Каталог

Помощь

Корзина

Методические рекомендации для выпускной квалификационной работы МЕНЕДЖМЕНТ, СПБГТИ, 2013

Оригинальный документ?

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(Технический университет) 

Факультет экономики и менеджмента 

 

Кафедра менеджмента и маркетинга

 






  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ БАКАЛАВРОВ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080200.62 «МЕНЕДЖМЕНТ»

 

 

 

 

 


 

 

Санкт-Петербург

2013


 

 

Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ для студентов заочной формы обучения

 

       

 

 

Методические рекомендации содержат общие положения о порядке выполнения выпускных квалификационных работ по направлению 080200.62 «Менеджмент», требования к структуре, содержанию, оформлению выпускной квалификационной работы. Приводится примерная тематика выпускных квалификационных работ. Особое внимание уделяется подходам к подготовке публичной защиты выпускной работы,  использовании закономерностей выступления перед аудиторией. Описывается порядок выполнения работы, сроки ее представления и организация защиты.

Методические рекомендации предназначены для студентов старших курсов, приступающих к выполнению выпускных квалификационных работ бакалавров.

 

 

 

Рекомендовано к изданию кафедрой менеджмента и маркетинга.

 

1. Общие положения

 

 1.1. Защита выпускной квалификационной работы является одним из основных видов итоговой государственной аттестации студентов. Это самостоятельная авторская работа студента, завершающая весь цикл подготовки бакалавра в области менеджмента, демонстрирующая его способность эффективно решать актуальные для современных организаций и предприятий проблемы.

1.2. Выпускная квалификационная работа является выпускной работой студента, на основании успешной защиты которой Государственная экзаменационная комиссия (далее в тексте - ГЭК) решает вопрос о присвоении студенту квалификации «Менеджер», степень – «Бакалавр»  по направлению 080200.62 «Менеджмент».

1.3. К защите выпускных работ допускаются студенты, выполнившие все требования учебного плана.

1.4. Темы выпускных квалификационных работ определяются выпускающими кафедрами с учетом заявок предприятий (организаций, учреждений) заказчиков кадров. По трудоемкости итоговая работа должна соответствовать времени, отводимому на нее по учебному плану по направлению 080200.62 «Менеджмент» .

1.5. Руководителя и рецензентов бакалаврской работы назначает выпускающая кафедра. По отдельным разделам выпускной работы и по согласованию с руководителем выпускающей кафедрой могут назначаться консультанты. Тематика работ, список научных руководителей и консультантов рассматривается и утверждается на заседании Ученого Совета факультета экономики и менеджмента Санкт-петербургского государственного технологического института (технического университета) (далее – СПбГТИ(ТУ)).

Форма титульного листа на бакалаврскую работу приведена в документе  «ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ».

1.6. Закрепление за студентом темы  выпускной квалификационной работы  (с указанием руководителя и срока выполнения) оформляется приказом ректора по СПбГТИ(ТУ).

1.7. В соответствии с темой выпускной квалификационной  работы руководитель выдает студенту задание по сбору и изучению материала будущего исследования.

Форма задания на бакалаврскую работу приведена в  документе «ЗАДАНИЕ». Задание на выпускную квалификационную работу помещается после титульного листа.

1.8. После уточнения задания по подготовке материала к выпускной квалификационной работе студент совместно с научным руководителем разрабатывает календарный план работы на весь период подготовки с указанием сроков выполнения и трудоемкости отдельных этапов.

1.9. Время, отведенное на руководство выпускной квалификационной  работой, руководитель использует:

-  для систематического контроля за ходом выполнения работы;

- для консультаций, назначаемых по мере необходимости ;

- для проверки выполненной работы (по частям или в целом).

1.10. При составлении задания на выпускную квалификационную  работу руководитель предусматривает, в соответствии с решением кафедры приглашение консультантов по отдельным разделам работы ;

По усмотрению руководителя консультанты проверяют соответствующую часть выполненной работы и ставят свои подписи на титульном листе работы.

1.11. За содержание и оформление выпускной квалификационной  работы отвечает студент - автор работы.

1.12. Студент, не выполнивший выпускную квалификационную работу  в установленный срок, отчисляется из института за неуспеваемость. После отчисления в этом случае студент получает академическую справку или по его просьбе диплом о неполном высшем образовании.

Студентам, не прошедшим итоговые аттестационные испытания по уважительной причине, подтвержденной документами, может быть продлен срок  обучения до следующего периода работы ГЭК, но не более, чем на один год.

1.14. Законченная бакалаврская  работа, подписанная студентом (а в случае  пожелания руководителя - и консультантами), представляется руководителю, после чего внесение каких-либо добавлений и исправлений не разрешается.

1.15. После итоговой  проверки работы руководитель подписывает титульный лист на выпускную квалификационную работу, и со своим письменным отзывом представляет ее заведующему выпускающей кафедрой.

1.16. После ознакомления с выпускной квалификационной работой и отзывом руководителя заведующий кафедрой решает вопрос о допуске работы к защите.

1.17. Выпускная квалификационная  работа, допущенная к защите, направляется на рецензирование. Рецензент утверждается приказом ректора СПбГТИ(ТУ).

1.18. Студент должен быть ознакомлен с рецензией по его работе до заседания Государственной аттестационной комиссии.

1.19. Выпускная квалификационная  работа, полностью оформленная и переплетенная, в одном экземпляре с рецензией и отзывом руководителя, заключением заведующего выпускающей  кафедры  передается в ГЭК за неделю до защиты работы.

1.23. Защита бакалаврских  работ проводится на открытом заседании ГАК.

 

2. Рекомендации к содержанию выпускной квалификационной  работы

 

2.1. Основными целями бакалаврской работы являются:

 

- систематизация, закрепление  и расширение теоретических и практических знаний студентов по избранному ими направлению 080200.62 «Менеджмент»;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследования при решении определенных проблем и вопросов в выпускной дипломной работе;

- определение уровня теоретических  и практических знаний студентов, а также умение применять их для решения конкретных практических задач менеджмента.

2.2. Поскольку выпускная квалификационная  работа является итоговой самостоятельной работой, выполняемой на основе усвоения всех учебных дисциплин, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом, то в ней должны быть отражены различные (общеуправленческие, маркетинговые, правовые, финансовые и др.) аспекты рассматриваемой проблемы. Кроме того, для участия в реальном совершенствовании системы управления менеджер должен уметь профессионально решать предпринимательские, организационно-управленческие, планово-экономические, конкретно-исследовательские, консультационное и другие задачи.

2.3. Выпускная квалификационная  работа должна содержать:

2.3.1. Обзор современных концепций эффективного управления самостоятельными субъектами социально-рыночной экономики,  их сравнительный анализ, а также изложение и аргументацию студентом собственных точек зрения по рассматриваемым вопросам, относящимся к теме работы  и носящим дискуссионный характер.

2.3.2. Анализ социально-экономических, технологических и отраслевых проблем, процессов, характеризующих тенденции формирования и развития рыночной инфраструктуры в Российской Федерации, форм и методов взаимодействия предприятий всех форм собственности с органами государственного и муниципального управления.

Предложения автора, направленные на оптимизацию и совершенствование процессов управления предприятием, на совершенствование и реорганизацию его структуры, улучшение взаимодействия подразделений и оптимизацию взаимосвязей с внешней средой.

2.4.  В целях повышения качества выпускной квалификационной работы необходимо:

2.4.1. Отразить в работе  зарубежный опыт эффективного управления современным предприятием, а также опыт управления и развития ряда успешно действующих отечественных предприятий.

2.4.2. Широко использовать математико-статистические методы, информационные технологии при выполнении необходимых социально-экономических и организационных расчетов.

2.4.3. Адекватно применять методы иллюстративного  и графического представления информации (таблицы, графики, иллюстрации).

2.4.4. Широко использовать и критически оценивать монографическую и периодическую литературу по современному менеджменту.

2.4.5. При обосновании выводов и рекомендаций опираться на современное хозяйственно-правовое, административное, трудовое и гражданское законодательство Российской Федерации.

 

3. Структура и объем выпускной квалификационной работы

 

 Разработка темы бакалаврской  работы начинается с составления плана исследования. Структура плана должна быть логичной и все намеченные вопросы обязательно должны быть взаимосвязаны. В общем виде план выпускной квалификационной работы должен быть следующим:

Титульный лист

Задание на выпускную квалификационную работу бакалавра

Реферат;

Содержание

Введение

1.   Теоретические и методические основы изучения проблемы

1.1

1.2

2.   Расчетно-аналитический раздел

2.1  Описание и анализ  конкретного предприятия

2.2  Разработка научно-обоснованных рекомендаций, разработка плана мероприятий по разрешению изучаемой проблемы на предприятии.

2.3 Оценка эффективности предлагаемых решений (экономическая, социально-экономическая, социальная).

3.Заключение и выводы

Список использованных источников

Приложения

Соотношение объемов этих частей зависит от общей цели выпускной квалификационной  работы (теоретическая, методологическая, исследовательская, аналитическая) и устанавливается кафедрой менеджмента и маркетинга  в следующих пределах:

 

общий содержательный объем 70-80 страниц;

введение, актуальность, цель и задачи 3-5 страниц;

теоретический раздел  25-30 страниц;

расчетно-аналитический раздел 30-40 страниц;

заключение (выводы) 3-5 страниц;

список использованной литературы и приложения.

 

В процессе выполнения бакалаврской работы студент должен проанализировать литературные источники по рассматриваемой проблеме, нормативно-справочные и фактические материалы. По специальной литературе (менеджмент и его функциональные области) предпочтительно пользоваться изданиями последних 2-3 лет.

Работа должна быть проиллюстрирована графиками, диаграммами, таблицами и конкретными расчетами. При цитировании указывается источник из списка использованных источников.

                

4 Требования к содержанию разделов выпускной квалификационной  работы

 

Выпускная квалификационная  работа должна иметь логичную научно обоснованную структуру, которая позволяет в систематизированной форме изложить материалы проведенного исследования, его результаты и практические рекомендации.

4.1 Реферат должен отражать сведения об объеме работы , количестве рисунков (схем, чертежей, графиков) и количестве таблиц. В основной части реферата отражается актуальность, цели, задачи, научная и практическая значимость работы, а также рекомендации по внедрению результатов работы. Объем реферата -1 страница.

4.2 Введение. Во введении раскрывается актуальность темы, ее научная и практическая значимость, степень разработанности данной проблемы в профессиональной литературе. Это вступительная часть бакалаврской работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формируются цель и задачи работы, дается характеристика исходной экономико-статистической базы. Объем введения не должен превышать 3-5 страниц.

4.3 Теоретический раздел. В первом разделе  обычно дается теоретическое обоснование  и рассмотрение проблемы, вынесенной в заголовок дипломной работы, раскрываются современные управленческие, макро- и микроэкономические концепции по исследуемой проблеме; показывается значение этой проблемы в контексте конкретной социально-экономической ситуации, обосновывается методология и методика исследования; дается реферативный обзор исследуемой проблемы, включая критический анализ работ отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой проблематике.

При прочих равных условиях, целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования. Затем сделать небольшой исторический экскурс, по возможности оценить степень изученности исследуемой проблемы. Далее рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе. Затем следует осветить изменения изучаемой проблемы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития.

В данном разделе дается обзор литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной организации (предприятии, фирме). В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу.

Разработка первого раздела  выпускной квалификационной   работы предполагает также подготовку форм сбора первичной информации, методики ее обработки и анализа.

4.4 Расчетно-аналитическая раздел. В этом разделе на основе методики анализа исследуется состояние проблемы на предприятии.

Материалами для анализа могут быть планы работы организации, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом-дипломником во время прохождения преддипломной практики.

Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить, пути их использования, а также устранить выявленные недостатки в работе.

Характер и объем собранного материала зависят от особенности принятой методики исследования.

Анализ состояния дел в организации предполагает обработку собранных статистических материалов, например, по производственной деятельности организации за последние 2-3 года. Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и управленческого анализа.

Рекомендации и разработка мероприятий по решению изучаемой проблемы

Опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы на предприятии-заказчике. В частности, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач выпускной квалификационной  работы.

При подготовке этой части раздела  студенты должны учесть основные принципы: системного подхода, то есть учета всех или большинства взаимообуславливающих факторов управления объектом, комплексного подхода с позиции оперативного и стратегического управления; принципа динамичности, предполагающего регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменившимися условиями работы базовой организации, содержанием деятельности аппарата управления, а также с методами выполнения различных управленческих работ.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы, студент приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.

Например, в соответствии с сформулированными предложениями по совершенствованию системы управления целесообразно внесение изменений в действующую систему управления организации: структурную и функциональную схемы; процедуры выполнения управленческих работ; положения об организации  и ее структурных подразделениях; планы работ и т.д.

Экономическая оценка рекомендаций и предложений

Во втором  разделе рассматривается экономическая сторона предложений: затраты на реализацию, ожидаемая эффективность, бизнес-план.

Предложения и рекомендации, в свою очередь, должны быть конкретными и экономически обоснованными.              

Для расчета экономической эффективности должна быть выбрана методика и дано ее теоретическое обоснование.

Должны быть обоснованы рекомендации с точки зрения социальной и экономической значимости. Оценка эффективности предлагаемых управленческих решений должна охватывать по возможности следующие группы показателей по направлениям:

- расчет экономической эффективности затрат на научные исследования, качество и сроки их влияния на реальные процессы производства;

- определение перспективы научно-теоретического и практического развития организации;

- оценка эффективности труда управленческих работников по реализации научных рекомендаций;

-       обоснование расширения объемов внедрения.

Характеризуется также степень внедрения данных предложений на исследуемом объекте, а также возможность их использования на других объектах в отраслевом или региональном аспектах. Необхо­димо охарактеризовать перспективы дальнейшего развития работ в выбранной области.

Правовое обеспечение мероприятий и предложений

Предусматривает проработку или использование законодательной базы по теме бакалаврской   работы, обоснование соответствующих рекомендаций, составление нормативно-правовой документации.

4.5Заключение. В заключении должны содержаться: лаконичное изложение итогов бакалаврской работы; приведены результаты проведенного исследования, кратко изложено решение поставленных автором во введении задач дипломной работы, следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять 3-5 страниц

4.6 Список использованных источников. Оформляется согласно стандартам и нормам для отечественной библиографии. По содержанию список литературы должен:

-  иметь не менее 20-25 источников;

- включать как монографии, учебники, учебные пособия, так и статьи из периодических изданий;

- содержать последние публикации по рассматриваемой проблеме (по возможности за последние 2-3 года);

- включать работы и статьи зарубежных авторов по рассматриваемой проблеме;

- включать использованные ресурсы Internet.

4.7 Общие рекомендации по стилистике текста выпускной квалификационной работы.

Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов, назначение которых состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста. 

Так, вводные слова и обороты типа «итак», «таким образом» показывают, что данная часть текста служит как бы обобщением изложенного выше. Слова и обороты «следовательно», «отсюда следует, что . . . » свидетельствуют о том, что между сказанным выше и тем, что будет сказано сейчас, существуют причинно-следственные отношения. 

Такие слова и обороты как «вначале», «во-первых», «во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста. Слова и обороты «однако», «тем не менее», «впрочем», «между тем» выражают наличие противоречия между только что сказанным и тем, что сейчас будет сказано.

Обороты «рассмотрим подробнее . . . » или «перейдем теперь к . . .» помогают более четкой рубрикации текста, поскольку подчеркивают переход к новой невыделенной особой рубрикой части изложения.

Научная речь имеет грамматические, синтаксические, лексико-стилистические особенности, отличающие ее от других разновидностей письменной речи. Ее грамматика характеризуется присутствием в тексте большого количества существительных, выполняющих функцию абстрактных понятий, и отглагольных существи­тельных, выражающих процессуальный характер описываемого, например, исследование, рассмотрение, под­тверждение и т. п.

Одним из показателей культуры научной речи и профессионализма исследователя является высокий процент в тексте сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Сплошной поток простых пред­ложений производит впечатление примитивности и смысловой бедности изложения. Однако следует избегать слишком длинных, запутанных и громоздких сложных предложений, читая которые, к концу забываешь, о чем говорилось в начале.

Установившаяся традиционно форма подачи научно­го текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Эффект отстраненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств - например, использованием безличных и неопределенно-личных конструкций, конструкций с краткими страдательными при­частиями типа «выявлено несколько новых принципов», ведением изложения от третьего лица и т.п. Кроме того, особенностью современного научного текста является  исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа - «я». Там, где автору нужно назвать себя в первом лице, используется местоимение множественного числа - «мы». Образуются конструкции : «мы полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению».

Такое словоупотребление, во-первых, придает тексту видимость большей объективности. Во-вторых, когда авторство выражается местоимением «мы», создается впечатление, что за автором как единичным субъектом сто­ит группа людей - научная школа, направление, коллеги и едино­мышленники. Это отражает современную ситуацию в науке, характеризующуюся нарастающими тенденциями к интеграции, коллегиальности в творчестве. Наконец, использование слова «мы» вместо «я» выглядит скромнее и в силу этого более соответствует неписаным требовани­ям академического этикета: автор не выпячивает свой личный вклад, а наоборот, делает его как бы достоянием всего ученого сообщества.

Тем не менее, текст не должен сплошь пестреть словом «мы». Для стилистического разнообразия стоит прибегать и к другим конструкциям, обеспечивающим должный уровень безличности текста.

Смысловая точность и ясность изложения достигается вдумчивым использованием слов и терминов. Не сто­ит без необходимости вводить в текст слова иностранного происхождения, когда можно обойтись их русскими синонимами.

В тексте не должно быть многословия, смыслового дублирования, тавтологий. Его не стоит загромождать вити­еватыми канцелярскими оборотами, ненужными, паразитарными по своей природе повторами. Никогда не употребляйте слов и терминов, точное значение которых Вам неизвестно.

 

5 Требования к оформлению выпускной квалификационной  работы

 

5.1 Общие требования:

Оформление выпускной квалификационной работы осуществляется силами самого студента по единому образцу, после чего дипломная работа (проект) в переплетенном виде сдается на кафедру.

Авторские текстовые оригиналы, выполненные в электронном виде, должны быть распечатаны на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Текст набирается в формате Microsoft Word, шрифтом Times New Roman, 14 кеглем через 1,5 интервал.

Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 25 мм, левое - 30 мм.

Абзацы в тексте начинают отступом, равным 15 мм.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной насыщенности, наклона и размера.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки авторского текстового оригинала, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным способом или черными чернилами, пастой, тушью - рукописным способом.

Первой страницей выпускной квалификационной работы является титульный лист. Форма титульного листа приведена в документе «ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ».

На титульном листе и на его обороте номер страницы не проставляется. Далее следует Задание на выполнение выпускной квалификационной работы, являющееся второй страницей, номер которой также не указывается. Форма задания на выполнение выпускной квалификационной работы  приведена в документе «ЗАДАНИЕ». Первая нумерованная страница - Реферат имеет номер 3. Форма  Реферата  приведена в документе «РЕФЕРАТ». Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию. Номер страницы проставляется в правой нижней части листа без знаков препинания.

Текст выпускной квалификационной работы следует делить на разделы, которые имеют порядковые номера в пределах всего издания, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа.

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Пример

1     ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

       1.1

       1.2

2     МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

       2.1 Аппараты, материалы

             2.1.1

             2.1.2

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. 

Написание заголовков разделов производится прописными буквами. Если название раздела или подраздела расположены более чем на одной строке, начало текста располагается под первой буквой первой строки. Ненумерованные элементы выпускной квалификационной работы располагаются по центру строки без абзацного отступа.

Заголовки отделяются от текста: сверху - интервалом 12пт, снизу – 8пт.[1]

Четвертой страницей выпускной квалификационной работы является содержание, пример которого представлен документе «СОДЕРЖАНИЕ».

Текст выпускной квалификационной работы следует начинать с «ВВЕДЕНИЯ» (без его нумерации как раздела), в котором указывают, краткое изложение основных положений работы.

Оформление иллюстраций

Иллюстрации (рисунки, чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, компьютерные распечатки, штриховые изображения) следует располагать по центру, непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте.

Иллюстрации должны иметь наименование и, при необходимости, пояснительные данные - подрисуночный текст. Слово "Рисунок" и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:

Рисунок 1 - Мотивация в менеджменте

Рисунок 1 - Мотивация в менеджменте

Точка после наименования не ставится. Слово «Рисунок» и его наименование располагают посередине строки без абзацного отступа. Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Иллюстрации сверху и снизу выделяются двойными интервалами (18 пт).

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой буквенного обозначения приложения.

Пример

Рисунок В. 3 Нагрудный знак выпускника Технологического института

Рисунок В. 3 – Нагрудный знак выпускника Технологического института

При ссылках на иллюстрации следует писать « . . . в соответствии с рисунком В.3».

Оформление таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Таблицу следует располагать в выпускной квалификационной работе после ссылки на нее. В ссылке следует писать слова "в таблице…" с указанием ее номера.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например: Таблица В. 1 - Название таблицы.

Пример

Таблица 1 - Название таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе. В конце заголовков и подзаголовком таблицы точки не ставят.

Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в тех случаях, когда в тексте имеется ссылка на них.

При переносе таблицы на другую страницу головку таблицы повторяют, а над ней слева пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. Кроме того, в этом случае в первой части таблицы нижнюю горизонтальною линию не проводят.

Границы таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Сверху и снизу таблицы выделяются двойными интервалами (18 пт). При заполнении таблицы числовые значения должны иметь одинаковую разрядность и форматироваться по правому краю.

Оформление формул и уравнений

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должны быть оставлены два интервала.

Переносить уравнения (формулы) на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе на знаке умножения применяют знак "X".

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные ГОСТ 8417-81 (в системе СИ). Пояснения символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» с абзацного отступа без двоеточия. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки, располагая их, строго друг под другом. В случае, когда пояснение длиннее одной строки, его продолжение располагается с начала следующей строки без абзацного отступа.

Формулы в выпускной квалификационной работе следует нумеровать порядковой (сквозной) нумерацией в пределах всего текста арабскими цифрами и круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.

Пример

Показатель производительности труда рассчитывается по формуле (1)

ПТ=V/Ч,

(1)

где V – объем реализованной продукции;

 Ч- среднесписочная численность работников предприятия.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.

 

Пример

p = m/v,

((1)

В = с : t.

((2)

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения. Пример- « формула В.1»

Оформление перечислений и примечаний

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте издания на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка без точки.

При дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.

Пример

__________________________________ :

а)______________________________________________________________________________________________________________________;

 б)________________________________ :

1)_______________________;

2)_______________________;

в)___________________________________.

Допускается перечисление без цифрового или буквенного обозначения выделением перечисления абзацным отступом.

Примечания следует помещать в выпускной квалификационной работе при необходимости пояснения содержания текста, таблицы, иллюстрации, непосредственно после материалов к которым оно относится.

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют.

Пример

Примечание - . . . 

Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки.

Пример

Примечания

1________________

2________________

Оформления списка использованных источников

В конце текста выпускной квалификационной работы следует помещать список использованных источников (далее список) без его нумерации как раздела. В списке каждый источник нумеруют арабской цифрой без точки и печатают с абзацного отступа. 

При ссылке на источник в тексте издания следует проставлять в квадратных скобках порядковый номер источника, под которым он значится в списке. Описание использованных источников должно соответствовать ГОСТ Р 01-2007. 

Примеры библиографического описания книг, монографий и др. приведены в документе « Примеры библиографического описания».

Последовательность включения источников в список следующая:

- законодательные материалы РФ, решения Правительства и статистические материалы;

- книги, а затем статьи по алфавиту авторов и заглавий с учетом последующих (вторых, третьих и т.д.) букв;

- материалы сайтов сети Интернет;

- неопубликованные документы (отчеты о НИР, ТЭО, диссертации и т.д.);

- книги и статьи, опубликованные на иностранном языке.

Приложения

Приложения (таблицы, графики, схемы, исходные и другие материалы, которые были использованы при выполнении выпускной квалификационной работы как вспомогательные) помещают после текста и списка использованных источников. Приложение оформляют как продолжение выпускной квалификационной работы. Приложения должны иметь общую с остальной частью выпускной квалификационной работы сквозную нумерацию страниц.

В тексте выпускной квалификационной работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.

Приложение должно иметь заголовок, каждый записывают симметрично относительно текста прописными буквами отдельной строкой.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», помещенное над заголовком. «ПРИЛОЖЕНИЕ» обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, Н, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует буква, обозначающая его последовательность.

Приложения могут быть обязательными и справочными.

Указание на вид приложения даётся под словом «ПРИЛОЖЕНИЕ». В скобках со строчной буквы пишут слово «обязательное» или «справочное».

При переносе приложения на другую страницу слова «Продолжение приложения» пишутся слева.

Все сокращения, кроме общепринятых аббревиатур, следует расшифровывать при их первом упоминании (но не в заголовке).

Для всех студентов обязательными являются приложения:

-       Приложение  А. Заказ с производства;

-       Приложение Б. Справка о результатах внедрения решений;

-       Приложение В. Запрос на трудоустройство;

-       Приложение  Г. Справка о проверке на Антиплагиат.

Бланки для заполнения  приложений приведены в соответствующих документах.


6 Критерии оценки выпускной квалификационной работы

 

6.1 Выпускная квалификационная  работа должна продемонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки, умение анализировать, обобщать первичный материал производственной деятельности предприятий, критически оценивать научную литературу.

6.2 Выпускная квалификационная  работа оценивается на «отлично» в случае, если в ней:

- изложены взгляды управленцев (экономистов, социологов, психологов и др.) по данной проблеме, привлечен достаточно широкий круг специальной литературы;

показано значение проблемы на современном этапе экономического и социального развития страны и республики;

- представлена методология исследования вопроса;

собраны, систематизированы и проанализированы первичные материалы системы управления предприятием на основе использования современных методов;

проведены самостоятельные исследования, имеющие принципиальное значение для разработки темы;

- на основе анализа фактического материала и других источников сделаны аргументированные теоретические обобщения и изложено собственное отношение по данному вопросу;

содержатся практические рекомендации по повышению эффективности управления предприятием;

- оценка снижается на 1-2 балла, если требования, предъявляемые к работам, оцениваемым на «отлично» не выполнены в той или иной мере: если хотя бы отдельные вопросы не изложены или изложены поверхностно, без должного теоретического обоснования.

6.3 Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если:

вместо теоретического освещения вопросов, подтвержденных большим количеством фактического материала, в работе приводится поверхностное описание фактов, примеров, взятых из хорошо известных источников.

6.4 Выпускная квалификационная работа, оцененная на «неудовлетворительно», полностью перерабатывается.

На заседании ГЭК по итогам защиты бакалаврских  работ отмечают работы:

- имеющие практическое значение;

- носящие творческий характер и обладающие глубиной разработки тем;

-  рекомендуемые к опубликованию (полностью или частично);

                

7 Рецензирование выпускной квалификационной работы

 

7.1 Выпускные  квалификационные  работы подписанные заведующим кафедрой, при наличии отзыва дипломного руководителя и рецензии внешнего рецензента, допускаются к защите. Внесение в работу каких-либо исправлений и добавлений после получения рецензии не допускается.

7.2 Допущенной к защите считается бакалаврская  работа, выполненная в соответствии с планом, заданием руководителя, в установленные сроки и подписанная научным руководителем и заведующим выпускающей кафедрой.

7.3 Состав рецензентов утверждается приказом ректора по представлению выпускающей кафедры. Рецензентом должен быть специалист, компетентный в данной проблеме исследования, как правило имеющий ученую степень или большой опыт работы в области управления.

В рецензии должно быть отмечено:

соответствие выполненной работы заданию на дипломную работу,

правильность постановки вопросов, актуальность темы,

новизна и обоснованность предлагаемых управленческих решений,

возможность применения практических результатов,

слабые стороны работы и полученных в ней результатов.

7.4 Завершается рецензия мнением о возможности присвоения выпускнику квалификации, «Менеджер» по направлению 080200.62 «Менеджмент». Подпись рецензента заверяется печатью организации, в которой он работает. Далее выпускная квалификационная  работа направляется в государственную аттестационную комиссию (ГАК).

 

8 Организация защиты выпускной квалификационной  работы

 8.1 Защита бакалаврской работы проводится на заседаниях Государственных экзаменационных комиссий, которые формируются  ежегодно по направлениям подготовки бакалавров и действуют в течение календарного года. Председатели и состав ГЭК утверждаются приказом ректора.

8.2 Защита проводится на открытом заседании ГЭК с участием не менее двух третей состава.

8.3   Непосредственно перед защитой студент обязан проверить:

наличие всех подписей на титульном листе;

правильность оформления документов (отзыва руководителя бакалаврской работы, рецензии, заключения заведующего кафедрой, которые располагаются в дипломной работе перед титульным листом.) Бланки документов представлены в файле «Комплект сопроводительных документов».

Подготовка к защите бакалаврской  работы включает составление тезисов доклада и согласование его с руководителем выпускной квалификационной  работы.

8.4 В докладе должны быть отражены: полное наименование темы бакалаврской  работы, ее актуальность, управленческое и технико-экономическое задание базовой организации, выводы, экономическая эффективность решений, заключение о возможности реализации этих решений.

Для доклада отводится время до 5-7 минут.

Публичная защита представленной бакалаврской работы является завершающей стадией всего процесса обучения. Этим определяется чрезвычайная важность и ответственность публичной защиты работы, необходимость тщательной подготовки к процедуре защиты.

Выступление на публичной защите выпускной квалификационной работы  является порой решающей стадией итоговой государственной аттестации выпускника.

8.5 Результаты защиты удостоверяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», оформляются протоколом заседания ГЭК и объявляются публично.

8.6 Заседания ГЭК протоколируются. Протоколы подписываются председателем и членами ГЭК, участвующими в заседании

8.7 По результатам итоговой аттестации ГЭК простым большинством  принимает решение о присвоении студенту степени бакалавра.

8.8.  Выпускнику выдается государственный диплом бакалавра установленного образца.



[1] для того чтобы отделить заголовок интервалом, необходимо правой клавишей мышки вызвать контекстное меню, далее выбрать в пункте абзац закладку отступы и интервалы и в подпункте интервал поставить необходимое количество пт. перед и/или после заголовка.