Каталог

Помощь

Корзина

Следы транспортных средств: способы их обнаружения, фиксация и изъятие

Оригинальный документ?

Содержание

 

Введение3

1. Виды и криминалистическое значение следов транспортных средств6

1.1 Следы транспортных средств, как объект криминалистического исследования места происшествия6

1.2 Значение криминалистического исследования следов транспортных средств при осмотре места происшествия13

2. Способы обнаружения, фиксации и изъятия следов транспортных средств18

2.1 Способы обнаружения и описания следов транспортных средств18

2.2 Способы фиксации и изъятия следов транспортных средств22

2.3 Вопросы разрешаемые криминалистами в области проведения экспертизы следов транспортных средств. Методика производства экспертизы и оформление материалов24

Заключение85

Список использованной литературы86


Введение


Актуальность настоящей работы «Следы транспортных средств: способы их обнаружения, фиксация и изъятие» обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Делающее первые шаги на пути своего становления криминалистическое учение о транспортном средстве относится к числу частных криминалистических теорий. В то же время оно является одной из составляющих криминалистического учения о техногенных источниках повышенной опасности. Это оправданно, ибо транспортные средства в настоящее время все интенсивнее используются не только на благо человека, но и при совершении как неосторожных, так и умышленных преступлений. Эффективность активности субъектов поисково-познавательной деятельности в уголовном судопроизводстве будет неизмеримо выше, если они будут опираться на специальную теоретическую базу, в частности, криминалистическое учение о транспортном средстве.

Криминалистическое учение о транспортном средстве является в то же время интегративным продуктом, результатом творческого осмысления достижений тех частных криминалистических теорий, которые входят в него как составляющие (о железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном транспортных средствах). В криминалистике имеются в основном наработки в области тактико-методического содержания и механизма следообразования при расследовании нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Значительно меньше внимания уделяют ученые-криминалисты рассмотрению аспектов расследования преступлений, связанными с другими видами транспорта[1].

Целью исследования является исследование особенностей способов  обнаружения, фиксации и изъятия следов транспортных средств.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты и выявить природу следов транспорта и их использования в криминалистике;

- рассмотреть способы обнаружения, фиксации и изъятия следов транспортных средств;

- изложить проблемы проведения трасологической экспертизы транспортных следов;

- совершенствовать методику производства экспертизы и оформления материалов.

Методология и методика исследования. Уголовно-процессуальные, криминалистические и иные аспекты изучаемой проблемы анализировались с позиций общих положений философии и логики. В ходе проведенного исследования применялись методы научного познания: историко-генетический метод анализа, метод логического анализа, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический и системный.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное законодательство России, иные федеральные законы, межведомственные и ведомственные Нормативные акты, связанные со способами обнаружения, фиксации и изъятия следов транспортных средств.

Теоретической базой исследования являются Труды ученых: Т.В. Аверьяновой, В.И. Батищева, Р.С. Белкина, В.М. Быкова А.Н. Васильева. А.Ф. Волынского, А.А. Закатова, Г.А. Зорина, П.К. Кривошеина, С.М. Колотушкина, Н.И. Кулагина, A.M. Кустова, В.П. Лаврова, И.М. Лузгина, В.В. Мальцева, В.А. Образцова, Н.И. Пикурова, Д.П. Резвана.

Достоверность и обоснованность выводов и предложений исследования обеспечиваются комплексным подходом к анализу проблематики, достаточным количеством и разнообразием источников информации, определяющим репрезентативность их совокупности, корректным применением научных методов и непротиворечивостью полученных результатов.

Теоретическая значимость исследования определяется возможностью пополнить арсенал криминалистических методов и средств обнаружения, фиксации и изъятия следов транспортных средств.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, трех разделов и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются ее объект, предмет, цели и задачи исследования, характеризуются методологические основы работы, ее теоретическая и эмпирическая база, формулируются основные положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна диссертации, ее теоретическое и практическое значение, приводятся сведения об апробации и внедрении научных результатов.

В первой главе «Виды и криминалистическое значение следов транспортных средств», раскрыты теоретические вопросы установления события и определено значение криминалистического исследования следов транспортных средств при осмотре места происшествия.

Во второй главе «Способы обнаружения, фиксации и изъятия следов транспортны средств», рассмотрены криминалистические особенности обнаружения, описания и изъятия следов транспортных средств. Исследована методика производства экспертизы и оформление материалов, где раскрыты вопросы разрешаемые криминалистами в области проведения экспертизы следов транспортных средств, рассмотрены варианты совершенствования методики.

В заключении подведены итоги исследования, сформулированы полученные выводы и представлены рекомендации.

 

1 Виды и криминалистическое значение следов транспортных средств

 

1.1 Следы транспортных средств, как объект криминалистического исследования места происшествия

 

В системе криминалистки изучение следов (трасологии) является отраслью криминалистической техники. Криминалистическая техника – система научных положений и разрабатываемых на их основе технических средств, приемов и методик, предназначенных для собирания, исследования и использования доказательств и иных мер раскрытия и предупреждения преступлений.

Любое, в том числе криминальное, событие – это взаимодействие между собой как минимум двух, чаще значительно большего числа объектов. Такие взаимодействия проявляются в виде следов-отображений и следов остаточных явлений одного объекта на другом, с ним взаимодействующим – следообразующего объекта на объекте следовоспринимающем.

Таким образом, следы – единственный материал, с которым работает любой субъект уголовно-процессуального исследования преступлений[2].

Криминалистическая трасология – это область криминалистического знания о следах, отражающих признаки внешнего строения следообразующих объектов, о механизме следообразования, а также о средствах, методах и приемах их обнаружения, фиксации, изъятия, сохранения и исследования в целях установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного судопроизводства.

Под следами транспортных средств подразумеваются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и не ходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а так же различные материально-фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.

 

Рисунок 1 Классификация следов транспортных средств

Рисунок 1 – Классификация следов транспортных средств

 

2 Способы обнаружения, фиксации и изъятия следов транспортны средств

 

2.1 Способы обнаружения и описания следов транспортных средств

 

Своеобразие следов ходовой части транспортных средств заключается в том, что их возникновение на следовоспринимающем предмете сопряжено с   образованием следов и на самом транспортном средстве.

Взаимообразование следов позволяет их использовать для розыска скрывшегося с места происшествия транспортного средства и для реконструкции обстановки происшествия по расположению следов на объектах соударения. Эти следы, будучи образованы различными составными частями кузова или, наоборот, на кузове, как и всякие другие следы-отображения, могут быть использованы для установления групповой принадлежности или идентификации оставившего их транспортного средства или того предмета, который оставил следы на транспортном средстве.

При дорожно-транспортном происшествии отделиться могут различные комплектующие транспортное средство детали стеклоочистители, дверные ручки, прокладки, уплотнители, болты, гайки, шайбы. Отделиться могут и части единого изделия осколки остекления кузова, бампера, облицовки и отделки. По внешним признакам отделившейся части можно установить, к какой детали она принадлежала. Принадлежность установленной детали той или иной марке или модели транспортного средства определяется на основании справочных данных. Основанием для вывода о том, что задержанное транспортное средство скрылось с места происшествия, является отсутствие на нем найденной на месте происшествия детали или части.

Для установления принадлежности отделившейся части транспортному средству проводится трасологическое исследование следов излома или следов-отображений на отделившейся детали и транспортном средстве.

Названных двух параметров – ширины беговой дорожки и рисунка протектора чаще всего уже достаточно для того, чтобы определить модель шины, выделить ее из числа всех других, особенно когда рисунок своеобразен и не копирует другие хотя бы некоторыми своими элементами[11]. 

А ширина следаБ длина следаВ-расстояние между деталями следа Г деталь

 А – ширина следа; Б – длина следа; В-расстояние между деталями следа;  Г – деталь следа

Рисунок 3 - Измерение следа протектора шины


При неполном отражении ширины беговой дорожки, но отчетливом различении части рисунка протектора модель шины устанавливается по рисунку и размерам отдельных его элементов. Сначала сравнивается со справочными материалами та часть рисунка протектора, которая отражена в следе. Если рисунок оригинален и совпадает только с одной моделью шины, этого достаточно для вывода о модели. Если же отраженный в следе фрагмент рисунка встречается у шин нескольких моделей, для окончательного вывода необходимо сравнивать размеры тех элементов рисунка, которые отражены в следе.

Список использованной литературы

 

1. Белкин Р.С. Криминалистика. Учебник. – М.: Норма, 2006.

2. Вещественные доказательства: Информационные технологии процессуального доказывания: Информационно-справочное пособие / Под ред. В.Я. Колдина. – М., 2002.

3. Грановский Г.Л. Основы трасологии   (Особенная часть).— М.,   2004.

4. Дорожно-транспортная и трасологическая экспертизы при расследовании автотранспортных происшествий / Под ред. Д.П. Рассейкина; Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР. Саратовский юридический институт им. Д.И. Курского. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2006.

5. Душеин С.В., Егоров А.Г., Зайцев В.В. и др. Судебная фотография. СПб: Питер, 2005.

6. Зуев Е.И., Капитонов В.Е. Трасологические исследования по делам о дорожно-транспортных происшествиях. — М., 2003.

7. Иларионов В.А. Доржно-транспортная экспертиза.: Учеб. – метод. пособие. СПб, 2004

8. Использование специальных познаний в расследовании дорожно-транспортных происшествий /Под общ. ред. A.M. Кривицкого и Ю.И. Шапорова. – Мн.: Харвест, 2004.

9.  Криминалистическая экспертиза. — М., 2008.

10. Криминалистика: Учеб. /Под ред. Р.С. БелкинаИ. М. Лузгина – М.: Астрель, 2008.

11.  Криминалистика 1‑ая и 2‑ая часть: Учеб. /Под ред. Е.Ф. Коновалов – М.: Норма, 2006.

12. Методика трасологического исследования изделий массового производства.— М., 2007.

13. Применение данных трасологии при расследовании дорожно-транспортных происшествий — М., 2006.

14. Пророков И.И. Криминалистическая экспертиза следов.— М., 2005.

15. Работа со следами на месте происшествия: Учебное пособие / А.Б. Дудаев, М.А. Зеленский, А.В. Чурсин. – Белгород: БелЮИ МВД России, 2005.

16. Силкин П.Ф. Судебно-исследовательская фотография. - Волгоград: ВСШ МВД, 2008.

17.  Следы на месте происшествия: Справочник следователя / Под ред. В.Ф.Статкуса. – М., 2001.

18.  Судебная транспортно-трасологическая экспертиза: Метод, пособие.— М., 2007.

19. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях (диагностические исследования).— М., 2008.

20. Филиппов А.Г. Криминалистика. Учебник. - М., 2009.

21.  Эксперт. Руководство для экспертов органов внутренних дел / Под ред. Т.В. Аверьяновой и В.Ф. Статкуса. – М., 2003.

22. Яблоков Н.П. Криминалистика: Учебник для вузов и юридических факультетов – М., 2006.

23. Ярмак В.А., Жигалов Н.Ю., Хоменко А.Н., Данилов В.Н. Метод косвенного определения общих признаков автомобиля по следам поворота // Экспертная практика.— М., 2009.—№ 34.