вместе друг с другом, для получения социально-экономического результата, который они не смогут достичь в одиночку.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно Федерального закона №25-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Основными принципами муниципальной службы являются: 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего; 3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих; 4) стабильность муниципальной службы; 5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих; 6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; 7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы; 8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих; 9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; 10) внепартийность муниципальной службы.

3 Город и его структура

Для управления муниципальным образованием как системой необходимо провести ее структуризацию и рассмотреть основные подсистемы. Характер структуризации любой социально-экономической системы зависит от цели исследования и может осуществляться с разной степенью детализации. В этом смысле он носит субъективный характер. Так, рассмотренная ниже предметная структуризация города отражает основные материально-вещественные компоненты этой системы, их балансовые пропорции и внутрисистемные связи.

Территориальная структуризация города на жилые, промышленные и иные зоны, микрорайоны, кварталы и т. д. позволяет осуществлять рациональную планировку и застройку городской территории.

Функциональная структуризация (по функциям или по целям), позволяющая построить «дерево целей» системы управления городом, будет рассмотрена в главе 3.

В материально-вещественной структуре города можно выделить следующие главные подсистемы.

Под градообразующими понимаются предприятия и организации, продукция или услуги которых в основном поставляются за пределы города. Благодаря градообразующим предприятиям реализуется принцип территориального разделения труда в системе государства и региона. Состав градообразующей сферы города во многом предопределяет лицо, облик города, профессиональную и квалификационную структуру трудоспособного населения. Специфика отрасли или отраслей градообразующей сферы предопределяет стиль жизни в городе. В градообразующей сфере население получает работу, формируется налоговая база города, население может получать отдельные коммунальные (тепло, вода) и социальные (здравоохранение, культура и др.) услуги. Градообразующие предприятия, как правило, не являются объектами муниципальной собственности.

Градообслуживающая и социальная сферы формируют в совокупности городскую инфраструктуру. Градостроительный кодекс РФ подразделяет городскую инфраструктуру на инженерную (здания, сооружения), транспортную (коммуникации) и социальную.

Предприятия и организации градообслуживающей сферы могут представлять практически все формы собственности. Предприятия градообслуживающей сферы обеспечивают содержание жилищного фонда, предоставляют населению жилищные, коммунальные, транспортные, бытовые, торговые и другие услуги. Они оказывают коммунальные и транспортные услуги предприятиям социальной сферы, частично градообразующим предприятиям и также создают рабочие места. Большинство этих предприятий являются малыми и средними. В совокупности градообслуживающая сфера является крупным работодателем.

Учреждения и организации социальной сферы предоставляют населению медицинские, образовательные, культурные, досуговые, физкультурно-спортивные и другие услуги, создают рабочие места. Значительная часть объектов социальной сферы города полностью или частично содержится за счет средств местного бюджета, хотя отдельные учреждения могут быть частными и самоокупаемыми (стоматологические клиники, плавательные бассейны, организация ряда зрелищных мероприятий и др.) и государственными (крупные объекты межмуниципального, регионального и межрегионального значения).

 

4. Городские подсистемы.

К основным подсистемам, определяющим характер эволюции урбанизированной территории, относятся коммерческие предприятия (специфика данной подсистемы рассмотрена в предыдущем разделе), население, жилой фонд и инженерные коммуникации, городские земли. 

Каждая из этих подсистем характеризуется собственной динамикой, в связи с чем — в случае отсутствия корректирующего воздействия управляющего органа — в развитии города накапливаются трудноустранимые долгосрочные диспропорции.

Население. Жителем города считается человек, постоянно проживающий в городе. Эта характеристика ставит целый ряд проблем, центральной из которых является проблема учета городских жителей. В российской практике для этого используется институт прописки (регистрации), то есть учетных записей о постоянном месте проживания в паспорте граждан. Другим способом учета является, например, учет граждан, владеющих жильем (недвижимостью) в городе или заключивших договора аренды жилья с муниципалитетом или домовладельцами, — этот вариант применяется в большинстве западных стран. В последнем случае житель города автоматически становится основным плательщиком налогов в городской бюджет. Для анализа социально-экономического развития города необходимо выделять в общей численности населения:  => трудоспособное население, в том числе: полностью занятые, не полностью занятые, учащиеся, женщины в отпусках по уходу за детьми, безработные; => нетрудоспособное население: дети, пенсионеры, инвалиды.

Кроме того, на эти характеристики часто накладывается распределение по полу и возрасту. Эти данные позволяют оценить баланс рабочей силы и рабочих мест на городском рынке труда. В то же время на указанный баланс большое влияние оказывает маятниковая миграция, которую довольно трудно учесть. С ростом числа личных автомашин за годы экономических реформ этот вид миграции значительно увеличился, теперь люди могут жить в одном городе, а работать в другом. Состояние демографических характеристик городского населения, таких как соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения, численность занятых, не полностью занятых и безработных, средний возраст населения и других аналогичных показателей, оказывает большое влияние на городскую динамику.

• Жилой фонд и инженерные коммуникации. "Соцкультбыт". Возможность переезда в город новых жителей обусловливается в первую очередь наличием двух условий: свободных рабочих мест; свободного жилья.В свою очередь, как и в случае с учетом городских жителей, встает проблема единицы измерения жилья. Выделяются: койко-места в общежитиях; комнаты в коммунальных квартирах; квартиры в многоквартирных домах; частные дома с прилегающими земельными участками. Сумма всех этих очень неравных в качественном отношении категорий дает представление об общем количестве единиц жилья в данном городе; доли тех или иных видов жилья являются одной из характеристик структуры жилого фонда. Кроме того, важнейшей характеристикой структуры жилого фонда является его распределение по срокам ввода в действие (с учетом материалов, из которых построены жилые здания) - в связи с последними характеристиками выделяется также жилье, требующее капитального ремонта, а также ветхий и аварийный жилой фонд.

При строительстве многоквартирных домов их поэтажную структуру (количество одно-, двух-, трех- и четырехкомнатных квартир) старались соотносить с семейной структурой населения города, исходя из санитарной площади 12 кв. м на человека. Естественно, такое соотнесение было возможно только при строительстве муниципального (государственного) жилья.

В соответствии с санитарными нормами и правилами (СНиПами) к жилому фонду "привязывались" инженерные коммуникации - газо-, тепло- и водоснабжение, канализация, силовые и телефонные кабели; кроме того, аналогичным образом по социальным нормативам в городе строились и объекты социальной сферы. Большинство организаций коммунального хозяйства являются естественными монополиями и обслуживают не только жилой фонд, но и предприятия города. Тарифы на их услуги регулируются решениями региональных и городских органов управления.

Под организациями социальной сферы понимаются средние общеобразовательные школы, профтехучилища и техникумы, детские дошкольные учреждения, поликлиники и больницы, библиотеки и музеи, кинотеатры, стадионы и т.д. Обычно при бюджетном планировании выделяются четыре крупные сферы социального комплекса: образование; здравоохранение; культура; физкультура и спорт. Говоря о "соцкультбыте", следует иметь в виду, что раньше под этим термином понимались все предприятия и организации городской инфраструктуры, включая торговлю и бытовое обслуживание. В настоящее время, говоря о соцкультбыте, обычно имеются в виду организации вышеперечисленных четырех сфер общественного производства, финансируемые из городского бюджета. В этом отношении частная стоматологическая клиника будет обычным предприятием городской инфраструктуры, таким же, как и магазин розничной торговли. Общей чертой, объединяющей жилой фонд, коммунальное хозяйство и "соцкультбыт", является то, что их деятельность регулируется непосредственно городским органом управления, который устанавливает как коммунальные тарифы и величину квартплаты, так и величину бюджетных дотаций. Таким образом, здесь действуют прямые связи в управлении городом, а руководство последнего несет за эти сферы непосредственную ответственность.

Городские земли и границы города. Особенностью сегодняшнего законодательства Российской Федерации в сфере местного самоуправления является фактическое устранение районного территориального деления: в составе одного муниципального образования не может находиться другое. 

Поэтому населенные пункты, имеющие свой выборный орган управления и утвердившие на референдуме свой Устав, автоматически становятся самостоятельными муниципальными образованиями, которые должны определить свои границы (и, соответственно, состав проживающих). 

Строго говоря, данная юридическая норма была более характерна для англоамериканского законодательства и вызвала к жизни известную проблему административной раздробленности. Так, Нью-Йорк насчитывает свыше 1400 отдельных органов управления и, соответственно, множество муниципалитетов. В ФРГ, наиболее близкой к России стране по налоговому и финансовому устройству, район представляет собой объединение муниципалитетов, поэтому указанная проблема там является гораздо менее острой. Вместе с тем российские муниципальные образования крайне неравны между собой в финансово-экономическом отношении. Для того, чтобы обеспечить выполнение социальных функций, закрепленных за муниципалитетом законом Российской Федерации "О местном самоуправлении", муниципалитетам зачастую требуются финансовые дотации. 

К сожалению, эта проблема является объективной, устранить ее посредством изменения административно-территориального деления невозможно - город, имеющий сегодня большую налоговую базу, в результате ухудшения работы своих предприятий через несколько лет может прийти в упадок и ему также потребуются дотации, не говоря уже о сельских населенных пунктах. 

Порядок городского землепользования во многом определяется местным органом управления, который разрабатывает с помощью привлекаемых архитектурно-планировочных организаций Генеральный план развития города.

 В плане обязательно указываются границы селитебных и промышленно-коммунальных зон города. Кроме того, осуществляется специальное зонирование территории города, которое служит как для последующего взимания земельного налога по различным ставкам, так и для регулирования землепользования в границах соответствующих зон. 

В российских городах в последние десятилетия применялся принцип комплексной застройки микрорайонов. Микрорайон формируется вокруг школы и детских дошкольных учреждений таким образом, чтобы детям из окружающих домов не приходилось пересекать транспортных магистралей при их посещениях школы и детского сада. В пределах пешеходной доступности в границах микрорайона должны обязательно располагаться продовольственные и промтоварные магазины, отделение связи, аптека и отделение банка (до начала радикальных экономических реформ — сберегательная касса).

 

5 Муниципальное управление в сельской местности

Сельские поселения существенно отличаются от городских. Можно выделить следующие специфические особенности сельских поселений: Характер расселения: рассредоточенность, преобладание честного, односемейного жилищного фонда; Худшая транспортная доступность и обеспеченность современными средствами связи; Характер местной эк-ки: земля как основной природный ресурс, значительная роль личных хоз-в в произв-ве продукции, сезонный характер занятости, высокая зависимость от природно-климатических условий; Соц-но-демографическая структура населения, более низкий уровень жизни, уровень образования и квалификации; Более значительная роль исторических, культурных, сословных и нац-х традиций; Специфика форм человеческого общения; Более низкий уровень развития инженерной и соц инфраструктуры поселений.

В России около 142 000 сельских поселений (38,7 млн. чел). Сельские поселения образуются, как правило, в непосредственной близости от сферы трудовой деятельности работников с/х – продуктивных земельных угодий и источников питьевой воды, необходимой для жизнеобеспечения и ведения хоз-й деят-ти. Определяющим обстоятельством в развитии с-х нас-х пунктов яв-ся конъюнктура рынка с/х продукции. От успеха эк-й деят-ти основных отраслей с/х зависят все др стороны сельской жизни.

К основным задачам МУ в сельской местности относятся следующие: поддержка с/х производства и агропереработки; развитие эк-й и соц-й базы сельских поселений; регулирование землепользования, планировки и застройки поселений; улучшение условий расселения, жилищных условий, комфортности поселений; организация самоуправления, вовлечение активной части населения в процесс МУ; создание и развитие инженерной инф-ры поселений и сферы обслуживания; содержание и развитие соц сферы поселений.

Система самоуправления в сельской местности. Сел-кое самоупр-ние относится к числу исторических и культурных традиций российского общества. Важное место в системе МСУ в сельской местности занимают районные центры – города (особенно малые), рабочие поселки, крупные села. В них распологаются основные предприятия по переработке с/х продукции и объекты соц инфраструктуры (школы, больницы, библиотеки и т.д.).

Органы МСУ в сельской местности (в основном районного уровня) участвуют в осуществление как местных, так и ряда важных гос-х фукций: Обеспечение координации работы субъекта РФ с сельскими тер-риями, обмен инф-цией, передача решений органов власти субъекта "вниз" и отчетов "вверх"; Содействие в освоении сельской тер-рии; Содействие в орг-ции гос служб: почтовой, санитарной, пожарной и т.д.; Содействие развитию тер-го общ-го самоупр-ния; Обеспечение избирательных кампаний и др. мероприятий, организуемых органами гос власти; Мобилизация сил и средств сел-х тер-й при ЧС; Участие в сборе наловов; Размещение тер-ных структур органов гос-го упр-ния; Содействие гос регулированию различных сфер жизни сельского населения; Организация рационального землепользования; Орг-ция деят-ти мун-х предприятий и учреждений в сельских поселениях.

ФЗ № 131 предусматривает осуществление во всех субъектах двухуровневой системы МО (поселений и мун-е районы), причем за каждым уровнем четко закрепляются свои вопросы местного значения, объекты мун-й соб-сти и источники доходов.

Основные задачи в системе сельского самопр-ния согласно ФЗ №131 будут следующие: Создание значительного кол-ва новых мО в статусе сельских поселений; Формирование компетентных и эф-но действующих представительных органов МСУ в новых поселениях, орг-ция обучения депутатов, укрепление их связи с населением; Формирование орг-ных структур местных адм-ций, их материально техническое, кадровое, организациолнно-методическое и инф-ное обеспечение; Подготовка квалифицированных кадров для новых органов самоуправления, в особенности в сферах эк-ки, финансов, юриспруденции и информатизации; Привлечение широких слоев населения к активному участию в решении вопросов местного значения, содействие созданию органов ТОС в населенных пунктах, не являющихся поселениями.

Муниципальное регулирование экономики в сельской местности. Эк-кая деят-ть имеет решающее значение для повышения кач-ва жизни в с-й местности и, следовательно, для орг-ции МУ, характер и рез-ты этой деят-ти определяются стратегической ролью сельскохоз-ного произв-ва в обществе и аграрной политикой гос-ва. По данным Всемирного банка Россия располагает 9% сельскохоз-х угодий мира.  Главные задачи гос регулирования АПК – совершенствование законодат-й базы и проведение ясной структурной пол-ки. Структурная пол-ка гос-ва предусматривает переход земли и имущества к эф-ным пользователям и собственникам, а также привлечение инвестиций в развитие АПК.         Органам МСУ мун-х районов отведена роль инструмента реализации фед-х и региональных программ развития АПК. Мун-е программы разрабатываются с учетом этих программ, а также своих полномочий.

В связи с вступлением в силу ФЗ №131 перед сельскими МО в сфере эк-ки и финансов встают новые сложные задачи. Формирование имущественной базы новых сельских поселений, соответствующей перечню решаемых вопросов местного значения. Формирование фин-й базы сельских поселений. Реформирование фин-й системы административных районов, преобразуемых в мун-е районы. Реформирование межбюджетных отношений. В соответствии с ФЗ № 131 органы  МСУ мун-х районов могут наделяться гос. полномочиями субъектов по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав мун-го района. В этом случае в составе бюджета мун-го района формируется фонд финан-й поддержки поселений. Данный фонд формируется за счет субвенций из соответствующего регионального фонда. дотации могут быть заменены дополнительными нормами отчислений от федер-х и региональных налогов и сборов.

Муниципальное регулирование планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений. Одной из важных задач Му яв-ся регулирование планировки и застройки сельских поселений, содержание инженерной инфраструктуры. Основные решения в этой сфере принимаются представительными органами МО.

Местная адм-ция (чаще районного уровня) наделяется следующими полномочиями: 1.орг-зует подготовку проектов застройки населенных пунктов; 2. организует за счет соб-х средств строительство и ремонт мун-х жилых домов, объектов комун-го хоз-ва и соц-но-культ-го назначения, дорог; 3. выступает заказчиком по строительству мун-х объектов; 4. выдает разрешение на строительство производственных объектов; 5. контролирует работу транспортных предприятий и орг-ций; 6. орг-зует работу предприятий связи, развитие радио и телевещания; 7.орг-зует благоустройство тер-рий; 8.координирует планы розничного товарооборота, орг-зует рынки и ярмарки;  9. ведает кладбищами и иными местами захоронения.

Финансирование решения этих вопросов будет осуществляться из местного бюджета. Наиболее сложной и дорогостоящей из всех задач жизнеобеспечения сельских поселений яв-ся задача улучшения жилищных условий и обеспечения жилых домов коммунальными услугами.

В соответствии с ФЗ № 131 большинство вопросов жизнеобеспечения населения в сельской местности отнесено к вопросам местного значения поселений, а не мун-х районов. Соответственно финансирование решения этих вопросов будет осуществляться из бюджетов поселений.

 

9  Кадры муниципального управления.

Кадры муниципального управления - это совокупность работников, профессионально выполняющих функции муниципального управления или способствующих их осуществлению, а также обеспечивающих управление муниципальным хозяйством.

Квалификация кадров, понимание работниками своих задач и отношение к делу являются решающими факторами эффективности муниципального управления. В органах местного самоуправления работает много специалистов высокой квалификации, с большим опытом работы в своих сферах, но воспитанных в старых традициях административно-командной системы. Они не воспринимают собственную деятельность как специфическую муниципальную управленческую деятельность и используют в своей работе подходы, характерные для управления хозяйственными структурами (ориентированными на максимизацию дохода или прибыли) или структурами государственного управления. Причины такого положения дел - это прежде всего недолгая история муниципального управления в России и несовершенная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров.

Кадры муниципального управления входят в более широкую категорию «кадры управления», профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций по управлению социально-экономическими процессами. По существующей классификации кадры управления подразделяются на три группы в соответствии с участием в подготовке, принятии и реализации управленческих решений: а) руководители, б) специалисты, в) вспомогательно-технический и обслуживающий персонал. Конкретный состав кадров администрации муниципального образования определяется ее штатным расписанием. С учетом занимаемой должности предметом деятельности муниципального менеджера в различных соотношениях может быть выполнение собственно управленческих (руководящих), исполнительских и контрольных функций.

Современное состояние кадрового потенциала муниципального управления далеко не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям. Значительная часть работников, занятых в сфере муниципального управления, либо не имеют должной профессиональной подготовки, либо не обладают сколько-нибудь значительным опытом работы в органах муниципального управления.

Модель развития кадрового потенциала должна быть ориентирована на профессиональную адаптацию муниципальных служащих, повышение престижа профессиональной деятельности этой группы чиновников, организацию профессионального развития муниципальных служащих посредством опережающего обучения с учетом образовательных потребностей. Кроме того, является необходимым выработка и реализация мероприятий по снижению напряженности в профессиональных группах муниципальных служащих с учетом их демографических особенностей; разработка программ повышения квалификации с гибкими формами обучения (семинары по обмену опытом, стажировка, доступ к специальной литературе и т.д.); разъяснение значения и роли демократического контроля со стороны населения за деятельностью муниципальных служащих (учет общественного мнения, средства массовой информации и т.д.); проведение мероприятий по повышению уровня мотивации труда муниципальных служащих.