Каталог

Помощь

Корзина

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Макроэкономика Головастова Т.И., Гребенкина А.А. Изд-во Института экономики и управления, Ижевск, 2011

Оригинальный документ?

Минобрнауки России

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Институт Экономики и Управления

Кафедра Экономической теории

 


 

 

 

 

Методические рекомендации

 по выполнению курсовой работы по «Макроэкономике»

для студентов очного и заочного отделения всех  направлений и профилей

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 Ижевск 2011

Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией ИЭиУ ФГБОУ ВПО «УдГУ»

 

Утверждено на заседании 

учебно-методической 

комиссии ИЭиУ УдГУ

« . . . » ноября 2011 г.

 

 

 

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика» (Головастова Т.И., Гребенкина А.А.) – Изд-во Института экономики и управления, Ижевск, 2011.

 

 


Обсуждено на заседании кафедры экономической теории «18» октября 2011г.

 

 

 

 

 

 

Зав. кафедрой                                                             О.И. Боткин

 

 

© Головастова Т.И., Гребенкина А.А., 2011г.

© ИЭиУ ФГБОУ ВПО «УдГУ, 2011г.

 

1.     ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Значение курсовой работы в изучении экономической теории

Курсовая работа является одной из форм подготовки бакалавра. Она является первой пробой пера, подготовительной ступенью к написанию дипломной работы. Для студента её ценность и польза заключаются в самостоятельном написании, а не «скачивании» с Интернета. Зачастую студенты "скачивая" курсовую работу даже не проверяют её. Изначально работа была написана от женского имени, а её представляет на защиту представитель "сильного пола" или наоборот. Возможно, это является сугубо личным предпочтением, но за это можно сразу получить двойку. Надеемся, Вам помогут рекомендации, изложенные ниже, избежать «неприятных» ситуаций.

 

Курсовая работа представляет собой:

- изложение результатов исследования с учетом вопросов теории и практики в проделах выбранной темы;

- авторский труд, самостоятельное творчество студента, формирование его личной позиции и практического подхода к выбранной теме;

- проявление и показ студентом умения логично, аргументировано, ясно, последовательно и кратко излагать свои мысли.

 

Цель курсовой работы - систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента по дисциплине Экономическая теория; развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работ; приобретение опыта получения и накопления знаний.

 

Задачи курсовой работы:

- заложить основы современного экономического мышления;

- научить разбираться в проблемах и тенденциях развития экономики;

- научить связывать теорию с практикой;

- приобрести первые навыки исследовательской работы;

- привить умение популярно излагать сложные вопросы.

 

Руководство и контроль за ходом написания, а также рецензирование работы осуществляет, научный руководитель, назначенный кафедрой из числа профессорско-преподавательского состава.

Научный руководитель предупреждает студента о допустимых пределах заимствований и о необходимости самостоятельной проверки текста до ее сдачи на кафедру, о чем студент должен сделать запись на последней странице работы: «Настоящим подтверждаю, что курсовая работа выполнена мною самостоятельно, заимствования находятся в допустимых пределах», и подписаться.

За профессиональные качества исследования, его выводы и культуру оформления курсовой работы отвечает сам студент.

 

2.  Структура работы

 

Курсовая работа должна состоять из следующих частей:

- введения, 

- основного  текста,

- заключения,

- библиографического списка.

Структура работы может изменяться в зависимости от темы и ее сложности.

 

 Во введении автор должен обосновать выбор темы, показать её актуальность; рассмотреть различные взгляды, встречаемые в литературе по данной теме, показать степень ее разработанности; сформулировать цель исследования (определяется исходя из названия курсовой работы, но не дублирует его), задачи, которые будут решаться в работе (определяются исходя из содержания курсовой, и должны включать не менее 4 – 6). 

Кроме того,  студенту необходимо определить объект исследования, предмет исследования, методы, которыми он будет пользоваться в процессе написания работы, и дать краткую аннотацию каждой главы.

Введение должно быть кратким  (2-3 страницы) и не включать ни определений,  ни понятий, ни статистических показателей.

Актуальность, цель, задачи, объект, предмет исследования, аннотация начинаются с красной строки.


В основной части текста необходимо раскрыть саму тему. Это означает, что надо не только осветить ее проблемы и возможные (или уже имеющиеся) их решения, но сопоставить их, дать свою интерпретацию, высказать свою точку зрения, предложить свое решение.

Эту часть рекомендуется  разделить на 2-3 главы в зависимости от темы курсовой работы,  раскрывающих сущность проблемы. 

В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, раскрываются сущность проблемы, принципы, классификация;  анализируются разные точки зрения, проводится  сравнительная характеристика, по возможности,  разрабатывается своя точка зрения по изучаемой проблеме. (Отвечаете на вопрос – как должно быть). 

Во второй главе  дается аналитическая оценка изучаемой проблемы. Для этого анализируются статистические данные за последние годы в динамике  (за пять или более лет), выявляются особенности  их проявления в изучаемом объекте и  проблемы. (Отвечаете на вопрос – как есть). 

В третьей главе обосновываются и формулируются результаты исследования, осуществляется анализ имеющихся предложений по проблеме и сопоставление точек зрения.  (Отвечаете на вопрос – что необходимо сделать, чтобы привести  к тому, как должно быть).


Каждая  глава начинается с новой страницы. Основная  часть  работы может быть изложена на 20-25 страницах стандартного листа (формат А4).

В заключении  подводятся итоги, резюмируется, насколько удалось выполнить задуманное, заявленное во введении. Необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении. Заключение  должно быть кратким  (1-3 стр.).

Завершает курсовую работу список используемой литературы. Обычно это пронумерованный арабскими цифрами перечень в алфавитном порядке используемых книг, статей и пр.

 

3. Порядок выполнения работы

 

Работа над избранной темой требует от студента знаний основ методологии исследования, творческого мышления, прилежания и профессионализма. В курсовой работе должно найти отражение взаимосвязи теоретических положений с практикой, повседневной жизнью и деятельностью.

Выполнение курсовой работы целесообразно разделить на 6 этапов:

- выбор темы;

- подбор и изучение литературы;

- составление плана работы;

- сбор и обработка фактического и статистического материала;

- оформление курсовой работы;

- работа с рецензией и защита курсовой работы.

3.1. Выбор темы.

Тема  курсовой работы выбирается самостоятельно из числа, предложенных кафедрой (приложение 1) и согласовывается с преподавателем.

3.2. Подбор и изучение литературы

После выбора темы нужно самостоятельно  составить  список необходимой литературы, подобрать ее и изучить. При составлении библиографического  списка  рекомендуется  пользоваться библиографическим  каталогами,  перечнями   опубликованных статей, которые приводятся в конце последнего в году  номера. Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы  и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям.

Для полного и правильного раскрытия содержания избранной темы  необходимо:

- изучить работы  монографического  характера по избранной проблеме;

- ознакомиться с нормативно-правовыми актами (Законы РФ и УР, постановления правительства, Указы Президента РФ и др.);

- ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в периодической печати и статистических сборниках;

- изучить статьи по избранной теме, публикуемые в журналах “Вопросы экономики”, “Российский экономический журнал”, “Финансы и кредит”, “Экономическая школа”, “ Мировая экономика и международные отношения”, “Экономист”, в еженедельнике “Экономика и жизнь”, «Российская бизнес-газета», «Эксперт» и других.

При изучении литературы необходимо делать выписки  основных положений,  теоретических  выводов,  определений,  доказательств, статистических данных  и т.п. Записи  лучше вести на отдельных листах. Содержание записей на каждом листе должно относиться только  к одному  вопросу  работы, из  которых сделаны выписки. Листки записей следует сгруппировать по вопросам темы и разложить таким образом, чтобы получилось последовательное освещение изучаемых вопросов.

Практика ставит проблемы и вопросы, к которым теория не всегда готова. Отсюда по многим проблемам экономической теории специалисты имеют разные точки зрения, и по ним ведутся дискуссии, которые находят отражение в литературе. В курсовой работе необходимо изложить  имеющиеся в литературе точки зрения  по исследуемой проблеме и дать их критический обзор, при этом ссылаясь на первоисточники.

3.3. Составление плана работы

 После выбора и изучения  литературы необходимо составить рабочий план, который представляется для согласования руководителю курсовой работы, назначенного кафедрой.

Хорошо продуманный план содействует последовательному и систематизированному изложению содержания работы, помогает найти основные направления в освещении вопросов темы и позволяет систематизировать материал по разделам работы.

На данном этапе студент решает задачу определения объема информации для написания курсовой работы, ее поиска и сбора. Поэтому он включает следующие пункты:

·  работа в библиотеках по отбору необходимой литературы;

· работа с каталожными карточками систематического и алфавитного каталогов;

· выписки, конспектирование, ксерокопирование информационных материалов;

· систематизация отобранного материала, его изучение;

·  составление плана курсовой работы для его представления

научному руководителю.

В ходе выполнения работы на основе подобранной литературы, сбора и обработки материала план может быть скорректирован и сформирован окончательный вариант. В структуре  курсовой работы он должен быть  представлен как оглавление.

3.4. Сбор и обработка фактического и статистического материала

Подбор информационных материалов для написания курсовой работы следует рассматривать как начало необходимого и постоянного в дальнейшей работе процесса накопления информации. Сбор, анализ и обобщение материалов по теме один из самых сложных и трудоемких этапов деятельности студента, так как необходимо ознакомиться не только с нормативно-правовым материалом, но и с большим количеством литературы, различными подходами и взглядами авторов, многообразием путей решения исследуемых вопросов.

Прежде всего, необходимо обратиться к учебникам и учебным пособиям для высших учебных заведений по данной дисциплине, где материал излагается в доступной форме. Сбор материала предполагает и приобретение оригинальных источников в личную библиотеку, а также создание картотеки, позволяющей выход на библиотечные фонды.

Для написания курсовой работы нужны как литературные источники, так и фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях в экономической жизни, о закономерностях развития.  Источниками  получения статистических и фактических  данных могут быть статистические сборники и справочники, журналы и газеты, приложения к ним, различные информационные  бюллетени по экономическим вопросам и др.

При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила, а именно:

- данные следует приводить к абсолютным (млн. руб., т.,  м.,  шт.) или относительным (%) показателям и при их сравнении обязательно в одинаковых измерениях;

- для доказательства определенной закономерности, тенденции требуется привести данные в динамике, которые раскрывали бы сущность экономического процесса, т.е. дать динамику за ряд лет;

-  при исследовании фактических материалов следует разделять их на аналитические и иллюстративные.

Аналитические материалы подвергаются обработке с применением математического аппарата, т.е. анализа цифровых показателей и служат основанием для выводов о наблюдаемых процессах и явлениях и формулировки предложений и рекомендаций.

Иллюстративные материалы позволяют констатировать факты без обработки данных.

Таким образом, на данном этапе студент должен систематизировать и обработать собранный материал, в том числе составить аналитические и комбинированные таблицы, схемы и диаграммы, проанализировать результаты, сформулировать выводы и предложения. Это позволит своевременно обнаружить пропуски в подборе материалов, необходимые для проведения анализа.

Следует, однако, помнить, что использование фактического материала в курсовой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Необходимо стремиться к тому, чтобы данных было немного, но новых, типичных, выразительных и убедительных.

 

4. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа вкладывается в специальную папку и должна быть набрана на компьютере на одной стороне стандартного листа белой бумаги.

Параметры страницы: правое поле – 1 см.; левое поле – 3 см.; верхнее и нижнее – 2,5 см.  Между строчками должен быть полуторный интервал. Текст должен быть выровнен по ширине (с переносом слов). Шрифт - Times New Roman. Размер шрифта – 14 пт. Абзацы - с красной строки.

Иностранный текст и специальные обозначения (формулы, символы), если нет возможности отпечатать, вписываются четким почерком черным цветом.

Каждый раздел  (главу) работы принято начинать с новой страницы. Название главы оформляется шрифтом Times New Roman. Размер шрифта 14 пт полужирный. Перенос слов в заголовках разделов не допускается.

Оформление титульного листа и содержания работы

Титульный лист, является первой страницей курсовой работы и служит источником информации, необходимой для ее обработки и поиска. На титульном листе указывается тема работы, её автор и научный руководитель, а также год написания работы (приложение 2).

На второй странице следует содержание, которое должно включать наименования структурных элементов курсовой работы («Введение», названия параграфов основной части, «Заключение», «Список использованных источников», приложения) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей (приложение 3).

Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов, подпунктов работы.

Все листы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами внизу страницы по центру. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы, но не нумеруют.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой. Например: 1., 2., 3., и т.д.

Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой. Например: 1.1., 1.2., 1.3. и т.д.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт, то нумеровать его не следует.

Оформление иллюстраций и таблиц

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Иллюстрации должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией также помещают поясняющие данные (подрисуночный текст).

Иллюстрация обозначается сокращением «Рис.», которое помещают после поясняющих данных (приложение 4). Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и сокращение «Рис.» под ней не пишут.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы.

Цифровой материал оформляется в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в работе.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица».
Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей по центру (
приложение 5).

При переносе части таблицы на другие страницы название не переносится. Название граф таблицы при переносе ее на другую страницу дублируются.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово "таблица" с указанием ее номера.

Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

Оформление перечислений, формул и уравнений

Перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например 1), 2), 3) и т.д., и печатать строчными буквами с абзацного отступа.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. При оформлении формул и уравнений пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия (приложение 6).

Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Если в письменной работе только одна формула или уравнение, их не нумеруют.

Оформление ссылок

Для аргументации собственных доводов автор работы приводит цитаты и (или) цифровые данные. Каждая цитата и любой цифровой материал должны сопровождаться ссылкой на источник.

Ссылки могут оформляться следующим образом:

-  подстрочные ссылки (сноски) оформляются с абзацного отступа внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Внизу страницы под чертой, которая проводится на 2/3 размера ширины страницы ниже последней строки листа, этот номер повторяется и за ним следует название источника.

При повторных постраничных ссылках и сносках, идущих вслед за основной, возможны сокращения (например: Там же. С.44).

- внутритекстовые ссылки оформляются в квадратных скобках (сразу после цитаты или пересказа) с указанием номера работы по списку использованной литературы и соответствующих страниц этой работы (приложение 7).

Ссылки нумеруются в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой новой странице нумерацию ссылок начинают сначала.
Первая ссылка на работу того или иного автора должна содержать все обязательные элементы описания, кроме издательства: фамилию и инициалы автора, название работы, место, год издания и страницу. При ссылке на статью нужно указать также источник публикации.

Если в тексте документа упоминается автор статьи и ее заглавие, то в ссылке приводят только недостающие сведения, т.е. сведения об источнике, в котором была помещена статья.

Оформление списка использованных источников

Список должен содержать перечень источников информации, использованных при выполнении курсовой работы, и их библиографическое описание. 

Список формируется в алфавитном порядке фамилий авторов с обязательной нумерацией работ арабскими цифрами с точкой (приложение 8).

Оформление приложений

Приложения (если таковые имеются)  следует оформлять как продолжение письменной работы на ее последующих страницах (после библиографического списка), располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте работы.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ».

Если приложений в письменной работе более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией.

На все приложения в тексте должны быть даны ссылки.

Объем курсовой работы должен быть не менее 25 и не более 40 страниц печатного текста, включая приложения.

 

5. СРОК СДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Законченная и полностью оформленная работа не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии представляется руководителю для проверки и предварительной оценки. Руководитель проверяет работу в течение 10 дней, дает по ней письменное заключение (рецензию) и, при условии законченного оформления и положительной оценки содержания, допускает работу к защите.

Работа, не отвечающая установленным требованиям, возвращается для доработки с учетом сделанных замечаний и повторно предъявляется на кафедру в срок, указанный руководителем, но до начала экзаменационной сессии.

При установлении факта плагиата, студент выполняет новую курсовую работу по другой теме, а общий балл снижается.

Повторно выполненная работа сдается вместе с первым вариантом курсовой работы и рецензией на нее.

 

6. РАБОТА С РЕЦЕНЗИЕЙ И ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Курсовая работа должна быть защищена до экзамена перед  руководителем. Без защиты курсовой работы студенты к экзамену не допускаются.

В рецензии, как правило, отмечается:

· соответствие содержания и структура курсовой работы ее теме;

· полнота достижения цели (целей) сформулированной во введении;

· степень самостоятельности и инициативы студента;

· умение пользоваться различными источниками информации;

· способности студента к учебно-исследовательской деятельности;

· ценность выводов и предложений, сделанных студентом, возможность практического применения полученных результатов;

· рекомендация о допуске курсовой работы к защите.

В отзыве могут быть отражены и другие вопросы.

Следует внимательно прочитать рецензию, обдумать все замечания по содержанию и оформлению работы, стилю, грамотности изложения, ознакомиться с записями на полях работы. В рецензии на курсовую работу может не содержаться окончательная оценка. В ней может быть предварительная оценка в форме вывода: «Работа допускается к защите» или «Работа не допускается к защите». Окончательная оценка дается после защиты. Если работа не допущена к защите, то она должна быть переработана в соответствии с рецензией и вновь представлена на кафедру.

Если в рецензии имеются замечания, которые не ясны, необходимо с помощью руководителя уяснить суть замечаний, а в ходе защиты курсовой работы привести дополнительные доказательства для обоснования  своей позиции. При наличии ошибок в работе следует уяснить суть ошибок, а затем исправить их. Важно обратить внимание на замечания рецензента, изучить дополнительные источники и устранить замечания.

Работа не допускается к защите, если она не носит самостоятельного характера, списана из литературных источников или у других авторов, скачена из Интернета, если основные вопросы не раскрыты, изложены хаотично, фрагментарно, в тексте содержатся ошибки, научный аппарат оформлен неправильно, текст написан небрежно.

 

  

7. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

3ащита курсовых работ проводится, как правило, публично. Процедура защиты начинается с выступления студента, автора курсовой работы. Для сообщения содержания работы ему предоставляется 5 – 7 минут. За это время студент должен обосновать актуальность темы, охарактеризовать степень проработанности вопросов, доложить о сделанных выводах, разработанных решениях, предложенных рекомендациях.

Защита должна сопровождаться иллюстративным материалом, выполненным на бумажном или электронном носителях.

После выступления студенту могут быть заданы вопросы. Ответы на вопросы должны быть исчерпывающими и по существу заданных вопросов.

Автор курсовой работы должен ответить на вопросы и замечания руководителя, изложенные в письменном отзыве или устных выступлениях.

 

8. ОЦЕНКА ЗА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

Оценка за курсовую работу выставляется руководителем по результатам защиты в ведомость и зачетную книжку студента (неудовлетворительная оценка - только в ведомость). Полное название курсовой работы вносится в экзаменационную ведомость и в приложение к диплому.

Структура оценивания:

·    соответствие   предъявляемым требованиям – 40 баллов,

     в том числе:

Ø      введение  - 4 балла;

Ø      1 глава -  9 баллов;

Ø       2 глава -  10 баллов;

Ø       3 глава - 9  баллов;

Ø      заключение -  4 балла;

Ø      библиография -  4 балла.

·    самостоятельность – 25 баллов;

·    оригинальность – 20 баллов;

·    защита курсовой работы – 15 баллов.

 

Оценку «отлично»  (91- 100 баллов) получают те работы, в которых содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний экономической литературы по данной теме.

Оценка «хорошо»  (74 – 90 баллов) ставится тогда, когда в работе полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени творчества.

Оценку «удовлетворительно»  (61 – 73 балла) студент получает в том случае, когда не может ответить на замечания рецензента, не глубоко владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы.

В случаях, если защита признается неудовлетворительной, руководитель устанавливает, может ли студент представить к защите ту же работу с доработкой, определяемой комиссией, или же обязан разработать новую тему, которая устанавливается кафедрой.

К сдаче экзамена по экономической теории допускаются лишь те студенты, которые получили положительные оценки по курсовой работе.

Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

         Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре в течение пяти лет. Студент имеет право воспользоваться своей курсовой работой, находящейся на кафедре, при написании выпускной квалификационной работы.

 

9. ЭТО ВАЖНО!

 

К числу основных недостатков, которые следует учесть каждому студенту, можно отнести:

1.Отсутствие убедительных доказательств, обоснований, выводов и рекомендаций.

2. Нарушение последовательности изложения, частые повторения, нечеткие формулировки, оговорки, грамматические ошибки.

3. Отсутствие четкости в определении основного содержания курсовой работы.

4. Излагаемые по тексту примеры не подкрепляются смысловым содержанием, размышлениями автора.

5.  Курсовая работ пишется как набор цитат, фраз и выдержек из книг, брошюр и других источников, пересказ одной-двух журнальных статей.

6.  При анализе конкретных социальных явлений в рамках исследуемой проблемы используются лишь крайне полярные оценки, нет серьезной аргументации и логики рассуждений, наложения взглядов автора.

Поэтому каждому студенту при выполнении курсовой работы настоятельно рекомендуется тщательно изучить методические рекомендации и советы для того, чтобы избежать повторения названных выше недостатков.

 

Приложение 1

           Тематика курсовых работ по  «Макроэкономике»

1. Аграрно-промышленный комплекс России, особенности его государственного регулирования в глобализирующейся экономике.

2. Анализ влияния реального обменного курса на экономический рост.

3. Анализ факторов социальной дифференциации в российской экономике.

4. Антимонопольная политика в условиях глобализации экономики.

5. Бегство капитала из России: причины и пути преодоления.

6. Бедность в России и перспективы ее ограничения.

7. Валовой региональный продукт Удмуртии: структура, динамика.

8. Валютная политика современного российского государства.

9. Валютный рынок России: проблемы регулирования.

10. Влияние рыночных преобразований в России на экономическую и социальную структуру общества.

11. Влияние современного мирового кризиса на состояние российской экономики.

12. Внешний долг России и управление им.

13. Вывоз капитала: формы, направления и их влияние на экономику России.

14. Глобализация и экономическое развитие России.

15. Государственная поддержка малого бизнеса в России и за рубежом.

16. Государственная собственность и ее роль в современной рыночной экономике.

17. Государственная собственность: сущность, динамика, тенденции развития.

18. Государственное регулирование тарифов естественных монополий.

19. Государственный долг: причины образования и методы обслуживания.

20. Государственный заказ и его воздействие на экономику.

21. Демографическая политика  как одно из направлений социальной политики.

22. Дискриминация на рынке труда в России.

23. Дифференциация доходов и уровень жизни населения в России.

24.  Дифференциация населения по уровню доходов: причины и последствия.

25. Домохозяйства на рынке сбережений (на примере России).                               

26. Евразийская интеграция: предпосылки, направления и задачи России.

27. Естественные монополии, государственное регулирование их деятельности (мировой  опыт и опыт России).

28. Жилищно-коммунальное хозяйство в структуре российской экономики: опыт и проблемы реформирования.

29. Защита окружающей среды: проблемы и механизмы регулирования.

30. Значение и социально-экономические последствия вхождения России в ВТО для развития отечественного сельского хозяйства.

31. Издержки и выгоды Олимпийских игр в Сочи.

32. Изменения структуры производства и занятости  в современной российской  экономике.

33. Износ и обновление основного капитала в России: состояние, проблемы, пути решения.

34. Импортные тарифы как способ поддержки отечественного автомобилестроения.

35. Инвестиции в человеческий капитал как фактор инновационного  экономического развития.

36. Инвестиции в человеческий капитал: сущность, опыт, проблемы.

37. Инвестиции и экономический рост: опыт и проблемы России.

38. Инвестиции как фактор экономического роста.

39. Инвестиционная политика регионов – основа преодоления их социально-экономического неравенства.

40. Инвестиционный климат в России: пути его совершенствования.

41. Инновационная экономика: возможности развития и государственной поддержки

42. Инвестиционный процесс в России: цели, источники, результаты.

43. Инновации как фактор модернизации экономики России.

44. Инновационная политика российского государства.

45. Инновационный и инвестиционный факторы экономического роста.

46. Иностранные инвестиции в России: формы, направления, перспективы.

47. Иностранные инвестиции в экономику России и Удмуртии.

48. Институциональные преобразования как фактор социально-экономической политики.

49. Интеллектуальный капитал как фактор экономического роста.

50. Интернет как новая среда и новое средство экономического развития.

51. Качество  институтов как условие экономического развития.

52. Конкурентоспособность экономики России на мировом рынке.

53. Концентрация и диверсификация капитала в современной России.

54. Концепция развития российской экономики до 2020 г. и стратегия развития Удмуртии.

55. Миграция и эмиграция рабочей силы в России.

56. Миграция рабочей силы: проблемы и перспективы.

57. Мирохозяйственные связи России и ее место в глобальной экономике.

58. Модели экономической трансформации: проблемы России.

59. Монетарная политика российского государства на современном этапе.

60. Мотивы поведения потребителей, факторы выбора и потребительские риски.                         

61. Налоговая система и проблемы ее совершенствования в современной России.

62. Наука в России и методы стимулирования ее развития.

63. Научно-технический прогресс как фактор развития российской экономики.

64. Национальное богатство России, его структура, особенности.

65. Ненаблюдаемая экономика в современной России: причины, формы, масштабы, тенденции.

66. Неравенство доходов и проблема бедности в современной России.

67. Неравенство доходов и проблема формирования среднего класса: зарубежный опыт и российская практика.

68. Общественное благосостояние как результат экономического развития.

69. Основные направления коммерциализации социальной сферы.

70. Основные тенденции в развитии рынка недвижимости.

71. Политика государства в области науки, образовании и культуры.

72. Постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы.

73. Потребительский рынок как элемент рыночной системы.

74.  Потребительский спрос как фактор экономического роста.

75. Предпринимательство в современной России: опыт, проблемы, решения.

76. Проблемы гармонизации фискальной политики и налогового регулирования.

77. Проблемы государственного стимулирования развития малого бизнеса в России.

78. Проблемы и пути модернизации российской экономики.

79. Проблемы накопления и эффективного использования человеческого капитала: зарубежный опыт и российская практика.

80. Проблемы перехода России к инновационно-инвестиционной модели развития.

81. Проблемы присоединения России к ВТО.

82. Проблемы развития инновационного бизнеса в России.

83. Проблемы развития малого бизнеса в России.

84. Проблемы развития наукоемкого производства в России.

85. Проблемы развития рынка жилья в России на современном этапе.

86. Проблемы регулирования конкурентных рынков (на примере рынка услуг «маршруток»).

87. Проблемы российского образования. 

88. Профессиональный спорт как вид предпринимательства.

89. Прямые иностранные инвестиции в России и модернизация экономики. 

90. Пути стимулирования инновационной активности.

91.  Развитие инновационного сектора в современной России.

92. Развитие информационных технологий в России.

93. Развитие научного потенциала России на современном этапе.

94. «Ресурсное проклятие» - сущность концепции и российская специфика.

95. Реформирование системы оплаты труда в бюджетной сфере России в современных условиях.

96. Роль банковского сектора в трансформации сбережений населения в инвестиции.

97. Роль государства в регулировании земельных отношений и в развитии АПК в России.

98. Роль информационной экономики в становлении нового типа экономического  роста.

99. Роль топливно-энергетического комплекса в экономике России.

100. Рынок образовательных услуг в России.

101. Рынок потребительских благ в современной России.

102. Рынок ресурсов, его роль в экономике России.

103. Рынок труда, проблемы и пути повышения его гибкости в России.

104. Сбережения населения как фактор роста экономики.

105. Собственность на недра в России: отношения бизнеса и государства.

106. Совершенствование управления государственной собственностью в России.

107. Современный рынок информационных услуг.

108. Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг в России.

109. Состояние производственного аппарата России и методы стимулирования инвестиционной активности бизнеса.

110. Социальная ориентация экономики в России и в развитых странах Запада.

111. Социальная политика государства в России.

112. Социальное расслоение в Росси, формы государственной поддержки малоимущих групп населения.

113. Социальные риски в экономике России.    

114. Становление фермерства в современной России.

115. Страхование в России: проблемы  и перспективы роста.

116. Структура собственности и структура экономических интересов в России.

117. Структурная и промышленная политика: мировой опыт и проблемы России.

118. Структурная перестройка российской экономики.

119. Тенденции  развития отношений собственности в российской экономике.

120. Трансформация отношений собственности в российской экономике в ходе рыночных реформ.

121. Угрозы экономической безопасности России и пути их преодоления.

122. Уровень жизни населения в России: индикаторы, динамика.

123. Уровень и причины бедности в России. Ловушка бедности.

124. Уровень и проблемы бедности в современном мире. Ловушка бедности.

125. Факторы конкурентоспособности региона: теория и современная практика.

126. Формирование и использование человеческого капитала в России.

127. Формирование национальной инновационной системы: институциональный аспект.

128. Формирование экономики знаний в современной России.

129. Формы сотрудничества крупного и малого бизнеса в современной экономике.

130. Цикличность экономики. Конъюнктурная политика государства.

131. Частная собственность в современной России; ее структура, особенности.

132. Частное образование в постиндустриальной экономике.

133. Человеческий капитал в России: измерение, динамика.

134. Эволюция форм социальной защиты в рыночной экономике (на примере отдельных стран).

135. Экологические проблемы России.

136. Экологический кризис: экономический аспект.

137. Экономическая безопасность как фактор экономического роста.

138. Экономическая безопасность России: состояние и проблемы ее достижения.

139. Экономическая безопасность страны: факторы и показатели.

140. Экономические реформы в России и динамика уровня жизни населения.

141. Экономические факторы формирования здорового образа жизни.

142. Экономический потенциал российского малого бизнеса.

143. Экономический рост и конкурентоспособность промышленности.


ПРИМЕРНОЕ  ОГЛАВЛЕНИЕ    РАБОТЫ

на тему «Иностранные инвестиции в экономику России»

  

Оглавление 


 

Введение

3

1. Инвестиции, их сущность и экономическое значение

5

1.1.Инвестиции, их сущность, виды

5

1.2.Факторы, определяющие инвестиции

8

1.3.Инвестиции и экономический рост

10

2. Инвестиционный климат в России

12

2.1.Современная инвестиционная ситуация в России

12

2.2.Факторы, определяющие инвестиционный климат в России

16

2.3. Мировой опыт создания инвестиционного климата и возможности его использования в России

 

19

3. Политика привлечения иностранных инвестиций в экономику России

22

   3.1. Иностранные инвестиции в экономику России

 

3.2. Проблемы формирования инвестиционного климата в  России и пути их решения

 

22

3.3. Проблемы привлечения инвестиций в экономику России и пути их решения

 

25

Заключение

28

Список использованной литературы

30

 


ПРИМЕРНОЕ  ОГЛАВЛЕНИЕ    РАБОТЫ

на тему «Формирование экономики знаний в современной России»

 

                                            Оглавление

 

Введение4 

Глава 1. Экономика знаний: общая характеристика (теоретический аспект)22

1.1.Основные черты и характеристики экономики знаний8

1.2.Особенности экономики знаний10

1.312

1.4.Роль государства в формировании экономики знаний14

Глава 2. Формирование экономики знаний в современной России23

2.1.Формы проявления экономики знаний в экономике России17

2.2.Основные показатели развития экономики знаний в России20

2.3.Факторы развития экономики знаний22

Глава 3. Проблемы формирования экономики знаний в современной России и пути их решения30

3.1. Основные факторы торможения развития экономики знаний 25

3.2. От экономики ресурсов к экономике знаний в России28

3.3. Человеческий капитал как главный фактор формирования и развития экономики знаний в России30

Заключение32

Литература33

 

 

  ПРИМЕРНОЕ  ОГЛАВЛЕНИЕ    РАБОТЫ

на тему: «Проблемы развития малого бизнеса в России»

 

Оглавление

 

Введение3

Глава 1. Малый бизнес: общая характеристика14

1.1  Понятие «малый бизнес», его особенности, задачи и функции8

1.2 Этапы развития малого бизнеса в России13

Глава 2. Развитие малого бизнеса в современной России20

 2.1 Становление малого бизнеса в России (1991-2011 гг.)16

2.2 Масштабы и структура в экономике России18

2.3 Малый бизнес в экономике России и развитых странах (сравнительный анализ)20

Глава 3. Проблемы развития малого бизнеса в России30

3.1 Налогообложение малого бизнеса22

3.2 Инвестиционная проблема развития малого бизнеса24

3.3 Правовые аспекты  развития малого бизнеса26

3.4 Социальная функция малого бизнеса28

3.5.Государственное стимулирование развития бизнеса в России30

Заключение32

Список литературы34

   

ПРИМЕРНОЕ  ОГЛАВЛЕНИЕ    РАБОТЫ

на тему:«Инновационная экономика: возможности развития и государственной поддержки»

 

Оглавление

 

Введение3

Глава 1. Инновационная экономика: общая характеристика (теоретический аспект)12

1. 1. Понятие и сущность инновационной экономики6

1.2. Показатели инновационности экономики12

Глава 2. Проблемы формирования инновационной экономики в современной России20

2.1.Необходимость формирования инновационной экономики15

2.2. Факторы  формирования инновационной экономики в России20

Глава 3. Стратегия формирования  инновационной экономики в России 30

3.1. Факторы, сдерживающие развитие инновационной экономики 25

3.2. Государственная политика формирования инновационной экономики28

Заключение32

Список литературы34

 

       

Приложение 2

 Минобрнауки России

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО   МАКРОЭКОНОМИКЕ

                   на тему: _______________________________

 



Выполнил:

студент гр.  

И.О.Фамилия       

 

  

Научный руководитель:

(должность, ученая степень,

звание) И.О. Фамилия

 

 

                


Ижевск – 2011

   Приложение 4

        Рис. 2.5. Структура иностранных инвестиций в экономику России

Рис. 2.5. Структура иностранных инвестиций в экономику России

 в 2010 г., %

 

                                             Рис. 2.6. Структура иностранных инвестиций в экономику России в 2010 г. по

Рис. 2.6. Структура иностранных инвестиций в экономику России в 2010 г. по странам, %


Рис. 3.1. Динамика суммарной величины накопленных иностранных инвестиций в

Рис. 3.1. Динамика суммарной величины накопленных иностранных инвестиций в экономику Удмуртии, млн. долл. США

 

                                Приложение 5

                                                                                                 Таблица 1

Объем иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США1

 

Год

Прямые

Портфельные

Прочие

Всего

2001

1876,7

30

889,8

2 796,5

2002

2090

45,4

4 307,7

6 443,1

2003

3897,3

342,8

6 257,9

10 498

2004

3361

191

8 221

11 773

2005

4260

31

5269

9560

2006

4429

145

6 384

10 458

2007

3980

451

9 280

14251

2008

4000

472

15300

19772

2009

6782

401

22515

29699

2010

9420

333

30756

40509

 

   1 См.: Российский статистический ежегодник

                   

 Приложение 6

 

Уравнения и формулы

p = Уравнения и формулы,            

(1)

где    p - темп инфляции;

1 – текущий год;

         0 – базовый год.

 

 

 

pсост. периода = (1+p1)(1+p2)(1+p3)(1+pn) – 1,  

 (2)

 

где       1 – это первоначальный уровень цен

p1, p2, … - темп инфляции на отдельном временном отрезке

 

  

Приложение 7

ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛОК

 1.Внутритекстовые сноски

Например: Кульман А. утверждает, что в начале века  «объем знаний удваивался каждые 50 лет. В настоящее время этот процесс занимает лишь год» [6, с.17]

 

2. Постраничные ссылки

В тексте. Если в 70-е годы на рынке господствовали большие ЭВМ., в 80-е персональные компьютеры, то в 90-е годы пришло время глобальных сетей1.

       

В сноске.

 1Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М.: ВЛАДОС,2008. С.242.

 

 Приложение 8

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

(Примеры библиографического описания различных видов произведений печати).

          Книги одного, двух, трех и более авторов

Рузавин Г.И.  Инвестиционная привлекательность России.- М.: Мысль, 2009.- 237 с.

Госс В.С., Семенюк Э.П.,Урсул А.Д. Внешнеэкономические связи России. - М.: Мысль, 2008.- 268 с.

Российская промышленность: портрет в интерьере кризиса /А.М.Коротеев, Т.А. Беляев и др.; под ред. А.М.Коротеева.- М.: Дело,2005. – 345 с.

        

Сборник одного автора

Методологические проблемы современной экономической науки / Сост. А.Т.Москаленко.- М.: МИСИ,2009.- 295 с.

       

Сборник с коллективным автором

Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. /Научно-исслед. НИИ высшего образования /Отв. ред. Н.Н.Нечаев. – М.:НИИВО,2007.- 156 с.

       

Материалы конференций

Проблемы экономического образования: Тез., докл. Третья всеросс. науч. конф. – М.:МИСИ,2009.- 234 с.

       

Автореферат диссертации

Фролов В.В. Система страхования: проблемы становления и развития в России: Автореф. дис.канд. экон. наук.-М.,2008.- 21 с.

Статья из газеты и журнала

Егорова Е.Д. Управление государственной собственностью // Независимая газета. - 2009.- 27 ноября.

Райцын Н.А. Россия и социальное партнерство // Человек и труд.- 2008.-№7. -  С. 6-10.

Сафронов Г.П. Итоги, задачи и перспективы развития  книжной торговли // Кн. торговля. Опыт, пробл., исслед.2009.- Вып.8.- С. 3-17.

 

Статья из ежегодника

Народное образование и культура // Россия в цифрах в 2009 г. – М.,2010 .- С.241-255.