Каталог

Помощь

Корзина

Философия. Словарь общеупотребительных философских понятий и категорий, СамГУПС, 2010

Оригинальный документ?

2558 МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

 

Кафедра философии и истории науки

 

 

 

«ФИЛОСОФИЯ»

СЛОВАРЬ

общеупотребительных философских понятий и категорий

 

 

 

Составители: О. А. Гордеева

  Н.Ф. Свобода

 

 

 

 

 

 

Самара

2010

 

УДК

Философия : словарь общеупотребительных философских понятий и категорий. [Текст] / составитель: О. А. Гордеева, Н.Ф. Свобода. – Самара: СамГУПС, 2010. –    11 с.

 

Утверждено на заседании кафедры философии и истории науки от   2010 г. протокол № .

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.

 

Словарь содержит формулировку основных понятий и категорий философии. Предназначен для студентов 2-го курса всех специальностей очной и заочной форм обучения для написания контрольных работ и подготовки к устному экзамену «Философия».

 

Составитель: Гордеева Оксана Александровна

                        Свобода Наталья Федоровна

Рецензенты:        к.ф.н., доцент кафедры ИФС

СМИУ О.В. Герасимов,

                              к.ф.н., доцент кафедры ФИН

СамГУПС Е. Н. Пименова

 

Компьютерная верстка: 

Подписано в печать                                             Формат  60х90 1/16

Усл. п. л.               Тираж     экз.   Заказ №

 

 

Ó Самарский государственный университет путей сообщения, 2010

ВВЕДЕНИЕ 

Современная система образования предполагает самостоятельную, индивидуальную работу студентов. Изучая учебную литературу и первоисточники студент сталкивается с проблемой философских понятий и категорий, правильное понимание которых является важной предпосылкой усвоения материала вообще. Обращение к словарям и энциклопедиям помогает не всегда, а иногда даже усложняет дело, поскольку оно требует известной подготовленности студента. Все это убеждает в необходимости иметь более доступное, как с точки зрения содержания, так и с точки зрения формы, пособие, помогающее студентам ориентироваться в основных понятиях и категориях философского знания. В настоящем пособии основные понятия и категории философии предложены вниманию студентов в форме словаря. Само объясняемое понятие при этом выделяется полужирным шрифтом.  

ФИЛОСОФСКИЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ 

Абсолютное — предельно полное, совершенное; явление или предмет, не нуждающиеся в каких-либо основаниях или причинах своего существования.

Абстрагирование — мысленное отвлечение от не существенных для целей исследования свойств объекта, выделение в нем отдельных, особенно интересующих исследователя черт.

Абсурд — смысловая несовместимость понятий или вещей.

Агностицизм — учение, согласно которому мир в своей сущности непознаваем.

Аксиология — учение о ценностях.

Аксиома — исходное общепризнанное положение, принимаемое без доказательства и лежащее в основании знания.

Анализ — метод научного исследования разложения целого на составные части, сложного — на простые элементы.

Аналитическое суждение (в теории познания) — суждение, не дающее нового знания; связь между субъектом и предикатом получена простым анализом субъекта.

Антагонизм — непримиримое противоречие.

Антиномии (в философии И.Канта) — противоречие между одинаково обоснованными, но взаимно исключающими суждениями.

Антисциентизм — воззрение, согласно которому наука и техника враждебны человеку и культуре.

Антропология — раздел философии, занимающийся проблемами человека, его существования, его места в мире, смысла жизни.

Антропоморфизм — наделение живой и неживой природы свойствами человека.

Антропоцентризм — центристская картина мира объяснения общества свойствами и потребностями человека.

Апория — трудноразрешимая проблема, связанная с противоречиями между данными опыта и их мысленным образом.

Апостериори (лат. a posteriori) — знание, полученное на основе опыта.

Априори (лат. a priori) — знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Артефакт — искусственно сделанный предмет или явление, не существующее в природе в самородном виде.

Атомизм — учение о том, что вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов). Атрибут — неотъемлемое свойство вещи.

Базис (в формационной модели общества) — производственные отношения, как определяющий фактор общественного развития.

Бессознательное — образ действительности и отношение к ней субъекта как нерасчленимое целое.

Биологизм — философское направление, стремящееся объяснить явления социальной действительности посредством законов биологии; разновидность редукционизма.

Бытие — существование в общем виде.

Верификация — метод эмпирической проверки.

Вероятное — то, что в большей или меньшей степени претендует на истинность, хотя не имеет на это достаточных оснований.

Вероятность — мера возможного при определенных условиях.

Вещь в себе — вещь, существующая сама по себе, независимо от воспринимающего и познающего субъекта.

Возможность — потенциальное бытие, тенденция возникновения которого имеется в действительности.

Волюнтаризм — философское учение, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия, основы всего сущего; разновидность иррационализма.

Воля (в иррационализме) — универсально-космическое бессознательное начало.

Воображение — создание новых чувственных образов на основе образов, полученных ранее от действительности.

Восприятие — чувственный образ объекта в целом.

Время — категория, отображающая длительность бытия и последовательность событий и изменений.

Всеединство (в философии В. Соловьева) — синтез истины, добра и красоты; общая природа всех вещей.

Генезис — происхождение, возникновение; в более широком смысле — зарождение и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, предмету.

Герменевтика — учение о понимании как способа бытия человека.

Гилозоизм — учение о всеобщей одушевленности природы.

Гипотеза — обоснованное научное предположение, призванное объяснить данные опыта и требующее дальнейшей проверки.

Глобализация — процесс стирания границ между культурами.

Глобальная проблема — современная проблема всемирного бытия, от решения которой зависит его существование.

Гносеология — теория познания.

Гуманизм — воззрение, признающее приоритет интересов и прав личности.

Движение — всякое изменение.

Дедукция — движение мысли от общего к частному.

Деизм — учение, согласно которому Бог есть только первопричина мира и законов его движения; мир же после его сотворения развивается согласно этим законам без вмешательства божьей воли.

Действительность — наличное бытие, существующее здесь и сейчас.

Детерминизм — учение о причинной обусловленности всех вещей.

Диалектика — теория и метод познания развития как взаимодействия противоположностей.

Диалектический материализм – философия марксизма, основанная на принципах первичности материи и всеобщности развития.

Догма — положение учения, признаваемое неизменной истиной, не подлежащей сомнению и критике.

Душа — внутренний мир человека, его самосознание и сущность, индивидуальное воплощение духа.

Дуализм — учение о равенстве двух субстанций: материи и сознания.

Дух — невещественное начало мира; то, что лежит в основании творческой деятельности, объективируется в ее продуктах и может быть через них понято.

Естественный человек — представление о человеке, согласно которому природа человека изначально добра и одинакова у всех людей, независимо от веры, культуры, эпохи, страны.

Закон — необходимая, сущностная, устойчивая, повторяющаяся связь.

Здравый смысл — решение алгоритмических задач на основе знания, опыта и интуиции.

Знак — материальный предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета или явления и используемый для получения, хранения и передачи информации.

Знание — обоснованный, проверенный и принятый субъектом результат познания.

Жизнетворчество — преобразование жизни как процесс личностной реализации.

Идеализация — общенаучный метод познания, заключающийся в доведении до предела изучаемых свойств и признаков объекта или группы объектов.

Идеализм — философское направление, рассматривающее идеальное как основание всего сущего.

Идеальное — нематериальное, невещественное, а потому недоступное чувственному познанию.

Идентификация — механизм социализации: объединение индивидом себя с другим индивидом или группой людей на основе эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов поведения.

Идеология — мировоззрение, идеалы социальной группы, выраженные в теоретической форме.

Идея — образ вещи.

Имманентное — внутренне присущее предмету.

Индетерминация — учение, отрицающее причинную обусловленность вещей.

Индивид — конкретный представитель рода человеческого.

Индивидуальность — проявленность личности; своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного.

Индукция — выведение общего из частного, движение мысли от конкретного, единичного ко всеобщему и закономерному.

Инстинкт — видовая форма поведения.

Интеллект — способность мыслить, совокупность умственных функций, которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают или анализируют уже имеющееся знание.

Интерес — осознанная потребность, побуждающая к действию.

Интерпретация — работа мышления, которая состоит в расшифровке неявного смысла, стоящего за очевидным смыслом; наделение непонятного понятным.

Интуитивизм — учение об интуиции как о главном источнике достоверного знания; разновидность иррационализма.

Интуиция — способность сознания к непосредственному созерцанию.

Информация — совокупность передаваемых сведений и сообщений, не включенная сама по себе в систему знаний субъекта.

Иррационализм — учение, согласно которому основа действительности недоступное разуму и чуждое закономерности начало.

Иррациональное — недоступное разуму, явно не поддающееся законам логики.

Истина — высшая цель познавательной деятельности, состоящая в соответствии знания о действительности самой действительности.

Истина — правда (в русской философии) — путь к жизни в нравственном аспекте.

Историзм — принцип, согласно которому все предметы или явления должны рассматриваться как результат развития, с учетом предшествовавших состояний и связей.

Историософия — философия истории.

Исторический материализм — учение о наиболее общих законах функционирования и развития общества.

Картина мира — система знаний и представлений субъекта о мире, обусловленная социокультурной принадлежностью субъекта.

Категорический императив (в этике Канта) — внутренний нравственный закон, требующий безусловно, чтобы правило личного поведения могло стать правилом поведения для всех.

Категория — элемент мышления и отражение наиболее существенных связей и отношения действительности.

Качество — целостная определенность предмета, которая отличает его от любого другого предмета.

Количество — объективная степень различия предметов по однородным свойствам.

Коммуникация — передача идеальных смыслов посредством материальных носителей.

Конвенциализм — философское учение, согласно которому все существующие ценности, значения, истины — результат договора между людьми.

Конечность — ограниченность существования во времени и пространстве.

Конформизм — механизм социализации: приспособление поведения к требованиям группы в условиях конфликта между личным мнением и мнением группы.

Концепция — целостный замысел, определенный способ понимания, система взглядов на явление.

Космизм — учение о соразвитии мира природы и мира цивилизации.

Космоцентризм — центристская картина мира, полагающая космос всеобщим порядком вещей.

Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего.

Кризис — перелом, переходное состояние.

Критерий — мерило; в теории познания — мерило  истинности или ложности.

Критика — оценка, направленная на выявление истинности или ложности критикуемого.

Критицизм — метод установления возможности, происхождения, закономерности познания.

Культура — способ бытия человека.

Личность — мера социального в человеке.

Логика — наука о законах непротиворечивого мышления.

Логос (в античной философии) — всеобщий закон.

Локализация — процесс суверенизации и самоидентификации народов и культур.

Массовая культура — способ жизни, ориентированный на потребление.

Массовое общество — стандартизированная жизнедеятельность.

Материализм — философское направление, рассматривающее материю как основание всего сущего, в том числе и идеального.

Материя — объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания.

Мера — объективный интервал количественных характеристик, сохраняющий качество.

Метафизика — метод мышления, который рассматривает явления изолированно, в состоянии покоя, неизменности.

Метод — система взаимосвязанных правил, ориентирующих субъекта в познавательной деятельности.

Методология — учение о методах наук, их основаниях и принципах применения.

Механицизм — миропонимание и соответствующий ему метод познания, согласно которому мир объясняется через законы механического движения; разновидность редукционизма.

Мировоззрение — совокупность оценок, взглядов, принципов, определяющих самое общее видение мира, места человека в нем.

Мистика — теория и практика постижения Бога в экстатическом состоянии.

Мифомышление  — бессознательный уровень мысли, где образ вещи сливается с вещью.

Моделирование — метод исследования объекта, в основе которого лежит идея подобия.

Модус — качество предмета, которое может меняться в определенных пределах, не меняя самого предмета или явления.

Монизм — учение, согласно которому в основе сущего лежит одно начало.

Монотеизм — единобожие.

Мышление — активный процесс отражения объективного и субъективного мира.

Наблюдение — организованное и целенаправленное восприятие объекта, фиксирующее его свойства; метод познания.

Надстройка (в формационной модели общества) — отношения, организации  и идеи, находящиеся за пределами производственной сферы.

Натурализм — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения все сущего; разновидность редукционизма.

Натурфилософия — объяснение природы из самой природы.

Наука — осознанное и активное отношение человека к внешнему природному и социальному миру с целью его познания и практического освоения.

Небытие — то, что не существует и не может существовать; оно немыслимо и непредставимо.

Невозможность — то, что не может стать действительностью ни при каких условиях.

Необратимое — то, что не может быть повёрнуто вспять; процессы в одну сторону.

Необходимость — следствие регулярных, постоянных причин, выражающих устойчивое в структуре действительности, всегда происходящие только так, а не иначе.

Непрерывность — устойчивость и неделимость в пространстве и времени предмета.

Нигилизм — позиция отрицания ради отрицания.

Ничто — отсутствие или небытие чего-либо.

Номинализм — направление средневековой философии, которое считает общие понятия лишь обозначениями (именами) вещей.

Ноосфера — стадия развития биосферы, в которой разумная деятельность становится определяющим фактором.

Ноумен (в философии Канта) — умопостигаемая сущность.

Обобщение — мысленный переход от отдельных фактов, событий к общему ходу вещей, от одной мысли к более общей.

Общественно-экономическая формация — стадия исторического развития, в основе которой лежит способ производства материальных благ.

Общественный договор (в натуралистическом учении) — средство возникновения гражданского состояния общества: существование единого права как воли всех.

Общество — совокупность социальных групп и отношения между ними по поводу коренных жизненных интересов

Объект — предмет деятельности субъекта.

Объективация — опредмечивание, превращение в объект; материализация, воплощение идеи в предмете.

Объективизм — философско-мировоззренческая позиция, согласно которой анализ действительности строится на признании реальности объективного мира.

Объективное — присущее объекту, не зависящее от субъекта, его воли, желаний и интересов.

Объективный идеализм — форма идеализма: признание абсолютно самостоятельного существования сознания.

Объяснение — задача научного познания, состоящая в раскрытии сущности и закономерностей объекта.

Онтология — учение о бытии.

Опыт — совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает.

Организм — 1) форма организации системы, при которой, в отличие от механизма, каждый элемент существует не только для целого, но и для других элементов; 2) живое существо.

Основание — объект, суждение или идея, из действительности которых возникает действительность других объектов, суждений или идей.

Откровение — самообнаружение истины; в средние века — учение о самораскрытии Бога человеку в текстах Библии.

Относительное (релятивное) — зависящее от тех или иных условий, изменчивое, непостоянное; противоположность абсолютного.

Отрицание (в диалектике) — момент связи качественно различных состояний, дополняемых преемственностью.

Отчуждение — превращение человеческой деятельности и ее результатов в силу, не зависящую от человека, часто господствующую над ним и подчас враждебную ему.

Ощущение — чувственный образ отдельных свойств объекта.

Пантеизм — учение о том, что природа и Бог тождественны: нет Бога вне природы, а природы вне Бога.

Патристика — философия «отцов церкви» 2-8 вв., имеющая целью защиту и теоретическое обоснование христианства.

Первоначало — то, что содержится во всех вещах, из чего произошли все вещи и во что они возвращаются после уничтожения.

Персонализм — направление философии, предметом которого является личность как духовный первоэлемент бытия.

Персонификация — олицетворение, представление абстрактного понятия в человеческом образе.

Плюрализм — философское учение, согласно которому все сущее состоит из многих, несводимых друг к другу сущностей.

Позитивизм — направление в философии, предметом которого является непосредственный опыт.

Познание — творческая деятельность целью нахождения истины, формирования знания.

Понимание — состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений, включение этих представлений в смысловой контекст субъекта; интерпретация познанного.

Понятие — мысль, отображающая в обобщенной форме предмет и явление действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических  признаков; слово, в котором заключена данная мысль.

Потребность — нужда в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы.

Прагматизм — учение, согласно которому успешное достижение цели – абсолютная ценность.

Предмет научного исследования — сторона объекта научного исследования, которая изучается именно данной наукой, составляет ее специфику по сравнению с другими науками.

Представление — чувственный образ объекта, с которым сознание в данный момент не взаимодействует.

Прогресс — поступательное движение, развитие по восходящей линии.

Пространство — категория, отображающая сосуществование и взаимодействие предметов и явлений материального мира.

Противоположность — существенное различие, при котором свойства объекта в одно и то же время предполагают и исключают друг друга.

Противоречие — существование и взаимодействие противоположностей в одно и то же время, в одном и том же отношении.

Психологизм — направление в философии, считающее психологию основой философии и сводящее все проявления духовной жизни к психическим процессам; разновидность редукционизма.

Развитие — закономерное изменение.

Различие — отношение вещи к себе самой и к другим вещам, которое характеризуется несовпадением друг с другом сторон этого отношения.

Разум — способность создавать из абстракций логическую конкретность, отражающую реальную конкретность, и оперировать понятиями.

Рассудок — способность образовывать понятия, суждения.

Рационализм — направление философии, рассматривающее разум как основу познания действительности и критерий истинности.

Реализм — 1) в средневековой философии — направление, утверждавшее существование универсалий до вещи, в самой вещи и после нее; 2) точка зрения, утверждающая реальность мира вне сознания.

Реальность — бытие действительности и возможности.

Революция — скачкообразное развитие.

Регресс — направленность развития от высших форм к низшим.

Редукционизм — научная или философская позиция, заключающаяся в стремлении объяснить сложное через простое, в неоправданном сведении высших форм бытия к низшим.

Редукция — методологический прием: упрощение сложного, переход от сложного к простому, от высших форм — к низшим.

Релятивизм — философско-мировоззренческая позиция, признающая относительными все знания и ценности.

Рефлексия — способ мышления, заключающийся в повороте сознания к самому себе, направляющий его на осмысление  собственных форм, собственного содержания; основной метод философии.

Самодетерминация — система внутренних факторов стимулирующих личность.

Самосознание — выделение себя как познающего, чувствующего и действующего существа.

Свобода (в марксизме) — осознанная необходимость и действие в соответствии с ней.

Сенсуализм — учение в теории познания, согласно которому ощущения — источник знания.

Символ — знак, образ, подлинный смысл которого отличается от смысла очевидного, явного.

Синергетика — учение о самоорганизации сложных систем.

Синтез — метод научного исследования: соединение явлений, вещей, идей в единое целое.

Синтетическое суждение (в теории познания) — суждение, в котором новое знание возникает путем соединения субъекта и предиката.

Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях одного с другим и образующих определенную целостность, единство.

Системный подход — общенаучный метод, в основе которого лежит исследование объектов как целостных систем, выявление их внутренних и внешних связей.

Скачок — прерыв непрерывности, возникновение нового качества.

Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, прежде всего сомнение в возможности нахождения истины.

Случайность — следствие нерегулярных, непостоянных причин, под влиянием которых оно проявляется так или иначе.

Смысл — содержание, которое приобретает предмет в процессе наделения его ценностью; отличается от значения, которое объективно.

Созерцание — пассивное восприятие действительности.

Сознание — способность идеального воспроизведения и творения действительности.

Солипсизм — форма субъективного идеализма: реален лишь один индивид, а весь мир – содержание его сознания.

Сомнение — состояние неуверенности, неопределенности в том, что именно считать правильным, истинным.

Софистика — метод формальной правильности.

Социализация — двусторонний процесс: усвоение индивидом социального опыта и процесс активного воспроизводства усвоенного.

Социальная философия — раздел философии исследующий закономерности общественного бытия.

Спекулятивный метод — умозрительное получение знания о вещах, прежде всего о вещах, лежащих за пределами опыта.

Становление — переход от одной определенности бытия к другой; философская категория, отражающая непрерывное изменение окружающей действительности.

Стоицизм — этическое учение, согласно которому жизнь — это следование разуму и долгу.

Структура — взаимосвязь устойчивых элементов объекта.

Субстанция — основа, существующая сама по себе и не требующая для своего обоснования ничего вне себя.

Субъект — теоретико-познавательное Я, противостоящее внешнему миру, объекту.

Субъективация — превращение материального в идеальное.

Субъективизм — философско-мировоззренческая позиция, согласно которой действительность должна рассматриваться исходя из реальности субъекта.

Субъективное — зависящее от субъекта, характеризующее субъект, имеющее значение только для субъекта.

Субъективный идеализм — разновидность идеализма, согласно которой идеальное, будучи основой всего сущего, существует в сознании.

Судьба — предопределенность событий и поступков, независимость общего хода вещей от конкретных событий; непредсказуемое стечение бесчисленного числа причинно-следственных рядов в точке «здесь и сейчас», характеризующей отдельное событие.

Суждение — форма знания: мыслимая связь между субъектом и предикатом.

Сущее —бытие или абсолют.

Существование — бытие, наличие; действительная реализация сущности.

Сущность — вещь сама по себе.

Схоластика — философия рационального обоснования и систематизации христианского вероучения.

Сциентизм — воззрение, согласно которому наука — решающий фактор в жизни общества.

Тезис — исходное положение, нуждающееся в подтверждении.

Телеология — учение о целесообразности всего сущего.

Тело — материальная вещь.

Теодицея — оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле; при этом любое зло либо отрицается, либо рассматривается как испытание человеку.

Теология — учение о Боге, слово Бога о самом себе, выраженное в теоретической форме.

Теория — высшая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях объекта.

Теоцентризм — центристская картина мира, полагающая Бога целью всего существующего.

Техника — совокупность средств и способов человеческой деятельности, направленных на преобразование материального мира в соответствии с человеческими потребностями и желаниями.

Технократия —направление общественной мысли, приписывающее технике определяющую роль в социальной жизни.

Типологизация — научный метод, в основе которого лежит разъединение объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.

Тождество (в диалектике) — отношение вещи к себе самой и другим вещам, которое характеризуется совпадением друг с другом всех сторон этого отношения.

Традиция — передача духовных ценностей от поколения к поколению.

Трансцендентальное — изначально присущее разуму и определяющее чувственный опыт.

Трансцендентное — то, что выходит за пределы всякого возможного опыта.

Трансценденция — выход за пределы субъективности.

Универсалия — общее понятие.

Утилитаризм — философско-этическая позиция, которая рассматривает все с точки зрения пользы, материальной выгоды человека.

Утопия — неосуществимый в определенных условиях проект улучшения общества.

Унификация — приведение к единообразию.

Факт — действительное явление.

Фальсификация — метод опровержения научного утверждения путем его эмпирической проверки.

Феномен — явление вещи нашему сознанию.

Феноменология — наука о явлениях.

Философия — учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека к миру.

Форма — внутреннее строение, структура, определенность предмета в отличие от бесформенного материала, материи.

Футурология — наука о будущем.

Хаос — беспорядочное, неопределенное, бесформенное состояние вещей.

Ценностные ориентации — направленность личности на объекты, которые являются значимыми для нее с точки зрения интересов и потребностей.

Ценность — предпочтение личности.

Цивилизация — технико-технологическая сторона культуры; то, что дает комфорт, удобство, предоставляемое техникой.

Человек — биосоциальное существо.

Эволюция — постепенное развитие.

Эйдос (в античной философии) — форма вещи.

Экзистенциализм — направление неклассической философии, полагающее чувственное существование человека первичной реальностью.

Экзистенция — существование человека.

Эклектика — соединение разнородных элементов.

Эксперимент — эмпирический метод познания: активное, целенаправленное и контролируемое воздействие на объект.

Экстаз — выход за пределы естественной чувственности.

Элемент — простая, неразложимая далее часть сложного.

Эмпиризм — направление философии, которое рассматривает опыт как единственный источник знания.

Эпистемология — раздел философии, изучающий природу знания.

Явление — то, что чувственно воспринимается; выступает как выражение, свидетельство чего-либо другого.

Язык — система знаков, социальное средство хранения и передачи знания.

Я — самосознание, которое видит себя суверенным, независимым, обособленным от всего другого мира бытием.