Каталог

Помощь

Корзина

Мировая экономика. Вариант 5

Оригинальный документ?

Содержание

1.  Опишите структуру внешней торговли России в 2012 г3

2. Плюсы и минусы вступления России в ВТО на условиях ратифицирования в августе 2012 г6

3. Перспективы курса рубля в 2013 г11

Список литературы13

1. Опишите структуру внешней торговли России в 2012 г.

Объем торговли России с другими странами вырос в прошлом году незначительно. Страна по-прежнему продает, в основном, сырье, а покупает, главным образом машины и оборудование.

Федеральная таможенная служба РФ подсчитала объем внешней торговли России за прошлый год. Как выяснилось, он составил $822,5 млрд. Это всего на 1,8% больше, чем было в 2011 году. Объем экспорта в 2012 году составил $524,7 млрд, импорта – $312,5 млрд. Однако импорт рос быстрее экспорта: 2,2% против 1,6%.

Наибольший объем торговли у России по-прежнему с Евросоюзом – 49% от всего оборота. Среди стран, крупнейшим внешнеторговым партнером страны остается Китай, на который приходится 10,5% всей торговли. Далее следуют Нидерланды (9,9%) и Германия (8,8%). В 2011 году с Германией Россия торговала больше, чем с Нидерландами.

Наибольшими темпами объем торговли в прошлом году вырос со Швейцарией (на 66,3%) и ЮАР (на 53,7%). Сильнее всего сократилась торговля с Ираном (на 38%), Папуа-Новой Гвинеей (на 34,8%) и Перу (на 34,4%).

Экспорт

Основой российского экспорта в страны дальнего зарубежья, как и прежде, являются топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил в 2012г. 73%. За прошлый год он, хоть и незначительно, но вырос (в 2011 году было 72,7%).

Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья угля на 18,8%, различных видов жидкого топлива – на 3,5%. При этом, объемы экспорта автомобильного бензина сократились на 42,4% (дали о себе знать заградительные пошлины). На 30,2% упали поставки электроэнергии.

Доля экспорта машин и оборудования в дальнее зарубежье составляет всего 3,6%. За прошлый год объем поставок этой категории продукции вырос на 2,2%, в том числе: железнодорожного оборудования – на 20,1%, механического оборудования – на 11,8%, средств наземного транспорта – на 10,4%, инструментов и аппаратов оптических – на 6,3%, электрического оборудования – на 2%.

В страны СНГ Россия также поставляет, в основном, товары топливно-энергетического комплекса. Их доля составляет 55,4% всего импорта. Доля экспорта машин и оборудования составила 13,3%, металлов и изделий из них – 9,3%, продукции химической промышленности – 9,1%, продовольственных товаров и сырья для их производства – 5,3%, лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – 2,9%. По сравнению с прошлым годом, структура импорта в страны СНГ существенно не изменилась.

 

Товарная структура ЭКСПОРТА

Российской Федерации со всеми странами

(тысяч долларов США)

январь - декабрь 2012 год

  Код ТНВЭД

 

Наименование товарной отрасли

Страны дальнего зарубежья 

Страны СНГ 

 

ВСЕГО:

447312232,0

77415226,2

01-24

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

12502504,3

4095563,2

25-27

Минеральные продукты

330796179,3

43761478,2

27

Топливно-энергетические товары

326463029,3

42915742,0

28-40

Продукция химической промышленности,каучук

24919264,3

7051931,4

41-43

Кожевенное сырье,пушнина и изделия из них

424816,0

75012,5

44-49

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

7845359,2

2283328,4

50-67

Текстиль,текстильные изделия и обувь

226653,8

512066,9

71

Драгоценные камни,драгоценные металлы и изделия из них

13632795,5

185438,0

72-83

Металлы и изделия из них

37250108,8

7215196,1

84-90

Машины,оборудование и транспортные средства

16218614,2

10271124,0

68-70, 91-97

Другие товары

3495936,6

1964087,4

 

Импорт

Импорт машин и оборудования из стран дальнего зарубежья в 2012 году вырос. Если в 2011 году его доля составляла 51%, то в 2012 – 52,1%. На продукцию химической промышленности приходится 16,1% импорта, на продовольственные товары и сырье для их производства – 13%, металлов и изделий из них – 5,6%, текстильных изделий и обуви – 5,4%.

Импорт из стран СНГ на 38,1% состоит из машин и оборудования, на 16,2% – из металлов и изделий из них, на 11,9% – из продовольственных товаров и сырья для их производства, на 9,6% – из продукции химической промышленности, на 6,5% – из текстильных изделий и обуви.

 

Товарная структура ИМПОРТА

Российской Федерации со всеми странами

(тысяч долларов США)

январь - декабрь 2012 год

  Код ТНВЭД

 

Наименование товарной отрасли

Страны дальнего зарубежья 

Страны СНГ 

 

ВСЕГО:

272249743,9

40317663,9

01-24

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

35402662,4

4799826,9

25-27

Минеральные продукты

2814670,0

4537412,1

27

Топливно-энергетические товары

1784648,1

2217498,6

28-40

Продукция химической промышленности,каучук

43831781,6

3876524,9

41-43

Кожевенное сырье,пушнина и изделия из них

1498299,0

90287,8

44-49

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

5003071,4

1077153,5

50-67

Текстиль,текстильные изделия и обувь

14763632,3

2630674,9

71

Драгоценные камни,драгоценные металлы и изделия из них

627991,2

104347,6

72-83

Металлы и изделия из них

15305466,3

6522733,3

84-90

Машины,оборудование и транспортные средства

141743629,2

15377544,2

68-70, 91-97

Другие товары

11258540,7

1301158,9

 

2. Плюсы и минусы вступления России в ВТО на условиях ратифицирования в августе 2012г.

 

Плюсы:

1. Снижение пошлин. Как результат – импортируемые товары станут дешевле. Снизятся также и экспортные пошлины, что приведет к тому, что российский экспорт также увеличится. От этого выиграют, прежде всего, сырьевые отрасли.

2. Иностранные компании будут более активно работать на российском рынке, и усилится конкуренция. Как результат – российские товары также станут дешевле.

3. Вступление в ВТО – серьезный шаг для страны. Российская внешнеэкономическая деятельность станет более предсказуемой и стабильной. В результате можно ожидать увеличения количества иностранных инвестиций. Также, вероятно, курс рубля станет менее волатильным.

4. ВТО не регулирует сырьевые рынки. Это безусловно позитивно, ввиду того, что основной экспорт России, а именно металлы, нефть, газ, минералы и т.д. никак не пострадают.

5. Создание новых высокотехнологичных отраслей. На самом деле это вполне реальная вещь, поскольку стране, которая только что вступила в ВТО, дается около 5-6 лет на то, чтобы она «подготовила» свою экономику к этому. В это время торговая организация делает ей множество поблажек и не осуществляет столь жесткий контроль. Иначе говоря, у России за это время есть шанс для того, чтобы создать ряд высокотехнологичных и крайне конкурентоспособных производств, которые в дальнейшем могли бы стать такими же гигантами экспорта, как нефть, оружие, минеральные удобрения и ресурсы.

6. Импорт дешевого сырья. Для предпринимателей однозначный плюс. Дело в том, что из-за климатических условий на наших промышленных предприятиях существует огромное количество издержек, связанных с ними. Это влияет на стоимость выпускаемой продукции. При этом сырье, как правило стоит недешево, особенно если его необходимо вести из-за границы. Но мы же прекрасно понимаем, что из-за снижения пошлин ввозить сырье станет дешевле и тем самым снизится себестоимость товаров, произведенных в России. В условиях договора о вступлении, например, написано, что пошлины на одежду останутся прежними, однако на ткани они будут равняться нулю, ввиду чего на лицо значительная поддержка российских производителей одежды.

Минусы:

1. Уничтожение или резкое сокращение производства в следующих отраслях промышленности: легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопром, гражданское авиастроение, производство косметики, шин. Особенно пострадает агропромышленный комплекс. Исследования показали, что только 10 процентов региональных предприятий (в основном, в сырьевой сфере) позитивно восприняли идею вступления в ВТО. Остальные 90%, в силу своей неподготовленности, отсутствия опыта, и особенно изношенных мощностей, которые достигают сегодня до 70%, не выдержат конкуренции.

2. 40%-ное сокращение рабочих мест в стране и резкий рост безработицы в таких регионах, как Пермская, Оренбургская, Кемеровская, Московская, Свердловская, Воронежская, Курская, Рязанская, Нижегородская, Кировская, Тюменская, Иркутская области, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Хабаровский край, Ханты-Мансийский АО, Удмуртская республика, Республика Татарстан, Москва и Санкт-Петербург. Хуже всего будет тем регионам, где вытесняемые импортом предприятия являются бюджетообразующими. Это Ивановская, Пермская, Костромская, Курская, Московская, Тульская, Владимирская, Волгоградская, Самарская область и Тольятти. По подсчетам некоторых аналитиков скоропалительное вступление в ВТО принесет России 30 млн. безработных и 40 тыс. закрытых предприятий.

3. Уничтожение 460 моногородов, которые зависят от одного завода или производства для предоставления рабочих мест и инфраструктуры.

4. Потеря Россией суверенитета и запрет промышленной политики. Меморандум ВТО от 19 марта 2001 постановляет, что национальные законы и регулирование стран можно отменить, если ВТО посчитает их «более обременительными, чем необходимо». Комиссия ВТО по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого парламента или любого правительственного органа любой страны. Именно она решает, является ли тот или иной закон или правило «более обременительными, чем необходимо». Посредством суда ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные правила и законы, касающиеся, в частности, защиты окружающей среды и социальных стандартов. Таким образом, Россия теряет часть своего суверенитета, поскольку правотворчество и свободное принятие решений будет ограничено. Всемирная торговая организация (ВТО) не входит в ООН и, соответственно, законы ВТО стоят для ТНК и стран-членов ВТО выше законов ООН (экологических, трудовых прав МОТ ООН и т.д.).

5. Потеря продовольственной безопасности. Россия станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет практически невозможно.

6. Поглощение или уничтожение отечественных финансовых институтов. Банковский и страховой сектор не выдержат конкуренции.

7. Значительное увеличение оттока капитала и отсутствие дополнительных прямых инвестиций в Россию, поскольку только совершенно безрассудный бизнесмен будет вкладывать средства в создание производств в стране, в которой из-за неустранимых природных особенностей невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, например, с китайским производителем. В России при прочих равных условиях, абсолютно любой продукт труда значительно дороже по затратам на его производство и доставку к мировым рынкам, а потому заранее неконкурентоспособен по соотношению цены к затратам. Исключение составляют только те товары, которые могут быть произведены только в России. Экономически более выгодно и вольготно жить, производить необходимые товары и торговать ими там, где климат лучше и где есть самое дешёвое, т.е. речное, а в дальнейшем при развитии мореходства ещё более выгодное морское сообщение. Та же Центральная Россия не может конкурировать без помощи со стороны государства с сельхозпроизводителями Восточной Европы. Пока мы еще держимся за счет импортных ограничений; если их убрать, то дешевый импорт просто оккупирует весь наш рынок. Чтобы соревноваться с китайцами по нормам ВТО, нашим работникам придется трудиться без зарплат (буквально за похлебку), отказавшись от пенсионного обеспечения и всякого «социального пакета», отказывая себе буквально во всем.

8. Увеличение оттока квалифицированной рабочей силы, поскольку в России будет невыгодно создавать не только высокотехнологические производства, но и производства вообще.

9. Увеличение тарифов на электричество и другие энергоресурсы, что приблизит их к мировым и поставит на грань разорения  большинство промышленных предприятий. ВТО – это цена на энергоресурсы, как в Европе. Это бензин, как в Финляндии, это газ, как в Париже, это цена на электричество, как в Берлине. А зарплата – как в Воронеже.

10. Отмена льгот по НДС для отдельных категорий продукции и понижению конкурентоспособности многих товаров.

11. Резкое снижение платежеспособного (очень невысокого по западным меркам) спроса на отечественные и импортные товары среди населения России.

12. Утрата энергополитического суверенитета России.

13. Невозможность модернизации промышленности и консервация сырьевой модели экономики: к нам повезут товары, а не технологии.

14. Нарастающая фрагментация и регионализация страны.

15. Деградация социальной сферы, а именно нерентабельность детских садов, ясель, школ, больниц и домов престарелых, и их неминуемое закрытие «эффективными менеджерами».

16. Нанесение ущерба информационной и национальной безопасности России, поскольку не была проведена серьезная инвентаризация российского регулирования оказания юридических услуг и услуг  патентных поверенных.

17. Ущерб налоговой и валютной политики государства, так как, благодаря новым обязательствам России перед ВТО, создаются все условия для того, чтобы налоги платились не в России, а в иностранных государствах.

18. Ослабление экологического законодательства, так как ВТО не признает международные договоры по защите окружающей среды. Право ВТО ставится выше экологического законодательства, а нарушение международных соглашений по защите природы не карается санкциями. Это приводит к тому, что международные соглашения по защите окружающей среды не имеют фактической силы.

19. Ослабление защиты потребителей от воздействия генномодифицированных и злокачественных продуктов, поскольку правила ВТО не позволяют запретить их ввоз, а те государства, которые все же его запрещают, платят большие штрафы.

20. Невозможность для России выхода из ВТО. Как ни странно, для того, чтобы выйти из ВТО, стране необходимо уплатить штраф, по сумме равным всем издержками, которые могут возникнуть при выходе. Таким образом было подсчитано, что ориентировочная сумма таких издержек примерно равна стоимости ресурсного потенциала территории РФ, который составляет примерно 40 трл. долларов, а значит Россия сможет расплатиться только сама собой.

3. Перспективы курса рубля в 2013 г.

Большинство экспертов прогнозируют ослабление российской валюты, при этом не исключая возможность положительного для России развития событий в случае принятия определенных мер, без которых доллар уже в этом году будет стоить 34,26 рублей, а к следующему укрепиться до 37,44 рублей. Печальную для России ситуацию может изменить только целенаправленный рост конкурентоспособности российской экономики.

Долгосрочный прогноз на ослабление национальной валюты стал возможным после отказа ЦБ России от таргетирования курса рубля. О возможном ослаблении рубля говорят и макроэкономические показатели, которые свидетельствуют о том, что времена непрерывного роста цен на «черное золото» канули в прошлое. Скорее всего, добыча нефти в России уже не будет увеличиваться, достигнув пиковых значений.

Кроме того, в России растет импорт и наблюдается сокращение профицита счета во всех текущих операциях. Дело в том, что профицит бюджета и привычное положительное сальдо торгового баланса напрямую зависят от цен на нефть. При этом, даже если цены поднимутся выше, чем 100 долларов за баррель, к концу 2013 года счет текущих операций уже станет дефицитным. А в том случае, если нефть будет стоить ниже 90 долларов, двойной дефицит страна получит уже в нынешнем году.

Сегодня в экономике России действует простая закономерность: государство тратит больше, чем зарабатывает. В сложившихся условиях наиболее вероятны следующие сценарии развития макроэкономики:

1. Статус-кво, который предполагает, что цена нефти «Urals» снизится до 100 долларов к концу 2014г. В этом случае неизбежен рост госрасходов и курс доллара будет на уровне 34,26 рублей в 2013году и 37,44 рублей – в следующем году.

2. Падение цен на нефть, которое подразумевает, что среднегодовая ее цена составит 90 долларов за баррель в 2013 году и 80 долларов – в 2014. В этом случае курс американской валюты в этом году составит 35,24 руб., в 2014 – 38,97 рублей.

3. Экономические реформы, повышающие конкурентоспособность российской экономики и ее производительность. В этом случае курс доллара упадет до 30,28 рублей и это случится к концу 2014 года.

Список литературы

1.     Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ

2.     Россия против ВТО

3.     Прогноз курса валют