Каталог

Помощь

Корзина

Методические рекомендации по Культуролигии 1 курса, РИЦ ХГАЭП, 2012

Оригинальный документ?

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

Юридический факультет

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

  

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Программа дисциплины, методические рекомендации, планы семинарских занятий для студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

(квалификация «бакалавр»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2012

ББК Ю

Х 12

 

Культурология : программа, методические рекомендации, планы семинарских занятий для студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / сост. А. Б. Ерыкалов. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2012. –  24 с.

Рецензент

кандидат социологических наук,

доцент кафедры историко-правовых и

социально-экономических дисциплин ДФ РПА Минюста России

Захарова  И.В. 

Утверждено издательско-библиотечным советом

академии в качестве методических рекомендаций

                                          для студентов направления 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»)

 

Ерыкалов Александр Борисович

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Программа, методические рекомендации, планы семинарских занятий для студентов 1-го курса очной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»)

Редактор Г.С. Одинцова

_____________________________________________________________

Подписано   в   печать__________.Формат   60х84/16.   Бумага   писчая.

Печать цифровая. Усл. п. л._____ Уч.-изд.л.____ ____ Тираж 50 экз.

Заказ №_________

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2012

Цели и задачи дисциплины

 

В центре внимания культурологии находиться культура как целостная система существующая в многообразии форм и типов развития. Культурные процессы выступают одними из важных и необходимых объектов гуманитарно-социального исследования.

Культурология совместно с другими социально-гуманитарными дисциплинами и культурно-общественными институтами призвана социализировать и окультурить человека.

Современному человеку и юристу-профессионалу в процессе социальной деятельности обязательно необходимо свое целостное мировоззрение, ориентиры, ценности и знания. Такую жизненную и профессиональную основу можно выработать и сформировать  только на основе приобщения к различным сферам жизни и культуры. Только в таком случае он будет иметь возможность реализовать свои творческие возможности, раскрыть свою индивидуальность, не замыкаясь только в области профессиональной специализации. К тому же усвоение общеобразовательных, гуманитарных знаний  влияет и на уровень профессионализма.

Культурология как учебный курс пересекается и с дисциплинами профессиональной специализации в темах:

  значение права для общества и его место в культуре и истории;

  правовая культура и ее характеристики;

– экспертизы и соотношение нормального и ненормального в различных культурно-исторических периодах и цивилизациях;

 связи права с мировоззрением разнообразных культур;

 законодательство и культурные ценности;

  российское законодательство и сферы культуры.

Цель учебного курса – сформировать у студентов представление о культурном развитии и культуре как системе взаимосвязанных элементов, научить ориентироваться в многообразии культурных, приобщить к достижениям отечественной и мировой культуры.

Как учебная дисциплина «Культурология» включает в себя следующие задачи:

1. Сформировать у студентов юридического факультета систему научного знания о культуре, ее сущности, функциях, структуре, механизмах и закономерностях существования.

2. Привести к пониманию важности культуры в становлении и развитии личности и общества. Дать возможность выработать творческое  восприятие и освоение идей, достижений различных культур, готовность к диалогу с представителями иных культур, умение отстаивать свою позицию на основе осознанного понимания ценности отечественной культуры, умение ориентироваться в различных направлениях художественной культуры, религиях, культурных символах.

3. Выработать навыки научного исследования культурных процессов происходящих в современном мире, применения полученных знаний в жизненной и профессиональной практике.

В соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом, определяющим требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по специальности «Юриспруденция» студент обучающийся по направлению бакалавриат должен уметь:

· понимать и объяснять феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности;

· владеть навыками анализа о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей и культуры;

· умение объяснить общую специфику культурных ситуаций и тенденций развития в современных странах.

· выделять основные функции и элементов культуры, характеристики и состояние исследуемой правовой культуры.

знать:

· о концепциях  сущности культуры, истории развития культурологии;

· формы и типы культур, основные культурно-исторические ценности и регионы мира, закономерности их функционирования и развития;

· историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

· основных проблем и тенденций современной западной и российской культур;

· специфики индийской, китайской и арабо-мусульманской культур;

· о складывании и эволюции российской культуры, ее достижениях в сфере искусства, науки и др.;

· современного законодательства России о культуре и культурном наследии.

обладать способностями:

· оценки достижения культуры на основе знания исторического контекста из создания;

· верифицирования и фальсифицирования культурологических торий и гипотез;

· быть готовым к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;

·  способность к диалогу с другими людьми как носителями другой культуры.

· различать культурные течения и группы в социуме;

·  выделения основных тенденций и процессов культуры  России и мира.

Курс изучается на 1 курсе в течении одного семестре. Основными формами обучения являются лекции, семинары и индивидуальные работы и задания по изучаемым темам. Курс обучения завершается зачетом.

 

 Программа дисциплины

 

Раздел I. Теоретико-методологические основы культурологии

Тема 1. Культура как предмет культурологи

История представлений о культуре. Понятие «культура», множественность определений в современной культурологии, их инвариант. Соотношение понятий: деятельность, социум, культура. Культура и природа. Соотношение культуры и цивилизации. Групповые, локальные и общечеловеческие ценности. Ценности и нормы в системе культуры.  Основные функции культуры: освоение и преобразование природы - специфика существования человека; коммуникативная: формы и способы общения; ретрансляции: институты и учреждения культуры как формы и механизмы сбора, анализа, хранение, передачи и активизации культуры; нормативного регулирования: организация жизни, осмысленность социального поведения, свобода и культура; разрядки напряжения и восстановления гармоничности и целостности бытия человека: механизмы релаксации и сублимации; защиты и адаптации. Структура культуры, ее морфология. Принципы классификации культуры на виды и типы, и т.д. Материальная, социальная и духовная культуры как наиболее общие сферы классификационного деления. Религия как геном культуры, другие концепции религии и ее значения для культуры и общества. Основные элементы религии. Правовая культура и феномен государства. Повседневность как мир опыта и право. Культурные эксперты и механизм типизации в юридической сфере. Критерии нормального и ненормального. Антиквариат и культурные ценности. Отечественное и международное законодательство о культурном наследии. Государственная политика и культура. Теория и практика культурного законодательства Российской Федерации.

 

Раздел II. Мировая культура

Тема 2. Происхождение и ранние формы культуры

Проблема появления культуры. Исторические науки о возникновении культуры. Деление истории первобытного мира по материалам орудий труда: каменный век, бронзовый, железный. Древнейшие люди и их расселение по Земле. Эволюция человеческих сообществ. Хозяйственная деятельность. Быт. От естественных к искусственным жилищам. Особенности первобытного искусства: синкретизм, практицизм, связь с образным осознанием мира. Женские статуэтки – «палеолитические Венеры». Пещерная живопись (Альтамир, Ля Мут, Фон де Гом). Миф и обряд. Архаическое сознание. Ранние формы религиозных верований: фетишизм, анимизм, тотемизм, магия, шаманизм. Картина мира. Поклонение природным явлениям. Культы плодородия. Складывание политеизма. Нормы поведения и табу. Эволюция положения индивида. Принцип коллективной ответственности и равенства производителей. Талион. Разложение родового строя и трансформации мифологического сознания. Современная цивилизация и архаические культуры.

 

Тема 3.Древние культуры мира

Общее и особенное в возникновении древнейших цивилизаций. География, климат и ландшафт, их влияние на специфику культур. Земледелие как основа первых цивилизаций. Значение торговых связей.

Образование государства в Египте и отражение этого в культуре. Социально-политическое устройство. Нил и ирригационные системы. Общественные работы. Касты: жрецы, чиновники, писцы, общинники, воины, зависимые, их взаимоотношения и идеальные образы. Значение фараона в культуре, его обожествление.

Религия и картина мира. Магическое мышление и повседневность. Традиционность как специфическая черта – «взгляд в прошлое». Мифология и изменения в пантеоне богов. Заупокойный культ и его значение. Процесс бальзамирования и мумии. Эволюция захоронений и усыпальниц. Строительство пирамид, их образ в мировой культуре. Связь религии с тотемизмом: зооморфность и миксантропичность богов. Иероглифическое письмо. Литература. Тексты пирамид. Осевое время на Ближнем Востоке и его отражение в памятниках искусства. Города как культурно-хозяйственные центры.

 

Тема 4.  Культура античности

Греция. Критская культура и ее связь с восточными культурами. Теократия. Значение дворцов. Дворец Миноса - лабиринт. Миф о Минотавре. Фрески. Культ Великой богини. Микены. Ахейцы. Влияние минойской культуры. Циклопичность сооружений. Царские усыпальницы. Письмо. Вторжение дорийцев. Гомеровский период. Культурный упадок. «Илиад» и «Одиссея» - как культурно-исторические источники. Архаический период. Великая колонизация. Влияние ближневосточных культур. Формирование античного полиса. Пробуждение этнического сознания. «Эллины» и «Эллада». Общегреческие святилища и пангреческие игры, их роль. Формирование единого пантеона богов. Мифы о героях. Возникновение греческого театра. Культ Диониса. Логографы. Система образования и воспитания, гражданская направленность ее. 

Спартанское и афинское воспитание. Развитие архитектуры: дорический и ионический стили. Греческая керамика. Классический период - расцвет греческой культуры. Афины. Софисты и Сократ. Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида. Комедии Аристофана. 

Развитие историографии. Геродот, Фукидид. Реалистическая скульптура. Стремление к гармонии и пропорциональности. Усиление влияния восточных культов, синкретизм верований. Возрождение мистерий. Культ правителей. Рим. Влияние этрусской культуры. Социальная структура. Патриции и плебеи. 

Одежда, жилище, быт. Скульптура и архитектура как выразители мощи, величия римского народа и государства. Утилитаризм в искусстве. Характерные черты мышления и юриспруденции. Римская империя как универсальное государство. Синкретизм религиозных верований. Расцвет литературы. Акулей, Ювенал, Вергилий и др. Кризис античной культуры. Индустрия досуга, паразитизм в образе жизни. Возникновение христианства и его влияние на культуру. Взаимоотношения христианства и античной культуры.

 

Тема 5.  Культура средневековой Европы

Понятие средневековья. Господство христианского мировоззрения и его влияние на поведение, образ жизни и сферы культуры. Раннехристианские ереси и «Символ веры». Расколы и возникновение основных пяти течений в христианстве. Институт папства и его значение. Различия в течениях христианства. Средневековые ереси и борьба с ними. Инквизиция. Монашество. Значение монастырей. Монашеские ордена. Франциск Ассизский. Индульгенции. Система образования. Монашеские и «внешние» школы. Схоластика и университеты. Культурное и социальное значение университетов. Литература. Кампиляции. Священные тексты. Героический эпос. Поэма «Беовульф». Саги. Рыцарская литература. «Песнь о Роланде». Литургия и музыка. Миннезингеры и трубадуры. Ваганты. Возникновение в Италии «нового сладостного стиля». Развитие городской культуры. Жонглеры. Романский стиль. Появление готического стиля и его эволюция. Символизм и каноничность, церковность средневекового искусства. Народная культура. Карнавал.

 

Тема 6.  Культура эпохи Возрождения и Реформации

Термин Возрождение (Ренессанс). Связь с античностью. Изменение в мировоззрении. Антропоцентризм. Гуманизм. Средневековый идеал и идеал человека-творца. Культ творчества и свободы. Наслаждение земным бытием. Периодизация Возрождения. Творчество Данте Алигьери, Петрарки, Бокаччо. Культ красоты. Боттичелли. Место живописи. Титаны Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело. Падение нравственности. Трагизм идеалов позднего Возрождения. Католическая реакция. Инквизиция. Джордано Бруно. Творчество Шекспира, Сервантеса, Рабле, Эль Греко. Реформация, ее причины и последствия. Основатели основных направлений в протестантизме: Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Ж.Кальвин. Изменения в отношении к труду и образу жизни. Великие географические открытия.

 

Тема 7. Новоевропейская культура XVII-XIX вв.

Понятие «Нового времени». Связь науки с теорией, выработка научных методов. Барокко. Просвещение. Английская и французская буржуазные революции. Просветительские идеи. «Царство разума», «естественное равенство». Секуляризация. Интерес к праву. Развитие правовых институтов. Господство человека-практика. Деятельность французских просветителей: Вольтер, Руссо, Дидро и др. Становление и развитие буржуазной идеологии. Роман - основной литературный жанр эпохи Просвещения. Творчество Д.Дидро, Д.Свифта, Г.Филдинга, Ж.-Ж.Руссо. Складывание нового музыкального языка. Полифония. И.С.Бах, Г.Ф.Гендель. 

Венская школа: Моцарт, Бетховен. Симфонии. Тематика творчества. Расцвет национальных школ в искусстве. Театрализация жизни. Венецианский карнавал. Вытеснение светской культурой религиозной. Рококо. Трагедия «Фауст» как итог Просвещения. Начало промышленной революции. Развитие науки. Расцвет естествознания. Лаборатории. 

Развитие электротехники. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, радио, кино и т.д. Влияние научных новшеств на развитие искусства. Классицизм, его характерные черты. 

Творчество Ж.Л.Давида. Трансформация классицизма в академизм. Романтизм как реакция на рациональность и идеи эпохи Просвещения. Период эклектики. Техническая и функциональная целесообразность. Реализм. Творчество О. де Бальзака, В.Гюго, Г.Флобера и др. Символизм. Поэты П.Верлен, С.Малларме и др. Импрессионизм и его влияние. Начало первой мировой войны и крушение классического гуманизма.

 

Тема 8. Индобуддийский мир

Причины возникновения центров древних цивилизаций: Месопотамия, Египет, Индия, Китай, Месоамерика. Самобытность культуры Мохенджо-Даро и Хараппы. Быт, орудия труда, род занятий жителей. Ремесла. Благоустройство городов. Пиктографы. Взаимодействие арийской и неарийской культур. Литература. Веды, сутры. Эпическая литература: «Махабхарата», «Рамаяна». Санскрит. Танцевальная пантомима как основа драматургии. Калидаса. Характерные черты изобразительного искусства и зодчества. Архитектура. Пещерные храмы. Ступы. Социальная структура. Касты и варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры и «неприкасаемые». Миф о сотворении людей Брахмой, Пурушой. Религии Индии: ведическая, брахманизм, индуизм. Неортодоксальные (буддизм, джайнизм) и причины их появления. Общность и различие идей и представлений о мире в этих религиях. Сансара, карма, дхарма. Пантеон богов. Обряды. Нирвана и мокша. Распространение буддизма и индуизма в других регионах. Буддизм в России. Научные знания. Шахматы, создание десятичной системы исчисления. Неоиндуизм и Запад. Образ Индии в менталитете Западной культуры. Образ и идеал государя.

 

Тема 9.  Культура Азиатско-Тихоокеанского региона

Китай. Древнейший период культуры. Мифология. Картина мира. Даосизм. Лао-Цзы. Учения у-вей и бессмертии. Пантеон духов и божеств. Даосы: священнослужители, монахи и отшельники. Конфуцианство. Кун-Фу-Цзы. Рационализация древних верований и регламентирование жизни. Отношение к природе. Ритуал и учение о «гуманности». Идеализация древности. Культы: предков, неба, императора, Конфуция. Место и значение чиновника в культуре и обществе Китая. Приход буддизма и его сосуществование с другими вероучениями. Влияние буддизма на культуру. Дзэн-буддизм. Коаны, их значение. Иероглифы и каллиграфия как вид искусства. Литература. «Книга песен» и «Книга перемен». Изобретение туши и бумаги. Фарфор. Многоярусная архитектура. Пагоды. Ксилография. Введение в математике понятия отрицательных чисел. Даоская алхимия и наблюдения за звездами. Звездный каталог. Календарь и годовые циклы. Изобретение компаса, пороха, сейсмографа. Регламентированность искусства. Танский период – «золотой век» китайской поэзии. Тао Цянь «Персиковый источник», Ли Бо, Ду Фу. Жанр - искусство «цветов и птиц». Даоская символика в искусстве. Живопись по шелку и бумаге. Театр пантомимы. Классические персонажи. Япония. Синто – «путь богов». Конфуцианство и буддизм, их роль в культурной и социальной жизни. Обряды и праздники. Сословие самураев и кодекс бусидо. Культ маленького пространства. Японские сады. Чайная церемония. Особенности жилища, связь с природой. Кимоно как произведение искусства и образ поведения. Замковое строительство. Императорская власть и сёгунат. Культ императора. Коллективизм и система образования. Традиционная культура стран Азиатско-Тихоокеанского региона и современность. Значение конфуцианской идеологии и ценностей.

 

Тема 10.  Культура арабо-исламского мира

Древние культуры Аравийского полуострова, их наследие. Исторические условия зарождения ислама. Культурное и политическое влияние соседних этносов и государств на арабов. Пророческое движение (ханифы). Личность Мухаммада, его жизнь и содержание проповедей. Умма и образования халифата.

Коран как религиозно-культурный памятник. Исламская доктрина: монотеизм, пророческая традиция и особая роль Мухаммада, ангелы и джинны, провиденционализм, воскрешение мертвых, «судный день» и идея воздаяния (рай и ад). Роль иудео-христианского влияния в формировании исламского вероучения и культа. Сунна, ее значение. «Пять столпов ислама»: молитва, вера, обязательная милостыня, пост, паломничество. Устройство и виды мечети. Повседневная жизнь мусульман и значение в ней ритуальных процедур и праздников. Мировоззрение. Картина мира, классификация мирового сообщества: мусульманский мир, земля войны, земля договора. Понятие «джихада». Роль духовенства в политике и общественной жизни. Мистическое течение - суфизм и его влияние на культуру. Распространение ислама. Культурное взаимодействие и специфика частей исламского мира. «Мавританский ренессанс». Научные достижения и арабская философия (Ибн Сина, аль-Фараби, Ибн Рушд). Поэзия (Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Низами и др.), ее основные жанры и формы (касыда, газель, рубаи). Фундаментализм и модернизм. Панисламизм и международные исламские и арабские организации.

Эйкуменические движения в исламском мире.

 

Раздел III. Культура России

Тема 11. Древняя культура восточных славян

Возникновение восточных славян. Влияние культур других народов. Быт. Хозяйственная жизнь. Социальный строй. Появление городов, образование государства. Северная и южная Русь. Родоплеменные обряды восточных славян. Земледельческие обряды, их связь с культом плодородия. Религия древних славян. Этапы развития религиозных верований. Картина мира. Святилище и жрецы. Отражение в былинах религиозных представлений. Символика в одежде, украшениях, архитектуре. Владимирский пантеон богов.

 

Тема 12. Культура Средневековой Руси X-XVII вв.

«Крещение» Руси, его причины и последствия для культурного и исторического развития. Влияние византийской культуры. Славянская письменность. Грамотность населения. Рождение русской литературы, ее религиозная направленность и компилятивность. Пергамент. Старославянский язык Жанровое разнообразие литературы: летописание, житие и слово. Взаимодействие византийского и местных традиций в архитектуре. Значение  монастырей. Традиция исихии. Проблема двоеверия. Расцвет ремесел. Ювелирная техника: зернь, скань, эмаль. Проблема этнического самосознания. Архитектура. Новгородский стиль. Московская архитектура. «Золотой век» фрески. Усиление светских элементов в искусстве. Понятие «Святая Русь» и концепция «Москва - третий Рим». Ереси. Союз церкви и государства. Стоглавый собор, его значение. Начало «обмирщения» культуры в начале XVII в. Складывание русской нации. Рост грамотности.

 

Тема 13. Культура России Нового времени XVII-XVIII вв.

Начало выхода из самоизоляции. Проблема отношения к Западу. Латинство. Воссоединение с Украиной и усиление прозападной ориентации в образовании. Славяно-греко-латинская академия. Реформы патриарха Никона: причины и результаты. Раскол церкви. 

Старообрядцы, религиозные идеи движения и образ жизни староверов. «Житие протопопа Аввакума». Продолжение «обмирщения» искусства: поворот к реальности, новые жанры, переводная литература, отказ от строгих церковных канонов и простоты к нарядности. Московское барокко. Парсуны С.Ушакова. Появление театра.  Характер и методы петровских реформ. Разделение светского и религиозного в культуре. Появление новых сфер культуры. Установление абсолютизма и огосударствление церкви и системы образования. Создание Академии наук. Деятельность М.В.Ломоносова. Московский университет. Усиление книгоиздательства и введение гражданской азбуки и печати. Классический стиль в русской литературе. Политико-экономическое развитие страны и гражданское строительство. Строительство Петербурга. Загородные дворцы и парковые ансамбли. Растрелли и русское барокко. Усадебное строительство. Расцвет портретной живописи. Эрмитаж. Организация профессионального театра. Ф.Волков. Крепостные театры. Российский классицизм и Отечественная  война 1812 г. Стиль классицизма в скульптуре и архитектуре. Романтизм и настрой в российской обществе первой пол. XIX в. «Золотой век» русской литературы и  культуры. Общественная направленность литературы, отражение в ней духовных поисков российского общества. Обращение композиторов к русскому фольклору и русской литературе. Меценатство и меценаты.

 

Тема 14. Культура России XIX - начала ХХ вв.

Зарубежные и отечественные традиции в поисках и идеях «серебряного века». Сложность и противоречивость духовной жизни России рубежа веков. «Взрыв» культурной жизни: творческие объединения («Мир искусства»), выставки, музеи, издания. Появление массового искусства в России на рубеже XIX-ХХ в. 

Новейшие течения в искусстве: символизм, акмеизм, футуризм др. Петербургские салоны (З.Гиппиус, «Башня» Вяч.Иванова). Религиозно-философские искания («Религиозно-философские собрания»; «Новое религиозное собрание», различные течения в русской философии). Трагедия российской интеллигенции. Репрессии и эмиграция. Русская культура зарубежья.

 

Тема 15. Культура СССР

Переход от поиска новых основ и форм социальной жизни к ее ритуализации. Складывание моностилической культуры. Начало утверждения идеологии и практики авторитаризма. Унификация вместо множества течений в искусстве: РАПП, «Пролеткульт» и др. «Культурная революция», ее сущность. Ликвидация неграмотности и переход к всеобщему обязательному образованию. Духовный террор и разрушение памятников культуры. Культурные последствия экономической политики: индустриализации и коллективизации. Урбанизация, потери сельской культуры. Антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь. Классические образы - персонажи в искусстве. Воспевание героики труда. Культ тела и монументальность. Оформление как моностиля (в искусстве) социалистического реализма. Создание системы «управления» наукой и искусством. Культ личности, вождизм и авторитаризм. 

Великая отечественная война и обращение руководства страны к патриотизму, традиционным ценностям, институтам (церковь). Послевоенные надежды и ожидания народа. Идеологическая компания 1946-1948 гг. Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда», «Ленинград» и т.д. Открытие страны и появление молодежных течений. Стиляги. «Оттепель» в культуре. «Дети ХХ съезда». 

Научно-технические достижения и проекты. Исследования космоса и технократическое мышление. Спор «физиков» и «лириков». Появление авангарда. Идеологический волюнтаризм в искусстве. Свертывание демократических процессов и новый расцвет эзопова языка. Развитие диссидентского и правозащитного движений. Конституция 1977 г. о свободе совести (в сравнении в Конституцией 1936 г.). 

Явления «полочного» кино и самиздата. Отражение в искусстве негативных явлений советского общества. Ужесточение репрессий против инакомыслия в культуре в начале 80-х гг. Молодежная контркультура и движения. Перестройка и окончание идеологической цензуры. Кризис ценностей советской эпохи. Переход от моностильной культуры к многообразию культурных стилей. Нигилизм раскрепощенного сознания.

 

Тема 16. Культура ХХ – XXI веков: основные тенденции и проблемы развития

Преемственность и традиции в культуре ХХ в. Гуманизм, демократия, либерализм и другие ценности и принципы современной культуры. Установка на научно-рациональное познание мира. Складывание мировой цивилизации. Общечеловеческие нормы, ценности, формы восприятия мира и национальные (локальные) их взаимоотношения. Национализм. Политическая и экономическая интеграция. Формирование глобальной коммуникативно-информационной системы. Космизмизация в культуре. Проблема молодежной культуры. Техногенная цивилизация и процесс отторжения и обезличивания. Ценности общественного развития и деградации культуры. Отношение к природе и потребительский идеал. Массовая и элитарная культуры. Сциентизм и антисцеинтизм. Экологическая культура. Глобальные проблемы. Оценка состояния современной культуры России. 

Открытость культуры, вестернизация, и их преодоление через поиск своей культурно-социальной идентификации. Современная культурная и духовная ситуация в оценках культурологической и философской мысли ХХ – начала XXI вв. Современные прогнозы футурологии. Предлагаемые пути выхода.

 

Темы семинарских занятий

Тема 1. Культура как предмет культурологии

(понятие, структура и функции культуры)

 

План

1.      Понятие культуры. Основные концепции культуры.

2.      Функции культуры.

3.      Культура и личность. Культура и природа. Право и цивилизация.

4.      Законодательство Российской Федерации о культуре (Конституция РФ, законы о культурных ценностях, об образовании, о религиозных объединениях и свободе совести, о противодействии террористической деятельности и др.  

 Темы рефератов и докладов

Понятие «культурный человек». Кого называют некультурным человеком?

Некультурные народы существуют?

Интеллигентность и интеллектуальность. Соотношение понятий.

Художественное произведение и его восприятие.

  

Тема 2. Античная культура

 

План

1. Отличительные черты античности. Политическое устройство и общественная система, их связь с мировоззрением древних греков.

2. Правовая культура древних греков и римлян.

3. Религия древней Греции. Олимпийский пантеон. Герои.

4. Быт, повседневная жизнь и обряды, праздники древних греков и римлян.

5. Художественная культура древних греков и римлян.

 

Темы рефератов и докладов

  Возникновение и развитие театра.

  Развитие науки в античности.

  Герои Эллады.

  Общегреческие игры.

 

Тема 3. Культура Европы эпохи Возрождения и Реформации

 

План

1. Возрождение как переходная эпоха: от средневековья к новому времени.

2. Ренессанс: отражение в искусстве изменений мировоззрения и образа жизни.

3. Причины реформации и ее последствия. Католицизм и протестантизм: различия в вероучении, культе и организации.

4. Изменения в правовой культуре позднего средневековья Европы.

 

Темы рефератов и докладов

Титаны Возрождения (творчество одного из мастеров эпохи Ренессанса).

Лидеры реформации и их деятельность.

Основные направления в протестантизме.

Система социальной изоляции и новоевропейская культура в работа М.Фуко.

  

Тема 4. Индобуддийский мир (Индия и страны Индокитая)

 

План

1. Мировоззрение и религии индо-буддийского региона: различия и общее.

2. Влияние религиозных представлений, идей, культа на повседневную и общественно-экономическую жизнь.

3. Эволюция правовой культуры индо-буддийского региона.

4. Научно-технические достижения в странах индо-буддийского региона.

5. Художественная культура индо-буддийского мира.

 

Темы рефератов и докладов

Храмовые комплексы Индокитая (по выбору).

Взаимодействие буддизма, индуизма с местными религиями стран Индокитая.

Понятия и представления о законе в религиях Индии.

Представление о идеальном государстве и идеал правителя в вероучениях  и фольклоре стран индо-буддийского мира.

 

Тема 5. Культура стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)

 

План

1. Основные черты культуры стран АТР и их связь с общественно-государственным устройством, повседневной жизнью.

2. Особенности правовой культуры стран АТР.

3. Религиозные системы, их роль и значение в культуре АТР: синтез  конфуцианства, даосизма, буддизма и местных вероучений в повседневном поведении, ритме жизни, обыденном  мировоззрении.

4. Научно-технические открытия и достижения АТР.

5. Художественная культура стран АТР

 Темы рефератов и докладов

Система мандарината в Китае.

Тема природы в художественной культуре стран АТР.

Религиозная организация даосизма.

Традиционный китайский театр: принципы и образы.

 

Тема 6. Культура арабо-мусульманского мира

 

План

1. Возникновение ислама, его вероучение и культ. Коран. Влияние ислама на культурные процессы, миросозерцание, образ жизни в странах Востока.

2. Правовая культура мусульманского мира: взаимодействие исламских и доисламских элементов.

3. Ислам и искусство. Символика в искусстве.

4. Научная и философская мысль арабо-исламского мира.

5. Исламская умма России.

 

Тема рефератов и докладов

Жизненный путь Мухаммеда: модели жизненных стилей в исламской культуре.

Кордовское Возрождение.

Идеал правителя в умме.

Мировоззренческие и нравственные проблемы в Коране.

Суфизм как мистико-религиозное течение в исламе.

  

Тема 7. Культура средневековой Руси X-XVII вв.

 

План

1. Крещение Руси, его значение для русской культуры.

2. Переплетение и взаимодействие традиционной культуры восточных славян и христианской культуры:

3. Правовая культура средневековой Руси.

4. Развитие средневековой художественной культуры Руси. Поиск, созидание и воплощение нравственного идеала в искусстве (иконопись, символика и основные сюжеты; иконы; литература, жития, зодчество).

 

Темы рефератов и докладов

«Выбор веры» кн. Владимиром.

Византийский канон в искусстве Руси.

Символика и основные сюжеты иконы.

Идеал государства и государя в фольклоре средневековой Руси.

 

Тема 8. Культура России Нового времени середина XVII - нач. XX вв. 

План

1. Поворот к Западу в середине XVII в.: проявление «европеизации» в быту, искусстве, образовании и др.

2. Церковный раскол и его значение для российской культуры.  Вероучение и культ старообрядцев.

3. Реформы Петра I: цели и методы проведения. Значение реформ для отечественной культуры. Отражение изменений в искусстве, образовании, общественно-политической мысли, в жизни, в быту.

4. Изменения в правовой культуре России Нового времени.

5. Отечественная культура эпохи Просвещения.

6.  Культурный Ренессанс в России конца XIX - нач. ХХ вв.

 Темы рефератов и докладов

Вероучение и культ старообрядцев.

Церковная реформа Петра I и ее значение для русской культуры.

Образ государства и государя в народном фольклоре России Нового времени.

             

Библиографический список

Основная литература

 

1. Бауэр, В. Энциклопедия символов / В.  Бауэр, И. Дюмоц, С. Головин. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.

2. Гриненко, Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Г. В. Гриненко. – М. : Юрайт, 1998.

3.  Грушевицкая, Т. Г. Словарь по мировой художественной культуре / Т. Г. Грушевицкая и др. – М.: ACADEMA, 2001.

4. Еморхонова, Л. Г. Мировая художественная культура / Л. Г. Еморхонова. – М. : Изд. Центр «Академ», 2001.

5. Иллюстрированный мифологический словарь / Авт.-сост. : М. Н. Ботвинник и др. – Калининград : Янтарный сказ, 2001.

6. Исламгалиева, С. К. Культурология: курс лекций / С. К. Исламгалиева. – М. : Экзамен, 2005.

7. Каверин, Б.  И. Культурология / Б. И. Каверин. – М. : Юнити, 2005.

8.  Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – М.: Питер, 2004.

9. Кононенко, Б. И. Культурология в терминах, понятиях, именах/ Б.  И. Кононенко. – М. : ЩИТ, 1999.

10. Кравченко, А. И. Культурология / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2006.

11. Культура и Культурология: Словарь / Ред.-сост. А. И. Кравченко. –  М.: Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003.

12. Культурология / Под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004.

13. Культурология. Хрестоматия / Сост. П. С. Гуревич. – М. : Гардарики, 2004.

14. Культурология ХХ века : Антология / Под ред. С. Я. Левита. – М. : Юрист, 1995.

15. Культурология. ХХ век. Словарь / Под ред. С. Я. Левита. – СПб. : Университетская книга,  1997.

16. Мамонтов, А. С. Культурология / А. С. Мамонтов. – М. : Гардарики, 2005.

17. Мировая художественная культура / Под ред. Б. А. Эренгросс. – М. : Высшая школа, 2001.

18. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Глав. ред. Е. М. Мелетинский. – М. : БРЭ, 1998.

19. Мифология / Глав. ред. Е. М. Мелетинский. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2003.

20. Мифы народов мира. Энциклопедия : 2 т. / Глав. ред. Е. М. Мелетинский  - М. : БРЭ, 1991.

21. Руднев, В. П. Словарь культуры ХХ века / В. П. Руднев. – М. : Аграф, 1997.

22. Современный словарь по культурологи / Авт.-сост. В. В. Юрчук. – Минск : Современное слово, 1999.

23. Трессидер, Д. Словарь символов / Д. Трессидер. – М. : Фаир-Пресс, 1999.

24. Хоруженко, К. М. Культурология. Энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. – Ростов–н/Д : Феникс, 1997.

25. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Составитель : В. А. Томсинов. – М. :  ЗЕРЦАЛО, 1999.

26. Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю. П. Титов. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

27. Хрестоматия по культурологи / Под ред. Г. В. Драча, 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

28. Хрестоматия по культурологи / Сост. А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2006.

29. Человек и общество. Культурология. Словарь-справочник / Под ред. О. М. Штомпель. – Ростов-н/Д : Феникс, 1996.

30. Энциклопедический словарь по культурологи /  Под ред. А. А. Радугина. – М. : Центр, 1997.

 

Дополнительная литература

 

1.  Алимов, И. А. Срединное государство : Введение в традиционную культуру Китая / И. А. Алимов  и др.

2. Античная культура. Словарь-справочник / Под ред. В. Н. Ярхо. – М.: Высшая школа, 1995.

3. Белякова, Г. С. Славянская мифология / Г. С. Белякова. – М.: Просвещение, 1995.

4.   Биллингтон, Дж. Х. Лики России. Страдание, надежда и созидание в русской культуре / Дж. Х. Биллингтон. – М. : ЛОГОС, 2001.

5.  Бичурин, Н. Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии / Н. Я. Бичурин. – М. : Восточный дом, 2002.

6. Георгиева, Т. С. Русская культура : история и современность / Т. С. Георгиева. – М. : Юрайт, 2000.

7. Григорьева, Т. П. Красотой Японии рожденный : В 2 т./ Т. П. Григорьева. – М. : Альфа, 2005.

8. Джеймс, П. Римская цивилизация / П. Джеймс. – М. : Фаир-Пресс, 2000.

9. Дмитриева, О. От средневековья к новому времени / О. Дмитриева и др. – М. : ЧАРА, 1997.

10. Добель, П. В. Путешествия и новейшие наблюдения в Китае, Маниле и Индо-Китайском архипелаге / П. В. Добель. – М. : Восточный дом, 2002.

11. Иконникова, С. Н. История культурологических теорий. 2-е изд. / С. Н. Иконникова. – М. : Питер, 2005.

12. История Китая / Под ред. А. В. Мелестова. – М. : МГУ, 2004.

13. История культуры Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. Л. М. Брагиной. – М. : Высшая школа, 1999.

14. Кантикар, В. П. и др. Индуизм / В. П. Кантикар. – М.: Питер, 2001.

15. Кей, К., Клакхон М. Зеркало для человека: Введение в антропологию / К. Кей, М. Клакхон. – СПб. : Евразия, 1998.

16. Концвич, Л. Р. Корееведение : Избранные работы / Л. Р. Концевич. – М. : ИД «Муравей-Гайд», 2001.

17. Коринфский, А. А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа / А. А. Корифский. – Смоленск : Русич, 1995.

18. Кун, Н. А., Нейхардт А. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима / Н. А. Кун, А. А. Нейхардт. – СПб. : Литера,  2000.

19. Кэмбелл, Дж. Тысячеликий герой / Дж. Кэмбелл. – М. : Рефл-бук, 1997.

20. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник / Под ред. А. Н. Мячина. – М. :  ВЕЧЕ, 1997.

21. Паперный, В. Культура Два / В. Паперный. – М. : Новое литературное обозрение, 1996.

22. Поликарпов, В. С. История нравов России. От Алексея Тишайшего до Николая Второго / В. С. Поликарпов. – Ростов-н/Д : Феникс, 1995.

23. Происхождение вещей : очерки первобытной культуры / Под ред. Е. В. Смирницкой. – М. :  Просвещение, 1995.

24. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. – Ростов н/Д. : Феникс, 1996.

25. Рябцев, Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XIXVII вв. / Ю. С. Рябцев. – М.:  ВЛАДОС, 1998.

26. Рябцев, Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIIXIX вв. / Ю. С. Рябцев. – М. : ВЛАДОС, 1997.

27. Словарь мифов / Под ред. П. Бентли. – М. : Фаир-Пресс, 1999.

28. Смирнова Е. Д. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Словарь-справочник / Смирнова Е. Д. – Минск : Белорусь, 2001.

29. Сюкияйнен, Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура / Л. Р. Сюкияйнен. – М. : Юрайт, 1997.

  

Вопросы для повторения к зачёту

 

1. Статус и значение культурологии как науки. Ее предмет, источники и методы.

2. Современные подходы и концепции о сущности культуры.

3. Соотношения культуры и природы, культуры и общества, культуры и личности (функции культуры). Творческий характер культуры.

4. Культура как система ценностей. Культура и цивилизация.

5. Структура и морфология культуры : виды, типы, элементы культуры.

6. Право как культурно-историческое явление. Правовая культура.

7. Происхождение и периодизация первобытной культуры.

8. Мировоззрение и мышление архаической культуры.

9. Появление искусства и его сущность. Художественная культура первобытного общества.

10. Мировоззрение и быт древних культур мира и их отражение в искусстве (Месопотамия, Египет).

11. Культурно-историческое значение «осевого времени» для цивилизаций древнего мира.

12. Античность как особый тип культуры: ее основные черты. Специфика культуры древнего Рима.

13. Античные религии : общие черты, обряды, праздники.

14. Связь художественной культуры и мировоззрения древних греков и римлян.

15. Кризис античной культуры и переход к средневековой цивилизации Европы. Появление христианства.

16. Культурные истоки средневековой Европы.

17. Искусство и религиозный характер культуры средневековой Европы.

18. Переходный характер культуры Европы эпохи Возрождения.

19. Реформация как общественно-религиозное движение,  ее влияние на европейскую культуру. Контрреформация.

20. Кризис мировоззрения эпохи Возрождения и отражение его в искусстве.

21. Европейское Просвещение: утверждение рационального и светского типа культуры.

22. Культура Европы XIX - начала ХХ веков : эволюция мировоззрения и общественно-экономические изменения.

23. Развитие европейского искусства XIX - начала ХХ вв.

24. Культура ХХ – начала XXI века : основные тенденции и проблемы.

25. Тоталитарные режимы ХХ века и культура.

26. Постмодерн как современная культурная ситуация западной цивилизации.

27. Основные черты культуры Китая и их отражение в искусстве.

28. Основные религии стран АТР : их специфика и культурно-общественное значение.

29. Художественная культура древней Индии.

30. Влияние и связь религий Индии с бытом и общественно-экономической жизнью.

31. Ислам как религиозная система и его влияние на повседневную жизнь и мировоззрение мусульманских стран.

32. Ислам и художественная культура мусульманского мира.

33. Мировоззрение древних славян и его отражение в их художественной культуре.

34. Переплетение и взаимодействие традиционной культуры восточных славян и христианской культуры.

35. Крещение Руси и его значение для российской культуры. «Выбор веры» кн. Владимиром.

36. Быт и мировоззрение средневековой Руси.

37. Развитие художественной культуры в средневековой Руси.

38. Изменения и крупные события в культуре России XVII в.

39. Реформы Петра I и их значение для отечественной культуры.

40. Культура России эпохи Просвещения.

41. Основные тенденции развития культуры России середины XIX в.

42. «Золотой век» российской культуры.

43. Отечественный культурный Ренессанс (конец XIX - начало ХХ вв) : его предпосылки и результаты.

44. Культура СССР в 1920-х - 1940-х гг.

45. Хрущевская «оттепель» и ее проявление в сферах культуры. Поколение «шестидесятников».

46. Культура СССР 1970-х - середины 1980-х гг.: потерянная эпоха?

47. Современная ситуация в отечественной культуре.

48. Законодательство России о культуре и культурном наследии. Антиквариат.

 

Оглавление

 

1. Цели и задачи дисциплины

3

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

4

3. Программа дисциплины

5

4. Темы семинарских занятий

14

5. Библиографический список

18

6. Вопросы для подготовки к зачёту

22