Каталог

Помощь

Корзина

Проблемы комплексного развития экономики региона, на примере Удмуртской республики

Оригинальный документ?

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение3

Теоретическая часть5

1. Теоретические основы комплексного развития экономики региона5

1.1 Регион как объект хозяйственного управления5

1.2 Комплексное развитие экономики региона8

1.3 Эффективность комплексного развития экономики9

1.4 Общие экономические проблемы развития регионов России11

Практическая часть14

2. Комплексное развитие экономики Удмуртской республики и ее проблемы14

2.1 Экономика производственного сектора Удмуртской Республики14

2.2 Развитие агропромышленного комплекса22

2.3 Строительство30

2.4 Основные показатели занятости и уровня жизни населения31

2.5 Развитие экономики потребительского рынка Удмуртской республике33

2.6 Проблемы комплексного развития экономики Удмуртской республики35

2.7 Проектное развитие комплексного развития экономики Удмуртской республики39

Заключение43

Список использованной литературы48

Приложение А49

Приложение Б51

Приложение В52


Введение

 

Каждый регион должен не только специализироваться на определенной продукции, но и осуществлять комплексный подход к развитию всех отраслей экономки  для обеспечения нормальных условий производства и жизнедеятельности населения региона. Оптимальное, наиболее эффективное и пропорциональное развитие отдельных отраслей  хозяйства региона при его данной производственной специализации  означает комплексность  развития региональной экономики.

Специализация  и комплексное развитие экономики  региона направлены на увеличение вклада региона в экономику  страны и обеспечение наиболее эффективного удовлетворения потребностей  населения региона.

Основные положения теории регионалистики развивались русской и советской школой экономистов, а так же зарубежных, в работах П.М. Алампиева, H.H. Колосовского, В.В. Леонтьева, H.H. Некрасова, А. Вебера, Я. Тинберген, Дж.М. Кейнс.

Значительный вклад в развитие теории и практики регионального управления народным хозяйством и его территориальными комплексами, размещения производительных сил в современных условиях хозяйствования внесли А.Г. Аганбегян, А.Г. Гранберг, В.В. Ивантер, Д.С. Львов, П.И. Бурак, М.Я. Гохберг, В.Н. Лексин, М.Б. Мазанова, О.С. Пчелинцев, Е.Г. Чистяков, Б.М. Штульберг, В.А. Шульга.

Объектом исследования контрольной работы является Удмуртская республика.

Предметом исследования является комплекс развития экономики региона и возникающие проблемы.

Цель контрольной работы – рассмотреть проблемы комплексного развития экономики Удмуртской республики.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы комплексного развития экономики региона, его эффективности;

- выявить общие экономические проблемы развития регионов России;

- проанализировать развитие экономики Удмуртской республики;

- выявить проблемы в комплексном развитии экономики региона;

расписать направления развития экономики региона, для устранения проблем.

При написании контрольной работы были использованы следующие методы: экономический, статистический, сравнения.

Информационная база для написания работы – учебные издания, периодическая литература, доклады министерства экономики и их официальные сайты ( за период 2002 – 2012 гг.).

 

Теоретическая часть

 

1. Теоретические основы комплексного развития экономики региона

1.1 Регион как объект хозяйственного управления

 

Регион определяется как целостная система со своей структурой, функциями, связями с внешней средой, жизнедеятельностью населения, историей.

Структуру населения можно рассматривать с различных точек зрения: экономической, социальной, природно-ресурсной, институциональной.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью 5 основных подсистем [4, с. 51]:

1) системообразующая база;

2) системообразующий комплекс;

3) население;

4) инфраструктура рынка;

5) экология.

Всякому региону присуще внутреннее домашнее хозяйство, которое материально-производственной основой, которая называется хозяйственной или производственным комплексом региона.

Регионально-хозяйственный комплекс – целенаправленно складывающееся устойчивое сочетание предприятий и отраслей, объединенных тесными внутренними хозяйственными связями.

Успешное функционирование и развитие хозяйственного комплекса зависит от максимально возможного учета региональных особенностей, факторов, которые определяют развитие и размещение основных производственных сил по территории региона.

Выделяют 3 группы факторов:

1) природные;

2) экономические;

Практическая часть

 

2. Комплексное развитие экономики Удмуртской республики и ее проблемы

2.1 Экономика производственного сектора Удмуртской Республики

 

В республике насчитывается более 300 промышленных предприятий, большинство из которых имеют современное техническое оснащение и опытных специалистов.

Высокая культура производства была заложена в процессе выполнения военных заказов, к которым во всем мире предъявляются повышенные требования по качеству. Предприятиями ВПК освоен широкий спектр уникальной спецтехники оборонного назначения.

Удмуртия занимает ведущее положение в России по выпуску отдельных видов товаров народного потребления. В республике производится 80% российских охотничьих и спортивных ружей, 67% отечественных мотоциклов, значительна доля предприятий в производстве радиоаппаратуры и медтехники [9].

Крупнейшие предприятия республики в основном сосредоточены в столице городе Ижевске, где производятся автомобили и мотоциклы, спортивно-целевые и спортивно-охотничьи ружья, металлорежущие станки, прокат конструкционных, легированных и нержавеющих сталей, ракетно-космическая техника, медицинская техника, оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, подшипники, редукторы цилиндрические и для нефтяной промышленности, оборудование геологоразведки, бурения и другое для нефтяных разработок. Все это обусловливает процесс развития информационных технологий и внедрение их в производство.

Жилищное и социально-культурное строительство

Ввод в действие жилых домов,                 
тыс.кв.м. общей площади

483

486,4

464,8

482

504,9

в том  числе:
индивидуальными застройщиками

320,1

326,6

346,6

285,6

295,1

Ввод в действие общеобразовательных
школ, ученических мест

935

618

536

254

742

Ввод в действие дошкольных учреждений, мест

92

268

548

633

1436

Ввод в действие больниц, коек

108

116

397

 

 

Ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену

865

100

 

200

185

Ввод в действие клубов,  мест

450

 

600

 

 

 

 

2.4 Основные показатели занятости и уровня жизни населения

 

Рассмотрим основные показатели занятости и уровня жизни населения Удмуртской республики в динамике за 2007 – 2011 года, в таблице 9 [9].

 

Таблица 9 - Основные показатели занятости и уровня жизни населения УР за 2007 – 2011 гг.

Показатель

2007

2008

2009

2010

2011

Население, занятое в экономике, - всего, тыс.чел. (в среднегодовом исчислении)

766,3

769,9

759,6

759,2

757

Среднесписочная численность
работников по полному кругу
организаций (без внешних
совместителей и работников
несписочного состава), тыс. человек

564,4

603,1

561,1

545,3

528,2

Темп роста к предыдущему году, %

98,2

106,9

93

97,2

96,9

 

В последнее время Удмуртия стала выгодным объектом для иностранных инвестиций. На протяжении многих лет иностранные и российские инвесторы вкладывали деньги в авто- мотопроизводство, нефтедобывающую и оборонную промышленность. Сейчас открываются новые возможности: полным ходом идет развитие рынка IT-ресурсов, как одного из самых стабильных и перспективных.

Уровень безработицы в республике с каждым годом растет. Средний доход, как и расход, так же растет. Из положительного момента – это сокращение доли населения с доходом ниже прожиточного минимума.

Из проблем комплексного развития экономики Удмуртской республики можно выделить:

- Старение основных фондов республики (Более половины машин и оборудования (53,2%) приобретены промышленными предприятиями до 1979 г. и лишь 7% – после 1999 г

-  Недостаточно высокий уровень инвестиционной и инновационной активности ограничивает возможности повышения конкурентоспособности продукции. В 2011 году по сравнению с другими регионами ПФО УР заняла 10 место по абсолютному объёму инвестиций и 11 место по относительному объёму инвестиций (на душу населения);

-  Относительно низкий уровень производительности труда по сравнению с показателями ПФО, РФ и развитых стран обуславливает невозможность обеспечить конкурентоспособную заработную плату работникам и снижает привлекательность занятости в секторе обрабатывающих производств;

Список использованной литературы

 

1. Алехин Э.В. Региональная экономика и управление / Учебное пособие, Пенза, – 2009.

2. Видяпина В.И. Хрестоматия. Т.2. / Под общ. ред. В.И. Видяпина; Рос. экон. академия им. Г.В. Плеханова; Центр кадрового развития. - М.: Триада, 1999. - 1050 с.

3. Кистанов, Копылов: Региональная экономика России. Учебник, - М.: Финансы и статистика, 2009. – 584 с.

4. Региональная экономика.  Под ред. Видяпина В.И., Степанова М.В., -М.: ИНФРА-М, 2010. - 666 с.

5. Сахарова Л.А., Региональная экономика: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2008. - 144 с.

6. Чимитова А.Б., Микульчинова Е.А. Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона: Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-вo ВСГТУ, 2011. - 216 с.

7. Доклад Министра Экономики Удмуртской республики «О реализации программы «Развитие конкуренции в Удмуртской республике на 2011 – 2012 годы»

8. Паспорт социально-экономического развития Удмуртской республики за 2011 год. Ижевск, - 2012.

9. Анализ экономического положения УР - Официальный сайт «Министерства экономики УР»

10. Презентация Удмуртской республики. Раздел «Экономика» - Сайт «Инвестиции в Удмуртию»

11.  Рейтинг развития регионов


 Приложение В. Рейтинг развития экономики по регионам РФ

Регион

Место по ВРП/Д

Место по ОИК/Д

Место по РЭ

Место по ЗЗП

Место по Д/Д

Место по РТУ

Сумма мест по отдельным показателям

Место региона по развитию экономики

г. Москва

3

7

4

25

1

1

41

1

г. Санкт-Петербург

14

11

7

11

3

4

50

2

Тюменская область

1

3

1

47

2

2

56

3

Сахалинская область

5

2

33

18

23

3

84

4

Томская область

7

14

6

33

13

15

88

5

Свердловская область

25

28

23

7

5

10

98

6

Московская область

26

16

5

34

16

7

104

7

Республика Коми

6

5

50

24

15

6

106

8

Республика Саха (Якутия)

4

6

62

15

19

9

115

9,1

Республика Татарстан

16

10

43

23

6

17

115

9,1

Ленинградская область

17

4

8

14

33

40

116

11

Калининградская область

37

18

10

5

25

27

122

12,13

Челябинская область

24

35

21

8

12

22

122

12,13

Кемеровская область

23

20

31

27

9

16

126

14

Мурманская область

9

24

57

3

27

8

128

15

Хабаровский край

20

13

19

58

17

11

138

16

Архангельская область

13

8

28

28

37

26

140

17,18

Вологодская область

10

9

27

6

38

50

140

17,18

Чукотский автономный округ

2

1

70

17

45

18

153

19

Самарская область

15

25

39

63

8

5

155

20

Пермский край

19

26

17

71

11

13

157

21

Липецкая область

12

17

48

31

18

38

164

22

Ярославская область

22

23

18

50

26

41

180

23

Республика Карелия

30

27

11

38

50

31

187

24

Белгородская область

33

30

13

19

43

54

192

25

Краснодарский край

42

19

14

55

42

23

195

26

Красноярский край

11

22

61

64

14

24

196

27

Калужская область

43

54

26

12

32

35

202

28

Новгородская область

36

34

25

4

64

42

205

29

Магаданская область

8

12

78

67

21

21

207

30

Республика Башкортостан

27

31

60

68

10

14

210

31

Волгоградская область

48

53

29

44

7

33

214

32

Иркутская область

28

49

47

43

22

30

219

33

Еврейская автономная область

49

29

20

16

62

45

221

34

Республика Хакасия

44

33

3

9

69

66

224

35

Нижегородская область

31

37

49

41

41

32

231

36

Ростовская область

57

44

32

45

29

25

232

37

Рязанская область

41

42

15

26

57

59

240

38,39

Тверская область

46

36

42

59

28

29

240

38,39

Омская область

18

41

46

78

31

28

242

40

Республика Дагестан

78

70

2

61

4

37

252

41

Амурская область

34

15

35

48

75

46

253

42,43

Приморский край

35

57

16

73

52

20

253

42,43

Астраханская область

45

21

45

72

30

43

256

44

Курская область

38

46

64

20

44

47

259

45

Новосибирская область

32

51

34

76

60

12

265

46

Тамбовская область

56

58

77

1

24

52

268

47

Воронежская область

61

56

51

21

35

48

272

48,49

Удмуртская Республика

39

48

22

65

34

64

272

48,49

Оренбургская область

29

38

44

62

36

65

274

50

Камчатская область

21

32

67

75

67

19

281

51,52

Ставропольский край

63

59

36

42

47

34

281

51,52

Чувашская Республика

64

45

38

13

56

70

286

53

Смоленская область

52

47

54

30

66

39

288

54

Псковская область

62

71

74

10

48

36

301

55

Брянская область

70

77

24

39

46

55

311

56

Читинская область

53

43

40

70

58

53

317

57

Костромская область

55

39

41

54

63

67

319

58

Саратовская область

51

52

55

57

49

58

322

59

Республика Северная Осетия — Алания

73

74

37

60

20

62

326

60

Карачаево-Черкесская Республика

75

60

63

29

40

60

327

61

Республика Бурятия

40

63

52

53

77

44

329

62

Владимирская область

60

65

30

36

74

71

336

63

Республика Ингушетия

79

79

9

32

65

79

343

64

Республика Алтай

66

55

71

2

76

76

346

65,66

Республика Мордовия

50

40

58

52

71

75

346

65,66

Орловская область

47

61

75

51

53

61

348

67

Республика Марий Эл

69

68

56

22

73

72

360

68

Пензенская область

67

64

66

46

61

63

367

69

Тульская область

54

62

65

77

54

56

368

70

Республика Адыгея

77

76

36

37

70

74

370

71

Кировская область

58

67

53

74

55

68

375

72

Ульяновская область

59

66

68

69

68

49

379

73

Кабардино-Балкарская Республика

74

75

76

35

51

69

380

74

Алтайский край

68

73

72

79

39

51

382

75,76

Курганская область

65

72

73

66

59

57

392

75,76

Республика Калмыкия

71

50

79

40

79

78

397

77

Республика Тыва

76

78

59

49

72

77

411

78

Ивановская область

72

69

69

56

78

73

417

79


Статистические показатели, включенные в рейтинг развития экономики.

Валовой региональный продукт на душу населения (ВРП/Д): характеризует произведенный на территории региона суммарный объем товаров и услуг, приходящийся на одного жителя региона. 2005 год. Источник данных — Росстат.

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (усредненное значение за 2002—2006 года) (ОИК/Д): определяет будущий потенциал развития экономики. Источник данных — Росстат.

Рост энергопотребления в регионе за период 1998—2006 гг (РЭ) Рост энергопотребления свидетельствует о развитии энергоемкой промышленности в регионе или о повышении благосостояния граждан — чем богаче население, тем больше оно может себе позволить предметов бытовой техники, работающих на электричестве. Источник данных — РАО «ЕЭС».

Объем долгов по заработной плате на 01.01.2007 (ЗЗП) Показатель скорректирован на прожиточный минимум в регионе. Источник данных — Росстат.

Номинальные денежные доходы в расчете на душу населения в декабре 2006 года (Д/Д) Показатель скорректирован на прожиточный минимум в регионе. Источник данных — Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ.

Оборот розничной торговли и суммарный объем оказанных платных услуг на душу населения (РТУ). 2006 год. Источник данных — Росстат.

На первом шаге регионы проранжированы по каждому из 6 показателей развития экономики. Первое место присваивается региону с наибольшим значением показателя, последнее — с наименьшим. Далее вычисляется сумма мест по 6 показателям. Итоговое место региона по развитию экономики определяется согласно сумме мест региона по каждому показателю: чем меньше сумма мест, тем выше место региона в стартовом рейтинге.

Например, Челябинская область занимает 24 место по ВРП на душу населения, 35 место по инвестициям в основной капитал на душу населения, 21 место по росту энергопотребления, 8 место по задолженности по заработной плате, 12 место по доходам на душу населения и 22 по обороту розничной торговли и оказанных услуг на душу населения. Несмотря на высокие показатели доходов населения и низкую задолженность по заработной плате, сравнительно низкий уровень инвестиций в основной капитал, а также относительно не развитая потребительская сфера могут замедлить развитие региона. Это определяет 13 место Челябинской области по уровню развития экономики.