Проблемы комплексного развития экономики региона, на примере Удмуртской республики
Оригинальный документ?
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Теоретическая часть5
1. Теоретические основы комплексного развития экономики региона5
1.1 Регион как объект хозяйственного управления5
1.2 Комплексное развитие экономики региона8
1.3 Эффективность комплексного развития экономики9
1.4 Общие экономические проблемы развития регионов России11
Практическая часть14
2. Комплексное развитие экономики Удмуртской республики и ее проблемы14
2.1 Экономика производственного сектора Удмуртской Республики14
2.2 Развитие агропромышленного комплекса22
2.3 Строительство30
2.4 Основные показатели занятости и уровня жизни населения31
2.5 Развитие экономики потребительского рынка Удмуртской республике33
2.6 Проблемы комплексного развития экономики Удмуртской республики35
2.7 Проектное развитие комплексного развития экономики Удмуртской республики39
Заключение43
Список использованной литературы48
Приложение А49
Приложение Б51
Приложение В52
Введение
Каждый регион должен не только специализироваться на определенной продукции, но и осуществлять комплексный подход к развитию всех отраслей экономки для обеспечения нормальных условий производства и жизнедеятельности населения региона. Оптимальное, наиболее эффективное и пропорциональное развитие отдельных отраслей хозяйства региона при его данной производственной специализации означает комплексность развития региональной экономики.
Специализация и комплексное развитие экономики региона направлены на увеличение вклада региона в экономику страны и обеспечение наиболее эффективного удовлетворения потребностей населения региона.
Основные положения теории регионалистики развивались русской и советской школой экономистов, а так же зарубежных, в работах П.М. Алампиева, H.H. Колосовского, В.В. Леонтьева, H.H. Некрасова, А. Вебера, Я. Тинберген, Дж.М. Кейнс.
Значительный вклад в развитие теории и практики регионального управления народным хозяйством и его территориальными комплексами, размещения производительных сил в современных условиях хозяйствования внесли А.Г. Аганбегян, А.Г. Гранберг, В.В. Ивантер, Д.С. Львов, П.И. Бурак, М.Я. Гохберг, В.Н. Лексин, М.Б. Мазанова, О.С. Пчелинцев, Е.Г. Чистяков, Б.М. Штульберг, В.А. Шульга.
Объектом исследования контрольной работы является Удмуртская республика.
Предметом исследования является комплекс развития экономики региона и возникающие проблемы.
Цель контрольной работы – рассмотреть проблемы комплексного развития экономики Удмуртской республики.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы комплексного развития экономики региона, его эффективности;
- выявить общие экономические проблемы развития регионов России;
- проанализировать развитие экономики Удмуртской республики;
- выявить проблемы в комплексном развитии экономики региона;
- расписать направления развития экономики региона, для устранения проблем.
При написании контрольной работы были использованы следующие методы: экономический, статистический, сравнения.
Информационная база для написания работы – учебные издания, периодическая литература, доклады министерства экономики и их официальные сайты ( за период 2002 – 2012 гг.).
Теоретическая часть
1. Теоретические основы комплексного развития экономики региона
1.1 Регион как объект хозяйственного управления
Регион определяется как целостная система со своей структурой, функциями, связями с внешней средой, жизнедеятельностью населения, историей.
Структуру населения можно рассматривать с различных точек зрения: экономической, социальной, природно-ресурсной, институциональной.
Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью 5 основных подсистем [4, с. 51]:
1) системообразующая база;
2) системообразующий комплекс;
3) население;
4) инфраструктура рынка;
5) экология.
Всякому региону присуще внутреннее домашнее хозяйство, которое материально-производственной основой, которая называется хозяйственной или производственным комплексом региона.
Регионально-хозяйственный комплекс – целенаправленно складывающееся устойчивое сочетание предприятий и отраслей, объединенных тесными внутренними хозяйственными связями.
Успешное функционирование и развитие хозяйственного комплекса зависит от максимально возможного учета региональных особенностей, факторов, которые определяют развитие и размещение основных производственных сил по территории региона.
Выделяют 3 группы факторов:
1) природные;
2) экономические;
Практическая часть
2. Комплексное развитие экономики Удмуртской республики и ее проблемы
2.1 Экономика производственного сектора Удмуртской Республики
В республике насчитывается более 300 промышленных предприятий, большинство из которых имеют современное техническое оснащение и опытных специалистов.
Высокая культура производства была заложена в процессе выполнения военных заказов, к которым во всем мире предъявляются повышенные требования по качеству. Предприятиями ВПК освоен широкий спектр уникальной спецтехники оборонного назначения.
Удмуртия занимает ведущее положение в России по выпуску отдельных видов товаров народного потребления. В республике производится 80% российских охотничьих и спортивных ружей, 67% отечественных мотоциклов, значительна доля предприятий в производстве радиоаппаратуры и медтехники [9].
Крупнейшие предприятия республики в основном сосредоточены в столице городе Ижевске, где производятся автомобили и мотоциклы, спортивно-целевые и спортивно-охотничьи ружья, металлорежущие станки, прокат конструкционных, легированных и нержавеющих сталей, ракетно-космическая техника, медицинская техника, оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, подшипники, редукторы цилиндрические и для нефтяной промышленности, оборудование геологоразведки, бурения и другое для нефтяных разработок. Все это обусловливает процесс развития информационных технологий и внедрение их в производство.
Жилищное и социально-культурное строительство | |||||
Ввод в действие жилых домов, | 483 | 486,4 | 464,8 | 482 | 504,9 |
в том числе: | 320,1 | 326,6 | 346,6 | 285,6 | 295,1 |
Ввод в действие общеобразовательных | 935 | 618 | 536 | 254 | 742 |
Ввод в действие дошкольных учреждений, мест | 92 | 268 | 548 | 633 | 1436 |
Ввод в действие больниц, коек | 108 | 116 | 397 |
|
|
Ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену | 865 | 100 |
| 200 | 185 |
Ввод в действие клубов, мест | 450 |
| 600 |
|
|
2.4 Основные показатели занятости и уровня жизни населения
Рассмотрим основные показатели занятости и уровня жизни населения Удмуртской республики в динамике за 2007 – 2011 года, в таблице 9 [9].
Таблица 9 - Основные показатели занятости и уровня жизни населения УР за 2007 – 2011 гг.
Показатель | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Население, занятое в экономике, - всего, тыс.чел. (в среднегодовом исчислении) | 766,3 | 769,9 | 759,6 | 759,2 | 757 |
Среднесписочная численность | 564,4 | 603,1 | 561,1 | 545,3 | 528,2 |
Темп роста к предыдущему году, % | 98,2 | 106,9 | 93 | 97,2 | 96,9 |
В последнее время Удмуртия стала выгодным объектом для иностранных инвестиций. На протяжении многих лет иностранные и российские инвесторы вкладывали деньги в авто- мотопроизводство, нефтедобывающую и оборонную промышленность. Сейчас открываются новые возможности: полным ходом идет развитие рынка IT-ресурсов, как одного из самых стабильных и перспективных.
Уровень безработицы в республике с каждым годом растет. Средний доход, как и расход, так же растет. Из положительного момента – это сокращение доли населения с доходом ниже прожиточного минимума.
Из проблем комплексного развития экономики Удмуртской республики можно выделить:
- Старение основных фондов республики (Более половины машин и оборудования (53,2%) приобретены промышленными предприятиями до 1979 г. и лишь 7% – после 1999 г
- Недостаточно высокий уровень инвестиционной и инновационной активности ограничивает возможности повышения конкурентоспособности продукции. В 2011 году по сравнению с другими регионами ПФО УР заняла 10 место по абсолютному объёму инвестиций и 11 место по относительному объёму инвестиций (на душу населения);
- Относительно низкий уровень производительности труда по сравнению с показателями ПФО, РФ и развитых стран обуславливает невозможность обеспечить конкурентоспособную заработную плату работникам и снижает привлекательность занятости в секторе обрабатывающих производств;
Список использованной литературы
1. Алехин Э.В. Региональная экономика и управление / Учебное пособие, Пенза, – 2009.
2. Видяпина В.И. Хрестоматия. Т.2. / Под общ. ред. В.И. Видяпина; Рос. экон. академия им. Г.В. Плеханова; Центр кадрового развития. - М.: Триада, 1999. - 1050 с.
3. Кистанов, Копылов: Региональная экономика России. Учебник, - М.: Финансы и статистика, 2009. – 584 с.
4. Региональная экономика. Под ред. Видяпина В.И., Степанова М.В., -М.: ИНФРА-М, 2010. - 666 с.
5. Сахарова Л.А., Региональная экономика: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2008. - 144 с.
6. Чимитова А.Б., Микульчинова Е.А. Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона: Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-вo ВСГТУ, 2011. - 216 с.
7. Доклад Министра Экономики Удмуртской республики «О реализации программы «Развитие конкуренции в Удмуртской республике на 2011 – 2012 годы»
8. Паспорт социально-экономического развития Удмуртской республики за 2011 год. Ижевск, - 2012.
9. Анализ экономического положения УР - Официальный сайт «Министерства экономики УР»
10. Презентация Удмуртской республики. Раздел «Экономика» - Сайт «Инвестиции в Удмуртию»
11. Рейтинг развития регионов
Приложение В. Рейтинг развития экономики по регионам РФ
Регион | Место по ВРП/Д | Место по ОИК/Д | Место по РЭ | Место по ЗЗП | Место по Д/Д | Место по РТУ | Сумма мест по отдельным показателям | Место региона по развитию экономики |
г. Москва | 3 | 7 | 4 | 25 | 1 | 1 | 41 | 1 |
г. Санкт-Петербург | 14 | 11 | 7 | 11 | 3 | 4 | 50 | 2 |
Тюменская область | 1 | 3 | 1 | 47 | 2 | 2 | 56 | 3 |
Сахалинская область | 5 | 2 | 33 | 18 | 23 | 3 | 84 | 4 |
Томская область | 7 | 14 | 6 | 33 | 13 | 15 | 88 | 5 |
Свердловская область | 25 | 28 | 23 | 7 | 5 | 10 | 98 | 6 |
Московская область | 26 | 16 | 5 | 34 | 16 | 7 | 104 | 7 |
Республика Коми | 6 | 5 | 50 | 24 | 15 | 6 | 106 | 8 |
Республика Саха (Якутия) | 4 | 6 | 62 | 15 | 19 | 9 | 115 | 9,1 |
Республика Татарстан | 16 | 10 | 43 | 23 | 6 | 17 | 115 | 9,1 |
Ленинградская область | 17 | 4 | 8 | 14 | 33 | 40 | 116 | 11 |
Калининградская область | 37 | 18 | 10 | 5 | 25 | 27 | 122 | 12,13 |
Челябинская область | 24 | 35 | 21 | 8 | 12 | 22 | 122 | 12,13 |
Кемеровская область | 23 | 20 | 31 | 27 | 9 | 16 | 126 | 14 |
Мурманская область | 9 | 24 | 57 | 3 | 27 | 8 | 128 | 15 |
Хабаровский край | 20 | 13 | 19 | 58 | 17 | 11 | 138 | 16 |
Архангельская область | 13 | 8 | 28 | 28 | 37 | 26 | 140 | 17,18 |
Вологодская область | 10 | 9 | 27 | 6 | 38 | 50 | 140 | 17,18 |
Чукотский автономный округ | 2 | 1 | 70 | 17 | 45 | 18 | 153 | 19 |
Самарская область | 15 | 25 | 39 | 63 | 8 | 5 | 155 | 20 |
Пермский край | 19 | 26 | 17 | 71 | 11 | 13 | 157 | 21 |
Липецкая область | 12 | 17 | 48 | 31 | 18 | 38 | 164 | 22 |
Ярославская область | 22 | 23 | 18 | 50 | 26 | 41 | 180 | 23 |
Республика Карелия | 30 | 27 | 11 | 38 | 50 | 31 | 187 | 24 |
Белгородская область | 33 | 30 | 13 | 19 | 43 | 54 | 192 | 25 |
Краснодарский край | 42 | 19 | 14 | 55 | 42 | 23 | 195 | 26 |
Красноярский край | 11 | 22 | 61 | 64 | 14 | 24 | 196 | 27 |
Калужская область | 43 | 54 | 26 | 12 | 32 | 35 | 202 | 28 |
Новгородская область | 36 | 34 | 25 | 4 | 64 | 42 | 205 | 29 |
Магаданская область | 8 | 12 | 78 | 67 | 21 | 21 | 207 | 30 |
Республика Башкортостан | 27 | 31 | 60 | 68 | 10 | 14 | 210 | 31 |
Волгоградская область | 48 | 53 | 29 | 44 | 7 | 33 | 214 | 32 |
Иркутская область | 28 | 49 | 47 | 43 | 22 | 30 | 219 | 33 |
Еврейская автономная область | 49 | 29 | 20 | 16 | 62 | 45 | 221 | 34 |
Республика Хакасия | 44 | 33 | 3 | 9 | 69 | 66 | 224 | 35 |
Нижегородская область | 31 | 37 | 49 | 41 | 41 | 32 | 231 | 36 |
Ростовская область | 57 | 44 | 32 | 45 | 29 | 25 | 232 | 37 |
Рязанская область | 41 | 42 | 15 | 26 | 57 | 59 | 240 | 38,39 |
Тверская область | 46 | 36 | 42 | 59 | 28 | 29 | 240 | 38,39 |
Омская область | 18 | 41 | 46 | 78 | 31 | 28 | 242 | 40 |
Республика Дагестан | 78 | 70 | 2 | 61 | 4 | 37 | 252 | 41 |
Амурская область | 34 | 15 | 35 | 48 | 75 | 46 | 253 | 42,43 |
Приморский край | 35 | 57 | 16 | 73 | 52 | 20 | 253 | 42,43 |
Астраханская область | 45 | 21 | 45 | 72 | 30 | 43 | 256 | 44 |
Курская область | 38 | 46 | 64 | 20 | 44 | 47 | 259 | 45 |
Новосибирская область | 32 | 51 | 34 | 76 | 60 | 12 | 265 | 46 |
Тамбовская область | 56 | 58 | 77 | 1 | 24 | 52 | 268 | 47 |
Воронежская область | 61 | 56 | 51 | 21 | 35 | 48 | 272 | 48,49 |
Удмуртская Республика | 39 | 48 | 22 | 65 | 34 | 64 | 272 | 48,49 |
Оренбургская область | 29 | 38 | 44 | 62 | 36 | 65 | 274 | 50 |
Камчатская область | 21 | 32 | 67 | 75 | 67 | 19 | 281 | 51,52 |
Ставропольский край | 63 | 59 | 36 | 42 | 47 | 34 | 281 | 51,52 |
Чувашская Республика | 64 | 45 | 38 | 13 | 56 | 70 | 286 | 53 |
Смоленская область | 52 | 47 | 54 | 30 | 66 | 39 | 288 | 54 |
Псковская область | 62 | 71 | 74 | 10 | 48 | 36 | 301 | 55 |
Брянская область | 70 | 77 | 24 | 39 | 46 | 55 | 311 | 56 |
Читинская область | 53 | 43 | 40 | 70 | 58 | 53 | 317 | 57 |
Костромская область | 55 | 39 | 41 | 54 | 63 | 67 | 319 | 58 |
Саратовская область | 51 | 52 | 55 | 57 | 49 | 58 | 322 | 59 |
Республика Северная Осетия — Алания | 73 | 74 | 37 | 60 | 20 | 62 | 326 | 60 |
Карачаево-Черкесская Республика | 75 | 60 | 63 | 29 | 40 | 60 | 327 | 61 |
Республика Бурятия | 40 | 63 | 52 | 53 | 77 | 44 | 329 | 62 |
Владимирская область | 60 | 65 | 30 | 36 | 74 | 71 | 336 | 63 |
Республика Ингушетия | 79 | 79 | 9 | 32 | 65 | 79 | 343 | 64 |
Республика Алтай | 66 | 55 | 71 | 2 | 76 | 76 | 346 | 65,66 |
Республика Мордовия | 50 | 40 | 58 | 52 | 71 | 75 | 346 | 65,66 |
Орловская область | 47 | 61 | 75 | 51 | 53 | 61 | 348 | 67 |
Республика Марий Эл | 69 | 68 | 56 | 22 | 73 | 72 | 360 | 68 |
Пензенская область | 67 | 64 | 66 | 46 | 61 | 63 | 367 | 69 |
Тульская область | 54 | 62 | 65 | 77 | 54 | 56 | 368 | 70 |
Республика Адыгея | 77 | 76 | 36 | 37 | 70 | 74 | 370 | 71 |
Кировская область | 58 | 67 | 53 | 74 | 55 | 68 | 375 | 72 |
Ульяновская область | 59 | 66 | 68 | 69 | 68 | 49 | 379 | 73 |
Кабардино-Балкарская Республика | 74 | 75 | 76 | 35 | 51 | 69 | 380 | 74 |
Алтайский край | 68 | 73 | 72 | 79 | 39 | 51 | 382 | 75,76 |
Курганская область | 65 | 72 | 73 | 66 | 59 | 57 | 392 | 75,76 |
Республика Калмыкия | 71 | 50 | 79 | 40 | 79 | 78 | 397 | 77 |
Республика Тыва | 76 | 78 | 59 | 49 | 72 | 77 | 411 | 78 |
Ивановская область | 72 | 69 | 69 | 56 | 78 | 73 | 417 | 79 |
Статистические показатели, включенные в рейтинг развития экономики.
Валовой региональный продукт на душу населения (ВРП/Д): характеризует произведенный на территории региона суммарный объем товаров и услуг, приходящийся на одного жителя региона. 2005 год. Источник данных — Росстат.
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (усредненное значение за 2002—2006 года) (ОИК/Д): определяет будущий потенциал развития экономики. Источник данных — Росстат.
Рост энергопотребления в регионе за период 1998—2006 гг (РЭ) Рост энергопотребления свидетельствует о развитии энергоемкой промышленности в регионе или о повышении благосостояния граждан — чем богаче население, тем больше оно может себе позволить предметов бытовой техники, работающих на электричестве. Источник данных — РАО «ЕЭС».
Объем долгов по заработной плате на 01.01.2007 (ЗЗП) Показатель скорректирован на прожиточный минимум в регионе. Источник данных — Росстат.
Номинальные денежные доходы в расчете на душу населения в декабре 2006 года (Д/Д) Показатель скорректирован на прожиточный минимум в регионе. Источник данных — Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ.
Оборот розничной торговли и суммарный объем оказанных платных услуг на душу населения (РТУ). 2006 год. Источник данных — Росстат.
На первом шаге регионы проранжированы по каждому из 6 показателей развития экономики. Первое место присваивается региону с наибольшим значением показателя, последнее — с наименьшим. Далее вычисляется сумма мест по 6 показателям. Итоговое место региона по развитию экономики определяется согласно сумме мест региона по каждому показателю: чем меньше сумма мест, тем выше место региона в стартовом рейтинге.
Например, Челябинская область занимает 24 место по ВРП на душу населения, 35 место по инвестициям в основной капитал на душу населения, 21 место по росту энергопотребления, 8 место по задолженности по заработной плате, 12 место по доходам на душу населения и 22 по обороту розничной торговли и оказанных услуг на душу населения. Несмотря на высокие показатели доходов населения и низкую задолженность по заработной плате, сравнительно низкий уровень инвестиций в основной капитал, а также относительно не развитая потребительская сфера могут замедлить развитие региона. Это определяет 13 место Челябинской области по уровню развития экономики.