Каталог

Помощь

Корзина

Финансовые резервы, их динамика и проблемы развития в современной России

Оригинальный документ?

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1 Теоретические аспекты финансовых резервов государства

6

1.1 Понятие и сущность финансовых резервов

6

1.2 Виды финансовых резервов государства

8

2 Анализ динамики и проблем формирования финансовых резервов РФ

12

2.1 Формирование резервного фонда РФ и его динамика

12

2.2 Формирование фонда национального благосостояния и его динамика

30

2.3 Формирование международных резервов РФ и их динамика

49

3 Проблемы и перспективы развития финансовых резервов в современной России

54

3.1 Прогноз использования резервных денежных средств

54

3.2 Прогноз расходов и проблемы сбалансированности бюджетной системы на период до 2023 года за счет средств резервного Фонда

57

Заключение

63

Список использованной литературы

65


Введение

 

Минувший мировой финансовый кризис внес свои коррективы во все сферы хозяйственной деятельности страны. Мировая экономика вступила в новый этап своего развития, характеризующийся процессами экономии и оптимизации затрат на поддержание стабильного положения в обществе. В этих условиях назрела необходимость переосмысления текущего положения  вопросов финансов и доходов, без чего невозможно построение адекватной концепции эффективной финансовой политики в современной России.

В условиях финансовой нестабильности государственные финансовые резервы можно признать ведущим сегментом финансирования, т.к. они во многом определяют и в дальнейшем будут определять правила игры, прямо или косвенно влиять на финансы экономических субъектов.

Государство в рыночной экономике в современных условиях рассматривается как один из хозяйствующих субъектов, производящих специфический товар - общественные блага и услуги, для чего помимо властных полномочий оно располагает собственностью, финансами, занимается предпринимательством. Как и у любого хозяйствующего субъекта (организации, домашнего хозяйства), у государства должны быть доходы в первую очередь для реализации своих функций, и в целом для своего существования. Несмотря на превалирование на макроуровне распределительной концепции (первичность расходов по сравнению с доходами), для стабилизации положения в обществе государству необходимы резервные средства, которыми являются государственные стабилизационные фонды.

Рост финансовых резервов, связанный с высокими мировыми ценами на топливо, происходит на фоне сохраняющихся сложных экономических и социальных проблем страны. Поэтому в настоящее время очень актуальны вопросы управления финансовыми резервами государства. Однако традиций управления финансовым резервом как капиталом в России просто нет. В прошлые эпохи государство в лучшем случае располагало запасом на черный день. Сегодня общество предпринимает попытки преодолеть рубеж, отделяющий складирование от реального управления капитала, который должен работать и приносить прибыль.

В последнее время в рамках проводимой в России бюджетной реформы особый акцент переносится на повышение эффективности управления расходами бюджета, а проблема управления государственными резервами отходит на второй план.

В тоже время, нельзя не отметить значительный вклад в разработку проблем теории и организации управления государственными финансами такими экономистами, как А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, В.А. Кашин, В.К. Сенчагов, Р.Г. Самоев, М.В. Романовский, И.Г. Русакова, Т.Ф. Юткина и др. Проблемы теории налогов, налоговой политики и налогового реформирования широко представлены в работах C.B. Барулина, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова и др. Вопросы государственного налогового менеджмента нашли отражение в трудах C.B. Барулина, Е.А. Ермаковой, В.В. Степаненко, Л.B. Дуканич, Т.Ф. Юткиной. Отдельные вопросы бюджетирования раскрываются в трудах Т.М. Ковалевой.

Теоретическое обоснование рыночно ориентированных подходов к управлению государственными резервами в системе общеэкономического и финансового управления на государственном (макроэкономическом) уровне остается слабо разработанным. Чаще всего бытует мнение о том, что государство - плохой менеджер, а к сфере управления налоговыми доходами вряд ли уместно примерять менеджерские подходы и приемы.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы и недостаточную степень разработанности проблемы, что определило цель и задачи исследования.

Цель работы – исследовать динамику и проблемы финансовых резервов России и современных условиях.

В тесной связи с поставленной целью обозначим задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:

- обобщить теоретические подходы к определению роли и места государственных финансовых резервов;

- провести анализ динамики развития финансовых резервов в современной России;

- раскрыть основные проблемы государственных финансовых резервов и определить тенденции дальнейшего развития государственных резервов.

Предметом исследования являются денежные отношения, возникающие в процессе формирования финансовых резервов государства и их управление ими в условиях рыночной экономики.

Объектом исследования явилась действующая система и практика управления государственными резервами в современной России.

В основе курсовой работы лежат труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов в области теории и практики финансов, финансового менеджмента и управления государственными резервами и налоговыми доходами, а также законодательные акты Российской Федерации, постановления Правительства РФ и другие нормативные акты, касающиеся исследуемых проблем.

Методологической основой исследования послужили диалектический подход познания, предполагающий изучение экономических процессов в их постоянном развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности, а также такие общенаучные методы, как анализ и синтез, сравнения и группировки, графических изображений, системный подход и др.

Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы по статистике, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Счетной палаты РФ, а также результаты специальных экономических исследований, публикации в журналах научно-практического характера.

 

в) суммы и сроки размещения средств определяются Министерством финансов Российской Федерации с учетом указанных требований; размещение средств на депозитах осуществляется Федеральным казначейством по решению Министерства финансов Российской Федерации.

Сведения о размещении средств Фонда национального благосостояния на депозитах в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» опубликованы в подразделе «Статистика».

7. Министерство финансов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к разрешенным финансовым активам в пределах требований, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями Министерство финансов Российской Федерации утвердило:[37]

1. максимальные доли в общем объеме средств Фонда:

- в российских рублях - 40%;

- в иностранной валюте - 100%.

2. нормативную валютную структуру средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте в следующем составе:

Рисунок 1 Состав валют национального Фонда благосостояния

Рисунок 1 – Состав валют национального Фонда благосостояния

 

3. текущие сроки до погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, долговых обязательств, разрешенных для размещения средств Фонда национального благосостояния:[38]

Список использованной литературы

 

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации 

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ.

5. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

6.  ФЗ РФ от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» // СЗ РФ. - 2006. - № 52 (ч. 2). - Ст. 5504

7. Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве"

8. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 №703 «О Федеральном казначействе»

9. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 №278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»

10. Приказ Министерства финансов РФ от 31.12.2002 №142н «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета».

11.  Приложение №7 к Положению ЦБ РФ от 05.01.1998 №14-П «Рекомендации по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью».

12. Совместное Письмо Минфина России от 05.05.1997 №36н, ЦБ РФ 11.04.1997 №433а «О порядке расчетно-кассового обслуживания счетов органов Федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства».

13. Указ Президента РФ от 08.12.1992 №1556 «О Федеральном казначействе».

14. Приказ Минфина РФ от 11.07.2005 N 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»

15. Приказ Минфина РФ от 04 Сентября 2007 г. N 75н «Об утверждении регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств Федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в Федеральной собственности

16. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278)

17. Положение о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» (утв. приказом Минфина РФ от 11 июля 2005 № 89н с изменениями от 20 сентября 2005 г. // Бюджетный учет, N 1, январь 2005 г.

18. Декларация о сотрудничестве и координации деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной антимонопольной службы от 6 марта 2007 года № 43-01-06-23/770

19. Соглашение между Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Федеральной антимонопольной службой от 6 марта 2007 года № 43-01-06-23/769

20. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2008 году: утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 02 марта 2008 года (протокол № 9К (617). — Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/.

21. Арзуманова Л. Л. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2009

22. Аудит эффективности использования государственных средств: стандарты, методики, практика проведения. Сборник докладов по материалам научно-практической конференции 17 июня 2005 года, г. Ижевск.

23. Александров, Е.И. Государственный финансовый контроль и становление аудита эффективности использования бюджетных средств / Е.И. Александров, Н.А. Башкайкина // Финансы и кредит. — 2004. — № 20. — С. 24–31.

24. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. — М.: Издательская компания ИВЦ «Маркетинг», 2006.

25. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях Издательство ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Екатеринбург, 2009

26. Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования, 2007 г.

27. Индутенко, А.Н. Модернизация системы государственного финансового контроля на региональном уровне и возможности применения аудита эффективности / А.Н. Индутенко // Финансы и кредит. — 2008. — № 2 (290). — С. 53–60.

28. Каковкина Т.В. Принцип системности финансового контроля и механизм его реализации // «Финансы». 2007. №8.Лебедев Д.О. Федеральное казначейство и осуществление государственного финансового контроля // «Финансы». 2006. №8.Мешалкина, Р.Е. Аудит эффективности — объективная необходимость / Р. Е. Мешалкина // Финансы. — 2010. — № 2. — С. 65–68.

29. Ляпунова Г. Деньги Всемирного Банка любят счет // Коммерсантъ. – 2006. – 15 февраля

30. Повышение собственных доходов бюджетов субъектов Россиской Федерации за счет неналоговых доходов/ О.А. Гришакова// Финансы и кредит.-2007.-№8-с.23-29

31. Поисков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // «Финансы». 2007. №5.Саванин А. Е. Аудит эффективности использования государственных финансовых ресурсов — современный механизм финансового контроля / А. Е. Саванин // Финансы и кредит. — 2006. — № 10. — С. 30–37.

32.  Погосян Н.Д. Правовой статус высших органов финансового контроля (ВОФК) Великобритании, Франции, Германии и Польши// Государство и право.- N9 - 103-111 с., 2009.

33. Прогнозирование доходов нуждается в усовершенствовании/ Яндив М. И.// Финансы.-2009.-№4-с.12-14.

34. Проблемы налоговых поступлений в бюджеты регионов/ Е.Е. Смирнова// Аудитор – 2008.-№12.-с.3-11.

35. Репин А. Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности // N 4, 5, апрель, май 2008 г.

36. Рябухин, С.Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов / С.Н. Рябухин. — М.: Наука, 2009. — С. 65–66.

37. Сазонов Ю. Они не хотят выходить из тени // Финансовый контроль. - 2005. - № 1. - С. 105

38. Степашин, С.В. Конституционный аудит / С.В. Степашин. — М.: Наука, 2006.

39. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль. — СПб: Питер. — 2004 — с. 113.

40. Степашин, С.В. Взаимодействие Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов РФ как фактор становления и развития системы государственного финансового контроля / С.В. Степашин: доклад на Всероссийском совещании контрольно-счетных органов. — Бюллетень Счетной палаты. — 2010 — № 2.

41. Степашин, С.В. Аудит эффективности / С.В. Степашин // Финансовый контроль. — 2009. — № 5. — С. 4–8.

42. Финансы и кредит / Под ред. А.М. Ковалевой - М.: «Финансы и статистика», 2008.

43. Финансы. Курс лекций./ Миляков Н. В. – Москва, «Инфра-М», 2008.

44. Финансы и кредит: учебник / под ред. проф. М.В.Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2007.  С. 52.

45. Финансовая система России. Учебник./ Дадашев А.З., Черник Д.Г. –  Москва, 2006 г.

46. Финансовая система России. Учебник./ Дадашев А.З., Черник Д.Г. –  Москва, 2009 г.

47. Журнал. Менеджмент в России и за рубежом. Построение современной системы государственного финансового контроля в свете необходимости укрепления Российской государственности. №2, 2011.

48. Официальный сайт Федеральной Министерства финансов