Каталог

Помощь

Корзина

Национально-культурная специфика речевого поведения

Оригинальный документ?

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ3

1. Понятие речевого этикета, речевого стереотипа и речевого поведения4

2. Национально-культурная специфика речевого поведения: сопоставительный анализ9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ19

Список использованной литературы20


ВВЕДЕНИЕ

Воздействие культуры на язык проявляется в своеобразии самого процесса общения в разных культурах, что сказывается в некоторых особенностях лексики и грамматики, а также в особенностях нормативно-стилистического уклада языка.

В каждой культуре поведение людей регулируется сложившимися представлениями о том, что человеку полагается делать в типичных ситуациях: как ведет себя пешеход, пассажир, врач, пациент, гость, хозяин, продавец, покупатель, официант, клиент и т. д. В социальной психологии такие модели, или шаблоны, поведения называют социальными ролями личности. Естественно, что социальные роли в разной степени стандартны: высокой стандартностью обладают ситуативные роли (пешеход, кинозритель, клиент парикмахерской и т. п.); гораздо менее стандартны постоянные роли, связанные с полом, возрастом, профессией человека.

Существенным компонентом ролевого поведения является речь. Каждой социальной роли соответствует определенный тип речевого поведения, свой набор языковых средств. Речевое поведение человека в той или иной роли определено культурными традициями общества. У разных народов общение в «одноименных» ситуациях протекает в разной стилистической тональности.

Культурные традиции определяют разрешенные и запрещенные темы разговора, а также его темп, громкость, остроту.


1. Понятие речевого этикета, речевого стереотипа и речевого поведения

Как известно, общество производит определены стандартизированные нормы социального поведения (в том числе и речевой), которые определяются представлениями о шаблонах поведения в конкретной ситуации. Чтобы функционировать как единственное целое, как сложная социальная система, общество должно установить такие рамки поведения индивидов, в которых это поведение становится однообразным, стабильным, такой, которая повторяется. Именно такими рамками и является этикет — система правил внешней культуры человека, его поведения, приличия, красивого тона, и тому подобное. В обществе он функционирует в двух основных формах поведения: речевой и неречевой. Как правило, эти формы поведения тесно между собой связанные и взаимозависимые[1, c. 17].

Если этикет, как установленный в обществе набор правил регулирует наше внешнее поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет можно определить, как правила, что регулируют наше речевое поведение.

Под речевым этикетом понимают микросистему национально специфических стойких формул общения, принятых и приписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения, в определенной тональности. Такие стойкие формулы общения, или стереотипы общения являются типичными, повторяемыми конструкциями, которые употребляются в высокочастотных бытовых ситуациях. То есть, набор типизирующих частотных ситуаций приводит к появлению набора речевых средств, которые обслуживают такие ситуации. Степень стандартизации единицы находится в прямой зависимости от частотности ее употребления.

Список использованной литературы

1. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., Просвещение, - 109 c. -2009.

2. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Л.: Лениздат, - 120 c. - 2008.

3. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., - 560 c. - 2007.

4. Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5, - 32 c. – 2008.

5. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1, - 67 c. - 2008.

6. Стельмахович М. Г. Языковой этикет // Культура слова. — К., - 124 c. - 2007.

7. Формановская Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — М.: Русский язык, - 216 c. - 2008.

8. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, - 274 c. - 2009.