Каталог

Помощь

Корзина

ТГП - Политико-правовой режим современной России

Оригинальный документ?

Содержание

стр.

Введение3

1.  Демократический режим4

2.  Политический режим в современной России13

3.  Становление политической системы России21

4.  Основные направления, принципы политеко-правового режима современной России26

Заключение43

Список использованной литературы44


Введение

Происходящие в современной России динамичные социально-экономические, куль­турные, национальные, экологические, демографические, информационные и иные процессы не могут не сказываться на правовой сфере, что, в свою очередь, влечет и модификацию юридической формы. Один из наиболее сложных и вместе с тем наименее исследованный элемент этой формы - правовой режим. А поскольку всякий правовой режим неизбежно имеет и политическое содержание, то речь, в сущности, идет о политико-правовых режимах.

Научная и практическая значимость данной проблемы определяется тем, что в сложившихся условиях требуются обновленные политико-правовые режимы, отве­чающие духу времени, связанные с появлением новых государственных состояний, нетрадиционных для нас субъектов и объектов права, интенсивным развитием различных форм собственности, частного права, предпринимательской деятельности, переориентаций на другие, более совершенные и свободные методы правового регу­лирования, сменой приоритетов в системе юридических средств и ценностей.


1. Демократический режим

Самый сложный и многозначный по формам реализации тип политического режима - демократия. Уже семь столетий, начиная с 1260 г., когда это слово было впервые употреблено в переводе аристотелевской «Политики», и до настоящего времени, не смолкают споры о значении термина «демократия».

Возникнув в античности и обозначая «власть народа» (от греческих слов demos - «народ» и kratos - «власть»), термин «демократия» стал самым распространенным в политической науке. Однако массовое использование термина не оставило за ним определенного однозначного содержания. До сих пор в политологии не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать четкое определение демократии. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, на ее ограничении и контроле над ней, на основных правах граждан, на правовой и социальной государственности, наконец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т. д[1].

Соответственно демократия интерпретируется в нескольких смыслах: во-первых, расширительно, как общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида; во-вторых, более узко, как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть (в отличие от монархии, где власть принадлежит одному лицу или аристократии, где управление осуществляется группой лиц). Это античная традиция трактовки демократии, берущая начало с Геродота (V в. до н. э.); в-третьих, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности, формируют движение за их реализацию. В этом значении термин «демократия» трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.

2. Политический режим в современной России

Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной его модели. Выйдя из недр тоталитаризма, политическая система России пытается обрести черты развитой демократии. Однако пока политический строй в нашей стране отягощен признаками и иных политических режимов.

1. Сохранившиеся традиции тоталитаризма в России имеют свою специфику. В этой связи принципиальное значение имеет тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих государства и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого довоспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.

Сложность реформирования тоталитарной организации в России заключается в том, что для ее осуществления необходимо, кроме всего прочего, значительно поднять уровень оплаты труда наемной рабочей силы. Для этого нужны обширные капиталовложения. В то же время реформирование России осуществляется с целью повышения эффективности экономики, которая сама нуждается в значительных дополнительных инвестициях. Повысить уровень инвестирования экономики для ее модернизации и одновременно повысить оплату труда всей массе наемных работников без громадных иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система «мобилизации» наемного персонала, который должен работать лучше, чем при социализме, за значительно меньше дореформенной оплату труда.

Поскольку функцию мобилизации рабочей силы выполнял именно тоталитаризм, то станет очевидным, насколько сложно решить проблему адекватной замены тоталитарных механизмов принуждения к производительному, но малооплачиваемому труду.

Заключение

Легитимность политико-правового режима можно, следовательно, определить как его способность порождать и постоянно поддерживать доверие к себе, согласие с тем, что институты этого режима отвечают подлинным интересам народа, общества, государства. Легитимность политико-правового режима предполагает, во-первых, де­мократический способ его установления; во-вторых, справедливую и гуманную сущ­ность; в-третьих, объективную сущность; в-четвертых, объективную необходимость и полезность для большинства населения; в-пятых, четкость и эффективность функцио­нирования, обеспечивающие надежную защиту прав человека. Без этого вся пира­мида власти может оказаться шаткой и непрочной, лишенной несущих конструкций, твердого основания.

Из сказанного вытекает, что всестороннее исследование природы, сущности, назначения политико-правовых режимов, всего их многообразия и взаимодействия имеет важное значение как для правотворчества, так и для правоприменительной практики. Их основательный анализ может во многом содействовать совершенство­ванию механизма государственно-правового регулирования, повышению его эффек­тивности. В перспективе данная проблема призвана стать одним из важных на­правлений российской правовой науки.


Список использованной литературы

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.

2. Алексеев С.С. Теория права, 2-е изд. М., 2005. С. 243.

3. Вебер М. Избранные произведения. М., 2003. С. 640-647.

4. Бабенко П.М. Теория государства и права. Пособие для юрид.вузов и техникумов - М.: Компания Спутник+, 2005; 135 с.

5. Венгеров А.Б.Теория государства и права. Учеб.для юрид.вузов - М.: Юриспруденция, 2002; 522 с.

6. Гренендейк К. Применение права Европейского Сообщества в странах-членах ЕС. Вестник МГУ. Сер.11 «Право», 2001, № 2, С. 49.

7. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 2005. С. 226, 227.

8. Комаров С.А.Общая теория государства и права. В схемах и определениях - М.: Юрайт, 2002; 63 с.

9. Комиссия С. Говорухина. Кто развязал кровавый конфликт в Чечне? Правда, ко­торую не хотят знать//Свидетельства, заключения, документы. М., 2003.

10.  Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Учеб.пособие для юрид. вузов. М.: Юрайт-М, 2001; 346 с.

11.  Право Совета Европы и Россия. Краснодар, 2000. С. 14.

12. Рубанов А. А. Теоретические основы международного взаимодействия национальных правовых систем. М„ 2004, С. 38.

13. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько - М.: Юристъ, 2004; 776 с.

14. Теория государства и права. Учеб.для вузов - М.: Спарк, 2000; 511 с.

15. Теория государства и права. Учеб.пособие - Минск: Амалфея, 2003; 224 с.

16. Теория государства.. Акад.курс в 2-х т.. МГУ; М.И.Байтин, А.Г.Бережнов, Н.В.Витрук и др.;Отв.ред.М.Н.Марченко - М.: Зерцало, 2001; 407 с.

17. Федоров М.В. Еремян В.В.Основы государства и права. Для пост.в вузы: Учеб.пособие - М.: Уникум-Центр, 2004; 235 с.

18. Феофанов Ю. Вердикт по "чеченскому делу" и особые мнения судей // Известия. 2005. 2 августа.

19. Чиркан В.Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право. 2005. № 8. 18.

20. Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М., 2002, С. 43.