Каталог

Помощь

Корзина

Программа учебной практики, управление персоналом, ИЭиУ, УдГУ, 2014

Оригинальный документ?

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

 

 


 

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

для студентов направления бакалавриата «Управление персоналом» заочного отделения

Института экономики и управления

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 



 

 

Ижевск 2014 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора ИЭиУ УдГУ

по учебно-методической работе

_______________О.А. Воробьева

«___» _________________2014г.

 

 

Программа учебной практики для студентов направления бакалавриата «Управление персоналом» Института экономики и управления разработана на кафедре экономики и социологии труда.

 

  

 

 

 

Программа учебной практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры экономики и социологии труда «03» сентября 2014г.

 

 

 

Зав. кафедрой

к.э.н., доцент                                                                          Н.Н. Олимских

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

4. ОБЩИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИКУ

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

6. СТРУКТУРА ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ И ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ

ПРИЛОЖЕНИЯ

4

6

7

8

9

9

15

 

1. Общие положения

В соответствии с учебным планом студенты направления бакалавриата «Управление персоналом» Института экономики и управления проходят учебную практику.

При составлении программы учебной практики учитывались изменения, происходящие в экономической и социальной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики, а также задачи, стоящие перед менеджерами, работающими в области управления персоналом.

Программа разработана на основе учебного плана по подготовке бакалавров по направлению «Управление персоналом» в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению бакалавриата «Управление персоналом», а также положения о порядке прохождения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (Приказ МО РФ № 1154 от 25.03.2003).

Учебная практика студентов, обучающихся в Институте экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», являются органическими частями учебного процесса по подготовке высококвалифицированных специалистов в области управления персоналом.

Деятельность специалистов по управлению персоналом направлена на обеспечение рационального использования ресурсов для труда и повышения эффективности его организации в различных сферах социально-экономической жизни общества. Это специалисты широкого межотраслевого профиля, осуществляющие профессиональную деятельность в различных областях экономики.

Прохождение практики призвано закрепить и углубить теоретические знания, а также приобрести практические навыки работы в службах по учету, исследованию и анализу трудовых показателей действующих хозяйствующих субъектов и самостоятельного решения сложных задач в соответствии с квалификационными требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Практика проводится на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности. Студенты проходят практику в должности специалистов по управлению персоналом в экономических службах и подразделениях по труду и заработной плате, лабораториях и отделах научной организации труда и управления производством предприятий, объединений, организаций.

На практику допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план теоретического обучения.

Цель практики – предоставить студенту возможность приобретения реального практического опыта, навыков самостоятельной работы необходимых ему в дальнейшей профессиональной деятельности, а также закрепить и обогатить теоретические знания, полученные в ИЭиУ организации, нормированию, экономике и социологии труда и управлению персоналом.

По окончании практики у студента складывается более ясное и глубокое понимание того, каким образом знания, умения и навыки, получаемые им в университете, могут быть использованы в реальной профессиональной деятельности.


2. ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

Задачами практики являются:

- приобретение навыков проведения экономического анализа трудовых показателей деятельности предприятия (организации или его подразделения), в т.ч. приобретение навыков самостоятельной работы в области экономики и организации труда путем непосредственного участия студентов в работе по выявлению внутрипроизводственных резервов роста производительности труда, ознакомления с имеющимся положительным опытом организации и планирования труда на предприятии, организации и участия во внедрении в производство достижений науки и техники;

- изучение основных направлений деятельности служб персонала предприятия; приобретение практических навыков социологического обследования трудовых коллективов;

- закрепление теоретических знаний студентов путем участия в производственной работе предприятия и приобретения практических навыков самостоятельной работы по анализу производственных ситуаций, по нормированию и организации труда, управлению персоналом;

- умение соблюдать правила техники безопасности и внутреннего трудового распорядка данной организации;

- изучение программы и учебно-методической документации по учебной практике, а также научной и учебной литературы по специальности.


3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ


Практика студентов проводится в подразделениях предприятия, осуществляющих производственную деятельность или оказывающих услуги, службах управления персоналом.

Планирование работ по практике должно обеспечить равномерное их проведение в течение всей практики.

Организацию практики со стороны предприятия осуществляет отдел технического обучения или служба персонала предприятия, непосредственное руководство осуществляют квалифицированные специалисты, которые назначаются и утверждаются приказом руководителя предприятия.

Перед выполнением заданий практики студенты проходят инструктаж по технике безопасности.

Организация практики на предприятиях может осуществляться в следующих вариантах:

1) Практика проходит в организации, где работает студент на его рабочем месте специалиста.

2) Практика проходит в организации в соответствии с заключенным договором о прохождении практики студентом.

Примерный порядок прохождения практики: общее ознакомление с предприятием, его производственной и организационной структурой, правилами внутреннего распорядка; прохождение инструктажа по технике безопасности и ознакомление с конкретным производственным подразделением, на базе которого будет проходить практика;

- ознакомление с работой службы управления персоналом. Собирается и анализируется статистический материал отражающий деятельность данной службы.


4. ОБЩИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИКУ


В ходе практики студент изучает, анализирует и собирает практический материал для написания отчета по практике. Студент изучает и анализирует следующие вопросы:

- история создания предприятия (год создания, местоположение, этапы развития);

- экономическая среда функционирования рассматриваемого объекта;

- организационно - правовая форма и организационная структура предприятия;

- характеристика выпускаемой продукции или оказываемых услуг (объем продукции, услуг, прибыли и т.п.):

- рынок сбыта, организация рекламы и маркетинга;

- система менеджмента на предприятии;

- система управления персоналом;

- методы работы с персоналом;

- анализ динамики основных трудовых показателей: характеристику трудового потенциала (численность персонала, в том числе по категориям в общей численности работающих, половозрастную структуру, профессионально-квалификационную структуру, движение персонала, в том числе текучесть кадров), организацию и оплату труда (системы оплаты труда, тарификация работ, применяемые виды доплат, социальные льготы, структура заработка по отдельным элементам);

- анализ существующего положения в области функционирования автоматизированной системы в области управления персоналом.

В зависимости от специфики объекта исследования отдельные задания по разделам проекта могут быть по согласованию с консультантом по разделу изменены и конкретизированы.

 

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ


По итогам практики на кафедру экономики и социологии труда представляется отчет, структура которого соответствует содержанию раздела 3 данного положения.

По результатам проверки отчета по производственной практике выставляется дифференцированный зачет.

 

6. СТРУКТУРА ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ И ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ

 

Документальным выражением результатов практики являются надлежащим образом оформленные отчет и дневник учебной практики студента.

Весь комплекс сведений и материалов, полученных в установленном в организации порядке при прохождении практики, студент записывает в академический дневник практики.

В дневник заносятся:

- календарный план прохождения практики, с описанием выполненных работ за каждый день практики;

- дополнительно выполненная студентами производственная работа;

- список материалов, собранных студентом в период прохождения практики для отчета по практике и написания курсовой работы;

- заключение студента по итогам практики и его предложения;

- рекомендации и замечания руководителя производственной практики от организации (места прохождения практики) за период прохождения студентом учебно-ознакомительной практики.

По окончании практики дневник подписывается и заверяется печатью руководителя практики от организации.

Отчет по практике должен включать в себя:

- титульный лист (см. приложение 1);

- содержание (см. приложение 2);

- введение;

- глава 1 - общая характеристика предприятия (учреждения, организации);

- глава 2 - характеристика трудового потенциала предприятия (см. стр.8 данной программы);

- заключение - основные выводы и критическая оценка студента рассмотренных в отчете вопросов;

- приложения.

Во введении (объемом 1 страница) должны быть сформулированы цели и задачи прохождения учебной практики с указанием объекта исследования (предприятия, организации, учреждения).

В первой главе должны быть рассмотрены следующие вопросы, характеризующие объект исследования:

- история создания предприятия (год создания, местоположение, этапы развития), определить место и роль предприятия в отрасли (народном хозяйстве;

- правовой статус и организационная структура управления с описанием выполняемых подразделением (должностным лицом) функций (см. приложения 3, 4). Особое внимание уделить изучению деятельности экономических служб предприятия, определить их место в организационной структуре предприятия. Ознакомиться со структурой, составом и функцией подразделений или специалистов, занимающихся вопросами экономики, организации и охраны труда;

- тип производства, назначение и характер выпускаемой продукции (оказываемых услуг), уровень механизации и автоматизации производства;

- показатели масштабов деятельности: объем продукции, услуг, прибыль и т.д. (см. приложение 5, 6). При рассмотрении основных технико-экономических показателей необходимо дать им краткое определение. Вторая глава должна содержать информацию об обеспеченности предприятия кадрами. Необходимо определить абсолютное и относительное отклонение по численности от штатного расписания за последние 2-3 года.

Изучить состав, структуру и движение кадров на предприятии за исследуемый период (профессиональная, квалификационная, по стажу работы, образованию, полу, возрасту и др.). Ознакомиться со штатным расписанием предприятия.

При анализе, возможно, использовать следующие таблицы и формулы:

1. Для анализа численности и структуры персонала по категориям.

 

Таблица 1

Анализ структуры промышленно-производственного персонала (ППП)

Категории ППП

2013

2014

Отклонение

Темп роста, %

чел.

уд. вес

чел.

уд. вес

чел.

уд. вес

Среднесписочная численность всего:

 

 

 

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

1.Рабочих, из них:

 

 

 

 

 

 

 

основных

 

 

 

 

 

 

 

вспомогательных

 

 

 

 

 

 

 

2.руководители

 

 

 

 

 

 

 

3. Специалистов

 

 

 

 

 

 

 

4. Служащих

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Для анализа качественной характеристики персонала, в том числе по половозрастному составу, профессионально-квалификационному уровню (соответствие средних разрядов работ и рабочих), по трудовому стажу, уровню образования. Результаты анализа могут быть представлены либо в форме таблиц, либо в виде диаграмм. Примеры их оформления представлены в таблицах 2, 3 и приложении 7 соответственно.


Таблица 2

Качественные характеристики персонала

Группа работников

2013

2014

Темп роста, %

чел.

уд. вес

чел.

уд. вес

По возрасту, лет

- до 20

- от 20 до 30

- от 30 до 40

- от 40 до 50

- от 50 до 60

- старше 60

 

 

 

 

 

По образованию

- Высшее

- Незаконченное высшее

- Среднее специальное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Среднее общее

- Неполное среднее

- Начальное

 

 

 

 

 

По трудовому стажу, лет

- до 1

- 1-5

- 6-10

- 10-15

 

 

 

 

 

- 15-20

- 20-25

- 25-30

- свыше 30

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Распределение разрядов рабочих и работ

Разряд рабочих

2013

2014

Разряд работ

2013

2014

всего

%

всего

%

всего

%

всего

%

I

 

 

 

 

I

 

 

 

 

II

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

3. Для анализа движения персонала, в том числе для анализа текучести кадров. Исходные и расчетные данные свести в таблицу (табл. 4), формулы для расчета показателей движения персонала даны в приложении 8.


Таблица 4

Данные для анализа движения персонала

Показатель

2013

2014

Темп роста, %

Среднесписочная численность работников

 

 

 

Принято в течение года новых работников

 

 

 

Выбыло работников

 

 

 

- уход на пенсию, на учебу, в армию

 

 

 

- по собственному желанию

 

 

 

- за нарушение дисциплины

 

 

 

Оборот по приему, %

 

 

 

Оборот по выбытию, %

 

 

 

Общий оборот, %

 

 

 

Текучесть кадров, %

 

 

 

Коэффициент постоянства кадров

 

 

 

 

Рекомендуется анализировать все статистические данные за два последних года с комментариями и выводами по ним.

Заключение (объемом 2-3 страницы) должно содержать основные выводы и предложения студента по улучшению работы исследуемого предприятия.

В начале отчета помещается титульный лист. За титульным листом следует содержание, включающее название разделов, подразделов с указанием страниц начала каждого из них. Заголовки в содержании и тексте должны совпадать.

В отчете не должно быть орфографических, статистических, вычислительных неточностей.

Цифровой материал, содержащийся в отчете, должен быть сгруппирован в таблицы. Каждая таблица должна иметь порядковый номер, заголовок, единицы измерения. По тексту отчета следует помещать итоговые и наиболее важные таблицы. Таблицы справочного и наглядного характера или таблицы, содержащие исходные справочные данные, следует помещать в приложении в конце отчета.

Все виды иллюстрированного материала (схемы, диаграммы, графики, рисунки, фотографии и т.п.) являются рисунками и должны иметь порядковый номер и название. Иллюстрированный материал следует помещать по ходу изложения, на каждый вид названного материала должны быть ссылки в тексте.

Если в отчете приведены материалы, заимствованные из различных источников, или цитаты, то должны быть сделаны ссылки на источник.

  













ПРИЛОЖЕНИЯ 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец титульного листа

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Институт экономики и управления

Кафедра экономики и социологии труда

 


 

ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

(место практики_______________)

 

 


 

 

 

Выполнил

Студент гр.                                                                      А.Б. Петров

 

Руководитель

                                                                                       _________

 

 

 


 

Ижевск 2014 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец оформления содержания отчета по практике

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. История и цели создания предприятия

1.2. Правовой статус и организационная структура управления предприятием

1.3. Основные виды деятельности предприятия

1.4. Основные технико-экономические показатели работы предприятия

(и другие материалы, см. стр.8 данной программы)

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Численность и состав персонала

2.2. Качественная характеристика персонала

2.3. Анализ движения персонала

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Пример структуры управления предприятия 

 

Рис. Организационная структура управления предприятием

 

Рис. Организационная структура управления предприятием

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Пример организационной структуры предприятия

Пример организационной структуры предприятия