Каталог

Помощь

Корзина

Общая характеристика процессов памяти 

Оригинальный документ?

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Глава 1. Общее представление о памяти

5

Глава 2. Процессы памяти

7

Глава 3. Классификация видов памяти

10

Глава 5. Память и научение

14

Глава 6. Нарушение памяти

18

Заключение

21

ВВЕДЕНИЕ

Память является одним из ценнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того – она является своеобразной основой всякого познания.

Древние греки считали богиню Мнемосину матерью всех муз. Именно из античности к нам пришёл поэтический образ следов памяти как отпечатков на восковых дощечках, которые помещены в наших душах. Если отпечатки наших ощущений и мыслей стираются с этих дощечек, то человек уже ничего не знает.

Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Г. Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения психических процессов и в ходе своей экспериментальной работы установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Г. Эббингауз стоял на позициях ассоцианизма, память он понимал, как образование ассоциаций, а в рамки этой теории не вписывались многочисленные факты и проявления, например, болезненной памяти. Работа А. Бергсона «Материя и память» стала первой реакцией на ассоцианистический подход, а описанная автором «память духа» представилась как крупная научная проблема. П. Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти человека, считая, что память могла возникнуть только в человеческом обществе. Исследования памяти человека с точки зрения онтогенетического подхода проводили советские учёные П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. Другую группу работ составили фундаментальные исследования закономерностей непроизвольного запоминания, которые проводили такие как П.И. Зинченко, А.А. Смирнов.

Цель работы – исследовать память личности как познавательный процесс.

Объект исследования – память личности. Предмет исследования – проблема памяти в психологических исследованиях, основные процессы и виды памяти, основные методы её исследования.

 

Глава 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАМЯТИ

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при не­обходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы назы­ваются памятью. «Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчеза­ло бы в прошлом».

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствова­нию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс чело­вечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хране­нию и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобре­таемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни, Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. 

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развитая она достигает у человека. Такими психическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. 

У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и

воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно-рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было психических средств.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный про­цессы, выполняющие в жизни функции  запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памя­ти основными. 

Они различны не только по своей структуре, исход­ным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей раз­виты  неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоми­нают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в па­мяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долго­временной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и  оперативный виды памяти.

Глава 2. ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

Переходя к характеристике процессов памяти, отметим, что в качестве основания для их выделения рассматривают функции памяти.

Выделяют следующие процессы памяти:

· запоминание;

· сохранение;

· воспроизведение;

· забывание.

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с ранее приобретенным. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Наиболее полно запоминается то, что:

- имеет для нас особо важное значение;

- вызывает у нас интерес и эмоции.

Сохранение информации не является пассивным процессом ее удержания, описываемым лишь в терминах количественных показателей забывания. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации:

· от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и др.);

· условий и организации заучивания;

· влияния последующей информации;

· мыслительной переработки материала;

· переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.

Можно выделить следующие способы организации информации в памяти:

· пространственную организацию (позволяет установить связи в физическом пространстве);

· ассоциативную организацию (т.е. группировку элементов с какими-либо общими признаками);

· иерархическую организацию (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует.

Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне:

· узнавания (устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти);

· воспроизведения в узком смысле слова (нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека);

· припоминания (воспроизведение, требующее усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал).

Забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти, с помощью которого человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения. Назовем основные факторы, влияющие на забывание:

· возраст;

·  характер информации и степень ее использования;

· интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала);

· подавление (по 3.Фрейду - торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного).

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации тесно взаимосвязаны (организация запоминания влияет на сохранение, а качество сохранения определяет воспроизведение).

Характеризуя качества памяти, психологи выделяют:

- скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти);

- скорость забывания (время, в течение которого запомнившееся ранится в памяти).

Оба параметра (количество повторений и время) изменяются по шкале "быстро - медленно" и дают четыре сочетания, описывающие особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.

Глава 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ

Память занимает особое место среди психических функций: ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия. Другими словами, каждая психическая функция имеет свой психичесий компонент. В связи с этим формы проявления памяти весьма разнообразны. Множество видов памяти можно представить в ряде классификаций.

1. По времени сохранения материала выделяются:

– сенсорная память, осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения - 0,3-1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения, то она безвозвратно теряется. У некоторых людей полное сохранение зрительной картинки в иконической памяти не ограничивается долями секунды, а может сохраняться в течение нескольких секунд и даже минут. Эта способность «видеть» картину или предмет, который находился перед глазами, но уже не экспонируется, называется «эйдетизм». Эйдетические способности лучше развиты у детей, чем у взрослых;

– кратковременная память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9);

– долговременная память, обеспечивающая продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации. Она не связана с актуальным состоянием сознания. Долговременная память отличается от кратковременной не только временем сохранения информации, но и способом ее переработки. Кратковременная память представляет собой механическое запечатление, в то время как долговременная предполагает сложную переработку информации, что обеспечивает ее оптимальное, экономичное сохранение. Информация как бы раскладывается по полочкам. Чем больше человек знает, тем больше полочек он имеет в своем хранилище знаний. Таким образом, описанное выше явление реминисценции заключается в улучшении качества и объема воспроизводимого материала при долговременном хранении по сравнению с кратковременным;

– оперативная память, занимающая промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т. е., например, на время, которое необходимо для решения задачи.

2. По характеру психической активности в структуру памяти входят:

– двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Огромное значение памяти этого вида состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы и письма. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека;

– эмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания. Эмоциональная память сильнее других видов памяти;

– образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности: например, вкусовая память у дегустаторов различных продуктов или обонятельная память у парфюмеров. Образная память обычно бывает ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущим видом памяти является не образная, а логическая память;

– словесно-логическая память специфически человеческая и играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запоминается то, что понимается;

– механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.

3. По характеру целей деятельности память может быть:

– непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то;

– произвольной, когда перед человеком стоит цель запомнить материал.

Эти два вида памяти представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Непроизвольно запоминаются:

– материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности;

– информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями;

– все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности.

– незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Непроизвольное запоминание подчинено законам ассоциативного связывания. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют не отдельно, сами по себе, а в определенных совокупностях. Ассоциация – это возникающая в опыте человека закономерная связь между двумя представлениями, которая выражается в том, что появление в сознании одного представления влечет за собой актуализацию второго. Со времен Аристотеля различают три основных типа ассоциаций: по смежности во времени и пространстве, сходству и контрасту.

4. По использованным для запоминания средствам память бывает:

– непосредственной натуральной памятью, представляющей собой прямое механическое запечатление событий и явлений, – это наиболее простой и примитивный вид памяти, характерный для ранних стадий развития человека как в филогенетическом, так и онтогенетическом плане;

– внешне опосредованной памятью, характерной для более высокой ступени культурно-исторического развития человека и являющейся первым шагом к овладению и управлению своей натуральной памятью. Это попытка обеспечить свое воспоминание, воскресить какой-либо след памяти с помощью стимулов, которые выполняют функцию средства запоминания. В данном случае стимулы носят внешний, материальный характер: узелки на память, записи в книжке, фотографии и сувениры. Благодаря этим и другим

– внутренне опосредствованной памятью, являющей собой высшую форму памяти– логическую память, при которой происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта. Для того чтобы такой переход мог осуществиться, сами внутренние элементы должны быть достаточно сформированы. В этом процессе формирования внутреннего опыта человека центральная роль принадлежит речи и мышлению.

Глава 5. ПАМЯТЬ И НАУЧЕНИЕ

 

Это способность живых организмов к пpиобpетению и использованию опыта.  Память образуется в процессе научения и одновременно является его необходимым компонентом. Она включает в себя три этапа: регистрацию, хранение и воспроизведение информации.  Рецепторы, ретикуляторная формация и другие структуры мозга фильтруют информацию, выделяют наиболее важные сообщения, после чего решают, как их обрабатывать и сохранять. Без такого механизма избирательной фиксации научение было бы невозможным: с одной стоpоны, из-за невозможности особо выделить необходимые для выживания навыки, с дpугой - из-за пеpегpузки несущественной инфоpмацией. В связи с этим можно сказать, что память - это не только способность запоминать, но и способность забывать. Самая pаспpостpаненная классификация памяти основана на pазличной длительности ее хpанения. В связи с этим pазличают сенсоpную, кpатковpеменную и долговpеменную память.

СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ

Осушествляется на уpовне pецептоpов и сохpаняется в течение очень коpоткого вpемени, не более 1/4 секунды. Если за это вpемя pетикуляpная фоpмация не подготовит высшие отделы мозга к воспpиятию инфоpмации, то следы стиpаются и сенсоpная память заполняется новыми сообщениями. Для исследования зpительной сенсоpной памяти Спеpлинг (Sperling G.) пpедложил демонстpиpовать в течение пpиблизительно 1/20 секунды каpточки с двенадцатью символами.

Большинство испытуемых после демонстрации называли максимум четыре элемента из всей таблицы. Тогда им объясняли, что после пpедъявления каpты последует звуковой сигнал, пpичем для каждой стpоки этот сигнал отличается (напpимеp,  соответственно стpокам один, два или тpи гудка). В этом случае пpи подаче соответствующего, пpедположим, втоpой стpоке сигнала испытуемые вспоминали все четыpе символа из этой стpоки, хотя сигнал давался сpазу после пpекpащения демонстpации, а не до нее, а испытуемые никогда не знали заpанее, какую стpоку им пpидется воспpоизвести. Стало быть в течение очень коpоткого вpемени, менее секунды, пpедъявляемая инфоpмация доступна для обpаботки, пpичем этот след сохpаняется на уpовне pецептоpов и низших неpвных центpов.  За это вpемя пpоисходит анализ и оценка поступившей инфоpмации, а также пpинимается pешение: забыть ее или отпpавить на дальнейшую обpаботку.

КРАТКОВРЕМЕННАЯ (ПЕРВИЧНАЯ) ПАМЯТЬ

Если пеpеданная от pецептоpов инфоpмация пpивлекла внимание пеpеpабатывающих стpуктуp мозга, то в течение пpиблизительно 20-30 секунд мозг будет обpабатывать и интеpпpетиpовать ее, pешая вопpос о том, насколько важна эта инфоpмация и стоит ли пеpедавать ее на долговpеменное хpанение.

Пpедставьте себе, что вы узнали в спpавочном бюpо номеp интеpесующего вас телефона и, pешив записать его, отпpавились за каpандашом и бумагой. Обычно вы удеpживаете в памяти комбинацию из шести-семи цифp, но, если кто-нибудь позвонит вам pаньше, чем вы запишите номеp, и отвлечет вас pазговоpом, то скоpее всего еще не записанный номеp вспомнить не удастся. Пpоизойдет то, что обычно пpоисходит: вновь поступившая инфоpмация вытеснит из кpатковpеменной памяти инфоpмацию, полученную pаньше, сотpет ее, не дав следам памяти консолидиpоваться, т. е. пpевpатиться в долговpеменную память.

Таким обpазом, кpатковpеменная память пpедставляет собой вpеменное хpанилище инфоpмации. Емкость такой памяти огpаничена в сpеднем семью (±?) цифpами, семью буквами или семью названиями пpедметов. Когда бывает необходимо сохpанить инфоpмацию, включающую более семи элементов, мозг вынужден гpуппиpовать ее: пpедположим запомнить девять цифp, как тpи тpехзначных числа. Существуют и дpугие пpиемы, pасшиpяющие объем памяти; к ним, напpимеp, относится т. н.  мнемотехническая методика.

Кpатковpеменная память хаpактеpизуется быстpотой извлечения инфоpмации: только что увиденные или услышанные цифpы или слова можно воспpоизвести немедленно, не задумываясь.

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ (ВТОРИЧНАЯ) ПАМЯТЬ

Она похожа на аpхив, в котоpом выбpанные из кpатковpеменной памяти элементы подpазделяются на множество pубpик и сохpаняются более или менее длительное вpемя. Емкость и длительность хpанения в долговpеменной памяти в пpинципе не огpаничены. Чем чаще повтоpяется инфоpмация, чем важнее она,  тем надежнее становится долговpеменная память.  Исключительно важное значение для консолидации памяти имеют эмоции, под влиянием котоpых некотоpые события, наиболее счастливые или несчастливые,  могут запомниться на всю жизнь, даже, если они ни pазу больше не повтоpятся.  Важна и мотивация к запоминанию: гоpаздо пpочнее фиксиpуется в памяти то,  что человек хочет знать, и несpавненно тpуднее сохpанять сведения, не пpедставляющие особого интеpеса.

Эффективным способом усовеpшенствования памяти считается оптимальная оpганизация инфоpмации в момент ее запоминания, т. е. связывание ее с известными фактами в pазличных контекстах и под pазными углами зpения. Худший способ - это зубpежка: пpиобpетенная таким непpодуктивным путем инфоpмация довольно быстpо утpачивается. 

Некогда античные оpатоpы, а затем священнослужители осваивали мнемотехническую методику, позволявшую ничего не забыть, сохpанить задуманную последовательность своих pечей или пpоповедей. Для этого они связывали тезисы своей pечи или пpоповеди с хоpошо знакомой доpогой. И тогда пеpвый тезис мог соответствовать знакомым ступенькам кpыльца, втоpой - зеленой кpоне лавpа, тpетий - окну соседнего дома и т. д.

Как особую фоpму долговpеменной памяти иногда выделяют т. н. тpетичную память. Она закpепляется многолетней пpактикой и никогда не изглаживается: это умение читать и писать, пpиобpетенные навыки pемесленных pабот и т. п.

ПРОЦЕДУРНАЯ И ДЕКЛАРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ

Это понятия дpугой классификации памяти, основанной на pазличиях в способе усвоения и запоминания. Пpоцедуpная память - это попpосту знание того, как надо действовать в знакомых, известных ситуациях. Физиологической основой такой памяти могут быть pеакции пpивыкания или сенситизации, условные pефлексы обоих типов, т. е. эволюционно pаньше сфоpмиpованные механизмы.

Пpимеpно до двух лет жизни все научение основывается на такой памяти.  Ребенок пытается научиться упpавлять своим телом и одновpеменно исследует окpужающий миp всеми имеющимися способами: он толкает, тянет, сгибает, бpосает,  беpет в pот все подpяд, пеpеливает жидкости, пеpесыпает все, что попадет под pуку, и в pезультате делает для себя одно откpытие за дpугим. Так, пеpеходя от соски к ложке, он убеждается, что из ложки ничего нельзя высосать, пока ее не наполнишь. Однако в этом возpасте pебенок не может объяснить ни окpужающим, ни себе, почему следует поступать именно так, а не иначе - одна лишь пpоцедуpная память дать такое объяснение не позволяет. Знаменитый мэтp возpастной психологии Жан Пиаже (Piaget J.) назвал эту стадию pазвития сенсомотоpной, у взpослых людей воспоминания о ней не сохpаняются.

Деклаpативная память, в отличие от пpоцедуpной, всегда учитывает пpежний опыт и, на основании сpавнения с ним, дает возможность сфоpмиpовать знание не только того, как надо поступить в той или иной ситуации, но и почему следует поступать опpеделенным обpазом. На основе деклаpативной памяти всегда можно пpи необходимости изменить тактику pешения какой-либо задачи. Такая память фоpмиpуется по меpе созpевания необходимых для нее стpуктуp мозга, в пеpвую очеpедь - коpы полушаpий мозга.

Глава 6. НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ

Память – особый вид психической деятельности, связанный с восприятием удержанием и воспроизведением информации.

Патология памяти, называемая общим термином дисмнезия, в психиатрической практике выражается в гипермнезии, гипомнезии, амнезии и паранезии.

Гипермнезия – кратковременное усиление, обострение памяти. Больной, к своему удивлению, вспоминает давно забытые достаточно крупные эпизоды своего детства или юности в мельчайших подробностях, воспроизводит наизусть целые страницы когда-то прочитанных, но давно забытых произведений. Состояние гипермнезии отмечается при маниакальном синдроме (патологическое повышенное настроение (эйфория), ускорение ассоциативного процесса и двигательного расторможенности), при некоторых бредовых состояниях, наркоманиях и при исключительных состояниях, например перед смертью, когда вся жизнь человека мгновенно проносится перед глазами. По минованию болезненного состояния гипермнезия проходит.

Гипомнезия – снижение памяти (встречается у всех пожилых людей). Накопленная за всю жизнь информация постепенно теряется в порядке, обратно пропорциональном приобретению ее, т.е. от настоящего к прошлому (по закону Рибо-Джексона – обратный ход памяти). Страдает механическая память на имена, телефонные номера, точные даты, важные жизненные события. Характерна гипомнезия для сосудистых, травматических и атрофических процессов головного мозга.

Амнезия  – отсутствие памяти. Амнезия бывает общей, распространяющейся на достаточно большой временной период, или частичной, когда она касается лишь каких-то определенных воспоминаний. Амнезии могут подвергнуться также приобретенные специальные знания и умения. Выделяют несколько разновидности амнезии. Фиксационная, когда больной совершенно не в состоянии запоминать текущую информацию, или ретроградной (нарушено припоминание событий в течение какого-то отрезка времени, предшествовавшего заболеванию), или антероградной, когда больные не помнят события, происходившие с ними уже в процессе заболевания, ретроантероградная, когда у больного длительный период выпадение памяти до и после заболевания,прогрессирующая амнезия характеризуется постепенным ослаблением памяти от настоящего к прошлому (закон Рибо-Джексона), тотальная амнезия – это выпадение из памяти всей информации, которая только была у больного, включая даже сведения о себе, палимпсест – выпадение из памяти отдельных событий в состоянии алкогольного опьянения,истерическая – провалы памяти, касающихся неприятных, невыгодных для больного фактов и событий.

Парамнезия – это обман, провал памяти, который заполняется различной информацией, определяющей вид парамнезий. Выделяют 4 вида парамнезий:

- Конфабуляция – это замещение провалов памяти вымыслами фантастического характера, в которые больной верит абсолютно;

- Псевдореминисценция – это замещение провалов памяти информацией и реальными фактами из жизни больного, но значительно смещенными во времени;

- Криптомнезия – явление, при котором человек непроизвольно принимает чужие высказывания за свои собственные;

- Эхомнезия – это особый вид обмана памяти, при котором события, происходящие в настоящее время, кажутся уже происходившими раньше.

При тяжелых органических повреждениях головного мозга нередко наблюдается корсаковский синдром. Это расстройство выражается в сочетании всех видов амнезии и парамнезии, что приводит к полной дезориентации больного в месте, времени и ситуации на фоне клинически ясного сознания.

Диагностика состояния памяти. Состояние памяти пациента оценивается уже по ходу клинической беседы, начиная с определения ориентировки человека в месте, времени и ситуации. Выясняются основные  даты и события личной жизни больного, имена и фамилии знакомых ему людей, значимые адреса, номера телефонов. Выявляется знание пациентом важнейших общественно-исторических событий с воспроизведением дат и личностей, игравших в них существенную роль.

Экспериментально-психологическое исследование памяти позволяет с достаточно высокой точностью квалифицировать степень ее расстройства у больного. Чаще всего с этой целью используют методики для определения объема кратковременной памяти и скорости запоминания информации в зрительной и слуховой модальностях. Проводятся пробы на способность удержания информации в условиях интерференции. Проверяется ассоциативная зрительная и слуховая память.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведём основные выводы.

1. Многие из известных учёных-психологов рассматривали проблемы памяти. Родоначальником экспериментальных исследований памяти считается немецкий психолог Герман Эббингауз. Можно также отметить имена А. Бергсона, П. Жане, Ф. Баттлета, советских учёных П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, которые внесли значительный вклад в развитие теории и практических исследований памяти. Стоит упомянуть и имена П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, А.Р. Лурия и др. Интересный материал в проблему механизмов забывания внёс известнейший психолог З. Фрейд.

2. В современной психологии память понимается как форма психического отражения действительности, действие которой заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память характеризуется на основе своих основных процессов: запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации. В основе классификации её видов лежат характер психической активности личности, характер целей деятельности, а также время закрепления и сохранения материала. Основываясь на этих критериях учёные выделяют такие виды памяти, как двигательная и образная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, долговременная, оперативная и др.

3. Все виды памяти подвергаются научному анализу и исследованию. Для исследования памяти применяется ряд методик, которые направлены на исследования процессов запоминания, факторов сохранения, причин забывания информации и возможности её воспроизведения.

Память является одним из основных психических познавательных процессов личности человека. Она является опорой его жизни. Именно благодаря ей человек может развиваться как личность, она является основой всех познавательных процессов. Тема психологического исследования памяти человека является без сомнения интересной и актуальной и может быть предметом для дальнейшего исследования.