Каталог

Помощь

Корзина

Пути развития государственной службы в РФ, сравнительный анализ с развитыми странами

Оригинальный документ?

Содержание

 

Введение3

1. Государственная служба в системе государственного управления6

1.1 Понятие государственной службы в Российской Федерации6

1.2 Принципы государственной службы в Российской Федерации11

1.3 Развитие института государственной службы в России15

2 Развитие государственной службы в зарубежных странах18

2.1 Государственная служба в Германии18

2.2 Государственная служба в США22

2.3 Государственная служба во Франции27

2.4 Государственная служба в Великобритании30

2.5 Сравнительный анализ государственной службы34

Заключение38

Список использованной литературы40

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. На рубеже веков развитие государственной службы стало приоритетной задачей для многих стран мира, включая Россию. Большое внимание государственной службе уделяют специалисты различного профиля, политологи в их числе. Главный интерес политологов к развитию государственной службы связан, прежде всего с изменением характера взаимодействия государственной службы с гражданами, их объединениями, институтами гражданского общества, а также с процессом обновления форм и методов практического участия граждан в осуществлении целей и функций государства.

В этой связи закономерен интерес к проблематике развития государственной службы как процесса радикальной перестройки взаимоотношений государственной службы с гражданами и гражданским обществом в целом, обусловленного целенаправленными действиями политического руководства. Поскольку истоки нынешнего этапа процесса развития государственной службы восходят, с одной стороны, к начальному периоду пребывания М. Тэтчер на посту премьер-министра Великобритании, а, с другой стороны, к первому сроку пребывания на посту президента США Б. Клинтона, то представляется своевременным обращение к зарубежному опыту развития государственной службы этих стран. Это даст возможность определить, какой опыт, какие достижения, какие из моделей реформирования и в какой мере могут быть использованы в российских условиях, а также, по возможности, учесть допущенные в этих странах ошибки и просчеты и избежать их. Сравнение отечественных реалий с зарубежными позволит лучше понять логику эволюции российской модели государственной службы и определить пути повышения ее эффективности.

Отечественная политологическая литература не располагает пока значительным количеством исследований по проблемам реформирования государственной службы. Наибольший интерес к проблематике функционирования государственной службы и ее реформирования проявляет российская правовая наука. В работах Г.В. Атаманчука, Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова и других авторов глубоко рассмотрены вопросы сущности государственной службы, ее неразрывной связи с гражданами, их объединениями и институтами гражданского общества. Российская сравнительно-политологическая литература, изучающая вопросы государственно-административного и политико-административного управления, государственной службы, политико-административной элиты, бюрократии и ее роли в политической жизни, включает труды таких известных ученых, как М.Н. Афанасьев, И.А. Василенко, О.В. Гаман-Голутвина, B. C. Комаровский, Е.Г. Морозова, А.В. Оболонский, С.П. Перегудов, Л.В. Сморгунов и др.

Особый акцент на проблематику взаимоотношений государственной службы с гражданским обществом, моделей взаимодействия политической и административной власти поставлен в работах В.А. Лепехина, Л.Н. Тимофеевой и др.

Вопросы реформирования государственной службы, перспектив ее развития рассматриваются также в рамках научной дискуссии по конституционной и административной реформам. Ее участники - известные российские аналитики В. Белов, М. Делягин, В. Лобанов, В. Самойленко, В. Третьяков и др. обсуждают стратегию укрепления государственной службы в ходе ее реформирования и роль политического руководства в организации и осуществлении этого процесса.

Несмотря на достаточно большой объем научной литературы, посвященной различным аспектам развития государственной службы в нашей стране и за рубежом, анализ реформирования государственной службы как политико-административного процесса далек от завершения.

Объектом исследования выступает развитие системы государственного управления в зарубежных странах.

Предметом исследования являются основные модели, результаты и перспективы развития государственной службы.

Цель исследования: сравнительный анализ развития государственной службы в России и развитыми странами.

В тесной связи поставлены задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:

определить роль и место государственной службы в системе государственного управления;

провести сравнительный анализ развития государственной службы в развитых зарубежных странах.

Структурно работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.


1. Государственная служба в системе государственного управления

 

1.1 Понятие государственной службы в Российской Федерации

 

Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К деятельности государственных служащих относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В». Она включает в себя: во-первых, федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ; во-вторых, государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении[1].

В определении понятия государственной службы в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных навыков и знаний. 

Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Служба в государственных органах, государственных и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов, других государственных организаций. 

Государственная служба, прежде всего – служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства в государственных предприятиях. 

1.3 Развитие института государственной службы в России

 

Наряду с деятельностным подходом к определению понятия «государственная служба», когда она трактуется как «профессиональная деятельность», нередко используется институциональный подход к государственной службе, рассматривающий ее в качестве правового института или системы правовых институтов. Необходимо подчеркнуть, что в качестве правового института государственная служба опосредует отношения между гражданским обществом и государством, представляет собой орган взаимодействия государственного аппарата и общественных структур, государственного служащего и гражданина. Институт государственной службы, во-первых, призван обслуживать государство, обеспечивать исполнение полномочий его органов, проводить в жизнь законы, принятые парламентом, и политику, провозглашенную исполнительной властью, а во-вторых - обслуживать общество, вносить порядок и рациональную организацию в социальное пространство, обеспечивать права и свободы человека, повышать качество жизни населения.

Г.В. Атаманчук полагает, что государственная служба как институт состоит из «двух системно организованных частей: а) норм, правил, стандартов, процедур, структур и других элементов, диктующих порядок осуществления государственной власти, а также требований, предъявляемых к тем, кто непосредственно участвует во властеотношениях, государственном управлении общественными процессами (правовая составляющая); б) граждан, профессионально подготовленных и постоянно участвующих в исполнении компетенции различных государственных органов (социальная составляющая)».

Список использованной литературы

 

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.07.2004)

3. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998)

4. Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ (ред. от 09.03.2010) «Об альтернативной гражданской службе» (принят ГД ФС РФ 28.06.2002)

5. Указ Президента РФ от 04.12.2009 N 1382 (ред. от 14.01.2011) «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров»

6. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М.: Экономика, 2009. - 386 с.

7. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2007. - 282 с.

8.  Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 438 с.

9.  Государственная служба: Учебник / Отв. ред.В.Г. Игнатов. - М.: Изд-во «МарТ», 2007. - 326 с.

10.  Государственная служба (комплексный подход) / Отв. ред. А.В. Оболонский. - М.: Дело, 2007. - 522 с.

11. Государственное и муниципальное управление. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2008 - 304 с.

12. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.

13.   Гриценко Н.С. Институты парламентской демократии в условиях российского и германского федерализма (сравнительный анализ) // Актуальные проблемы политологии. Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов. - М.: АКС Пресс, 2008. - С.142-148.

14. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. - М.: Изд-во «МарТ», 2005. - 218 с. Зерчанинова Т.Е. Социальные аспекты реформирования государственной службы // Тезисы докладов I Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения - 2004: Российское общество и вызовы глобализации». М.: Альфа-М, 2007.

15. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление как специальность и система научных знаний: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2008. - 432 с.

16. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2007. - 430 с.

17. Клименко А.В. Механизмы нового государственного управления и модернизированной бюрократии в концепции административной реформы // «ЧиновникЪ». 2009. №5.

18. Кнорринг В.М. Основы государственного и муниципального управления: Учебник. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. - 326 с.

19. Литвинцева Е.А. Государственная служба в зарубежных странах. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 226 с.

20. Митин А.Н. О необходимости системного подхода в процессе развития государственной гражданской службы субъекта РФ // Реформирование государственного управления на уровне регионов: отечественный и зарубежный опыт: Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 25-26 мая 2005 г. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. С.112-116.

21. Мэнинг М., Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт / Пер. с англ. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2006. - 431 с.

22. Оболонский А.В. Государственная служба в России и в мире: тенденции последних десятилетий / Реформирование государственного управления на уровне регионов: отечественный и зарубежный опыт: Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 25-26 мая 2005 г. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. С.78-84.

23. Пикулъкин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов.2-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 382 с.

24. Радченко АЛ. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник для вузов.2-е изд. - Ростов н/Д: Ростов. кн. изд-во, 2005. - 293 с.

25. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2008. - 419 с.

26. Старцев Я.Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах. Курс лекций // http://humanities.edu.ru.

27. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. М.: Изд-во «ЭКМОС», 2007. - 382 с.

28. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. - М.: Юристъ, 2008. - 320 с.

29. Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления. - М.: Экономика, 2003. - 394 с.

30. Шапсугов Д.Ю. Проблемы теории и истории власти, права и государства. - М.: ИБ «Юрист», 2008. - 328 с.