Каталог

Помощь

Корзина

Порядок расследования причин аварий, учет и меры по их предупреждению, ликвидации последствий в нефтедобыче и бурении скважин. Лекция 13

Оригинальный документ?

Лекция № 13

Тема: Порядок расследования причин аварий, учет и меры по их предупреждению, ликвидации последствий в нефтедобыче и

бурении скважин

3 часа  - лекции

 

План лекции:

 

1.   Анализ аварий,  возникающих  на объектах нефтедобычи,  бурение  и  их последствия:

1.1. Основные причины в НГДП и бурении;

1.2. Факторы, влияющие на возникновение аварий;

2. Общие положения по расследованию причин аварий и несчастных случаев;

3. Порядок технического расследования причин аварий:

3.1. Порядок расследования и учета аварий в нефтегазодобыче;

3.2. Порядок расследования и учет аварий в бурении;

3.3.  Общий порядок и документация при оформлении материалов технического расследования аварий;

3.4. Примерный перечень видов аварий в НГДП и при геологоразведочных работах;

4.   Ответственность должностных  лиц за допущение  аварий  и  загрязнение окружающей среды.

5. Заключение.


1. Анализ аварий,  возникающих  на объектах нефтедобычи,  бурение  и  их последствия.

 

1.1. Основные причины в НГДП и бурении

Оборудование и установки, эксплуатирующиеся на нефтегазопромысловых объектах и бурении не могут работать неограниченно долгое время. В процессе их эксплуатации происходит изменение работоспособности механизмов, вызванное износом или разрушением деталей, которое может привести к аварии — неожиданному выходу из строя оборудования, машины, их повреждению, нарушению установленного режима работы установки, объекта, буровой установки и появлению аварийной, опасной для жизни и здоровья людей ситуации и аварийной ситуации на предприятии.

Авария - возникает вследствие существенных неисправностей, расстройств, помех, нарушения установленного режима работы машин и механизмов, нарушения герметичности сосудов, труб и арматуры, несоблюдения правил эксплуатации оборудования, влияния стихийных явлений, отрицательного воздействия окружающей среды. Авария вызывает нарушение производственного процесса, порчу или потери продукции, создает потенциальную опасность для здоровья и жизни человека; требует для ликвидации его последствий дополнительных материальных средств и затрат труда.

Виды аварий нефтегазопромыслового оборудования различны и зависят от типа оборудования, нормативных требований, регламентирующих качество конструктивных решений и изготовления, культуры транспортировки .и хранения, условий эксплуатации.

Так, типичные аварии газомоторных компрессоров — это взрывы газовоздушной смеси и заклинивание поршней в цилиндре, аварии при бурении прихваты бурильной колонны и поглощение раствора ГНВП.

При эксплуатации центробежных компрессорных установок распространенные - это аварии, связанные с радиальной вибрацией машин, отказом перепускных и регулирующих клапанов на линии сбора конденсата, большой молекулярной массой газа, попаданием в компримируемый газ жидкостей (нефти, конденсата, воды) при плохой их сепарации или залповых выбросах жидкости из сепараторов I ступени сепарации.

Аварии нефтегазопромыслового оборудования влекут за собой много прямых (при возникновении аварии) и косвенных (при ликвидации аварии) несчастных случаев, причем каждый вид производства имеет свои потенциально опасные виды аварий, соответствующие имеющейся надежности и безопасности применяемой технологии и техники. Например, в добыче нефти и газа потенциальную опасность представляют разрушение деталей оборудования и сооружений, а при сборе, подготовке и транспортировке нефти и газа — пожары, загорания и взрывы, розливы нефти.

При возникновении аварий обслуживающий персонал подвергается воздействию взрывной волны, высокой температуры, пламени, падающих сверху или отлетающих в сторону осколков или деталей, прорвавшейся струи жидкости, пара или газа.

Ремонтно-восстановительные работы после аварий сводятся к демонтажу аварийных узлов оборудования и их замене, а% иногда монтажу нового оборудования. Эти работы занимают очень много времени, и экономические последствия таких аварий исчисляются тысячами рублей прямых затрат (неамортизированная часть стоимости аварийного оборудования, затраты труда на демонтаж, монтаж и транспортные расходы).

Простой скважин или других нефтепромысловых объектов наносит значительный ущерб предприятию (уменьшается добыча нефти и газа). 

С целью ликвидации таких перебоев в процессе разработки месторождения и для быстрого ремонта вышедшего из строя оборудования предприятия вынуждены иметь запас оборудования и создавать мощную ремонтную базу, численность  рабочих  и  ИТР  на которой  намного  превышает численность рабочих и ИТР, занятых в основных технологических процессах.

Таким образом, основные причины аварий можно разделить на технические, технологические, геологические, природные бедствия и человеческий фактор, зависящий от профессионализма и опыта обслуживающего персонала. Остановимся подробнее на этих факторах.

 

1.2. Факторы, влияющие на возникновение аварий

 

Состояние, срок службы и надежность нефтепромыслового, как и любого другого оборудования, зависят в основном от условий эксплуатации которые определяются природными, социальными и производственными факторами. Успех мероприятий по устранению или нейтрализации этих факторов зависит от правильного учета того, что влияние одних факторов можно в некоторой степени нейтрализовать, например, оградить оборудование и обслуживающий персонал от их  воздействия. Влияние          же других факторов можно, не только нейтрализовать, но и устранять в зависимости от социального, научного и технического уровня развития нефтяных предприятий.

К первым относятся природные факторы, которые действуют помимо воли человека, а ко вторым - факторы, являющиеся следствием его производственной деятельности.

К природным относятся геологические, географические и физиологические факторы.

    Геологические факторы характеризуются глубиной залегания нефтяного пласта, структурой вышележащих пластов, давлением и температурой продуктивных и вышележащих пластов, а также вязкостью и химическим составом пластовых флюидов (нефти, воды и газа).

    Географические          факторы          характеризуются          климатическими особенностями   и сезонными изменениями климата региона, такими как чрезвычайно высокая или низкая температура воздуха, осадки, ветер, а также ландшафтом на территории нефтяных месторождений.

    К физиологическим факторам относятся ограниченные возможности человеческого организма при взаимодействии его со средствами производства и окружающей средой, такие как утомляемость, ограниченность зрения, слуха и обоняния, недостаточная сопротивляемость к перепадам температуры воздуха и т.п.

    К производственным относятся факторы, связанные со спецификой производства: технологические параметры, характеристика оборудования, свойства рабочей среды и химреагентов, параметры рабочей среды и носителей энергии, организация технического обслуживания оборудования.

    К социальным относятся факторы, связанные с социальной культурой общества, — это уровень жизни, образования и квалификации рабочих.

Производственный процесс осуществляют в целом люди с помощью орудий труда. При разработке нефтяных месторождений обслуживающий персонал получает готовые к эксплуатации производственные объекты, которые построены и смонтированы по проектной документации, составленной на основании нормативных документов с учетом местных (природных) условий их эксплуатации. 

При проектировании разработки месторождения выбирают наиболее оптимальные варианты технологического процесса, производственное оборудование, необходимое для обеспечения заданного темпа добычи нефти, газа. При этом исходят в первую очередь из предположения  так называемой нормативной эксплуатации запроектированных производственных объектов посредством специально подготовленных работников и специально сконструированного оборудования. При проектировании разработки нефтяных месторождений предполагается также, что технологический процесс будет осуществляться непрерывно. Это может быть подтверждено в том случае, если оборудование, технологические линии и средства автоматики будут функционировать безотказно, а люди, обслуживающие их, не будут подвергнуты воздействию опасных производственных факторов. Но на практике не всегда удается бесперебойно проводить запроектированный технологический процесс. Перебои в производстве в первую очередь возникают из-за несоответствия техники и технологии условиям применения.

 

 

2. Общие положения по расследованию причин аварий и несчастных случаев.

 

При авариях в нефтедобыче, бурении, произошедших по техническим причинам,  а также  по  категорииным  авариям,  связанными  с  несчастными случаями эксплуатационного персонала создаются специальные комиссии.

По объектам, подотчетным Росгортехнадзор по категорийным авариям создаются комиссий с участием их представителей, а по некатегорийным незначительным авариям и объектам, неподнадзорным Росгортехнадзору-комиссиями во главе с руководителем самого предприятия с привлечением экспертов, технических специалистов и представителей надзорных органов в зависимости от классификации аварии на производственных объектах нефтедобычи и бурения.

О каждом случае аварии немедленно сообщается руководству своего предприятия, вышестоящему органу, в случае необходимости в органы местного Росгортехнадзора России.

До начала расследования комиссии владельцы объекта обязаны обеспечить сохранность всей обстановки после аварии или несчастного случая, если это не угрожает жизни людей и не нарушает порядка работы объекта.

Расследование аварий и несчастных случаев должно проводиться в соответствии с «Инструкцией по расследованию аварий, не повлекших за собой несчастных  случаев на подконтрольных  Росгортехнадзору  России предприятиях и объектах» и «Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев и аварий на неподконтрольных Росгортехнадзору России  объектах  и предприятиях нефтедобычи».  

 

3. Порядок технического расследования причин аварий

 

3.1. Порядок расследования и учета аварий в нефтегазодобыче

1. Техническое расследование аварии направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, разработку мер по устранению ее последствий и мероприятий для предупреждения аналогичных аварий на данном и других опасных производственных объектах.

2. Техническое расследование причин аварии производится специальной комиссией, возглавляемой представителем территориального органа Госгортехнадзора России. В состав комиссии включаются по согласованию представители: соответствующих федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, либо их территориальных органов, субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект, организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, вышестоящего (щей) органа (организации) (при наличии таковых), территориального объединения профсоюзов, страховых компаний (обществ) и других представителей в соответствии с действующим законодательством. Комиссия назначается приказом по территориальному органу Госгортехнадзора России. В зависимости от конкретных обстоятельств (характера и возможных последствий аварии) специальная комиссия может быть создана по решению Госгортехнадзора России во главе с его представителем.

3.  В соответствии со статьей 12 Федерального Закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Президент Российской Федерации   или   Правительство   Российской   Федерации   могут   принимать решение     о     создании     государственной     комиссии     по     техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии.

4.   Комиссия по техническому расследованию причин аварии должна незамедлительно приступить к работе и в течение 10-ти дней составить акт расследования по форме и другие необходимые документы и материалы.

Акт расследования подписывается всеми членами комиссии. Срок расследования может быть увеличен органом, назначившим комиссию в зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз.

5.    Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации или их специалистов-экспертов и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования, страхования и в других областях.

6. Для проведения экспертизы причин и характера разрушений сооружений и (или) технических устройств решением комиссии по техническому расследованию аварии могут образовываться экспертные комиссии. Заключения экспертных комиссий представляются комиссии по расследованию аварии и прилагаются в качестве материалов расследования. 7. В ходе расследования комиссия:

    производит осмотр, фотографирование, в необходимых случаях видеосъемки, составляет схемы и эскизы места аварии и составляет протокол осмотра места аварии;

    взаимодействует со спасательными подразделениями;

    опрашивает очевидцев аварии, получает письменные объяснения от должностных лиц;

    выясняет обстоятельства предшествующие аварии, устанавливает причины их возникновения;

    выясняет     характер     нарушения     технологических     процессов, условий эксплуатации оборудования;

    выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности;

    проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;

    проверяет качество принятых проектных решений;

    проверяет     соответствие     области     применения оборудования;

    проверяет наличие и исправность средств защиты;

    проверяет квалификацию обслуживающего персонала;

    устанавливает причины аварии и сценарий ее развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертного заключения и результатов осмотра места аварии и проведенной проверки;

    определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности и лиц, допустивших эти нарушения;

    предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;

    определяет размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей природной среде.

8. Расчет экономического ущерба от аварии осуществляется организацией, на объекте которой произошла авария, по методикам, утвержденным в установленном порядке. Документ об экономических последствиях аварии подписывается руководителем организации, проводившей расчет.

9.    Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.

10.     Расследование причин несчастных случаев, происшедших в результате    аварии,    проводится    в    соответствии    с    "Положением    о расследовании и учете несчастных случаев на производстве", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 года N 279 (Российская газета N 59, 1999 г.).

11. Причины несчастных случаев, происшедших с третьими лицами, не связанными трудовыми отношениями с организацией, на которой произошла авария, не подпадающими под действие Положения "О порядке расследования несчастных случаев на производстве", устанавливаются при расследовании причин аварии, вызвавшей несчастные случаи.

 

3.2. Порядок расследования и учет аварий в бурении

 

Порядок расследования и учета аварий регламентируется «Инструкцией по классификации, расследованию и учету аварий при бурении скважин на нефть и газ».

Все возникающие аварии должны расследоваться в течение 72 ч с момента возникновения.

Аварии расследуются назначенной приказом буровой организацией постоянно действующей комиссией.

Для участия в расследовании аварии могут быть приглашены сотрудники научно-исследовательских организаций, заводов-изготовителей и других организаций.

Комиссия обязана: установить организационные и технические причины, вызвавшие аварию, и выявить конкретных виновников; наметить необходимые мероприятия по предупреждению подобных аварий в дальнейшем; составить и подписать акт об аварии в трех экземплярах по установленной форме.

Главный инженер ОАО обязан:

1.  изучить обстоятельства, приведшие к возникновению аварии, и наметить меры по ее ликвидации;

2. рассмотреть  и  утвердить  в  течение  3   сут  «Акт  об  аварии»  и  дать заключение о рекомендуемых комиссией предложениях для предупреж­дения  подобных  аварий  и  мерах  воздействия  к  виновникам  данной аварии. Один   экземпляр   акта   об   аварии   направляется   в   объединение;   второй экземпляр при необходимости направляется в научно-исследовательскую или проектную организацию, а третий — остается в делопроизводстве буровой организации.

В случае возникновения аварии в результате поставки некачественных оборудования, инструмента и материалов буровая организация обязана предъявить рекламацию заводу-изготовителю в соответствии с действующими положениями и в установленные сроки.

По каждой аварии техническая служба под руководством главного инженера буровой организации принимает меры, обеспечивающие ликвидацию ее в кратчайшие сроки, для чего: составляется план работ по ликвидации аварии с указанием сроков и ответственных исполнителей; назначается ответственный за выполнение плана работы; осуществляется контроль за ликвидацией аварии и необходимая помощь РИТС и ПДС в выполнении намеченного плана работ.

Общее руководство и ответственность за своевременное принятие мер по ликвидации аварии возлагается на главного (старшего) инженера буровой организации.

Ответственный за выполнение плана работ по ликвидации аварии обязан организовать его осуществление в строгом соответствии с планом, требованиями- техники безопасности и единых технических правил на бурение нефтяных и газовых скважин.

Все изменения в плане работ должны быть согласованы с главным инженером организации.

Если по плану, составленному буровой организацией, авария не ликвидирована в течение  10 суток, то дальнейший план работ ее ликвидации составляется объединением, а при продолжительности свыше 30 суток объ­единение представляет график ликвидации аварии в соответствующее управление министерства и ежемесячно сообщает туда о ходе работ по ликвидации аварии.

Все распоряжения по ликвидации аварий или изменению плана работы передаются лицу, ответственному за их выполнение, в письменном виде.

При работах в отдаленных районах допускается передача распоряжений по телефону или радио, но с обязательным последующим направлением письменного подтверждения.

Все аварии буровая организация регистрирует в журнале учета аварий в течение 24 ч со времени их возникновения. Регистрация аварий, учет, ведение и хранение документации по ним возлагаются на одного из инженерно-технических работников, назначаемого приказом по буровой организации. Правильное заполнение журнала учета аварий контролирует главный инженер буровой организации. Бухгалтерия подсчитывает суммарные затраты на ликвидацию аварий.

Плановый отдел буровой организации учитывает время работы, не­посредственно затраченное на ликвидацию аварий, время простоев, вызванных ожиданием средств для ведения аварийных работ, а также другими причинами, с момента возникновения аварии до конца ее ликвидации.

После ликвидации аварии на скважине (в течение 24 ч с момента ее ликвидации) составляется «Акт о ликвидации аварии», который направляется в организацию, куда ранее направлялся «Акт об аварии».

Для правильной организации работ по предупреждению аварий на каждой буровой, время строительства которой превышает 1 месяц должна быть составлена «Профилактическая карта по безаварийному ведению работ». Проверка выполнения рекомендаций карты осуществляется ежемесячно.

Чтобы повысить знания буровых бригад и инженерно-технических работников и ознакомить их с состоянием аварийности в буровых организациях, с приказами и постановлениями вышестоящих организаций, с мероприятиями по предупреждению аварий, с новой техникой и технологией для их ликвидации, объединения должны организовывать постоянное обучение кадров. К обучению необходимо привлекать инструкторские бригады НИС и сотрудников местных НИИ. Ответственность за проведение технического обучения возлагается па начальника технологического отдела буровой организации.

 

3.3. Общий порядок и документация при оформлении материалов технического расследования аварий.

 

1. Материалы расследования должны включать:

    приказ о назначении комиссии для расследования причин аварии;

    акт технического расследования аварии по форме, к которому прилагаются:

    протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами;

    распоряжение председателя о назначении экспертной комиссии (если в этом есть необходимость) и другие распоряжения, издаваемые комиссией по расследованию аварий;

    заключение экспертной комиссии об обстоятельствах и причинах аварии с необходимыми расчетами, графическим материалом и т.п.;

    докладную записку Военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ), газоспасательных служб (ГСС), противофонтанных военизированных частей (ПФВЧ) и служб предприятия о ходе ликвидации аварии, если они принимали в ней участие;

    протоколы опроса и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности;

    справки об обученности и проведении инструктажа по технике безопасности и проверке знаний производственного персонала;

    справки о размере причиненного вреда;

    форму учета и анализа аварий ;

    другие материалы, характеризующие аварию, в том числе о лицах, пострадавших от аварии.

2.   Организация не позднее трех дней после окончания расследования рассылает материалы расследования аварий Госгортехнадзору России и его территориальному органу, производившему расследование, соответствующим органам. (организациям), представители которых принимали участие в расследовании причин аварии, территориальному объединению профсоюзов, органам прокуратуры по месту нахождения организации, НТЦ «Промышленная безопасность» Госгортехнадзора России;

3.  По результатам расследования аварии руководитель организации издает приказ, предусматривающий осуществление соответствующих мер по устранению причин и последствий аварии и обеспечению безаварийной и стабильной эксплуатации производства, а также по привлечению к ответственности лиц допустивших нарушения правил безопасности.

4.   Руководитель организации представляет письменную информацию о выполнении мероприятий предложенных комиссией по расследованию аварии, организациям, представители которых участвовали в расследовании. Информация представляется в течение десяти дней по окончанию сроков выполнения мероприятий, предложенных комиссией по расследованию аварии.

 

3.4. Примерный перечень видов аварий в НГДП и при геологоразведочных работах.

 

1.   неконтролируемые     выбросы     нефти     и     газа     при     строительстве, эксплуатации и ремонте скважин (открытые фонтаны);

2.   полное или частичное разрушение и (или) падение буровых вышек (мачт) и их частей;

3.   полное    или    частичное    разрушение    и    (или)    падение    морских стационарных платформ в процессе строительства и эксплуатации;

4.   полное или частичное разрушение, гибель плавучих буровых установок в процессе эксплуатации;

5.   аварийный   уход   плавучих   буровых   установок    с   точки   бурения, сопровождающийся разрушением устья скважин;

6.   падение талевой системы на буровых установках, агрегатах для ремонта скважин;

7.   взрывы и пожары на всех подконтрольных объектах;

8.   полное или частичное разрушение объектов добычи и подготовки нефти и газа;

9. внутрипромысловых трубопроводов, сопровождающееся или приведшее к разливу (утечке) нефти в объеме 10 и более кубометров или утечкой природного (попутного) газа в объеме 10 тысяч и более кубометров;

10. разрушение зданий и сооружений вследствие нарушения технологии производства взрывных работ;

11.    взрывы или пожары на складах, в местах хранения взрывчатых материалов (ВМ) и транспортных средств, перевозящих ВМ;

12.     несанкционированные взрывы на скважинах при проведении прострелочно-взрывных и сейсморазведочных работ, а также в геологоразведочных горных выработках.

См   Приложение   1.   Акт   технического   расследования   причин   аварий-образец.


Приложение 1

к Положению о порядке

технического расследования

причин аварий на опасных

производственных объектах

АКТ

технического         расследования         причин        аварии,

происшедшей

«_____»__________2002 г.

1. Название организации, ее организационно-правовая форма, форма собственности и адрес:

2.  Состав комиссии: Председатель:

(должность, инициалы, должность)

Члены комиссии:______________________________________________

(фамилия, инициалы, должность)

3.  Характеристика организации (объекта, участка) и места аварии.

В этом разделе наряду с данными о времени ввода опасного производственного объекта в эксплуатацию, его местоположении необходимо показать проектные данные и фактическое вы­полнение проекта; дать заключение о состоянии опасного производственного объекта перед ава­рией; режим работы объекта (оборудования) до аварии (утвержденный, фактический, проектный); указать, были ли ранее на данном участке (объекте) аналогичные аварии; отразить, как соблюдались лицензионные требования и условия, положения декларации безопасности.

4.  Квалификация обслуживающего персонала специалистов, ответственных лиц, причастных к аварии (где и когда проходил обучение и инструктаж по технике безопасности, проверку знаний в квалификационной комиссии).

5.  Обстоятельства аварии.

Дается описание обстоятельств аварии и сценарий ее развития, информация о пострадавших, указывают какие факторы привели к аварийной ситуации и ее последствиям.

Как протекал технологический процесс и процесс труда, описать действия обслуживающего персонала и должностных лиц. Изложить последовательность событий.

6.  Технические и организационные причины аварии.

На основании изучения технической документации осмотра мест аварии, опроса очевидцев и должностных лиц, экспертного заключения, комиссия делает выводы о причинах аварии.

7.  Мероприятия по устранению причин аварии.

Изложить меры по ликвидации последствий аварии и предупреждению подобных аварий, сроки выполнения мероприятий по устранению причин аварий.

8.  Заключение о лицах, ответственных за допущенную аварию

В этом разделе указываются лица, ответственные за свои действия или бездействия, которые привели к аварии. Указать, какие требования нормативных документов не выполнены или нару­шены данным лицом, исполнителем работ.

9.  Экономический ущерб от аварии. Расследование проведено и акт составлен:________________________________________________________

число, месяц, год

Приложение: материал расследования на________листах.

Подписи 

Председатель

Члены комиссии


5. Ответственность должностных лиц за допущение аварий и загрязнение окружающей среды.

 

1.  Должностные лица на предприятиях и организациях нефтяной отрасли; инженерно-технические работники; работники проектных и конструкторских институтов, виновные в происшедшей аварии по техническим и технологическим причинам несут личную ответственность независимо от того, привело ли это к аварии и несчастному случаю на производстве. Они отвечают также за нарушения правил безопасности при эксплуатации объекта, допущенные их подчиненными.

2. Выдача должностными лицами указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных нарушать правила безопасности и инструкции, приведших к аварии, самовольное возобновление работ, остановленных органами Госгортехнадзора России, Госгазинспекции или технической инспекцией профсоюзов, а также неприятие мер по устранению нарушений правил и инструкций, которые допускаются рабочими или другими подчиненными им лицами в их присутствии, являются грубейшими нарушениями правил безопасности.

3.   В зависимости от характера этих нарушений и их последствий все указанные лица несут ответственность в дисциплинарном, административном или судебном порядке.

4.    Рабочие несут ответственность за нарушения требований правил безопасности, относящихся к выполняемой работе, или специальных инструкций в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка и Уголовным Кодексом РФ.

5. Ответственность за загрязнение окружающей среды несут непосредственные руководители объектов, на которых произошли аварии или замазученность окружающей среды, как материальные компенсации или уголовную ответственность, если загрязнение привело к несчастным случаям и большому материальному ущербу.

6. Материальную ответственность за загрязнение окружающей среды и большие материальные убытки несут также руководители предприятий, главный инженер и функциональный руководитель подразделения.

 

                                       5. Заключение.

 

Уважаемые коллеги! Мы прошли с вами курс лекций по спецпредиету «ПЛА при добыче нефти».

Основные выводы:

1.   Любая авария не является случайной на производства

2.  Многие аварии можно предупредить или минимизировать её последствия на объектах нефтедобычи.

Для этого необходимо:

1. Проводить систематическую профилактическую работу с оборудованием и ремонтом трубопроводов;

2. Не нарушать технического режима работы объектов;

3. Постоянно повышать знания и профессиональные навыки обслуживающего персонала;

4.  Проводить учения по планам ликвидации  возможных аварий на объектах  нефтедобыче (ДНС, УПН, КНС).

5. В случае возникновения аварий проводить немедленное её расследование и организовать выполнение мероприятий по ликвидации последствий.

6.  Иметь хорошо организованную аварийно-диспечерскую службу с оснащением современными средствами связи и техническими средствами и приспособлениями для её ликвидации.

7.  Строго следовать разработанным в отрасли РД инструкцией по ТБ и ОТ и регламенту работы на объектах нефтяной промышленности.