Каталог

Помощь

Корзина

Пути повышения конкурентоспособности организации, на примере ИП Сафуанов А.Р.

Оригинальный документ?


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

1

Современное состояние предприятия

7

 

1.1

История создания и развития, организационно-правовая форма, цели и виды деятельности

 

7

 

1.2

Характеристика выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг)

 

9

 

1.3

Оценка технологического процесса предоставления услуги

10

 

1.4

Структура и функции управления

20

 

1.5

Персонал и оплата труда

23

 

1.6

Внешнее окружение и маркетинг в организации

29

2

Экономический анализ деятельности организации

39

 

2.1

Динамика основных экономических показателей

39

 

2.2

Анализ основных и оборотных средств организации

42

 

2.3

Анализ себестоимости продукции

47

 

2.4

Анализ прибыли и рентабельности

50

3

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия и пути их решения

 

53

 

3.1

Теоретические вопросы определения факторов повышения конкурентоспособности

 

53

 

3.2

Выявление основных проблем конкурентоспособности предприятия и построение «дерева» проблем

 

68

 

3.3

Разработка вариантов управленческих решений по повышению конкурентоспособности предприятия

 

74

4

Выбор и обоснование решения по повышению конкурентоспособности предприятия

 

83

 

4.1

Расчет потребности в ресурсах для реализации предлагаемых решений

 

83

 

4.2

Источники формирования ресурсов для реализации решений

84

 

4.3

Анализ достоинств и недостатков предлагаемых решений

86

 

4.3

Анализ экономической эффективности предложенных вариантов и выбор наилучшего

 

87

 

4.4

План реализации решения

93

Заключение

98

Список литературы

102

 


Введение

 

Функционирование предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной цепи – экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.

Все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Среди работ, в которых анализируются факторы конкурентоспособности предприятия можно выделить труды А. Олливье, А. Дайана, Р. Урсе, М. Портера, Б.Скотта, Дж. Лоджа, Дж. Бауэра, Дж. Зюсмана, Л. Тайсона. Из работ отечественных экономистов выделим труды Н. Герчиковой, В.А. Мошнова, С.Н. Черногорцева.

Объект исследования дипломного проекта является ИП Сафуанов А.Р.

Предмет исследования – конкурентоспособность предприятия.

Основной целью дипломного проекта является повышение конкурентоспособности предприятия.

Исходя из поставленной цели, выделим основные задачи дипломного проекта, определяющие структуру работы:

- сбор, изучение и анализ литературных источников по заданной теме;

- оценка эффективности деятельности ИП Сафуанов А.Р.;

- оценка конкурентоспособности предприятия;

- разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.

Информационной базой написания дипломного проекта являются данные предприятия за период с 2011 по 2013 года.

Структурно работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе дана организационная характеристика деятельности ИП Сафуанов А.Р., так же рассмотрена структура управления и внешнее окружение предприятия.

Во второй главе проведен анализ эффективности деятельности предприятия. На эти показатели, прежде всего, влияет общее экономическое положение в стране, кризис реального сектора экономки, ослабление банковской системы и особенности формы хозяйственной деятельности предприятия. Рассмотрены такие основные показатели, как прибыль и рентабельность.

В третьей главе выявляются проблемы конкурентоспособности, которые существенно влияют на состояние ИП Сафуанов А.Р., здесь же построено «дерево проблем». Из выявленного комплекса проблем выбраны наиболее актуальные для организации и разработаны варианты решения избранных проблем.

Четвертая глава даёт обоснование выбранных управленческих решений, которые основаны на доказательствах в пользу принимаемого решения, приведены сильные и слабые стороны принимаемых решений. При помощи всей собранной информации производится выбор наилучшего способа достижения целей. Представляется обоснование экономической целесообразности внедрения предлагаемого мероприятия. После принимается окончательное решение, оно и является конечным результатом работ.

В заключении отражены выводы теоретического и практического характера.

Рисунок 3 - Основные этапы технологического процесса перевозок

Рисунок 3 - Основные этапы технологического процесса перевозок


Разработка технологического процесса перевозок грузов осуществляется в следующей последовательности:

установление нормируемых характеристик перевозки (расчетная скорость движения, время выполнения погрузочно-разгрузочных работ, график или интенсивность подачи подвижного состава, суточный или почасовой объем перевозок и т.п.);

выбор маршрута и технологии выполнения перевозок;

разработка технологической документации;

определение методов контроля качества и безопасности выполнения перевозок;

анализ характеристик технологического проекта, который должен подтвердить выполнение нормируемых показателей, обеспечение безопасности и качества перевозок;

утверждение технологического проекта руководящим составом АТО.

Документом, регламентирующим размер оплаты труда (оклада), является штатное расписание, которое разрабатывается ежегодно. Порядок выплаты заработной платы предусматривает выплату зарплаты раз в месяц, с возможностью выплаты внеплановых авансов. В целях мотивирования работников к более производительному труду, руководством предусматривается поощрение работников за достижение высоких результатов по итогам года.

 

1.6 Внешнее окружение и маркетинг в организации

 

Рынок грузоперевозок – сложный механизм взаимодействия разных структур в сфере экономических государственных и приватных грузов. Рынок грузоперевозок, его особенности и структуры строго контролируются государственными законами.

В период с января по май 2013 года грузооборот транспорта в РФ увеличился на 4,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и до 2,04 трлн. тонно-километров. Тенденции постепенного увеличения показателей грузооборота почти на всех видах транспорта сохранялись в течение всего первого полугодия [29].

Как и прежде, автомобильным транспортом в России осуществляется две трети всего объёма грузоперевозок. Преимущества автотранспорта очевидны: низкая стоимость, большой выбор транспортных компаний, возможность доставки груза «от двери до двери». Но, несмотря на все очевидные достоинства, объёмы автоперевозок грузов докризисного уровня не достигли, даже несмотря на официальные заклинания о том, что кризис закончился. Предполагается, что если в 2010-2011 году динамика автоперевозок была отрицательной в силу падения спроса и снижения рентабельности, то после кризиса рост объёма грузоперевозок сдерживают цены на топливо.

Динамика изменений на рынке грузоперевозок представлена на рисунке 7 [29].

Рисунок 7- Динамика изменений на рынке грузоперевозок

Рисунок 7- Динамика изменений на рынке грузоперевозок

 

Впрочем, кроме стоимости топлива, для рынка грузоперевозок характерны следующие проблемы: слабая, а кое-где и вовсе отсутствующая дорожная инфраструктура; недостаточное производство отечественных грузовиков при высоких пошлинах на импортные машины; большое количество мелких перевозчиков, что затрудняет ориентацию на рынке и множество других.

Поэтому, несмотря на восстановление спроса на услуги автоперевозчиков и рост конкуренции на рынке, по большинству показателей, объём перевозок грузов автомобильным транспортом в России 2013 - 2011 годах остался на уровне 2010 года.

В то же время, объём международных автоперевозок грузов по итогам 2013 года увеличился на 12% и составил порядка 32 млн. тонн. При этом, объём перевозок грузов российскими перевозчиками составил 10% и достиг 12 млн. тонн.

Наиболее трудолюбивые автогрузоперевозчики возят грузы в Приволжском федеральном округе, поэтому их доля в общем грузообороте страны – 25%. Центральный регион страны перевозит грузов 21% от общих показателей. В Южном федеральном округе автоперевозчики тоже не дремлют и поэтому занимают 20% общих показателей грузооборота РФ.

Объём авиагрузоперевозок в 2013 г. увеличился по сравнению 2010 годом на 30% и достиг 1 млн. тонн, правда, доля авиаперевозок в общем объёме грузоперевозок в РФ традиционно ничтожна - 0,01%. Но, несмотря на это, а также на то, что парк самолётов непозволительно изношен и на то, что государственное финансирование аэродромов в 2013 году составляло лишь 46% от плановых расчётов, в секторе авиагрузоперевозок высок уровень конкуренции. Всего порядка 20 компаний в стране специализируются на грузовых авиаперевозках – 5% от общего числа авиакомпаний РФ. Наиболее крупные из них – «ЭйрБриджКарго», «Аэрофлот», «Волга-Днепр Полёт» и «Трансаэро» [29].

ЖД-перевозки. Наиболее организованный и, вероятно, наиболее капиталоёмкий сегмент рынка грузоперевозок, а также наиболее зависимый от положения дел в сырьевой отрасли страны. В 2013 году грузооборот железнодорожного транспорта РФ увеличился почти на 8%. В ближайшей перспективе сырьевым отраслям не прогнозируется бурный или хотя бы умеренный рост, поэтому и перевозка грузов железнодорожным транспортом может снизиться на 3% от существующего объёма. 

Как и все другие виды транспорта, да и вообще, всё народное хозяйство страны, железнодорожная отрасль испытывает проблемы технического устаревания, в частности, на рельсы нужно поставить порядка 300 тысяч новых вагонов, поскольку парк вагонов сокращается из-за выбытия вагонов, исчерпавших нормативный срок эксплуатации.

Кроме того, железным дорогам не хватает финансовых средств на реализацию амбициозных программ в рамках стратегии модернизации инфраструктуры РФ. На это, ещё в марте 2013 года, посетовал первый вице-президент компании Вадим Морозов, сообщив что железнодорожная отрасль испытывает острый недостаток инвестиций в размере 2 трлн. руб., в срок до 2020 года.

Таким образом, пока рынок грузоперевозок в целом недалеко ушёл вперёд от показателей кризисного 2010 года. Известно, что в наиболее острый период кризиса из транспортной отрасли ушли мелкие, неконкурентоспособные компании. Однако, в целом, кризис не нанёс столь катастрофического ущерба, как это прогнозировалось многими экспертами. Даже практически рухнувшая отрасль авиаперевозок, в общем, сумела адаптироваться к новым условиям. Характерно, что в настоящее время количество прогнозов невелико и они весьма осторожны, поскольку, предсказать дальнейшее развитие событий с одной стороны легко - если сохраняться текущие макроэкономические тенденции в мире, - даже не в стране, - то и в транспортной сфере всё будет хорошо.

Клиентура. В основном предприятие действует на рынке  между производителем и торговым предприятием.

Рассмотрим основных клиентов ИП Сафуанов А.Р. в таблице 5.

При этом отметив род деятельности клиента, частоту заказов (количество заказов в год, к примеру ООО «Вест Эл»  пользуется услугами перевозки 3 раза в месяц), условия работы, необходимая точность поставок (по пятибалльной шкале, 5 - необходима очень точная поставка, 1 - не важно).

 

Список литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант плюс»

2. Налоговый кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант плюс»

3. Трудовой кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант плюс»

4. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» // СПС «Консультант плюс»

5. Приказ Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.05.1994 N 554)

6. «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (с изм. от 21.05.2007)

7. «Руководство по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом. РД 3112199-0199-96» (утв. Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ 08.02.1996) // СПС «Консультант плюс»

8. Азоев Г.П. Конкуренция: анализ, стратегия и практика./Г.П. Азоев - М.: Центр экономики и маркетинга. – 2011. – 31 с.

9. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. Л.П. Ермоловича.– Минск: Интепресссервис: Экоперспектива, 2009. – 576 с.

10. Бачурин, А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: учеб. пособие / А.А. Бачурин. – М.: Академия, 2009. – 387 с.

11. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово– хозяйственной деятельности предприятия. / Т.Б. Бердникова. Учеб. пособие.– М.: Инфра-М– М, 2009.– 224 с.

12. Бочкарева, М.М. Количественная оценка качества транспортных услуг / М.М. Бочкарева, В.А. Гудков, Н.В. Дулина / Автотранспортное предприятие. – 2010. – № 12. – С. 49 – 53.

13. Бычков, В.П. Организация малого предпринимательства на автомобильном транспорте: учеб. - практ. пособ. / В.П. Бычков, Н.В. Пеньшин. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2011. – Ч. 2. – 80 с.

14. Грузовые автомобильные перевозки: учебник для вузов / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Куликов. – М.: Горячая линия – Телеком, 2010. – 560 с.

15. Горев, А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: учеб. пособие / А.Э. Горев. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 288 с.

16. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 2009.

17. Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия. / Н.Е. Зимин. Учеб. пособие.– М.: ЭКМОС, 2010.– 240 с.

18. Кеворков, В.В. Повышение конкурентоспособности компании: формирование рыночной стратегии и её практическое применение / В.В. Кеворков, Д.В. Кеворков, 2011. – 215 с.

19. Конторович, Л.В. Проблемы эффективного использования и развития транспорта / Л.В. Конторович. 4 издание, – М.: Наука, 2009. – 301 с.

20. Мещеряков А. В. Модель управления эффективностью работы предприятия //Менеджмент сегодня, 2010.-№ 1. - 13 с.

21. Минько, Э.В. Качество и конкурентоспособность / Э.В. Минько, М.А. Кричевский. – СПб.: Питер, 2011. – 268 с.

22. Огвоздин, В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: учеб. пособие / В.Ю. Огвоздин. – 6 изд., перераб. и доп. – М.: «Дело и Сервис», 2013. – 288 с.

23. Пеньшин, Н.В. Конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта в условиях пост-кризисной модернизации экономики России / Н.В. Пеньшин. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012. – 156 с.

24. Пименов, В. Формирование конкурентной стратегии предприятия / В. Пименов, В. Березин // Стандарты и качество. – 2012. – № 6. – С. 5 – 7.

25. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 175 с.

26. Фасхиев, Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия / Х.А. Фасхиев, Е.В. Попова. СПб. 2010.

27. Федоркова, Н.В. Направление достижения конкурентоспособности на основе повышения уровня гибкости / Н.В. Федоркова // Вестник ВГТУ. – Воронеж, 2011. – Вып. 5.2. – С. 146 – 149.

28. Черногорцев С.Н. Анализ конкурентоспособности предприятия. М., 2009.

29. Виртуальный диспетчер грузоперевозок

30. Официальный источник, сайт компании «Омика»