Каталог

Помощь

Корзина

Имущественная ответственность за вред, причиненный автотранспортным средством

Оригинальный документ?

Содержание

 

Введение5

1.1 Понятие обязательства вследствие причинения вреда5

1.2 Субъекты обязательства вследствие причинения вреда10

2. Признание имущественного вреда от транспортного средства13

2.1 Понятие транспортного средства, как источника повышенной опасности13

2.2 Понятие владельца транспортного средства как источника повышенной опасности и особенности его ответственности18

3. Особенности ответственности владельцев транспортных средств25

3.1 Субъективные основания ответственности за вред, причиненный транспортным средством как источником повышенной опасности25

3.2 Особенности ответственности лиц, застраховавших свою ответственность по договорам ОСАГО30

Заключение37

Список использованных источников40

 

Введение

 

С каждым годом возрастает количество транспортных средств. Статистика отмечает увеличение количества транспортных средств на душу населения в России, что является одним из факторов роста количества дорожно-транспортных происшествий, в результате которых, как известно, гражданам и организациям причиняется огромный имущественный и моральный вред. Все это способствует увеличению количества разрешаемых судами споров, случаев применения норм об ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности.

Особое место в иерархии человеческих ценностей занимают материальный ценности, что обусловливает необходимость их охраны. В свою очередь определяет актуальность темы исследования общественных отношений, складывающихся по поводу защиты этих благ от посягательств третьих лиц при использовании транспортного средства.

Исследованию проблем возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, было посвящено значительное количество научных работ отечественных цивилистов, таких как, О.С. Иоффе, В.Т. Смирнов, А.А. Собчак А.А., А.М. Белякова, О.Н. Садиков, Е.А. Суханов, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, С.К. Шишкин, М.М. Агарков, М.И. Кулагин, И.Б. Новицкий, Л.А. Лунц и др., а также нормативно-правовые акты и судебная практика Верховного Суда РФ.

Цель исследования состоит в раскрытии проблематики определения ответственности за вред, причиненный транспортным средством.

Задачи исследования определяют структуру и содержание курсовой работы:

 раскрыть понятийный аппарат обязательств из причинения вреда, выделить из субъектов;

 выделить особенности признания имущественного вреда от транспортных средств;

− привести особенности ответственности и возмещения имущественного вреда владельцами транспортных средств.

Объектом исследования являются обязательства вследствие возмещения имущественного вреда причиненного транспортным средством как источником повышенной опасности.

Предметом исследования являются совокупность норм конституционного, гражданского, административного и иных отраслей и подотраслей российского права, осуществляющих правовое регулирование общественных отношений, регулирующих защиту прав и интересов личности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью транспортным средством, как источником повышенной опасности.

Структурно работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.


1.2 Субъекты обязательства вследствие причинения вреда

 

Субъектами обязательства из причинения вреда, как и любого другого обязательства, являются должник и кредитор. Обязанность по возмещению вреда возлагается по общему правилу на причинителя (делинквента), который является должником. Кредитором в деликтном обязательстве выступает потерпевший.

Причинителем, как и потерпевшим, может быть любой субъект гражданского права - физическое, юридическое лицо, публично-правовое образование.

Для правильного понимания принципа, согласно которому вред возмещается его причинителем, нужно различать понятия фактического причинителя вреда и причинителя как субъекта деликтного обязательства. Дело в том, что фактическим причинителем вреда может быть любое физическое лицо независимо от его возраста и психического состояния. Однако отвечать за свои действия могут лишь деликтоспособные граждане, т.е. лица, достигшие 14 лет (п. 3 ст. 26, п. 1 ст. 1074 ГК РФ). Не обладают деликтоспособностью также лица, признанные недееспособными; не отвечают за вред и лица, которые причинили его в состоянии, когда не могли понимать значения своих действий и руководить ими (п. 1 ст. 1076, п. 1 ст. 1078 ГК РФ). В целом деликтоспособность должна быть присуща не только российским, но и иностранным гражданам, а также лицам без гражданства.

Список использованных источников

 

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)»

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» 

3. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

4. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

5. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)

6. Абрамов С.Н., Попов А.Ф. Источник повышенной опасности: проблемы понятийного аппарата // Законодательство. - 2004. -№1,2.

7. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Екатеринбург, 2004. С. 194.

8. Белякова А.М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. Изд.Наука. М., 2006. С. 22.

9. Болдинов В.М. Ответственность за причинение вреда источником повышенной ответственности. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2010. - 370 с.

10. Брагинский М.И, Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения (Книга 1). Монография. Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное). С. 43.

11. Гражданское право. Учебник. Часть первая./ Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. СПб. 2004.

12. Дедиков С.В. Обязательное страхование автогражданской ответственности: Вопросы и ответы. Изд. Волтерс Клувер, 2004. М. Вып. 1 С.7.

13. Иоффе. О. С. Избранные труды: Том 4. Обязательственное право. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2011. С. 97.

14. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) (под ред. О.Н.Садикова)-М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра-2012. -1140 с.

15. Матвеев Г.К. Основания гражданско-правовой ответственности. -М.: Юридическая литература, 1970. - 311 с.

16. Мозолин В.П. Гражданско-правовая ответственность в системе российского права // Журнал российского права. 2012. №1. С. 33 – 40.

17. Носов В.А. Внедоговорные обязательства :Учебное пособие. М., 2009. С. 28.

18. Ойгензихт В.А. Проблема риска в гражданском праве. Душанбе, - 2007. -224 с.

19. Смирнов В.Т., Собчак А.А. Общее учение о деликтных обстоятельствах в советском гражданском праве. JL, Изд-во Наука, - 2010. - 150 с.

20. Собчак А.А. О понятии источника повышенной опасности в гражданском праве // Правоведение. 1964. - № 62. - С. 14.

21. Солдатенко О.М. Гражданско-правовое регулирование ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 2002. -С. 8.

22. Тебряев А.А. Общее основание и условиея возникновения мер ответственности и мер защиты вследствие причинения вреда источником повышенной опасности // Юрист. – 2002. - №6. –С.18.

23. Топоров Н. Источник повышенной опасности //Рабочий суд. Издание Ленинградского Губернского Суда. - 1926. - № 19.

24. Флейшиц Е.А. Обязательства из причинения вреда из неосновательного обогащения. М.: Госюриздат, 1951. - 240 с.

25. Шишкин С. Источник повышенной опасности и его виды.// Российская юстиция. 2002. - № 12. - С.38.