Каталог

Помощь

Корзина

Государственная казна РФ, правовые основы ее функционирования

Оригинальный документ?

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение3

1. Государственная казна как система финансово-экономических отношений5

1.1 Функциональная структура государственной казны и ее характеристики5

1.2 Проблемы определения правовой сущности государственной казны12

1.3 Федеральное казначейство: полномочия и функции29

2. Управление государственной казной35

2.1 Механизм управления государственной казной: опыт зарубежных стран35

2.2 Определение государственной казны законодательными органами субъектов РФ43

3. Правовые основы функционирования государственной казны РФ47

3.1 Казначейское исполнение и контроль бюджета на примере УР47

3.2 Пути совершенствования деятельности Казначейства РФ60

Заключение65

Список литературы69

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Во всех странах мира, не принимая во внимание государственное устройство и степень развития, в экономическом плане, управление денежными средствами является первостепенной функцией государственного казначейства.

Государственная казна становятся основным рычагом управления всех сфер общественной жизни.

Финансовые и имущественные отношения играют важную роль в социально-экономических и общественно-политических процессах.

Реализация государственной казны состоит в обеспечении полной, своевременной и точной информацией для осуществления контроля за всеми притоками и оттоками по государственным счетам, а также операционной деятельности в процессе сбора поступлений и осуществления выплат. Она включает не только управление доходами и расходами бюджета, но притоками и оттоками по внебюджетным фондам.

Объектом исследования данной курсовой работы является государственная казна России.

Цель курсовой работы - рассмотреть особенности государственной казны субъекта РФ и правовые основы ее функционирования

Задачи:

1. Рассмотреть содержание понятия «государственная казна» и ее структуру;

2. Рассмотреть функции государственной казны и механизм ее управления;

3. Проанализировать проблемы определения правовой сущности государственной казны;

4. Провести анализ роли федерального казначейства и налогов в формировании казны (на примере РФ).

Наиболее полно рассмотрены теоретико-методологические основы государственной казны публично-правового образования в работах отечественных ученых-экономистов и юристов: Н.А. Абдуллаева, Е.В. Пономаренко, И.А. Ишмаева, С.В. Размысловича, А.В. Рябкова, Г.И. Хайретдиновой и др. Однако указанные авторы не акцентируют внимание на финансовых аспектах формирования и использования государственной казны.

Теоретической основой послужили работы ведущих зарубежных и российских ученых Л.И. Абалкин, Е.Г. Анимица, С.Н. Братусь, Е.Б. Дворядкина, Ф. Нитти, О.И. Санжанов, К.Т. фон Эеберг, И.И. Янжул и др.


Рисунок 1 - Перераспределение денежных средств и финансовых ресурсов с участием

Рисунок 1 - Перераспределение денежных средств и финансовых ресурсов с участием государства

 

Дадим краткую характеристику каждой из этих функций:

1. Макроэкономическая, или перераспределительная, функция определяется общественным назначением казны как встроенного регулятора экономики, воздействие которого на последнюю осуществляется на безэквивалентном межотраслевом, межтерриториальном уровне группами населения в соответствии с политикой перераспределении финансовых потоков (рисунок 1).

Проводя определенную политику доходов и расходов, правительства добиваются устойчивого развития всех секторов экономики, социальной сферы, сглаживая «провалы рынка», неравенство в распределении доходов населения, отдельных территорий. 

1.3 Федеральное казначейство: полномочия и функции

 

Для того, что бы понять особенности полномочий в области ГФК, которыми наделено Федеральное казначейство, рассмотрим контрольную составляющую деятельности Федерального казначейства с одной из существующих позиций по данному вопросу (рисунок 2)[17]:

 В соответствии с этой позицией, Федеральное казначейство осуществляет как вневедомственный, так и ведомственный финансовый контроль.

Рассматривая полномочия в части проведения вневедомственного контроля  необходимо отметить, что в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса (ст. 267) и Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 703 Федеральное казначейство является единственным органом федеральной исполнительной власти, одной из задач которого является осуществление предварительного и текущего вневедомственного финансового контроля при исполнении федерального бюджета.

Рисунок 2 - Контрольная составляющая деятельности Федерального казначейства

Рисунок 2 - Контрольная составляющая деятельности Федерального казначейства

Так, в США, где лишь 1,5% жилого фонда находится в государственной и муниципальной собственности, существует свыше одного миллиона жилищ, входящих в имущество казны, предоставляемых в аренду семьям с низкими доходами (по субсидируемым ценам). Распространена система жилищных ваучеров. Нуждающимся предоставляются субсидии для найма или приобретения частного жилья. Государство поддерживает систему ипотечного кредитования покупки жилья населением. Государственное регулирование доходов населения исходит из необходимости расходования 25% доходов на жилье. Многочисленные государственные жилищные программы ориентированы на поддержание, развитие, содействие жилищному строительству и найму жилья.

Специальные правительственные агентства, такие как: Национальная ипотечная ассоциация и Правительственная национальная ипотечная ассоциация выкупают у банков первичных кредиторов ипотечные обязательства и продают их на рынке вторичного ссудного ипотечного капитала приобретателям жилья.

Государственное содействие гражданам в приобретении жилья осуществляется в США и при помощи проведения фискальной политики. Покупателям жилой площади предоставляется значительная налоговая скидка посредством уменьшения величины их налогооблагаемого дохода на сумму ежегодно выплачиваемого покупателями долга за банковский кредит на приобретение жилья и выплачиваемые банку проценты по ссуде.

В США также получила распространение практика предоставления государственных жилищных субсидий на благотворительной основе, закрепленная государственными программами социальной помощи в жилищной сфере. Названные программы обладают следующей направленностью:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Лимская декларация руководящих принципов контроля // Концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации: материалы научно-практической конференции «Единая концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации». — М.: Финансовый контроль, 2002. — С. 56‑62.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации 

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации 

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ

6. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

7. ФЗ РФ от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» // СЗ РФ. - 2006. - № 52 (ч. 2). - Ст. 5504

8. ФЗ РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» 

9. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 №703 «О Федеральном казначействе»

10. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 №278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»

11.  Приказ Министерства финансов РФ от 31.12.2002 №142н «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета»

12. Приложение №7 к Положению ЦБ РФ от 05.01.1998 №14-П «Рекомендации по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью»

13. Совместное Письмо Минфина России от 05.05.1997 №36н, ЦБ РФ 11.04.1997 №433а «О порядке расчетно-кассового обслуживания счетов органов Федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства»

14. Указ Президента РФ от 08.12.1992 №1556 «О Федеральном казначействе»

15. Приказ Минфина РФ от 11.07.2005 N 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»

16. Приказ Минфина РФ от 04 Сентября 2007 г. N 75н «Об утверждении регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств Федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в Федеральной собственности

17. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278)

18. Положение о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» (утв. приказом Минфина РФ от 11 июля 2005 № 89н с изменениями от 20 сентября 2005 г. // Бюджетный учет, N 1, январь 2005 г.

19. Декларация о сотрудничестве и координации деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной антимонопольной службы от 6 марта 2007 года № 43-01-06-23/770

20. Соглашение между Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Федеральной антимонопольной службой от 6 марта 2007 года № 43-01-06-23/769

21. Соглашение между Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Федеральной налоговой службой при осуществлении валютного контроля от 3 мая 2006 года

22. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2008 году: утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 02 марта 2008 года (протокол № 9К (617). — Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/.

23. Арзуманова Л. Л. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2009

24. Аудит эффективности использования государственных средств: стандарты, методики, практика проведения. Сборник докладов по материалам научно-практической конференции 17 июня 2005 года, г. Ижевск.

25. Александров, Е.И. Государственный финансовый контроль и становление аудита эффективности использования бюджетных средств / Е.И. Александров, Н.А. Башкайкина // Финансы и кредит. — 2004. — № 20. — С. 24–31.

26. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. — М.: Издательская компания ИВЦ «Маркетинг», 2010.

27. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях Издательство ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Екатеринбург, 2009

28. Индутенко, А.Н. Модернизация системы государственного финансового контроля на региональном уровне и возможности применения аудита эффективности / А.Н. Индутенко // Финансы и кредит. — 2008. — № 2 (290). — С. 53–60.

29. Каковкина Т.В. Принцип системности финансового контроля и механизм его реализации // «Финансы». 2007. №8.Лебедев Д.О. Федеральное казначейство и осуществление государственного финансового контроля // «Финансы». 2006. №8.Мешалкина, Р.Е. Аудит эффективности — объективная необходимость / Р. Е. Мешалкина // Финансы. — 2005. — № 2. — С. 65–68.

30. Ляпунова Г. Деньги Всемирного Банка любят счет // Коммерсантъ. – 2006. – 15 февраля

31. Повышение собственных доходов бюджетов субъектов Россиской Федерации за счет неналоговых доходов/ О.А. Гришакова// Финансы и кредит.-2007.-№8-с.23-29

32. Поисков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // «Финансы». 2007. №5.Саванин А. Е. Аудит эффективности использования государственных финансовых ресурсов — современный механизм финансового контроля / А. Е. Саванин // Финансы и кредит. — 2006. — № 10. — С. 30–37.

33. Погосян Н.Д. Правовой статус высших органов финансового контроля (ВОФК) Великобритании, Франции, Германии и Польши// Государство и право.- N9 - 103-111 с., 2003.

34. Прогнозирование доходов нуждается в усовершенствовании/ Яндив М. И.// Финансы.-2009.-№4-с.12-14.

35. Проблемы налоговых поступлений в бюджеты регионов/ Е.Е. Смирнова// Аудитор – 2008.-№12.-с.3-11.

36. Репин А. Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности // N 4, 5, апрель, май 2008 г.

37. Рябухин, С.Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов / С.Н. Рябухин. — М.: Наука, 2004. — С. 65–66.

38. Сазонов Ю. Они не хотят выходить из тени // Финансовый контроль. - 2005. - № 1. - С. 105

39. Степашин С.В. Конституционный аудит / С.В. Степашин. — М.: Наука, 2008.

40. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль. — СПб: Питер. — 2004 — с. 113.

41. Степашин, С.В. Взаимодействие Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов РФ как фактор становления и развития системы государственного финансового контроля / С.В. Степашин: доклад на Всероссийском совещании контрольно-счетных органов. — Бюллетень Счетной палаты. — 2000. — № 2.

42. Степашин, С.В. Аудит эффективности / С.В. Степашин // Финансовый контроль. — 2002. — № 5. — С. 4–8.

43. Финансы и кредит / Под ред. А.М. Ковалевой - М.: «Финансы и статистика», 2004.

44. Финансы. Курс лекций./ Миляков Н. В. – Москва, «Инфра-М», 2002.

45. Финансы и кредит: учебник / под ред. проф. М.В.Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2007.  С. 52.

46. Финансовая система России. Учебник./ Дадашев А.З., Черник Д.Г. –  Москва, 2009 г.

47. Финансовая система России. Учебник./ Дадашев А.З., Черник Д.Г. –  Москва, 2009 г.

48. Журнал. Менеджмент в России и за рубежом. Построение современной системы государственного финансового контроля в свете необходимости укрепления Российской государственности. №2, 2005.