Пожарная служба история для детей. Борцы с огнем

История становления и развития отечественной неразрывно связано с историей России. За годы своего существования пожарная охрана России прошла долгий тернистый путь от примитивных организационных мер по борьбе с огнем до создания мощной государственной структуры, способной решать самые сложные задачи по спасению людей и защите населенных пунктов страны от .

Фотография из архива пожарно-спасательной части № 1 г. Ижевска

Борьба людей с огнем со времен Древней Руси и вплоть до ХIV в. осуществлялась исключительно подручными средствами и не имела организационного порядка, более того, «запущенные» пожары вообще не тушились, так как пожар считался Божьей карой за людские грехи, и тушить его значило идти против воли Всевышнего. Кроме того, в то время у людей не хватало знаний для осуществления противопожарных технических и профилактических решений, а вот строительного материала – леса и искусных строителей было предостаточно, да и строения той эпохи были достаточно просты. Вследствие чего огненная стихия неоднократно «пожирала» целые города, строения которых состояли только из деревянных конструкций с соломенными крышами.

В дошедших до нас летописях неоднократно указываются году полного уничтожения городов: Москвы, Ярославля, Пскова, Твери, Костромы, Юрьева, Вятки, Пензы, Ладоги, Руссы и т.д. В летописях отмечались только «великие», губившие весь город пожары, а если в результате пожара сгорали 100-200 домов, то данный пожар не считался значимым и в хроники не заносился. К указанному периоду времени у населения уже сложилось понимание существенного отличия причин пожара, умышленного поджога и пожара по неосторожности. По действующим тогда законам («Русская правда», «Правда Ярославичей», «Пространная правда») за умышленный поджог предусматривалась «Зажигателя гумна или дома послать в заточение, а дом его отдать на разграбление, заплатя прежде за убыток тому, чей дом или гумно им сожжено; а посылка в заточение зависит от воли князя». За происшедший пожар по неосторожности к виновному лицу наказание не предусматривалось, так как такой пожар считался Божьей волей.

Целенаправленные попытки государственной власти организовать борьбу с пожарами относятся к периоду создания на Руси централизованного государства. В 1434 г. Великий князь Московский Василий II Темный указывает о порядке обращения жителей с открытым огнем в ремеслах и быту, если не считать отвлеченных рассуждений и благих пожеланий в «поучении» Владимира Мономаха, то это первый (известный нам) нормативный акт противопожарной защиты на Руси.

Наиболее значимую роль в обеспечении пожарной безопасности вносит Государь Всея Руси Иван III, который в 1472 г. обнародует, своего рода, противопожарные правила режимного характера, ограничивающих пользование в быту печами, свечами, лучинами, а также предписывающих заниматься в дали от строений гончарам, кузнецам и оружейникам. В 1493 г. по указанию Иван III в Москве строятся противопожарные рвы, и создается противопожарный разрыв от стен Кремля длинной 200 м, для чего сносятся все сгораемые строения, включая церкви. По Судебнику Ивана III (1497 г.) за поджог устанавливается смертная казнь, а в 1504 г. в Москве учреждается пожарно-сторожевая охрана, призванная беречь город от пожаров и воров. Город был разделен на участки, а на концах улиц поставлены решетчатые ворота-заставы, запирающиеся на ночь, группу сторожей возглавлял «решетчатый приказчик». Во главе стояли служивые значительные люди «объезжие головы», в обязанность которых входило и руководство городскими жителями при тушении пожаров.

Иван Грозный в период своего царствования издает рад противопожарных указов режимного характера (1547, 1582 гг.), а с 1583 г. московские правила и нормативные акты становятся обязательными для всего царства российского. По Судебнику 1550 г. предусматривается возможность поджигателю избежать смертной казни в случае полного возмещения ущерба истцу. В этом же году впервые на Руси зарождается служба пожаротушения, которая возлагается на созданное стрелецкое войско. Тактика тушения пожара стрельцами заключалась в подаче воды подручными средствами, созданием противопожарного разрыва за счет разборки соседних строений, установлением защитных экранов (натянутая шкура животных, обильно поливаемая водой).

В 1620 г. царем Михаилом Федоровичем Романовым при Земском приказе создается первая в России профессиональная пожарная команда, названная по немецкому образцу – «пожарной станцией», размещалась она в Земском дворе, состояла из 120 человек, содержащихся за казенный счет. Для конного обоза пожарной станции в немецких землях были закуплены ручные пожарные насосы – «заливные пожарные ящики».

Первые организационные меры по предупреждению и тушению пожаров

Царь Алексей Михайлович Романов в Соборном уложении 1649 г. вводит смертную казнь за поджог через сжигание осужденного и впервые допускает исковое возмещение ущерба за пожар, происшедший по неосторожности, с арендатора жилья в случае предварительного договора. 30 апреля 1649 г. обнародуется царский «Наказ о Градском благочинии», в котором упорядочивается система тушения пожаров и устанавливаются меры пожарной профилактики.

В России VIII в. прошел под знаком Петровских преобразований, которые коснулись также и пожарного дела. Организация тушение пожаров при Петре I возлагалась на полицмейстера столицы. В тушении пожара принимали участие воинские соединения и простые обыватели, которым эта обязанность вменялась в повинность. Противопожарный инструмент размещался в воинских частях и административных зданиях города, а горожане прибывали на пожар со своим противопожарным инвентарем. Роспись горожан, выполнявших данную повинность, и их участие на пожаре отслеживали представители полиции.

В целях сохранности и своевременной доставки к месту пожара пожарного обоза с противопожарным инвентарем, в Москве и Санкт-Петербурге создаются пожарные конторы (позже переименованные в пожарные экспедиции), во главе с брандмайором. Так, Москва была организационно поделена на 20 частей, в каждой из которой был создана пожарная команда во главе с брандмейстером. Дислоцировалась такая команда в «съезжем доме», где находился полностью укомплектованный конный пожарный обоз. В штат пожарной экспедиции были приписаны 61 мастеровой и 1500 обывателей, отрабатывающих пожарную повинность и дежуривших в три смены. В сельской местности противопожарный инвентарь хранился, как правило, в церкви.

В период своего царствования Петр I издает ряд указов, регламентирующих противопожарные мероприятия в городах и на объектах, а также вводит штрафные санкции за их нарушения. В 1718 г. издается специальный императорский указ «О строении», ставший началом строительного противопожарного нормирования. На вооружение пожарных формирований прочно входят ручные пожарные насосы (вначале закупаемые за границей, а позже и отечественные), пожарные рукава и лестницы. Меняется и тактика тушения пожаров – с развитием пожарной техники появляется возможность локализации пожара в пределах горящего объекта.

Развитие пожарной охраны в XIX веке

Качественный скачок в пожарном деле происходит в период царствования императора Александра I, создавшего в 1803 г. в столице, а в 1804 г. в Москве профессиональную военизированную пожарную охрану, комплектующуюся из солдат-рекрутов Внутренней Стражи, не пригодных к строевой. С этого момента обыватели были освобождены от пожарной повинности, а организацией пожаротушения стали заниматься профессионалы. Во главе пожарной охраны столицы становится брандмайор, 11 ее пожарных частей возглавляют брандмейстеры с общей численностью 1602 человека. Впоследствии по указанной системе и на основании «Нормального табеля составу пожарных частей в городах» от 1853 г. создается пожарная охрана в 460 городах России.

Для упорядочения в 1832, 1857 гг. издаются Пожарные уставы, в которых обобщаются все узаконенные нормативно-правовые документы по вопросам пожарной безопасности России. Пожарные части на местах финансируются в основном за счет городских бюджетов, а личный состав комплектуется из военного ведомства. В сельской местности тушение пожаров возлагается на местных жителей во главе с сельским старшиной. После проведения Военной реформы и отмены рекрутской системы набора войск, с 1873 г. пожарные части начинают комплектоваться вольнонаемными лицами. Финансирование пожарной охраны полностью ложится на Земские собрания и Городские думы. Служба в пожарных частях была круглосуточной с нахождением личного состава на казарменном положении. С 1803 г. и до Октябрьской революции 1917 г. пожарная охрана в России подчинялась министерству внутренних дел.

История советской пожарной охраны начинается с Декрета Совета Народных Комисаров «Об организации государственных мер борьбы с огнем», подписанного 17 апреля 1918 г. В.И. Лениным. С этого момента пожарная охрана страны переходит на государственное финансирование и в разные исторические периоды организационно входит в состав:

  • Народного Комиссариата по Страхованию и борьбе с огнем (1918-1920 гг.);
  • Народного Комиссариата Внутренних Дел (1920-1931 гг.; 1934-1946 гг.);
  • Народный Комиссариат Коммунального Хозяйства (1931-1934 гг.);
  • Министерство Внутренних Дел СССР (1946-1962 гг.; 1968-1991 гг.);
  • Министерство Охраны Общественного порядка (1962-1968 гг.).

18 июля 1927 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили «Положение об органах государственного пожарного надзора РСФСР». С этого дня ведет свой отчет государственный пожарный надзор страны, сотрудники которого осуществляли противопожарную профилактику в населенных пунктах и на объектах экономики.

С 1 сентября 1933 г. на базе Ленинградского института инженеров коммунального хозяйства начинается подготовка специалистов с высшим пожарно-техническим образованием.

В 1938 г. в НКВД создается военизированная пожарная охрана, которая первоначально организуется на объектах обороны и энергетики. В этом же году Приказом НКВД СССР № 101 был установлен День пожарной охраны (17 апреля).

Оснащенная отечественной техникой, пожарная охрана страны в предвоенные годы стала мощной мобильной государственной структурой, с доблестью выдержавшей все тяготы Великой Отечественной войны. Неувядаемой славой покрыли себя герои пожарные, отстоявшие под смертельным огнем врага Москву, Ленинград и другие прифронтовые города и населенные пункты. Родина по заслугам оценила самоотверженный труд и героизм огнеборцев – более 32 тыс. пожарных были награждены орденами и медалями, а пожарная охрана Ленинграда (в 1942 г.) и Москвы (в 1947 г.) были награждены высшей наградой Родины – орденом Ленина.

В послевоенный период советские пожарные продолжили славный путь своих героических предшественников, проявляя мужество и отвагу при тушении наиболее сложных пожаров. В 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль «За отвагу на пожаре». Многие бойцы и командиры пожарной охраны были награждены государственными наградами при ликвидации сложных пожаров: гостиницы «России» (г. Москва 1977 г.), Чернобыльской АЭС (1986 г.), гостиницы «Ленинград» (г. Ленинград 1991 г.) и др.

Пожарная охрана России

В начале 1990-х годов в результате распада СССР создается МВД России. При этом вопросы организации, совершенствования структуры подразделений передаются в компетенцию МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей. 23 августа 1993 года Совет Министров Российской Федерации преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ в Государственную противопожарную службу МВД России.

30 апреля 1999 года Президент РФ Б. Ельцин подписал указ № 539 «Об установлении Дня пожарной охраны».

Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. В целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, повышения готовности , объединения сил и средств, при организации и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, Указом Президента Российской Федерации № 1309 от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Борьба с огненной стихией всегда считалась призванием и делом мужественных, сильных духом людей, готовых по первому зову прийти на помощь.

Общие сведения

Пожарная охрана является основной и самой крупной составляющей частью Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Подразделения пожарной охраны ежегодно совершают около 2 000 000 выездов, спасают от гибели и травм более 90 000 человек, материальных ценностей на сумму свыше 120 миллиардов рублей.

В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации.

Подготовка специалистов пожарной охраны осуществляется в 7 ведомственных ВУЗах государственной противопожарной службы и 21 учебном центре федеральной противопожарной службы. Так же обучением по специальности «Пожарная безопасность» занимается ряд гражданских и военных учебных заведений.

Организация управления в области пожарной безопасности и координация деятельности пожарной охраны осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Краткая история пожарной охраны

В годы Великой Отечественной Войны пожарная охрана стала своеобразным щитом, обороняющим от огня военные объекты, критически важные объекты, населенные пункты. В первые месяцы войны основную тяжесть борьбы с пожарами, возникавшими при налетах вражеской авиации, пришлось выдерживать городским профессиональным пожарным командам. Многие огнеборцы сражались с врагом в партизанских отрядах.

Писатель Николай Тихонов:

В самых тяжелых условиях в таких городах-героях, как Ленинград, Сталинград, Смоленск, Севастополь, Одесса, пожарные были непосредственно в бою. Они были родом войск, который принес огромную помощь Красной Армии. В летописях пожарной славы записаны сотни и сотни имен героев, дела которых являются поучением для новых поколений пожарной охраны.


Орденами и медалями были награждены свыше 31 тыс. человек. Известно о 35 защитниках Отечества, до войны работавших в пожарной охране или ушедших на фронт из пожарной охраны, которые были удостоены звания Героя Советского Союза. В первые послевоенные годы восстановились и приступили к производству пожарной техники Московский, Горьковский, Варгашинский, Грабовский, Новоторжский автозаводы, Ливенский и Запорожский заводы по производству мотопомп. Было принято решение, положившее начало техническому перевооружению пожарной охраны страны.

В 1957 году открылся факультет инженеров противопожарной техники и безопасности при Высшей школе МВД СССР. В крупных городах были образованы пожарно-испытательные станции.

В 1958 году пожарную охрану СССР приняли в Технический комитет по предотвращению и тушению пожаров.

В СССР с 1966 г . руководство пожарной охраной осуществляло МВД СССР, в состав которого входили Государственный пожарный надзор, осуществлявший работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной пожарной охраны и профессиональной пожарной охраны, которые тушили пожары в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства. Некоторые министерства и ведомства (например, Министерство путей сообщения, Министерство лесного хозяйства, Главнефтеснаб) имели собственную ведомственную пожарную охрану.

Военизированная пожарная охрана организовывалась в городах, являющихся важнейшими административными центрами СССР, а также на промышленных и других объектах, имеющих особо важное значение или повышенную пожаро- и взрывоопасность. Профессиональная пожарная охрана создавалась в городах, поселках городского типа, районных центрах, а также на объектах народного хозяйства.

С 1965 года части и подразделения военизированной пожарной охраны Москвы стали комплектоваться из лиц, призванных на действительную военную службу.

МВД РСФСР в 1991 образовало аварийно-спасательные структуры в составе подразделений военизированной пожарной охраны, обеспечив создание единой противопожарной и аварийно-спасательной службы.

В 1993 году Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел.

21 декабря 1994 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О пожарной безопасности», согласно которому, проблема пожарной безопасности вновь стала государственной. Пожарные получили право издавать Нормы пожарной безопасности, дублирующие требования государственных стандартов и требовать сертификации любой продукции (такой как холодильники и бытовая электроника).

30 апреля 1999 года Указом Президента РФ установлен профессиональный праздник - «День пожарной охраны России».

Согласно Указу Президента России от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба была передана из МВД России в состав МЧС России .

В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную. В составе федеральной осталось более 80 тысяч человек, в ведение региональных властей перешли 137 тысяч, и около 70 тысяч пожарных содержались за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе.

Много опасностей таил огонь и при его использовании в мирное время. Печей тогда не было, огонь разводили в яме прямо в доме, причем дым выходил наружу через отверстие, сделанное в соломенной крыше. При пожаре никто не принимал мер по его тушению - спасали только детей, имущество. Огонь распространялся от дома к дому и прекращался только тогда, когда все вокруг выгорало.

Постепенно стала вводиться ответственность за поджоги, небрежное обращение с огнем. Вышедший в XI веке сборник законов, известный под названием "Русская правда ", устанавливал, что поджигатель и члены его семьи за содеянное обращались в рабство, а их имущество шло в казну. Судебник 1497 года усиливает меру наказания за поджог: "Зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казни".

Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана III (1440-1505 гг.). Москва в то время представляла собой большой город. В ней насчитывалось свыше 40 тысяч деревянных строений. Даже небольшое загорание могло привести к серьезным последствиям. А причин для возникновения пожаров имелось достаточно: это и наличие печей без дымоходов, использование для освещения свечей, лампад, применение открытого огня ремесленниками вблизи жилья. С 1453 по 1493 год Москва полностью выгорала десять раз.

В 1504 году после очередного опустошительного пожара издаются противопожарные правила, которыми запрещается топка бань и изб летом без крайней необходимости. Запрещалось также с наступлением сумерек зажигать в доме свечи. Кузнецам и другим ремесленникам, которые использовали в своем деле огонь, разрешалось устраивать плавильни и горны вдали от строений и жилищ. Если сборник древнерусских законов содержал законодательные меры только против поджигателей, то меры Ивана III в отношении ремесленников были первым нормативным актом противопожарной безопасности на Руси. Из него следует, что главной причиной большинства пожаров была полная беспечность населения при использовании огня.

В начале XVI века по указу Ивана III в Москве создается пожарно-сторожевая охрана . По концам городских улиц устанавливаются особые заставы - "решетки-рогатки", которые на ночь запирали. На заставах было установлено круглосуточное дежурство. Службу здесь возглавляли решеточные приказчики. В помощь к ним от каждых 10 дворов выделялся один горожанин. Основная техника для борьбы с огнем - ведра, топоры, ломы, бердыши, рогатины, багры, заступы, крючья, лестницы. Важнейшей заботой каждого города было водоснабжение.

Поэтому не случайно, что подавляющее большинство городов воздвигалось на берегах рек. Большое количество воды, необходимое для целей пожаротушения, заставляло людей искать способы ее доставки от источника в городские кварталы. В 1493 году по указу Ивана III вокруг Кремля возводят стены, гидротехнические сооружения, копают пруды. А спустя 152 года сносят все деревянные постройки на расстоянии более 200 м от стен Кремля.


Существовала и еще одна причина, приводящая к опустошительным пожарам. Связано это было с суеверием. Несмотря на жестокие наказания со стороны городских властей, большое количество горожан отказывалось тушить огонь, считая пожар карой, посланной Богом, противиться которой грех.

Преобразование пожарной охраны на Руси начинается с середины XVI века. Действующие до этого времени указы и распоряжения носили в основном запретительный характер. В 1547 году эти меры дополнил указ Ивана Грозного , обязывающий жителей Москвы иметь на крышах домов и во дворах чаны с водой. Это был, безусловно, прогрессивный указ, так как население могло оперативно ликвидировать небольшие загорания своими силами. С развитием промышленности, ремесел, роста населения (численность населения в Москве в XVI веке - 100 тыс. человек) пожары становились тормозом экономического прогресса. Это вынуждало власти искать эффективные меры борьбы с огнем. Созданная пожарно-сторожевая охрана не могла оказать серьезного противостояния огню.

С учреждением в 1550 году стрелецкого приказа на пожары в Москве стали посылаться стрельцы. Это, конечно, был значительный шаг вперед, имевший ряд положительных моментов. Во-первых, это была военная организация, которую отличала определенная дисциплина, подчинение командиру, привычка к совместным действиям. Во-вторых, основу вооружения стрельцов составляли бердыши, топоры, т.е. те инструменты, которые могли использоваться при разборке горящих строений. В-третьих, они дислоцировались в постоянных местах (в Москве было несколько стрелецких слобод). Им не надо было тратить время на сборы по тревоге, они сразу выезжали к месту пожара. В начальный период их численность составляла 3000 человек, что позволяло высылать на пожары достаточное количество стрельцов.

Россия стала первой страной в мире, использующей для борьбы с огнем воинские подразделения. Этим опытом позднее воспользовались в Японии, Франции.

Первая пожарная команда в Москве была создана в двадцатых годах XVII столетия. Вначале команда размещалась на Земском дворе и имела в своем составе 100 человек. С 1629 года в ней числится уже 200, а в летнее время нанималось дополнительно еще 100 человек. Ответственный за тушение пожаров Земский приказ 20 извозчиков собирал на содержание команды с населения подати. Естественно, что эта команда не могла охранять от пожаров всю Москву. В 1649 году на Руси принимаются два документа, имеющие непосредственное отношение к пожарному делу.

Первый из них - "Наказ о градском благочинии" , вышедший 6 апреля, предписывал всем состоятельным людям держать во дворе медные водоливные трубы и деревянные ведра. Второй документ - "Уложение царя Алексея Михайловича ". В нем также имелся ряд статей, регламентирующих правила обращения с огнем. "Уложение" вводило уголовную ответственность за поджоги и устанавливало различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом. При возникновении пожара из-за неосторожности с виновного взыскивались убытки в размере, "что Государь укажет". За поджог наказание было самым суровым, зажигальщиков предписывалось сжигать. Через 15 лет в эту статью была внесена поправка: сжигание на костре было заменено виселицей.

Новое развитие дело борьбы с огнем получило при Петре I . Первоначально охрана от пожаров Санкт-Петербурга была возложена на городских жителей. Исключение составляли "особы знатные", выставлявшие вместо себя дворовых людей. Такая постановка дела была характерна для всей России. Пожарную повинность несло даже духовенство. Только в 1736 году по ходатайству Синода священнослужители были освобождены от нарядов в полицейские ночные караулы, "дабы в церковной службе остановки не было", но участие в тушении пожаров и для них осталось обязательным.

Грандиозный пожар 1710 года, уничтоживший в одну ночь Гостиный двор, заставил ускорить строительство в городе караулен со складами водоливных труб. Для извещения о пожаре, был сформирован отряд барабанщиков, который обходил ближайшие к пожару улицы и бил тревогу. С созданием в 1711 году взамен стрелецкого войска регулярных полков последние стали привлекаться в помощь населению при тушении пожаров. Эта мера была закреплена законодательно указом Петра I "О неукоснительном прибытии войск на пожары".

Истоки централизованного управления пожарной охраной берут свое начало с образованием в России государственных учреждений. Административно-полицейские функции в Москве в конце XVI-начале XVII века выполняет Земский приказ. Именно при нем в начале XVII века в Москве создается первая пожарная команда. Для обеспечения полков пожарной техникой был осуществлен учет имеющихся в них инструментов, а в 1740 году Сенат утвердил их положенность. Каждый полк оснащался большой заливной трубой, чаном для воды и парусиной. В батальонах имелись вилы, лестницы, большой крюк с цепью. Рота оснащалась 25 топорами, ведрами, щитом, лопатами, четырьмя ручными трубами, двумя малыми крюками. Для перевозки инструментов выделялось шесть лошадей.

Противопожарные требования в строительстве постоянно дополнялись. В частности, в 1736 году были введены нормы по строительству брандмауэров. Позднее издан указ о запрещении строительства чердачных помещений. Для установления надзора за новым строительством, разработки противопожарных мероприятий в 1737 году в Санкт-Петербурге учреждается особая строительная комиссия. За нарушение правил пожарной безопасности в Москве и Санкт-Петербурге с 1722 года устанавливались штрафы: "Со знатных людей 16 алтын и 4 деньги", с незнатных - в два раза меньше.

В 1765 году во всех губернских городах учредили пожарные обозы, обеспечивающие доставку инвентаря к месту пожара. По состоянию на 1775 год в Москве насчитывалось 8778 дворов (из которых 1209 были каменными), 24 монастыря, 256 церквей. Десять лет назад их было значительно больше - количество строений приближалось к 20 тысячам. Только во время пяти пожаров 1748 года в Москве сгорело 6620 объектов, среди которых было 519 покоев, 1924 двора, 32 церкви, 3 монастыря.

С 1772 года изменяется структура пожарных формирований. При всех полицейских частях Санкт-Петербурга был утвержден штат чинов "при пожарных инструментах". В состав каждой из них вошли брандмейстер, 106 служащих и 10 извозчиков. Команды содержались подрядчиками из числа военных чиновников. С 1792 года пожарные команды полностью передаются в ведение полиции.

В последнем десятилетии XVIII века вновь идет реорганизация. Принятый "Устав города Москвы" предусматривал образование при обер-полицмейстере пожарной экспедиции во главе с брандмайором. В штате экспедиции числилось 20 брандмейстеров, 61 мастеровой. К пожарным частям по месту жительства было приписано 1500 человек, т.е. 75 человек на одну часть. В них устанавливалось трехсменное дежурство, по 25 человек в смену.

При возникновении в районе части пожара выезжала первая смена, затем к ней присоединялась вторая. Третья смена прибывала на съезжий двор для дежурства. Спустя шесть лет после образования в Москве пожарной экспедиции подобная структура создается в Санкт-Петербурге. Для заведования пожарным обозом и контроля за соблюдением мер пожарной безопасности в городе вводилась должность брандмайора, а в каждой из 11 полицейских частей - должность брандмейстера.

Начало XIX века явилось поворотным моментом в организации строительства пожарной охраны. Правительство принимает решение о создании пожарных команд не только в столицах, но и во всех городах империи. Этому событию предшествовала большая работа. Анализ состояния пожарного дела привел к заключению о полной несостоятельности и нецелесообразности использовать для этих целей население.

Манифестом от 8 сентября 1802 года в России было создано МВД. В столицах Петербурге и Москве во главе полиции стояли обер-полицмейстеры, под непосредственным началом которых находились Управы благочиния. Подобные управы имелись и в губернских городах. В их задачу входило централизованное управление пожарной охраной. Непосредственно борьбу с огнем вели пожарные команды, которые имелись при полицейских частях.

29 ноября 1802 года принимается Указ об организации в Санкт-Петербурге при съезжих дворах постоянной пожарной команды из 786 солдат внутренней стражи. Весной 1803 года команда была сформирована. Указом Александра I от 31 мая 1804 г. население столицы освобождалось от выделения ночных сторожей, содержания пожарных работников, освещения улиц. Вначале пожарная команда насчитывала 11 частей, а в 1811 году в связи со строительством новых районов образуется и 12-я часть.

Штат команды был утвержден в следующем составе: брандмайор, 11 брандмейстеров, 11 помощников унтер-офицерского звания, 528 пожарных, мастер по насосам, слесарь, 2 кузнеца, трубочистный мастер, 24 трубочиста и 137 кучеров. 31 мая 1804 года профессиональная пожарная команда создается и в Москве. В других городах их организация осуществлялась на основе "Положения о составе пожарной охраны Петербурга и Москвы".

Большое количество пожаров происходило из-за допускаемых нарушений при строительстве, что обязывало специалистов постоянно совершенствовать строительные нормы. В 1809 году в дополнение к существующим издаются правила, согласно которым деревянные строения с печным отоплением должны были возводиться на расстоянии не менее 25 м друг от друга. Строительство деревянных двухэтажных домов запрещалось. Второй этаж допускалось делать из дерева только в том случае, если первый этаж был каменным. За строительные просчеты и отсутствие во вновь строящихся зданиях противопожарных перегородок архитекторы и строители привлекались к ответственности. Эти и другие меры по обеспечению пожарной безопасности, накопленный опыт строительства нашли отражение в изданном в 1832 году "Строительном Уставе".

К началу 1812 года общая численность пожарной охраны в Москве составляла немногим более 1500 человек, располагавшими 96 большими и малыми насосами. До нашествия Наполеона в городе проживало 261884 человека, имелось 464 фабрики и завода, 9151 жилой дом, из которых только 2567 были каменными. В результате пожара 1812 года было уничтожено 6596 домов.

Несение службы в пожарных командах регламентировалось "Уставом пожарным", принятым в 1832 году. Он состоял из 7 глав и 150 статей. Основные положения этого документа были изданы ранее, поэтому в нем содержались статьи, нередко противоречащие друг другу. Под стать этому уставу было и решение от 1837 года о комплектовании пожарных команд из числа лиц, отбывших наказание. Это привело к тому, что в ряде команд нашли пристанище уголовники, которые во время пожаров занимались грабежом.

Середина XIX века явилась заметной вехой в развитии строительства пожарной охраны в России. 17 марта 1853 года утверждается "Нормальная табель состава пожарной части в городах". В соответствии с этим документом штатный состав команд впервые стал определяться не по "высочайшему разрешению", а в зависимости от численности населения. Все города делились на семь разрядов. К первому относились города с населением до двух тысяч жителей, а к седьмому - от 25 до 30 тысяч. Число пожарных в каждом разряде, начиная с первого, составляло соответственно 5; 12; 26; 39; 51; 63 и 75 человек, возглавляемых брандмейстером. Проекты штатов, составленные губернаторами городов, утверждались Министерством внутренних дел.

За 1853 год штатное расписание было утверждено в 461 городе. В соответствии со штатом определялась положенность пожарной техники для каждого разряда, средств на ее ремонт. В отличие от указа Екатерины II от 1782 года, по которому комплектование команд производилось гражданскими лицами, по новому положению люди подбирались из военного ведомства. Такой порядок существовал до 1873 года, когда вышел указ о прекращении комплектования пожарных военным ведомством. В связи с введением в России в 1874 году всеобщей воинской повинности, на этот год было разрешено доукомплектовать команды молодыми солдатами. Лица, принятые на службу в пожарную охрану, освобождались от призыва в армию. Пожарные команды содержались за счет городской казны, но руководство их действиями по-прежнему оставалось в ведении полиции.

В 1857 году переиздается "Пожарный устав". В нем, в частности, предусматривалось образование в городских районах пожарных частей. Однако большая часть требований этого устава повторяла ранее изданные положения, в связи с чем он в кодификационном порядке был исключен из Свода законов Российской империи и потерял свою силу. Наряду с профессиональными командами, подчиненными полиции, создаются вольнонаемные команды, принадлежащие городскому самоуправлению, общественные команды и добровольные пожарные дружины.

Добровольные команды имели четкую структуру. В наиболее боеспособных имелось несколько отрядов. Деятельность общества носила многогранный характер. В его задачи входило "изыскание, развитие мер предупреждения и пресечения пожарных бедствий", помощь пожарным и лицам, пострадавшим от пожаров, улучшение противопожарного водоснабжения, издание пожарно-технической литературы, проведение съездов, выставок, конгрессов. Основными источниками финансирования совета общества и сети местных добровольных пожарных организаций являлись разовые взносы почетных членов, страховых компаний, денежные лотереи, продажа пожарной техники, трубочистные работы и др.

С 1 марта 1892 г. в России впервые начал издаваться журнал "Пожарный". Его издатель - известный пожарный деятель, граф А.Д. Шереметев. Редактором был Александр Чехов, брат знаменитого писателя. По инициативе Главного совета Российского пожарного общества с июля 1894 года в Санкт-Петербурге стал ежемесячно выходить журнал "Пожарное дело". Редактирование журнала осуществлял князь А.Д. Львов. Создатели нового печатного органа были уверены, что журнал "явится лучшим проводником к живому обмену", объединению всех мыслей и интересов деятелей противопожарного дела на Руси и послужит к его еще большему упрочению и развитию. Именно на страницах этого журнала развернулась полемика по поводу создания Особого противопожарного присутствия, на которое была бы возложена функция предупреждения пожаров.

По состоянию на 1892 год в России насчитывалось постоянных профессиональных команд - 590, добровольных городских - 250, сельских - 2026, заводских - 127, военных - 13, частных - 12, железнодорожных - 2. Численность личного состава в них - 84 241 человек. На вооружении пожарных формирований находилось 4970 линеек, 169 паровых насосов, 10 118 больших пожарных насосов, 3758 ручных насосов и гидропультов, 35 390 бочек, 4718 багровых ходов, 19 лазаретных фургонов. Эти сведения касаются 1624 населенных пунктов и территорий, включая Финляндию, Кавказ, Туркестан, Сибирь. Кроме столичных городов и Варшавы, команды которых обладали современным снаряжением, все остальные испытывали финансовые трудности. В 1893 году из 687 городов 61 губернии в 63 городах (9,1%) на содержание пожарных средств не выделялось.

Во всех городах России в 1916-1917 гг. из общего количества общественных и частных построек каменные составляли 14,8 процента, деревянные - 63,9 процента, смешанные - 3,6%, прочие - 17,7 процента. В отдельных городах процент деревянных построек превышал средний показатель. Например, в Москве деревянных построек было 72 процента. 95,5 процента крестьянских дворов были целиком деревянными и только 2,5 процента - построены из негорючих материалов.

По расчетам российских специалистов, минимальная подача воды для успешного тушения пожара должна составлять 200 ведер в минуту. При неблагоприятных условиях, по американским данным, на эти цели требовалось 700 ведер воды в минуту (например, 14 стволов с расходом воды 50 ведер в минуту и т.п.). Какие же были возможности у имевшихся насосов? Большая ручная труба обеспечивала подачу 20 ведер в минуту, средняя - от 10 до 15 ведер при высоте струи 6-7 сажень.

Все имеющиеся в Санкт-Петербурге большие насосы, которых в конце XIX века там насчитывалось 5 штук, могли подать всего 100 ведер воды в минуту. Это, как видно, далеко не соответствовало норме. Такая же картина была характерна для многих крупнейших городов мира. Лучшие паровые насосы обеспечивали подачу от 100 до 250 ведер воды в минуту. Эти данные соответствуют тому случаю, когда водоисточник распложен рядом с насосом. При значительной удаленности водоисточника от места пожара положение существенно осложнялось.

Выход из этого положения специалисты видели в устройстве специальных противопожарных водопроводов, которые в Нью-Йорке дали прекрасные результаты. Не надо было тратить драгоценное время на развертывание как ручных, так и паровых насосов, доставку к ним воды. Экономия времени достигалась и за счет выезда пожарных команд без полного обоза. Несмотря на очевидное преимущество противопожарных водопроводов, их строительство в Европе наталкивалось на ряд трудностей.

Одна из них - повсеместное строительство водопроводов, рассчитанных на хозяйственные нужды. Строительство водопроводов, рассчитанных как на хозяйственные нужды, так и потребности пожарных, требовало больших затрат. Хозяйственное водоснабжение России в XIX веке также не было в состоянии обеспечить необходимое количество воды для тушения пожаров. В среднем на городского жителя приходилось 5 ведер воды в сутки (60 л). Для города со 100 тысячами населения - 500 тысяч ведер, что составляло лишь половину той нормы, которая могла потребоваться для тушения одного пожара в городе (42 тыс. ведер в час).

Проблема противопожарного водоснабжения на базе имеющейся водопроводной сети была блестяще решена русским инженером Н.П. Зиминым. Оригинальность водопроводов системы Зимина заключалась в использовании специальных вентилей (клапанов), посредством которых при повышении давления в сети автоматически отключалось хозяйственное водопотребление и весь дебит воды можно было использовать для борьбы с огнем. Подсоединенный к пожарному крану водопровода рукав мог обеспечить подачу до 300 ведер воды в минуту.

России принадлежит приоритет в создании целого ряда новых огнетушащих средств и пожарной техники. В 1770 году горным офицером К. Д. Фроловым разработан принцип защиты промышленных помещений автоматическими установками пожаротушения, успешно использующимися и в наши дни.

В XIX - начале XX века создаются принципиально новые составы, намного превосходящие по эффективности воду. Русским ученым С.П. Власовым в 1815 году разработаны три таких состава. Это стало возможным благодаря прежде всего его передовым взглядам на процесс горения и, как следствие, правильной постановке задачи: предотвратить или затруднить доступ кислорода к горящему телу. Сернистые соли железа и щелочных металлов, впервые предложенные ученым, используются при тушении в качестве составных частей огнетушащих смесей и в наши дни. В 1819 году П. Шумлянский впервые формулирует идею тушения с помощью инертных газов. Спустя 70 лет после его опытов другой русский ученый М. Колесник-Кулевич дает научное обоснование этого метода. С его именем связано и научное обоснование применения порошковых составов.

Особую тревогу у пожарных вызывали загорания нефтепродуктов. Люди были бессильны перед морем образующегося пламени и старались обеспечить защиту лишь соседних резервуаров с нефтью. Тушить подобные пожары было нечем. В 1899 году к решению этой задачи приступил А.Г. Лоран, который после пяти лет упорного труда смог сказать: "Мое изобретение, тушение огня пеной, имеет два применения: тушение обычных пожаров и тушение горючих жидкостей, заключенных в хранилищах". Открытие Лорана имело огромное значение для всего мира. Широкое распространение химической и воздушно-химической пены стало возможным благодаря изобретению нашего соотечественника.

В 1876 году в Санкт-Петербурге образован Комитет об устройстве пожарных инструментов, который возглавил Н.Н. Божерянов. Одна из первых работ комитета - сравнительные испытания пожарных насосов. Для проведения этих исследований Божерянов разрабатывает способы измерения, правила оценки. По его мнению насос должен был удовлетворять следующим требованиям: иметь наибольшую производительность при минимальном времени обслуживания, меньшую стоимость и массу, обладать высокой прочностью. Помимо этого учитывались и такие факторы, как удобство в работе, простота конструкции и пр. Следующим шагом в этом направлении явилось создание в 1896 году при Главном совете Соединенного пожарного общества Технического комитета, который возглавил П. Сюзор.

Ком потенция комитета - рассмотрение изобретений, стандартизация пожарной техники. С одобрения комитета на вооружение пожарной охраны поступили пенные огнетушители, распылители, пеногенераторы и другая техника. Для защиты промышленных предприятий - спринклерное оборудование, системы сигнализации и прочее. Роль этих лабораторий, станций, комитетов в развитии пожарного дела трудно переоценить. С их организацией в конце ХIХ века борьба с огнем становится на научную основу. Пройдет еще несколько десятилетий, когда в России будет создано специализированное учреждение. Пока же отдельные вопросы решались в чисто практическом плане, по мере необходимости.

Переход пожарной команды Санкт-Петербурга на автомобильную тягу тормозился существующим законом, который требовал, чтобы город содержал свыше 300 лошадей в частях. Даже если бы части нашли источники финансирования для приобретения автомобилей, все равно город должен был бы внести в смету расходы на содержание лошадей. После стихийных пожаров городские управления пытались полностью подчинить себе пожарные команды. Однако постановления Сената по этому вопросу давали разнообразные толкования. Одними указами определялось отличие полицейских и общественных пожарных команд порядком утверждения их штатов, другими - порядком комплектования. Все это усугубляло неопределенность отношений городских управлений к пожарной охране. Во многих случаях города рассматривали расходы на пожарную охрану как не обязательные, подобно содержанию тюрем, найму квартир для войск, и стремились финансировать их по штатному расписанию.

2 декабря 1910 года на совместном заседании членов III Государственной Думы и Совета Императорского Российского пожарного общества был рассмотрен вопрос о необходимости подготовки законопроекта по пожарному и строительному вопросам. Участники совещания пришли к единому мнению, что необходимо в законодательном порядке установить общие принципы, которым должна удовлетворять пожарная охрана в городах и селениях, и в виду обще государственного значения этого вопроса изыскать денежные средства для финансирования мер противопожарной защиты. Комиссия III Госдумы за время своей работы подготовила четыре законодательных предложения.

Предложение об изменении порядка расходования нотариального сбора на пожарные меры нашло отклик, и соответствующий закон был принят 23 апреля 1911 года. Три других, касающихся устройства пожарной охраны, контроля за страховыми оценками, создания пенсионных касс, по требовали более детальной разработки, и их было решено представить на рассмотрение IV Думы. По второму предложению предлагалось в каждом населенном пункте, насчитывающем не менее 100 домов или дворов, образовать подразделение пожарной охраны, которое по своему составу и техническому оснащению могло бы выполнять следующие задачи: прибытие к месту пожара не позднее 10 минут с момента загорания; подачу воды несколькими стволами; спасение людей, находящихся в опасности. Решение этого вопроса имело большое значение, т.к. при наличии в России на этот момент 600 тысяч населенных пунктов количество добровольных пожарных обществ и дружин не превышало 5 тысяч.

В 1913 году правительство России сочло необходимым разработать новый пожарный устав. Для подготовки законопроекта по этому вопросу Совет Императорского Российского пожарного общества утвердил комиссию под председательством сенатора М.А. Остроградского. К 1914 году комиссией были представлены два документа: "О пожарном уставе" и об изменениях некоторых статей уложения, относящихся к борьбе с пожарами и поджогами. Однако дальнейшая работа была временно приостановлена в связи с начавшейся Первой мировой войной. На повестку дня были поставлены не отложные задачи; обеспечение пожарной безопасности фабрик и заводов, работающих на оборону, противопожарная охрана учреждений и складов Северного фронта; предоставление льгот по призыву в армию членам добровольных пожарных обществ, расположенных в городах, не имеющих профессиональных команд.

6 августа 1916 г. в России был принят закон "О противопожарной охране фабрик и заводов, изготовляющих предметы для действующей армии". Министру внутренних дел предоставлялось право издавать общие правила по противопожарной защите предприятий, работающих на оборону. В состав комиссий для надзора за соблюдением мер противопожарной безопасности включены были и специалисты пожарной охраны.

С учреждением в 1894 году в составе Министерства внутренних дел страхового комитета и отдела, а затем в 1904 году совета и Главного управления по делам местного хозяйства руководство пожарной охраной было возложено на Особое присутствие по делам страхования и противопожарных мер совета и Отдел страхования и противопожарных мер главного управления. Не располагая достаточными штатами (по пожарному делу имелось 2 сотрудника), точными сведениями об обстановке с пожарами на местах, отдел был лишен возможности осуществлять возложенные на него функции. Это побудило министерство в ноябре 1916 г. усилить личный состав отдела страхования и противопожарных мер.

Служба в профессиональных командах была односменной. Рабочий день длился по 15-16 часов. О том, что труд пожарных является тяжелым, изнурительным, сопровождается травмами, увечьями, гибелью свидетельствуют сами условия их работы. С 1901 по 1914 год в России травмы различной степени тяжести получили 2300 пожарных, из которых около 10 процентов стали инвалидами, а 24 процента погибли.

На уровень государственных задач вопросы Пожарной охраны были поставлены после установления Советской власти. 17 апреля 1918 В. И. Ленин подписал декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем". В декрете отмечалась необходимость правильного и планомерного проведения противопожарных мероприятий, обращалось внимание на важность развития пожарной профилактики, издания правил и инструкций, разработки пожарной техники и др. Декретом предусматривались также мероприятия по подготовке специалистов пожарного дела, открытию пожарно-технических училищ, школ и курсов, изданию специальных журналов и брошюр, устройству выставок. Была определена главная задача пожарной охраны - предупреждение пожаров. В 1924 в Ленинграде открылся пожарный техникум. В 1925 начал выходить журнал "Пожарное дело".

С ростом индустриализации страны пожарные части городов оснащались пожарными автомобилями отечественного производства. Промышленные предприятия оборудовались автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализацией, внедрялись несгораемые материалы. Вместе с развитием техники продолжались поиски наиболее целесообразных форм управления пожарной охраны. В конце 1918 руководство пожарным и страховым делом было возложено на Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). В 1920 пожарная охрана была отделена от страхового дела и передана в Главное управление коммунального хозяйства НКВД РСФСР, при котором был создан Центральный пожарный отдел. В 1926-27 завершилась организация аппарата Государственного пожарного надзора в союзных республиках.

В 1934 в составе НКВД СССР организовано Главного управление пожарной охраны. Для охраны пожароопасных и особо важных промышленных объектов и крупных административных центров создана военизированная пожарная охрана НКВД.

Завершающим этапом формирования пожарной охраны страны явилось постановление ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1936 о Государственном пожарном надзоре, определяющее его функции и права. С 1966 года руководство работой пожарной охраны осуществлялось МВД СССР, в состав которого входили аппараты Государственного пожарного надзора, организующие работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной и профессиональной пожарной охраны, на которые возложено тушение возникающих пожаров в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства.

По дороге с ревом сирены мчится куда-то ярко-красная пожарная машина. Вероятно, где-то произошло воспламенение, и команда смелых спасателей спешит его устранить. А знаете ли вы, ребята, историю пожарной службы в нашей стране?

Первые пожарные команды

История возникновения службы по борьбе с опустошительными пожарами начинается в Древней Руси. Наша страна всегда была богата лесами, поэтому дома люди строили из дерева. Даже небольшое возгорание в одном доме моментально перекидывалось на соседние постройки. Уничтожались целые города и деревни, так как мер по их тушению не предпринималось.

Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич «Пожар в деревне»

Первые упоминания о мероприятиях, останавливающих распространение и появление возгораний, находят в сборнике законов «Русская Правда» XII века. Неофициальные подразделения пожарной охраны появились в период княжения Ивана III. Русский правитель набирал борцов с огнем из состава войска, но эти меры не спасли даже столицу.

За все княжение Ивана III Москва полностью выгорела 10 раз! Следующие правители мало развивали пожарное дело, ограничиваясь лишь изданием указов о правильном использовании печей. Одной из причин столь разрушительных пожаров историки считают народное суеверие. Люди считали огонь карой бога, поэтому отказывались тушить даже собственные жилища.

Глобальные преобразования пожарной службы стал проводить первый царь Руси Иван Грозный. В середине XVI века был издан указ, обязывающий всех людей вешать на крыши своих домов чаны с водой. Пожарными стали стрельцы. Эти воины отличались хорошей дисциплиной и организованностью.

По всему городу находилось несколько слобод (мест проживания), что позволяло быстро отправлять на устранение возгорания ближний отряд стрельцов. Воины-пожарные были вооружены топорами и бердышами (длинными топорами в форме полумесяца), позволявшими пробираться через завалы. Стоит отметить, что наша страна стала первой в мире использовать для борьбы с огнем военные подразделения. Этот опыт позже переняли страны Европы и Япония.

Создание официальной государственной службы

Первый вариант пожарной службы появился при Алексее Тишайшем в двадцатых годах XVII столетия. Ее численность была поначалу небольшой, чуть более ста человек, позже команда борцов с огнем возросла до пятисот. Первой пожарной станцией стало здание Земского Собора. Молодой царь издавал указы, закреплявшие правила поведения с огнем, обязывавшие иметь в каждом дворе медные трубы и деревянные ведра для подачи воды. Алексей Романов ввел суровые наказания для поджигателей.

И вот на престол России взошел молодой царь, а в будущем первый император нашей страны, Петр I. Свой любимый город Петербург он приказал полностью построить из камня, размещать постройки на безопасном расстоянии друг от друга.

Поначалу охрана новой столицы целиком была возложена на ее жителей. В 1710 году случился ужасный пожар, уничтоживший полностью за ночь Большой Гостиный двор. Петр I велел построить по всему Петербургу водонапорные и наблюдательные вышки, а для быстрого обнаружения возгорания был создан отряд барабанщиков, бивших тревогу в случае опасности.

После была учреждена официальная пожарная охрана. Ее сотрудники были вооружены трубами для подачи воды, топорами, касками, щитами, лестницами и крюками. А во второй половине XVIII века был учрежден пожарный обоз – прародитель . В конце столетия пожарные стали разделяться на брандмейстеров, служащих и извозчиков.

Создание пожарных частей по всей России

В начале XIX века правительство решает создать отделения пожарной охраны не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во всех городах Российской Империи. Предстояла большая работа. Было очевидно, что использовать население в борьбе с возгораниями неэффективно. Необходимо подготовить специалистов, быстро и качественно устраняющих пожары.

Император Александр I издает указ, разделявший Санкт-Петербург на 11 частей с одной бригадой на каждую. Жители освобождались от поочередной службы ночными сторожами. Штат специалистов был увеличен почти до тысячи в крупных городах, появились новые должности.

Большинство возгораний происходило из-за неправильного строительства домов . Теперь по вышедшему указу запрещалось строительство одноэтажных деревянных построек на расстоянии друг от друга менее 25 метров. Двухэтажные дома из дерева также вошли в список нарушений. Нижний этаж — обязательно каменный. За нарушения установленных предписаний, обеспечивавших безопасность от возгорания, строители несли ответственность.

В 1857 году кроме профессиональных охранных отрядов, руководимых полицией, горожане создавали добровольческие пожарные дружины, вольнонаемные команды. Городское управление регулировало их работу и действия. Сами добровольческие отряды имели четкую структуру. Перед собой подобные объединения ставили следующие цели:


Даже в селах и деревнях появлялись пожарные дружины.

В Санкт-Петербурге действовали 5 паровых насосов, один из них привезен из Англии. Они позволяли качать больше воды. Именно в описываемый период истории России был изобретен первый в стране пожарный автомобиль, налажено производство необходимой техники, снаряжения и одежды.

Профессия борца с огнем в то время была очень тяжелой, изнурительной и травмоопасной. Сотрудники пожарной охраны трудились в одну смену по 15-16 часов в сутки. Кроме того, почти половина из них становилась инвалидами и более двадцати процентов – погибли.

Пожарная служба в СССР

Даже после революции проблеме пожаров в стране уделялось не меньше внимания. Первым руководителем СССР по пожарной безопасности назначен правительством общественный деятель Марк Тимофеевич Елизаров, сумевший осуществить множество мер по организации пожарной охраны во многих городах.

Всесоюзное пожарное собрание в столице,

Становление отечественного пожарного дела.

Одним из самых тяжких бедствий на Руси испокон веку были пожары. Летописи полны описаний опустошительных пожаров в городах, деревнях и лесах, уничтожавших тысячи домов и гектаров лесных угодий. В этом нет ничего удивительного – дома в те времена строили из дерева, которое, как известно, горит достаточно хорошо. Так, в 1194 году колоссальные пожары имели место на Ладоге и Руссе, в 1212 году выгорел почти весь Новгород, а в 1356 году огненная стихия практически полностью уничтожила Москву, включая Кремль (тогда он был деревянным) и посады. Неоднократно горели и Владимир, Суздаль, Юрьев.

Вот что написано в Никоновской патриаршей летописи за 1371 год:

Сухомень же бысть тогда великая и зной и жар много, яко за едину сажень пред собой не видети и мнози человецы лицом ударяхуся... а птицы... падаху с воздуха на землю... звери не видяще по селом ходяху и по грядам, смещающиеся с человеком медведи, волки, лисицы.

Положение усугублялось практически полным отсутствием противопожарных средств и во многих случаях неорганизованность перед лицом стихии. И лишь с XIV века ситуация понемногу начинает меняться к лучшему.

Еще в сборнике законов «Русская правда», вышедшем в XI веке упоминалось об ответственности за умышленный поджог. Виновные в таковом подлежали обращению в рабство вместе со всеми членами семьи и конфискацией имущества. А вот в судебнике 1497 года Ивана III наказание для поджигателей ужесточается. «Зажигальщику животе не давать, казнити его смертной казни» (статья 9).

Именно Иван III после одного из пожаров, уничтоживших большую часть Москвы (а всего при его правлении таких пожаров было около десятка) в 1504 году принял первые указы, касающиеся профилактики пожаров. В них ремесленникам запрещалось использовать открытый огонь вблизи жилищ и строений, ограничивалась растопка бань в летний период, а так же запрещалось использовать свечи и лампады для освещения в темное время суток. Тогда же на концах московских улиц стали возводить решетчатые заставы – так называемые «рогатки». Возле них круглосуточно дежурили приказчики с помощниками из числа жителей улицы. На ночь все заставы-решетки запирались, таким образом ходить по городу практически было невозможно. Это было сделано затем, «чтобы воры нигде не зажигали, не набросали огню, не накинули ни со двора, ни с улиц…».

Но несмотря на принятые меры пожары продолжались. Поэтому при правлении Ивана IV Грозного были сделаны следующие, достаточно серьезные шаги по укреплению пожарной безопасности.

Указ 1547 года обязал москвичей держать на крышах домов и во дворах наполненные водой чаны и бочки. Это был крайне необходимый шаг, потому, что теперь в случае необходимости было гораздо легче погасить только начинающий разгораться пожар. Ведь колодцы были далеко не везде и за время, необходимое для того, что бы принести воду, пожар мог уже разгореться вовсю.

Кстати, о средствах пожаротушения. Основным способом остановить огонь в то время был снос прилегающих к очагу возгорания строений. После этого очаг пожара после выгорания всего горючего материала прекращался сам. Поэтому основными инструментами борьбы с огнем были топоры, багры, рогатины, заступы, крючья. Ну а ведра с водой использовались реже, когда неохваченные пожаром строения закрывали войлочными щитами и поливали их водой.

А через несколько лет был сделан еще один важный шаг в организации пожарного дела в России. В 1550 году был учрежден стрелецкий приказ, и почти сразу же после этого возникла и практика отправлять стрельцов на тушение пожаров. Результаты этого не замедлили сказаться. Все-таки, что ни говори, а когда к решению проблемы подключаются люди военные, привыкшие уважать дисциплину, действовать слаженно и подчиняться командиру, она и решается проще. Да и кроме того все необходимые средства пожаротушения были у стрельцов всегда в готовности. Именно Россия стала первым государством, где на борьбу с огнем отправляли воинские подразделения . В дальнейшем ее примеру последовали и другие страны мира.

А в 1603 году царь Борис Годунов впервые разделил Москву на 11 пожарных округов и назначил в каждом из них ответственным за «береженье от огня» одного из членов Боярской Думы. В его указе в частности были и такие слова:

«А поелику, кто огненной беде затвора не составит и пожар учинит, то быть тому примерно и всенародно наказану».

Но первая специализированная пожарная команда в Москве была создана в двадцатых годах XVII столетия для защиты от огня Московского печатного двора. Вначале команда размещалась на Земском дворе и имела в своем составе 100 человек. С 1629 года в ней числится уже 200, а в летнее время нанималось дополнительно еще 100 человек. В их распоряжении находились простейшие насосы и другое имущество, выделяемое казной - бочки, ведра, щиты и т.п. Из первых 4 пожарных насосов два были приобретены в Германии, а два изготовлены в России.

А в 1649 году уже при Алексее Михайловиче были приняты два указа, имеющие непосредственное отношение к пожарному делу. В одном из них, «Наказе о градском благочинии» от 6 апреля, в частности, впервые на Руси устанавливались правила должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность. Наказ предписывал им постоянно "быть в объезде в Белом граде для береженья от огня и от всякого воровства". В случае загорания они должны были "быть немедля на пожаре и огонь тушить. А если они по Москве будут ездить оплошно и их небрежением учинится пожар, то от Государя всея Руси будет им великая опала" .

За невыполнение противопожарных мер, неявку на тушение пожаров вводились различные меры наказания - "черные и обычные люди" подвергались телесному наказанию и тюремному заключению, а о служивых и "всяких прочих" докладывалось государю.

В том же указе предписывалось всем состоятельным людям держать во дворе медные водоливные трубы (насосы) и деревянные ведра. Жителям со средним и малым достатком полагалось держать одну такую трубу на пять дворов. Ведра должны были быть у всех. Наказ требовал, чтобы в "пожарное время с решеточными приказчиками и со всякими людьми и с водоливным запасом быть готовым". Все дворы Москвы распределялись по рогаткам (частям), а списки людей хранились в Земском приказе.

Второй указ - "Уложение царя Алексея Михайловича". В нем также имелся ряд статей, регламентирующих правила обращения с огнем. "Уложение" вводило уголовную ответственность за поджоги и устанавливало различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом. При возникновении пожара из-за неосторожности с виновного взыскивались убытки в размере, "что Государь укажет". За поджог наказание было самым суровым, зажигальщиков предписывалось сжигать на костре. Правда, через 15 лет этот вид казни был заменен виселицей. Статья 227 "Уложения" предоставляла право хозяину дома требовать от нанимателя (жильца) осторожного обращения с огнем. Закон устанавливал ответственность и за кражу частной собственности во время пожара. Похитителей привлекали к суду.

В 1667 году для несения пожарной службы создаются специальные команды городских сторожей. В их качестве привлекается городское население из расчета по одному человеку от 10 дворов и одному с 10 торговых лавок. Сторожам выдаются рогатины, топоры, бердыши и водоливные трубы. При пожарах решеточные приказчики, стрельцы (количество которых в конце XVII в. увеличилось до 22 тыс.человек), уличные сторожа с инструментом и запасом воды должны были прибывать "тотчас и действовать неоплошно, чтоб пожар утушить и дворы, хоромы от огня отнять".

А в 1675 году была установлена обязательная норма строительства колодцев в городе: каждые десять домов должны были иметь один колодец. Для реализации этого постановления в Пушкарском приказе образовали штат колодезников численностью 14 человек.

При Петре I в 1711 году участие армии в тушении пожаров было закреплено законодательно указом "О неукоснительном прибытии войск на пожары". Для оснащения гарнизонов были выделены необходимые инструменты. Руководство тушением пожаров возлагалось на воинского начальника. Также были приняты меры по организации пожарной безопасности на флоте и в портах.

И тогда же указом 1712 года в Петербурге специально запрещалось строительство деревянных домов. В Москве же этот запрет начал действовать еще в 1700 году.

С 1741 года в царском дворце организовывается постоянно действующая пожарная команда. В 1747 году пожарной техникой (насосами и ручным инструментом) оснащаются все правительственные учреждения.

А в 1753 году специальным указом запрещалось разведение огня в лесу. Спустя несколько лет он был дополнен запретом на разведение огня вблизи мостов.

С 1772 года изменяется структура пожарных формирований. При всех полицейских частях Санкт-Петербурга был утвержден штат чинов "при пожарных инструментах". В состав каждой из них вошли брандмейстер, 106 служащих и 10 извозчиков. Команды содержались подрядчиками из числа военных чиновников. С 1792 года пожарные команды полностью передаются в ведение полиции.

В Москве процесс создания пожарных команд происходил несколько иначе. В 1784 году город делят на 20 частей, в каждой из которых образована пожарная часть. Для тушения пожаров привлекалось население в количестве 2824 человек от всех домовладельцев. Содержание и одежду они получали от хозяев. В ведении команд насчитывалось 464 лошади.

29 ноября 1802 года принимается Указ об организации в Санкт-Петербурге при съезжих дворах постоянной пожарной команды из 786 солдат внутренней стражи. Весной 1803 года команда была сформирована. Указом Александра I от 31 мая 1804 года население столицы освобождалось от выделения ночных сторожей, содержания пожарных работников, освещения улиц. Так началась история профессиональной пожарной охраны в России.

31 мая 1804 года профессиональная пожарная команда создается и в Москве. В других городах их организация осуществлялась на основе "Положения о составе пожарной охраны Петербурга и Москвы".

Однако пройдет немало времени, пока этот процесс примет массовый характер. Так, пожарная команда при Тульском оружейном заводе была образована лишь в 1835 году. Должность брандмейстера в станицах Войска Донского была введена в 1837 году.

К началу 1812 года общая численность пожарной охраны в Москве составляла немногим более 1500 человек, располагавшими 96 большими и малыми насосами.

Для упорядочения структуры пожарной охраны 17 марта 1853 года утверждается "Нормальная табель состава пожарной части в городах". В соответствии с этим документом штатный состав команд впервые стал определяться не по "высочайшему разрешению", а в зависимости от численности населения. Все города делились на семь разрядов. К первому относились города с населением до двух тысяч жителей, а к седьмому - от 25 до 30 тысяч.


Пожар Большого театра в 1853 году.

За 1853 год штатное расписание было утверждено в 461 городе. В соответствии со штатом определялась норма пожарной техники для каждого разряда, а так же выделение средств на ее ремонт.

Однако, наряду с профессиональными командами, подчиненными полиции, создаются вольнонаемные команды, принадлежащие городскому самоуправлению, общественные команды и добровольные пожарные дружины. Их устав был издан в 1846 году, а устав организации сельских добровольных пожарных дружин был утвержден в августе 1897 года.

Большую роль в развитии добровольчества сыграло создание Российского пожарного общества (с 1901 года - Императорское Российское пожарное общество). Оно было образовано на 1 съезде русских деятелей по пожарному делу 14 июня 1892 года.


Пожарный насос.

С 1 марта 1892 г. в России впервые начал издаваться журнал "Пожарный". Его издатель - известный пожарный деятель, граф А.Д.Шереметев. Редактором был Александр Чехов, брат знаменитого писателя.

По инициативе Главного совета Российского пожарного общества с июля 1894 года в Санкт-Петербурге стал ежемесячно выходить журнал "Пожарное дело". Редактирование журнала осуществлял князь А.Д.Львов.

По состоянию на 1892 год в России насчитывалось постоянных профессиональных команд - 590, добровольных городских - 250, сельских - 2026, заводских - 127, военных - 13, частных - 12, железнодорожных - 2. Численность личного состава в них - 84 241 человек. На вооружении пожарных формирований находилось 4970 линеек, 169 паровых насосов, 10 118 больших пожарных насосов, 3758 ручных насосов и гидропультов, 35 390 бочек, 4718 багровых ходов, 19 лазаретных фургонов. Эти сведения касаются 1624 населенных пунктов и территорий, включая Финляндию, Кавказ, Туркестан, Сибирь.

Пожарная команда.

А вот данные о причинах пожаров в 59 губерниях за период 1880-1889 годы. От молнии - 3,6%, от неправильного устройства печей и дымоходов - 10,1%, от неосторожного обращения с огнем - 32,5%, поджог - 13,6%, неизвестные причины - 40,2%.

Стоит отметить, что пожарная служба во все времена была опасным делом. С 1901 по 1914 год в России травмы различной степени тяжести получили 2300 пожарных, четверть из которых от них погибла, а около 10 процентов стали инвалидами. Пожарные за свой счет страховались в обществе «Голубой крест», что бы в случае увечья получить единовременное пособие. Исключение составляли брандмайоры и брандмейстеры, которым пособие выплачивала городская казна.

При всех успехах пожарного дела, в нем имелись и серьезные недостатки. В начале 1917 года один из видных организаторов пожарного дела в России Ф.Э. Ландезен так оценивал сложившуюся ситуацию: "Полная неопределенность нашего законодательства, многочисленность инстанций, призванных к заведованию борьбой с огнем, случайность и произвол в их постановлениях, полная неразбериха, неопределенность, многовластие и путаница..."

И большинство из этих недостатков было устранено уже после 1917 года.

Поделиться