Каталог

Помощь

Корзина

Инструкционная карта 8. Анализ конфликтных ситуаций

Оригинальный документ?

ОГБОУ СПО «Новгородский агротехнический техникум» 

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

на выполнение практического задания № 8

по дисциплине «Менеджмент»

 

ТЕМА: Управление конфликтами и стрессами.

Наименование работы: Анализ конфликтных ситуаций.

Цель работы: формирование умения разрешения конфликтных ситуаций.

Форма организации занятия – фронтальная, групповая

В результате выполнения практического задания студент должен

знать:

- виды конфликтов;

- методы управления конфликтами;

- сущность и природу стрессов;

- методы снятия стресса.

уметь:

- определять виды конфликтов;

- находить возможные пути разрешения  конфликтных ситуаций;

Оснащение рабочего места: инструкционная карта, тетрадь ПЗ.

Норма времени: 2 часа.

Особые правила техники безопасности: нет

Литература:

1. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие/ Г.Б. Казначевская.-Изд-е 2-е, доп. и перераб.-Ростов н/Д: «Феникс, 2002.-352с.(Серия «Учебники ХХI века»).

2. Королев Ю.Б. Менеджмент в АПК. Учебник / Ю.Б. Королев, В.Д. Коротнев, Г.Н. Кочетова, Е.Н. Никифорова. Под ред. Ю.Б. Королева/. – М.: Колос, 2003. – 304 с.: ил.

                                                  

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

      

1. Запишите номер практического занятия, тему, наименование, цель.

2. Внимательно прочитайте конфликтную ситуацию «Дилемма для Ирины».

3. Запишите вопросы

4. Перед выполнением зада к ситуации и дайте на них ответы.

5. Ответьте на контрольные вопросы в письменном виде (они приведены в конце практического задания).                                                                  

Практическое  занятие. Тема: «Управление конфликтами и стрессами»

КОНКРЕТНАЯ СИТУАЦИЯ

 

ДИЛЕММА ДЛЯ ИРИНЫ

 

Перед Ириной стояла дилемма, как ей поступить? Недавно она начала работать в одной консультационной бухгалтерской фирме и уже столкнулась с проблемой, которая могла повлиять на ее будущие отношения в фирме. В ходе аудита одной компании она обнаружила, что большая сумма денег, в действительности выплаченная работникам этой компании, не была проведена, как положено, через фонд заработной платы. Такая практика являлась достаточно распространенной во многих коммерческих и государственных структурах и помогала скрыть существенную часть наличности от налогов.

Ирина считала, что эта практика является неправильной и незаконной и должна получить соответствующее отражение в аудиторском отчете. Она подняла этот вопрос в разговоре с Николаем, старшим в ее аудиторской группе. Он признал, что такая проблема в целом существует, но ничего не сделал, чтобы продвинуться в ее разрешении дальше. Николай предложил Ирине поговорить с руководителем фирмы, ели ее что-то в этом деле не удовлетворяет.

Прежде чем идти к руководителю, Ирина долго думала об этой проблеме. На занятиях по аудиту, которые она продолжала посещать и которые периодически проводились фирмой, упор делался на этику профессионального аудита и на приверженность ее фирмы высоким этическим стандартам.

Это ее окончательно убедило в необходимости встречи с руководителем фирмы. Однако визит к руководству оказался неудачным. Алексей Петрович, директор фирмы, согласился с тем, что обнаруженная Ириной практика вообще-то не является правильной. Вместе с тем он отметил, что и другие клиенты, с которыми им приходилось иметь дело, поступали подобным образом. Алексей Петрович пошел даже на то, что сказал Ирине о возможности потери клиента в том случае, если обнаруженный ею факт найдет отражение в аудиторском отчете. Он дал понять, что его такой исход дела мало устраивает. От этой встречи у Ирины осталось ощущение, что, если она пойдет в разрешении проблемы дальше, то непременно приобретет себе врага. Состояние неудовлетворенности и беспокойства у нее не проходило, и она решила обсудить эту проблему с кем-нибудь из коллег.

Ирина обратилась к Борису и Михаилу, работавшим в фирме уже около двух лет. Оказалось, что они и раньше сталкивались с подобными случаями в своей аудиторской работе. Они были удивлены, что Ирина обратилась к директору фирмы, минуя своего непосредственного руководителя – начальника отдела аудита. Борис и Михаил обратили ее внимание на то, что если она настоит на своем, то им не избежать неприятностей. Они признали, что в сущности действия клиентов были неверными, но они не решались отражать это в аудиторских отчетах. К этому их подталкивало знание факта, что руководство фирмы смотрит на это «сквозь пальцы». Поэтому они 6не хотели создавать проблемы. Борис и Михаил призвали Ирину быть членом «команды» и снять этот вопрос.

Перед Ириной стал выбор. В принципе она могла бы настоять на своем через голову своего непосредственного начальника. Она понимала, что если даже она будет прощена, ей сразу придется сменить работу. И что совершенно точно, ее действия будут не по душе ее коллегам. Конечно, можно было бы просто забыть о случившемся и ничего не делать. При таком исходе, как она считала, сотрудники фирмы остались бы довольны и это, может быть, помогло ей сделать карьеру в фирме. Единственной проблемой, с которой ей по-прежнему пришлось бы иметь дело, оставалась совесть. Времени для решения было совсем мало.

                            

 

Вопросы к конкретной ситуации:

Конфликты каких видов имеют место в ситуации? Объясните и подтвердите фактами.

Какой стиль разрешения  конфликта был использован каждым из участников событий? Подтвердите фактами.

Как вы предложили бы поступить Ирине в данной ситуации?

                                        

Методические указания к вопросу 3:

Изучив теоретическое описание стилей разрешения  конфликтов, определите, какой из них был использован каждым участником в конкретной ситуации.

 

Стили разрешения межличностных конфликтов:

«Уход из конфликта». Отсутствие личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится стать нейтральным. Использование такого стиля может означать решение индивида дать конфликту возможность развиваться. При таком подходе к конфликту проигрывают две стороны.

«Разрешение конфликта силой». Большая вовлеченность и заинтересованность в устранении конфликта, однако без учета позиций другой стороны. Это стиль типа «выигрыш-проигрыш». Для применения данного стиля необходимо обладать властью и физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Однако, как и в предыдущем случае, у окружающих складывается неблагоприятное впечатление об индивиде, использующем этот стиль.

«Стиль сотрудничества». Отличается высокой степенью личной вовлеченности в него и сильным желанием объединять свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каждая из сторон.

«Стиль, побуждающий войти в положение другой стороны». Стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Этот стиль типа «невыигрыш-выигрыш» безусловно носит оттенок альтруизма. Данный стиль помогает в стремлении реализовать желания других. Обладатели такого стиля в целом оцениваются окружающими положительно, однако в то же время воспринимаются другими как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию.

«Стиль компромисса» заключается в таком поведении в ходе разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта и те, кто его используют, оцениваются окружающими в целом благоприятно. Этот стиль типа «невыигрыш-невыигрыш». Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные преимущества.

                                      

Контрольные вопросы:

Что представляет собой инцидент?

Перечислите наиболее частые причины конфликтов.

Назовите наиболее оптимальный метод разрешения конфликта.

Перечислите причины стрессов у работников в организациях.

 

Критерии оценки:

«5» - задания выполнены в полном объеме. Студент работал самостоятельно.

Нет замечаний по содержанию и оформлению.

«4» - задания выполнены в полном объеме. Студент работал самостоятельно.

В работе допускаются 2-3 неточности в содержании материала.

«3» - задания выполнены в полном объеме. Ответы на вопросы заданий изложены кратко, с ошибками. 

«2» - задания выполнены в полном объеме. Материал изложен бессистемно, с существенными ошибками, небрежно оформлен.

Задание 2. Прочтите предложенную ситуацию и заполните таблицу.

 

Конфликт с преподавателем

 

Представьте, что вы получили на экзамене неудовлетворительную для вас оценку. Это положило начало межличностному конфликту между вами и преподавателем. Постарайтесь описать данный конфликт в соответствующих терминах, заполнив представленную ниже форму.

 

Описание конфликта 

Термины

Краткий ответ

Ситуационное объяснение (5-10 слов)

Источник или причина конфликта

 

 

Вид конфликта 

 

 

Наиболее эффективный стиль

Разрешения конфликта

Со стороны студента

 

 

Наиболее эффективный стиль разрешения конфликта

Со стороны преподавателя