Каталог

Помощь

Корзина

Инструкционная карта 5. Рассмотрение ситуаций по коммуникациям, их анализ

Оригинальный документ?

ОГБОУ СПО «Новгородский агротехнический техникум»  

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА 

на выполнение практического задания № 5

по дисциплине «Менеджмент»

 

ТЕМА:  Информация и коммуникации в управлении.

Наименование работы: Рассмотрение ситуаций по коммуникациям, их анализ.

Цель работы: формирование  навыков анализа коммуникаций, определения видов коммуникаций, барьеров коммуникаций

В результате выполнения практического задания студент должен

уметь:

- различать виды коммуникаций, определять барьеры коммуникаций.

знать:

- понятие информации, ее виды, информационные технологии;

- коммуникации, виды коммуникаций;

 

Оснащение рабочего места: инструкционная карта, тетрадь ПЗ.

Норма времени: 2 часа.

Особые правила техники безопасности: нет

Литература:

1. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие/ Г.Б. Казначевская.-Изд-е 2-е, доп. и перераб.-Ростов н/Д: «Феникс, 2002.-352с.(Серия «Учебники ХХI века»).

2. Королев Ю.Б. Менеджмент в АПК. Учебник / Ю.Б. Королев, В.Д. Коротнев, Г.Н. Кочетова, Е.Н. Никифорова. Под ред. Ю.Б. Королева/. – М.: Колос, 2003. – 304 с.: ил.

                                                   

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

 

1.     Запишите номер ПЗ, тему, наименование.

2.     Внимательно прочитайте задания.

3.     Выполните задания, используя методические рекомендации.

4.     Ответьте на контрольные вопросы.

 

Задание 1. Определите, какой вид дистанции характеризует каждый из приведенных в таблице типов общения, и заполните таблицу 1.

 

Типы общения и вид дистанции.                                                            Таблица 1.

Типы общения

Вид дистанции

Официальное общение, общение с людьми, которых не очень хорошо знают

 

Выступление перед различными аудиториями

 

Общение самых близких людей

 

Общение со знакомыми людьми

 

 

Задание 2. Проанализируйте перечисленные в таблице виды передаваемой в сообщении информации. Определите, о каких коммуникациях (нисходящих, восходящих, горизонтальных, диагональных)  идет речь, и заполните таблицу 2.

 

Методические указания  по выполнению задания № 3:

 

Коммуникации – это обмен идеями и информацией с целью взаимопонимания.

Коммуникация – это двусторонний процесс, в котором могут участвовать два и более лиц.

 

Виды коммуникаций 

Таблица 2.

Виды информации

Виды коммуникаций

1

Информация о бюджете организации

 

2

Предложения об улучшении деятельности подразделения и организации в целом

 

3

Информация о предстоящих изменениях в составе акционеров

 

4

Предложения в разрабатываемый в компании бизнес-план, вносимые различными отделами аппарата управления

 

5

Обращение за консультацией к руководителю  по решению конкретной проблемы

 

6

Информация о кадровых назначениях

 

7

Должностные инструкции

 

8

Предложения, вносимые разными подразделениями,  в проект положения об оплате труда в организации и замечания по нему

 

9

Информация о выводе компанией новых товаров на рынок

 

10

Информация о ходе выполнения производственного задания

 

11

Информация о ходе реконструкции в компании

 

12

Жалобы подчиненных на плохие условия труда

 

Задание 3. Проанализируйте приведенные в таблице помехи при общении. Определите, проявлением какого барьера является каждая из них и заполните таблицу 3.

                                                                                                                   Таблица 3.

Помехи

Барьер

1

Различное понимание одних и тех же жестов людьми из разных стран

 

2

Фильтрация информации

 

3

Жаргон, используемый в рабочей группе

 

4

Наличие большого числа уровней в структуре управления

 

5

Частое употребление в речи выражений «так сказать», «скажем так» и пр.

 

6

Отсутствие у руководителя времени на то, чтобы выслушать каждого подчиненного

 

7

Расстояние между общающимися более 50 метров

 

8

Психологическая несовместимость общающихся

 

9

Отсутствие регламентов деятельности работников и подразделений аппарата управления

 

10

Различное понимание одних и тех же слов и выражений

 

11

Неумение слушать собеседника

 

12

Различное восприятие дистанции между общающимися представителями разных стран

 

 

 

Методические указания  по выполнению задания № 3:

Определите  тип барьера коммуникации, используя следующую информацию:

1. Личностные барьеры – это комуникативные помехи, порождаемые человеческими эмоциями, системами ценностей и неумением слушать собеседника. Нередко они возникают в связи с разницей в образовании, расе, поле, социально-экономическом статусе участников коммуникаций.

К личностным барьерам относится и так называемая психологическая дистанция – чувство эмоциональной несовместимости людей, аналогичное реальному физическому расстоянию между сторонами.

 

2. Физические барьеры – представляют собой коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций. Физические барьеры  - это неожиданный отвлекающий шум, который временно заглушает голос, передающий сообщения, расстояния между людьми, стены или статические помехи, возникающие во время приема радиопередачи. Обычно участникам коммуникаций становится известно о возникновении такого рода барьеров, и они стремятся «преодолеть» препятствия.

3. Языковые барьеры – коммуникативные барьеры,  возникающие вследствие языковых различий отправителя и получателя. Обе стороны не только должны знать буквальные значения слов используемого я зыка, но и интерпретировать в контексте использования. Одним из проявлений этого барьера выступает внутрирупповой язык. Трудовые, профессиональные и социальные группы часто создают жаргон, понятный только членам этих групп. Он облегчает внутригрупповое общение. Однако при взаимодействии с другими людьми, не входящими в данную группу, и с другими группами его использование может привести к серьезным помехам в общении.

4. Организационные барьеры – коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: число звеньев и ступеней управления, тип взаимосвязей между ними, распределение прав, обязанностей и ответственности в системе управления и т.д.

5. Культурные барьеры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм общения, системы жизненных ценностей и т.д. Культурные различия проявляются как при вербальном так и при невербальном общении.

6. Временные барьры – коммуникативные помехи, возникающие вследствие недостатка времени для осуществления полной коммуникации.

Контрольные вопросы:

 

1.     Какое из приведенных ниже утверждений верно:

1)    коммуникация состоялась, если коммуникатор отправил сообщение;

2) коммуникация состоялась, если получатель получил, понял и принял сообщение;

3) коммуникация состоялась, если получатель декодировал сообщение;

4) коммуникация состоялась, если отправитель передал сообщение

 2.  Если руководители подразделений обеспечивают регулярную обратную связь с подчиненными и прислушиваются к их мнению, то это может привести к тому, что:

1) подчиненные «погрязнут» в обсуждении заданий и затянут их выполнение;

2) подчиненные будут работать производительно, но не будут удовлетворены работой;

3) подчиненные будут удовлетворены работой, но будут работать «спустя рукава»;

4) подчиненные будут удовлетворены работой и повысят производительность труда и качество выполнения заданий;

5) руководитель в конечном счете пойдет на поводу у подчиненных.

3.  Вербальные коммуникации осуществляются с помощью:

1)    жестов;

2)    определенного темпа речи;

3)    установленной определенной дистанции между общающимися;

4)    устной речи;

5)    похлопываний по плечу;

6)    информационных технологий.

Критерии оценки:

«5» - задания выполнены в полном объеме, даны верные ответы на 25-27 пунктов всех заданий. Студент работал самостоятельно. Даны правильные ответы на контрольные вопросы.

«4» - задания выполнены в полном объеме, даны верные ответы на 21-24 пункта всех заданий. Студент работал самостоятельно. Даны правильные ответы на контрольные вопросы.

«3» - задания выполнены в полном объеме, даны верные ответы на 16-20 пунктов всех заданий. Студент работал самостоятельно. Даны ответы на контрольные вопросы.

«2» - задания выполнены в полном объеме, даны верные ответы на 15 и менее пунктов всех заданий. Допущены ошибки в ответах на контрольные вопросы.