Каталог

Помощь

Корзина

Этапы становления и развития бюджетной системы РФ

Оригинальный документ?

Содержание

 

Введение3

1 Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы России5

1.1 Структура и функции бюджетной системы России5

1.2 Бюджетная политика РФ11

1.3 Правовые основы функционирования бюджетной системы России21

2 Развитие бюджетной системы России24

2.1 Развитие бюджетной системы России24

2.2 Современная бюджетная система РФ37

3 Перспективы развития бюджетной системы России52

3.1 Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах52

3.2 Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов60

Заключение67

Список использованных источников69


Введение

 

Актуальность темы исследования. В организации бюджетных отношений России за последнее десятилетие произошли существенные изменения: выделены три уровня в составе бюджетной системы РФ; сама она строится на совершенно иных, чем в советское время, принципах построения; проведена первая системная реформа межбюджетных отношений; продолжается процесс разграничения бюджетных полномочий между органами власти разного уровня; и т.д. Все это позволяет утверждать, что взаимоотношения между звеньями бюджетной системы РФ уже переведены в качественно иной, более рациональный режим функционирования.

Однако, осуществленных преобразований недостаточно для приведения бюджетной системы России в соответствие с принципами бюджетного федерализма. Становление современной бюджетной системы страны еще далеко не завершено. До сих пор подвергаются обоснованной критике практически все основные ее элементы: нормативно - правовая база; принципы построения; действующий механизм разграничения расходных полномочий между органами власти разного уровня, а соответственно - и расходов между бюджетами; состав и структура доходов территориальных бюджетов; способы бюджетного выравнивания и др.

В отечественной, российской и зарубежной литературе проблеме бюджетного реформирования уделяется немалое внимание. Среди ученых, работы которых привлекают особенное внимание можно выделить работы, Д. Черника, Т. Юткиной, Е. Гайдара, А. Починка, А. Синельникова, Н. Мамбеталиева, П. Мостовой, Е. Егорова, Ю. Петрова и многих других. Значительный вклад в теоретическую разработку вопросов налогообложения в Кыргызстане внесли отечественные ученые Т. Койчуев, Т. Койчуманов, Ш. Мусакожоев, С. Турсунова, Н. Матыев и другие.

Публикации последних лет представляют собой значительный вклад в изучение данной проблемы, тем не менее, не сегодняшний день ее нельзя считать окончательно изученной.

Объектом исследования выступает бюджетная система РФ.

Предметом исследования являются этапы становления и развития бюджетной системы РФ.

Целью работы является выявление основных особенностей этапов развития бюджетной системы, основных направлений, способствующих созданию максимально благоприятных экономических условий для активизации деятельности хозяйствующих субъектов.

В тесной связи с указанной целью обозначим задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:

- раскрыть основные подходы к определению государственного бюджета;

- проанализировать современные этапы развития бюджетной системы России;

- спрогнозировать развитие бюджетной системы России до 2013 года.

Структурно работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической и методологической основой настоящего исследования являются труды отечественных и зарубежных экономистов, концепции, положения и выводы ученых различных областей знания, связанных с рассматриваемым кругом вопросов государственного и негосударственного обеспечения и регулирования пенсионной реформы.

При теоретическом изучении и обработке фактического материала использовались и применялись общенаучные методы исследования, а именно: системный, логический и сравнительный анализ, синтез, наблюдение, группировка, сравнение и обобщение и методы статистической обработки эмпирических данных. Перечисленные методы использовались как самостоятельно, так и в комбинации с другими.

В бюджетной системе России в настоящее время существуют четыре уровня. Это – федеральный, региональный, муниципальный и межгосударственный. Последний возник в 1997 г. после образования Союза Беларуси и России. Денежный фонд Союзного государства имеет все необходимые атрибуты бюджета и занимается в основном финансированием бюджетных организаций, оборонных предприятий и силовых структур обоих стран. Правда размеры бюджета Союза невелики и его влияние на перераспределение по России Национального дохода незначительно.

 

 Рисунок 1 - Бюджетная система РФ

Рисунок 1 - Бюджетная система РФ

 

В бюджетную систему России как федеративного государства входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней: федеральный (республиканский) бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. К третьему уровню относятся местные бюджеты, рисунок 1.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (рисунок 1).

Рисунок 3 - Динамика доходов и расходов федерального бюджета, ВВП

Рисунок 3 - Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП

 

Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.

В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.

В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах, таблица 6.

 


Список использованных источников

 

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) 

2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ

3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ 

4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ 

5. Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

6. «Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (одобрено Правительством РФ 25.05.2009)

7. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 23.03.2007 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг»

8. Протокол от 15.09.2004 «О внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 9 октября 2000 года»

9. Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И.М. Александров. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко». 2007. – 296с.

10. Басов С.В. Налоговый контроль за поступлением в бюджет налога на добавленную стоимость. М. «Маркет ДС Корпорейшн.», 2009.

11. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: Учебник для вузов - М.: ИНФРА-М, 2008. – 232 с.

12. Гуревич С.В. Косвенное налогообложение реформируемой налоговой системы., 2010 г., №3, ст.32-33.

13. Горленко И.И. О налоге на добавленную стоимость. Налоговый вестник, 2010 г., №3, стр. 19-22.

14. Захарькин, В.Р. Налог на добавленную стоимость: новое в законодательстве / В.Р. Захарькин. – М.: Омега – Л. 2009. – 123с.

15. Коркин А.В. Совершенствование налогового законодательства. Налоговый вестник, 2009 г., №7, стр.15-18.

16. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов - М.: Издательство БЕК, 2007. – 504 с.

17. Малис Н.И. Кризис: налоги реформируются / Н. И. Малис /Налоговый вестник. - 2011. - № 5

18. Мамрукова, О.И. Налоги и налогообложение: Курс лекций / О.И. Мамрукова. – 5-е изд., доп. и испр. – М.: Омега – 2010. – 330 с.

19. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. М. 2010.

20. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Уч. пособие. М. ИНФРА – М. 1996.Яковлева Н.В. Акциз и фискальная монополия: история возникновения и перспективы развития. М.Компания Спутник+. 2009.

21. Талаш А.А. Налоговая политика: ближайшие перспективы / А. А. Талаш // Аудиторские ведомости. - 2009. - № 10. - С. 57-64.

22. Харисов И.Ф. Налоговая политика России в кризисный период / И. Ф. Харисов //Финансовое право. - 2009. - № 9. - С. 26-29.

23.  Хромова Н.А. Косвенные налоги. Налоговый вестник, 2009 г., №1, стр.39-40.

24. Сайт федеральной службы государственной статистики