Каталог

Помощь

Корзина

Социология управления. Ответы к ГОС-экзамену ГиМУ

Оригинальный документ?

«СОЦИОЛОГИЯ  УПРАВЛЕНИЯ,  ИСЭПП»

 

2. Социальное взаимодействие и контроль в управлении.

Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей – факторов (индивидуальных или групповых) и ведет себя сообразно социальной ситуации, в которой он оказался.

Особенности строения любой сложной системы зависят от того, каким образом они между собою соединены, какое влияние они оказывают друг на друга.

Взаимодействие есть процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, а также организации их совместной деятельности.

Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три основных условия возникновения любого социального взаимодействия: 1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга; 2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки; 3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

К этому списку можно добавить и четвертое условие: 4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения. Рассмотрим более подробно условия социального взаимодействия:

1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга. Эти индивиды должны обладать способностью и желанием воздействовать друг на друга и отреагировать на такое воздействие;

2) совершение индивидами каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки. Взаимодействие возникает лишь тогда, когда по меньшей мере один из двух индивидов оказывает воздействие на другого, другими словами, совершает какой-то поступок, направленный на другого;

3) наличие проводников, передающих влияния и воздействия индивидов друг на друга. Это условие достаточно тесно связано с тем, что передаваемая в ходе взаимодействия информация всегда запечатлена на каких-то материальных носителях. Самым существенным отличием социального взаимодействия от общения между собою животных является наличие так называемой второй сигнальной системы. Это свойственная лишь человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов. Вторая сигнальная система, являясь базой возникновения обобщенно-абстрактного мышления, может развиться лишь в ходе специфически социального взаимодействия;

4) наличие общей основы для контактов между социальными субъектами. В наиболее общем случае это означает, что сколько-нибудь эффективное взаимодействие может возникнуть лишь тогда, когда обе стороны говорят на одном языке. Речь идет не только о единой лингвистической базе общения, но и о примерно одинаковом понимании норм, правил, принципов, которыми руководствуется партнер по взаимодействию.

Теории социального взаимодействия. Понятие социального взаимодействия является одним из центральных в социологии. Существует целый ряд социологических теорий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы и аспекты на двух основных уровнях исследования – микроуровне и макроуровне

На микроуровне изучаются процессы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосредственном контакте; такое взаимодействие протекает главным образом в пределах малых групп. 

Что касается макроуровня социального взаимодействия, то это взаимодействие крупных социальных групп и структур; здесь интерес исследователей охватывает прежде всего социальные институты. Наиболее известные теоретические концепции: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями.

3. Концепция социального обмена. Концептуализация социального взаимодействия, социальной структуры и социального порядка с точки зрения обмена отношениями имеет давнюю историю в антропологии, хотя лишь сравнительно недавно была принята на вооружение социологами. Одна из исходных предпосылок, на которых базируется теория обмена, это допущение, что в социальном поведении человека заложено некое рациональное начало, которое побуждает его вести себя расчетливо и постоянно стремиться к получению самых разнообразных выгод – товаров, денег, услуг, престижа, уважения, одобрения, успеха, дружбы, любви и т. д.

В начале 1960-х гг. американский социолог Джордж Хоманс пришел к выводу, что такие утвердившиеся в социологии понятия, как «статус», «роль», «конформизм», «власть» и другие следует объяснять не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения тех социальных отношений, которые порождают их. Суть же этих отношений, как считает Хоманс, состоит в стремлении людей к получению выгод и вознаграждений, а также в обмене этими выгодами и вознаграждениями.

Исходя из этого, Хоманс исследует социальное взаимодействие в терминах обмена действиями между «деятелем» и «другим», предполагая, что в подобном взаимодействии каждая из сторон будет стремиться извлечь максимум выгоды и минимизировать свои затраты. К числу важнейших из ожидаемых вознаграждений он относит, в частности, социальное одобрение. 

Возникающее в ходе обмена действиями взаимное вознаграждение становится повторяющимся и регулярным и постепенно перерастает в отношения между людьми, базирующиеся на взаимных ожиданиях. В такой ситуации нарушение ожиданий со стороны одного из участников влечет за собой фрустрацию и, как следствие, – возникновение агрессивной реакции; при этом само проявление агрессивности становится в определенной степени получением удовлетворения.

4. Концепция символического интеракционизма. Символический интеракционизм – это теоретико-методологическое направление, анализирующее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании. Последователи этого подхода утверждают: любые действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации; коммуникация же становится возможной благодаря тому, что люди придают одинаковые значения данному символу. При этом особое внимание уделяется анализу языка как главного символического посредника взаимодействия. Взаимодействие рассматривается как непрерывный диалог между людьми, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Само понятие символического интеракционизма было введено еще в 1937 г. американским социологом Г. Блумером, который резюмировал основные принципы этого подхода с позиций трех предположений:

1) человеческие существа совершают свои поступки в отношении тех или иных объектов на основе тех значений, которые они этим объектам придают;

2) эти значения возникают из социального взаимодействия;

3) любое социальное действие проистекает из приспособления друг к другу индивидуальных линий поведения. Разница между человеком и любым деятельным существом иной породы по мнению Мида включает два следующих различия:

1) все виды деятельных существ, включая и человека, оснащены мозгом, но только человек обладает разумом;

2) все другие виды, включая и человека, имеют тела, однако лишь человек обладает ощущением своей собственной исключительной и неповторимой личности.

Человеческие формы познания характеризуются процессом, в ходе которого социальный разум наделяет биологический мозг возможностями познания окружающего мира в совершенно особых формах. Разум может пополнять мозг информацией в той (и до той) степени, в какой индивид инкорпорирует в свои действия точки зрения других людей.

Социальная жизнь зависит от нашей способности воображать самих себя в других социальных ролях, и это принятие роли другого зависит от нашей способности к внутреннему разговору с самим собой. Мид представлял себе общество как обмен жестами, который включает в себя использование символов.

5. Концепция управления впечатлениями.  С точки зрения Эрвина Гоффмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь – это производство впечатлений. Уметь управлять впечатлениями и контролировать их – значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Основная идея теории Гоффмана состоит в том, что в процессе взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные «шоу», режиссируя впечатления о себе, воспринимаемые другими. Социальные роли, таким образом, аналогичны театральным ролям. Следовательно, люди проектируют собственный имидж, причем обычно такими способами, которые наилучшим образом служат их собственным целям. Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других.

 

3. Социальная мобильность менеджеров.

Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества. В социологии различают следующие типы социальной мобильности:

горизонтальная мобильность – изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, которые являются приблизительно эквивалентными (плотник, слесарь, водопроводчик). В современных обществах распространена также такая горизонтальная мобильность, которая означает географические перемещения между селами, городами или регионами;

вертикальная мобильность – изменение человеком своего статуса на более высокий социальный статус – с более высоким престижем, доходом и властью (тогда это называется восходящая мобильность) или более низкий (тогда это называется нисходящая мобильность). Вертикальная мобильность означает движение вверх или вниз по социоэкономической шкале. Про тех, кто приобретает собственность, доход или статус, говорят, что они мобильны вверх, те, кто движется в противоположном направлении – мобильны вниз.

Вертикальная и горизонтальная мобильности часто сочетаются. Например, человек, работающий в какой-то компании в одном городе, может быть выдвинут на более высокую должность в фирме, расположенной в другом городе или даже в другой стране.

межпоколенная мобильность – изменение статусов сыновей относительно статусов их отцов. Например, сын водопроводчика становится президентом корпорации или наоборот. Масштаб межпоколенной мобильности показывает, до какой степени социальное неравенство стабильно в этом обществе и переходит из одного поколения в другое.

Различают также индивидуальную и групповую мобильность. Индивидуальная вертикальная социальная мобильность, как правило, характерна для стабильного общества.

Существуют различные способы преодоления барьеров при социальной мобильности. Это – изменение образа жизни; развитие типичного статусного поведения (одежда, речь, манеры); изменение социального окружения (уровень и характер контактов); брак с представителем более высокого статусного слоя и т.д.

Социальная маргинальность.

Маргиналы (от лат. маргиналис – находящийся на краю) – это совокупность людей, сознание, поведение и статус которых находятся на стыке социальных групп. Это те люди, которые, оказавшись оторванными от одной социальной среды (например, национальной, религиозной, сельской), так и не смогли включиться в новую для себя социально- культурную среду (инонациональную, городскую и т.д.). 

Статус маргиналов носит пограничный характер – между группой происхождения и доминирующей группой, а поэтому маргинал не способен к однозначной самоидентификации. 

Маргинальность как социальное явление широко распространяется в современном обществе. При этом социальная маргинальность наиболее широко распространяется в тех обществах, которые переживают острые социальные катаклизмы (в стабильном и спокойно эволюционирующем обществе маргиналы не занимают сколько-нибудь значимого места в социальной структуре общества и не оказывают большого воздействия на его развитие). 

В современной России остро стоит проблема маргинализации всей социальной структуры (бездомные люди, беспризорные дети и т.д.). 

Маргинализация – это процесс увеличения численности маргиналов в обществе. Так, в последние годы резко увеличилось количество людей, переселившихся из села в город (отсутствие работы в селе и т.д.), беженцев (межнациональные конфликты и т.д.), безработных (массовые увольнения, сокращения рабочих мест и т.д.), лиц, освобожденных из мест заключения и др. 

Вместе с маргинализацией российского общества увеличивается дезорганизованность общественной структуры (депрофессионализация населения и т.д.).

 

4. Программа социологического исследования.

Программа социологического исследования — стратегический документ, в котором выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.

Программа социологического исследования включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:  методологическую часть и методическую часть.

Методологическая часть включает: формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования;

Методическая часть включает: определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора социологической информации, логическую структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее математической обработки

Методологическая часть программы.

1. Формулировка и обоснование проблемы. Различные противоречивые ситуации, которые выдвигает перед нами сама жизнь, принято называть социальной проблемой. Научная проблема - состояние знания о незнании определенных количественных и качественных изменений, тенденций развития и других характеристик изучаемого социального явления или процесса. Важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных. Следует опасаться и другой крайности - выдвижения проблем слишком широкого плана.

2. Указание цели исследования. Цель состоит в решении поставленной научной проблемы. Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых на текущий момент проблем, проверить и установить практическую отдачу и ценность форм и методов управления общественным процессом или явлением. Изучать несколько проблем в рамках одного исследования нецелесообразно: это усложняет инструментарий исследования, делает его громоздким, может снизить качество собираемой информации; теряется оперативность исследования, что приводит к старению данных, потере их актуальности, а порой и смысла исследования в целом.

3. Определение объекта и предмета исследования. Объект социологического исследования – общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс. Объектом социологического исследования в широком смысле выступают все носители общественной проблемы, решение которой определено целью данного исследования. Причины возникновения проблемы могут лежать и за пределами объекта исследования. Это ведет к расширению его масштабов, чтобы можно было подойти к ее истокам. Объект социологического исследования должен характеризоваться:  

1. Чётко обозначенными явлениями статусным характеристикам исследуемой совокупности людей: отраслевая принадлежность; профессиональная принадлежность; возрастная принадлежность; национальная принадлежность и т.п. 

2. Пространственной ограниченностью. 

3. Функциональной направленностью: политическая направленность;  этническая направленность; производственная направленность и т.п. 

4. Временной ограниченностью. 

5. Возможностями его количественного измерения.

Предмет социологического исследования – это центральный вопрос проблемы. Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему.

Предмет социологического исследования -  концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. Например, при исследовании такой проблемы как миграционные процессы. объектом исследования является население различных   территориальных единиц: республики, области, района, населённого пункта. Предметом является миграция – перемещение людей из одного места проживания в другое.

4. Логический анализ основных понятий предусматривает осуществление логического структурирования основных понятий, которые занимают главенствующее место в определении предмета социологического исследования. Логический анализ предполагает интерпретацию и операционализацию основных понятий. Интерпретация – точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры. Операционализация – определение соотношение элементов и свойств конкретного явления, последовательное изучение которых дает возможность составить ясное представление о нем. Характер анализа основных понятий оказывает непосредственное воздействие на логику подготовки инструментария сбора социологической информации.

5. Формулировка гипотез и задач исследования. Реализация исследовательской цели базируется на определенной последовательности шагов, приемов, методов. Набор этих методов, общая направленность исследования может быть задана при формулировании гипотез. 

Гипотеза - это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Гипотезы способствуют увеличению значимости исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и методов сбора социологической информации. По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные. 

Научно  обоснованная  гипотеза  в  социологии должна отвечать ряду требований. 

1. Соответствовать исходным принципам теории научного познания. 

2. Не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Но новая гипотеза иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой. 

3. Не должна противоречить известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, то она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена.

4. Должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования. 

5. Должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему её непротиворечивость. Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и гипотезами и также могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные задачи исследования отражают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства изучения исследуемой проблемы?

Методическая часть программы.

1. Определение обследуемой совокупности. После уточнения объекта исследования решается вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены исследованием.  Генеральная совокупность – совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического исследования. 

Опрос всех людей, составляющих объект исследования (а это могут быть тысячи, десятки или сотни тысяч людей), был бы нерационален. Это удлинило бы время его проведения, а значит, затянуло бы сроки получения нужной информации, потребовало значительных финансовых затрат, да и само исследование оказалось бы весьма громоздким. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер. 

По довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим и другим признакам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название выборка. Выборка или выборочная совокупность – часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приёмов для получения информации о всей совокупности в целом. 

В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос, обосновывается техника его проведения, обозначаются подходы к определению достоверности полученной информации. 

Виды выборки: 

1. Квотная выборочная совокупность. Предполагает не менее четырёх признаков, по которым определяются респонденты (обычно применяется при большой генеральной совокупности). 

2. Метод основного массива (предполагает опрос 60-70% генеральной совокупности). 

3. Метод гнездовой выборки (в качестве респондентов выступают не отдельные индивиды, а какая-то группа. метод будет представительным, если состав групп генеральной совокупности сходен) 

4. Метод серийной выборки (генеральная совокупность разбивается на однородные части, из которых пропорционально отбирается единица анализа (могут быть как индивиды, так и группы). 

5. Метод механической выборки (Из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое число респондентов).  

6. Сплошной метод (Применяется при небольшой генеральной совокупности).

 

5. Логические основы системного анализа.

Логика – наука о законах, формах и приемах правильного построения мышления, направленного на познание объективного мира. Основные задачи логики – выявление условий достижения истинных знаний, изучение внутренней структуры мыслительного процесса, выработка логического аппарата и правильного метода познания. Логическая форма обусловлена наиболее общими, чаще всего встречающимися свойствами, простейшими связями и отношениями реального мира. Поэтому она закономерно выражает устойчивые черты всякого правильного мышления.

Различают следующие виды мышления: наглядно-действенное – первая ступень мышления; характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объекта; словесно-логическое – характеризуется использованием понятий, логических конструкций; наглядно-образное – воссоздает все многообразие реальных характеристик предмета.

Выделяют следующие типы мышления: теоретическое – направлено на открытие законов, свойств объекта;  практическое – связано с постановкой целей, выработкой планов и проектов; логическое (аналитическое) – связано с анализом действий; интуитивное – характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

Различные виды и типы мышления, междисциплинарность, универсальность исследований мышления требует выделения в системном анализе его логических основ. Основная задача логики системного анализа – открытие путей движения к достижению новых системных результатов, а не экономических, технических или каких-либо других.

Важнейшей категорией логики является проблема. В общем случае под проблемой понимают несоответствие между желаемым и фактическим положением дел. Никакие усилия не приведут к успеху, правильному решению, если направление поиска выбрано ошибочно. Использование системного анализа может помочь устранить это узкое место, поскольку одним из основных его назначений является правильная и четкая постановка проблемы. Правильная формулировка проблемы – залог повышения эффективности общественного и частного производства.

Выделяют три класса проблем: хорошо структурированные (количественно сформированные); слабо структурированные (смешанные), содержащие количественные и качественные оценки; неструктурированные (качественные).

Для решения проблем первого класса успешно применяется математический аппарат исследования операций. При решении проблем второго класса нужны системные методы. Для решения проблем третьего класса применяются эвристические методы. Следовательно, системный анализ применяется для того, чтобы сначала слабо структурированную проблему превратить в хорошо структурированную, к решению которой затем можно применить аппарат исследования операций и теорию оптимизации.

Каковы же пути правильной постановки проблем? Их много. Рассмотрим один из них, который можно считать научно обоснованным. Сначала получают ответ на вопрос, существует ли проблема? Далее, следует ее точная формулировка и анализ ее структуры. Затем рассматриваются развития проблемы (в прошлом и будущем), внешние связи данной проблемы с другими проблемами и ставится вопрос о принципиальной разрешимости проблемы.

 

6. Формирование целей исследования.

Процесс научных исследований осуществляется в форме научно-исследовательских программ, включающих в себя не только методологию анализа, инструменты и технологию сбора и обработки информации, но и организацию такой работы.

Путь проведения исследования предполагает разработку и последовательную реализацию основных этапов исследования, которыми являются: установление и формулировка проблемы; определение цели решения проблемы, формулировка ожидаемых результатов; определение и выбор ресурсов, технологий, подходов к ее решению; сбор и анализ фактологического материала; обработка и интерпретация результатов исследования; построение моделей и алгоритмов; организация деятельности по достижению ожидаемых результатов; принятие решений и оформление результатов.

Формулировка проблемы является исходным основанием для определения целей и задач организации исследования. Формулировка и описание проблемы будут наиболее полными и содержательными, если им предшествует обстоятельный обзор общей ситуации, сложившейся вокруг исследуемого объекта. Обзор ситуации включает рассмотрение целей и задач, выявленных на стадии планирования программы исследования, а также установление приоритетов, которые определяют последовательность хода в реализации целей и задач наблюдателем-исследователем.

Совокупность целей, положенных в основу программы исследования, разделена на стратегические и группу оперативных целей, внутренне тесно связанных  друг  с другом.

Стратегические цели представляют собой базовые установки научно-исследовательских программ, связанные с обнаружением и решением крупной научной проблемы, открывающим перспективные направления дальнейших исследований.

Оперативные цели, составляющие второй уровень исследовательских целей локализованы по отдельным направлениям программы, проводимым отдельными рабочими группами (специалистами) в рамках сбалансированной системы общественного разделения труда. Благодаря оперативным целям, закладывается организационная основа достижения стратегических целей.

Процесс достижения стратегических и оперативных целей складывается из суммы промежуточных операций (целей). Промежуточные цели могут включать в себя работку баз данных, подготовку математического и прочего обеспечения, тестирование системы.

Достижение целей невозможно без ресурсного обеспечения. Ресурсы могут быть организационными, материальными, финансовыми, кадровыми и информационными. Организационные ресурсы включают в себя меры административного сопровождения программы, наличие хорошо управляемой группы, ответственной за еереализацию, комплект документов, содержащих распорядительную основу исполнения основных направлении этой программы и внедрение ее результатов в действующую систему. К сфере материальных ресурсов следует отнести оборудование, задействованное в программе, технологическое и программное обеспечение исследования. Финансовые ресурсы питают процесс развертывания научно-исследовательской программы необходимыми для ее выполнения денежными средствами на основе сформированного бюджета. В состав кадровых ресурсов входят члены рабочей группы, участвующей в работе над проектом и характеризующейся квалификационными и демографическими характеристиками.

Особая роль в настоящее время отводится информационным  ресурсам. Владение информацией, аккумулируемой в ходе исследовании, повышает конкурентоспособность  выполняемой работы, гибкость в использовании методологических средств, оперативность в достижении результатов.