Каталог

Помощь

Корзина

Русский язык. Вариант 7

Оригинальный документ?

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вопрос №1 

Как и почему связаны риторика и демократическое устройство общества? Что имеют в виду, утверждая, что риторика - дитя демократии?3

Вопрос № 2. 

Перепишите тексты, устранив грамматические ошибки и неточности 

2.1* Определите место ударения в подчеркнутых словах. 11

2.2* Найдите случаи лексических погрешностей в текстах и объясните их12

2.3* Сделайте стилистический анализ одного из текстов, определив его целевую установку, тезис, аргументы, особенности14

 Вопрос № 3. 

Представьте тебе, что Вы - экскурсовод музея «Техника пожаротушения». Определите вид вашей речи, свою позицию в ходе экскурсии, приемы привлечения и поддержания внимания слушателей. 

Список используемой литературы19

 

Вопрос № 1.

Как и почему связаны риторика и демократическое устройство общества?     Что имеют в виду, утверждая, что риторика - дитя демократии?

Прежде чем рассматривать вопрос о том как и почему связаны риторика и демократическое устройство общества, рассмотрим определения риторики и демократии в демократическом обществе.

Риторика - в первоначальном значении слова это наука об ораторском искусстве, но впоследствии иногда понималась шире, как вообще теория прозы. Свое начало европейская риторика получает в Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике. 

По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из слов самого Аристотеля и из других источников мы знаем, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла. Кораксу, любимцу сиракузского тирана Герона, политическому оратору и адвокату. У него мы находим любопытное определение: «красноречие есть работница убеждения; он первый делает попытку установить деление ораторской речи на части: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба, падение  и заключение; он же выставил положение, что главная цель оратора — не раскрытие истины, но убедительность при помощи вероятного, для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы. 

Труд торакса до нас не дошел, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит. Ученик Коракса, Тизий, развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов. Из его школы вышел славившийся в свое время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона, «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения». 

Направление этой школы можно назвать практическим, хотя она и подготовила богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчила задачу Аристотелю, который дает в своей знаменитой «Риторике» (перевод Н. Н. Платоновой, СПб., 1894) научное обоснование прежним догматическим правилам, пользуясь чисто эмпирическими приемами. Аристотель значительно расширил область риторики, сравнительно с обыденным в то время воззрением на нее. Понимая таким образом риторику, Аристотель определяет ее как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Отсюда ясна и цель, которую преследовал Аристотель в своем трактате: он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чем-либо. Сообразно с этим, он разделил свой трактат на три части: первая из них посвящена анализу тех принципов, на основании которых оратор (т. е. всякий говорящий о чем-нибудь) может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. 

Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, т. е. уговорить или отговорить их. Третья часть касается специальной, технической, так сказать, стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи, и о построении речи. Благодаря множеству тонких психологических замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и среды (напр. о значении юмора, пафоса, о влиянии на молодых людей и на стариков), благодаря прекрасному анализу силы доказательств, употребляемых в речи, труд Аристотеля не утратил своего значения и для нашего времени и оказал сильнейшее влияние на все последующее развитие европейской риторики: в сущности некоторые из поставленных Аристотелем вопросов могли бы и теперь быть предметом научного исследования, причем, конечно, должен применяться тот же эмпирический метод, которым пользовался Аристотель. 

Приняв многие положения Аристотеля, как догматические истины, риторики, однако — и в Греции, и, позднее, в Западной Европе, — сильно уклонилась как раз от его метода исследования, возвращаясь на тот путь практических наставлений, по которому шли софисты. У греков мы видим после Аристотеля два направления: аттическое, заботившееся преимущественно о точности выражения, и азиатское, ставившее задачей занимательность изложения и выработавшее особый высокий стиль, основанный на контрастах, изобилующий сравнениями и метафорами. 

В Риме первым последователем этого азиатского направления был Гортензий, а впоследствии к нему примыкает Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторых сочинениях и в пользу аттицизма, наиболее изящным представителем которого в римской литературе можно считать Цезаря. 

Уже в это время можно видеть в трудах некоторых риторов зарождение теории трех стилей, высокого, среднего и низкого, развитой в средние века и в эпоху возрождения. Цицерону принадлежит немалое число трактатов об ораторском искусстве (напр. «Brutus», «Orator»), а наиболее полное выражение римская риторика получила в трудах Квинтилиана; оригинальностью она никогда не отличалась. В эпоху борьбы христианства с античным язычеством создается наука о христианском ораторстве, достигающем блистательного развития в IV и V вв


Тенденции политического развития и современная демократия. 

Что такое демократия? Большинство наших соотечественников и современников над этим,  пожалуй,  не задумывается,  считая, что «и так все ясно».  Однако многие не в состоянии, как показывают  результаты  многочисленных  опросов,  дать  достаточно ясный и осмысленный ответ на этот вопрос.  

Суждения высказываются наивные, причудливые и удивительные. Так, в газете «Аргументы и факты» (№ 8,  1988) приводятся следующие ответы: «говорить то,  что думаешь»(31%), свобода выбора (13,2%), равенство людей независимо от постов (8,7%), справедливые отношения между  людьми  (7%),  «когда  наверху  слушают,  что говорят внизу»(6,1%),  власть народа (5%) и т.п.  Сходные данные  привели «Московские  новости» (№4,  1992):  «когда люди объединяются и помогают друг другу»,  «возможность делать то,  что тебе  нравится» и т.п. Дело не на много облегчается,  когда обращаешься к книгам и  политологическим авторитетам.  Наличие множества толкований демократии признает и пытается свести  к  четырем  «значениям» В.П.Пугачев («Основы политологии», М.,1992). Шесть определений демократии дает Юзеф Бохеньский («Сто суеверий», М.,1993). 

Это достаточно  обобщенные  понимания  демократии.  Фактически  же трактовок демократии не один  десяток.  Существенные  различия обнаруживаются даже в том случае,  когда демократия рассматривается непредвзято и под  одним  каким-то  определенным  углом зрения, например, как система «правления народа». 

Предпринятое Дэвидом Хелдом ("Models of Democracy",  Oxf.,  1987) обобщение подобных  аналитических  трактовок «правления народа» дало девять базовых моделей, некоторые из которых образуют качественно различные версии.

Все эти факты и обстоятельства мало кого могут утешить. В конечном счете, большинство людей вовсе не  интересует,  кто  и как трактует  понятие  демократии.  Люди,  как правило,  хотят знать, что же представляет из себя демократия «на самом деле». Как ответить на этот вопрос? Как рассмотреть одновременно разные модели «правления народа» и  соответствующие  политические режимы, различные типы политических систем и культур,  способы мировосприятия и организации политической жизни?  Решение, пожалуй, может  быть следующим:  хотя  бы  в самых общих чертах посмотреть, что же было демократией для народов разных  времен и стран.

Чтобы выяснить,  чем же является демократия сегодня, приходится начинать с времен, когда еще не существовало ни малейшего понятия не только о демократии, но и о политики, хотя зачатки и того проявились уже вполне четко и явственно. На древнейшем  этапе  развития  человечества прообразом власти народа стала власть рода или родовая (непосредственная,  военная) демократия.  

Политические системы и процессы эпохи архаики тяготеют к закрытости,  предзаданности,  для них  типична  политическая культура образца.  Идеал этих политических систем - автократия (самодержавие) с господством  единого  и  гомогенного (тоталитоидного) этоса.  Они вырастают прямо из родовой демократии и достаточно органично трансформируются в деспотию.  Автократия  по существу и есть неразделенность непосредственной родовой демократии и деспотии. Соединение родов  на основе принципа синойкизма (сожития) и перерастание деспотий,  а также союзов  полисов  в  империи знаменует переход к следующей политической эпохе, которую обычно именуют промежуточной. Здесь уже в условиях эллинского полиса возникает само понятие демократии. Это не означает, конечно,  что  вне  античного полиса никакой демократии не было. Родовая демократия предыдущей эпохи трансформировалась в связи с  общим  характером  политической  организации  новой  эпохи.

Свойственные ей политические системы и  процессы  характеризуются открытостью.  Они тяготеют к выдвижению универсальных целей,  нередко эсхатологических,  толкающих их к  экспансии,  к расшиненю своей гегемонии.  Правление рода распространяется на чужую, «варварскую» среду и начинает принимать  черты  политического режима,  подкрепленного  законом,  равно обязательного для всех свогбодных граждан.  От  непосредственной  демократии осуществляется переход   к  различным  формам  опосредованного правления.

На протяжении  всей переходной эпохи происходит дифференциация,  усложнение политических систем.  От перезревших, разбухших деспотий осуществляется переход к протоимпериям, держащимся силой вооруженной руки.  Начинает вырисовываться  пространство горизонтальной империи,  учения политического режима из властного центра. Это пространство постепенно заполняется коммуникационными цепями, а затем и сетями. Возникает бюрократия, регулярный и упорядоченный сбор налогов, архивы, письменная кодификация законов и установлений, судопроизводство и т.п.

Ключевым моментом дифференциации различных субсистем становится разделение сакрального и мирского  порядков.  На  этой основе  институционализируется  религия,  возникают храмовые и жреческие организации,  наконец, мощные централизованные религиозные культы империй.  Первоначально имперские культы эклектичны,  затем они консолидируются. Империя укрепляется за счет дополнения  своей горизонтальной составляющей еще и вертикальной опоры.  Наконец возникают вертикально-горизонтальные империи  или  теократии.  Однако это происходит уже в постантичный период,  после того,  как политическая культура  промежуточной эпохи  была существенно обогащена в т.н.  «питомниках» - в эллинском полисе и в ветхозаветном Израиле. Античная Эллада дала Европе,  а тем самым и миру формализацию гражданских (полисных) отношений и субъекта этих отношений - гражданина (политеса).  Обретение индивидуумом самостоятельных политических ролей происходит так или иначе,  в  более или менее отчетливых формах фактически повсеместно на протяжении промежуточной эпохи.  Очевидным и закономерным этапом  имперского  развития,  экспансии  становится эмансипация политической личности - хотя бы через  образование  вольного  пограничья,  разбойничью или пиратскую вольницу. Не столь резко, но зато более основательно становление политической личности проявляется  в  рамках полиса.  Отчасти это можно отметить уже на Древнем Востоке от Шумера до Финикии. 

Однако именно в  Греции получили вполне последовательное и достаточно рациональное выражение взаимообратимые права и обязанности гражданина,  сформировалось  и  облеклось  в  юридическую  форму  понятие гражданства,  углубленное и классически  разработанное  в  римском праве.

Соответственно возникают «разные» демократии  -  власть всех,  власть простонародного большинства, власть формально  организованных  граждан.  При  этом Аристотель различает  два типа политического равенства:  количественное или распределительное и «равенство по чести».  Принципиальное значение  в  этой  связи  получила разработка гражданской равноправности  (изополитии),  реализуемой  через  равенство перед  законом (изономия) и равенство в праве на законодательную инициативу (изогория).

Западноевропейский христианский мир осуществил  еще  одну важную новацию  -  создал политический порядок,  который можно было бы  охарактеризовать  как  вертикальную   империю.   Даже блестящая попытка   Карла   Великого  объединить  весь  западнохристианский мир была далека от завершения.  Еще менее убедительны усилия властителей Священной Римской империи. В горизонтальном разрезе западный христианский мир в течении  столетий представлял  собой  пространство  политической раздробленности.

Однако вертикальная составляющая империи была в  полной мере сохранена и даже укреплена. И дело здесь не только в роли католичества и  папского  престола,  сколько  в том, что  на протяжении веков как безусловная политическая реальность воспринимался «империум»,  унаследованная от Рима общая и высшая  всеевропейская (всехристианская или католическая) власть, «мистическое  тело»,  по   определению   средневековых юристов, которое в то же время было отправным моментом, источником построения политического и правового  порядка  в  каждом отдельном королевстве,  княжестве или городской коммуне. Соответствующий монарх или республика как бы брали на себя временное осуществление «империума» в своих пределах.  Переход к  современной эпохе в политике связан со становлением суверенитета - окончательным разделением «империума» на ряд суверенитетов.

Абсолютистские королевства стали важным двигателем этого процесса.  Распад единого сакрального порядка  в результате реформации,  утверждение принципа «чья земля, того и вера» позволили ряду монархов  претендовать  на  соединение  в своих руках и горизонтальной,  и вертикальной составляющей политической организации,  на абсолютную власть в своих территориальных политических  системах,  которые  одновременно являли собой и последние империи, и первые нации государства.

Что значит быть демократом сегодня?  Ответов на этот вопрос может быть дано множество.  С точки зрения рассмотренных проблем  быть демократом означает прежде всего обрести способность к непредвзятой и всесторонней оценке максимального числа,  а в идеале всех наличных альтернатив.  Это означает также максимально полное знание  политического  наследия  всех эпох  политического развития,  способность рационально освоить это наследие и использовать его  в  повседневной  политической жизни. По самой своей сути современная демократия чужда зацикливанию на стереотипах современности (модерна). В этом отношении прорисовывается ее связь с движением к постмодерну. Не слишком ли  смелым является это допущение?  Действительно ли уже виден конец эпохе современности (модерну)?  Думается, что само появление понятия постмодерн, рассуждения о конце истории являются немаловажными  симптомами.  Еще  важнее  осознание  издержек  и дисфункций модернизации,  выявление признаков ее исчерпанности на собственной основе.  Однако самым существенным свидетельством  реальности  приближения новой политической эпохи является само развитие современной демократии,  все более отчетливое ее различение  в  сравнении не только с классической демократией, но и с демократией популистской,  которую как раз и  следовало бы называть современной, оставив за той демократией, что начинает утверждать себя сегодня  название  постмодерной  или  какое-то иное, которое придумают люди новой политической эпохи.

 Как и почему связаны риторика и демократическое устройство общества?

Так как дар речи, имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразных случаях и так как действие при подавании совета, при всякого рода разъяснениях и убеждениях, приводимых для одного лица или для целых собраний (с которыми имеет дело оратор), по существу одинаково, то риторика так же мало, как и диалектика, имеет дело с какой-нибудь одной определенной областью: она обнимает все сферы человеческой жизни.  

Риторика, понимаемая в таком смысле, используется человечеством на каждом шагу; она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности (например демократическое общество): раз человек начинает склонять к чему-нибудь другого человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает к помощи риторики, сознательно или бессознательно.

Развитие политической  жизни позволила мыслителям отчетливо определить  ряд  идеальных  типов  политического устройства. Отталкивались они при этом от факта изменчивости и устойчивости политической организации полиса. Эту схему существенно уточняется  и  развивается  в наши дни, в суждениях появляются дополнительные  характеристики некоторых разновидностей базовых форм правления,  в частности,  демократии,  а главное  - формулирует идею политеи как особой, смешенной формы правления.

Что имеют в виду, утверждая, что риторика - дитя демократии?

Политея оказывается  связанной с демократией. В какой то степени это можно объяснить тем, что само понятие народ, демос было и есть для людей многозначным. 

Этим словом обозначалось и народонаселение в целом,  и простонародье,  и, что особенно важно, базовая политическая единица полиса, функциональный эквивалент и фактическая замена прежнего рода. Соответственно возникают «разные» демократии  -  власть всех,  власть простонародного большинства, власть формально  организованных  граждан.

С развитием демократического общества в разных странах развивается и риторика. Появляются новые ораторы, мыслители и просты люди, следовательно, можно утверждать, что риторика – дитя демократии.


Вопрос № 2.

Перепишите тексты, устранив грамматические ошибки и неточности.

 

1. Мощность отраженного сигнала при радиолокации планет ничтожно мала. Представьте себе, что чайник кипятка вылили в океан, а где - нибудь за тысячи километров вычерпнули из моря стакан воды. По идее вылитый кипяток немного нагрел мировой океан. Так, получается, что избыточная тепловая энергетика в произвольно вычерпнутом стакане воды того же порядка, что и энергетика принятого сигнала отражённого от Венеры.

 

2. Нельзя забывать, что уже близок во всех смыслах жаркий сезон - время торфяных и лесных пожаров. Большие массивы залегания торфа, а также высокая посещаемость лесов - часто становятся   причинами пожаров. В этой связи подготовительные мероприятия были проведены еще зимой: определен круг задач, создана специальная группировка, налажено оперативное взаимодействие с МВД. Проведена воздушная разведка, в ходе которой был использован тепловизор, позволяющий точно определить точки подземного горения, которые в отдельных местах продолжаются до сих пор.

Превентивные меры, а так же новые современные технологии, которые мы внедряем сегодня, позволят снизить уровень ущерба и самое главное избежать человеческих жертв.

2.1* Определите место ударения в подчеркнутых словах.

2.2* Найдите случаи лексических погрешностей в текстах и объясните их.

2.3* Сделайте стилистический анализ одного из текстов, определив его целевую установку, тезис, аргументы, особенности.

 

 

2.2 *

Рассмотрим первый текст.

Предложение в задании. Так вот избыточная тепловая энергетика в произвольно вычерпнутом стакане воды того же порядка что и энергетика принятого сигнала отраженного от Венеры

 

Исправление лексических погрешностей. Получается, что избыточная тепловая энергетика в произвольно вычерпнутом стакане воды того же порядка, что и энергетика принятого сигнала отражённого от Венеры.

Ошибка в управлении под влиянием близкого по смыслу выражения. Следует убрать предлог  и заменить падеж.

Выражение – «так вот», заменили на « получается, что»

Рассмотрим второй текст.

Предложение в задании. Проведена воздушная разведка, в ходе которой был использован тепловизор, позволяющий точно определить точки подземного горения, которые в отдельных местах продолжаются до сих пор.

Предложение одновременно содержит более двух определительных придаточных предложений. Его необходимо перефразировать.

 

Исправление лексических погрешностей. Проведено исследование при помощи специального устройства - тепловизор, позволяющего точно определить точки подземного горения, которые в отдельных местах продолжаются до сих пор.

 

2.3* Стилистический анализ текста №1, определение его целевой установки, тезиса, аргументов, особенностей.

Стилистика это – раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях общения, в разных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.

Стилистические фигуры, используемые автором, особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (например антитеза).

Антитеза -  (от греческого antithesis - противоположение), стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов.

В тексте – сравнение объема воды в стакане и в океане. Значение порядка избыточной тепловой энергетики в стакане и энергетики принятого сигнала, отраженного от Венеры.

Целевая установка текста – состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в той или иной ситуации. В тексте  это представлено в виде аргументированного и познавательного сравнения явлений изучаемых наукой.

Аргумент – суждение или совокупность суждений, приводимое в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории).

В тексте № 1 аргументом текста является суждение об избыточной тепловой энергетике в стакане с водой и об энергетике сигнала отраженного от Венеры.

Особенность текста № 1 в том, что его содержание повествует о мощностях энергетики сигналов радиолокации планет, а так же представлено познавательное сравнение этих сигналов с простыми явлениями из жизни людей.

 

Вопрос № 3. 

Представьте тебе, что Вы - экскурсовод музея «Техника пожаротушения».

 

Определите вид вашей речи, свою позицию в ходе экскурсии, приемы привлечения и поддержания внимания слушателей.

Публичная речь - одна из форм делового взаимодействия и искусства, по поводу которого сказано: «Хороших ораторов мало, но много ли на свете людей, способных их слушать»   (Ж. Лабрюйер); «В речи слово - выражение мысли... и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает» (Л. Н. Толстой).
     Публичная речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой.

     Требования к публичной речи:

Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: «Хороший оратор должен иметь голову, а не только глотку!» Слушатели намного чаще, чем думают иные, точно чувствуют, на самом ли деле мельница речи перемалывает зерно, или она трещит так громко лишь оттого, что внутри пусто.

Она должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, основную часть и заключение.


Подготовка к публичной речи.

Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требование. 

Подготовка речи является творческой работой, доставляющей ее автору радость и импровизационный азарт. К такой подготовке относится, прежде всего, обдуманная последовательность всех этапов работы.
     Античный риторический канон выделял 5 этапов подготовки и произнесения речи:

инвенция, или «нахождение», «изобретение». На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.

диспозиция, или «расположение». Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу.

элокуция, или «словесное оформление мысли». В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование выступления и заключения, окончательная редакция текста.

еморио, запоминание. На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, то есть выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля. «Стиль является физиономией духа, вернее телесной оболочкой», - замечает Шопенгауэр.

Для эффективного выступления с речью деловому человеку недостаточно только выбрать ее тему, необходимо подумать и о назначении речи.
 

Составьте текст выступления.

 

Текст выступления

Успехи, достигнутые наукой в XVIII в., оказали огромное влияние на развитие средств пожаротушения. В 1815 г. русский ученый С.П. Власов подает министру народного просвещения России графу Разумовскому три докладные записки, в которых рассматривались новые огнетушащие составы. В первой из них он предлагает использовать в борьбе с огнем отходы мыловаренных заводов как активные реагенты. По его мнению, этот способ «относительно издержек малозначащ и состоит главнейшее в перемене воды на жидкость, нарочно для сего намерения долженствующую быть из известных мне веществ составляемых». Основная мысль второй докладной заключалась в том, что при тушении пожара по предлагаемому способу происходит «воспрепятствование прикосновения воздуха к горящему телу». В этом же документе автор предлагает для тушения использовать более дешевую и эффективную смесь из раствора квасцов и обыкновенного поташа в воде. Первый состав Власова - растворы хлористого и сернокислого калия и сульфата железа. Сернистые соли железа и щелочных металлов, впервые предложенные ученым, используются при тушении пожаров в качестве составных частей огнетушащих смесей и в наши дни. Второй состав содержал кислотную и щелочную составляющие, а третий - суспензию железного купороса и извести, которые предварительно подвергались мелкому помолу.

Какова же судьба докладных записок Власова? Адресованы они были министру народного просвещения графу Разумовскому, который, в свою очередь, доносил по их поводу императору Александру I: «...изобрел он весьма дешевый состав, который, будучи примешан к воде, производит сильнейшее действие при гашении огня и в пожарных случаях чрезвычайно скоро может потушить такой сильный огонь, который простою водою потушить нельзя. Для производства опыта над сим изобретением сделаны приготовления, но самый опыт еще не уличен в том предположении, что Вашему императорскому величеству может быть благоугодно будет удостоить оный своего присутствия». Не стало «благоугодно», и интересное предложение так и осталось  нереализованным.

Новый метод русского ученого был прежде всего результатом его передовых взглядов на сам процесс горения и, как следствие, правильной постановки задачи: предотвратить или затруднить доступ кислорода к горящему очагу. Такая формулировка в технической литературе появилась значительно позже. Исследования Власова предвосхитили путь, по которому в дальнейшем пошли пожарные специалисты различных стран.

В 1907 году Москвичи стали свидетелями события, которое долго служило предметом пересудов. И не удивительно: в те времена машины были явлением не частым, а тут - форменная диковинка - по улице на боевой выезд промчался автонасос-линейка Мясницкой части. Рядом с шофером важно восседал брандмейстер. На платформе примостились пожарные, один из них бил в начищенный колокол.

Сбоку красовалась надпись: «Завод Густава Листа». Правда, в Москве был изготовлен лишь кузов. Двигатель и ходовую часть для первого автомобиля столичной команды фабрикант выписал из Германии. Следом в клубах синего дыма бежали восхищенные мальчишки. На пожаре обыватели не столько тушение наблюдали, сколько глазели на необычный экипаж.

- На постном масле работает, - утверждали «знатоки».

- Да куда ему против красавцев-коней! Не потянет.

Однако пренебрежительные прогнозы не оправдались. Автомобиль «потянул». Число «стальных лошадок» все росло. Хотя и медленно — на всю Россию в ту пору был единственный автозавод: «Руссо-Балт», приходилось покупать за границей. К шестнадцатому году огнеборцы Москвы располагали тринадцатью машинами. Из них лишь три имели на вооружении насосы небольшой мощности. Остальные представляли собою механизированные выездные линейки.

Конец 1917-го ознаменовался небывалым разгулом «красного петуха». Тяжелый удушливый дым поднимался над нефтяными баками Симоновской слободы, пылали пакгаузы с хлопком на товарной станции Московско-Казанской железной дороги, оглушительные взрывы сотрясали окрестности артиллерийских складов на Ходынском поле. Перед огнеборцами с драматической остротой встала проблема средств передвижения и тушения. Теперь уже под вопросом оказалась эффективность конской тяги.

С конца восемнадцатого года в мастерских Московской пожарной команды началось переоборудование старых грузовиков, выделенных военным ведомством. Но только по окончании военных действий стало возможным серьезно рассчитывать на полное переоснащение всей службы. К 1922 г. было около тридцати машин. Однако большинство из них не имели насосов и предназначались для доставки личного состава. 8 августа того же года автомобильный обоз впервые участвовал в параде частей МПК на Красной площади. Восторженное внимание зрителей привлек «предок» современных ГВП - «автопеногон» с коловратным насосом и баками с щелочным и кислотным растворами.

Созданный в 1925 году на Миусской площади специальный завод фирмы «Автопромторг» значительно ускорил дело «моторизации». Через короткое время на вооружении состояли 85 автоходов, в том числе:

26 линеек,

32 насоса,

12 механических лестниц.

В середине десятилетия для боевых расчетов конная тяга превратилась в историю. Появилась следующая задача: перейти на отечественную технику. «Первой ласточкой» стал в 1928-м серийный АМО-Ф-15, оснащенный коловратным насосом производительностью 1200 литров в минуту.

По традиции он был снабжен медным колоколом, а трубач сигналил с подножки, требуя уступить дорогу команде, мчащейся на помощь терпящим бедствие от огня.

В 1931 г. в депо появились машины АМО-4 с центробежными насосами. Но промышленность развивалась столь бурно, что и они вскоре отошли в прошлое. Уже в 1933—35 годах московские огнеборцы полностью обновили парк машин. Были закуплены импортные мехлестницы. Серьезным подспорьем стали первые отечественные автоцистерны ПМЗ-2 емкостью полторы тысячи литров на базе ЗИС-5. Под пару им были и ПМЗ-1: насосы «Д-20», монтировавшиеся на шасси мощных ЗИС-11.

С 1937 года МУПО начало получать и серийные спецмашины: газодымозащитной службы, прожекторные, средств связи, углекислотного тушения. Техника сделала пожарную охрану мобильной и мощной. Большинство загорании ликвидировалось в самом начале. Это поколение автоходов без преувеличения можно назвать боевым: с честью прошло оно «испытание на прочность» во время Отечественной войны.

...Страна еще не закончила восстанавливать разрушенное в период сражений, а «отцы города» уже думали, как лучше защитить столицу от огненной напасти. В 1948 г. исполком Моссовета повелел отделу техники и связи УПО приступить к разработке новых образцов пожарных автомашин, на которые боевым расчетам предстояло пересесть в течение 1950—1952 гг.

И на сей день красно-белые ЗИЛы остаются в глазах горожан символом службы «01». Их внешний облик мало изменился. А вот «внутренности» — сильно. Развитие техники не стоит на месте. В наши дни насчитываются десятки разновидностей автомобилей — всех модификаций не перечислить. Жизнь к тому же ставит все новые задачи: ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Чтобы их успешно решать, требуется соответствующее снаряжение. Скажем, в аварийно-спасательной части, помимо традиционных пожарных машин, есть дорожные, строительные, инженерные, химической разведки...

Изменилось и отношение к зарубежным разработкам. Если раньше считалось необходимым обеспечение службы за счет исключительно «советской» продукции, то в конце семидесятых стала очевидной потребность в закупках иностранного оборудования. В результате появились такие «симбиозы», как финский коленчатый гидроподъемник «Бронто» на базе родных КАМАЗов. Впрочем, доля «импорта» в вооружении пожарных не так уж велика, а отечественные производители стараются не отставать от западных конкурентов. ...Город не только расползается вширь, но и тянется ввысь. Сегодня для успешного проникновения на верхние этажи «башен» малы оказываются даже новейшие автолестницы. Тогда помощь приходит... с воздуха — в дело вступают вертолеты. Но все же летающие «цистерны» пока скорее экзотическая диковинка. Главной техникой по-прежнему остаются «железные кони».

C развитием городской индустрии встал вопрос о создании специального завода который выпускал и разрабатывал современную пожарную технику. В 1935 году начал свое существование завод пожарной техники в городе Торжке.

В пожарной охране нашей страны хорошо известны и применяются следующие модели автолестниц, спроектированные и произведенные «Пожтехникой»: АЛ-30 (ЗИЛ-131), АЛ-30 (КамАЗ-4310, 53213, 53228) АЛ-37 (КамАЗ-53213, 53228) АЛ-50 (КамАЗ-53229, 53228) АЦЛ-3-40-17 (ЗИЛ-5301) Всего выпущено около пяти тысяч автолестниц высотой от 17 до 50 метров:
1953 год - первая автомеханическая автолестница АМ-35(200). 1954 год: автомеханическая автолестница AM-45 (200) с лифтом грузоподъемностью 180 кг.

Середина 60-х годов. Автолестницы АЛ-17 (ГАЗ-51), АЛ-18 (ГАЗ-52) с механическим приводом. Восстановление малых городов и увеличение потребностей строительных и коммунальных служб поставили перед производителями новые задачи по изготовлению компактных и маневренных автомеханических лестниц с малой высотой подъема (17-18 метров). Так появились автолестницы на шасси ГАЗ-51, 52.

В начале 80-х годов создана автолестница АЛ-30 (ЗИЛ-131). Впервые применен гидравлический привод для управления движениями лестницы.


Литература:

1. Русский язык и культура речи: Учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики; 2002.

2. Л.А. Введенская, Л.T. Павлова. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1996г.

3. Н.Н. Кохтеев  Риторика.- М.: Просвещение, 1996.

4. Д.Э. Розенталь, ИД. Голуб, МА. Теленкова. Современный русский язык. - М.: Рольф.2001.

5. Л.В. Рахманин. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учеб. пособие для техникумов. - 2-е изд., перераб. - М.: Высш. школа, 1982.

6. З.С. Смелкова Деловой человек: культура речевого общения. - М.: КУбК, 1997.

7 Л.B. Веселов. Современное деловое письмо в промышленности. 3-е изд., доп. - М:, Издательство стандартов, 1990.

8 Н.C. Волгина, Д.Э. Розенталь, М.Л. Фомина. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. Изд. «В. шк.» М -1970

9. Учебники русского языка (под редакцией В .Ф Грекова, Д.Э.Розенталя,  А.Д. Сухотанской )

10. Б.Н. Головин. Основы культуры речи. М., 1988.

11. Е.Н. Ширяев. Культура русской речи.- М.: Норма, 2000.