Каталог

Помощь

Корзина

Введение в профессиональную деятельность направление Менеджмент. Лекции

Оригинальный документ?

Введение в профессиональную деятельность (направление «Менеджмент»). Лекции

>>1. Предмет, цель и задачи дисциплины «Введение в профессиональную деятельность».

Предмет  «Введение в профессиональную деятельность»  является одной из основных и необходимых для осознанного изучения профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки Менеджмент независимо от формы собственности организаций, в которых они будут работать в дальнейшем. Он формирует представление о сущности и содержании менеджмента, требуемых профессиональных и личностных качествах менеджера, роли менеджмента в развитии общества в целом, что позволяет студентам глубоко понимать сущность и социальную значимость профессии в целом.

Основные цели:

1. Создание условий для осознанного понимания студентами направления своей специализации в процессе вузовского обучения;

2. Осознание студентами своих жизненных целей и задач в современных условиях;

3. Планирование программы личного развития для желаемого трудоустройства и построения собственной карьеры;

4. Глубокое понимание студентами содержания и социальной значимости своей специальности.

Эти цели достигаются решением задач: 

- Дать студентам объективное представление о становлении и развитии профессиональной деятельности менеджмента.

- Дать студентам объективное представление о динамике и перспективам условий профессиональной деятельности менеджмента.

- Научить эффективно использовать время свое и подчиненных.

- Обучить технологии выбора жизненных целей и их достижений.

Привить высокую организационную культуру.

>>2. Особенности экономического образования в России. Сроки и формы получения высшего образования в России. Экономика - фундаментальная наука. Не имея абсолютно никакого представления об этой науке, человек не может принимать активное участие в экономической и политической жизни страны. Даже в обычной жизни человеку необходимы элементарные знания в области экономики для того, чтобы правильно учесть доходы и расходы, спланировать крупные покупки, определить наиболее благоприятное время для вложения излишнего дохода семьи в финансовые инструменты и акции, правильно рассчитать проценты по кредиту, проценты по ипотеке. Человек, обладающий экономическим образованием, может не только быть наемным работником, но и организатором и руководителем собственного предприятия. На фундаменте экономики строится здание государственного аппарата. Без знания экономики человек не может вести эффективное хозяйствование, успешно управлять собственным делом, определить разумную цену своему труду. Как без знания языка мы не можем общаться с людьми, так и без знания базовых экономических законов человек не сможет сотрудничать с деловыми партнерами, быть достойным конкурентом.

Итак, почему же настолько велика заинтересованность абитуриентов в экономическом факультете? Потому, что очень широк спектр применения экономических знаний в современном обществе. Имея экономический диплом, выпускник университета может найти себе место практически в любой сфере жизнедеятельности человека: в политической, в педагогической, в производственной, в технической, в аграрной и даже в медицине.

К уровням профессионального образования — высшего образования с сентября 2013 года относятся:

высшее образование — бакалавриат;  4года

высшее образование — специалитет, магистратура; 5-5,5 лет, 6 лет

высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

На программы бакалавриата и специалитета можно поступить на базе среднего общего образования, на программы магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации — на базе высшего образования других уровней (не обязательно на бюджетной основе), для обучения по программам подготовки кадров высшей квалификации необходимо наличие высшего образования — специалитета, магистратуры.

>>3. Принципы, структура и ступени высшего образования в России.  Виды и наименования вузов России.

Образование – это длительный процесс, в результате которого человек приобщается к знаниям о природе мироздания, людским ценностям, получает свой личный и накопленный предыдущими поколениями жизненный опыт.

Схема системы образования в РФ (России) выглядит так:

Первое звено – дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии);

Второе звено – общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование;

Третье звено – среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи);

Четвертое звено – высшее образование (университеты, институты, академии);

Пятое звено – послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Учреждения образования бывают: Государственными – регионального и федерального устройства; Муниципальными; Негосударственными, то есть частными.

В России существует 3 вида образовательных организаций высшего образования: университет, академия,  институт.


>>4. КФУ: характеристика и история развития

Во исполнении Указа Президента России Д. Медведева «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах» 21 октября 2009 года распоряжением Правительства РФ от 2 апреля 2010 года создано федеральное государственное автономное образовательной учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» путём изменения типа существующего госбразовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина».

2 февраля 2011 года подписан приказ Минобрнауки РФ о присоединении к КФУ Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, Казанского государственного финансово-экономического института и Елабужского государственного педагогического университета. Увеличилось и количество филиалов КФУ. К образованным при КГУ Зеленодольскому и Набережночелнинскому филиалам добавился Елабужский.

В апреле 2012 года в состав КФУ вошла Камская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЭКА), ставшая частью Набережночелнинского филиала КФУ.

>>5. НЧИ КФУ в составе КФУ: роль и характеристика

Набережночелнинский институт КФУ - это крупнейший вуз Закамского региона, который даёт возможность получить классическое образование, ориентированное на потребности современного мира.

Полное наименование: Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"

Сокращенное наименование: Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО КФУ, Набережночелнинский институт (филиал) КФУ, Набережночелнинский институт КФУ.

Это вуз, который объединил в себе первый филиал КФУ в регионе, открытый в 1997 году, и Камскую государственную инженерно-экономическую академию (ИНЭКА), основанную в 1980 году. Дата реорганизации филиала КФУ в габережные Челны и ИНЭКА - 27 апреля 2012 г.

На сегодняшний день в институте функционируют:

6 отделений (автомобильное, отделение информационных технологий и энергетических систем, строительное, экономическое, юридическое, социально-гуманитарное)

 Инженерно-экономический колледж

9 учебных зданий

 Инжиниринговый центр КФУ

4 образовательные программы специалитета

35 направлений подготовки бакалавриата

15 направлений подготовки магистратуры

21 специальность аспирантуры

15 направлений среднего профессионального обучения

 Диссертационный совет в докторантуре

 Центр китайской культуры им. Конфуция

 Центр дополнительного образования (курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка)

Комплекс благоустроенных общежитий

 Библиотека с фондом более 400 тысяч томов

 Санаторий-профилакторий

База отдыха «Дубравушка»

1.В 2013 году при институте создан Инжиниринговый центр КФУ – база для научно-технических исследований и разработок, а также целевой подготовки кадров для промышленных предприятий. В центре - более 20-ти научных и учебных лабораторий в области новейших производственных технологий.

2.Набережночелнинский институт КФУ сотрудничает с более чем 70 организациями, среди которых: «КАМАЗ», «Камгэсэнергострой», ООО «Форд-Соллерс Елабуга», Митцубиси, ЕЛАЗ, «Челныводоканал», «ТрансТехСервис», фирмы «Начало» и «Новые литейные технологии» и др. Общей целью предприятий и вуза является трудоустройство выпускников, имеющих профильное образование и готовых к постоянному профессиональному развитию.

3.Среди крупных проектов, реализуемых в институте, такие как: Всероссийский молодежный форум «Автоматизация и прогрессивные технологии», Всероссийский лагерь для начинающих журналистов «МедиаМир», Лингвистическая школа «Юный полиглот», Всероссийский фестиваль для начинающих журналистов «МедиаПокорение», Всероссийская смена студенческого актива «Революция в студенческой жизни-2014» и мн.др.

4.Студенты института систематически выигрывают гранты на проведение научных исследований, обучение в российских и зарубежных вузах, становятся обладателями стипендий Президента РФ, Правительства РФ, Президента РТ, Правительства РТ, Академии наук РТ, начальника Управления президента России по внутренней политике О. Морозова, Депутата Госдумы ФС РФ А. Когогиной. Также среди студентов вуза - участники команды мирового студенческого проекта по созданию гоночного болида «Формула-Студент», резиденты челнинского IT-парка, обладатели различных грантов.

5.Активную работу ведет профком студентов и аспирантов, создавая возможность для воплощения всех творческих задумок инициативной молодёжи. Для студентов работают порядка 30-ти творческих объединений, студенческих клубов и спортивных секций.

6. Набережночелнинский институт КФУ – единственный вуз в городе, осуществляющий подготовку журналистов. Студенты и все желающие могут реализовать себя в учебной телерадиостудии – в телевизионной студенческой лаборатории TSL и на студенческом радио «УРа». Ребята выпускают городскую молодежную программу «Твоё. Моё. Наше!», а также ведут прямые эфиры.

7.Сегодня Набережночелнинский институт КФУ – это крупнейший инженерный вуз Закамского региона. Здесь открывают новые специальности, растят собственные кадры, заботятся о повышении качества учебного процесса и воспитании студенчества.

>>6. Особенности организации учебного процесса.

--Организация образовательного процесса в Университете по основным образовательным программам высшего профессионального образования регламентируется расписанием занятий и образовательной программой.

Основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Образовательные программы разных уровней осваиваются в Университете в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий научно-педагогического работника с обучающимся (очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната).

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионалъного образования по очной форме обучения составляют: для получения квалификации (степени) "бакалавр" - 4 года; для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее 5 лет; для получения квалификации (степени) "магистр" - 2 года.

Указанные сроки для очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения при реализации программ бакалавриата и подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, а по программе магистратуры на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения Ученого совета Университета.

Образовательный процесс в Университете ведется на государственном языке РФ - русском. По решению Ученого совета Университета занятия могут проводиться на языках народов Российской Федерации и иностранных языках.

>>7. Виды аудиторных занятий, самостоятельной работы и трудовой деятельности студента в вузе.

Аудиторные занятия являются основной формой освоения содержания образовательной программы вуза, приобретения обучающимися фундаментальных знаний и базовых умений, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с квалификационными требованиями.

К основным видам аудиторных занятий относятся: лекционное занятие (лекция), семинарское занятие (семинар), практическое занятие, лабораторное занятие, самостоятельная работа под руководством преподавателя, коллоквиум, теоретическая (научно-практическая) конференция, контрольная работа, контрольное занятие, консультация, защита курсовой работы, практика.

Самостоятельная работа студентов – это деятельность обучаемых, выполняемая по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. В основе самостоятельной работы студентов лежат информационно-развивающие методы обучения в сочетании с элементами научного исследования.  В ходе самостоятельной работы осуществляется: закрепление и углубление полученных знаний, приобретение навыков и формирование умений; поиск и приобретение новых знаний; освоение методов самостоятельной работы с учебным материалом; приобретение и развитие навыков поиска, анализа и обобщения информации, а также ее структурирования; подготовка к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам.

В качестве основных видов самостоятельной работы студентов  принято считать: выполнение текущих домашних заданий (прочтение рекомендованной литературы, выполнение упражнений, решение задач и заданий); выполнение контрольных работ; написание рефератов; подготовка тематических сообщений к семинарам и выступлениям на конференции; разработка курсовой работы, выпускной бакалаврской работы, дипломной работы и магистерской диссертации.

Характерной особенностью современного образовательного процесса в высшей школе является

совмещение учебы с работой студентами очной формы обучения. При наличии других форм обучения −

очно-заочной, заочной, дистанционной − некоторые студенты предпочитают учиться на дневном отделении и работать. И учеба, и работа являются формами их занятости. Студенты Университета имеют право совмещать учебу с работой и пользоваться гарантиями и компенсациями, установленными законодательством Российской Федерации о труде и об образовании.


>>8. Бюджет времени студента.

-Учебный год в Университете для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности).

-Учебный год состоит из двух семестров, каждый из которых заканчивается предусмотренной учебным планом формой контроля результатов учебы.

- Для студентов очной, очно-заочной (вечерней) форм обучения в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее семи недель, из которых не менее двух недель в зимний период.

-Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом.

-Максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин.

-Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.

-Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов.

=Студенты, обучающиеся в Университете по образовательным программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

=Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, по ускоренным образовательным программам и в форме экстерната, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.

>>9. Методика самостоятельной работы студентов.

Четкое планирование является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Ежедневной учебной работе следует уделять 9-10 часов своего времени, т.е. при 6 часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3-4 часа.

Конкретный план рекомендуется составлять на неделю и на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтра.

В конце каждого дня нужно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, то по какой причине.

Рекомендуется вести дневник. Это приучает к анализу, раздумью, правильному изложению мыслей, повышает грамотность и способствует саморазвитию. Кроме этого, необходимо завести ежедневник, куда следует заносить всю полученную информацию организационного плана, которая будет от курса к курсу расти.

Наукой и практикой установлено, что лишь самостоятельная работа позволит студенту усвоить систему знаний, глубоко вникнуть в сущность изучаемых наук, овладеть необходимыми навыками, развить свои способности и дарования. Без хорошо организованной и планомерно осуществляемой самостоятельной работы нет и не может быть настоящего высшего образования и научного познания.

Для овладения навыками научной организации умственного труда рекомендуются следующие правила работы:

-Работай ежедневно в одно и то же время (в одни часы) дня.

-Принимайся за работу быстро, энергично, без промедления.

-Не жди благоприятного настроения, а создавай его усилиями воли.

-В начале работы всегда посмотри, что было сделано по изучаемому предмету в предыдущий раз.

-Работай сосредоточенно, внимательно, думая только о работе, не отвлекайся от нее.

-Работай с твердым намерением понять, усвоить, закрепить, развить в себе уверенность, что ты можешь и должен это сделать.

-Уделяй больше времени трудному материалу, не обходи трудности, старайся преодолевать их самостоятельно.

-Пользуйся различными приемами, чтобы заставить себя глубоко и основательно понять изучаемый материал: записывай, составляй схемы, таблицы, зарисовывай и рассказывай материал себе и своим товарищам.

>>10. Работа студента в течение семестра.

Семестр- представляет собой половину учебного года в вузах, завершающуюся сдачей зачетов и экзаменов.

Первые две недели обучения — это период активной адаптации, характеризующийся интенсивным накоплением информации, знакомством с вузом, профессией. Наиболее значительный период стабилизации, или период основного обучения, сопровождается ровным психологическим фоном. Резкие и неожиданные напряжения, зачастую сопровождающиеся стрессами, возникают в предсессионное время —последние две недели перед экзаменами.

Процесс обучения в семестре рассчитан в основном на использование двух форм занятий: аудиторные и самостоятельные.

Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. Ежедневной учебной работе студенту следует уделять 9-10 часов своего времени, т.е. при 6 часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3-4 часа.

Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.

Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное.

Целью промежуточной аттестации является комплексная и объективная оценка знаний студентов в процессе освоения ими основной образовательной программы высшего и среднего профессионального образования. Промежуточная аттестация проводится по завершении изучения какого-либо модуля, дисциплины или ее части.

Формами промежуточного контроля являются:• зачеты (в том числе дифференцированный зачет);• отчеты о прохождении учебно-производственной и педагогических практик;• экзамены;• защита курсовых работ по дисциплине либо по специальности/направлению. Университет оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждается Ученым советом Университета. Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзаменов и зачетов, после выполнения всех планируемых в семестре видов занятий.

>>11. Работа студента на лекции и практическом занятии.

На лекциях студенты получают самые новейшие данные, во многом дополняющие учебники, знакомятся с последними достижениями науки. Поэтому умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения.

Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы; и надо немало потрудиться, чтобы овладеть ими. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.  Слушая лекции, надо стремиться понять цель изложения, уловить ход мыслей лектора, логическую последовательность изложения, понимать, что хочет доказать лектор. Надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Но конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Что же надо записывать на лекции? Прежде всего - тему лекции, основные ее вопросы, важнейшую их аргументацию. Затем - некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые дает лектор по материалу. Обычно лекторы, изменяя силу, тембр голоса или замедляя чтение, выделяют и подчеркивают важнейшие положения излагаемого материала, делают записи и зарисовки на доске. Это помогает студентам уяснить и записать самое важное, существенное.

Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. А еще лучше - разработать собственную "маркографию".

Например:! - важно;!! - очень важно;? - под вопросом;P - проверить;R - запомнить;C - скопировать;Y - посмотреть в учебнике;ZB - пример (например).

Над конспектами лекций надо систематическим работать: перечитывать их, выправлять текст, делать дополнения, размечать цветом то, что должно быть глубоко и прочно закреплено в памяти.

Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Только такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит каждому студенту овладеть научными знаниями и развить в себе задатки, способности, дарования.

>>12. Самостоятельная работа студента с литературой.

За время пребывания в высшей школе студент должен изучить и освоить много учебников, статей, книг и другой необходимой для будущего специалиста литературы на родном и иностранном языках. В связи с этим перед студентами стоит большая и важная задача - в совершенстве овладеть рациональными приемами работы с книжным материалом.

Умение рационально работать над книгой - необходимое и важное качество каждого студента. Любить книги, постоянно изучать их, знать литературу и по своей специальности - первейшая задача. Доказано, что правильно организованное чтение научной литературы чрезвычайно повышает общенаучный и специальный кругозор читающего. Начитанный студент владеет хорошо развитой речью, широким мышлением, блестящей памятью и эрудицией.

Приступая к работе над книгой, следует сначала ознакомиться с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале, который необходимо усвоить.

После этого следует переходить к внимательному чтению - штудированию материала по главам, разделам, параграфам. Это самая важная часть работы по овладению книжным материалом. Читать следует про себя. Никогда не следует обходить трудные места книги. Их надо читать в замедленном темпе, чтобы лучше понять и осмыслить.

Изучая книгу, надо обращать внимание на схемы, таблицы, карты, рисунки, математические формулы: рассматривать их, обдумывать, анализировать, устанавливать связь с текстом. Это поможет понять и усвоить изучаемый материал. При чтении необходимо пользоваться словарями, чтобы всякое незнакомое слово, термин, выражение было правильно воспринято, понято и закреплено в памяти. Надо стремиться выработать у себя не только сознательное, но и беглое чтение. Запись изучаемого - читая книгу, следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты. Запись изучаемой литературы лучше делать наглядной, легко обозримой, расчлененной на абзацы и пункты. Конспекты, тезисы, цитаты могут иметь две формы: тетрадную и карточную. При тетрадной форме каждому учебному предмету необходимо отвести особую отдельную тетрадь.

И, наконец, можно применять для этих же целей персональный компьютер. Сейчас существует великое множество самых различных прикладных программ (органайзеров и пр.), которые значительно облегчают работу при составлении выписок из научной и специальной литературы. А используя сеть Internet, можно получать уже готовые подборки литературы.


>>13. Подготовка к сессии.

Подготовка к экзаменационной сессии и сдача экзаменов и зачетов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто умеет хорошо повторять материал, который был прослушан на лекциях, законспектирован и закреплен на самостоятельных занятиях. Такое повторение предполагает обобщение, углубление, а в ряде случаев и расширение усвоенных за семестр знаний. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции либо слушал их невнимательно и не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал, который его товарищи усвоили серьезно, основательно и поэтапно в течение семестра. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом.

--Студенты допускаются к экзаменационной сессии только при условии сдачи всех предусмотренных учебным планом зачетов, выполнения и сдачи (защиты) расчетно-графических, курсовых работ и проектов по всем дисциплинам учебного плана данного семестра.

--Студентам, которые не могли сдать зачеты и экзамены в общеустановленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам, документально подтвержденным соответствующим учреждением, декан факультета устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов.

--Расписание составляется так, чтобы на подготовку к экзамену по каждой дисциплине было отведено не менее 3-4 дней.


При подготовке к экзаменам необходимо помнить:

1. Готовиться к сессии надо с первых дней семестра: не пропускать лекций, работать над закреплением лекционного материала, выполнять все практические и лабораторные работы.

2. Приступать к повторению и обобщению материала необходимо задолго до сессии (примерно за месяц).

3. Готовиться к экзамену рекомендуется каждый день.

4. Начинать повторение следует с чтения конспектов, при повторении следует использовать учебник и рекомендованную преподавателем дополнительную литературу. Рекомендуется при повторении использовать такие приемы овладения знаниями: а) про себя или вслух рассказывать материал; б) ставить самому себе различные вопросы и отвечать на них; в) делать дополнительные записи, схемы, помогающие обобщить материал, синтезировать его; г) рассказывать повторенный и усвоенный материал своим товарищам, отвечать на их вопросы и критически оценивать изложенное; д) повторяя и обобщая, записывать в блокнот все непонятное, всякие сомнения, вновь возникающие вопросы и обязательно выяснить их на консультациях. Повторение, в основном, надо закончить за день до экзамена, чтобы повторенный и закрепленный материал " отстоялся" в сознании и памяти. В этом случае останется некоторый резерв времени на доработку каких-либо упущений, а ответы на экзамене будут спокойнее, увереннее, без лишнего напряжения.

В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, придерживайся гигиенического режима, чередуй труд и отдых.


>>14. Основные правила поведения и обязанности студентов.

Основные правила учебы и внутреннего распорядка высшего учебного заведения регламентируются Законом Российской Федерации "Об Образовании", Законом РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Уставом вуза, приказами и распоряжениями администрации вуза.

1. Студентом является лицо, в установленном порядке зачисленное для обучения. Студент берет на себя обязательства сохранять добрые традиции, приумножать его славу, беречь его имущество, соблюдать нормы общественной морали. 2. Вуз гарантирует студенту возможность получения образования.

3. Студенты университета имеют право: --получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры; --посещать все виды учебных занятий в университете; --участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности университета, в том числе через общественные организации и органы управления университета; --бесплатно пользоваться библиотеками, информационным фондом, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений университета в порядке, определяемом его уставом,-- принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять к публикации свои работы, в том числе в изданиях высших учебных заведений; --обжаловать приказы и распоряжения администрации университета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;--получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке; --в исключительных случаях, в качестве поощрения, при наличии на факультетах свободных мест для обучения за счет федерального бюджета студенты, завершающие с хорошими и отличными оценками обучение по основной образовательной программе и успешно прошедшие промежуточную аттестацию могут переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном положением, утвержденным ученым советом университета; приоритетом при соблюдении требований данного пункта пользуются дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I и II группы; в случае болезни, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам студенту университета может быть разрешено повторное прохождение курса не более одного раза за период обучения, а в случае длительной болезни и в других исключительных случаях, студенту может быть представлен академический отпуск в порядке, установленном законом; -по личному заявлению студента он может быть переведен на обучение по индивидуальному графику.

4. Студенты университета обязаны: выполнять требования Устава университета и соблюдать правила внутреннего распорядка и правила общежития, уважать труд и достоинство преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и других работников университета;==за время обучения своевременно выполнить требования образовательной программы высшего профессионального образования;==овладевать теоретическими знаниями, практическими навыками и современными методами исследований по избранной специальности;

выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования; выполнять приказы и распоряжения руководства факультета и университета.

5. Студенты очной формы обучения получают в установленном порядке и размерах государственную стипендию либо стипендию предприятий, учреждений, организаций, а также имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм.

6. Основными документами студента являются студенческий билет и зачетная книжка.

Студент должен иметь при себе студенческий билет и предъявлять его по просьбе сотрудникам службы безопасности вуза, членам добровольной народной дружины, работникам охраны корпусов, руководителям вуза.

К сдаче зачета или экзамена студент допускается только при наличии зачетной книжки.

7. Традиционной формой приветствия преподавателя, входящего в аудиторию в начале занятий, является вставание студентов.

8. Студент, опоздавший к началу занятий, может быть допущен только при разрешении преподавателя.

Пропуск занятий без уважительной причины не допускается.

9. В вузе запрещено создание политических партий и проведение на территории вуза политической деятельности.

11. К военной подготовке студент привлекается только на добровольной основе, путем заключения контракта. Правила, график и содержание военной подготовки определяются распоряжениями Министерства обороны Российской Федерации. На время обучения студентам очной формы обучения предоставляется отсрочка от призыва в армию. Она сохраняется при переходе в другое учебное заведение и на время академического отпуска.

12. В помещениях и на территории вуза запрещается: нахождение в нетрезвом виде; распитие алкогольных напитков; курение в учебных зданиях и помещениях; распространение и употребление наркотических веществ; осуществление действий, создающих помехи учебному процессу.

13. Нахождение студентов в учебных и служебных корпусах во внеучебное время не разрешается. Вход в учебные корпуса осуществляется только при предъявлении студенческого билета.

14. Студент имеет право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным процессом.

15. Каникулы студентам предоставляются два раза в год, общей продолжительностью не менее 7 недель, в том числе не менее двух недель зимой.

20. За нарушение правил учебы и поведения студент может быть привлечен к административному наказанию в виде замечания, объявления выговора, снятия со стипендии, выселения из общежития, исключения из вуза. Все виды административных наказаний фиксируются в личном деле студента.


>>15. Сущность, значение и задачи современного менеджмента.

Менеджментэто управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

  ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме хорошую прибыль;

·  постоянное стремление к повышению эффективности производства с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;

  хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

  постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

  конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений, который выявляется на рынке в процессе обмена;

·     необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Организация группа людей, деятельность которых созидательно координируется для достижения общей цели. Любая организация реализует три процесса: •получает «сырье» из внешней среды;  •осуществляет изготовление «продукта»;  •передает его во внешнюю среду.

Для успешного существования организации необходимо поддерживать баланс между этими процессами. Ключевая роль в этом принадлежит менеджменту.

Менеджмент определяется как: деятельность, направленная на достижение намеченных целей путем рационального использования ресурсов организации;•  функция;•  процесс; •орган или аппарат управления;•  категория людей;•  наука и искусство.

Практика управления имеет такую же древнюю историю, как и сами организации, но формирование основ менеджмента как науки было предпринято лишь в конце XIX в.

Задачи менеджмента — управление: •производством;•  маркетингом;•  финансами, • персоналом;•  эккаунтингом;•  нововведениями;•  стратегией.

Функции менеджмента:•  планирование;•  организация;•  мотивация;•  контроль;•  координация.

Методы управления:  организационно-распорядительские (приказ);•  экономические (стимул);•  социально-психологические (убеждение).

 

>>16. Роль управленческих кадров в экономическом развитии страны.

Современные подходы к решению экономических проблем предопределяют необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов в области менеджмента и, в частности, менеджмента персонала, содержание практической деятельности которых составляют трудовые отношения на предприятиях и фирмах, подбор, расстановка, оценка и развитие кадров, эффективное использование их трудового потенциала. В этой связи важнейшей проблемой можно считать непосредственную работу с управленческими кадрами.

К кадрам управления относятся работники, выполняющие какие-либо функции в системе управления организацией. Это работники, занятые преимущественно умственным трудом, обеспечивающие необходимую направленность, согласованность и эффективность деятельности всего персонала. Кадры управления способны в силу профессиональных знаний, навыков и опыта руководить действиями всех работников организации.

Роль кадров управления возрастает. Более того, повышается их ответственность в связи с возрастанием значения неэкономических аспектов управления (охрана окружающей среды, политическая обстановка, социальные факторы и т.д.).

>>17. Тенденции в развитии современного менеджмента.

В настоящее время можно выделить следующие особенности современного менеджмента:

1) бурное развитие культуры организации - Культура организации становится все в большей степени предметом заботы менеджеров всего мира. Использование все большего числа наукоемких и "персонало- емких" технологий зависит от соответствующей позитивной куль­туры организации. Примерами могут служить массовое изготов­ление технически сложных изделий, высококачественные услуги, успешное функционирование правительственных учреждений.;

2) стратегическое управление и стратегическое планирование, использующиеся во все большем количестве управленческих ситуаций - Основные приемы и методы стратегического управления, используемые еще недавно лишь в рамках универси­тетских курсов, становятся обычной технологией проработки любой коммерческой идеи. Приемы стратегического планирова­ния используются и в маркетинге, и в рекламе, и в деятельности государственных учреждений.;

3) методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор - Методы управления куль­турой организации, отрабатываемые в коммерческих фирмах, постоянно находят применение в некоммерческих организациях.;

4) формирование и развитие новых специальных видов менеджмента - самостоятельно развиваются муниципальный менеджмент, риск-менеджмент, университетский менеджмент, менеджмент уборки мусора, финансовый менеджмент, инвести­ционный менеджмент, инновационный менеджмент, реинжини­ринг бизнеса, кризисное управление.

>>18. Управление (менеджмент) – основа эффективного функционирования фирмы.

Эффективность работы всего предприятия во многом зависит от способности ее владельцев и управляющих принимать своевременные и обоснованные решения. Множество руководителей в условиях быстро развивающейся конкуренции, научно-технического прогресса, а также нестабильной экономической и политической обстановки приспосабливаются к ситуациириспособление организации к окружающей среде является неотъемлемой составляющей ее существования в связи с тем, что именно от внешней среды она получает ресурсы, необходимые для ее функционирования, такие как сырье, рабочая сила и капитал.

Ни одна организация не может быть самодостаточной, так как ресурсы являются частью природы, работники – частью общества, а капитал – результатом взаимодействия первого и второго.

В случае, когда связь предприятия с внешней средой по каким-либо причинам разрывается, т. е. в рыночных условиях оно прекращает ориентироваться на рынок и на потребителей, оно вскоре прекращает и свое существование. Предприятию необходимо развивать умение адаптироваться к изменениям окружающей среды, активизировать работу маркетинговой службы.

Предприятие, целью которого является, как минимум, удержание своих позиций на рынке, должно разрабатывать долгосрочные (стратегические) планы всестороннего развития своей деятельности.

Эти планы должны в себя включать основные моменты относительно взаимодействия организации с окружающей средой, пути, по которым должно развиваться предприятие. Они составляют основу тактического решения. Выживание, возможность существовать как можно дольше – первейшая задача большинства организаций. Это может длиться бесконечно долго, потому что организации имеют потенциал существовать бесконечно.

Задачи повышения эффективности управления связаны с принципиальными изменениями в системе руководства предприятиями. Уменьшается роль государственной формы собственности с ее административно-командной системой управления и возрастает роль коммерческих структур с ее «горизонтальными» связями. Это требует новых знаний в организации производства и умений управлять им в условиях рыночной экономики.

На возникших в стране новых ассоциированных предприятиях российские менеджеры стремятся к разумному сочетанию разных систем управления.

>>19. Эффективность управления и ее показатели.

Деятельность менеджера заключается в руководстве людьми, направленном на достижение поставленных целей. Если управленческая деятельность решает поставленные задачи, обеспечивает реализацию целей, причем на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной т.е. эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели.

Для оценки эффективности производства и управления используется система обобщающих и частных показателей.

Обобщающие показатели характеризуют конечные результаты:–объем производства;– прибыль;– рентабельность;– время и др.

Частные показатели характеризуют использование отдельных видов ресурсов — труда, основных средств, инвестиций.

К показателям, характеризующим труд менеджера, можно отнести:

– снижение трудоемкости обработки управленческой информации;

– сокращение управленческого персонала, сроков обработки информации;

– сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала улучшением организации труда. Эффективность управленческой системы оценивается количественными и качественными показателями.

К числу факторов, влияющих на эффективность управления, относят величину предприятия и количество его сотрудников, а также особенности производственной деятельности. Среди этих факторов:

потенциал сотрудников, их способность выполнять работу;– средства производства;– культура организации;

– социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом.

Каждая организация, каждый субъект управления имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность.

>>20. Управленческий труд. Пути повышения работоспособности менеджера.

Управленческим трудом называется трудовая деятельность, а также различные работы и операции по исполнению сотрудниками управляющей функции в организации.

Задача руководителей в области управленческого труда – определить цели своего предприятия и непосредственное направление его деятельности, а также выполнять подбор и расстановку кадров, координировать работу всех исполнителей и подчиненных, обеспечивающих в организации эффективную коллективную производственную деятельность.

Труд менеджеров современного предприятия - это выработка и принятие тысяч возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Осуществляя на практике общие принципы и функции управления, выбирая наиболее оптимальные методы управленческой работы, менеджеры способствуют решению конкретных проблем производства, достижению успеха организации.

Менеджер должен быть образован, воспитан, компетентен, иметь положительные личные качества и характеристики. При подготовке менеджеров необходимо принимать во внимание смещение смысла и целей образования в сторону идеи самовыражения и полного раскрытия возможностей и способностей личности.

Умение делегировать полномочия является одним из важнейших положительных качеств руководителя любого ранга и оценивается как способность максимально эффективно использовать потенциальные возможности подчиненных.

На развитие эффективности трудовой деятельности работника, в том числе и в сфере управления, можно воздействовать. Важным стимулом квалификационного роста руководящего работника и развития его инициативы является систематическое продвижение по службе.

Одним из наиболее действенных путей повышения эффективности управления является мотивация и рациональная организация рабочего времени руководителя способствует повышению эффективности его использования.

Работоспособность - это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.

Существует несколько путей повышения работоспособности человека. Среди них наибольшей популярностью пользуются такие способы: узкая специализация; повышение профессионального мастерства; определение интересов человека и выбор профессии в соответствии с этими предпочтениями; мотивация на достижение определенных результатов; планирование работы и контроль над эффективностью выполнения этого плана.

В настоящее время существует множество способов повышения эффективности менеджмента: совершенствование структуры управления; выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон; разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования; система постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки.

>>21. Функциональные обязанности менеджера.

Менеджер это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые. Mенеджер осуществляет управление такими процессами, как:•  изучение рынка;•  реклама;•  ценообразование;•  создание систем сбыта;•  распределение созданной продукции;•  сбыт.

В каждой организации существует определенная дифференциация по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера.

 Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

высший уровень (top manager) — это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;

среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов, цехов;

низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, секторов, бригад, групп.

Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Функции менеджера разнообразны, тем не менее можно выделить три основные функции:

первая – менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, при этом несет ответственность за последствия принятого решения;

вторая – менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и разъясняет цели организации;

третья – менеджер руководит формированием отношений внутри и вне организации, мотивирует членов организации, координирует их усилия, выступает в качестве представителя организации.

Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовывать. Функции менеджера:Административные;Организаторские;Профессионал, прогностические;Общественный деятель;Преподавательские;Психологические;Воспитательные;

>>22. Объекты профессиональной деятельности выпускников направления «Менеджмент».

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: процессы управления организациями различных организационно-правовых форм; процессы государственного и муниципального управления, инвестиционная деятельность организаций, процессы маркетингового управления организациями различных организационно-правовых форм отраслей народного хозяйства, требующие профессиональных знаний в области производственного менеджмента.

Виды профессиональной деятельности выпускника: организационно-управленческая; информационно-аналитическая; предпринимательская. Преимущественным видом деятельности выпускника по направлению «Менеджмент» является организационно-управленческая деятельность на первичных уровнях управления организацией любой организационно-правовой формы, включая выполнение административных функций.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

>>23. Задачи выпускника направления «Менеджмент» по видам профессиональной деятельности (организационно-управленческая, планово-экономическая, проектно-экономическая, финансово-экономическая, аналитическая, внешнеэкономическая, предпринимательская, научно-исследовательская, образовательная).

Бакалавр по направлению подготовки «Менеджмент» должен решать следующие

профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности,

которые регламентированы ФГОС 080200 «Менеджмент»:

организационно-управленческая деятельность:- участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой);- участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации; планирование деятельности организации и подразделений; формирование организационной и управленческой структуры организаций;

- организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;- разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);- контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников; мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;

информационно-аналитическая деятельность:

- сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;- построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;- создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;- оценка эффективности проектов;- подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;- оценка эффективности управленческих решений;

предпринимательская деятельность:

- разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;- организация предпринимательской деятельности.

>>24. Требования к уровню подготовки выпускника направления «Менеджмент».

Университет оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждается Ученым советом Университета.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзаменов и зачетов, после выполнения всех планируемых в семестре видов занятий.   В процессе обучения успеваемость обучающихся (знания, умения и навыки) определяется на экзаменах оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно".

Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями: готовностью к работе в коллективе; находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность; использовать нормативные правовые документы; стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию; высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации; способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни. 

Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями:  способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования; использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач; владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций; принимать организационно-управленческие решения; участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию; использовать основные методы финансового менеджмента; участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций; владеть современными технологиями управления персоналом; готовностью участвовать в разработке стратегии организации; владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций; способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций; знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности; …; находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею; разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов); оценивать экономические и социальные условия осуществления

предпринимательской деятельности. Профессиональные компетенции квалифицируют студента как разностороннюю

личность, и позволят выпускнику быть конкурентоспособным в научно-исследовательской, организационно-управленческой, производственно-технологической, проектной и культурно-просветительской видах деятельности.


>>25. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника направления «Менеджмент».

--Итоговая аттестация выпускника Университета является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

--Итоговая аттестация выпускника Университета осуществляется государственной аттестационной комиссией в порядке, установленном федеральным органом исполнителъной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере образования.

--Университет выдает лицам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, документ государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, заверенный печатью Университета.

-- Итоговая государственная аттестация выпускника состоит из одного или нескольких аттестационных испытаний следующих видов: осударственный экзамен; -защита выпускной квалификационной работы (далее ВКР).

--Государственная итоговая аттестация имеет целью определение степени соответствия уровня подготовленности выпускников требованиям ФГОС ВО по направлению 38.04.02 «Менеджмент». При этом проверяются сформированные компетенции - теоретические знания и практические навыки выпускника.

 

Менеджер  (от  англ.  "to  manage"  —  управлять)  —  наемный  профессиональный  управляющий,  специалист  по  управлению.  Задачи  менеджера  показаны  на  рисунке  2.

 

 2 Задачи менеджера

Рисунок  2  Задачи  менеджера


Основные  требования,  предъявляемые  профессиональной  компетенции  менеджера:

1.  Умение  понять  природу  управленческого  труда  и  процессов  менеджмента;

2.  знание  функциональных  и  должностных  обязанностей  менеджмента,  методов  достижения  целей  и  уметь  повысить  эффективность  работы  фирмы;

3.  уметь  пользоваться  современными  информационными  технологиями  и  средствами  коммуникации,  которые  необходимы  в  управлении;

4.  владеть  искусствами  управления  людскими  ресурсами;

5.  уметь  налаживать  внешние  связи;

6.  уметь  делать  правильную  самооценку  и  правильные  выводы;

7.  постоянно  повышать  квалификацию;

Главным  фактором  повышения  результата  современного  менеджмента  является  разбивка  труда  менеджеров.  К  примеру,  разделить  всех  менеджеров  по  видам  деятельности,  разграничить  их  полномочия  и  права  и  круг  ответственности.  Существует  два  вида  разделения  всей  работы:  горизонтальное  и  вертикальное.  Менеджеры  так  же  подразделяются  по  вида  деятельности,  на  линейные  (отвечают  за  все  функции  управления)  и  функциональные  (отвечают  за  одну  конкретную  функцию).

 

Менеджер – это руководитель, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы.

Менеджеры – это люди, которые добиваются реализации целей организации за счет других людей.

Менеджер – это:

1) организатор каких-либо работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

2) руководитель по отношению к подчиненным;

3) администратор любого уровня управления, организующий работу в соответствии с современными методами.

Согласно требованиям, предъявляемым к руководителю, менеджер:

1) должен быть уверенным в своих решениях, быть справедливым;

2) должен относиться к своим сотрудникам, как к членам семьи.

На практике этот принцип наиболее широко используется в японском менеджменте, где принадлежность к фирме как к семье воспитывается с детства.

Для эффективной работы менеджер должен обладать авторитетом, который позволит ему влиять на своих подчиненных. Авторитет основывается на формальном статусе менеджера и завоеванном уважении.

Уважение к личности является неотъемлемой частью авторитета.

По мере своей деятельности менеджеру приходится работать с партнерами и конкурентами, причем, хотя их поведение может быть угрожающим и вызывающим, он должен уметь с ними корректно общаться, вести переговоры и торговаться.

Главными качествами современного успешного менеджера являются: высокий профессионализм; умение поддерживать новшества и совершенствования, поощрять персонал к откровенности и проведению эффективных групповых дискуссий; способность поощрять персонал за хорошую работу и критиковать тогда, когда это действительно необходимо, оказывать помощь подчиненным, когда они в этом нуждаются; умение придерживаться своей принципиальной линии и др.

В конце 1960-х гг. теоретик Г. Минтцберг выделил три роли менеджера, как то:

1) коммуникационная (координационная) роль. В рамках нее менеджер организует взаимодействие своих сотрудников;

2) информационная роль. Менеджер занимается приемом, передачей и обработкой информации, необходимой для работы предприятия;

3) руководящая роль. Руководитель принимает решения, которые становятся основой работы предприятия.

3) руководящая роль. Руководитель принимает решения, которые становятся основой работы предприятия.