Каталог

Помощь

Корзина

Планы семинарских занятий Конституционное право для 1, 2 курса, РИЦ ХГАЭП, 2011

Оригинальный документ?

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

Юридический факультет

Кафедра конституционного, административного и финансового права

 

 

 

 

 

 

 

Конституционное право Российской Федерации

 

 

Планы семинарских занятий для студентов 1, 2 курса очной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2011

ББК Х3

         Х12

Конституционное право Российской Федерации : планы семинарских занятий для студентов 1, 2 курса очной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») / сост. Ю. Н. Лебедева, В. П. Федорин. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2011. – 24 с. 

 

Рецензент канд.юрид.наук, доцент А.Б. Литовка 

 

Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве

методических указаний для студентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

©Хабаровская  государственная академия  экономики  и  права , 2011

Предисловие

 

Планы семинарских занятий подготовлены на основе учебной программы дисциплины в полном соответствии с государственным образовательным стандартом. Семинарские занятия на дневном отделении предполагают углублённое изучение студентами категорий и  государственно-правовых институтов конституционного права, получивших научно-теоретическое и нормативное обоснование.

Принимая во внимание значительный объём курса конституционного (государственного) права Российской Федерации, обширный массив нормативно-правового материала, студенты должны сориентироваться на систематическую и основательную работу.

Структура изучаемой учебной дисциплины, рассчитанной в общем объёме на 252 часа, включает 89 часов семинарских занятий и 127 часов самостоятельной и индивидуальной работы студентов. Каждую тему семинарского занятия с предложенными для изучения и обсуждения вопросами сопровождает основная, преимущественно нормативно-правовая, литература и дополнительная (научная) литература (к большинству тем дисциплины). При отборе нормативных источников и литературы авторы исходили из их значимости и места в системе дисциплины. Предложенные для изучения законодательные, иные нормативные правовые акты, монографии и статьи учёных-конституционалистов отражают состояние правового регулирования и научного осмысления государственно-правовой материи в их проявлении на момент подготовки пособия к изданию.

Тем не менее студентам необходимо учитывать последующие изменения в действующем конституционном законодательстве и теоретической базе курса и своевременно осваивать их.

В ходе подготовки к семинарским занятиям не следует игнорировать и возможность обращаться к преподавателям кафедры, ведущим занятия в группах, за консультациями по изучаемым проблемам. Своевременно оказанная помощь способствует активизации работы на семинарском занятии, формированию прочных и системных представлений по вопросам дисциплины «Конституционное (государственное) право Российской Федерации».

Авторы выражают уверенность в успешном достижении целей, поставленных перед студентами в процессе изучения ведущей отрасли российской системы права.

Форма работы на семинарском занятии – рассмотрение и обсуждение вопросов, данных в плане семинарского занятия. Для получения максимального результата студентам рекомендуется иметь краткий конспект по каждому вопросу темы семинара. Другой формой работы на семинаре является решение практических заданий, которые студенты заранее самостоятельно готовят дома. Преподаватель может предложить студентам решение других практических заданий, которые могут выполняться как устно, так и письменно. На семинарских занятиях по поручению преподавателя студенты могут делать небольшие доклады, по времени, как правило, не превышающие 10 минут. Темы докладов представлены после практического задания к теме семинара. Это вопросы наиболее сложные, требующие изучения дополнительной учебной, монографической литературы, анализа правовых актов, самостоятельных рассуждений и выводов, которые выносятся докладчиком на обсуждение всей группы. По этим вопросам может быть проведена дискуссия. По отдельным темам возможно проведение деловых игр, имитирующих конституционно-правовые процедуры, дебатов по заранее согласованному плану. По возможности преподаватели кафедры пригласят на семинарские занятия представителей государственных и муниципальных органов, практикующих юристов либо проведут такие занятия с посещением соответствующих органов, организаций, учреждений.

На каждом семинарском занятии студентам необходимо иметь текст Конституции РФ, а также другие нормативные источники; нормативно-правовые акты, требуемые для изучения, студенты могут найти в СПС «КонсультантПлюс», «Гарант» либо в библиотеке, воспользовавшись официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов – Собранием законодательства РФ или «Российской газетой». Кроме этого, официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается и первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Однако, учитывая активное изменение российского законодательства, следует внимательно отнестись к поиску последней редакции нормативно-правовых актов. Как правило, преподаватель на лекции обращает на это внимание студентов, кроме того, можно обратиться за соответствующей консультацией к преподавателю, ведущему семинарские занятия, чтобы в результате не потратить время на изучение неактуальных по времени редакций нормативно-правовых актов.

Планы семинарских занятий

 

Тема 1. Конституционное право в системе российского права

(4 часа)

 

План

 

1. Понятие, предмет и методы конституционно-правового регулирования общественных отношений.

2. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, содержание. Виды.

3. Конституционно-правовые институты.

4. Конституционно-правовые отношения: понятие, природа (особенности), виды. Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений.

5. Источники конституционного права: понятие, особенности и виды.

6. Место конституционного права в системе российского права; факторы, определяющие его ведущую роль.

 

Практические задания

 

1. На основе норм российской Конституции дайте их видовую характеристику, найдите нормы с различным количеством структурных элементов.

2. Предложите студентам несколько видов правоотношений, в том числе и конституционно-правовых. Выявите отличительные черты предмета конституционно-правового регулирования.

 

Темы для докладов

 

1. Соотношение терминов «конституционное право» и «государственное право».

2. Конституционно-правовые режимы.

3. Тенденции развития конституционного права РФ.

 

Тема 2. Конституция Российской Федерации и её развитие

(4 часа)

 

План

 

1. Понятие и сущность конституции, её социальное назначение и юридические свойства.

2. Функции конституции.

3. Основные этапы развития российской Конституции.

4. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, внесения в неё поправок и изменений в ст. 65.

5. Толкование Конституции России: понятие, виды, значение.

6. Способы и гарантии реализации Конституции Российской Федерации, её прямое действие.

 

Практические задания

 

1. Дайте характеристику структуры действующей Конституции Российской Федерации, выясните назначение каждой структурной части (преамбулы, разделов, глав).

2. Обсудите причины нечастых поправок в текст Конституции Российской Федерации 1933 года.

3. Дайте толкование ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

 Темы для докладов

 

1. Верховенство и высшая юридическая сила Конституции: соотношение понятий.

2. Охрана Конституции РФ.

3. Пути совершенствования российской Конституции.

 

Тема 3. Виды конституций в Российской Федерации

(2часа)

 

План

 

1. Понятие конституционной системы, её проявление в Российской Федерации.

2. Соотношение Конституции РФ и конституций, уставов субъектов Российской Федерации.

3. Конституции, уставы субъектов Российской Федерации: общие и особенные черты.

4. Устав Хабаровского края как основной закон, определяющий государственно-правовой статус края; его содержание.

5. Конституции, уставы субъектов Российской Федерации Дальневосточного региона.

Практические задания

 

1. Проведите сравнительный анализ структур конституций (уставов) следующих субъектов РФ: Саха (Якутия), Хабаровский край, Еврейская автономная область, Приморский край, Амурская область, Камчатский край.

2. Проведите анализ изменений и дополнений, которые вносились в Устав Хабаровского края.

Тема 4. Основы конституционного строя Российской Федерации

(4 часа)

План

 

1. Понятие основ конституционного строя как ведущего института в системе конституционного права Российской Федерации.

2. Понятия «конституционный строй», «общественный строй», «государственный строй»; их соотношение.

3. Понятие основ конституционного строя, их отличительные черты и назначение.

4. Структура основ конституционного строя.

5. Общая характеристика структурных элементов, составляющих основы конституционного строя.

6. Гарантии незыблемости конституционного строя России.

7. Введение чрезвычайного положения как способ защиты конституционного строя.

 

Практическое задание

 

На основе специфических черт изучаемого института, исходя из конкретных положений гл. 1 Конституции РФ, раскройте содержание следующих особенностей основ конституционного строя: их основополагающий характер, нормативность и общеобязательность; юридическое верховенство по отношению к остальным положениям Конституции; определённость и категоричность; постоянность действия; общеприемлемость, свобода от идеологических установок; целостность, устойчивость, особый порядок изменения.

 

Темы для докладов

 

1. Конституционный строй и конституционализм в России.

2. Сочетание личной свободы и государственного патернализма в конституционализме России.

3. Конституционная ответственность как элемент конституционного строя.

4. Ни одна страна не может жить без идеологии.

 

 

Тема 5. Российская Федерация – демократическое государство

(4 часа)

План

1. Народовластие как принцип организации и функционирования российского государства. Соотношение понятий «народ», «нация» и «население».

2. Конституционные формы осуществления народом государственной власти в Российской Федерации: представительная и прямая (непосредственная) демократия.

3. Институты прямой (непосредственной) демократии, виды (выборы, референдум, обсуждения, гражданские инициативы, собрания, сходы граждан, обращения (петиции) граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления).

4. Понятие и сущность народного представительства.

 

Тема 6. Российская Федерация – правовое государство

(2часа)

 

План

 

1. Сущность конституционной формулы о правовом характере российского государства.

2. Принципы правового государства и их проявление в действующей Конституции России.

3. Значение положения ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации для формирования правовой государственности в России.

4. Тенденции и проблемы становления правового государства в Российской Федерации.

 

Практическое задание

 

Проведение дебатов на тему: «Что мешает России достичь правовой государственности?»

 

Тема 7. Российская Федерация – социальное государство

(2 часа)

 

План

 

1. Конституционное закрепление социального характера Российского государства.

2. Различия в социальной функции социалистического государства и социальном характере России в свете её Конституции.

3. Взаимосвязь социального и правового государства.

4. Основные направления социальной политики и проблемы построения социального государства в Российской Федерации.

Практическое задание

 

Проведение круглого стола на тему: «Успехи и промахи социальной политики Российского государства на современном этапе».

 

Тема 8. Экономическая основа конституционного строя

Российской Федерации

(2 часа)

 

План

 

1. Конституционное закрепление экономической основы Российского государства.

2. Роль Российского государства в регулировании экономических процессов.

3. Конституционное регулирование отношений собственности.

4. Гарантии и проблемы укрепления экономических основ конституционного строя России.

 

Темы для докладов

 

1. Конституционные принципы рыночной экономики.

2. Публично-правовые образования как субъекты гражданского оборота.

3. Ограничение права собственности в решениях Конституционного Суда РФ.

 

Тема 9. Российская Федерация – светское государство

(2 часа)

 

План

 

1. Светский характер государства: понятие и содержание.

2. Конституционное закрепление принципов взаимоотношений государства с религией.

3. Конституционно-правовой статус религиозных объединений.

 

Темы для докладов

 

1. Особая роль православия в истории Российского государства.

2. Судебная практика по делам о защите свободы совести с позиции Европейского суда по правам человека.

 

Тема 10. Конституционно-правовой статус средств массовой информации (2часа)

 

План

 

1. Конституционные основы свободы слова и массовой информации.

2. Средства массовой информации: понятие, виды, функции и роль в осуществлении государственной власти, функционировании гражданского общества и формировании общественного мнения.

3. Правовое регулирование средств массовой информации: порядок учреждения, права, обязанности, основания приостановления и прекращения деятельности.

 

Практическое задание

 

Составьте от своего имени заявление о регистрации краевого средства массовой информации (любого) и жалобу в суд на отказ в его регистрации из-за нецелесообразности.

 

Тема 11. Конституционно-правовой статус общественных объединений

(2 часа)

 

План

 

1. Конституционное закрепление идеологического и политического многообразия в Российской Федерации.

2. Общественные объединения: понятие, виды. Роль общественных объединений в политическом процессе, функционировании гражданского общества, разрешении социальных конфликтов и защите прав граждан.

3. Конституционно-правовой статус политических партий.

4. Профсоюзы: конституционно-правовые принципы создания и деятельности, их роль в разрешении социальных конфликтов.

 

Практическое задание

 

Вы решили создать городскую общественную организацию, провели учредительное собрание. Составьте протокол учредительного собрания, а также перечень документов, необходимых для государственной регистрации.

 

Тема 12. Основы правового статуса личности в Российской Федерации

(2 часа)

 

План

 

1. Понятие основ правового статуса человека и гражданина, их закрепление в российской Конституции.

2. Виды статусов человека в Российской Федерации.

3. Структура конституционно-правового института основ правового статуса человека и гражданина, его место в системе конституционного права России.

4. Конституционно-правовые принципы взаимоотношений человека и гражданина с Российским государством как проявление нового подхода к проблеме прав человека.

 

Практическое задание

 

Дайте сравнительную характеристику положений Конституции РСФСР 1978 г. и действующей Конституции РФ, относящихся к регулированию правового статуса личности.

 

Тема 13. Гражданство Российской Федерации

(2 часа)

 

План

 

1. Гражданство как основа конституционного строя Российской Федерации. Его значение для характеристики правового статуса личности. Принципы российского гражданства.

2. Основания приобретения российского гражданства.

3. Основания прекращения гражданства РФ.

4. Порядок решения вопросов, связанных с гражданством.

 

Практическое задание

 

Составьте заявление о приёме в гражданство РФ лица без гражданства Пак Со Ен. Какие документы необходимы для положительного решения данного вопроса?

Тема 14. Конституционные права, свободы и обязанности

человека и гражданина в Российской Федерации

(4 часа)

 

План

 

1. Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их отличительные черты.

2. Система основных прав и свобод человека и гражданина. Классификация прав и свобод.

3. Характеристика конституционных прав и свобод личности в различных сферах её жизнедеятельности.

4. Ограничения прав личности: понятие, основания, пределы.

 

Практическое задание

 

Выясните, что представляют собой международные стандарты прав человека и гражданина; в каких правовых актах они получили закрепление; в какой мере (объёме) Российская Федерация следует этим стандартам на конституционном уровне.

 Темы для докладов

 

1. Критерии ограничения конституционных прав и свобод.

2. Коллективные права и их особенности.

 

Тема 15. Правовое положение иностранных граждан,

лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в РФ

(2 часа)

 

План

 

1. Понятие «иностранный гражданин», «лицо без гражданства», «иные лица с особенностями правового статуса в РФ», их конституционно-правовое содержание.

2. Правовой режим иностранных граждан в РФ.

3. Особенности правового статуса иностранных граждан в РФ.

4.Особенности правового статуса лиц без гражданства и иных лиц.

Тема 16. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина в

Российской Федерации

(2 часа)

 

План

1. Понятие гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, их значение для характеристики фактического правового статуса личности, виды.

2. Судебные средства зашиты прав личности в Российской Федерации. Их отличительные черты.

3. Общие (внесудебные) гарантии прав человека и гражданина, их виды и правовая регламентация.

 

Практическое задание

 

Обсудите, какие причины препятствуют наиболее полному и эффективному обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина и их защите в случае нарушения; каковы возможные пути преодоления этих причин.

 

Тема для доклада

 

Проблемы обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина.

 

Тема 17. Федеративное устройство России

(6часов)

 

План

 

1. Понятие федерализма, его характерные черты.

2. Становление и развитие федерализма в России.

3. Принципы современного российского федерализма, их значение для оптимального политико-территориального устройства.

4. Особенности федерализма в России в свете Конституции РФ.

5. Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов.

6. Институт федерального вмешательства: понятие, значение, способы.

7. Субъекты Российской Федерации: понятие и виды.

8. Конституционно-правовой статус субъектов федерации: понятие и структурные элементы.

9. Механизмы разрешения коллизий между Российской Федерацией и её субъектами.

10. Порядок изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ, порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта. Порядок изменения наименования субъекта Российской Федерации.

 

Практические задания

 

1. На основе конституций республик в составе РФ и уставов других субъектов Федерации сравните статусы «разнокалиберных» субъектов РФ, выявив общие и особые элементы этого статуса.

2. Изучите два постановления Конституционного Суда РФ, в которых были признаны противоречащими федеральной Конституции РФ те или иные положения конституций, уставов субъектов Федерации.

 

Тема для доклада

 

Конституционно-правовые основы защиты интересов малочисленных народов, национальных меньшинств и национально-культурного строительства в РФ.

 

Тема 18. Конституционные основы системы органов

государственной власти в Российской Федерации

(2 часа)

 

План

 

1. Понятие государственного органа, его признаки, принципы построения органов государственной власти, классификация.

2. Конституционный статус органа государственной власти: порядок образования, компетенция, структура, порядок деятельности, акты органов государственной власти.

3. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления: общее и особенное.

Практическое задание

 

Составьте схему системы государственных органов РФ.

 

Темы для докладов

 

1. Формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Президент РФ – орган государственной власти или должностное лицо?

 

Тема 19. Избирательное право и избирательные системы в

Российской Федерации

(4 часа)

 

План

 

1. Выборы: понятие, социальное назначение и политическая роль. Принципы организации и проведения выборов.

2. Избирательное право и избирательная система в узком и широком понимании. Соотношение понятий.

3. Избирательный процесс: понятие, конституционно-правовое регулирование, стадии.

4. Ответственность за нарушение избирательного законодательства. Избирательные споры.

5. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении справедливых и нефальсифицированных выборов.

 

Практические задания

 

1. Назовите избирательную систему, которая, на ваш взгляд, предпочтительна для России. Обоснуйте свой выбор.

2. Можно ли порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ отнести к непрямым (косвенным) выборам? Ответ аргументируйте.

3. При определении результатов выборов мэра г.Хабаровска было установлено, что кандидат А. и кандидат В. получили одинаковое количество голосов избирателей. Как должна определить результаты выборов соответствующая избирательная комиссия?

Темы для докладов

 

1. Голосование по почте.

2. Антидемократический характер выборов в Государственную Думу в 1906 – 1917 годах.

3. Правовые и фактические основания расформирования избирательной комиссии.

4. Правовой статус ГАС «Выборы».

 

Тема 20. Президент Российской Федерации

(4 часа)

 

План

 

1. Понятие института президентства и его становление в Российской Федерации.

2. Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации.

3. Компетенция Президента Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации.

4. Администрация Президента Российской Федерации, её правовой статус.

5. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных органах государственной власти и федеральных округах.

6. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

7. Государственный Совет, его роль и правовой статус.

 

Практическое задание

 

На основе норм Конституции РФ выявить гарантии против узурпации власти главой государства, оценить их обоснованность.

 

Темы для докладов

 

1. Государственные приёмные при Президенте РФ: система, полномочия.

2. Проблемы взаимоотношения Президента и Парламента РФ.

3. Президент РФ – гарант прав и свобод российских граждан.

Тема 21. Федеральное Собрание Российской Федерации

(2 часа)

 

План

 

1. Социальное назначение и политическая роль Федерального Собрания – Парламента Российской Федерации.

2. Структура Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, полномочия. Регламент Совета Федерации.

4. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, полномочия. Регламент Государственной Думы.

5. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации: виды, порядок формирования, полномочия.

 

Практические задания

 

1. Используя статический материал, проследите, как менялся социальный состав депутатского корпуса в Государственной Думе, численный состав парламентских комитетов, комиссий, партийных фракций.

2. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ был привлечён к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения в соответствии с ч. 1 ст. 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Дайте правовую оценку этой ситуации.

 

Тема 22. Организация работы Федерального Собрания РФ

(2 часа)

 

План

 

1. Регламенты палат Федерального Собрания РФ как правовая основа организации работы российского парламента: понятие, правовая природа.

2. Порядок работы Федерального Собрания. Заседания палат как основная организационно-правовая форма работы парламента.

3. Парламентские слушания, порядок их организации и проведения.

4. Специальные парламентские процедуры.

5. Парламентские расследования.

6. Вспомогательный аппарат палат Федерального Собрания РФ.

 

Практическое задание

 

Рассмотрите практику проведения парламентских расследований за последние 2 – 3 года.

 

Тема 23. Законодательный процесс

(2 часа)

 

План

 

1. Понятие и значение законодательного процесса.

2. Стадии законодательного процесса. Факультативные стадии.

3. Особенности принятия федеральных конституционных законов, законов о поправках к Конституции Российской Федерации.

4. Принятие бюджета, его значение. Бюджетный процесс.

5. Ратификация и денонсация международных договоров.

 

Практические задания

 

1. Подготовьте проект закона о поправках к Конституции Российской Федерации и раскройте его движение до подписания Президентом РФ.

2. Подготовьте все необходимые документы, прилагаемые к законопроекту «О системе правовых актов РФ».

 

Тема 24. Правительство Российской Федерации

(2 часа)

 

План

 

1. Правительство Российской Федерации, его место в системе органов исполнительной власти и социальное назначение.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации. Аппарат Правительства Российской Федерации.

3. Компетенция Правительства Российской Федерации, его взаимоотношения с Президентом Российской Федерации и Федеральным Собранием.

4. Система и структура федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы исполнительной власти.

5. Ответственность Правительства Российской Федерации.

 

Практическое задание

 

Разделите политическую и юридическую ответственность правительства и покажите на примерах (как фактических, так и предполагаемых).

 

Тема 25. Конституционные основы судебной власти в

Российской Федерации

(2 часа)

 

План

 

1. Понятие и социальное назначение судебной власти.

2. Судебная система Российской Федерации:

– конституционно-правовая база судебной системы;

– принципы организации и деятельности судебной системы;

– органы судебной власти.

3. Правовой статус судей в Российской Федерации.

4. Институт судебных заседателей.

 

Практическое задание

 

Соотнесите правовые категории «судебная власть», «правосудие», «судопроизводство».

 Тема 26. Конституционный Суд РФ

(2 часа)

 

План

 

1. Политико-правовая природа Конституционного Суда Российской Федерации, его место в системе органов государственной власти и судебной системе России. Отличие от других видов судов.

2. Конституционный Суд Российской Федерации: состав, принципы, порядок формирования и деятельности.

3. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.

4. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

5. Конституционное судопроизводство, его стадии.

 

Темы для докладов

 

1. Правовые позиции Конституционного Суда РФ как источник права.

2. Деловая игра, имитирующая заседание Конституционного Суда РФ.

 

Тема 27. Прокуратура Российской Федерации

(2 часа)

 

План

 

1. Понятие и назначение прокуратуры, её место в системе государственных органов.

2. Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации.

3. Функции прокуратуры.

4. Полномочия прокурора.

 Практическое задание

 

1. За пять дней до выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в прокуратуру Центрального района города Хабаровска поступило заявление от гражданки М. с просьбой оградить её от неправомерных действий директора ООО «Мимоза» (цветочный киоск). Директор требовал от гражданки М. в день выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в обязательном порядке проголосовать за партию N, в противном случае она будет уволена. В подтверждение своих слов гражданка М. предоставила копию приказа о её увольнении, датировавшегося следующим днем после дня выборов. По информации из заявления, директор обещал отозвать этот приказ, в случае если гражданка М. проголосует так, как он требует.

Составьте проект акта реагирования прокурора (студент должен выбрать соответствующую форму акта самостоятельно) по данному факту.

Тема 28. Система органов государственной власти субъектов

Российской Федерации

(2 часа)

 

План

 

1. Конституционно-правовые основы формирования и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации:

– правовой статус законодательного (представительного) органа субъекта;

– система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

– особенности организации и функционирования конституционного (уставного) правосудия в субъектах Российской Федерации.

3. Статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта.

4. Система органов государственной власти в Хабаровском крае.

 

Практическое задание

 

Рассмотрите количественный и персональный состав Законодательной Думы Хабаровского края (пятого созыва).

 

Тема 29. Институт уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации

(2часа)

 

План

 

1. Конституционные (уставные) основы организации деятельности уполномоченного по правам человека в субъектах РФ.

2. Правовой статус уполномоченного и его взаимодействие с уполномоченным по правам человека в РФ.

3. Формы и методы работы уполномоченного по правам человека в РФ.

4. Аппарат уполномоченного по правам человека.

 

Практическое задание

Проведите анализ доклада о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Хабаровского края и о деятельности уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае в 2010 году. Каковы основные задачи уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае на 2011 год?

 Тема 30. Конституционные основы местного самоуправления в

Российской Федерации

(2 часа)

 

План

 

1. Местное самоуправление как самостоятельная форма народовластия: понятие, назначение, правовое регулирование.

2. Принципы и система местного самоуправления.

3. Органы местного самоуправления: порядок формирования, структура, компетенция, формы деятельности, акты.

4. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления.

5. Гарантии местного самоуправления.

 

Практические задания

 

1. Законодательная дума Хабаровского края внесла в Государственную Думу Федерального Собрания РФ законопроект, в котором предлагалось введение назначения глав муниципальных образований высшими должностными лицами субъектов РФ.

Проанализируйте эту ситуацию. Возможно ли принятие такого закона без внесения соответствующих изменений в Конституцию РФ?

2.Сопоставьте статус муниципальных образований со статусом субъектов РФ. Есть ли элементы схожести в указанных статусах?

Тема 31. Система местного самоуправления в РФ

(2 часа)

 

План

 

1. Понятие системы местного самоуправления, её особенности применительно к конкретным муниципальным образованиям.

2. Институты непосредственной демократии на уровне местного самоуправления, их виды и правовое регулирование.

3. Понятие представительной муниципальной демократии. Общая характеристика представительных органов местного самоуправления.

4. Правовые гарантии функционирования институтов прямой и представительной муниципальной демократии.

 

Практические задания

 

1. На местный референдум были вынесены следующие вопросы: принятие федеральной программы социального развития РФ; о введении образовательного ценза в отношении кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления; об административной ответственности за нарушение правил проезда в муниципальном транспорте; о принятии бюджета муниципального образования; о строительстве клуба филателистов. Соответствуют ли приведённые вопросы местного референдума действующему законодательству?

2. К вам обратилась инициативная группа жителей одного из домов муниципального образования с просьбой разъяснить им, каким образом, при помощи каких средств и способов, реализуя своё право на осуществление местного самоуправления, они могут обустроить заезд во двор своего дома.

 

  

Лебедева Юлия Николаевна

Федорин Виктор Павлович

 

 

 

Конституционное право Российской Федерации

 

Планы семинарских занятий  для студентов 2 курса очной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Редактор Е. Ю. Лаврентьева

 

Подписано к печати   2011 г. Формат 60х84/16.   Бумага писчая.

Печать цифровая.   Усл. печ. л. 1,4.   Уч.-изд. л. 1,0.   Тираж     экз.   Заказ №

 

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ