Каталог

Помощь

Корзина

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторской работы по Менеджменту, Новгородский агротех, 2012

Оригинальный документ?

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

 

НОВГОРОДСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

 

  

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Менеджмент»

 

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

  080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

( 3 курс)

 

 

 

 

 

 

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.

Содержание и характер предложенной в пособии самостоятельной работы студентов учитывает специфику специальности  и изучаемой дисциплины.

Основная цель самостоятельной работы по дисциплине «Менеджмент» помочь студентам овладеть опытом самостоятельной практической деятельности, правильно организовать познавательный процесс, выработать практические умения на основе полученных знаний, находить необходимую информацию.

По курсу «Менеджмент» в соответствии с рабочей программой предусматривается 30 часов на выполнение самостоятельной работы студентов.

Внеаудиторная самостоятельная работа организована в форме  выполнения индивидуальных заданий в различных формах.

Методические рекомендации должны помочь студенту правильно организовать свою самостоятельную работу и способствовать качественному усвоению знаний, умений, навыков, а также развитию их творческих способностей.

Самостоятельная работа позволяет студентам более эффективно подготовиться к дифференцированному зачету по курсу, сформулировать свое видение проблем и способов их решения.

  

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ     РАБОТА    № 1

 

ТЕМА:  Сущность и характерные черты современного менеджмента. История развития менеджмента.

ЗАДАНИЕ :  Подготовка к тестированию по вопросам темы.

Цель:  закрепить и проверить знания о сущности менеджмента, истории его развития.

Количество часов: 1 час.

 

ЗАДАНИЕ:  Подготовиться к тестированию по вопросам темы «Сущность и характерные черты современного менеджмента»

Вопросы:

1.  Сущность менеджмента.

2.  Сферы менеджмента.

3.  Задачи менеджмента.

4.  История менеджмента.

 

При подготовке к тестированию  внимательно изучите  конспект лекций и учебную литературу по дисциплине, выделяя основные положения и термины.

 

Литература:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд.-М: Гардарики, 2000.-528 с.

2. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие/ Изд-е 2-е,доп. И перераб.-Ростов н/Д: «Феникс», 2002.-352 с. (Серия «Учебники ХХI века»).

3. Кнышова Е.Н. Менеджмент: учеб. Пособие/Е.Н Кнышова.-М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М.-М,2010.- 304 с. – (Профессиональное образование).

4. Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми. Учебное пособие для студентов ссузов.-М: Академический Проект, 2003.- 400

5. Салимжанов И.Х. Менеджмент. Серия «Среднее профессиональное образование».Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 2003.-320 с.

6. Суетенков Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.- 240 с.- (Профессиональное образование).

7. Юкаева В.С. Менеджмент: Краткий курс: Учебное пособие.- 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.- 104 с.

 

Критерии оценки указаны после вопросов теста.

 

Срок выполнения:  к следующему уроку.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ     РАБОТА    № 2

 

ТЕМА:  Управление организациями. Внутренняя и внешняя среда организации

Цель: Отработать навыки анализа существующих в организации норм поведения.

Приобретаемые умения: - навыки анализа норм поведения в организации, организационно-правовых форм организаций

Количество часов:  5 часов.

Порядок выполнения:

 

Задание

 

 1) Проклассифицируйте указанные ниже нормы поведения по предлагаемым признакам, заполнив таблицу 1.  Приведите примеры норм известных вам, которые отличаются от названных ниже.

                                                                                          Таблица 1.

Группы норм

Нормы

(укажите их порядковые номера согласно списка после таблицы)

1

Нормы деятельности

 

2

Нормы, регламентирующие форму одежды

 

3

Нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы

 

 

ВИДЫ НОРМ: 

1. Качество – главный принцип нашей работы!

2. Все сотрудники должны ходить в униформе с символикой организации.

3. Все задания должны выполняться сотрудниками в рабочее время. Никаких сверхурочных!

4. Вознаграждение членов группы осуществляется пропорционально их трудовому вкладу в результаты работы группы.

5. В нашей организации мужчины должны ходить в темных костюмах, белых рубашках и однотонных галстуках.

6. Все сотрудники не покидают своих рабочих мест до тех пор, пока их не отпустит непосредственный руководитель.

7. Члены группы ни при каких обстоятельствах не должны сообщать руководителю об опоздавших.

8. Вознаграждение членов группы осуществляется по результатам работы группы в целом и распределяются по принципу»каждому - поровну».

9. Никаких украшений персонал организации носить не должен!

10 Члены группы не должны открыто критиковать точку зрения коллеги в присутствии руководителя.

11. Все члены группы несут коллективную ответственность за результаты деятельности группы.

12. Каждый член группы имеет доступ к необходимой для работы информации.

13. В нашей организации женщинам запрещается носить брюки, мини-юбки, декольте.

 

2) Изучите организационно-правовые формы организаций и определите наиболее подходящую форму для предложенных типов организаций.

 

Таблица 2 – Характер деятельности 

Характер деятельности                          

Организационно-правовая форма

1. Мастерская по ремонту                        

A. Акционерное общество

2. Судоверфь                                              

Б. Товарищество

3. Объединение в защиту окружаю-

щей среды.                                                  

В. Учреждение

4. Муниципальная больница.                    

Г. Ассоциация

5. Объединение арбитражных управ-

ляющих города                                           

Д. Общественное объединение

  

Литература:

1. Гражданский Кодекс РФ:

Параграф 1 статья 50;

Параграф 2 статьи 66-86, 96-104;

Параграф 5 статьи  117, 120, 121.

 

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если Вы выполнили задание в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению, аккуратно, к установленному сроку, в полном объеме.

Оценка «4» ставится, если Вы выполнили задание в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению, к установленному сроку, аккуратно, но допустили 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится, если Вы выполнили задание аккуратно, к   установленному сроку, но допущено 3-4 ошибки.

Если работа сдана преподавателю на проверку позже установленного срока на 1 и более дней, то Вам ставится оценка «3» даже если работа выполнена без ошибок.

 

Срок выполнения: через  два урока.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ     РАБОТА    № 3

 

ТЕМА:  Цикл менеджмента. Планирование в менеджменте.

 

ЗАДАНИЕ :  Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на поставленные вопросы.

Цель: сформировать навыки  анализа производственных ситуаций

 

Приобретаемые умения: - анализ производственных ситуаций

 

Количество часов:   3 часа.

 

Ситуация для анализа

 

Компания «Starwood Hotels & Resorts Inc.»"

 

Взаимосвязь общих функций управления можно проследить на следующем примере. Компания «Starwood Hotels & Resorts Inc.», которой принадлежат более 700 отелей в 76 странах мира, первой в гостиничном бизнесе начала внедрение профаммы «Шесть Сигма». Эта международная программа, впервые осуществленная компанией «Моторола», уже помогла многим фирмам поднять уровень обслуживания клиентов и увеличить прибыль. Суть ее в оптимизации рабочего процесса и использовании каждой минуты на благо компании. 

В компании «Starwood Hotels & Resorts Inc.» рассчитывают, что итогом выполнения программы станет супервысокий уровень обслуживания клиента, начиная с бронироьания и размещения в номере. Например, регистрация вновь прибывшего занимает 5 мин. 

Специалисты профаммы «Шесть Сигма», проанализировав каждый шаг персонала, посоветуют, как сократить это время до идеальных 3,5 мин. Перестройку и ускорение доверят 450 асам, которых будут искать как внутри компании, так и на стороне. «Специалисты «Шесть Сигма» — именно так называют тех, кто участвует в программе

— в зависимости от квалификации получат звания «черный пояс» и «мастер черный пояс» (для самых «продвинутых»). Каратистские термины, как объясняют в компании, в этом случае свидетельствуют о высоком профессионализме бойца гостиничного фронта и стремлении к постоянному совершенствованию. Боевое искусство гостиничных менеджеров будет направлено против отдельных недостатков в работе отелей, и от деятельности каждого из них компания рассчитывает на рост прибыли, превышающий 200 тыс. долл. в год.

Вопросы для анализа  ситуации:

1) Какую цель поставила перед собой компания «Starwood Hotels & Resorts Inc.»?

2) Какие задачи для этого нужно решить?

3) В каких формах проявились общие функции управления в данном примере?

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ     РАБОТА    № 4

 

ТЕМА:  Мотивация труда.

ЗАДАНИЕ :  Написать 5 мотивов к труду и соответствующие им стимулы

Цель: сформировать навыки  определения мотивов и стимулов к труду

Приобретаемые умения: -  определение мотивов и стимулов к труду рядового работника организации

Количество часов:  1  час.

Порядок выполнения:

Определить мотивы к труду и соответствующие им стимулы.

Записать 5 пунктов, кроме предложенного образца.

Задание оформить в таблице:

Мотив

Стимул

1.Благосостояние

1.Заработная плата

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

 

Литература:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд.-М: Гардарики, 2000.-528 с.

2. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие/ Изд-е 2-е,доп. И перераб.-Ростов н/Д: «Феникс», 2002.-352 с. (Серия «Учебники ХХI века»).

3. Кнышова Е.Н. Менеджмент: учеб. Пособие/Е.Н Кнышова.-М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М.-М,2010.- 304 с. – (Профессиональное образование).

4. Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми. Учебное пособие для студентов ссузов.-М: Академический Проект, 2003.- 400

5. Салимжанов И.Х. Менеджмент. Серия «Среднее профессиональное образование».Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 2003.-320 с.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если Вы выполнили задания в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению, аккуратно, к установленному сроку, в полном объеме.

Оценка «4» ставится, если Вы выполнили задания в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению, к установленному сроку, аккуратно, но допустили 1-2 ошибки или пунктов в таблице только четыре.

Оценка «3» ставится, если Вы выполнили  одно задание  аккуратно, к   установленному сроку или допустили  2-3 ошибки или пунктов в таблице всего три.

Если работа сдана преподавателю на проверку позже установленного срока на 1 и более дней без уважительной причины, то Вам ставится оценка «3» даже если работа выполнена без ошибок.

 

Срок выполнения: к следующему уроку.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ     РАБОТА    № 5

 

ТЕМА:  Система методов управления. Самоменджмент.

Цель:  отработать навыки анализа групповых процессов.

Приобретаемые умения: - навыки анализа групповых процессов.

Количество часов: 4 часа.

Выполненные задания оформите в тетради для внеаудиторных работ.

ЗАДАНИЕ 1: 

Проанализируйте приведенные в таблице 1 ситуации, характеризующие поведение руководителя в групповых процессах. Определите, какое поведение руководителя может удовлетворять членов группы, а какое нет, заполнив соответствующие столбцы таблицы.

 

 

Ситуация

Поведение руководителя

удовлетво-ряет

членов группы

приносит

разочарование

1.

Руководитель сам принимает решения, не советуясь с членами группы

 

 

2.

Руководитель привлекает к обсуждению решений всех членов группы, но никогда не учитывает их мнение

 

 

3.

Руководитель привлекает к обсуждению и принятию решений всех членов группы

 

 

4.

Руководитель привлекает к обсуждению решений всех желающих членов группы, но не прилагает усилий к тому, чтобы понять их точку зрения

 

 

5.

Руководитель направляет и обобщает мнение членов группы

 

 

6.

Руководитель старается привлечь к обсуждению решения как можно больше членов группы, однако принимает во внимание лишь мнение неформального лидера

 

 

7.

Руководитель спокойно и без эмоций выслушивает различные точки зрения, а затем принимает решение в соответствии со своими планами

 

 

8.

Руководитель создает спокойную деловую атмосферу в процессе обсуждения решений, допускает конструктивную критику и дискуссии, дает возможность высказаться всем желающим членам группы

 

 

9.

Руководитель привлекает к обсуждению решений членов группы, своевременно предоставляя им достоверную и полную информацию для работы

 

 

ЗАДАНИЕ 2 :

 

Вам, как студенту (студентке), следует составить свой рамочный план работы (занятий) на день.

 

Рамочный план — это идеальный план работы и отдыха специалиста или менеджера на определенный период (день, неделю и т. д.). Его составляют с помощью имеющихся орга­низационных принципов и методов. Этот план позволяет при­обретать навыки регулярного распределения дел по частям и по дням недели. В него интегрируют также личные дела и цели, касающиеся семьи, занятий спортом, отдыха, обще­ния с друзьями и т. д.

Такой идеальный план на практике трудно достижим. Однако его весьма полезно использовать как ориентир при составлении плана работы на конкретный день (неделю) и при его реализации.

Приведем в качестве примера (в нашем видении) рамоч­ный план рабочего дня начальника цеха промышленного пред­приятия. 

Приведем в качестве примера в нашем видении рамочный план рабочего дня начальника

3) Определите полномочия для делегирования.

 

 Из перечисленного списка определите полномочия, которые, на Ваш взгляд,

может делегировать руководитель среднего звена руководителям низшего звена, а

которые нет:

• функции поощрения и наказания сотрудников;

• рутинную работу;

• решения по рискованным проектам;

• распределение обязанностей сотрудников;

• срочные дела;

• стратегические решения;

• распределение ресурсов;

• оперативные задачи;

• составление оперативных планов;

• вопросы координации работы со смежным подразделением;

• контроль работы своего подразделения (самоконтроль);

• контроль работы смежного подразделения;

• прием на работу новых сотрудников;

• принятие решения об увольнении сотрудников;

• ознакомление гостей с организацией;

• изложение на общем собрании программы работы на будущий год;

• участие в совещании по обмену опытом.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие/ Изд-е 2-е,доп. И перераб.-Ростов н/Д: «Феникс», 2002.-352 с. (Серия «Учебники ХХI века»).

2. Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми. Учебное пособие для студентов ссузов.-М: Академический Проект, 2003.- 400

3. Салимжанов И.Х. Менеджмент. Серия «Среднее профессиональное образование».Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 2003.-320 с.

4. Суетенков Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.- 240 с.- (Профессиональное образование).

 

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если Вы выполнили задания в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению, аккуратно, к установленному сроку, в полном объеме.

Оценка «4» ставится, если Вы выполнили задания в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению, к установленному сроку, аккуратно, но допустили 1-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если Вы выполнили   задания  аккуратно, к   установленному сроку, но допустили  4-5 ошибок.

Оценка «2» ставится, если Вы выполнили  одно задание   к   установленному сроку, но допустили  более 5 ошибок.

Если работа сдана преподавателю на проверку позже установленного срока на 1 и более дней без уважительных причин, то Вам ставится оценка «3» даже если работа выполнена без ошибок.

Срок выполнения: к следующему уроку.

  

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ    РАБОТА  № 6

 

ТЕМА:  Информация и коммуникации в управлении.

ЗАДАНИЕ :  Проанализируйте приведенные  утверждения и укажите, какие из них верны, а какие нет.

Цель: проверка знаний о коммуникациях.

Приобретаемые умения: - закрепление изученного материала по теме.

Количество часов:  2 часа.

 

Порядок выполнения: 

1. Изучите тему «Коммуникации» в конспекте лекций и учебной литературе.

2. Ответьте на приведенные утверждения (да или нет).

3. Ответы оформить в тетради для внеаудиторных работ в виде таблицы: 

Верны утверждения (ответ «да»)

Перечислить через запятую порядковые номера утверждений с которыми вы согласны

Неверны утверждения (ответ «нет»)

Перечислить через запятую порядковые номера утверждений с которыми вы не согласны

 

УТВЕРЖДЕНИЯ:

 

1. Коммуникации — важнейшая составная часть деятельности ме­неджеров.

2. Успех коммуникации зависит от того, насколько внимательно со­беседники слушают друг друга.

3. Наличие обратной связи делает процесс коммуникации двусто­ронним.

4. Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств и информационных технологий, наиболее значимы для изучения орга­низационного поведения.

5. Выбор носителя информации в процессе коммуникации не зави­сит от характера управленческих проблем.

6. Чтобы уточнить мнение собеседника, следует задавать ему как можно больше вопросов.

7. Наличие обратной связи — важное условие коммуникаций.

8. Межличностные коммуникации во многом зависят от социокуль­турной среды, в которой они осуществляются.

9. В формальной группе не могут возникнуть неформальные ком­муникации.

10.В процессе общения невербальные сигналы собеседников долж­ны способствовать усилению речи.

11. Если подчиненные зависят от руководства, то восходящий по­ток информации может оказаться блокированным. Осознающий свою зависимость работник, получив неприятную для руководителя ин­формацию, может не передать ее ему.

12. Чтобы сократить время коммуникации, следует перебить собе­седника и прямо сказать ему о дефиците своего времени.

13. Если руководителя захлестывают эмоции, то он может неправильно понять собеседника.

14. Слухи – это невербальные коммуникации в процессе общения.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд.-М: Гардарики, 2000.-528 с.

2. Виханский О.С.,Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент»/ Под ред. А.И. Наумова.-М.: Экономистъ,- 2004.-288 с.

3. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие/ Изд-е 2-е,доп. И перераб.-Ростов н/Д: «Феникс», 2002.-352 с. (Серия «Учебники ХХI века»).

4. Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми. Учебное пособие для студентов ссузов.-М: Академический Проект, 2003.- 400

5. Салимжанов И.Х. Менеджмент. Серия «Среднее профессиональное образование».Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 2003.-320 с.

6. Суетенков Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.- 240 с.- (Профессиональное образование).

7. Юкаева В.С. Менеджмент: Краткий курс: Учебное пособие.- 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.- 104 с.

 

Критерии оценки:

 

Оценка «5» ставится, если Вы выполнили задание и дали верные ответы на 13- 14 вопросов, работа выполнена аккуратно, к установленному сроку.

Оценка «4» ставится, если Вы выполнили задание и дали верные ответы на 11-12 вопросов, работа выполнена аккуратно, к установленному сроку.

Оценка «3» ставится, если Вы выполнили  задание аккуратно и дали верные ответы на 9-10 вопросов, работа выполнена аккуратно к   установленному сроку.

Оценка «2» ставится, если Вы выполнили задание, но даны верные ответы лишь на 8 и менее вопросов, допускается небрежность в оформлении.

Если работа сдана преподавателю на проверку позже установленного срока на 1 и более дней без уважительной причины, то Вам ставится оценка «3» даже если работа выполнена без ошибок.

Срок выполнения: к следующему уроку.

 

 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ    РАБОТА  № 7

 

ТЕМА:  Деловое  и управленческое общение.

 

ЗАДАНИЕ :    Подготовить доклад на произвольную тему.

 

Цель:  сформировать навыки публичного выступления.

 

Приобретаемые умения: - выступление перед аудиторией

 

Количество часов:  3 часа.

 

Порядок выполнения:

 

1.    Выберите тему для выступления.

2.    Ознакомьтесь с требованиями к публичному выступлению:

- выступление должно быть рассчитано на 2-5 минут;

-  необходимо установить контакт с аудиторией;

- тема выступления должна быть интересной;

- тему необходимо изложить понятно;

- желательно жестикулировать во время выступления и смотреть на аудиторию.

3.    Начните подготовку к выступлению, учитывая следующие рекомендации:

Рано или поздно необходимость публичного выступления обрушивается на каждого из нас. Это может быть всего-навсего речь на собрании собственного коллектива, но для неподготовленного, робкого и неуверенного в себе человека даже такое неофициальное появление на публике может превратиться в сущий ад.

Приведу вашему вниманию некоторые советы, которые помогут подготовиться вам к публичному выступлению:

1. Тот, кто говорит слишком уверенно, иногда рискует утратить расположение аудитории. Очевидно, это происходит из-за того, что каждый слушатель мысленно ставит себя на место выступающего и болезненно переживает собственную неловкость и замешательство, которые могли бы возникнуть при подобных обстоятельствах.

2.  Не следует начинать выступление непосредственно с существа вопроса, ведь аудитории требуется несколько минут, чтобы привыкнуть к вашей внешности, тембру голоса, манере поведения.

3. Официальное приветствие обычно выглядит следующим образом: «Господин председатель, уважаемые гости, дамы и господа!» и т.п.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

4. Никогда не извиняйтесь за то, что не готовы, за то, что недостаточно компетентны, за то, что вообще взяли слово. Следует надеяться, что ваши опасения не оправдаются.

5. Не смущайтесь, если по ходу выступления вам нужно откашляться, чихнуть или высморкаться. Отнеситесь к этому, как к естественному проявлению человеческих потребностей. Конечно же следует извиниться и отвернуться если вы хотите чихнуть или откашляться.

6. Никогда не читайте по бумажке, если вы действительно хотите, чтобы аудитория вас слушала. Можно заранее подготовить письменный вариант речи для того, чтобы не потерять нить выступления. Дословное зачитывание речи означает неизбежную потерю аудитории. В 1672 году император Петр I издал указ № 740, гласивший: «Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писанному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была».

7. Используйте любую возможность проиллюстрировать ваши слова: с помощью чертежей, графиков, слайдов, фильмов и др.

8. Выступление сильно проигрывает, если его заключительная часть слишком затянута или, напротив, скомкана. Лучше всего за несколько минут до окончания речи, дать понять публике, что выступление подходит к концу. Например, можно сказать несколько слов благодарности. Затем следует вывод и, наконец, само заключение.

                      Критерии оценки выступающего:

1) Удалось ли выступающему  установить контакт с аудиторией.

2) Соблюдался ли регламент выступления (2-5 минут).

3) Было ли данное выступление интересным, выразительным.

4) Как жестикулировал выступающий, куда смотрел.

5) Насколько понятно было изложена тема выступления.  

За каждый пункт  проставляется от 2 до 5 баллов.

Оценкой за выступление будет средний балл.

Срок выполнения: к следующему уроку.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ     РАБОТА    № 8

 

ТЕМА:  Деловое и управленческое общение

 

Цель: закрепить и проверить знания о видах делового и управленческого общения и их особенностях

 

Количество часов:  2 часа.

 

ЗАДАНИЕ:  Подготовка к устному опросу по вопросам  темы  «Деловое и управленческое общение»

 

Вопросы:

1. Деловое общение, его характеристика.

2. Виды и формы делового общения.

3. Этика делового общения

 

При подготовке к устному опросу  внимательно изучите  конспект лекций и учебную литературу по дисциплине, выделяя основные положения и термины.

 

Литература:

 

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд.-М: Гардарики, 2000.-528 с.

2. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие/ Изд-е 2-е,доп. И перераб.-Ростов н/Д: «Феникс», 2002.-352 с. (Серия «Учебники ХХI века»).

3. Кнышова Е.Н. Менеджмент: учеб. Пособие/Е.Н Кнышова.-М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М.-М,2010.- 304 с. – (Профессиональное образование).

4. Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми. Учебное пособие для студентов ссузов.-М: Академический Проект, 2003.- 400

5. Салимжанов И.Х. Менеджмент. Серия «Среднее профессиональное образование».Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 2003.-320 с.

6. Суетенков Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.- 240 с.- (Профессиональное образование).

7. Юкаева В.С. Менеджмент: Краткий курс: Учебное пособие.- 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.- 104 с.

 

Критерии оценки: 

Оценка “5” выставляется,  если  полно и последовательно излагается изученный материал, дается правильное определение предметных понятий; обнаруживается понимание материала, обосновываются суждения,  приводятся примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные.   

Оценка “4” выставляется,  если   дан ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допускаются 1-2 ошибки, которые студент сам же исправляет.            

Оценка “3” выставляется, если   студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в  формулировке понятий; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно.

Отметка “2” выставляется,  если  студент обнаруживает незнание большей части соответствующей темы изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений , искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. 

Срок выполнения:  к следующему уроку.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  № 9

 

ТЕМА:   Процесс принятия решений.

 

Цель: проверка знаний процесса и методов принятия управленческих решений.

 

Количество часов:   2 часа.

 

ЗАДАНИЕ:

Подготовьтесь к тестированию по вопросам темы  «Процесс принятия решений».

Вопросы для подготовки:

1.     Понятие управленческого решения.

2.     Виды решений.

3.     Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

4.     Процесс принятия решений (этапы).

5.     Методы принятия решений.

 

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд.-М: Гардарики, 2000.-528 с.

2. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие/ Изд-е 2-е,доп. И перераб.-Ростов н/Д: «Феникс», 2002.-352 с. (Серия «Учебники ХХI века»).

3. Кнышова Е.Н. Менеджмент: учеб. Пособие/Е.Н Кнышова.-М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М.-М,2010.- 304 с. – (Профессиональное образование).

4. Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми. Учебное пособие для студентов ссузов.-М: Академический Проект, 2003.- 400

5. Салимжанов И.Х. Менеджмент. Серия «Среднее профессиональное образование».Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 2003.-320 с.

6. Суетенков Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.- 240 с.- (Профессиональное образование).

7. Юкаева В.С. Менеджмент: Краткий курс: Учебное пособие.- 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.- 104 с.

Срок выполнения:  через урок.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  № 10

 

ТЕМА:    Контроль и его виды.

 

Цель: сформировать навыки работы с литературой по заданной теме, выделять главное из общей информации и составлять конспект.

 

Приобретаемые умения:  самостоятельная работа с литературой, выбор главных положений по заданной теме, краткая и лаконичная запись отобранной информации в конспект.

 

Количество часов:  3 часа.

 

ЗАДАНИЕ:

Законспектировать тему «Контроль и его виды».

 

Порядок выполнения:

 

I) Прочитать тему «Контроль и его виды», выделить главные и существенные положения.

План конспекта:

1) Сущность и задачи  контроля.

2) Виды контроля и их характеристика.

 

II) Записать отобранную информацию в конспект. (запись конспекта на отдельном листе бумаги недопустима).

 

Рекомендации по составлению конспекта:

 

1) Запись полезно  расчленять разными средствами, выделять главное и существенное: темы, законы, правила, формулы, термины, ключевые слова.

                               СПОСОБЫ ВЫДЕЛЕНИЯ:

- заголовки и подзаголовки;

- абзацы, красные строки;

- пробельные строки;

- подчеркивание ( в тексте)

- отчеркивание ( на полях);

- рамки;

- шрифт;

- цвет ( не более 3-х)

 

2) Прежде всего, надо записать название темы, план лекции и рекомендуемую литературу.

3) Читая тему, анализируй излагаемый материал, обобщай и кратко записывай самое главное; тезисы, факты, примеры, взаимосвязи, выводы.

4) Следует применять смысловое уплотнение, отбрасывая второстепенное, повторы, разъяснения.

5) Целесообразно применять сокращения.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд.-М: Гардарики, 2000.-528 с.

2. Виханский О.С.,Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент»/ Под ред. А.И. Наумова.-М.: Экономистъ,- 2004.-288 с.

3. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие/ Изд-е 2-е,доп. И перераб.-Ростов н/Д: «Феникс», 2002.-352 с. (Серия «Учебники ХХI века»).

4. Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми. Учебное пособие для студентов ссузов.-М: Академический Проект, 2003.- 400

5. Салимжанов И.Х. Менеджмент. Серия «Среднее профессиональное образование».Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 2003.-320 с.

6. Суетенков Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.- 240 с.- (Профессиональное образование).

7. Юкаева В.С. Менеджмент: Краткий курс: Учебное пособие.- 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.- 104 с.

8. 30 правил делового этикета/ Авт.-сост. Т.И. ревяко.-М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2007.- 96 с.

 

 

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если Вы выполнили задание в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению, аккуратно, к установленному сроку, дана характеристика всех основных положений темы в необходимой последовательности.

Оценка «4» ставится, если Вы выполнили задание в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению, к установленному сроку, аккуратно, но в конспекте раскрыты не все основные положения темы.

Оценка «3» ставится, если Вы выполнили задание аккуратно, к   установленному сроку, но в конспекте нет характеристики основных положений темы, а дано только их название и конспект слишком краткий.

Оценка «2» ставится, если Вы выполнили задание позже установленного срока,  неаккуратно, нарушена последовательность изложения материала, конспект слишком краткий.

Срок выполнения: через урок

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  № 11

 

 

ТЕМА:  Управление конфликтами.

ЗАДАНИЕ : Изучить представленную ситуацию и ответить на вопросы к ней. 

Цель: сформировать навыки анализа конфликтов в организации.

Приобретаемые умения: анализ конфликтных ситуаций.

Количество часов:  2 часа.

Порядок выполнения:

 

1) Изучите тему «Управление конфликтами».

2) Прочтите предложенную ниже ситуацию.

3) Определите причину создавшейся ситуации и запишите ее.

4) Выявите, насколько рационально действовали руководители орга­низации в этой ситуации и предложите свой вариант выхода из нее.

5) Решение ситуации оформите в тетради для внеаудиторных работ (не менее 1 страницы).

Ситуация

 

На совещании у директора фирмы «Холод» подводили итоги работы за 1 квартал года. Ситуация на рынке изменилась и на складе фирмы скопилось много нереализованных холодильников. Директор всю вину возложил на коммерческого директора Зайцева. Зайцев сказал участникам совещания, что уже в январе у него появилась тревога за реализацию, и он дал устное указание начальнику службы маркетинга Волкову определить и уточнить конъюнктуру рынка на февраль, март. Волков ответил, что впервые об этом слышит. Возник конфликт, кто его виновник? /Ответ кратко пояснить/.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд.-М: Гардарики, 2000.-528 с.

2. Виханский О.С.,Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент»/ Под ред. А.И. Наумова.-М.: Экономистъ,- 2004.-288 с.

3. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие/ Изд-е 2-е,доп. И перераб.-Ростов н/Д: «Феникс», 2002.-352 с. (Серия «Учебники ХХI века»).

4. Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми. Учебное пособие для студентов ссузов.-М: Академический Проект, 2003.- 400

5. Салимжанов И.Х. Менеджмент. Серия «Среднее профессиональное образование».Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 2003.-320 с.

6. Суетенков Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.- 240 с.- (Профессиональное образование).

7. Юкаева В.С. Менеджмент: Краткий курс: Учебное пособие.- 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.- 104 с.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если Вы выполнили задание в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению, аккуратно, к установленному сроку, в полном объеме.

Оценка «4» ставится, если Вы выполнили задание в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению, к установленному сроку, аккуратно, но не указали причину сложившейся ситуации или объем работы чуть меньше нормы.

Оценка «3» ставится, если Вы выполнили задание аккуратно, к   установленному сроку, но разрешение ситуации представлено поверхностно и кратко.

Если работа сдана преподавателю на проверку позже установленного срока на 1 и более дней, то Вам ставится оценка «3» даже если работа выполнена верно.

Срок выполнения: через   два урока.

   

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  № 12

 

ТЕМА:  Руководство: власть и лидерство.

ЗАДАНИЕ

Провести исследование по выявлению неформального лидера в учебной группе и указать его деловые качества.

Цель: выявить личностные и деловые качества неформального лидера

Приобретаемые умения: - определять неформального лидера в коллективе.

Количество часов:  1 час.

Порядок выполнения:

 

1) Изучить тему «Руководство: власть и лидерство»

2) Изучить характеристики лидера.

 

Лидерство – способность человека оказывать влияние на людей и направлять их действия в необходимое для организации русло.

Систематическое и широкое изучение лидерства началось со времен Ф. Тейлора.

Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и тоже. В отличие от управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

Формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности.

Неформальное лидерство -  процесс влияния через способности, умения или другие ресурсы, необходимые людям.

Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от последователей. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять последователям возможность удовлетворять свои потребности. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей. В современных условиях эффективное лидерство – это не железная рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. 

3) Изучив студентов своей группы, определить человека, который, по вашему мнению, является лидером и записать его деловые и личные качества, а также его поведение в некоторых ситуациях. Результаты исследования изложить на листе бумаги формата А4. (Объем работы – не менее 1 страницы рукописного текста или 0,5 страницы печатного текста шрифтом № 14).

 

Литература:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд.-М: Гардарики, 2000.-528 с.

2. Виханский О.С.,Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент»/ Под ред. А.И. Наумова.-М.: Экономистъ,- 2004.-288 с.

3. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие/ Изд-е 2-е,доп. И перераб.-Ростов н/Д: «Феникс», 2002.-352 с. (Серия «Учебники ХХI века»).

4. Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми. Учебное пособие для студентов ссузов.-М: Академический Проект, 2003.- 400

5. Салимжанов И.Х. Менеджмент. Серия «Среднее профессиональное образование».Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 2003.-320 с.

6. Суетенков Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.- 240 с.- (Профессиональное образование).

7. Юкаева В.С. Менеджмент: Краткий курс: Учебное пособие.- 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.- 104 с.

 

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если Вы выполнили задание в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению, аккуратно, к установленному сроку, в полном объеме, материал изложен лаконично.

Оценка «4» ставится, если Вы выполнили задание в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению, к установленному сроку, аккуратно, но объем задания чуть меньше нормы и есть некоторые незначительные неточности.

Оценка «3» ставится, если Вы выполнили задание аккуратно, к   установленному сроку, но объем выполненного задания чуть меньше нормы или материал сдан на 1-2 дня позже срока.

Оценка «2» ставится, если Вы выполнили задание позже установленного срока более чем на два дня, материал содержит слишком мало информации.

Срок выполнения:  к следующему уроку.