Каталог

Помощь

Корзина

Финансы, как инструмент регулирования экономики

Оригинальный документ?

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1. Финансы в рыночной экономике

5

1.1. Место и роль финансов в рыночной экономике

5

1.2. Сущность и функция финансов

7

1.3. Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой

9

1.4 Роль финансов, как инструмента регулирования экономики в зарубежных странах

15

2. Воздействие финансов на экономику России

26

2.1 Роль финансов в регулировании экономики России

26

2.2 Направления развития финансового рынка

31

2.3 Государственная поддержка финансовой системы Российской Федерации

35

2.4 Направления использования финансов для развития экономики

40

3. Особенности организации финансов в развитых странах

44

3.1 Факторы, влияющие на организацию финансов

44

3.2 Особенности регулирования финансового рынка в развитых странах

46

3.3 Направления совершенствования финансовых систем

50

Заключение

58

Библиография

60


Введение

 

Стабильное экономическое развитие, высокий уровень занятости населения, управляемая инфляция, внешнеэкономическое равновесие являются целями экономической политики любого государства. Это предполагает государственное вмешательство в экономику, которое выражается в регулировании поведения участников общественного производства и осуществляется как посредством административных методов, так и косвенных (экономических), среди которых финансовым инструментам принадлежит решающая роль.

Среди финансовых методов, с помощью которых государство воздействует на экономику, наиболее распространенными являются бюджетные, связанные с государственными расходами, и налоговые. Так, расширяя объем государственных капитальных вложений, государство вызывает повышение спроса на оборудование, материалы, рабочую силу, что, в свою очередь, дает импульс росту производства, увеличению частных инвестиций, оживлению хозяйственной конъюнктуры. Финансируя развитие производственной инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, телерадиокоммуникации), государство создает более благоприятную среду для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности. Это способствует снижению издержек производства, росту накопления капитала в государственном и частном секторах.

В регулировании экономики принимают участие все звенья финансовой системы. Так, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственных финансов – для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.

Межтерриториальное распределение финансовых ресурсов способствует преодолению отсталости отдельных регионов, выравниванию уровней экономического и социального развития территорий, совершенствованию отраслевой структуры народного хозяйства.

Цель данной курсовой работы состоит в определении финансов, как инструмента регулирования экономики страны и межгосударственных отношений.

В тесной связи с поставленной целью, обозначены задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:

- рассмотреть роль финансов в рыночной экономике;

- проанализировать влияние финансов на текущее положение экономики России;

- выявить проблемы и тенденции развития института финансов.

Объект исследования – мировая финансовая система.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили работы таких авторов, как Алексеева М.А., Волконского В.А., Гуриева С.М., Дребенцова К., Делягина М. Г., Ивантера В.В., Канторовича Г. Г., Кэмпбелл Р., Морозова A.A., Медокова A.A., Павлов В.С., Панфилова B.C., Поспелова И.Г., Усизима С., Дж. Фишер, Шапошника Д.В., Шмелева Н.П., Яковлева А.П. и др.

В качестве информационной и нормативно-правовой базы исследования использовались официальные документы Российской Федерации, а также соответствующие публикации в научной и периодической печати.

Выводы обосновывались статистическими данными по анализируемым показателям, для решения поставленных задач применялись стандартные математико-статистические методы, факторный и сравнительный анализ, метод аналитических группировок.

Структурно работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.


1. Финансы в рыночной экономике

 

1.1. Место и роль финансов в рыночной экономике

 

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.

Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).[1]

Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара.

Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.[2]

В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий.

Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.

Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

Рисунок 1 - Финансовая система Российской Федерации

Рисунок 1 - Финансовая система Российской Федерации

 

Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.[8]

Особое место среди этих органов занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

Библиография

 

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ 

2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ 

3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ 

4. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ

5.  Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

6. Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

7.  «Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (одобрено Правительством РФ 25.05.2009)

8. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

9. Болонин А.Н. Бюджетная и налоговая политика Российской Федерации на современном этапе // Микроэкономика. - 2010. - N 6. - С.9-12.

10. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник, М., «Дашков и К», 2010, С.151.

11. Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 2010 году //Вопросы экономики. 2010. №4.

12.  Дробозина Л.А. Финансы. Учебник для вузов. М.Юнити.2009 г.С.30-41.

13. Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. 2011. №2. С.20.

14. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2010. №10

15. Подъяблонская Л.М, Финансы. Учебник для вузов – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. стр. 408.

16. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина Ф59 и др.; под ред. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 512с.

17. Финансовая полтика: Учеб. Пособие/ П.М. Чорба, М.В. Владыка, А.А. Гулько; под общей ред. П.М. Чорбы – М.: Граница, 2010.- 288с.

18. Основные направления государственной долговой политики РФ на 2010 – 2014 года; Основные направления  налоговой и таможенно-тарифной политики РФ; Основные направления бюджетной политики РФ.

19. Федеральная служба государственной статистики

20. Федеральная налоговая служба