Каталог

Помощь

Корзина

Психосоматические заболевания: причины и прогноз

Оригинальный документ?

Содержание


Введение3

1. Понятие психосоматических заболеваний5

2. Тревожность и ее влияние на заболеваемость школьников12

3. Физиологические механизмы19

Заключение22

Список использованной литературы24


Введение

Психосоматика (психосоматические заболевания) — направление в психиатрии, медицинской психологии и психотерапии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний (бронхиальной астмы, гипертонической болезни, язвенной болезни 12-перстной кишки, язвенного колита, нейродермита, неспецифического хронического полиартрита).

Психологические факторы играют роль и при других заболеваниях: мигренях, эндокринных расстройствах, злокачественных новообразованиях. Однако следует различать истинные психосоматозы, возникновение которых определяется психическими факторами и лечение которых должно быть направлено прежде всего на их устранение и коррекцию (психотерапия и психофармакология), и остальные заболевания, включая инфекционные, на динамику которых психические и поведенческие факторы оказывают существенное воздействие, меняя неспецифическую резистентность организма, которые при этом не являются первопричиной их возникновения [21].

Психосоматические заболевания - это результат деятельности ума, и в некоторых случаях ум человека в прямом смысле слова становится причиной заболевания или заставляет человека подавлять симптомы заболеваний определенного типа, даже таких как паралич. Психонейроиммунология - это медицинская и психологическая наука, занимающаяся изучением влияния ума на тело.

Психосоматические заболевания демонстрируют могущество ума, а их изучение важно для нас, если мы хотим понять природу депрессии.

Просто изучая процесс мышления, появления ощущений и возникновения желаний, мы понимаем, как мысли приводят к действиям. Если постоянно культивировать в уме определенные мысли, они, в конечном счете, проявятся в словах, а затем и в действиях.

Кроме того, на состояние ума также воздействует ощущение ненужности и безразличия. А если точнее, то ум активизирует передатчики нервного импульса, которые, в свою очередь, посылают импульсы по всему телу и, как результат, атакуют клетки и органы тела [8].

Многие заболевания, по сути, развиваются из-за частых атак ума на клетки и органы тела. Вот такой силой обладает ум.

И наоборот, если человек чувствует заботу и любовь, его физическая и психическая иммунная системы укрепляются. Любовь в прямом смысле исцеляет, защищает и продляет жизнь, а ее недостаток - уничтожает человека.

Актуальность данной темы определяется высокой социальной значимостью рассматриваемой нами проблемы, быстрым темпом ее широкого распространения в популяции, а также необходимостью проведения новых фундаментальных исследований в этой области.

Цель данной работы – ознакомление с психосоматическими заболеваниями, их причины и прогноз.

Объектом работы является литература, посвященная психосоматическим заболеваниям у школьников.

Исходя из указанной цели, можно выделить следующие задачи исследования:

- совершить обзор медицинской и психологической литературы, посвященной психосоматическим заболеваниям;

- на основе изученных данных определить возникновение и протекание психосоматических заболеваний;

- рассмотреть физиологические механизмы.

Личность можно представить в виде трихотомической структуры. Тело (сома) – то, что мы являем собой в пространстве. Душа – интеллект, чувства (эмоции), воля, внимание, память; душевное здоровье есть сфера деятельности психиатра. Дух – мировоззрение, нравственно-этические принципы, установки, определяющие поведение человека; формирование духа происходит под влиянием социума [21].

Все едино и взаимосвязано. Условно можно предположить наличие психосоматического континуума, на одном полюсе находятся психические заболевания, на другом соматические, между ними – психосоматические, с различным удельным весом психических и соматических компонентов в происхождении конкретного страдания (рис. 1) [25]


Рисунок 1 - Психосоматический континуум

Рисунок 1 - Психосоматический континуум

Существование такого континуума объясняет наличие двух противоположных точек зрения на пусковой момент развития психосоматической патологии: терапевтическая модель – соматоцентрическая парадигма патогенеза (основа заболевания – латентные или субклинические формы патологии внутренних органов), психиатрическая модель – психоцентрическая парадигма (основа – психические заболевания, а соматические симптомы есть эквивалент или составная часть психопатологических симптомов) [18].

Практически при любом психосоматическом заболевании задействованы в разной степени не только психическая и соматическая сферы, но и вегетативная нервная, эндокринная, иммунная системы [3].

Список использованной литературы

1. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 2. С. 102-113.

2. Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991.

3. Арушанян Э.Б., Бейер Э.В. Взаимосвязь психоэмоционального состояния и иммунной системы// Успехи физиологических наук. – 2004. – Т. 35. - №4. – С. 49-64.

4. Астапов, В. М. Тревожность. - М.: ПЕР СЭ, 2001.

5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.

6. Берне Р. Развитие концепции и воспитание. М: Прогресс, 1986.

7. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М.: Учебно-методический коллектор "Психология", 2000.

8. Бхакти Е.С. «Причины дипрессии»

9. Былкина Н.Д., 1997

10. Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты // Об¬щая психология. Тексты / Под ред. В.В. Петухова. М: Генезис, 2002. Т. 2. Кн. 1. С. 501-542.

11. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии / Под ред. В.Ю. Большакова, В.Н. Дружинина. СПб.: Речь, 2001.

12. Гроф С., 1997

13. Журнал «Альтернативная медицина» Психосоматические заболевания

14. Захаржевский В.Б., 1993

15. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: Издательство Московского университета, 1980

16. Институт психотерапии и Клинической психологии. «Стресс как причины заболевания» 2008 г.

17. Кемпински А. 1998, с. 75

18. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: новейший справочник. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2003. – 928 с.

19. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт - Воронеж: Изд-во НПО "МО ДЕК", 2000.

20. Простомолотов В.Ф. Комплексная психотерапия соматоформных расстройств. – М.: Триада-фарм, 2002. – 304 с.

21. Психосоматика, 2004 г. Малкина – Пых И.Г.

22. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Под ред. О.В. Овчинниковой. М., 1979.

23. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. Тернополь: Обрий, 2004.

24. Сидоров К.Р. «Триада риска» и ее связь с состоянием психосоматического здоровья в юности» Психологический журнал. №6. – 2006.

25. Смулевич А.Б., Сыркин А.Л., Рапопорт С.И. и др. Органные неврозы как психосоматическая проблема // Ж. неврологии и психиатрии. – 2000. – Т. 80. - №12. – С. 4-12.

26. Тополянский В.Д., Струковская М.В., 1986

27. Уилбер К., 1998

28. Хитров Н.К., Салтыков А.Б. Психосоматическая и психическая патология как необходимые и взаимосвязанные части общей патологии человека// Патологическая физиология и экспериментальная терапия. – 2003. - №3. –С. 2-8.

29. Шапиро Б.Ю. «Подходы к реабилитации пациентов с психосоматическими заболеваниями» Практическая психология. 2007.

30. Barsky A., 1992