Каталог

Помощь

Корзина

Рабочая программа Удмуртский язык в межкультурной коммуникации, УдГУ, 2014

Оригинальный документ?

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ УДМУРТСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕГО И ФИННО-УГОРСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ 

УТВЕРЖДАЮ

                 _____________________________

              «____» ____________ 20__           г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б1.В.03.02 УДМУРТСКИЙ ЯЗЫК В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ

КОММУНИКАЦИИ

 

Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Степень выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения: очная

 

 

 

 

 

Ижевск  2014

Структура компетентностно-ориентированной

рабочей программы дисциплины

«Удмуртский язык в межкультурной коммуникации» 

Рабочая программа по дисциплине включает в себя следующие разделы:

1. Цель освоения дисциплины.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата (магистратуры).

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций.

5. Содержание дисциплины.

5.1. Темы и аннотации к ним.

5.2. Планы практических занятий.

5.3. Программа самостоятельной работы студентов.

6. Образовательные технологии.

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

10. Порядок утверждения рабочей программы.


1.  Цель и задачи освоения дисциплины

 

Целью освоения дисциплины «Удмуртский язык в межкультурной коммуникации» является формирование теоретических знаний и практических умений, а также развитие межкультурных компетенций, позволяющих адекватно оценить коммуникативную ситуацию, соотнести цель с предполагаемым выбором вербальных и невербальных средств, воплотить в жизнь коммуникативное намерение  и проверить результаты коммуникативного акта с помощью обратной связи. 

Задачи освоения дисциплины:

 а) дать основные понятия фонетики и морфологии удмуртского языка в сопоставлении с русским языком, познакомить студентов с основными особенностями грамматического строя удмуртского языка;

б) дать основу для чтения простых удмуртских текстов (с помощью словаря) и для дальнейшего прохождения систематического курса удмуртской грамматики;

 в) дать основу для практического использования удмуртского языка в разговорной речи.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 

Дисциплина  входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», степень выпускника – бакалавр.

Дисциплина  адресована студентам 1 курса

Курс рассчитан на 2 часа лекций, 40 часов лабораторных занятий, а также на 28 часов самостоятельной работы студентов.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и в результате изучения введения в языкознание.

Программа составлена по принципу сознательного, осмысленного усвоения грамматического строя и словарного состава удмуртского языка.

Уроки включают грамматическую часть, в которой объясняются грам­матические явления удмуртского языка, с учетом их частотности в повседневной речи, и тексты. К каждому занятию программа рекомендует перечень обязательных для усвоения слов, подбор которых также не является произвольным и произведен, исходя из дидактического требования коммуникативной необходимости. Тексты для чтения содержат примеры употребления соответствующих грамматических форм и конструкций, а также слова и выражения определенного тематического круга.

Материал учебного курса, начиная  с первых же уроков, нацелен прежде всего на устное его усвоение (выполнение заданий в парах, в командах, творческая работа по учебному пособию и др.). Для активизации учебного материала предусматривается использование ситуаций и ролевых игр. Ролевые игры используются для завершения темы.

Структура каждой отдельной темы следующая:

а) этнокультурный компонент;

б) понятийный аппарат МКК;

в) грамматическая часть, в которой языковой материал дается вербально, или в графическом виде (таблицы и схемы);

г) разговорный тренинг: упражнения и языковые задания для формирования необходимых умений и навыков (в целях оживления работы некоторые упражнения имеют форму ролевых игр);

д) тексты для чтения и перевода;

е) новая лексика.

Освещение вопросов этнокультурного аспекта, проблем межкультурной коммуникации занимает важное место для достижения взаимопонимания в общении людей двух культур и представляют чрезвычайный интерес для студентов. Изучающий любой язык должен иметь минимальные знания об этом языке и говорящем на нем народе, его этнической истории, родственных языках, обычаях и верованиях, этнопсихологических чертах и т. д. Такой экскурсной лекции с этнокультурным компонентом мы отводим примерно 20 минут каждого занятия.

После каждого цикла проводится работа по обобщению, систематизации и повторению пройденного материала. Последовательность введения лексического и грамматического материала определяется тем, что данный курс предназначен главным образом для слушателей, начинающих изучение удмуртского языка впервые.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины:

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

-  обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

– основные понятия и методы общей и сопоставительной лингвокультурологии, межкультурной коммуникации;

  о типологических особенностях удмуртского языка;

– национально-культур­ные особенности лексического строя удмуртского и русского языков и проблемы межкультурной коммуникации;

– основные закономерности фонетического, лексического, грамматического строя удмуртского языка;

уметь:

употреблять изученную лексику, правильные грамматические формы в различных речевых ситуациях;

предсказывать и предотвращать возможные сбои в межкультурной коммуникации;

– при вступлении в межкультурное общение руководствоваться принципами толерантности и этнокультурной этики, предполагающими уважительное отношение к иноязычной культуре;

владеть:

  навыками правильного выбора коммуникативной стратегии и применения этикетных норм при общении с представителями удмуртской культуры.

 

4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,9  зачетных единицы,  42 аудиторных и 28 самостоятельных часов.

 

 

п/п

 

Разделы, темы
дисциплины

 

Неделя

семестра

 

Виды учебной

Работы (в часах)

 

Формы

 текущего контроля успеваемости

 

Формируемые компетенции

 

Всего компетенций

Лек.

Лаб.

Сам.

раб.

 

 

 

1.

Раздел 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.

    Основные понятия лингвокультурологии и сопоставительной лингвокультурологии. Национально-куль­тур­ные особенности лексического строя удмуртского и русского языков и проблемы межкультурной коммуникации.

 

 

2

 

 

 

ОК-4

ОК-5

 

1.2.

    Удмуртский язык в системе финно-угорских (ура­ль­ских) языков мира. Сопоставительный лингвокультурный анализ фонетической системы, грамматического строя удмуртского и русского языков.

 

 

 

2

2

 

ОК-4

ОК-5.

 

2.

Раздел 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.

       1) Об этнонимах удмуртов. Субэтнические объединения удмуртов.

2) Трансформация языковой картины мира в межкультурном общении (особенности лексического фонда удмуртского и русского языков).

       3) Общая характеристика удмуртского языка. Алфавит. Ударение. Система гласных звуков удмуртского языка; звук ќ. Система согласных звуков удмуртского языка, специфические согласные њ, љ, џ.

       4) Грамматика: О двух спряжениях глаголов. Личные местоимения.

       5) Лексика и чтение по теме «Ойдо, тодматском».

     

 

 

4

2

 

ОК-4

ОК-5

 

2.2.

1.                                   1) Особенности речевого этикета удмуртов.

2.                                  2) Относительность восприятия времени (способы выражения категории времени в удмуртском и русском языках).

    3) Грамматика. Изъявительное наклонение. Настоящее время. Утвердительные формы. Место подлежащего и сказуемого в простом предложении.

      4) Лексика по теме «Режим дня».

      5) Вопросы-ответы: Мынам ужан нуналэ. Составление диалога и рассказа.

 

 

2

1

 

ОК-4

ОК-5

 

2.3.

      1) О некоторых чертах этнической психологии удмуртов.

      2) Грамматика: Изъявительное наклонение. Настоящее время. Отрицательные формы. Имена числительные. Притяжательные местоимения.

     3) Лексика: Глаголы движения, определенного действия.

     4) Чтение и составление диалога по теме «Кин тћ? Кытын улћськоды?» Составление диалогов.

 

 

2

1

 

ОК-4

ОК-5

 

2.4.

    1) Религиозные верования удмуртов.

    2) Концептуализация и категоризация действительности.

      3) Грамматика: Показатель множественного числа -ос (-ёс). Образование порядковых числительных. Согласование существительного с прилагательным и порядковым числительным.

     4) Составление предложений и диалогов по теме «Удмуртиысь каръёс».

 

 

2

2

 

ОК-4

ОК-5

 

2.5.

    1) Первые печатные книги на удмуртском языке.

   2)  Различия в восприятии пространства.

    3) Грамматика: Склонение имени существительного. Мес­т­ные падежи, основные случаи их употребления. Вопросительные слова в удмуртском языке, образование вопросительных пред­ложений.

  4) Лексика: Семья, родственники.

   5) Составление предложений и диалога по теме «Концертын».

 

 

4

2

 

ОК-4

ОК-5

 

2.6.

   1) Периодические издания на удмуртском языке.

2) Выражение принадлежности в удмуртском и русском языках.

   3)  Грамматика: Категория притяжательности  в удмуртском языке. Родительный падеж, основные случаи его употребления.

    4) Составление предложений и диалогов по теме «Мынам семьяе». 

 

 

4

1

 

ОК-4

ОК-5

 

2.7.

  1) Г.Е. Верещагин – первый удмуртский просветитель.

  2) Грамматика: Послелоги-имена в удмуртском языке, их склонение по местным падежам. Собственно послелоги  в удмуртском языке. Согласование существительных с послелогами.

  3) Лексика: Дом, комната, мебель.

  4) Составление предложений и рассказа по теме «Мынам коркае».

 

 

2

2

 

ОК-4

ОК-5

 

2.8.

1) К. Герд – ученый, писатель, фольклорист, этнограф.

     2) Современные удмуртские писатели и поэты.

     3) Грамматика: Изъявительное наклонение. Простое прошедшее время. Утвердительные и отрицательные формы. Отдалительный, предельный падежи, основные случаи их употребления.

     4) Лексика: Неделя, дни недели, месяцы; времена года.

     5) Составление предложений по теме «Кыџе туннэ куазь». Составление диалогов. Вопросы-ответы по теме «Ачим сярысь», составление диалогов.

 

 

4

1

 

ОК-4

ОК-5

 

2.9.

1) Ашальчи Оки – первая удмуртская поэтэсса.

2) Грамматика: Разделительный и дательный падежи, основные случаи их употребления. Формы личных местоимений в дательном падеже.

3) Лексика: Домашние и дикие животные.

4) Вопросы-ответы: «Мынам яратоно пудо-животэ (пќйшуре)». Составление диалогов и рассказа.

 

 

2

2

 

ОК-4

ОК-5

 

2.10

1) О государственной символике Удмуртской Республики.

2) Грамматика: Повелительное наклонение. Утвердительные и отрицательные формы. 2-е л. ед. и мн. число. Лишительный падеж, основные случаи их употребления

3) Лексика: Продукты.

4) Вопросы-ответы: Магазинэ мынћсько. Диалоги в магазине.

 

 

2

2

 

ОК-4

ОК-5

 

2.11

1) Конституция Удмуртской Республики, Закон о государственных языках Удмуртской Республики.

2) Грамматика: Изъявительное наклонение. Будущее время. Положительные и отрицательные формы.

3) Лексика: Каникулы.

4) Составление диалогов и рассказа по теме «Кытын мон шутэтско». 

 

 

2

2

 

ОК-4

ОК-5

 

2.12

1) Удмуртская традиционная музыка.

2) Грамматика: Винительный падеж, основные случаи его употребления.

3) Лексика: Деревья и кустарники.

4) Составление диалогов и рассказа по теме «Нюлэскын». 

 

 

2

2

 

ОК-4

ОК-5

 

2.13

1) Удмуртский традиционный костюм.

2) Грамматика: Степени сравнения имен прилагательных и наречий; образование и употребление форм компаратива и суперлатива.

3) Лексика: Одежда, обувь.

4) Вопросы-ответы по теме «Кызьы со дћсяськемын», составление диалогов. 

 

 

2

2

 

ОК-4

ОК-5

 

2.14

1) Народные праздники удмуртов.

2) Грамматика: Условное наклонение. Утвердительные и отрицательные формы. Подчинительные союзы; Образование сложноподчиненных предложений.

 3) Лексика: Природа, природные ископаемые. Украшения.

 4) Вопросы-ответы по теме «Адњытонэ ветлон», составление диалогов и рассказа. 

 

 

2

2

 

ОК-4

ОК-5

 

2.15

1) Современные удмуртские писатели и поэты.

 2) Грамматика: Склонение имен существительных: отдалительный, переходный и направительный падежи, основные случаи их употребления.

 3) Лексика: Огород, сад

4) Вопросы-ответы:  «Кыџе бакча будосъёс тћ мерттћськоды?». Составление диалогов и рассказа на тему «Мынам сад-бакчае». 

 

 

2

2

 

ОК-4

ОК-5

 

 

ИТОГО:

 

2

40

28

 

 

 

 

5. Содержание дисциплины

 

Раздел 1.

Тема 1.

Основные понятия лингвокультурологии и сопоставительной лингвокультурологии. Национально-культур­ные особенности лексического строя удмуртского и русского языков и проблемы межкультурной коммуникации.

 

Основная литература

Гудков Д.Б.  Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003.

Красных В.В.  “Свой” среди “чужих”: миф или реальность? М., 2003.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

 

Тема 2. 

Удмуртский язык в системе финно-угорских (уральских) языков мира.

Сопоставительный лингвокультурный анализ фонетической системы, грамматического строя удмуртского и русского языков.

 

Основная литература

Удмурты: Историко-этнографические очерки. Ижевск, 1992.

Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001.

Дополнительная литература

Атаманов М. Г. Удмуртская ономастика. Ижевск: Удмуртия, 1988. 168 с.

Атаманов М. Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск: Удмуртия, 1997. 248 с.

Атаманов М. Г. По следам удмуртских воршудов. Ижевск: Удмуртия, 2001. 216 с.

Удмуртская мифология / Под ред. В, Е. Владыкина. Ижевск, 2003. 196 с.

  

Раздел 2.

 

Тема 1. 

1. Об этнонимах удмуртов. Субэтнические объединения удмуртов.

2. Трансформация языковой картины мира в межкультурном общении (особенности лексического фонда удмуртского и русского языков).

3. Общая характеристика удмуртского языка. Алфавит. Ударение. Система гласных звуков удмуртского языка; звук ќ. Система согласных звуков удмуртского языка, специфические согласные њ, љ, џ.

4. Грамматика: О двух спряжениях глаголов. Личные местоимения.

5. Лексика и чтение по теме «Ойдо, тодматском».

 

Основная литература

Кондратьева Н. В., Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Ижевск, 2010С. 5–10.

Стрелкова О. Б., Самарова, М. А.

Лабыр-лабыр лабыртом! = Поговорим от души : учеб. пособие для филол. и нефилол. фак. / М. А. Самарова, О. Б. Стрелкова, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", Фак. удмурт. филологии, Выли о:нерлыко тодон-валан сётонья федерал коньдэт "Удмурт кун университет" кун дышетон ужьюрт, Удмурт кылосбур фак. - Ижкар : Удмурт. ун-т, 2011.

 

Дополнительная литература

Атаманов М. Г. Удмуртская ономастика. Ижевск: Удмуртия, 1988. 168 с.

Ганеев И., Перевозчиков Ю. Марым, лэся… Удмурт кыл нырысь кутскисьёслы. Удмуртский язык для начинающих. Дышетскон ёзэт. Ижевск: Удмуртия, 2005.

Загуляева Б. Ш., Решетникова А. Е. Дуно эше! Удмуртский язык для учащихся старших классов общеобразовательной школы и взрослых: интенсивный курс. Ижевск, 2003. С. 22–25.

Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001. С. 100–101, 202.

Краткий удмуртско-русский и русско-удмуртский словарь / Сост. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995. 368 с.

 

Тема 2. 

1. Особенности речевого этикета удмуртов. Относительность восприятия времени (способы выражения категории времени в удмуртском и русском языках)

2. . Грамматика. Изъявительное наклонение. Настоящее время. Утвердительные формы. Место подлежащего и сказуемого в простом предложении.

3. Лексика по теме «Режим дня».

4. Вопросы-ответы: Мынам ужан нуналэ. Составление диалога и рассказа.

 

Основная литература

Кондратьева Н. В., Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Ижевск, 2010.  11–13, 91.

Стрелкова О. Б., Самарова, М. А.

Лабыр-лабыр лабыртом! = Поговорим от души : учеб. пособие для филол. и нефилол. фак. / М. А. Самарова, О. Б. Стрелкова, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", Фак. удмурт. филологии, Выли о:нерлыко тодон-валан сётонья федерал коньдэт "Удмурт кун университет" кун дышетон ужьюрт, Удмурт кылосбур фак. - Ижкар : Удмурт. ун-т, 2011.

Дополнительная литература

Ганеев И., Перевозчиков Ю. Марым, лэся… Удмурт кыл нырысь кутскисьёслы. Удмуртский язык для начинающих. Дышетскон ёзэт. Ижевск: Удмуртия, 2005.

Загуляева Б. Ш., Решетникова А. Е. Дуно эше. Удмуртский язык для учащихся старших классов общеобразовательной школы и взрослых: интенсивный курс. Ижевск, 2003. С. 26–27.

Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001. С. 78–82, 176–178, 203.

Краткий удмуртско-русский и русско-удмуртский словарь / Сост. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995. 368 с.

 

Тема 3. 

1.      О некоторых чертах этнической психологии удмуртов.

2. Грамматика: Изъявительное наклонение. Настоящее время. Отрицательные формы. Имена числительные. Притяжательные местоимения.

3. Лексика: Глаголы движения, определенного действия.

4. Чтение и составление диалога по теме «Кин тћ? Кытын улћськоды?» Составление диалогов.

 

Основная литература

Кондратьева Н. В., Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Ижевск, 2010.  14–18, 91.

Стрелкова О. Б., Самарова, М. А.

Лабыр-лабыр лабыртом! = Поговорим от души : учеб. пособие для филол. и нефилол. фак. / М. А. Самарова, О. Б. Стрелкова, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", Фак. удмурт. филологии, Выли о:нерлыко тодон-валан сётонья федерал коньдэт "Удмурт кун университет" кун дышетон ужьюрт, Удмурт кылосбур фак. - Ижкар : Удмурт. ун-т, 2011.

Дополнительная литература

Ганеев И., Перевозчиков Ю. Марым, лэся… Удмурт кыл нырысь кутскисьёслы. Удмуртский язык для начинающих. Дышетскон ёзэт. Ижевск: Удмуртия, 2005.

Загуляева Б. Ш., Решетникова А. Е. Дуно эше. Удмуртский язык для учащихся старших классов общеобразовательной школы и взрослых: интенсивный курс. Ижевск, 2003. С. 25–28.

Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001. С. 100–101, 176–178, 203.

Краткий удмуртско-русский и русско-удмуртский словарь / Сост. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995. 368 с.

 

Тема 4. 

1. Религиозные верования удмуртов.

2.  Концептуализация и категоризация действительности.

4.  Грамматика: Показатель множественного числа -ос (-ёс). Образование порядковых числительных. Согласование существительного с прилагательным и порядковым числительным.

5. Составление предложений и диалогов по теме «Удмуртиысь каръёс».

 

Основная литература

Кондратьева Н. В. , Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Ижевск, 2010. С. 18–24.

Стрелкова О. Б., Самарова, М. А.

Лабыр-лабыр лабыртом! = Поговорим от души : учеб. пособие для филол. и нефилол. фак. / М. А. Самарова, О. Б. Стрелкова, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", Фак. удмурт. филологии, Выли о:нерлыко тодон-валан сётонья федерал коньдэт "Удмурт кун университет" кун дышетон ужьюрт, Удмурт кылосбур фак. - Ижкар : Удмурт. ун-т, 2011.

Дополнительная литература

Ганеев И., Перевозчиков Ю. Марым, лэся… Удмурт кыл нырысь кутскисьёслы. Удмуртский язык для начинающих. Дышетскон ёзэт. Ижевск: Удмуртия, 2005.

Загуляева Б. Ш., Решетникова А. Е. Дуно эше. Удмуртский язык для учащихся старших классов общеобразовательной школы и взрослых: интенсивный курс. Ижевск, 2003. С. 57–60.

Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001. С. 97–100, 113–116.

Краткий удмуртско-русский и русско-удмуртский словарь / Сост. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995. 368 с.

Тема 5. 

1.      Первые печатные книги на удмуртском языке.

2.      Различия в восприятии пространства.

3.  Грамматика: Склонение имени существительного. Местные падежи, основные случаи их употребления. Вопросительные слова в удмуртском языке, образование вопросительных предложений.

4. Лексика: Семья, родственники.

5. Составление предложений и диалога по теме «Концертын».

 

Основная литература

Кондратьева Н. В., Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Ижевск, 2010. С. 24–30, 94.

Стрелкова О. Б., Самарова, М. А.

Лабыр-лабыр лабыртом! = Поговорим от души : учеб. пособие для филол. и нефилол. фак. / М. А. Самарова, О. Б. Стрелкова, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", Фак. удмурт. филологии, Выли о:нерлыко тодон-валан сётонья федерал коньдэт "Удмурт кун университет" кун дышетон ужьюрт, Удмурт кылосбур фак. - Ижкар : Удмурт. ун-т, 2011.

Дополнительная литература

Ганеев И., Перевозчиков Ю. Марым, лэся… Удмурт кыл нырысь кутскисьёслы. Удмуртский язык для начинающих. Дышетскон ёзэт. Ижевск: Удмуртия, 2005.

Загуляева Б. Ш., Решетникова А. Е. Дуно эше. Удмуртский язык для учащихся старших классов общеобразовательной школы и взрослых: интенсивный курс. Ижевск, 2003. С. 28–30.

Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001. С. 130–134.

Краткий удмуртско-русский и русско-удмуртский словарь / Сост. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995. 368 с.

 

Тема 6.

Периодические издания на удмуртском языке.

1.      Выражение принадлежности в удмуртском и русском языках.

3. Грамматика: Категория притяжательности  в удмуртском языке. Родительный падеж, основные случаи его употребления.

4. Составление предложений и диалогов по теме «Мынам семьяе».

 

Основная литература

Кондратьева Н. В., Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Ижевск, 2010. С. 31–38, 94.

Стрелкова О. Б., Самарова, М. А.

Лабыр-лабыр лабыртом! = Поговорим от души : учеб. пособие для филол. и нефилол. фак. / М. А. Самарова, О. Б. Стрелкова, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", Фак. удмурт. филологии, Выли о:нерлыко тодон-валан сётонья федерал коньдэт "Удмурт кун университет" кун дышетон ужьюрт, Удмурт кылосбур фак. - Ижкар : Удмурт. ун-т, 2011.

Дополнительная литература

Ганеев И., Перевозчиков Ю. Марым, лэся… Удмурт кыл нырысь кутскисьёслы. Удмуртский язык для начинающих. Дышетскон ёзэт. Ижевск: Удмуртия, 2005.

Загуляева Б. Ш., Решетникова А. Е. Дуно эше. Удмуртский язык для учащихся старших классов общеобразовательной школы и взрослых: интенсивный курс. Ижевск, 2003. С. 51, 55–56.

Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001. С. 104–112, 125–126.

Краткий удмуртско-русский и русско-удмуртский словарь / Сост. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995. 368 с.

Тема 7.

1.  Г. Е. Верещагин – первый удмуртский просветитель.

2. Грамматика: Послелоги-имена в удмуртском языке, их склонение по местным падежам. Собственно послелоги  в удмуртском языке. Согласование существительных с послелогами.

3. Лексика: Дом, комната, мебель.

4. Составление предложений и рассказа по теме «Мынам коркае».

 

Основная литература

Кондратьева Н. В., Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Ижевск, 2010. С. 38–41.

Стрелкова О. Б., Самарова, М. А.

Лабыр-лабыр лабыртом! = Поговорим от души : учеб. пособие для филол. и нефилол. фак. / М. А. Самарова, О. Б. Стрелкова, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", Фак. удмурт. филологии, Выли о:нерлыко тодон-валан сётонья федерал коньдэт "Удмурт кун университет" кун дышетон ужьюрт, Удмурт кылосбур фак. - Ижкар : Удмурт. ун-т, 2011.

Дополнительная литература

Ганеев И., Перевозчиков Ю. Марым, лэся… Удмурт кыл нырысь кутскисьёслы. Удмуртский язык для начинающих. Дышетскон ёзэт. Ижевск: Удмуртия, 2005.

Загуляева Б. Ш., Решетникова А. Е. Дуно эше. Удмуртский язык для учащихся старших классов общеобразовательной школы и взрослых: интенсивный курс. Ижевск, 2003. С. 52–55.

Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001. С. 88–90.

Краткий удмуртско-русский и русско-удмуртский словарь / Сост. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995. 368 с.

Тема 8.

1. К. Герд – ученый, писатель, фольклорист, этнограф.

Современные удмуртские писатели и поэты.

2. Грамматика: Изъявительное наклонение. Простое прошедшее время. Утвердительные и отрицательные формы. Отдалительный, предельный падежи, основные случаи их употребления.

3. Лексика: Неделя, дни недели, месяцы; времена года.

4. Составление предложений по теме «Кыџе туннэ куазь». Составление диалогов. Вопросы-ответы по теме «Ачим сярысь», составление диалогов.

 

Основная литература

Кондратьева Н. В., Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Ижевск, 2010. С. 42–47, 91.

Стрелкова О. Б., Самарова, М. А.

Лабыр-лабыр лабыртом! = Поговорим от души : учеб. пособие для филол. и нефилол. фак. / М. А. Самарова, О. Б. Стрелкова, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", Фак. удмурт. филологии, Выли о:нерлыко тодон-валан сётонья федерал коньдэт "Удмурт кун университет" кун дышетон ужьюрт, Удмурт кылосбур фак. - Ижкар : Удмурт. ун-т, 2011.

 

Дополнительная литература

Ганеев И., Перевозчиков Ю. Марым, лэся… Удмурт кыл нырысь кутскисьёслы. Удмуртский язык для начинающих. Дышетскон ёзэт. Ижевск: Удмуртия, 2005.

Загуляева Б. Ш., Решетникова А. Е. Дуно эше. Удмуртский язык для учащихся старших классов общеобразовательной школы и взрослых: интенсивный курс. Ижевск, 2003. С. 49–51.

Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001. С. 131–132, 180–182, 204.

 Краткий удмуртско-русский и русско-удмуртский словарь / Сост. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995. 368 с.

 

Тема 9.

1. Ашальчи Оки – первая удмуртская поэтэсса.

2. Грамматика: Разделительный и дательный падежи, основные случаи их употребления. Формы личных местоимений в дательном падеже.

3. Лексика: Домашние и дикие животные.

4. Вопросы-ответы: «Мынам яратоно пудо-животэ (пќйшуре)». Составление диалогов и рассказа.

Основная литература

Кондратьева Н. В., Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Ижевск, 2010. С. 48–54, 94.

Стрелкова О. Б., Самарова, М. А.

Лабыр-лабыр лабыртом! = Поговорим от души : учеб. пособие для филол. и нефилол. фак. / М. А. Самарова, О. Б. Стрелкова, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", Фак. удмурт. филологии, Выли о:нерлыко тодон-валан сётонья федерал коньдэт "Удмурт кун университет" кун дышетон ужьюрт, Удмурт кылосбур фак. - Ижкар : Удмурт. ун-т, 2011.

Дополнительная литература

Ганеев И., Перевозчиков Ю. Марым, лэся… Удмурт кыл нырысь кутскисьёслы. Удмуртский язык для начинающих. Дышетскон ёзэт. Ижевск: Удмуртия, 2005.

Загуляева Б. Ш., Решетникова А. Е. Дуно эше. Удмуртский язык для учащихся старших классов общеобразовательной школы и взрослых: интенсивный курс. Ижевск, 2003. С. 51, 80.

Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001. С. 126, 129–130, 138–139.

Краткий удмуртско-русский и русско-удмуртский словарь / Сост. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995. 368 с.

 

Тема 10.

1. О государственной символике Удмуртской Республики.

2. Грамматика: Повелительное наклонение. Утвердительные и отрицательные формы. 2-е л. ед. и мн. число. Лишительный падеж, основные случаи их употребления

3. Лексика: Продукты.

4. Вопросы-ответы: Магазинэ мынћсько. Диалоги в магазине.

 

Основная литература

Кондратьева Н. В., Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Ижевск, 2010. С. 54–63, 92.

Стрелкова О. Б., Самарова, М. А.

Лабыр-лабыр лабыртом! = Поговорим от души : учеб. пособие для филол. и нефилол. фак. / М. А. Самарова, О. Б. Стрелкова, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", Фак. удмурт. филологии, Выли о:нерлыко тодон-валан сётонья федерал коньдэт "Удмурт кун университет" кун дышетон ужьюрт, Удмурт кылосбур фак. - Ижкар : Удмурт. ун-т, 2011.


Дополнительная литература

Ганеев И., Перевозчиков Ю. Марым, лэся… Удмурт кыл нырысь кутскисьёслы. Удмуртский язык для начинающих. Дышетскон ёзэт. Ижевск: Удмуртия, 2005.

Загуляева Б. Ш., Решетникова А. Е. Дуно эше. Удмуртский язык для учащихся старших классов общеобразовательной школы и взрослых: интенсивный курс. Ижевск, 2003. С. 27, 51.

Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001. С. 129, 172–174.

Краткий удмуртско-русский и русско-удмуртский словарь / Сост. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995. 368 с.

 

Тема 11.

1. Конституция Удмуртской Республики, Закон о государственных языках Удмуртской Республики.

2. Грамматика: Изъявительное наклонение. Будущее время. Положительные и отрицательные формы.

3. Лексика: Каникулы.

4. Составление диалогов и рассказа по теме «Кытын мон шутэтско».

 

Основная литература

Кондратьева Н. В., Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Ижевск, 2010. С. 63–68, 91.

Стрелкова О. Б., Самарова, М. А.

Лабыр-лабыр лабыртом! = Поговорим от души : учеб. пособие для филол. и нефилол. фак. / М. А. Самарова, О. Б. Стрелкова, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", Фак. удмурт. филологии, Выли о:нерлыко тодон-валан сётонья федерал коньдэт "Удмурт кун университет" кун дышетон ужьюрт, Удмурт кылосбур фак. - Ижкар : Удмурт. ун-т, 2011.

Дополнительная литература

Ганеев И., Перевозчиков Ю. Марым, лэся… Удмурт кыл нырысь кутскисьёслы. Удмуртский язык для начинающих. Дышетскон ёзэт. Ижевск: Удмуртия, 2005.

Загуляева Б. Ш., Решетникова А. Е. Дуно эше. Удмуртский язык для учащихся старших классов общеобразовательной школы и взрослых: интенсивный курс. Ижевск, 2003. С. 78–79.

Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001. С.178–180, 203.

Краткий удмуртско-русский и русско-удмуртский словарь / Сост. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995. 368 с.

 

Тема 12

1. Удмуртская традиционная музыка.

2. Грамматика: Винительный падеж, основные случаи его употребления.

3. Лексика: Деревья и кустарники.

4. Составление диалогов и рассказа по теме «Нюлэскын».

 

Основная литература

Кондратьева Н. В., Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Ижевск, 2010. С. 69–74.

Стрелкова О. Б., Самарова, М. А.

Лабыр-лабыр лабыртом! = Поговорим от души : учеб. пособие для филол. и нефилол. фак. / М. А. Самарова, О. Б. Стрелкова, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", Фак. удмурт. филологии, Выли о:нерлыко тодон-валан сётонья федерал коньдэт "Удмурт кун университет" кун дышетон ужьюрт, Удмурт кылосбур фак. - Ижкар : Удмурт. ун-т, 2011.

Дополнительная литература

Ганеев И., Перевозчиков Ю. Марым, лэся… Удмурт кыл нырысь кутскисьёслы. Удмуртский язык для начинающих. Дышетскон ёзэт. Ижевск: Удмуртия, 2005.

Загуляева Б. Ш., Решетникова А. Е. Дуно эше. Удмуртский язык для учащихся старших классов общеобразовательной школы и взрослых: интенсивный курс. Ижевск, 2003. С. 79.

Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001. С.126–128.

Краткий удмуртско-русский и русско-удмуртский словарь / Сост. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995. 368 с.

 

Тема 13.

1. Удмуртский традиционный костюм.

2. Грамматика: Степени сравнения имен прилагательных и наречий; образование и употребление форм компаратива и суперлатива.

3. Лексика: Одежда, обувь.

4. Вопросы-ответы по теме «Кызьы со дћсяськемын», составление диалогов.

 

Основная литература

Кондратьева Н. В., Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Ижевск, 2010. С. 74–78 .

Стрелкова О. Б., Самарова, М. А.

Лабыр-лабыр лабыртом! = Поговорим от души : учеб. пособие для филол. и нефилол. фак. / М. А. Самарова, О. Б. Стрелкова, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", Фак. удмурт. филологии, Выли о:нерлыко тодон-валан сётонья федерал коньдэт "Удмурт кун университет" кун дышетон ужьюрт, Удмурт кылосбур фак. - Ижкар : Удмурт. ун-т, 2011.

Дополнительная литература

Ганеев И., Перевозчиков Ю. Марым, лэся… Удмурт кыл нырысь кутскисьёслы. Удмуртский язык для начинающих. Дышетскон ёзэт. Ижевск: Удмуртия, 2005.

Загуляева Б. Ш., Решетникова А. Е. Дуно эше. Удмуртский язык для учащихся старших классов общеобразовательной школы и взрослых: интенсивный курс. Ижевск, 2003. С. 98, 120, 220.

Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001. С.126–128.

Краткий удмуртско-русский и русско-удмуртский словарь / Сост. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995. 368 с.

 

Тема 14.

1. Народные праздники удмуртов.

2. Грамматика: Условное наклонение. Утвердительные и отрицательные формы. Подчинительные союзы; Образование сложноподчиненных предложений.

3. Лексика: Природа, природные ископаемые. Украшения.

4. Вопросы-ответы по теме «Адњытонэ ветлон», составление диалогов и рассказа.

 

Основная литература

Кондратьева Н. В., Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Ижевск, 2010. С. 78–85, 92, 97.

Стрелкова О. Б., Самарова, М. А.

Лабыр-лабыр лабыртом! = Поговорим от души : учеб. пособие для филол. и нефилол. фак. / М. А. Самарова, О. Б. Стрелкова, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", Фак. удмурт. филологии, Выли о:нерлыко тодон-валан сётонья федерал коньдэт "Удмурт кун университет" кун дышетон ужьюрт, Удмурт кылосбур фак. - Ижкар : Удмурт. ун-т, 2011.

Дополнительная литература

Ганеев И., Перевозчиков Ю. Марым, лэся… Удмурт кыл нырысь кутскисьёслы. Удмуртский язык для начинающих. Дышетскон ёзэт. Ижевск: Удмуртия, 2005.

Загуляева Б. Ш., Решетникова А. Е. Дуно эше. Удмуртский язык для учащихся старших классов общеобразовательной школы и взрослых: интенсивный курс. Ижевск, 2003. С. 138.

Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001. С. 172.

Краткий удмуртско-русский и русско-удмуртский словарь / Сост. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995. 368 с.

 

Тема 15.

1. Современные удмуртские писатели и поэты.

2. Грамматика: Склонение имен существительных: отдалительный, переходный и направительный падежи, основные случаи их употребления.

3. Лексика: Огород, сад

4. Вопросы-ответы:  «Кыџе бакча будосъёс тћ мерттћськоды?». Составление диалогов и рассказа на тему «Мынам сад-бакчае».

 Основная литература

Кондратьева Н. В., Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Ижевск, 2010. С. 85–90, 94.

Стрелкова О. Б., Самарова, М. А.

Лабыр-лабыр лабыртом! = Поговорим от души : учеб. пособие для филол. и нефилол. фак. / М. А. Самарова, О. Б. Стрелкова, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", Фак. удмурт. филологии, Выли о:нерлыко тодон-валан сётонья федерал коньдэт "Удмурт кун университет" кун дышетон ужьюрт, Удмурт кылосбур фак. - Ижкар : Удмурт. ун-т, 2011.

Дополнительная литература

Ганеев И., Перевозчиков Ю. Марым, лэся… Удмурт кыл нырысь кутскисьёслы. Удмуртский язык для начинающих. Дышетскон ёзэт. Ижевск: Удмуртия, 2005.

Загуляева Б. Ш., Решетникова А. Е. Дуно эше. Удмуртский язык для учащихся старших классов общеобразовательной школы и взрослых: интенсивный курс. Ижевск, 2003. С. 51.

Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001. С. 1зо–132.

Краткий удмуртско-русский и русско-удмуртский словарь / Сост. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995. 368 с.

  

5.3. Программа самостоятельной работы студентов 

Структура СРС 

Код формируемой компетенции

Тема

Вид

Форма

Объем учебной работы (часов)

Учебно-методические материалы

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

Темы 1, 2, 3, 4, 5. 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17.

Подготовка к практическим занятиям;

Подготовка к контрольной работе.

СРС

без участия преподавателя

28

Кондратьева Н. В. , Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов.

 

График контроля СРС 

 

Недели семестра

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

формы

контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

к/р

 

 

 

 

 

 

 

к/р

зачет

 

Условные обозначения: к/р – контрольная работа.

6. Образовательные технологии 

В процессе преподавания дисциплины используются активные технологии и интерактивные технологии: ролевые игры, диспуты, работа в группах.

Тема

Л / Лаб

Технологии

Часы

Особенности речевого этикета удмуртов.

Относительность восприятия времени (способы выражения категории времени в удмуртском и русском языках)

Лаб

Работа в группе

2

Современные удмуртские писатели и поэты

Лаб

Дискуссия

2

Тема 10

Лаб

Ролевая игра

2

Тема  11

Лаб

Ролевая игра

2

Итого:

 

 

8

 

 

7.  Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме зачета.

 

Примерные  задания для промежуточной аттестации 

1. Ватсалэ асъян кылћтэтъёсты:

Мынам кучапи…….. вань.

Солэн ним…….. Лусьтро.

Солэн книгаос….. љќк вылын кыллё.

Милям эшъёс…… эмакадемиын дышетско.

Ванялэн ана(й)……. школаын ужа.

Кытын тынад тетрад(ь)……?

Соослэн корка……. туж чебер но бадњым.

Вань-а тћляд телефон……..?

Кызьы тынад ним ……. ?

Мынам йыр……  висе.

Солэн эш……. театре мынэ.

Эшелэн висъет…… бадњым но югыт.

 

Сумка…….. пукон вылын (мынам).

Эш…….. эктыны уг яраты-а? (тынад).

Тетрад(ь)…… кытын? (тынад)

Кытын ужа пи……. ? (тћляд)

Корка….. югыт (милям).

Гурт….. туж шулдыр (тћляд).

Шуръёс…… пичиесь (милям).

Ручка……  выжлёгет вылын кылле (тыныд).

Атай…… заводын ужа (тынад).

Пичи пияш анай……. доры пыре (солэн).

Кытын дышетске ини ныл ………? (тћляд)

Шуръёс……. пичиесь (милям).

Кытын ужа анай………..? (тћляд)

 

2. Сётэм веранъёслэсь пöрмытэ вачевераськон.

              Мон Вася. Мон студент. Нош тон мар кариськод?

              Мынам нимы Коля. Нош тон кин?

              Мон дышетскисько но ужасько.

              Лэсьтћськон фирмаын. Тон кытын дышетскиськод?

              Њечбур! Кызьы тынад нимыд?

              Кытын ужаськод?

              Тодмо луом!

              Ижкарысь технической университетын.

 

3. Пуктэ каронкылъёсты кулэ кабе:

Њечбуресь! Мынам нимы Мартин. Мон француз, али Ижкарын …………………. (дышетскыны). Мон Молодёжной урамын љужыт но чебер коркан ………………… (улыны). Али мон ………………….. (ужаны, отр.), удмурт кылэз …………….. (дышетыны). Мон кема ………………. (изьыны); ……………. (яратыны) кофе но вќйын нянь. Мон трос ………………….. (малпаськыны) но трос ………………….. (лыдњиськыны). Џукна мон сизьым часын ……………….. (султыны), ………………. (сиськыны, отр.), ураме ………………… (потыны), ……………… (бызьылыны). Мон трос …………………. (вераськыны), ……………… (яратыны, отр.) мќзмыны.

 

4.  Усьтэ скобкаосты:

Петыр ....................... (дышетскыны) ............................ (Ижкар) ................................ (эмакадемия), но али со каникулын.

Петыр џукна вазь .......................... (султыны), .............................. (дћсяськыны), ....................... (сиськыны), чай ..................... (юыны) но ...................... (кошкыны) дышетскыны …………… (академия).

Али Петя ........................ (Можга). Отын со ............................... (шутэтскыны), љытазе ветлэ …………………… (дискотека) яке чорыганы.

........................... (Можга) чебер коркаос но трос писпуос. Петыр .............................. (яратыны) Можгаез.

5. Каронкылъёсты шонер кабе пуктэ:

Мынам нимы Мартин. Мон ……………… (вордћськыны) Франциын сюрс укмыс сю тямыстонэтћ арын. Атае Италиысь, отын со куинь ар гинэ …………….. (улыны), собере песятае Францие лыктыны ……………… (малпаны). Озьы атае француз школае ………………. (ветлыны), француз эшъёс …………….. (шедьтыны). Анае пичи гуртын ……………… (будыны), виноград ………………. (будэтыны). Песятае виноградлэсь трос вина ……………… (лэсьтылыны), сое кунгож сьöры …………… (вузаны). Атае но анае Бавариын выставкаын ………………… (пумиськыны).

Мон …………………. (вордћськыны) но ………………… (дышетскыны) Парижын. …………………. (ветлыны) крезьгуръя школае, али шудыны …………….. (быгатыны) гитараен но скрипкаен. Кык сюрсэтћ арын школаямы одћг тунсыко адями ……………… (лыктыны). Со кыџе ке тодмотэм кылын …………….. (вераськыны) но чебер ……………… (кырњаны). Со …………… (вань) удмурт нылаш, студент. Ми ……………. (эшъяськыны), гожтэт гожъяны ……………… (кутскыны). Озьы мон удмурт кылэз дышетыны …………….. (малпаны), кык пол Ижкаре дышетскыны ……………… (ветлыны) ини.

 

Примерные задания для текущего контроля

 

контрольная работа

Пуктэ каронкылъёсты öвöлтћсь кабе:

Лади университетын …………………. (дышетскыны).

Катя япон кылын ………………………. (вераськыны).

Вика француз кылэз …………………….. (дышетыны).

Мон уяны ………………………. (быгатыны).

Соос ……………………… (дышетскыны).

Тћ ………………………… (суредаськыны).

Тон школаын …………………….. (ужаны).

Эше кырњаны ……………………….. (яратыны).

Коџышпие ураме ………………………. (потаны).

Ми вазь …………………………….. (султыны).

 

Ватсалэ вошъет итэтъёсты:

Мон Ижкар.......... улћсько.

Дышетскись школа........ мынэ.

Со вокзал........... бертэ.

Эшъёс аэропорт…….. пумисько.

Пичи пиналъёс школа…….. мыно.

Кузьым мон басьтћсько вузаськонни………..

Песянай Кузон……… кошке.

Песятай пумиськон…….. кошке.

Шур….. чорыгъёс уло.

 

Шедьтэ каронкылъёсты но пуктэ соосты ортчем дыр кабе:

Лена но Вера кырњало.

Соос куасэн нискылало.

Агае футболэн шудыны кошке.

Песятай чай юэ.

Пияш уяны дышетске.

Мон туж љикыт гожъяськисько.

Тон школаын суредаськыны дышетскиськод.

Тћ џукназэ сизьым часын сиськиськоды.

Ми тямыс часын ужаны мынћськомы.

Ми театре ветлћськомы.

Љытазе песянае радио кылзыса пуке.

Мон та выль газетэз лыдњисько.

Тћ ужаськоды сад-бакчаын.

Ми пумиськиськомы аэропортын, собере мынћськомы кунокуае.

Тћ туннэ магазинысь нянь басьтћськоды.

 

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов

 

Работа студентов по освоению теоретических и практических знаний на протяжении учебного семестра контролируется и оценивается во время рубежного контроля.

В течение семестра проводятся два рубежных контроля.

Все знания, умения, навыки студентов оцениваются в баллах. Максимальная сумма баллов, которую может набрать студент, составляет 100 баллов.

Максимальная сумма баллов за первый рубежный контроль – 30, за второй – 30, за зачет – 40.

Максимальная сумма баллов, выставляемых на зачете, составляет  40 баллов.

Дисциплина считается освоенной, если сумма баллов за два  рубежных контроля и зачет составляет не менее 61 балла.

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

Основная литература

Кондратьева Н. В., Федорова Л. П. Удмуртский язык. Начальный курс. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Ижевск, 2010. 98 с.

Стрелкова О. Б., Самарова, М. А.

Лабыр-лабыр лабыртом! = Поговорим от души : учеб. пособие для филол. и нефилол. фак. / М. А. Самарова, О. Б. Стрелкова, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", Фак. удмурт. филологии, Выли о:нерлыко тодон-валан сётонья федерал коньдэт "Удмурт кун университет" кун дышетон ужьюрт, Удмурт кылосбур фак. - Ижкар : Удмурт. ун-т, 2011.

 

Дополнительная литература

Атаманов М. Г. Удмуртская ономастика. Ижевск: Удмуртия, 1988. 168 с.

Атаманов М. Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск: Удмуртия, 1997. 248 с.

Атаманов М. Г. По следам удмуртских воршудов. Ижевск: Удмуртия, 2001. 216 с.

Арзамазов А. Тэ-тэ: филологической луисьтэм факультетъёсысь студентъёслы дышетон пособие. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2005, -147 б.

Булычева Е. А. Удмурт кыл. Филологической луисьтэм факультетъёсысь студентъ­ёслы дышетскон пособие. Ижкар: Изд-во «Детектив-информ», 2004. 77 б.

Верещагин В.М., Костомаров В.Г.  Язык и культура (любое издание).

Ганеев И., Перевозчиков Ю. Марым, лэся… Удмурт кыл нырысь кутскисьёслы. Удмуртский язык для начинающих. Дышетскон ёзэт. Ижевск: Удмуртия, 2005. 204 б.

Гудков Д.Б.  Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003.

Загуляева Б. Ш., Решетникова А. Е. Дуно эше. Удмуртский язык для учащихся старших классов общеобразовательной школы и взрослых: интенсивный курс. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Ижевск, 2003. 228 с.

Каракулова М. К., Каракулов Б. И. Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков: Учеб. пос. Ижевск, 2001. 228 с.

Красных. В.В. “Свой” среди “чужих”: миф или реальность? М., 2003.

Краткий удмуртско-русский и русско-удмуртский словарь / Сост. Насибуллин Р. Ш., Максимов С. А. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1995. 368 с.

Русское культурное пространство. Лингвокультурологический словарь. Выпуск 1. М., 2004.

Тимерханова Н. Н. Удмурт кыл: Нырысь кутскисьёслы книга / Кылосбур факультетын дышетскћсьёслы. – Ижкар – Пилишчаба. «УдГУ» ГОУ ВПО, 2006. – 201 б.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

Удмуртская мифология / Под ред. В, Е. Владыкина. Ижевск, 2003. 196 с.

 Методические указания по дисциплине

1. Рекомендуется изучать материал в том порядке, в котором он дан в учебном пособии Н. В. Кондратьевой, Л. П. Федоровой «Удмуртский язык. Начальный курс» (2004).

2. Необходимо включить в содержание занятий этнокультуроведческий материал, который поддерживает интерес слушателей к изучению неродного языка, культурным ценностям его носителей и активизирует языковую деятельность.

3. Начиная с первых занятий, особое внимание следует уделять работе над произношением, используя различные упражнения, к примеру, чтение скороговорок, пословиц, стихотворений и т. д.

4. Для усвоения грамматики необходимо внимательно изучить грамматические основы, данные в пособии; преподавателю обязательно давать комментарии по каждой теме.

5. Изучение каждой темы следует начинать с лексического минимума, включающего слова, словосочетания и выражения. Новые слова рекомендуется выписывать в специальную тетрадь.

6.  Для активизации учебного материала использовать ситуации, ролевые игры.

7. Необходимо больше обращать внимания на коммуникативные цели цикла уроков (составлять диалоги, разыгрывать ситуации, работать в разных командах и т. д.).


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие доступа к Интернет-ресурсам и библиотечным фондам.

Аудитории для проведения занятий должны быть оснащены компьютерным оборудованием, аудио оборудованием, видеодвойкой.

Вид ресурса

Размещение

Технология

Необходимое оборудование

Видеопрезентации

Флэшка, СD

Презентация

Компьютер с проектором, экран

Видеофильмы

Кассета

Фильм

Видеодвойка

Аудиоматериалы

Флэшка, СD

 

Компьютер

 


10.  Порядок утверждения рабочей программы  

Разработчики рабочей программы дисциплины 

ФИО

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебные E-mail и

телефон)

 

 

 

 

 

Горбушина

Галина Витальевна

Стрелкова Ольга Борисовна

 

 

К. филол. н.

 

 

доцент

Доцент

 

доцент