Каталог

Помощь

Корзина

Роль, значение и оценка эффективности государственного финансового контроля в России, перспективы его развития

Оригинальный документ?

Содержание

 

Введение3

1. Государственный финансовый контроль и его характеристика6

1.1. Определение государственного финансового контроля и его классификация6

1.2. Система органов государственного финансового контроля: зарубежная и отечественная практика13

2. Внутренний государственный финансовый контроль в РФ29

2.1. Содержание и особенности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по государственному финансовому контролю31

2.2. Организация государственного финансового контроля территориальными управлениями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в субъектах Российской Федерации36

2.3. Особенности взаимодействия территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в субъектах российской Федерации с другим контролирующими органами субъектов Российской Федерации по осуществлению государственного финансового контроля46

2.4 Анализ деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора с 2004-2009 г. 56

3. Статистический анализ и прогнозирование доходов бюджета Республики Удмуртия60

3.1 Статистический анализ доходов бюджета региона60

3.2 Прогнозирование доходов бюджета региона66

Заключение76

Список использованной литературы79


Введение

 

Эффективное использование финансовых средств и собственности государства является обязательным условием его успешного функционирования по реализации закрепленных за ним конституцией прав, обязательств, ответственности и подотчетности.

Важную роль в этих вопросах занимает система государственного финансового контроля. С его помощью обеспечивается прозрачность действий по регулированию экономических, финансовых и социальных процессов. Государственный финансовый контроль осуществляется с целью обеспечения проводимой государством бюджетно-финансовой политики и реализуется через систему законодательных, организационных, административных, правоохранительных и других мер.

Государственный финансовый контроль - неотъемлемый институт в системе инструментов государственного регулирования рыночных процессов.

Все это отражает актуальность выбора темы курсовой работы. Эффективность государственного финансового контроля зависит от законов, подзаконных актов, среди которых инструкции, приказы, нормативы, указания.

Вопросам аудита и финансового контроля посвящены работы многих зарубежных авторов. Среди них можно отметить, таких как Арене Э., Лоббек Дж, Райан Б., Робертсон Джек Р., В.М. Рейми, Хирш М.В., Адаме Р., Майер Э. и Хан Д. Поукок М.А. и Тейлор А.Х. провели исследование проблем финансового планирования и контроля.

В дореволюционной России исследованием теории и практики государственного финансового контроля занимались такие видные деятели, как Татаринов В.А., Сперанский М.М. и Витте С.Ю.

В современной России опубликовано большое количество работ видных российских ученых-экономистов, таких как Овсянников Л.Н., Бурцев В.В., Радионова В.М., Данилевский Ю.А., Моляков Д.Г., Грачева Е.Ю., Иткин Ю.М., Кочерин Е.А., Мельник М.В.

Практические вопросы государственного финансового контроля исследованы Степашиным СВ., Шохиным CO., Крикуновым А.В., Пансковым В.Г., Шереговым С.А., Столяровым Н.С., Шлейниковым В.И.

Несмотря на то, что вопросам государственного финансового контроля уделено большое количество работ, часть проблем, связанных с совершенствованием организационных его основ остаются недостаточно разработанными и требуют дальнейшего исследования.

Целью является системное обоснование значения и целесообразности совершенствования государственного финансового контроля. Рассмотрена система органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в части осуществления государственного финансового контроля для определения возможных путей совершенствования организации государственного финансового контроля, проводимого Росфиннадзором.

В тесной связи с поставленной целью обозначим задачи определяющие структуру и содержание курсовой работы:

-  показать роль и место государственного финансового контроля в экономике России, определить его принципы и подходы к классификации;

-  охарактеризовать систему органов государственного финансового контроля;

-  проанализировать содержание деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов, а также особенность взаимодействия территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора с другими контролирующими органами субъектов Российской Федерации;

- провести анализ проблем государственного финансового контроля;

-  разработать ряд мер по усилению контроля и надзора бюджетной сферы.

Объект исследования - государственный финансовый контроль в Российской Федерации.

Предмет исследования — организация государственного финансового контроля и рассмотрение его форм, видов, и методов, а также осуществляющих его органов.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются основы государственного финансового контроля, его место и роль в экономике Российской Федерации, формы, виды и методы, а также система органов осуществляющих государственный финансовый контроль.

Вторая глава посвящена анализу действующей практики государственного финансового контроля, проводимой Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. В ней рассматривается организация и правовое обеспечение деятельности как Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, так и ее территориальных органов.

В третьей главе автор предлагает методику совершенствования прогноза на следующий год для формирования оптимального плана проведения проверок.

В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам всей работы.

 

1 Государственный финансовый контроль и его характеристика

 

1.1. Определение государственного финансового контроля и его классификация

 

Финансовый контроль — это стоимостной контроль, поэтому в отличие от других видов государственного контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и потребления, потому сопровождает весь процесс движения денежных средств и фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов (рис. 1.)

  

Рисунок 1. Контрольная функция финансов

Рисунок 1. Контрольная функция финансов

 

Государственный финансовый контроль – неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы[1].

Основная его цель – контроль за исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот (рис 2).

 

Рисунок 2. Понятие государственного финансового контроля

Рисунок 2. Понятие государственного финансового контроля

 

Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и организацию контрольных действий. Формы финансового контроля можно классифицировать по различным критериям.

В зависимости от соотношения времени проведения контроля и времени совершения проверяемых финансово-хозяйственных операций выделяют три основные формы финансового контроля – предварительный, текущий и последующий.

Важной формой финансового контроля в России и за рубежом является парламентский контроль. В соответствии с Бюджетным кодексом законодательные (представительные) органы власти осуществляют:

- предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других нормативных актов, посвященных финансовым вопросам;

-  текущий контроль – при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях парламентских комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

- последующий контроль – при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджета, подготовленных исполнительной властью.

В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных с государственными финансами. К их функциям относится проверка доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, контроль за рациональным использованием государственных средств.

Для осуществления контрольных полномочий парламент наделяется следующими правами: получать от органов исполнительной власти и местного самоуправления сопроводительные материалы, необходимые при утверждении бюджета; получать от государственных финансовых органов оперативную информацию о ходе исполнения бюджета; выносить оценку деятельности органов, исполняющих бюджет, и др. Законодатели регулярно получают сведения о состоянии государственных финансов через специально созданный контрольный орган – Счетную палату. Основной задачей Счетной палаты является проведение внешнего аудита бюджета.

Каждая вторая проверка в финансово-бюджетной сфере вскрывает нарушения. В 2008 году Росфиннадзором выявлены нарушения финансово-бюджетного законодательства при расходовании более 514,5 миллиарда рублей, в том числе при расходовании средств федерального бюджета - более 393 миллиардов рублей, или 17 процентов от суммы проверенных средств федерального бюджета. По сравнению с 2007 годом сумма средств федерального бюджета, использованных с нарушениями законодательства в финансово-бюджетной сфере, увеличилась на 126,94 процента.

Самым серьезным финансовым нарушением является нецелевое использование бюджетных средств, за что законодательство предусматривает ответственность вплоть до уголовной. Всего за прошлый год выявлено фактов нецелевого использования бюджетных средств на сумму 2 миллиарда 170 миллионов рублей.

В 2008 году территориальные управления направили 4029 уведомлений о сокращении лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета на сумму нецелевого использования средств в объеме 884,66 миллиона рублей (51,4 процента от общей суммы нецелевого использования средств федерального бюджета).

Рисунок 9 Показатели количества нарушений, выявленных Росфиннадзором за

Рисунок 9 – Показатели количества нарушений, выявленных Росфиннадзором за 2005-2008 гг.

 

Список использованной литературы

 

1. Лимская декларация руководящих принципов контроля // Концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации: материалы научно-практической конференции «Единая концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации». — М.: Финансовый контроль, 2002. — С. 56‑62.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

6. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

7.  ФЗ РФ от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» // СЗ РФ. - 2006. - № 52 (ч. 2). - Ст. 5504

8. ФЗ РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» // РГ. - 2003. - № 162.

9. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 №703 «О Федеральном казначействе».

10. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 №278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».

11.  Приказ Министерства финансов РФ от 31.12.2002 №142н «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета».

12. Приложение №7 к Положению ЦБ РФ от 05.01.1998 №14-П «Рекомендации по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью».

13.  Совместное Письмо Минфина России от 05.05.1997 №36н, ЦБ РФ 11.04.1997 №433а «О порядке расчетно-кассового обслуживания счетов органов Федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства».

14. Указ Президента РФ от 08.12.1992 №1556 «О Федеральном казначействе».

15. Приказ Минфина РФ от 11.07.2005 N 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»

16. Приказ Минфина РФ от 04 Сентября 2007 г. N 75н «Об утверждении регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств Федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в Федеральной собственности

17. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278)

18.  Положение о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» (утв. приказом Минфина РФ от 11 июля 2005 № 89н с изменениями от 20 сентября 2005 г. // Бюджетный учет, N 1, январь 2005 г.

19.  Декларация о сотрудничестве и координации деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной антимонопольной службы от 6 марта 2007 года № 43-01-06-23/770

20. Соглашение между Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Федеральной антимонопольной службой от 6 марта 2007 года № 43-01-06-23/769

21. Соглашение между Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Федеральной налоговой службой при осуществлении валютного контроля от 3 мая 2006 года

22. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2008 году: утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 02 марта 2008 года (протокол № 9К (617). — Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/.

23. Арзуманова Л. Л. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2009

24. Аудит эффективности использования государственных средств: стандарты, методики, практика проведения. Сборник докладов по материалам научно-практической конференции 17 июня 2005 года, г. Ижевск.

25. Александров, Е.И. Государственный финансовый контроль и становление аудита эффективности использования бюджетных средств / Е.И. Александров, Н.А. Башкайкина // Финансы и кредит. — 2004. — № 20. — С. 24–31.

26. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. — М.: Издательская компания ИВЦ «Маркетинг», 2006.

27. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях Издательство ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Екатеринбург, 2009

28. Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования, 2007 г.

29. Индутенко, А.Н. Модернизация системы государственного финансового контроля на региональном уровне и возможности применения аудита эффективности / А.Н. Индутенко // Финансы и кредит. — 2008. — № 2 (290). — С. 53–60.

30. Каковкина Т.В. Принцип системности финансового контроля и механизм его реализации // «Финансы». 2007. №8.Лебедев Д.О. Федеральное казначейство и осуществление государственного финансового контроля // «Финансы». 2006. №8.Мешалкина, Р.Е. Аудит эффективности — объективная необходимость / Р. Е. Мешалкина // Финансы. — 2005. — № 2. — С. 65–68.

31. Ляпунова Г. Деньги Всемирного Банка любят счет // Коммерсантъ. – 2006. – 15 февраля

32. Повышение собственных доходов бюджетов субъектов Россиской Федерации за счет неналоговых доходов/ О.А. Гришакова// Финансы и кредит.-2007.-№8-с.23-29

33. Поисков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // «Финансы». 2007. №5.Саванин А. Е. Аудит эффективности использования государственных финансовых ресурсов — современный механизм финансового контроля / А. Е. Саванин // Финансы и кредит. — 2006. — № 10. — С. 30–37.

34. Погосян Н.Д. Правовой статус высших органов финансового контроля (ВОФК) Великобритании, Франции, Германии и Польши// Государство и право.- N9 - 103-111 с., 2003.

35. Прогнозирование доходов нуждается в усовершенствовании/ Яндив М. И.// Финансы.-2009.-№4-с.12-14.

36. Проблемы налоговых поступлений в бюджеты регионов/ Е.Е. Смирнова// Аудитор – 2008.-№12.-с.3-11.

37. Репин А. Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности // N 4, 5, апрель, май 2008 г.

38. Рябухин, С.Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов / С.Н. Рябухин. — М.: Наука, 2004. — С. 65–66.

39. Сазонов Ю. Они не хотят выходить из тени // Финансовый контроль. - 2005. - № 1. - С. 105

40. Степашин, С.В. Конституционный аудит / С.В. Степашин. — М.: Наука, 2006.

41. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль. — СПб: Питер. — 2004 — с. 113.

42. Степашин, С.В. Взаимодействие Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов РФ как фактор становления и развития системы государственного финансового контроля / С.В. Степашин: доклад на Всероссийском совещании контрольно-счетных органов. — Бюллетень Счетной палаты. — 2000. — № 2.

43. Степашин, С.В. Аудит эффективности / С.В. Степашин // Финансовый контроль. — 2002. — № 5. — С. 4–8.

44. Финансы и кредит / Под ред. А.М. Ковалевой - М.: «Финансы и статистика», 2004.

45. Финансы. Курс лекций./ Миляков Н. В. – Москва, «Инфра-М», 2002.

46. Финансы и кредит: учебник / под ред. проф. М.В.Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2007.  С. 52.

47. Финансовая система России. Учебник./ Дадашев А.З., Черник Д.Г. –  Москва, 2006 г.

48. Финансовая система России. Учебник./ Дадашев А.З., Черник Д.Г. –  Москва, 2004 г.

49. Журнал. Менеджмент в России и за рубежом. Построение современной системы государственного финансового контроля в свете необходимости укрепления Российской государственности. №2, 2005.

50. Официальный сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора