Каталог

Помощь

Корзина

Методические материалы по информационным технологиям, для студентов Агроинженерия, ИжГСХА, 2013

Оригинальный документ?

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Методические материалы для студентов

направления бакалавриата 110800 «Агроинженерия»

 

 

 

Составитель:

кандидат технических наук,

доцент кафедры «Теоретическая механика и сопротивление материалов»

А.В. Костин

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2013

Контрольная работа по информационным технологиям

 

Контрольная работа включает в себя два задания. По первому заданию необходимо ответить на теоретические вопросы, используя справочно-поисковую систему.

Целью данного задания является повышение знаний и возможностей в сфере информационных технологий, а также в поиске необходимой информации с использованием современных систем. Номера вопросов для конкретного студента указываются преподавателем на установочных лекциях, из данного перечня (см. стр.4).

Первую часть контрольной работы (задание 1) оформите на форматах А4 в текстовом редакторе (процессоре) MS Word следующим образом: титульный лист (является общим для двух заданий); на последующих листах в правом верхнем углу укажите свою фамилию и инициалы, факультет, специальность, название дисциплины и номер выполняемой работы (и номера вопросов), например, Иванов И.И. -ФЗО-ТСА-ИТ 1(40-50).

Ниже приводите тексты вопросов с их номерами, согласно представленному ниже списка. Включайте тексты вопросов из этого списка путем их копирования и вставки через буфер обмена.

После номера и названия каждого вопроса дайте ответ в следующем порядке:

а) каким разделом справочной системы вы пользовались для выполнения данного задания;

б) какие поля, в какой последовательности и с каким содержанием использовали или какие иные действия, связанные с формированием первичного запроса, предпринимали для выполнения данного задания;

в) дальнейшие действия, в том числе уточняющие и иные, необходимые для выполнения данного задания;

г) названия найденных документов, их реквизиты и, при необходимости, комментарии к ним;

д) если выполнялись действия по переносу документов в другую программу, по установке закладок, копированию, печати и другое, то опишите их.

Описание каждых своих действий сопровождайте скриншотами.

Вторая часть выполняемой работы (задание 2) использование системы автоматизированного проектирования (САПР).

Цель данного задания: проявить творчество в проектировании конструкций, получить навыки использования САПР при автоматическом создании чертежей и получении прочностных расчетов. Что является немаловажным при выполнении выпускной квалифицированной работы по специальности.

Для выполнения данной работы можно использовать любую программу САПР (Компас, Автокад, APM Win Machine и др.) В программе необходимо спроектировать конструкцию, передачу и т.д. (вид конструкции указывает преподаватель) с результатами расчета и спроектированную конструкцию представить в программе  в виде презентации. Презентация должна включать всю последовательность выполняемой работы от начала скриншота самой программы до готовых результатов.

Контрольную работу необходимо представить в распечатанном виде с приложением электронных документов.

 

 

Вопросы к заданию 1

Данные задания№1 содержат перечень основных дидактических единиц (тем, подтем, терминов и т.п.), знание которых необходимо для качественного освоения данной дисциплины.

1. Дайте определения терминам: "Технология", "Информация" и "Информационная технология".

2. Определите смысл понятий "Информатизация общества" и "Информационное общество".

3.     Перечислите составляющие и средства информатизации.

4.     Охарактеризуйте основные этапы развития информатизации.

5. Конкретизируйте организации и технологии, относящиеся к информационной сфере.

6. Назовите известные вам аспекты, связанные с формированием информационного общества в Российской Федерации.

7. Установите компоненты единого информационного пространства.

8. Перечислите негативные последствия информатизации общества.

9. Определите причины возникновения информационной перегрузки.

10. Охарактеризуйте такие явления, как “Информационный барьер, “Информационный шум” и “Психологический барьер”.

11. Назовите события, характеризующие понятие "Futz Factor".

12. Перечислите виды информационных технологий, связанные с основными информационными процессами.

13. Охарактеризуйте основные этапы информационных технологий.

14. Дайте определения терминам: "электронные документы", "электронные книги", "электронные издания", "электронные библиотеки" и "электронные офисы".

15. Установите виды платформ информационных технологий.

16. Дайте определения термину: "Опорная (базовая) информационная технология".

17. Представьте структуру информационных технологий.

18. Охарактеризуйте технологии обработки информации, данных и знаний.

19. Квалифицируйте понятия: "хранение" и "сохранность".

20. Прокомментируйте термины "передача информации" и "распространение информации".

21. Установите расположение между собой понятий: "связь", "коммуникации" и "телекоммуникации".

22. Определите состав средств обеспечения информационных технологий.

23. Выявите роль информационных технологий в развитии экономики и общества.

24. Классифицируйте виды информационных технологий, связанные с их применением.

25. Установите классы информационных технологий, отражающие степень типизации операций.

26. Прокомментируйте суть предметной, обеспечивающей и функциональной информационных технологий.

27. Перечислите классы информационных технологий, наиболее часто отмечаемые при рассмотрении вопросов широкого использования компьютерных программно-технических средств.

28. Конкретизируйте понятие "объектно-ориентированные информационные технологии".

29. Выявите виды информационных технологий, используемых в различных предметных областях.

30. Определите наличие или отсутствие связи между информационными технологиями управления и информационными технологиями поддержки принятия решений.

31. Назовите варианты реализации информационных технологий в одной или нескольких предметных областях.

32. Выявите связи между "электронными деньгами", "электронными кульками" и "электронными кошельками".

33. Дайте определения терминам: "пользователь информации", "потребитель информации", "конечный пользователь".

34. Назовите компоненты интерфейса и дайте им характеристику.

35. Дайте определение термину "пользовательский интерфейс".

36. Определите позиции интерфейсов конечного пользователя и системного администратора.

37. Перечислите стандарты пользовательского интерфейса.

38. Назовите виды автоматизированных систем.

39. Дайте определение понятиям "автоматизированные системы" и "автоматизированные информационные системы".

40. Выявите цели и задачи автоматизации информационных процессов.

41. Охарактеризуйте этапы развития автоматизированных информационных технологий.

42. Установите способы обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий.

43. Перечислите основные принципы автоматизации информационных процессов.

44. Определите назначение и состав автоматизированного рабочего места.

45. Дайте определение выражению «жизненный цикл информационных технологий».

46. Назовите разновидности жизненных информационных циклов и их взаимосвязь.

47. Дайте определение понятию "жизненный цикл информационных продуктов и услуг".

48. Перечислите стадии жизненного цикла для информационных систем.

49. Конкретизируйте действия, необходимые для увеличения периода жизненного цикла информационных продуктов и услуг.

50. Назовите три модели жизненного цикла информационных технологий и дайте им краткую характеристику.

51. Перечислите технологические процессы обработки текстовой и числовой информации.

52. Установите назначение и варианты использования технологии OLE.

53. Выявите способы обработки графической информации и виды графических редакторов.

54. Определите особенности обработки экономической и статистической информации.

55. Перечислите способы и системы передачи данных.

56. Назовите основные виды передачи информации.

57. Установите сходства и (или) различия между понятиями "линии связи" и "каналы связи".

58. Приведите структурную схему линии или канала передачи информации.

59. Переведите в байты скорость передачи информации, равную 56000 бит/с.

60. Назовите виды каналов связи в зависимости от возможностей организации в них направлений передачи информации.

61. Назовите три основных типа беспроводных сетей.

62. Обоснуйте какие беспроводные мобильные аппараты можно считать самыми безопасными для человека.

63. Установите влияние частоты на размер соты и другие параметры сотовой связи.

64. Назовите стандарты сотовой связи.

65. Установите сходства и (или) различия между понятиями: "мобильная связь", "сотовая связь", "подвижная связь".

66. Перечислите виды и орбиты спутниковой связи.

67. Назовите мультимедиа технологии и технические средства мультимедиа, используемые в информационных технологиях.

68. Определите виды речевых информационных технологий.

69. Классифицируйте аудиовидеотехнические средства.

70. Перечислите средства информирования.

71. Дайте определение понятиям "мультимедиа" и "медиатека".

72. Установите состав оборудования радиофикации и связи, звукоусиления, звукозаписи, воспроизведения звука и видеоизображений.

73. Назовите средства проекции и виды проекционных систем.

74. Определите виды административно-управленческой связи и варианты применения диспетчерской связи.

75. Выявите виды накопителей информации.

76. Назовите способы обеспечения сохранности информации на различных носителях.

77. Охарактеризуйте следующие носители информации: микроносители; флэш-память и голограммы.

78. Конкретизируйте способы организации информационных сетей и передачи в них информации.

79. Представьте варианты архитектуры компьютерных сетей, типы и топологию сетей.

80. Установите сходство и (или) различие между серверами и хостами в Интернете.

81. Перечислите сетевые протоколы и способы адресации в Интернете.

82. Назовите технические средства передачи информации в сетях.

83. Охарактеризуйте локальные, региональные, корпоративные и иные сети.

84. Установите связь между понятиями "Интранет" и "Интернет". Назовите компоненты, входящие в состав веб-технологии.

85. Выявите назначение индексации сайтов и веб-страниц, а также метаданных.

86. Дайте определение понятиям: "порталы", "сайты", "браузеры", "баннеры" и "блоги".

87. Перечислите основные операции процесса поиска информации.

88. Установите назначение и виды сетевых провайдеров.

89. Перечислите основные сервисы и услуги в Интернете.

90. Охарактеризуйте сервисы BBS и FTP.

91. Перечислите виды коллективного общения в Интернете.

92. Определите сходство и различия теле-, аудио- и видеоконференций.

93. Назовите свойства и возможности Интернет телефонии.

94. Перечислите и охарактеризуйте информационно-поисковые и метапоисковые системы в Интернете.

95. Сформулируйте варианты организации поиска в Интернете.

96. Охарактеризуйте назначение и способы автоматического реферирования электронных данных в Интернете.

97. Сформулируйте сущность технологии открытых систем.

98. Назовите обязательные свойства открытых систем.

99. Установите способы хранения и сохранения информации.

100. Охарактеризуйте мобильные, индивидуальные устройства хранения данных и карманные хранилища.

101. Назовите виды архивов, установите суть процессов архивации и копирования данных.

102. Определите назначение резервного и страхового архивов.

103. Дайте характеристику информационных хранилищ.

104. Назовите и охарактеризуйте устройства, обеспечивающие стабильное электропитание электронной техники.

105. Выявите значение защиты информации и данных, суть санкционированного и несанкционированного доступа.

106. Определите сходство и (или) различия понятий "защита информации" и "информационная безопасность".

107. Дайте определение понятиям "аутентификация" и "идентификация".

108. Установите назначение и типы компьютерных вирусов.

109. Перечислите программные средства защиты от несанкционированных воздействий.

110. Выявите возможности обеспечения безопасности программно-технических средств и информационных ресурсов.

111. Определите роль криптографии в защите от несанкционированных воздействий.

112. Перечислите возможные варианты воздействия на здания, помещения, личную безопасность пользователей и обслуживающего персонала.

113. Назовите физические и технические возможности обеспечения сохранности людей, зданий, помещений, программно-технических средств и информации.

114. Конкретизируйте варианты управления доступом и биометрических систем, применяемые для охрана объектов.

115. Перечислите разновидности корпоративных информационных сетей.

116. Дайте определение термину "гетерогенность сети".

117. Назовите назначения коммуникационного сервера и сервера удаленного доступа.

118. Охарактеризуйте системы делопроизводства.

119. Дайте определения терминам: "электронный документ", "документооборот", "электронный документооборот" и "документационное обеспечение управления".

120. Перечислите базовые составляющие систем электронного документооборота.

121. Конкретизируйте назначение и способы построения геоинформационных систем.

122. Установите сходство и (или) различие понятий "геоинформационная система" и "географическая система".

123. Назовите виды и назначение подсистем ГИС.

124. Определите смысл интеграции информационных ресурсов и технологий.

125.  Перечислите новые информационные технологии.

126. Дайте определение понятиям: "гиперинформационные технологии" и "нанотехнологии".

127. Охарактеризуйте понятие авторские информационные технологии.

128. Назовите технологии, основанные на знаниях.

129. Установите сходство и (или) различие между экспертными системами и базами знаний.

130. Перечислите основные компоненты экспертной системы.

131. Дайте определение понятиям: "искусственный интеллект", "интеллектуальная информационная система ".

132. Установите сходство и (или) различие между оргтехникой и полиграфическим оборудованием.

133. Определите технические средства копирования и тиражирования информации.

134. Назовите технические средства оперативной полиграфии.

135. Перечислите средства обработки документов.

136. Выявите возможности использования компьютеров с полиграфическим оборудованием для тиражирования информации.

137. Дайте определение понятиям: "репрография" и "оперативная полиграфия".

138. Перечислите виды и принципы печати с помощью трафаретов.

139. Дайте определение понятию "эргономика".

140. Конкретизируйте способы организации работы с персональными компьютерами.

141. Назовите санитарные нормы и иные требования, используемые при организации работы с персональными компьютерами.

142. Выявите средства создания микроклимата в организациях или жилых помещениях.

143. Отметьте возможности использования информационных технологий в образовании.

144. Дайте характеристику информационным технологиям дистанционного, электронного и мобильного обучения.

145. Установите сходство и (или) различие между интернет обучением и кейс-технологией.

146. Перечислите образовательные возможности Интернета.

147. Назовите технические средства обучения.

 

Пример выполнения задания 2

Спроектируем быстроходный вал-шестерню с использованием программы Компас-3D, а именно пакета библиотеки расчета и построения. Данная иллюстрация слайдов представлена с пояснениями основных моментов в обрезанном исполнении.

Запускаем программу

Запускаем программу

Рисунок Построим деталь. Для этого: создаем новый чертеж; запускаем менеджер библиотек; находим раздел расчет и построение; ставим галочку на против библиотеки КОМПАС–SHAFT 2D, тем самым запуская ее.

 

Рисунок

Рисунок

Таким образом, осуществляется построение всех ступеней проектируемой детали выбирая нужные ступени и указывая ее габариты.

Рисунок Рисунок

После построения всех ступеней  и элементов устанавливаем на нужные ступени подшипники нужного типа и ГОСТа.

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Результаты расчеты выводятся в таблицу (в примере не показана).

Аналогичным образом делаем прочностной расчет вала, который также необходимо зафиксировать соответствующим образом и представить в презентацию. Завершающим этапом является получение 3D модели. Для этого выбираем вкладку «Дополнительные построения» и нажимаем «Генерация твёрдой модели»

Рисунок

По аналогичному алгоритму производят построение и расчет других деталей. Что касается самого чертежа его также необходимо отобразить в готовом виде со всеми размерами и дополнительными видами (при необходимости).

При использовании другой программы методика и алгоритм, как правило, отличается.


Вопросы к зачету

1. Автоматизированная информационная система (АИС). Структура, классификация АИС.

2. Понятие информационной технологии. Составляющие информационной технологии. Автоматизированная информационная технология (АИТ) (структура, функции). Инструментарий информационной технологии.

3. Этапы АИТ, технических средств и решаемых задач

4.  Классификация автоматизированных информационных технологий  по различным признакам (способу реализации, степени охвата задач управления, классу реализуемых технологических операций, типу пользовательского интерфейса, способу построения компьютерной сети).

5. Информационная технология обработки данных. Банки данных, их особенности, этапы разработки. Базы данных. Модели данных. СУБД и ее функции. Интегрированные технологии в распределенных системах.

6.  Информационная технология управления, назначение, основные компоненты. Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста. Повышение эффективности деятельности специалистов с помощью АРМов.

7.  Информационная технология автоматизации офиса, ее компоненты. Технология обработки информации (текстовой,  табличной).

8. Информационные технологии поддержки принятия решений (ППР). Существующие реализации информационных технологий (примеры).

9. Информационные технологии экспертных систем. Экспертные системы, их основные компоненты, область применения, особенности.  База знаний. Модели знаний.

10. Режимы обработки информации (пакетный, диалоговый, сетевой).

11. CALS – технологии. Проблемы применения CALS – технологий в рамках межгосударственного и российского экономического пространства.

  

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов

 

Основные источники:

1. Е. В. Филимонова. Информационные технологии в профессиональной деятельности, Издательство: Феникс, 2008 г.

2. Учебник   «Компьютеризация   с/х      производства»   В.Т.Сергованцев, Е.А.Воронин, Т.И.Воловник, Н.Л.Катасонова, «Колос» 2001 г.

3. Учебник для вузов «Информатика: Базовый курс» С.В.Симонович и др., «Питер» 2002 г.

Интернет-ресурсы

4.  Программа Intel «Обучение для будущего»

5. Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании

6. Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D в образовании. 

7.   Официальный сайт Microsoft Office.

8.   Официальный сайт Autodesk, новости, продукты.

9. Студенческое сообщество Autodesk.

10.  Видео уроки, новости.

11.  Официальный сайт Google SketchUp, загрузка программы, курсы обучения, дополнительные библиотеки и плагины.

12.  Хорошие уроки по Google SketchUp.

13. Открытые системы: издания по информационным технологиям

14.  Электронный альманах «Вопросы информатизации образования»

 

Конференции и выставки

15. Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»

16. Международные конференции «Применение новых технологий в образовании»

17. Московская международная выставка и конференция по электронному обучению eLearnExpo

18. Виртуальный компьютерный музей