Каталог

Помощь

Корзина

Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ

Оригинальный документ?

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

1. Теоретические основы прямого налогообложения

6

1.1. Понятие и сущность прямых налогов

6

1.2 Налог на доходы физических лиц

10

1.3 Налог на прибыль организаций

14

1.4 Водный налог

17

1.5 Налог на добычу полезных ископаемых

19

1.6 Транспортный налог

22

1.7 Налог на игорный бизнес

24

1.8 Налог на имущество организаций

26

1.9 Земельный налог

29

2. Современная система налогообложения прямыми налогами в России

32

2.1 Эволюция прямого налогообложения в РФ

32

2.2 Динамика поступлений прямых налогов в бюджет

38

2.3 Анализ удельного веса прямых налогов в общей сумме доходов

48

2.4 Анализ задолженности по бюджету от прямых налогов

51

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ

56

3.1 Совершенствование и контроль своевременной уплаты прямых налогов

56

3.2 Перспективы развития начисления и уплаты прямых налогов

60

Заключение

64

Библиография

69

 


Введение

 

Налоги представляют собой не только обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, но и источник информации о состоянии государственного бюджета.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется прибыль предприятия.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказываются на самочувствии государства, а через это на самочувствии общества и населения.

Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при этом косвенные налоги формируют большую часть российского налогового бюджета. Но актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время наблюдаются попытки по смещению акцента в сторону увеличения доли прямых налогов в бюджете страны, что само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма их функционирования и направлениям их совершенствования.

В последние годы проводятся теоретические исследования, в которых принимают участие, как экономисты-теоретики, так и практические специалисты. Проблемы налогообложения следует изучать с использованием достижений смежных наук: права, социологии, теории управления и других.

Теорию налогов разрабатывали выдающиеся экономисты, финансисты, политики: Ф. Аквинский, Т. Мальтус, П. Прудон, Д. Стюарт, А. Тьер и Б. Франклин. Среди теорий налога следует выделить классическую теорию А. Смита, Д. Рикардо. Значительный вклад в теорию налогов внесли Н. Тургенев, А. Исаев, Д. Боголепов, А. Буковецкий, И.Озеров и другие.

Закономерности развития налоговых систем отражены в работах современных ученых А. Брызгалина, Д. Черника, С.Шаталова. Поисками лучших моделей заняты Л. Павлова, В. Пансков, В. Фролов. Проблемам налогообложения посвящены работы таких современных отечественных и зарубежных авторов, как И. Горский, Л. Дробозина, Е. Жуков, В. Кашин, А. Починок, В. Пушкарева, В. Родионова, М. Романовский, И. Русаков, Д. Черник, Г. Юткина и другие.

Общеизвестно, что изменение состава и высоты налогов сказывается на экономике страны, предпринимательстве, населении, приводит к несоответствию целей и полученных результатов. В свою очередь налоговые изменения влияют на спрос и предложение, удовлетворение производственных и личных потребностей, рост производства, поступлений в казну, инвестиционные процессы.

Целью исследования является изучение прямых налогов и перспектив их развития в современных условиях развития экономики Российской Федерации.

В тесной связи с поставленной целью обозначим задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:

1. рассмотреть экономическую сущность и функций налогов, принципы налогообложения, специфику их действия в переходном обществе;

3. определить систему признаков прямых налогов, на основании которой, уточнить их определение и показать место в современной налоговой системе России;

4. показать основные пути совершенствования прямого налогообложения в РФ.

Объектом исследования в настоящей работе является механизм организации прямого налогообложения.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие при взимании прямых налогов, контролируемых Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

В ходе выполнения работы были использованы, официальные статистические данные Госкомстата России, Европейского статистического агентства, Федеральной налоговой службы РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Центрального банка РФ, Международного банка реконструкции и развития, характеризующие общее состояние экономики; материалы справочников, ежегодников, периодических изданий, информационной сети Internet; монографии российских и зарубежных авторов.

При написании курсовой работы использовались методы диалектики, научной абстракции, индукции и дедукции, анализа и синтеза, логический подход к познанию, а также статистические, графические и другие методы обобщения и обработки информации.


1. Теоретические основы прямого налогообложения

 

1.1. Понятие и сущность прямых налогов

 

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики. Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной составляющей бюджетно-финансовой системы являются налоги.

НК РФ (п.1 ст.8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

При всем разнообразии налогов четкая классификация, устанавливающая их различия и сходства, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. 

В прикладном аспекте она позволяет проводить анализ налоговой системы; осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, так как состав налогов и сборов менялся. 

Налоговую декларацию (форма 3-НДФЛ, 4-НДФЛ) в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом представляют: отдельные категории физических лиц; физические лица в отношении отдельных видов доходов.

В случае прекращения деятельности до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.[8]

 

 

1.3 Налог на прибыль организаций

 

Налог на прибыль организаций (Глава 25 НК РФ) - прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

Налогоплательщики: 1. Российские организации; 2. Иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получают доходы от источников в РФ.

Не признаются налогоплательщиками: организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи; организации, являющиеся официальными вещательными компаниями, в отношении доходов от операций по производству и распространению продукции СМИ в период проведения Игр. Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов согласно ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» - в течение 10 лет со дня получения статуса участников[9].

Объект налогообложения - прибыль, полученная налогоплательщиком.

В январе-августе 2010г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 4391,0 млрд.рублей (87,9% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 368,8 млрд.рублей (7,4%), местных - 85,9 млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 147,9 млрд.рублей (3,0%).

 

Рисунок 1 Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в

Рисунок 1 – Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам в январе-августе 2010 года, в % к итогу

 

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2010г. составило 1208,0 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 44,9%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-августе 2010г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,7 процентного пункта и составила 95,8%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, снизилась на 1,8 процентного пункта и составила 3,1%. В августе 2010г. поступление налога на прибыль организаций составило 116,2 млрд.рублей и сократилось по сравнению с предыдущим месяцем на 25,8%.

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» 

2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)»

3. Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ (ред. от 20.07.2011) «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

4. «Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (одобрено Правительством РФ 25.05.2009)

5. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. М.: «Бератор – Пресс». 2009.-144с.

6. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: Учебник для вузов - М.: ИНФРА-М, 2008. – 232 с.

7. Коркин А.В. Совершенствование налогового законодательства. Налоговый вестник, 2009 г., №7, стр.15-18.

8. Лермонтов Ю. М. Налог на добычу полезных ископаемых: роль в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации и направления совершенствования  // Налоговый вестник. - 2010. - N 6. -  С. 3-6.

9. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2009. – 299 с.

10. Мишустин М.В. Совершенствование налогового администрирования - фактор повышения эффективности работы налоговых органов // Финансы. - 2010. - N6. - С.27-32.

11. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник / В.Г. Пансков. – 7-е изд. – М.: МЦФЭР. 2009. – 592 с.

12. Павлова Н.П. Проблемы взимания налога на добычу полезных ископаемых. Вопросы теории и практики современного налогообложения. Сборник статей. 2010. – 376с.

13. Пауль А. Г.  К вопросу о понятии доходов бюджета // Финансовое право. - 2011. - № 3. -  С. 25-28.

14. Рашин А.Г.  Прямые и косвенные налоги как элементы налоговой системы // Государство и право. - 2010. - N3. - С.92-95.

15. Талаш А.А. Налоговая политика: ближайшие перспективы / А. А. Талаш // Аудиторские ведомости. - 2009. - № 10. - С. 57-64.

16. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение - М.: МЦФЭР, 2009. – 528 с.

17. Шаталов С.Д. Налоговая реформа – важный фактор экономического роста. //Финансы. - 2010. - №2. -С. 3-6.

18. Яронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник. – 2009. - № 5 - с. 33 - 40.

19. Официальный сайт министерства Финансов РФ// www.minfin.ru

20. Официальный сайт Министерства Российской Федерации по налогам и сборам