Каталог

Помощь

Корзина

Методические рекомендации по курсовой работе Макроэкономика, УдГУ, Кудымках, 2009

Оригинальный документ?

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Филиал ФГБОУ ВПО УдГУ в г. Кудымкаре

Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению курсовых работ

по дисциплине "МАКРОЭКОНОМИКА"

для студентов экономических направлений подготовки

(очной и заочной формы обучения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Кудымкар 2009

УДК    330.1

ББК    74.58

  М 54

  

 

Методические рекомендации обсуждены и рекомендованы к печати на заседании учебно-методического совета Филиала ФГБОУ ВПО «УдГУ» в городе Кудымкаре ___________.

 

 

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине "Макроэкономика" для студентов экономических специальностей (очной и заочной формы обучения) / В.А. Беляков.  – 20 с.

 

  

Методические рекомендации подготовлены в соответствии с федеральным государственными образовательными стандартами по экономическим дисциплинам. За основу взяты методические материалы кафедр ИЭиУ УдГУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Беляков В.А., 2012

Содержание

 

Введение

1. Значение курсовой работы в изучении макроэкономики

2. Порядок выполнения курсовой работы

3. Структура работы

4. Основные требования и оформление курсовой работы

5. Рецензирование, подготовка к защите и защита курсовой работы

Приложения

4

5

6

9

9

10

14

Введение

 

Учебными планами высших учебных заведений предусматривается написание сту­дентами курсовых работ по макроэкономике, которые являются важным зве­ном в выработке у студентов навыков самостоятельного изучения науки, в глубо­ком усвоении положений, выводов, законов, приобретении опыта самостоятельного получения и накопления знаний, что необходимо будущему дипломированному спе­циалисту в его трудовой деятельности.

Глубокие перемены в различных сферах жизни общества являются чертой совре­менного этапа в его развитии. Такое положение не может не отразиться на экономи­ческой теории и экономическом образовании, дающем необходимые базисные навы­ки для профессиональной деятельности. Современное экономическое состояние в России и серьезная дискредитация существовавших до последнего времени теорий требуют разработки новых подходов, концепций, новой методологии макроэкономики.

Несостоятельность сложившихся в экономической науке взглядов и представле­ний о мире, кризис современной экономической мысли – это общемировая тенден­ция, которая отмечается многими выдающимися умами не только России, но и Запа­да. Так, Дж. Гэлбрейт отмечал, что «экономика, оставаясь в узких рамках микро- и макроанализа, не перестает быть наукой, составным звеном экономической мыс­ли». Это крайне необходимо принимать во внимание студенту, приступающему к на­писанию курсовой работы. С самого начала он должен уяснить, что потребуется се­рьезная мыслительная деятельность в процессе самостоятельного изучения и осмысления экономической литературы.

К сожалению, еще не всегда большие усилия преподавательского состава дают желаемый результат. Студент, письменно раскрывая тему, допускает иногда ошибки, от которых хотелось бы предостеречь. В этих целях нам представля­ется целесообразным и необходимым пройти со студентами весь путь от выбора темы курсовой работы до осмысленного использования при изучении курса макроэкономики высказанных в рецензии замечаний преподавателя. Практика по­казывает, что студент нуждается в подобных советах.

Ознакомившись с данными методическими рекомендациями, студент сможет более конкретно представить требования к курсовой работе как с точки зрения содержа­ния, так и ее оформления, оценки и порядка защиты. Использование предлагаемых методических советов поможет студентам не только успешно выполнить курсовую работу на избранную тему, но и подготовиться к экзамену, осмыслить глубокие и жизненно важные теоретические положения экономической теории. Эта работа чрезвычайно трудна. Один из известных специалистов по истории экономической мысли А. Хейльброннер отмечал, что «многие политэкономические категории и по­нятия требуют от читателя выносливости верблюда и терпения святого». Желаем вам иметь или приобрести эти качества при написании курсовой работы.

 

1. ЗНАЧЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ В ИЗУЧЕНИИ МАКРОЭКОНОМИКИ

 

Курсовая работа является одной из важнейших форм самостоятельной ра­боты студентов в процессе овладения дисциплиной «Микроэкономика». При написании курсовой работы студенты глубоко изучают важнейшие и наи­более сложные проблемы макроэкономики, учатся всесторонне анализи­ровать современные явления экономической жизни общества, делать на основе этого правильные научно-обоснованные теоретические и практические выводы.

Выполняя курсовую работу, студенты приобретают опыт работы с лите­ратурой: официальными документами, нормативно-правовой базой, монографиями и коллективными работами, материалами периодической печати (статьями из журналов и газет), статистическими сборниками, литературой на иностранных языках. В процессе работы с разнообразными источниками студенты знакомятся с важнейшими и наиболее сложными теоретическими экономическими проблемами, учатся умению находить в источниках главные положения, относящиеся к раскрываемой теме, логично и четко излагать свои мысли, анализировать и сопоставлять различные взгляды и точки зрения, свя­зывать общие теоретические положения с конкретной действительностью и де­лать верные выводы.

Курсовая работа является одной из форм подготовки специалистов высшей квали­фикации. Ее написание имеет большое значение:

студенты в процессе подбора литературы, работая с библиографическими каталогами, самостоятельно подбирая необходимую литературу, овладевают навыками научного исследования и самостоятельного письменного изложения важных теоретических проблем;

готовясь к защите, студенты приобретают необходимое умение в подго­товке выступлений, участия в дискуссиях;

самостоятельное выполнение курсовой работы приобщает студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой, приучает находить в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал, составлять таблицы и диаграммы и на их основе делать правильные выводы;

студент привыкает четко, последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе теоретических проблем и учится творчески применять экономическую теорию, связывать ее с практикой;

работа закрепляет и углубляет знания студентов по макроэкономике.

 

2. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Выполнение курсовой работы целесообразно расчленить на ряд этапов:

   выбор темы;

   подбор и изучение литературы;

   составление плана работы;

   сбор и обработка теоретического, практического и статистического материала;

   написание курсовой работы;

   защита курсовой работы.

Тема курсовой работы студентами очной формы обучения выбирается самостоятельно из числа тех, которые рекомендуются кафедрой (см. прил.); студентами заочной формы обучения – выбирается из того же списка в соответствии с последним числом в номере зачётной книжки (например, 26-2008-01 – тема номер 1; 26-2008-10 – тема номер 10). 

В отдельных случаях сту­денту предоставляется право предложить тему, не включенную в список кафедрой. В любом случае тема должна быть согласована с научным руководителем. От правильного выбора темы часто зависит не только качество письменной работы и возможность ее выполнения, но и возможность защиты. 

Выбор темы из числа рекомендованных кафедрой избавляет студента от расплывчатого, или, наоборот, чрезвычайно узкого освещения того или иного круга вопросов, от вероятности выполнить курсовую работу не по курсу макроэкономики, а по другим родственным ему учебным дисциплинам.

Кафедра составляет тематику с таким расчетом, чтобы темы курсовых работ в основном не совпадали с темами учебной литературы и нацеливали студента на самостоятельную разработку методологии и содержания проблемы.

При самостоятельном выборе тему курсовой работы следует выбирать из тех разделов макроэкономики, которые являются наиболее сложными для понимания или вызывают у студента научный интерес. Написание работы по таким темам поможет студентам более глубоко разобраться в сложных и трудных проблемах курса, ликвидировать пробелы, углубить знания по интересующей их научной проблеме и написать курсовую работу творчески, высказав свое мнение по существу. Целесообразно выбирать тему курсовой работы, которая была бы близкой к профилю будущей специальности.

При выборе следует учитывать, что в одной учебной группе могут писать работу на одну и ту же тему только один (в крайнем случае – два) студента.

После выбора темы нужно самостоятельно по каталогу составить список необхо­димой литературы, подобрать ее и изучить. Начинать эту работу следует с исследо­вания перечня литературы, рекомендованной кафедрой в ра­бочей программе данного курса. При составлении библиографического списка рекомендуется пользоваться библиографическими каталогами, тематическими библиографиями, перечнями ста­тей, опубликованных в экономических журналах за год, в последнем номере того или иного журнала. При этом главная задача студента – из огромной массы россий­ской и зарубежной экономической литературы отобрать только те книги, журналы и статьи, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме курсовой работы.

Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликован­ных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям. Такая последовательность изу­чения литературы обусловлена не только глубоким реформированием всех сторон нашей жизни в последнее десятилетие, но и тем, что экономическая наука – наука творческая, она, как и любая другая наука, не может стоять на месте, постоянно раз­вивается и обогащается новыми теоретическими положениями, выводами, концеп­циями.

При изучении литературы рекомендуется делать выписки из книг и статей основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статис­тических данных и т. п. Записи лучше вести не в общей тетради, а на отдельных лист­ках. Содержание записей на каждом листе должно относиться только к одному воп­росу работы, из которой сделаны выписки. Листки записей следует сгруппировать по вопросам темы и расположить таким образом, чтобы получилось последовательное освещение изучаемых вопросов. Хорошо составленные выписки помогут студенту лучше усвоить содержание проблемы.

После подбора и изучения литературы студент должен составить тщательно продуманный план курсовой работы, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План – это основа работы, и от того, как он составлен, будет зависеть уровень всей письменной работы. План работы тесно связан с ее структурой.

Составленный план работы представляется для согласования научному руководителю (преподавателю, который консультирует студента).

Для написания курсовой работы нужны как литературные источники, так и фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях в экономической жизни общества, о закономерностях развития. К сбору фактического материала следует подходить внимательно. Выписывать нужно только те данные, которые имеют прямое отношение к теме, и не все, а наиболее важные, типичные и сопоставимые, помогающие раскрытию вопросов темы. Источниками получения статистических и фактических данных могут быть правительственные постановления и решения, Указы Президента РФ, статистические сборники и справочники, журналы и газеты, приложения к ним (например, «Экономист», «Российский экономический журнал», «ЭКО», «Мировая экономика и международные отношения», «Вопросы экономи­ки», «Финансы и кредит», «Эксперт», «Финансовые известия», «Частная собственность» и др.), различные информационные бюллетени по экономическим вопросам; книги, брошюры, статьи, отчетные данные предприятий и учреждений и др.

После того как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и соответствующим образом обработан конкретный цифровой материал, можно приступать к написанию курсовой работы. Это весьма трудоемкий и ответственный этап, так как здесь студент должен проявить умение самостоятельно мыслить, анализировать данные, делать обобщения, выводы и конкретные предложения для практики хозяйствования. На этом этапе можно конкретизировать план работы, разбивать узловые вопросы на пункты и подпункты.

При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила, а именно:

  данные следует приводить к абсолютным (млн. руб., т., м., шт.) или относительным (%) показателям и при их сравнениях обязательно в одинаковых единицах измерения;

  для доказательства определенной закономерности, тенденции требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность экономического процесса. Так, говоря о росте инфляции, нужно привести данные ее роста в процентах за несколько месяцев, а лучше за несколько последних лет;

  для наглядности цифровые данные могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики, т. е. подвергнуты обработке. Это зависит от самих материалов и содержания того вопроса, которые они выражают.

Следует, однако, помнить, что использование фактического материала в курсо­вой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Не­обходимо стремиться к тому, чтобы данных было достаточно, и обязательно новых, типичных, выразительных и убедительных.

 

3. СТРУКТУРА РАБОТЫ

 

Курсовая работа по макроэкономике должна состоять из следующих частей: введения, основного текста, заключения и списка источников и литературы. Возможно также наличие приложений. Структура курсовой работы может изменяться в зависимости от темы и ее сложности.

Во введении автор должен показать актуальность избранной проблемы, степень ее разработанности, сформулировать цель, задачи, объект и предмет исследования. Введение должно быть кратким (2-3 страницы) и не должно содержать теории вопроса. Как правило, цель отражает общую сущность проблематики темы исследования, перечень задач отражает и обусловливает структуру работы.

В основной части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разде­лить на 3-4 главы, раскрывающих сущность проблемы. Увеличивать число воп­росов не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значи­тельному превышению объема курсовой работы. Но каждая глава может быть разделена на 2-3 пункта. Изложение каждого вопроса надо четко ограничивать с тем, чтобы можно было ясно видеть, где начинается и где кон­чается их освещение. Основная часть работы может быть изложена на 25-30 страни­цах стандартного листа.

Выводы, составляющие заключение, вытекают из материалов курсовой работы и содержат обоснованные предложения. Заключение должно быть кратким (2-3 страницы) и не должно содержать теории вопроса.

В конце курсовой работы прилагается список источников и литературы, составлен­ный в определенной последовательности.

 

4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Курсовая работа должна быть оформлена в соответствии требованиями к научно-практическим работам студентов, разработанными учебным заведением (см. специальные методические указания по оформлению научно-практических работ студентов).

Среди основных требований к оформле­нию стоит отметить следующие.

1. Наличие титульного листа (см. прил.).

2. На второй странице – содержание работы (см. прил.).

3. Текст работы целесообразно писать на одной стороне отдельных стандартных листов бумаги, оставляя слева поля для заметок преподавателя-рецензента.

4. Черновой вариант работы следует тщательно отредактировать и переписать на­бело разборчивым почерком или напечатать на машинке или компьютере без перечеркиваний, вставок, произвольного сокращения слов (допускаются только общепринятые сокращения). Грамматические и стилисти­ческие ошибки исключаются.

5. Список источников и литературы, составленный в алфавитном порядке фамилий авторов либо названий изданий, а также в соответствии с иерархией нормативно-правовых актов, должен содержать не менее 12 наименований.

6.  На все цитаты и цифровые данные, приводимые в тексте курсовой работы, ука­зываются источники. На все источники информации в тексте должны быть ссылки.

7.  Страницы курсовой работы, кроме титульного листа и содержания, должны быть пронумерованы.

8.  Каждый раздел (главу) работы принято начинать с новой страницы. Пункты, выделенные внутри глав, с новой страницы не начинают, а располагают их сразу после окончания предыдущего пункта

5. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ, ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

После написания и оформления работы студент должен сдать её на кафедру экономики и управления.

Курсовая работа является обязатель­ной формой отчета студента перед кафедрой и допуском к экзамену по дисциплине.

Студенты выполняют курсовую работу под руководством преподавателя – научного руководителя. Вы­полненная работа сдается для проверки.

Если работа соответствует предъявляемым требованиям, преподаватель оцени­вает ее положительно и в письменной форме в виде рецензии сообщает об этом сту­денту. Неудовлетворительно выполненная работа подлежит частичной или полной переработке в соответ­ствии с замечаниями преподавателя, содержащимися в рецензии.

В любом случае студент обязан ознакомится с рецензией.

Повторно выполненная работа сдается вместе с первым вариантом курсовой ра­боты и рецензией на нее.

Критерии предварительной оценки курсовой работы (до защиты):

Оценка «неудовлетворительно» ставится за работу, механически перепи­санную с источников, либо выполненную не самостоятельно.

Оценка «удовлетворительно» ставится за работу, в которой недостаточно полно освещены основные вопросы темы, которая написана на основе неболь­шого количества источников, зачастую устаревших.

Оценка «хорошо» ставится за работу, выполненную на достаточном тео­ретическом уровне, достаточно полно освещающую основные вопросы темы.

Оценка «отлично» ставится за работу, в которой имеет место глубокий самостоятельный анализ теоретического и фактического материала, творческое исследование темы с использованием большого количества источников, на ос­нове которого делаются правильные выводы, интересные предложения, высказывается собственное мнение студента.

После положительной оценки ее препода­вателем она должна быть защищена.

В процессе подготовки к защите студент внимательно знако­мится с содержанием рецензии, с критическими замечаниями и пожеланиями рецензента и в соответствии с ними строит свою дальнейшую работу: подроб­нее изучает отдельные вопросы темы, точки зрения, взгляды экономистов, фак­тический материал. Необходимый дополнительный материал к защите может быть оформлен письменно и использован студентом при устных ответах на вопросы, постав­ленные в рецензии.

Главное назначение рецензии – оказать помощь студенту в самостоятельной ра­боте над курсом макроэкономики, дать конкретные методические советы по устранению недочетов, по дальнейшему углублению знаний. Студенту следует вни­мательно прочитать рецензию, чтобы посмотреть на свою работу критическим взглядом специалиста, обдумать все замечания по содержанию и оформлению рабо­ты, стилю, грамотности изложения, ознакомиться с записями на полях работы.

Чтобы студент мог иметь полную характеристику своей курсовой работы, в ре­цензии кроме общей оценки (отлично, неудовлетворительно и т. д.) должны быть:

  общая характеристика работы и ее положительные стороны;

  указание на степень самостоятельной работы;

  анализ недостатков и пробелов с точки зрения структуры, содержания, освещения тех или иных положений, использования статистических и фактических данных, оформления;

  конкретные рекомендации по устранению замечаний и подготовке к защите курсовой работы студентом.

Таким образом, аргументом в подготовке к защите курсовой работы является рецензия научного руководителя, а также постраничные замечания (если они имеются в тексте работы). В рецензии на курсовую работу может не содержаться окончательная оценка. В ней может быть предварительная оценка в форме вывода: «Работа допускается к защите» или «Работа не допускается к защите». Окончательная же оценка дается после защиты. Если работа не допущена к защите, то она должна быть студентом переработана в соответствии с рецензией и вновь представлена на кафедру.

Менять тему курсовой работы не разрешается, так как это нецелесообразно с точки зрения интересов самого студента. Ведь новую тему придется писать уже без методических советов преподавателя и не имея рецензии. Следовательно, не исключена возможность, что курсовая работа по новой теме будет выполнена плохо и вновь не допущена (уже по новой теме) к защите.

Работа не допускается к защите, если она не носит самостоятельного характера, списана из литературных источников или у других авторов, если основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно, в тексте содержатся ошибки, научный аппарат оформлен неправильно, текст написан небрежно.

Если в рецензии имеются замечания, которые неясны студенту или, на его взгляд, неправомерны, необходимо с помощью рецензента уяснить суть замечаний, а в ходе защиты курсовой работы привести дополнительные доказательства для обоснования своей позиции. При наличии ошибок в работе, студенту следует уяснить суть своих ошибок, а затем исправить их. Очень важно обратить внимание на пожелания и рекомендации рецензента, изучить дополнительные источники.

Таким образом, подготовка к защите курсовой работы включает устранение ошибок и недостатков, изучение дополнительных источников, осмысление написанного в работе, готовность объяснить любые приведенные в работе положения и ответить на дополнительные вопросы.

В ходе защиты курсовой работы задача студента – показать углубленное пони­мание вопросов конкретной темы, хорошее владение материалом по теме.

Защита и оценка курсовой работы – это подведение итогов самостоятельной ра­боты студента и получение права допуска к экзамену по макроэкономике.

Окончательная оценка за курсовую работу складывается из предварительной оценки и результата устной защиты курсовой работы. Поэтому, если студент хорошо подготовился к защите, дал исчерпывающие от­веты на вопросы и замечания в рецензии, на дополнительные вопросы препода­вателя, то окончательная оценка курсовой работы может быть повышена по сравнению с предварительной оценкой текста курсовой работы. В случае неудачной защиты она может быть понижена

К сдаче экзамена по макроэкономике допускаются лишь те студенты, кото­рые имеют положительные оценки по курсовым работам.

Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре экономики и управления.

Оценка за курсовую работу проставляется в зачётную книжку студента.

 

Приложение 1

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Филиал ФГБОУ ВПО УдГУ в г. Кудымкаре

 

Кафедра экономики и управления

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: «Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества»

  

Выполнил:

студент группы К 26-19

Зубова Н. А.

 

Проверил:

доцент, к. э. н.

Беляков В. А.

 

 

 

 

 

 

Кудымкар, 2008

Приложения 2

Содержание 

 

Введение

1.  Понятие, значение и функции малого предприятия

1.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике

1.2 Цели создания малых предприятий

1.3 Опыт функционирования малых предприятий в рыночной экономике в разных странах

2.  Особенности развития малого предприятия в России

2.1. Виды малых предприятий

2.1. Характеристика экономической деятельности малого предприятия

2.1. Проблемы малого бизнеса в России, пути их преодоления

3.   Факторы эффективности деятельности малых предприятий

3.1 Факторы дисгармонизации интересов малых предприятий и коммерческих банков

3.2 Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки

3.3 Фонды защиты предпринимательской деятельности

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

3

5

5

6

 

8

10

10

12

13

17

17

 

20

23

26

28

30

 

Приложение 3

Рекомендуемая тематика курсовых работ

 

1. Частная собственность в современной России; ее структура, особенности (либо – Частная собственность. Ее преимущества и недостатки, тенденции и перспективы ее развития в РФ).

2. Бюрократизация экономики: причины, следствие и методы борьбы.

3. Теневой рынок в современной России: причины, формы, масштабы, последствия.

4. Управление поведением потребителя: современная практика.

5. Рынок корпоративных ценных бумаг в современной России.

6. Рынок труда, проблемы и пути повышения его гибкости в России.

7. Государственные расходы: планирование, учёт, контроль.

8. Государственное регулирование цен и доходов: мировой опыт и проблемы России.

9. Современное состояние экономики России: основные проблемы и перспективы развития.

10. Роль налогов в регулировании предпринимательской деятельности.

11. Аграрная кооперация: история и современная практика.

12. Рыночная трансформация аграрной сферы экономики России. Агробизнес (либо – Проблемы становления фермерства в современной России).

13. Банковская система современной России, проблемы ее реформирования (либо – Трансформация банковской системы в условиях формирования рыночной экономики в России).

14. Основные направления эволюции кредитных денег (Развитие рынка кредитования в России и за рубежом)

15. Аренда и лизинг как формы хозяйствования и лучшего использования капитала.

16.  Мировой рынок оружия: Россия на мировом рынке оружия.

17. Инфляция: сущность, причины и социально-экономические последствия.

18. Инфляция и ее особенности в современной России и за рубежом (либо – Современные инфляционные процессы в экономике РФ).

19. Безработица и ее особенности в современной России и за рубежом.

20. Безработица и инфляция: причины, взаимосвязь, решение проблем.

21. Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики.

22. Характер и проблемы становления малого бизнеса.

23. Рынок и государство: проблемы оптимального соотношения (либо – Государственное регулирование экономики: российский и зарубежный опыт).

24. Естественные монополии, государственное регулирование их деятельности.

25. Современные проблемы роста российской экономики.

26. Управление государственной собственностью: российский и зарубежный опыт.

27.  Теории постиндустриальной экономики (либо – Информационная экономика и становление нового типа экономического роста)

28. Интеллектуальный капитал фирмы: теория и практика

29. Теории человеческого капитала: истоки и современное состояние.

30. Социальное партнерство: история вопроса, российский и зарубежный опыт.

31. Экономический аспект экологического кризиса.

32. Мировой, национальный и местный рынки энергоресурсов: проблемы государственного регулирования.

33. Россия и страны ближнего зарубежья как торговые партнеры.

34. Россия и страны дальнего зарубежья: внешнеэкономические связи.

35. Рыночные реформы второй половины XX в.: сравнительный анализ.

36. Евразийская интеграция: предпосылки, направления и задачи России.

37.  Федеральный бюджет и межбюджетные отношения.

38. Внешний долг России и управление им.

39. Олигополия: теория и практика.

40. Монополистическая конкуренция: теория и практика

41. Экономическая безопасность России: состояние и проблемы ее достижения

42. Валютная политика современных государств.

43. Приватизация собственности в России: особенности, промежуточные итоги и перспективы

44. Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт.

45. Единая европейская валюта. Евро и рубль.

46. Всемирная торговая организация. Россия и ВТО.

47. Государственная поддержка малого бизнеса в России и за рубежом.

48. Фискальная политика государства в России.

49. Налоговая система и ее реформирование в современной России.

50. Системы оценки уровня и качества жизни: российский и зарубежный опыт.

51. Уровень жизни населения России: системы оценки, индикаторы, динамика.

52. Проблемы бедности, пути их решения

53. Бюджетные исследования: исторические предпосылки, значение, проблемы.

54. Потребительская корзина как экономическая категория.

55. Семейный бюджет, источники его формирования.

56. Тенденции модификации заработной платы в современных условиях.

57. Шведская модель экономики: особенности, проблемы, перспективы.

58. Японская модель экономики: особенности, проблемы, перспективы.

59. Социально-ориентируемое рыночное хозяйство.

60. Системы управления качеством продукции на предприятии: российский и зарубежный опыт.

61. Социально-экономическая дифференциация населения в Российской Федерации.

62. Объем, структура, динамика валового внутреннего продукта и его компонентов в России.

63. Основной капитал в промышленности России, его структура. Износ и инвестиции.

64. Иностранные инвестиции в экономику России и КПО.

65. Платежный баланс Российской Федерации.

66. Пенсионная система и её реформирование в России.

67. Социально-экономическое положение пенсионеров в России.

68. Инвестиционные фонды в России и за рубежом.

69. Собственность на недра в России: отношения бизнеса и государства.

70.  Современный рынок информационных услуг.

71. Модели и проблемы рыночной трансформации плановой экономики.

72.  Институционализм: теория и практика.

73.  Рынок потребительских благ в современной России.

74.  Деньги, денежные агрегаты. Монетарная политика российского государства.

75. Социальная политика государства: типы, структура, российская практика.

76. Глобализация: сущность, необходимость, проблемы.

77.  Транснациональный капитал и механизм его функционирования.

78. Транснациональные корпорации: роль в мировой экономике и экономике отдельных стран

79. Рынок страховых услуг в современной России.

80. Пенсионное, медицинское и социальное страхование в России: проблемы совершенствования.

81. Страхование коммерческого и хозяйственного риска, как важнейшее звено инфраструктуры рынка.

82.  Рисковое («венчурное») предпринимательство.

83. Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества.

84. Совместные предприятия.

85. Свободные экономические зоны: сущность, возможности.

86. Конверсия военного производства: сущность, проблемы, перспективы.

87. Экономическая природа дефицита и методы его регулирования.

88. Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании национального рынка.

89. Национальное счетоводство как инструмент регулирования экономики.

90. Вывоз капитала из России и его особенности на современном этапе.

91. Экономический рост, его элементы и стадии развития. Неоклассическая и кейнсианская модели.

92.  Экономический рост в модели межотраслевого баланса.

93. Коммерция как форма хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Коммерческие сделки.

94. Многообразие и противоречие интересов в современной экономике.

95. Фирма как субъект рыночных отношений и ее новые организационно-правовые формы.

96. Домохозяйства как субъекты рыночных отношений. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике.

97. Структурная перестройка национальной экономики 90-х гг. Неравномерность процессов по отдельным странам.

98. Социально-экономическое содержание и формы общественного воспроизводства. Инновационный и репродуктивный типы воспроизводства.

99.      Современный воспроизводственный цикл и его фазы.

100. Экономические кризисы перепроизводства и недопроизводства: сущность, причины, последствия.

101.  Экономическая природа дефицита и методы его регулирования.

102. Формы и методы регулирования рынка в современных развитых странах.

103.  Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании национального рынка.

104. Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме.