Каталог

Помощь

Корзина

Требования к курсовым выпускным работам для студентов-социологов, Ладыжец, Макарова, УдГУ, 2011

Оригинальный документ?

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

 

 

 

 

 

ЛАДЫЖЕЦ Н.С., МАКАРОВА М.Н.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ-СОЦИОЛОГОВ

 

Учебно-методическое пособие

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Ижевск, 2011

УДК  316.1 (07)

ББК   60.5 р30

        Л 157

 

 

Л 157   Требования к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ для студентов-социологов. УдГУ. Ижевск, 2011.  43 с.

 

 

 

В пособии  представлены требования, которыми должны руководствоваться студенты–социологи при написании курсовой и выпускной квалификационной работы. Рекомендации разработаны в соответствии с Федеральными образовательными стандартами подготовки по направлению «Социология» (бакалавриат и магистратура) . Представлен  алгоритм выполнения курсовой работы и ВКР, особое внимание уделено оформлению работы. Учебно-методическое пособие адресовано преподавателям, студентам и магистрантам, обучающимся по социологическим специальностям.

 

 

 

          УДК 378.14

ББК 74.580.28

 

 

 

 

 

© Удмуртский государственный университет, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение4

1.      Выбор темы исследования10

2.      Структура работы11

3.      Начальный этап работы с материалами12

4.      Технические правила оформления13

5.      Раздел «Введение»16

6.      Основная часть работы19

7.      Подготовка к защите и презентации работы28

8.      Приложение 1. Образцы оформления титульных листов… 30

9.      Приложение 2. Примеры библиографического описания

10.  Приложение 3. Образец оформления списка литературы35

Введение

Материалы методического пособия отражают требования, представленные в "Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 г. № 264, государственными образовательными стандартами специальностей (направлений подготовки) высшего профессионального образования.

Курсовая работа  (курсовой проект) – текстово оформленный результат исследовательской работы студента, проводимой под контролем научного руководителя на 2-4 курсах  очной  университетской подготовки специалистов и на 2-3 курсе подготовки бакалавров. На 2-3 курсах подготовки специалистов  и на 2 курсе подготовки бакалавров к публичной защите представляются обзорно-аналитические теоретические работы; а на 4 и 5 курсах  подготовки специалистов и на 3-4-м бакалавров  – теоретико-прикладные исследования.

Выпускная квалификационная работа   специалиста должна представлять  собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных проблем, решая  которую студент-выпускник демонстрирует уровень необходимых знаний, практических навыков, позволяющих ему в будущей профессиональной деятельности самостоятельно решать производственные задачи.

Выпускная квалификационная работа бакалавра  должна включать в себя как теоретическую часть,  в которой выпускник показывает знания основ теории по разрабатываемой проблеме, так и эмпирическую часть.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате

подготовки курсовой и выпускной квалификационной работы

бакалавра[1]

Общекультурные компетенции (ОК): 

ОК-1

способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-2

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-7

умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

ОК-9

способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач

ОК-10

способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-11

способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин    в    профессиональной деятельности,     применять    методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Профессиональные  компетенции (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

ПК-1

способность  применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования

ПК-2

способность  самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением  современной  аппаратуры,  оборудования,  информационных технологий

ПК-3

способность и готовность  участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории

в производственно-прикладной деятельности:

ПК-5

умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп

в проектной деятельности:

ПК-8

умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций

 

Выпускная квалификационная работа магистрамагистерская диссертация - должна обеспечивать не только закрепление  научно-практической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и практических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Магистерская диссертация  ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую  деятельности и   наиболее приближена к кандидатским диссертациям.  Она  должна представлять собой самостоятельное научное исследование,   как  по  своей структуре,  так  и по степени проработки выбранной теоретической и (или) практической проблемы.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате

подготовки курсовой и выпускной квалификационной работы

магистра[2] 

Общекультурные компетенции (ОК):

ОК 7

способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии

ОК8

способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно производственного профиля своей профессиональной деятельности

ОК 9

способность собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам

Профессиональные  компетенции (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

ПК-1

способность и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения

ПК-2

способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии  и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

ПК-3

способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования

ПК-4

способность представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории

в производственно-прикладной деятельности:

ПК-6

умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп 

ПК-8

способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами

ПК-10

способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб, проведения социальной экспертизы политических, управленческих и научно-технических решений

 

Запись к научным руководителям производится с 1 октября. К середине октября темы студенческих курсовых работ всех курсов обучения представляются на кафедру социологии для утверждения. Составляется график для визуальных консультаций с научным руководителем. Также рекомендуется использовать возможности электронной почты для работы с текстовыми материалами, предъявляемыми научному руководителю для промежуточного контроля.

Процедура публичной защиты курсовых работ является обязательной и производится в соответствии с утверждаемым на выпускающей кафедре графиком. Daedline сдачи Введения и 1 главы работы для проверки научным руководителем в 1 семестре – последние числа ноября. Форма предоставления – электронная. Daedline сдачи полностью подготовленной работы к публичной защите – со средины марта до средины апреля – для всех курсов по графику, начиная со 2 курса. Формы представления – электронная для предварительного контроля научным руководителем и итоговая - в бумажном варианте с переплетом. Перед проверкой научным руководителем производится Яндекс-контроль электронной версии работы, либо  на ресурсе antiplagiat. При обнаружении заимствований, работа в представленном виде далее не проверяется,  возвращается студенту и, при отсутствии устранения плагиата, не допускается к публичной защите.

Несвоевременная сдача материалов курсовой работы и выпускной квалификационной работы  автоматически приводит к снижению оценки, либо к не допуску к сессии.

  

В результате выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы обучающийся должен:

Знать:

·  о месте и значении изучаемой проблемы в развитии общества;

· основные закономерности социологического знания по изучаемой проблеме;

· важнейшие теоретические положения разнообразных социологических концепций по исследуемой теме

 

Уметь:

· делать обобщенные выводы о взаимосвязи изучаемой проблемы с другими проблемами и общими тенденциями развития современного общества;

· планировать свою деятельность по самостоятельному социологическому исследованию социальных проблем;

· пользоваться источниками по основным современным социальным наукам;

· формулировать основные принципы и законы ведущих социологических концепций, обосновывать взаимосвязь различных исследовательских категорий с изучаемой проблемой;

· использовать инструменты современного теоретического и эмпирического социологического исследования для анализа конкретной социальной проблемы.

 

Владеть:

· методами теоретического и эмпирического социологического анализа

· анализировать полученные результаты исследований в соответствии с требованиями современного социологического анализа и категориального аппарата;

· способностью участвовать в разработке основанных на социологических знаниях предложений и рекомендаций по согласованию интересов социальных групп и общностей;

· способностью использовать современные методы обработки и интерпретации информации применительно к разным видам социологических данных;

· способностью профессионально оформлять и докладывать результаты научных и практических работ по утвержденным формам.

  

1.      Выбор темы исследования

 

Тема курсовой работы, как правило, определяется самим студентом, сообщающим научному руководителю о сфере своих интересов. Задача руководителя на младших курсах обучения – помочь сформулировать тему и ориентировочный план исследования, в соответствии с требованиями специальности.

Выбор темы – чрезвычайно важен и требует понимания перспективы. На каждом последующем курсе темы работ остаются преемственными, обнаруживая динамику - от обзорной аналитической к более специализированной теоретико-прикладной. Темы должны быть не только соответствующими специальности и актуальными, но также и «работать» в дальнейшем на выпускника, способствуя расширению его возможностей: от трудоустройства - до продолжения дипломного квалификационного исследования в аспирантуре.

Тема должна быть сформулирована как исследовательская проблема, предполагающая разрешение во всех главах и параграфах работы. Этикеточные названия не допускаются. Также при формулировке темы необходимо  избегать таких слов и словосочетаний, как «некоторые проблемы», «анализ», «исследование» и «изучение», поскольку работа, по определению, является исследовательской.

Не рекомендуются темы, сформулированные с союзом «и», поскольку он свидетельствует о рядоположенности выделяемого, а не о проблеме для разрешения. В некоторых случаях, когда проблема не является в чистом виде социологической, после двоеточия допускается уточнение: «социологический аспект».

В названии темы не допускаются придаточные конструкции. Она должна быть предельно краткой и ёмкой.

2. Структура работы

 

Содержание исследования определяется избранной темой, целью и задачами исследования. Структура работы традиционна: введение; две главы, содержащие по два параграфа каждая; заключение; список литературы и приложение. Здесь также все формулировки разделов должны раскрывать отдельные аспекты заявленной темы и быть проблемно ориентированными. При просмотре оглавления должно быть ясно, какая задача разрешается в каждом параграфе. Курсовая работа представляет собой самостоятельное изложение темы с элементами исследования или собственное эмпирическое исследование. В отношении стандартных требований предполагается, что студент уже овладел навыками самостоятельной работы над источниками и умеет их систематизировать и обобщать.

Если работа структурирована по главам и составляющим эти главы параграфам, глав не должно быть много (оптимальное количество для курсовой работы - 2). Если параграфы не выделяются, то количество разделов может быть увеличено до 3-4. Это требование подходит только для курсовой работы. В выпускной квалификационной работе обязательно выделять две главы, разделенные на параграфы.

 

Пример структуры ВКР:

Введение

Глава 1. Теоретические основания изучения функций Интернета в образовательном процессе регионального университета

1.1. Анализ роли Интернета в развитии социальных отношений

1.2. Практики использования образовательных Интернет-технологий в региональном университете

Глава 2. Опыт эмпирического анализа ресурсов Удмуртского государственного университета в развитии образовательных Интернет-технологий

2.1. Определение методики эмпирического исследования использования Интернета студентами УдГУ

2.2. Эмпирическая оценка актуального уровня использования Интернет-технологий в УдГУ

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

3. Начало работы с материалами

 

После согласования темы курсовой и ее разделов с научным руководителем необходимо приступить к работе над источниками. Каждый параграф должен иметь опорные источники, которые будут полезны в проведении анализа для разрешения проблемы, сформулированной в названии раздела.

Для ускорения процесса рекомендуется прописать ключевые слова и словосочетания в поисковой строке Интернет, например, в Яндексе. Получив списки, нужно их просмотреть, скопировав  необходимое. В современных источниках полезно смотреть списки литературы, производя затем вторичные круги запросов в поисковой системе. Все это – лишь материал для последующего самостоятельного анализа, так как любая разновидность плагиата будет сразу определена электронной формой предварительного контроля научным руководителем или методистом кафедры.

Рекомендуется создать каталог адресов сайтов библиотек с социологическими ресурсами. Особо приветствуются полнотекстовые материалы со страничной разметкой. Они позволяют не обращаться к бумажным носителям обычной библиотеки. Последняя, тем не менее, располагает существенно большими фондами, включая актуальную научную периодику. Поэтому работа с источниками всегда предполагает маршрутизацию в двух направлениях: поиск материала для анализа на электронных ресурсах и в каталогах университетской библиотеки.

Предельный объем для электронных ссылок – не более трети всех цитируемых изданий. Ссылки на учебники и словари допускаются только для курсовых работ на 2 и 3 курсах. Ссылки могут быть как прямыми, так и косвенными. Зияние ссылок, т.е. несколько ссылок на один источник, - также недопустимо.

 

4. Технические правила оформления

 

Образцы титульного листа и постраничных ссылок приведены в Приложении.

Лист Содержание – второй после титульного, оформляется с указанием страниц разделов.

 Во всей работе точки после заголовков не ставятся. С новой страницы начинаются разделы: Введение, Главы 1 и 2, Заключение, Список литературы, Приложение. Параметры для основного текста: набор – в редакторе Word, шрифт - Times New Roman, кегль - 14, интервал – 1,5, абзацный отступ – 5 пунктов. Поля страницы: левое – 3 см, верхнее – 2 см, правое – 1 см, нижнее – 2 см. Заголовки разделов набираются полужирным шрифтом  заглавными буквами через один интервал симметрично основному тексту. Переносы в словах заголовков не допускаются.

Нумерация страниц производится в средине верхнего колонтитула, начиная с третьей на листе Введения. Титульный лист и страница содержания не нумеруются.

Язык изложения должен быть простым, без накрутки придаточных конструкций. Следует избегать наукообразия, отдавая предпочтение ясному академическому стилю изложения. Использование местоимения «я», конструкции «по моему мнению» - не рекомендуется. Предпочтительны безличные обороты, такие как: «считается», «удостоверено то, что»,  «можно/следует предположить», «очевидно то, что» и т.д.

Абзац должен содержать законченную мысль. Абзацы из одного предложения, вводные пояснения в скобках, пронумерованные перечни и списки -  не допускаются. В случае перечисления нескольких авторов, фамилии приводятся в алфавитном порядке. Российские и зарубежные авторы группируются отдельно. Абзац должен начинаться с красной строки. Отступ абзаца – 12,5 мм от левой границы текста.

Сноски оформляются постранично под чертой. Кегль - 10, интервал – 1. Нумерация сносок – с единицы на каждой странице. Инициалы авторов в сносках и списке литературы ставятся после фамилий, в основном тексте – перед ними. В сносках не ставятся издательства и приводятся конкретные страницы цитируемых фрагментов. В Списке литературы – напротив, указание издательства и  общее число страниц источника – обязательны.

Грамотность набранного текста проверяется включением программы Редактор. Красное подчеркивание – грамматическая ошибка, зеленое - синтаксическая или стилистическая. Невычитанные  и неотформатированные тексты приводят к снижению оценки за курсовую работу. Следует также обратить внимание на недопустимость многократных повторов однокорневых и служебных слов в одном абзаце и на странице.

Ссылки на литературу, упоминаемую в тексте, оформляются в виде постраничных сносок.

В сноске указывается автор, инициалы, название работы, выходные данные  (для книг – издательство не указывается), страница, с которой взята цитата или высказывание.

Примеры сносок:

1 Киселев Г. Цифры нашего времени// Мир Интернет. 2002, №9. – С. 18.

2 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. - С. 496.

3 Там же.

4 Киселев Г. Цит. соч. – С.7.

5См., напр.: Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление образовательными системами. Саратов, 2001. – 54 с.; Государственно-общественные отношения и взаимодействия в образовании / Под ред. Н.В.Акинфиевой. – Саратов, 2002. – 128 с.

6 Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии// Социол. исслед. – 2000, № 11. – С.19.

7 См.: Ушакин С.А. Поле пола: в центре и по краям//Вопр. философии. – 1999, № 5. – С. 71-86.

8Buss D.M. Sexual Conflict: Evolutionary Insights into Feminism and the Battle of the Sexes// Sex, Power and Conflict/Ed. by D.M. Buss et al. – N.Y., 1996 – P. 231-268.

9Цит. по: Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. – М., 2000. –  256 с.

10Марача В.Г. Три лекции по введению в социологию культуры. 

 

В библиографическом списке указываются все источники, которые использовались при написании работы, а не только те, на которые были сделаны ссылки в тексте работы. Это могут быть официальные документы, учебники, учебные пособия, монографии, диссертации, статьи, справочники и т.д. Для ВКР объем используемых учебников и словарей должен быть минимален, а объем использованной научной литературы (монографий, статей и т.д.) – максимален.

Литературные источники располагаются в алфавитном порядке авторов или названий (если автор отсутствует, например, в сборниках статей,  коллективных монографиях, статистических сборниках и т.д.). Сначала идут источники на русском языке, а потом – на иностранных языках. Все источники должны быть пронумерованы арабскими цифрами (сквозная нумерация по всему списку литературы). При оформлении источника следует руководствоваться также использованием существующих правил библиографического описания различных видов документов – ГОСТ 7.1 – 2003 (см. Приложение 2).

Рекомендуемый объем курсовой работы

Для 2 курса – 25 - 30 страниц,

Для 3 курса – 30-40 страниц,

Для 4 курса – 40 -45 страниц,

Для выпускной квалификационной работы бакалавра – 50-70 страниц.

Для выпускной квалификационной работы специалиста и магистра – 60-90 страниц.

 

5.  Раздел «Введение»

 

Введение структурируется на обязательные подразделы, начинающиеся с абзацев и выделяемые полужирным шрифтом: Актуальность, Степень разработанности проблемы, Объект исследования, Предмет исследования, Цель, Задачи, Теоретико-методологические основания исследования, Структура работы. Постраничные ссылки во введении не уместны.

5.1.  Актуальность

Подраздел Актуальность должен содержать только обоснование актуальности темы исследования. Объем – не более 1,5 страниц.

5.2.  Степень разработанности проблемы

Здесь производится краткий обзор всего существующего исследовательского задела, наработанного отечественными и зарубежными авторами. Логика изложения – в хронологическом порядке, тематическая. Необходимо показать основные направления и подходы, с уточнением какой именно аспект проблемы разрабатывался тем или иным автором. Перечни фамилий представителей направлений – в алфавитном порядке, инициалы – впереди. Объем подраздела – 1,5-3 стр.

5.3. Объект исследования

Объект исследования – фрагмент реальности, обозначение границ изучаемого, выделение того, на что будет направлено исследование. Определение объекта предполагает возможность проблемы для разрешения. Например: Удмуртский государственный университет как типичный классический региональный университет Российской Федерации. Здесь и далее – примеры из дипломной работы Н.Ю.Рупасова.

5.4. Предмет исследования

Предмет всегда уже объекта. Это – конкретный элемент или процесс в рамках объекта. Именно предмет определяет проблемную формулировку курсовой работы. Тема и предмет исследования не должны быть тождественны. Пример темы: Интернет-технологии как социальный механизм взаимодействия субъектов образования в развитии регионального университета. Пример предмета исследования: противоречия использования Интернета в реализации образовательных и научно-исследовательских задач университетов.

5.5. Цель и задачи исследования

Целью исследования является предполагаемый  теоретический или теоретико-прикладной результат выполнения курсовой работы. Цель может быть только одна. Формулировка цели также не должна обнаруживать дублирование наименования самой работы. Пример: выявление основных противоречий использования информационно-образовательных ресурсов Интернета в развитии регионального университета.

Переходом к следующему подразделу должна быть стандартизованная фраза:  Для достижения поставленной цели необходимо разрешение следующих исследовательских задач.  Далее ставится двоеточие, переход к новому абзацу не производится; начиная с дефисов, приводятся лаконичные формулировки задач, соответствующие наименованиям параграфов. 4 параграфа – 4 задачи.

При их оформлении не допустимо использование глаголов: «рассмотреть», «изучить», «исследовать»,  «проанализировать». Рекомендуемые глаголы: «определить», «выявить», «прояснить», «обосновать», «уточнить». Например:

- определить функции Интернет  в трансформации и развитии социальных институтов и организаций;

- выявить основные противоречия формирования информационно-образовательного пространства регионального классического университета.

5.6. Теоретико-методологические основания исследования

Теоретико-методологические основание также содержат два подраздела. В случае теоретической работы, соответственно, методы будут только теоретическими.  В работе теоретико-прикладного характера во втором подразделе приводится эмпирическая база, с указанием методики исследования.

Методологические основания теоретической работы или части исследования содержат краткую характеристику направлений и подходов, выделенных в качестве отправных. Простое их перечисление не достаточно. Необходимо четко указать используемые в этих подходах методы, а также обосновать их целесообразность для проведения анализа в курсовой работе. В виде исключения для разных разделов исследования допускается применение нескольких взаимно не противоречивых методов. Возможность их согласования также придется обосновать.

Подраздел Эмпирическая база предполагает информирование о результатах проведенных прикладных исследований: название исследования; место и время проведения; методика исследования; объем и тип выборки. Нормативным требованием к выпускной квалификационной работе является проведение 1 качественного и 1 количественного исследования. Если массовый опрос не менее 70-100 респондентов, в связи со спецификой темы, представляется невозможным, проводятся два качественных исследования. Объем выборки для качественного исследования – 8-10 человек.

5.7. При наличии публикаций и выступлений на конференциях структура Введения дополняется подразделом Апробация работы. Пример: Основные положения курсовой  работы получили апробацию на научных и научно-методических конференциях "Студент и научно-технический прогресс" (Новосибирск, 2000 г.),  "Научно-практическая конференция студентов и аспирантов УдГУ" (Ижевск,  2000, 2001, 2002 гг.), Открытом конкурсе Министерства образования РФ на лучшую научную работу студентов в высших учебных заведениях РФ по специальности "социологические науки" (диплом лауреата, 2003 г.).

5.8.   Структура работы

Последний подраздел Введения оформляется по шаблону: Работа состоит из Введения, двух глав, четырех параграфов, Заключения и Списка литературы, включающего _____ наименований источников.

            Максимальный объем введения для ВКР – до 7 страниц.

  

6. Основная часть работы 

Основная часть курсовой работы пишется подробно и обстоятельно. Здесь необходимо дать обзор изученной литературы с оценкой и, по возможности, типологизацией различных точек зрения. Желательно обосновать и аргументировать собственную позицию по спорным вопросам. Приводятся статистические данные и фактический материал, собранный автором. Оптимальная структура основной части должна включать 2 главы и 2 параграфа. Увеличение количества параграфов - не более, чем до 3 – допускается, в основном, для магистерских диссертаций. В этом случае рекомендуется симметричная структура работы: одинаковое количество параграфов в первой и второй главах. Далее приводятся требования к выпускной квалификационной работе – ВКР, включающей теоретическую и эмпирическую части. Студентам, выполняющим курсовые работы на младших курсах обучения, к рекомендациям по оформлению прикладных результатов следует обратиться несколько позже.

6.1. Первая глава должна содержать теоретико-методологические основания изучения проблемы и включать в себя следующие элементы:

1. Определение основных понятий и анализ научных теорий.

Например, если тема курсовой работы "Государственные служащие как социальная группа", то в первой главе необходимо дать определение понятия "социальная группа", выделить основные признаки социальных групп, а также обосновать то, что государственные служащие также соответствуют этим признакам и могут считаться социальной группой. 

При необходимости эту главу можно включить параграф, в котором рассматриваются основные особенности социальной группы госслужащих и их отличия от других социальных групп, например, ученых или русских. При написании этой части студент может пользоваться различными учебниками и словарями по социологии, научными трудами классиков социологии. Например, при определении понятия "социальная группа" целесообразным будет изучить работы П.Сорокина или Э. Гидденса.

Важно отметить, что особенностью курсовой работы в отличие от реферата, является то, что основным ее элементом является научный поиск, поэтому в первой главе целесообразным будет представить различные подходы к определяемым понятиям. Здесь акцент должен быть сделан на социологических подходах и их особенностях. Студент должен отразить в работе всю спорность и неоднозначность определений, многообразие точек зрения на объект предполагаемого исследования. Тем не менее,  вывод к главе или к параграфу должен содержать обобщенный анализ этих точек зрения и попытку автора на основе этого анализа дать собственное определение изучаемому явлению.

2.  Выявление взаимосвязи исследуемой проблемы с социальными процессами в современном российском обществе. В этом разделе изучается современное состояние исследуемой подсистемы, ее основные проблемы и перспективы. Для этого студент может привлекать материал не только из учебной и научной литературы (учебников, монографий), но и из статей в различных научных журналах. В данном случае могут быть использованы как социологические периодические издания, так и журналы по проблемам конкретной сферы социальной жизни, например, "Вопросы образования", "Чиновник", "Вестник здравоохранения" и т.д., где обсуждаются основные проблемы и перспективы определенной отрасли. 

Здесь также важным является акцент на взаимосвязи развития исследуемого института с социальными проблемами общества в целом, на том, как изменения в этом институте могут способствовать решению социальных проблем или трансформации социальной структуры современного российского общества.

Таким образом, первая глава может содержать один или несколько параграфов, однако, в ней должны быть представлены два описанных выше  аспекта.

6.2. Вторая глава ВКР должна включать результаты социологических исследований изучаемой проблемы, а также выявление роли социологических исследований в практике анализа исследуемой проблемы. Ее необходимыми элементами являются следующие:

1. Обоснование необходимости социологического исследования для решения проблем исследуемой отрасли, региона, предприятия. Здесь могут быть использованы результаты уже проведенных социологических исследований в этой области. Результаты таких исследований следует искать в журналах "Социс", "Мир России", «Социология»  и в других периодических изданиях, а также на сайтах ВЦИОМ, Левада-центра, Института социологии РАН и др.  

2. Виды и методы социологических исследований, применяемых для эмпирического изучения рассматриваемой проблемы. Здесь не следует излагать все возможные методы, используемые в социологической практике. Студент должен выбрать только те методы, которые он считает целесообразным использовать при исследовании интересующей его проблемы. Студент может пользоваться также учебниками по социологии, содержащими раздел "Социологическое исследование", а также специальными учебниками по методам эмпирических исследований (например, Ядова, Батыгина, Ноэль и др.)

3. Программа социологического исследования определенного аспекта изучаемой проблемы. Область исследования может быть намного уже темы работы в целом, поскольку в рамках даже самого масштабного исследования невозможно охватить все аспекты, например, модернизации образования, проблемы социального института госслужбы или направления развития органов местного самоуправления.

Именно эта часть работы должна содержать максимальное сужение проблемы до какого-то одного аспекта, например, предоставления определенной услуги населению, особенностей развития какого-то отдельного учреждения, особенностей управления персоналом в конкретном отделе и т.п.

4. Результаты собственного исследования. Эта часть является обязательной для студентов 3 и курса бакалавриата, выпускной бакалаврской работы и магистерской диссертации. Для бакалаврской выпускной работы достаточно проведение одного исследования (количественного или качественного), а для магистерской диссертации необходимо  Количественное исследование может носить пилотажный характер и объем выборки в нем может ограничиваться несколькими десятками (от 70 человек).

 

6.3. Рекомендации по составлению программы социологического исследования. Исследовательская часть работы должна быть представлена, начиная с 3 курса бакалавриата. На ее начальном этапе составляется программа социологического исследования. Следует отметить, что для выпускной квалификационной работы бакалавра или магистра не является обязательным включение программы в основной текст исследования. Ее рекомендуемся размещать разделе Приложение. Вместе с тем, такие ее компоненты, как цель, задачи, объект, предмет, выборка, - должны быть представлены в основном тексте 2 главы, в начале соответствующего параграфа.

В любом учебнике по общей социологии, не говоря об учебниках по специальной социологии (методика и техника исследования), представлены основные элементы и стадии подготовки программы социологического исследования. Чаще всего это - описания задач, целей, актуальности, выборки, общетеоретических методов. Роль программы исследования в развитии социологии велика, но ее не следует преувеличивать. Программа социологического исследования — это рабочий механизм социологического поиска.

Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых — представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса.

Программа социологического исследования включает: методологическую часть — формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическую часть — определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на компьютере. Однако в курсовой работе достаточным будет использование следующих элементов структуры программы:

1. Формулировка и обоснование проблемы. В исследовании социальная проблема рассматривается как проблема «знания о незнании» определенных сторон (количественных и качественных характеристик) явления или процесса. Социальной проблемой называют существующую в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп, либо  социальных институтов. Это  может быть незнание причин роста молодежной преступности, увеличения безработицы или снижения жизненного уровня населения, снижения спроса на отечественную бытовую  технику или политического рейтинга главы государства, превышения  эмиграции над  иммиграцией и т.п.

Социальные проблемы классифицируются в зависимости от цели исследования, масштабов, продолжительности существования противоречия, его глубины.

В соответствии с целью исследования, различают проблемы гносеологические и предметные. Гносеологические проблемы порождены недостатком знаний о состоянии или тенденциях изменения социальных процессов. Предметные проблемы — проблемы, порожденные столкновением интересов групп населения, либо социальных институтов, дестабилизирующие жизнедеятельность общества.

По масштабам проблема может быть общенациональной, региональной или местной. По продолжительности существования проблемы делятся на краткосрочные, среднесрочные и длительные. Неудовлетворенность персонала фирмы стилем руководства менеджера относится к кратковременной проблеме, поскольку ее можно решить в течение недели-месяца. Проблему адаптации того же персонала к новой форме организации или оплаты труда следует отнести ко второму типу, а вот проблему адаптации его к рыночным условиям правильнее квалифицировать как долгосрочную. Действительно, эмпирические исследования показывают, что на адаптацию у людей уходит от 3 до 5 лет и более.

По глубине описания объективных противоречий различают проблемы, затрагивающие одну сторону социального явления (например, отношение сельских жителей к частной собственности на землю), и проблемы, касающиеся множества сторон явления, отражающие их дисбаланс (например, изменение взаимоотношений в семье как социальном институте, когда затрагиваются процессы распределения ролей, формы социализации, межличностные конфликты).

В процессе формулировки проблемы исследования социолог стремится точно выразить проблемную ситуацию (и реальное противоречие, ее обусловившее), избегая при этом чрезмерно широких и абстрактных определений. Чаще всего первоначально проблема формулируется именно абстрактно, в процессе постановки задачи исследования она конкретизируется и к моменту выхода в «поле» приобретает четкий, завершенный вид. Если проблема очерчена не ясно, социологу придется искать ответ не на одну, а на множество проблем, а, значит, в полной мере ему не удастся решить ни одной.

Браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования не целесообразно, поскольку это усложняет инструментарий и делает его излишне громоздким, что, в свою очередь, снижает, во-первых,  - качество собираемой информации, во-вторых, - оперативность исследования (что ведет к старению социологических данных).

2. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком — люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа — студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п. Если, например, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и преподаватели.

Предмет исследования включает в себя стороны, свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. Причины неуспеваемости в вузе — это предмет исследования. Он представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

1. Характеристики методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения); структура применяемого методического инструментария, указывающая, на выявление каких характеристик, свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок вопросов.

2. Инструментарий (анкета, бланк интервью, карточка наблюдателя, кодировочный бланк) не размещаются в тексте курсовой  или выпускной работы. Однако его включение в раздел Приложения является обязательным. Если исследование уже проводилось, или студент проводит его в рамках курсовой работы, то приветствуется также изложение этих результатов в виде текста. Возможно также использование таблиц или графиков. Следует отметить и практическую значимость проведенного исследования, то есть, насколько его проведение способствовало решению тех или иных социальных проблем.

6.4. Рекомендации по анализу и оформлению результатов эмпирических исследований. Главное требование к анализу результатов исследования в курсовой или дипломной работе: он не должен быть похож на отчет социологического исследования, то есть, должен удовлетворять следующим требованиям.

· В текстовых материалах соответствующего параграфа не должно быть много таблиц и графиков. Необходимо выбирать лишь наиболее яркие, «говорящие» таблицы. Остальные таблицы и графики можно поместить в приложение. Нумерация таблиц – сквозная по всему тексту работы. К каждой таблице необходим соответствующий заголовок. Он может быть, как в традиционной форме, так и в форме вопроса анкеты, который подвергся анализу.

· Если в тексте приводятся таблицы, взятые из других источников, кроме  самостоятельно проведенного студентом социологического исследования, например, если проводится вторичный анализ исследований, либо результаты своего исследования сравниваются с другими исследованиями, а также в случае использования статистических материалов (переписи, ежегодников, статистических сборников и т.п.), необходимо указывать источник в виде постраничной сноски. Сноску можно сделать к заголовку таблицы.

Пример оформления таблицы:

 Таблица 6. Средние оценки

характеристик Интернет-ресурсов

Характеристика

Оценка

(в баллах)

новизна

3,64

возможность найти в библиотеках

3,07

удобство чтения

3,43

легкость поиска

3,57

быстрота получения

 

При необходимости таблицу можно переносить на другую страницу (большие таблицы лучше всего помещать в  приложениях). Над продолжением таблицы сверху слева с красной строки печатаются слова «Продолжение таблицы 1». Название таблицы на новой странице не повторяется. Заголовки столбцов таблицы пронумеровываются, и на следующей странице не повторяется текст заголовков, а проставляется только соответствующий номер столбца.

Не допускается начинать таблицу внизу страницы, если после названия таблицы остается только ее заголовочная часть, либо заголовочная часть плюс одна – две строки содержания, причем основная часть остается на следующем листе.

Графики необходимо сопровождать подписью с  названием типа:

Рис.1. Оценка удовлетворенности трудом.

· Каждую таблицу или график  необходимо сопроводить развернутыми комментариями: попытаться объяснить причины полученных цифровых результатов. При этом социолог может воспользоваться результатами уже проведенных по этой тематике исследований, сравнить их со своими и выявить определенные закономерности изучаемых явлений. Обязательной является ссылка в тексте на соответствующую таблицу или график.

· То же самое относится и к использованию цитат в качественных исследованиях (интервью, эссе и т.п.). Следует выбирать лишь самые яркие из них. Необходимо помнить, что цитаты являются лишь иллюстрацией для развернутого авторского анализа, поэтому в тексте их не должно быть много. Целесообразно будет обобщить, сгруппировать те тенденции, которые выявились в ходе качественного исследования, и представить их в виде аналитических выводов.

· В конце анализа необходимо сделать обобщенные выводы к проведенным исследованиям и при необходимости дать рекомендации по использованию их результатов.

 

Заключение к работе содержит основные выводы по задачам и перспективы для дальнейшего возможного исследования проблемы. Объем заключения – 3-4 страницы. Заключение не должно повторять выводы к параграфам. Необходимо обобщить материал параграфов, сделать его более емким, кратким, наметить новые направления исследования проблемы.

Заканчивается курсовая работа библиографическим списком. В него следует включать только те работы, которые использовались при написании. Список научных работ оформляется в алфавитном порядке. Перечень источников в списке библиографии должен быть единообразным. У книг, брошюр записываются: фамилия, инициалы автора; точное название работы; место издания и наименование издательства, год издания и общее число страниц источника

В приложения необходимо включить: программу социологического исследования, инструментарий (анкета, бланк интервью, кодировочная карточка, гайд и т.д.), не вошедшие в основной текст таблицы и графики. Каждое приложение должно  начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии более, чем одного приложения, их следует нумеровать  арабскими цифрами без знака №, например: Приложение 1. Каждое Приложение рубрицируется в разделе Содержание как самостоятельное.

7. Подготовка к защите и презентации работы

Защита курсовой и выпускной квалификационной работы – итог научно-исследовательской деятельности студента. После согласования с научным руководителем текста работы, ее правильного оформления и распечатки работу следует сшить (для курсовой работы – достаточно папки-скоросшивателя, для дипломной работы – типографский переплет. За неделю  до защиты работа сдается на кафедру.

К курсовой работе прилагается отзыв научного руководителя, в котором содержится информация о допуске к защите (для ВКР) и рекомендумеая оценка, которая является ориентиром для процедуры публичной защиты (для курсовой работы). К выпускной квалификационной работе прилагается отзыв научного руководителя и внешняя рецензия. Требования к рецензенту:

· Рецензент должен быть специалистом в исследуемой или близкой к ней области – преподавателем или руководителем организации (подразделения) соответствующего вида деятельности. Например, работа на тему «Особенности формирования имиджа органов внутренних дел» может быть отрецензирована преподавателем с любой правовой кафедры (не ниже кандидата наук), либо руководителем Пресс-службы МВД УР.

· Рецензент не должен работать на выпускающей кафедре.

· Для преподавателя – обязательно наличие  ученой степени кандидата или доктора наук, для специалиста – наличие руководящей должности.

· Рекомендации по назначению рецензента должен дать научный руководитель.

Рецензенту необходимо отнести дипломную работу не позже, чем за 10 дней до защиты. Для этого необходимо распечатать второй экземпляр работы. Предварительно необходимо согласовать с рецензентом время встречи и способ предоставления текста работы (в печатном., электронном виде). В рецензии обязательно должны присутствовать 3 компонента:

1. Замечания, на которые дипломник отвечает в ходе защиты.

2. Рекомендуемая оценка.

3. Печать учреждения или организации. В случае, когда рецензент работает в УдГУ, печать необходимо поставить в отделе делопроизводства (к. 230, 1 корп.)

Защита курсовой работы или ВКР является публичной и обычно состоит из следующих этапов:

1. Выступление защищающегося (5-7 минут). Необходимо кратко изложить основные цели работы и ее основные результаты.

2. Ответы на вопросы. Вопросы могут задаваться студентами, преподавателями,  членами ГАК (в случае защиты ВКР).

3. Зачитывание рецензии (при защите ВКР) и ответы на замечания рецензента).

 

Желательно, чтобы защита курсовой или дипломной работы сопровождалась презентацией. Презентация – это последовательность зрительных образов (слайдов, картинок), в котором можно максимально компактно, но при этом наглядно представить содержание и результаты работы.

Презентация должна максимально отражать результаты работы, но представлять именно те аспекты, которые можно показать в краткой и наглядной форме. В презентации обязательно должны присутствовать следующие аспекты:

1. Название работы, ее цель, задачи, используемые методы.

2. Краткое изложение теоретической части (1-2 самых важных определения, теории). Наиболее распространенной ошибкой является включение в слайд больших текстовых фрагментов, которые являются не читаемыми. Здесь следует произвести редактирование текста, оставляя самое основное, с минимальным присутствием придаточных конструкций.

3. Основное содержание слайдов должны составить материалы второй главы работы, а именно: схемы, таблицы, графики и т.д., отражающие суть проведенного исследования, а также предложенные в работе рекомендации.

Оптимальное количество слайдов – 10-12, большее их число может существенно снизить ожидаемый эффект. Таким образом, рекомендуется сказать несколько более, чем отражено на слайдах, но в пределах отведенного регламента.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Оформление титульного листа

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социологии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

____________________________________________________

(название)

                                                          

 

Выполнил(а) студент(ка)  (ФИО)

Факультет, группа 

Научный руководитель:

Ф.И.О., ученая степень и звание

 

 

 

 

Ижевск – 20__ г.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социологии

  

 

_______________________________________________________

(ФИО студента)

 

Выпускная квалификационная работа

(Магистерская диссертация) 

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

(название ВКР)

 

 

Научный руководитель

уч. степень, уч. звание, должность

Ф.И.О.

 

 

 

Ижевск - 20 __ г.

Приложение 2. Примеры библиографического описания

 

Книги 1, 2, 3 авторов

1. Богачев С. П. Основы новой теории спроса / С. П. Богачев. – Калуга : Облиздат, 2001. – 160 с.

2. Глебанов А. Ю. Теоретические вопросы аспектов международной торговли инновациями / А. Ю. Глебанов, В. В. Лебедев. – М. : МАКС-пресс, 2001. – 63 с.

3. Османов М. Н. Проблема использования инвестиционного потенциала российских регионов / М. Н. Османов, Г. И. Магометов, М. М. Османова. – М. : МАКС-пресс, 2001. – 165 с.

 

Книги 4-х и более авторов

1.  Управление персоналом организации / А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, И. Е. Ворожейкин, О. Н. Громова ; под ред. А. Я. Кибанова. – М. : Инфра - М, 2001. – 295 с.

2.  Экономика предприятия: Учеб. для вузов / В. Я. Горфинкель, В. А. Швандар [и др].; под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. – 3-е изд., перераб., доп. – М. : Юнити, 2001. – 718 с.

 

Официальные документы

1. Российская Федерация. Гос. Дума (2000 – ). Государственная Дума : стеногр. заседаний: бюллетень Федер. Собр. Рос. Федерации. – М. : ГД РФ, 2000. – 30 с.

2. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г. – М. : Ось-89, 2001. – 47 с.

3. Российская Федерация. Законы. Закон города Москвы «Об охране труда в городе Москве». – М. : Мажестэ-М, 2001. – 16 с.

 

Описание официальных документов

1. Российская Федерация. Законы. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения : проект Федер. закона Рос. Федерации // Рос. газета. – 2002. – 21 марта.

2.  Президент Удмуртской Республики. Об основах государственной политики в сфере социально- экономического развития села: закон от 27 февр. 2002 г. № 15 – РЗ // Известия Удмурт. Респ. – 2002. – 20 марта.

 

Многотомное издание

1. Справочник практического врача: в 2 т. / сост. В. И. Бородулин. – 8-е изд. – М. : РИПОЛ классик, 2001.

2. Аверченко А. Т. Сочинения: в 2 т. / А. Т. Аверченко. – М. : ЛАКОМ, 2000.

 

Описание отдельного тома

1.  Соловьев В. С. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. / В. С. Соловьев. – М. : Наука, 2000.– Т. 1. : Сочинения. 1873-1876. – 390 с.

 

 

Статьи из газет

1. Геннадьева С. Синергетика – ключ к преодолению «кризиса компетентности» / С. Геннадьева // Удмурт. правда. – 2002. – 28 марта.

2. Донская О. Кто есть кто в семье удмуртской? / О. Донская // Известия Удмурт. Респ. – 2002. – 16 янв.

 

Статьи из журналов

1. Зарандия Т. Просрочка должника и кредитора: сравнительно-правовое исследование / Т. Зарандия // Государство и право. – 2001. – № 8. – С. 105–108.

2. Воронов Л. Н. К проблеме классификации нейронов стриатума конечного мозга птиц / Л. Н. Воронов, В. В. Алексеев // Журн. высш. нерв. деятельности им. Павлова. – 2001. – Т. 51, вып. 4. – С. 477–483.

 

Статьи из сборников

1. Алабужев С. В. Позитивные самосознание и самоотношение как факторы развития здоровой личности подростка / С. В. Алабужев // Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной среде: тез. докл. респ. Межведомствен. науч.-практ. конф. – Ижевск, 2001. – С. 13–16.

2. Грушина А. Г. Личность в свете развития культуры / А. С. Грушина // Текст – 2000: Теория и практика: Междисциплинарные подходы : материалы Всерос. науч. конф., 24-27 апр. 2001 г. – Ижевск, 2001. – Ч. 1. – С. 13–14.

 

Описание произведений из собрания сочинений

1.  Лосев А. Ф. Творческий путь Владимира Соловьева / А. Ф. Лосев // Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. /

2. В. С. Соловьев. – М., 1996. – Т. 1. – С. 3–32.

 

Оформление нормативных документов

ГОСТ 7.9–95 (ИСО 214–76). Реферат и аннотация. Общие требования : межгос. стандарт. – Введ. 01.07.97 // Стандарты по издательскому делу / сост. А. А. Джиго, С. Ю. Калинин. – М., 1998. – С. 132–137.

 

Описания электронных ресурсов

1.   Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: Электрон. дан. – М. :   АСТ, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. Цветков В. Я. Компьютерная графика [Электронный ресурс] : рабочая программа для студентов заоч. формы  обучения геодез. и др. специальностей / В. Я. Цветков – Электрон. дан. и прогр. – М. : МИИГАиК, 1999. – 1 дискета. – Систем. требования : IBM PC.

3.  Атлас-98 [Электронный ресурс] : 3 D. – Электрон. дан. и прогр. – [М.], 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) :  зв., цв. – Сист. Требования : PC 486 DХ-33.

4.      Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; под ред. Т. В. Власенко ; Web-мастер Козлова Н. В. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1997. – Режим доступа: http://www.rsl.ru.

5.  Исследовано в России [Электронный ресурс] / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный : МФТИ, 1998.

Приложение 3. Образец оформления Списка литературы, не менее 50 наименований. Кегль 14-й, 1,5 интервала.

 

Список литературы

 

1.  Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. – 336 с.

2. Аверьянов Л. Я., Рунов А. В. Современные проблемы интернет-обучения // Информатика и образование. - 2003. - №5. – С. 70-78.

3. Алексеев А. П. Массовая коммуникация как объект социологического исследования // Массовая коммуникация в социалистическом обществе / под ред. А. В. Дмитриева и др. - Л.: Наука, 1979. – С. 43-57.

4. Арефьев П. Г. Интеграция российского академического сообщества в глобальные коммуникации // Социологический журнал. – 2001. – №2. - С. 25-39.

5. Астляйтнер Г. Дистанционное обучение посредством WWW: социальные и эмоциональные аспекты // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.  А. Е. Войскунского. - М.: «Можайск-Терра», 2000. – С. 333-366.

6. Афанасьев Ю. Н. Гуманитарный университет третьего тысячелетия. М.: Изд-во Росс. гос. гуманит. ун-та, 2000. – 460 с.

7. Батыгин Г. С. Социология интернет: наука и образование в виртуальном пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Социология».  – 2001. -  №1. - С. 6-16.

8. Баразгова Е. С. Американская социология: традиция и современность. Екатеринбург: Деловая книга , 1997. – 174 с.

9. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. – 320 с.

10.  Белл. Д. Грядущее постиндустриальное общество / Пер. с англ. -  М.: Academia, 1999. – 783 с.

11. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / Пер. с англ.; Под ред. П. С. Гуревича - М.: Прогресс, 1986. – С. 330-342.

12. Браун Ф. Социальные изменения и образование в России// Молодежь России на рубеже 90-х гг. Кн. 2 / Под ред. М. М. Малышева. - М.: ИС РАН, 1992. – С. 152-165.

13. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: Изд-во МГУ, 1991. – 128 с.

14. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или конец Социального / Пер с фр. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. – 96 с.

15. Бокарев Т. В. Энциклопедия интернет-рекламы. М.: Промо-РУ, 2000. – 416 с.

16. Васильев В. Н. Региональные аспекты информатизации непрерывного образования // Информатика и образование. – 1996. -  №2. – С. 7-8.

17.  Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 805 с.

18. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. – 204 с.

19. Вершинская О. Н., Ершова Т. В. Готовность России к информационному обществу. М.: Российский портал развития, 2001. – 113 с.

20.  Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана / Пер. с фр. – М.: ИТДК "Гнозис", 2002. – 192 с.

21. Вишневский Ю. Р. Социология молодежи: междисциплинарные связи // Учен. зап. НТГПИ, сер. "Общественные науки". – 2001. – вып. 1. – С. 68-75.

22. В поисках золотого Рунета // Коммерсантъ-Власть. – 2000 - 5 декабря.

23. Гагин А. Все СМИ – электронные (грозит ли передел полю сетевых изданий?) // Известия. - 2002. - 20 марта.

24. Гессен С. И. Избранные сочинения. М.: РОССПЕН, 1999. – 815 с.

25. Гмурман В. Г. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1998. – 257 с.

26. Годин В. В. Управление информационными ресурсами. М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 324 с.

27. Громыко Н. В. Интернет и постмодернизм – их значение для современного образования // Вопросы философии. – 2000. – №2. – С. 175-180.

28. Дайзард У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе/ Пер. с англ.; Под ред. П. С. Гуревича. - М.: Прогресс, 1986. – С. 343-356.

29. Делез Ж. Логика смысла / Пер. с фр. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 480 с.

30. Делицын Л. Догнать Бразилию // Независимая газета. - 2002. - 11 ноября.

31. Делицын Л. Пожар, теракт, "Норд-ост" // Независимая газета – 2000. -  15 ноября.

32. Долженко О. В. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования: Автореф… д-ра филос. наук. М., 1995. – 54 с.

33. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе / Пер. с англ.; Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. – С. 67-71.

34. Дронишинец Н. П. Государственная политика Японии в сфере образования: Автореф… д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1997. – 43 с.

35. Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ.??? -  М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 382 с.

36. Ефимов Ю. Е. Новые информационные технологии в управлении и образовании. Самара: Изд-во Самарского гос. ун-та, 2001. – 159 с.

37. Жожиков А. В. Проблемы и пути формирования региональной информационной культурно-образовательной среды в глобальной сети Интернет // Университетский менеджмент: теория и практика. – 2001. -  №4. – С. 46-50.

38. Журавлев В. А. Классический исследовательский университет: концепция, признаки, региональная миссия // Университетское управление: практика и анализ. – 2000. - №2. - С. 25-32.

39.  Зборовский Г. Е. Образование: от ХХ к ХХI веку. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 301 с.

40.  Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Самообразование как социологическая проблема // СОЦИС. – 1997. - №10. – С. 78-87.

41.      Землянова Л. М. Информационное общество, информационализм и виртуальная культура // Вестн. Моск. гос. ун-та., сер. "журналистика". – 1999. - №2. – С. 58-69.

42.      Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. – 96 с.

43. Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе / Пер. с англ.; Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. – С. 245-261.

44. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М.: Academia, 1999. – 639 с.

45. Иудин А. А. Типология университетов России // Социология высшей школы. Горький. - 1989. – С. 23-33.

46.  Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.

47.  Киселев Г. Цифры нашего времени // Мир Интернет – 2002. - №9. – С. 14-16.

48. Колесников Л. Ф. и др. Эффективность образования / Л. Ф. Колесников, В. Н. Турченко, Л. Г. Борисова. - М.: Педагогика, 1994. – 127 с.

49.  Кораблева Г. Б. Об институциональном подходе к исследованию связи профессии и образования // СОЦИС. – 2000. – №6. – С. 48-51.

50.  Константиновский Д. Л. Динамика неравенства. М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 344 с.

51. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - №1. – С. 3-27.

52. Крук Ч. Школы будущего // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. - С. 314-332.

53. Купер И. Р. Гипертекст как форма коммуникации // Социологический журнал. – 2000. - № 1/2. - С. 37-59.

54.  Ладыжец Н. С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. Ижевск: Филиал изд-ва Нижегородского ун-та при УдГУ, 1992. – 236 с.

55. Лобанова Е. И. Социокультурные проблемы использования информационных технологий в высшем образовании: Автореф… канд. филос. наук. М., 2000. – 26 с.

56.  Луков В. А. Социальное проектирование. М.: Социум, 2000. – 224 с.

57.   Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал. – 1995. - № 3. - С. 114-128

58.  Мангейм Д. Б., Рич Р. К. Политология: методы исследования / Пер. с англ. - М.: Весь мир, 1997. – 544 с.

59. Мангейм К. Очерки социологии знания / Пер с нем. - М.: ИНИОН, 1998. – 249 с.

60. Мартин Дж. Телематическое общество. Вызов ближайшего будущего // Новая технократическая волна на Западе / Пер. с англ.; Под ред. П. С. Гуревича - М.: Прогресс, 1986. – С. 375-386.

61. Массель Л. В. Информационные технологии в науке и образовании. Иркутск: Ин-т систем энергетики СО РАН, 2002. – 165 с.

62. Масуда Е. Компьютопия//Философская и социологическая мысль. – 1993. - №6. – С. 36-41.

63. Матронина Л. Ф. Интернет-технологии в образовании: новые возможности // Вестник Российского философского общества. – 2003. - №1. – С. 65 – 67.

64.  Мельников Е. Г. Интернет: некоторые аспекты социологического исследования // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та, сер. "философия, политология, социология, психология, право". – 1998. - №3. – С. 53-58.

65. Меренков А. В. Личность: формирование потребности в нравственном развитии. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1985. – 144 с.

66. Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России. – 1995. - №4. – С. 27-36.

67. Мирская Е. З. Интернет и наука: технологии глобализации и российская реальность // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. - М.: Гендальф, 2002. – С. 211-233.

68. Мирская Е.З., Шапошник С.Б. Компьютерные коммуникации в российской науке // Вестник Российской академии наук. – 1998. - №3. - С. 18-25.

69. Моисеев Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль. - 1996. - № 1.-  С. 76-82

70.   Нечаев В. Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992. – 200 с.

71. Орехов С. И. Поиск виртуальной реальности. Омск: Изд-во ОГПУ. – 183 с.

72.  Орлов Г. П. Свободное время: условие развития человека и мера общественного богатства. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989. – 176 с.

73. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды / Пер. с исп. – М.: Весь мир, 2000. – 701 с.

74. Ослон А. А. Интернет в России

75.   Основы прикладной социологии // Под. ред. Э. Ф.  Шереги, М. К.  Горшкова. - М.: Просвещение, 1995. – 325 с.

76.  Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1982. –  218 с.

77.  Парсонс Т. О структуре социального действия / Пер. с англ. - М.: Академический проект, 2002. – 879 с.

78.  Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Изд-во Института "Открытое общество", 1997. - 270 с.

79.      Перфильев Ю. Ю. Российское интернет-пространство: развитие и структура. М.: Гардарики, 2003. –  272 с.

80.      Пичугина Т. А. Опыт социологического исследования проблемы толерантности как основы социальной безопасности преподавателей и студентов государственных вузов УР // Толерантность / Под ред. Н. С. Ладыжец. – Ижевск.: Изд-во Удм. ун-та, 2002. – С. 10-57.

81.  Родионов А. А. Социальность виртуальности. М.: Спутник, 2001. – 241 с.

82. Рубина Л. Я., Шеремет И. И. Жизненные пути одного поколения. М.: ЦК ВЛКСМ, 1990. – 42 с.

83.  Рубина Л. Я. Советское студенчество. М.: Мысль, 1981. – 207 с.

84. Рубина Л. Я. Социалистический образ жизни и проблемы образования. Свердловск: Изд-во Свердловского пед-го ин-та, 1985. – 135 с.

85. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, cистема образования, молодежь. - М. : Политиздат, 1988. - 224 с.

86.  Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. – 292 с.

87. Сергеев А. Интернет-ресурсы открытого общества // Мир Интернет. –2002. - №10. – С. 14-23.

88. Смолян Г. Л., Шошников К. Б. Феномен персональных ЭВМ: философско-методологический аспект // Вопросы философии. – 1986. - №6. – С. 42-55.

89. Современная западная философия. Словарь. / Под ред. В. П. Филатова. - М.: Политиздат, 1991. – 414 с.

90. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе / Пер. с англ.; Под ред. П. С. Гуревича - М.: Прогресс, 1986. – С. 395-413.

91. Стриженко А. А.. Глобализация мировой экономики: информационный аспект. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2001.- 415 с.

92. Стюарт Т.  Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций // Новая постиндустриальная волна на Западе / Пер. с англ.; Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. – С. 372-401.

93. Субетто А. И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития. СПб.: Изд-во Петровской академии наук и искусств, 1999. – 87 с.

94. Тарасенко В. В. Анализ сетевого мышления // Философия науки. – 2002. – вып. 8. – С. 54-72.

95. Тоффлер Э. Адаптивная корпорация // Новая постиндустриальная волна на Западе / Пер. с англ.; Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. – С. 449 – 462.

96.  Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. - 261 с.

97. Третьяков В. Е. О региональной роли университетов// Университетский менеджмент: теория и практика. – 2000. - №2. – С. 5-7.

98. Трудовая ориентация молодежи: Статистический сборник/ Госкомстат России. М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1994. – 428 с.

99. Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества // Новая технократическая волна на Западе / Пер. с англ.; Под ред. П. С. Гуревича - М.: Прогресс, 1986. – С. 413-423.

100.  Турченко В. Н. Интегративная роль социологии в исследованиях проблем образования // Взаимодействие наук как фактор их развития / Под ред. А. Н. Кочергина. -  Новосибирск: Наука, 1986. – С. 162-178.

101.  Удмуртский государственный университет // Под ред. Л. Ф. Тюкиной. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2000. – 160 с.

102.  Федякин И. А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. М.: Наука, 1988 – 212 с.

103.  Щедровицкий Г. П. К анализу топики организационно-деятельностных игр. – Пущино: НЦБИ АН СССР, 1986. – 42 с.

104.  Штер Н. Мир из знания // Социологический журнал. - 2002. - №2. - С. 31-35.

105.  Шуклина Е. А. Самообразование как отрасль социологического знания // СОЦИС. -

106.  Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998. – 596 с.

107.  Ямпольский В. З. Развитие региональной информационной среды и интересы высшей школы // Проблемы информатизации высшей школы. - 1995. - №4. – С. 3-5.

108.  Ясперс К. К вопросу об обновлении высшей школы // Историко-философский ежегодник. М., 1995. – С. 307-327.

109.  Aronowitz S. The Knowledge Factory. Boston: Beacon Press. – 205 p.

110.  Brown G. L. Bridging the digital divide through the integration of computer and information technology in science education: An action research study. EdD thesis. Fielding Graduate Institute, 2002. -  220 p.

111.  Burbules N. C., Callister T. A. Jr. Watch It: The Risks and Promises of Information Technologies for Education. Boulder: Westview Press, 2000. – 194 p.

112.  Dator J. The Futures for Higher Education. From Bricks to Bytes to Fare Thee Well! // The University in Transformation: Global Perspectives on the Futures of the University / Ed. by J. Gidley, S. Inayatullah. – Westport: Bergin&Garvey, 2000. – Р. 69-79.

113.  Garner R., Gillinham M. Internet communication in six classrooms: conversations across time, space and culture. Mahwah: Lawrence Erlbaum Ass., 1996. – 152 p.

114.  Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990. – 186 p.

115.  Giles M. W. From Gutenberg to Gigabytes: Scholarly communication in the age of cyberspace // The Journal of Politics. - 1996. - Vol. 58. - No. 3. - Р. 613-626.

116.  Harvey D. The Condition of Postmodernity. Oxford: Blackwell Publishing, 1990. – 387 p.

 

Ладыжец Н.С., Макарова М.Н.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ

И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ-СОЦИОЛОГОВ

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Отпечатано в авторской редакции

с оригинал-макета заказчика

 

 

 

 

Подписано в печать 17.04.09. Формат 60Х84 1/16

Печать офсетная. Усл. печ. л.           . Уч.-изд. л.

Тираж 100 экз. Заказ №

 

Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО «УдГУ».

Типография ГОУ ВПО «УдГУ»,

436034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 4

 

 


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040200 – «Социология» (бакалавр). Утв. приказом Минобрнауки РФ № 230 от 29.03.10.