Каталог

Помощь

Корзина

Проблема мышления в психологии

Оригинальный документ?

Содержание


Введение3

1. История представления о мышлении4

2. Современное понимание мышления12

3. Диагностика мышления (v, производительность)19

Заключение25

Список использованной литературы26


Введение

Проблема мышления является одной из центральных проблем психологии. Л.С. Выготский отмечал, что «можно, не боясь впасть в ошибку и преувеличение, положительно утверждать, что ни один психологический вопрос не является столь критическим и центральным по методологическому значению для всей системы психологии, как именно вопрос об интеллекте» (Выготский, 1981).

Прояснение вопроса о предмете психологии мышления предполагает рассмотрение ряда аспектов этой проблемы. Во-первых, изучение истории разработки ключевых проблем психологии мышления и формирования ее понятийного аппарата; во-вторых, проведение сравнительного анализа исследования мышления в психологии и других науках; в-третьих, выявление особенностей понимания мышления в разных психологических школах и направлениях.

Мышление - процесс производства идей. В зависимости от исходного материала и логики мышления мы можем получить ту или иную глубину его переработки, и, соответственно, то или иное качество идеи, то или иное количество истины [1].

Мышление есть свойство коллективного поведения людей, как, скажем, вязкость есть свойство коллективного поведения молекул жидкости.

Мышление человека происходит посредством репрезентаций, каждое из которых выражается словом или несколькими словами, включающими существенные свойства класса объектов или представлений, которые можно определить как понятия. Собственно эти репрезентации (понятия) являются элементами мышления, различные их сочетания дают возможность переходить от одних мыслей к другим, т.е. протекать процессу мышления в различных его формах.

Любое понятие характеризуется содержанием (совокупностью существенных признаков данного понятия) и объемом (количеством объектов с общими существенными признаками) [6].


1. История представлении о мышлении

Мышление — высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия.

Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры.

Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей [3].

Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества.

Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира [1].

Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин — логики, гносеологии, диалектики.

Мышление является источником и основным орудием подлинно человеческого бытия.

Освобождая человека от давления слепых инстинктов и от необходимости непосредственных реакций на давление внешней среды, мышление выступает и как путь к свободе, и как сама свобода, доступная всем и неотъемлемая ни при каких условиях.

2. Современное понимание мышления

Современный интерес к мышлению не стремится охватить феномен мышления целиком и ограничивается лишь его прикладным аспектом. Казалось бы, о способности человека к мышлению сказано настолько много, что добавить что–либо сложно. Но если задаться вопросом о том, в каком аспекте мышление вызывает интерес, то получится, что вопросы вокруг проблемы мышления в основном связаны с пользой, которую мы получаем от того, что обладаем такой способностью.

Мышление возникает как процесс, включенный в жизнедеятельность, развиваясь, оно превращается в относительно самостоятельную деятельность, имеющую свои мотивы, цели, способы. С помощью мышления обеспечивается один из уровней психического отражения, включающий как осознанный, так и неосознанный компоненты, само мышление как деятельность регулируется этими отражениями. Деятельность всегда развертывается во времени, она процессуальна, поэтому нельзя противопоставлять характеристики психического как процесса и как деятельности. Продукты мышления входят в то интегральное образование, которое А. Н. Леонтьев назвал «образом мира», и вместе с тем составляют качественно своеобразный его компонент. Мышление включено в общение, оно составляет необходимый компонент воздействия на другого человека, актов коммуникации, включено в процессы межличностного познания. Мышление может принимать форму совместной деятельности. На определенном этапе развития человек способен к мысленному общению («проигрыванию» своих взаимодействий с другими людьми в умственном плане). Мышление — необходимый компонент рефлексии личности и само становится объектом этой рефлексии. Разработка проблем психологии мышления в структуре основных отраслей психологической науки (дифференциальная психология, психофизиология, психология труда, управления, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская психология) требует специального анализа [10].

Список использованной литературы

1. Гальперин П.Я. Введение в психологию - М., 2000

2. Дорофеев, Д. Ю. Блуждания философа в берете

3. Крайг. Психология развития. – Питер, 2000

4. Маслов А.С. Психологические процессы – М., 1994

5. Михалева Е.Ю. Начало мышления или мышление начала? (О возможности различения двух типов начала в философии Хайдеггера) Вестник Самарской Гуманитарной академии. Серия “Философия. Филология.”-2007.- №2 стр.57-62

6. Немов Общая психология. В 3 т. – Т.3. – М., 1991

7. Рыклин, М. Метаморфозы великих гномов // Топос. Литературно–философский журнал (12/09/05).

8. Сафрански, Р. Хайдеггер: германский мастер и его время / пер. с нем. Т. А. Баскаковой при участии В. А. Брун–Цехового ; вступ. ст. В. В. Бибихина. 2–е изд. М. : Молодая гвардия, 2005. С. 19.

9. Ставцева, О. И. Очерк хайдеггеровской философии // Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / отв. ред. М. Я. Корнеев, Е. А. Торчинов. 2–е изд. СПб. : Санкт–Петербургское философское общество, 2001. С. 29.

10. Тихомиров О. К. Психология мышления 1982.

11. Хайдеггер, М. Что значит мыслить? // Разговор на проселочной дороге / М. Хайдеггер ; пер. А. С. Солодовникова. М., 1991. С. 134.

12. Хайдеггер, М. О сущности истины // Разговор на проселочной дороге / М. Хайдеггер ; пер. А. С. Солодовникова. М., 1991. С. 45.


13. Vorlesungen 1923–1944 Holderlins Hymnen «Germanien» und «der Rhein» // BAND 39. Freiburger Vorlesung Winterserhefeter 1923V35 herausgegeben von Susanne Ziegler 2., durchgesehene Auflage 1989, © Vittorio Klostermann • Frankfurt am Main • 1980, Satz und Druck: Limburger Vereinsdruckerei GmbH, S. 9 – перевод автора.

14. Vorlesungen 1923–1944 Hцlderlins Hymnen «Germanien» und «der Rhein» // BAND 39. Freiburger Vorlesung Winterserhefeter 1923V35 herausgegeben von Susanne Ziegler2., durchgesehene Auflage 1989, © Vittorio Klostermann • Frankfurt am Main • 1980, Satz und Druck: Limburger Vereinsdruckerei GmbH, S. 10. – перевод автора.