Война и мир княжна марья болконская. Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение

В своем произведении Толстой отразил судьбы многих людей. Отдельного внимания в романе заслуживают женские образы. Образ и характеристика Марьи Болконской в романе «Война и мир» полностью соответствуют представлениям Л.Н Толстого о своей матери, которую автор совсем не помнил. Воображение нарисовало четкий образ той, которая будет одной из главных героинь романа. Дочь князя Болконского сумела преодолеть множество испытаний на своем пути, прежде чем стать счастливой женой и матерью.

Внешность

Несмотря на то, что Марья Болконская является одним из любимых персонажей автора, красивой внешностью он решил ее не награждать. Без слез на нее не взглянешь. Болезненная худоба, бледность кожных покровов, удлиненной формы лицо все в ней отталкивало.

«Бедная девушка, она дьявольски дурна»

Думал про нее Курагин.

Единственным, что могло привлечь внимание мужчин к ее персоне, были глаза. Они словно лучились изнутри, окутывая собеседника теплом и мягкостью. Большие, манящие. В них можно утонуть, но слишком грустные для такой молодой особы.

« В прекрасных глазах ее были и любовь и грусть…»

Марья всегда казалась печальной. Даже походка девушки была, как у мужика. Тяжелая, неуклюжая.

«Она вошла своей тяжелой походкой».

Грация и утонченность отсутствовали напрочь. Марья прекрасно понимала, что шансы выйти замуж у нее невелики, но как любая другая девушка втайне мечтала о любви и о том человеке с кем можно пройти, взявшись за руки по длинной дороге судьбы.

Семья

Марья дочь князя Николая Болконского, человека влиятельного и обеспеченного. Есть родной брат Андрей Болконский. Николай был строгим отцом и, воспитывая дочь, не делал никаких поблажек. Его жестокие методы в воспитании Марьи наложили отпечаток на ее характер. Со стороны можно было принять Болконскую за домработницу, функции которой заключались в командах: принеси, подай, убери. Оставаясь одна, она часто лила слезы в подушку от обиды и досады. Несмотря на грубое отношение отца, девушка любила его, принимая таким, какой он есть. С кем у нее сложились отношения, так это с братом. Андрей относился к сестре с любовью. Между ними установились теплые отношения, основанные на доверии и уважении. Андрей рано овдовел. После смерти жены Марья взяла на себя все заботы о любимом племяннике.

Характер

Характер у Марьи был ангельский и кроткий. Она вела замкнутый образ жизни. Не посещала балов, не сплетничала с подружками, перемывая кости близкому их обществу людей. Общение с ровесниками ей смогла заменить фанатичная вера в религию. Книги, «божьи люди», заглядывающие к ним в дом на огонек, часто становились причиной насмешек со стороны отца и брата, не понимающие, когда Марья успела стать такой религиозной.

Любовь

Анатолий, сын Василия Курагина, был непутевым и беспечным. Василий посчитал, что женитьба на Марье Болконской пойдет ему на пользу. Наивная, свято верящая в искренность чувств, Марья увидела в этом парне идеал мужчины. Девушка уже рисовала в воображении картины будущей, счастливой семьи, когда оказалось, что Курагиными двигал только расчет. Они знали, что Болконская с хорошим приданым и посчитали, что она выгодная партия для Анатоля. Анатоль не оценив старания отца, положил взгляд на компаньонку Мари, чем обрубил себе блестящее будущее.

Следующим мужчиной в жизни Марьи стал Николай Ростов. Он смог оценить в ней не внешность, а богатый внутренний мир девушки, душевную красоту. Это произошло не сразу. Николай с необыкновенным трепетом относился к Марье, еще не понимая для себя, что влюблен по-настоящему. В какие-то моменты даже боялся лишний раз подойти к ней. Такой она казалась неприступной и серьезной.

Сбылись мечты Марьи. С Николаем она почувствовала себя любимой и желанной. Предложение руки и сердца приняла без раздумий, о чем ни разу не пожалела. В браке с Ростовым у них родилось несколько детей. Она смогла стать для Николая верной, надежной и любящей женой, способной в трудную минуту стать надежной опорой. Николай оправдал все ее ожидания от брака, став заботливым мужем и прекрасным отцом.

Осюшкина Алена

Марья Болконская… Этот литературный образ создан почти 150 лет назад. Толстой писал: «…ежели бы мне сказали, что то , что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему свою жизнь и все свои силы…» Образы, созданные Л.Н. Толстым, – вечны. Княжна Марья до сих пор привлекает читателей своей искренностью, благородством, сложным внутренним миром. Современных школьников она привлекает своей нравственной чистотой.

Прототипом княжны Марьи была мать Толстого. Писатель не помнил матери, даже портреты ее не сохранились, но в своем воображении он создал ее духовный облик. «Я молился ее душе»,- говорил Толстой, и эта молитва всегда помогала ему. Создавая образ княжны Марьи, Толстой думал о матери… Наверное, поэтому образ княжны Марьи получился таким трогательным, таким незабываемым.

Это очень нежная и искренняя натура, на которую хочется быть похожей. Это нравственный идеал! Это эталон подражания!!!

Болконская Марья Николаевна Персонаж романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», младшая сестра князя Андрея , живет с отцом, старым князем Николаем Андреевичем , в родовом имении Лысые Горы. Род Болконских богат и знатен, но старый князь давно не у дел. В прошлом блестящий екатерининский вельможа, гордый и независимый, он при новом царствовании безвыездно проживает в деревне. Характер отца, его нравственные принципы оказали огромное влияние на жизнь и воспитание княжны Марьи. «Есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и... есть только две добродетели: деятельность и ум», - говорил старый князь.
Княжна получила блестящее образование, много читает, любит музыку . Мать ее умерла рано, и воспитанием детей руководил отец. Крутой по характеру, порой деспотичный, но мудрый, старик понимает, как сложна жизнь, как важно научить детей самостоятельно думать, принимать решения - не случайно он так настойчиво занимается с княжной Марьей математикой: «Нельзя, княжна, нельзя... - математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу».

И она действительно непохожа на своих сверстниц. Внешне непривлекательная, с тяжелой походкой княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым »), она поражает благородством и красотой духовного мира . «Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты ».

Запертая в деревне, лишенная всех удовольствий светской жизни, она искренне жалеет и утешает подругу детства Жюли Карагину в своем письме к ней: «Прощайте, милый и добрый друг. Да сохранит вас наш божественный Спаситель и его Пресвятая Матерь под своим святым и могущественным покровом». Письма подруг похожи лишь внешне. Внутреннее содержание письма Жюли - легкомысленная болтовня и светские сплетни. В письме княжны Марьи - душевная чистота, спокойствие и ум.

В доме Болконских не принято откровенничать, открыто выражать свои чувства, но брат и сестра духовно близки , их соединяют воспоминания о счастливых днях детства, где было много света, тепла, доброты. «Она улыбнулась, произнося слово «Андрюша». Видно, ей самой было странно подумать, что этот строгий, красивый мужчина был тот самый Андрюша, худой, шаловливый мальчик, товарищ детства». В другом месте Толстой пишет, что «сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея ».

Княжна Марья глубоко уважает и любит отца , она не принимает сочувствия брата по поводу его тяжелого характера, упрекает Андрея за «гордость мысли». «Разве возможно судить об отце? Да ежели бы и возможно было, какое другое чувство, кроме veneration может возбудить такой человек, как mon pere? И я так довольна и счастлива с ним! Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я ».
Добрая и чуткая, Марья видит, что брат несчастлив в женитьбе. Всей душой она старается понять и оправдать «маленькую княгиню», которая в первый же день приезда «после обеда плакала... и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа». Но не жена («после слез она заснула»), а сестра приходит к князю Андрею в последние минуты перед его отъездом на войну, чтобы благословить его и быть рядом с ним. «Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом, в серебряной ризе, на серебряной цепочке мелкой работы. Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.
- Пожалуйста, Andre, для меня...

Марья Болконская и Анатоль Курагин

Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным .
Богатая и знатная родом княжна Марья считалась в светских кругах одной из самых завидных невест. Князь Василий Курагин мечтает пристроить своего младшего сына Анатоля, «беспокойного дурака», и женить его на княжне. Приезд Анатоля в Лысые Горы, его сватовство перевернули весь строй мыслей княжны Марьи. Оказалось, что в душе ее жила не только искренняя и глубокая любовь к Богу, а «главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная. Чувство было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя. » В мечтах «ей представлялся муж, мужчина, сильное, преобладающее и непонятно-привлекательное существо, переносящее ее вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир. Муж стоит и нежно смотрит на нее и на ребенка ».

Добрая и благородная княжна, пораженная внешней красотой Анатоля, готова полюбить его, мечтает о счастье с ним. Но прозорливый, мудрый отец видит все. Он «быстро окинул глазами всех, заметил и перемену платья маленькой княгини, и ленточку Бурьен, и уродливую прическу княжны Марьи, и улыбки Бурьен и Анатоля, и одиночество своей княжны в общем разговоре ». На этот раз «судьба ее решилась и решилась счастливо». Намек отца на Бурьен («он тебя возьмет с приданым да кстати захватит мадемуазель Бурьен. Та будет женой, а ты...») вскоре оправдался. Княжна Марья увидела, как Анатоль обнимал Бурьен в зимнем саду. Но в сердце ее нет ни обиды, ни ревности, она окончательно решила: «Мое призвание другое - быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования ». В своих романтических мечтах она воображает: «Чего бы мне это ни стоило, я сделаю счастье бедной Amelie. Она так страстно его любит. Она так страстно раскаивается. Я все сделаю, чтобы устроить ее брак с ним... Она так несчастлива, чужая, одинокая, без помощи!»
Заботы о племяннике, оставшемся без матери, об отце и брате становятся главными утешениями и радостями княжны Марьи. Она «перестала брать уже у отца свои математические уроки и только по утрам, сопутствуемая кормилицей, с маленьким князем Николаем (как звал его дед) входила в кабинет отца, когда он был дома <...> большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умела, мать маленькому племяннику ». Нежная любовь к брату помогает ей понять, как внутренне страдает и мучается князь Андрей после ранения при Аустерлице. Она прямо говорит Пьеру: «Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, но я вижу».
В это время в глубине ее души жила тщательно скрываемая надежда, «доставлявшая ей главное утешение в ее жизни. Утешительную мечту и надежду эту дали ей божьи люди - юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя. Чем больше жила княжна Марья, чем больше испытывала она жизнь и наблюдала ее, тем более удивляла ее близорукость людей, ищущих здесь, на земле, наслаждений и счастия; трудящихся, страдающих, борющихся и делающих зло друг другу для достижения этого невозможного, призрачного и порочного счастья ». В воображении своем она уже видела себя шагающей вместе со странниками по святым местам «...в посконном рубище, под чужим именем…молясь и за тех, которые гонят, и за тех, которые покровительствуют: выше этой истины и жизни нет истины и жизни!». Но, вспомнив о «маленьком Коко», об отце, она «ослабевала в своем намерении, потихоньку плакала и чувствовала, что она грешница: любила отца и племянника больше, чем Бога ».

Смерть Николая Андреевича Болконского

События войны 1812 года внезапно ворвались в жизнь княжны Марьи и полностью изменили ее. Военные действия быстро приближаются к Лысым Горам, но старый князь «не хотел» верить в надвигающуюся опасность. Затем, «как бы вдруг опомнившись от сна», он развивает самую активную деятельность, чтобы дать отпор французам. Он собирает ополченцев, заботится о вооружении, пишет главнокомандующему, но силы его уже на исходе. С князем сделался удар, беспомощного, разбитого параличом его внесли в дом и уложили на тот самый диван, «которого он так боялся в последнее время». «Прежнее строгое и решительное выражение его лица заменилось выражением робости и покорности» - это выражение поразило княжну, она увидела в нем признаки приближающейся смерти. Дни и ночи проводит она у постели отца и думает только о нем.

Все герои Толстого совершают жизненные ошибки, мучаются, проходят через глубокие духовные страдания. Не избегает их и княжна. «И что было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца (даже едва ли не раньше, не тогда ли уж, когда она ожидая чего-то, осталась с ним) в ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды. То, что годами не приходило ей в голову - мысли о свободной жизни без вечного страха отца, даже мысли о возможности любви и семейного счастия, как искушения дьявола, беспрестанно носились в ее воображении». Княжна Марья ужасается тому, что происходит в ее душе, она мучается и стыдится, но не может перебороть себя. Ведь «никогда ей так жалко не было, так страшно не было по- терять его. Она вспомнила всю свою жизнь с ним, и в каждом слове, поступке его она находила выражение его любви к ней ».

Княжна Марья умеет строго судить себя , смерть любимого отца она переживает в горьких душевных страданиях, с ощущением неисправимой потери.

Но жизненные уроки отца, его воспитание не прошли даром. Княжна Марья всегда помнит, что она - дочь князя Николая Андреевича и сестра князя Андрея. Когда мадемуазель Бурьен завела разговор о том, что можно не уезжать из Богучарова, а остаться и искать защиты у французов, она приказала больше не пускать к себе француженку и отдала распоряжение о немедленном отъезде: «Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтобы она, дочь князя Николая Андреевича , просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользоваться его благодеяниями!» - эта мысль приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще не испытанные ею припадки злобы и гордости ».

Марья Болконская и Николай Ростов

Но выехать оказалось невозможным. Богучаровские крестьяне не дают княжне подвод и даже не хотят выпустить ее из имения. Неожиданный приезд Николая Ростова за сеном для лошадей полка спасает княжну Марью. Ростов появился в самый трудный для нее час и вошел в ее жизнь навсегда И какая-то странная судьба натолкнула меня сюда! ... И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении!» – думал он, слушая ее робкий рассказ »).

Трудно складывается их любовь . Николай чувствовал себя несвободным , потому что дал слово Соне, его смущали мысли о богатстве княжны и собственном разорении. Княжна Марья считает невозможным думать о личном счастье после смерти отца и брата . Но все сомнения и решения, принятые обоими накануне, рушатся, когда они снова видят друг друга. «Полным достоинства и грации движением она с радостной улыбкой приподнялась, протянула ему свою тонкую, нежную руку и заговорила голосом, в котором в пер- вый раз звучали новые, женские грудные звуки. Мадемуазель Бурьен, бывшая в гостиной, с недоумевающим удивлением смотрела на княжну Марью. Самая искусная кокетка, она сама не могла бы лучше маневрировать при встрече с человеком, которому надо было понравиться. ... В первый раз вся та чистая, духовная внутренняя работа, которой она жила до сих пор, выступила наружу. Вся ее внутренняя недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование - все это светилось теперь в этих лучистых глазах, тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица .

Ростов увидел все это так же ясно, как будто он знал всю ее жизнь. Он чувствовал, что существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которые он встречал до сих пор, и лучшее, главное, чем он сам».

Они встретились еще раз, и тогда «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным ».

В эпилоге мы узнаем о новой жизни в имении Лысые Горы. Княжна Марья стала графиней Ростовой . Имение после войны заново отстроено, новый хозяин, граф Николай Ильич Ростов, ведет дела надежно и крепко. Для Николая главное в жизни - дом, семья, хозяйственные заботы, но при этом он гордится своей женой, не переставая восхищаться ее «возвышенным нравственным миром », что «она со своей душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого ». Графиня Марья счастлива, она любит мужа, воспитывает детей, ведет дневник, в котором записывает свои мысли о них.

Не всегда она внутренне согласна с мужем, потому что знает, «что не о едином хлебе сыт будет человек, что он слишком много приписывает важности этим делам; но она знала, что этого говорить не нужно и бесполезно. Она только взяла его руку и поцеловала <...> Она смотрела на него и не то что думала о другом, а чувствовала о другом. Она чувствовала покорную, нежную любовь к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его. <...> Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна. На лице ее выступило строгое выражение затаенного высокого страдания души, тяготеющейся телом. Николай посмотрел на нее.

«“Боже мой! что с нами будет, если она умрет, как это мне кажется, когда у нее такое лицо”, – подумал он...».

Анализ романа

Меню статьи:

В романе Л.Н. Толстого много женских образов, обделенных приятной внешностью. Такое положение вещей негативно сказывается на обладательницах такого недостатка – их игнорируют в обществе, они имеют все шансы остаться одинокими и не изведать семейного счастья.
Одним из таких персонажей является Мари Болконская.

Происхождение Мари Болконской

Марья Болконская дворянского происхождения. Их род имеет древние корни. Князь Рюрик является их предком.

Их семья очень богата.

Семья Марьи Болконской

Семья Болконских не столь многочисленна, как остальные семьи. Во главе семейства стоит князь Николай – бывший военный, человек сложного характера и крутого нрава.

Матери Марии уже нет в живых.

Кроме девушки, в семье еще есть один ребенок – ее старший брат Андрей. Он был удачно женат на княжне Лизе Мейнен, но этот брак брата окончился трагедией – его молодая жена не выжила после родов и умерла. Ребенка удалось спасти – Марья перенимает функции матери по воспитанию ребенка. Это действие не принудительное – молодой девушке приятно заниматься племянником.

К числу членов семьи можно также причислить мадемуазель Бурьен – компаньонку-приживалку.

Внешность княжны Мари

Природа была крайне несправедлива с молодой девушкой – ее внешность желает быть гораздо лучше. Персонажи о ней отзываются так: «ей и портить ничего не надо – они и без того безобразна».

Мари невысокого роста, у нее излишне худое лицо, тело ее было лишено грациозности и красивых форм. Она была физически слабой и крайне непривлекательной.

Единственное, что было красивое в ее облике – это глаза: глубокие, лучистые и искренние. Ее глаза «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

Походка Мари также не была похожа на легкую поступь женщин – шаги ее были тяжелы.
Окружающие понимали, что у Мари нет ни одного шанса выйти замуж по любви: «И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство».

Княжна неглупа, она понимает истинное положение вещей и осознает свои физические изъяны, но, как и всем остальным, ей хочется быть любимой и счастливой.

Морально-нравственный облик княжны

Внутренний мир княжны Марьи Болконской значительно отличается от ее внешнего облика.

Мари получила образование дома. Отец учил ее точным наукам, в частности математике и геометрии. Также девушка умеет играть на клавикордах. Она часто предается музыкальным занятиям и может играть подолгу: «слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты».

Девушка обладает чистой душой, она полна благородных стремлений. Те, кто общается с ней некоторое время, отмечают этот факт. Их умиляет искренность и доброта девушки. Мари не умеет обманывать людей и лукавить, ей чужды расчетливость и кокетство.

У нее спокойный нрав, она обладает умением анализировать поступки и слова других. Это позволяет ей находиться в неконфликтных отношениях даже со самыми вспыльчивыми людьми. Княжна в первую очередь обращает внимание на внутренний мир человека, ей важна не внутренняя оболочка человека, а его мысли и моральный облик.

Мари глубоко верующая девушка. Религия становится ее страстью, в которой она находит ответы на многие интересующие ее пытливый ум вопросы:

«религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек».

Мари часто помогает бездомным людям, делает она это тайком от отца: «Утешительную мечту и надежду эту дали ей Божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя».

Второй страстью становится ее племянник Николенька – девушка получает искреннее удовольствие, играя и обучая ребенка. Общение с ребенком было ее утешением и фактически единственной радостью в жизни.

Отношение Мари к членам семьи

Отношения в семье Болконских натянуты и напряжены. В первую очередь это связано с характером и нравом старого графа. Он человек вспыльчивый и резкий. Он не умеет держать себя в руках и часто обращается к своим родным в самой грубой форме. Мари то и дело терпит он него издевки и неоправданные замечания. «Все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжну Марью. Он как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее».

Она стойко терпит все его оскорбления. Мари не считает, что ее отец ненавидит ее, она понимает, что он не умеет выразить свою любовь и заботу другим образом.


Отношение Мари к высшему обществу

По своему статусу Мари имеет все права вести активную деятельность в аристократических кругах, но она не делает этого. Девушка всю жизнь провела в деревне, и у нее нет желания что-либо менять в этом плане. Вполне вероятно, что на таком отношении сыграло роль поощрение других норм поведения – кокетство, нередко переходящее в любовную связь, обман, ложь, лицемерие – все это чуждо Мари. Другой причиной отказа от посещения общественных мест вполне вероятно могло быть отношение к внешности княжны. Естественно, что девушке не чужды были любовь и привязанность, ей хотелось создать свою личную семью, а в обществе ей пришлось бы замечать преобладание внешних качеств человека над моральным обликом. Мари стала бы одинокой в таком мире.

Готовность проявлять дружеские отношения

Мари не чуждается общения с людьми. Она охотно готова поддержать с ними дружеские отношения. Так, например, она активно общается с княжной Жюли Карагиной. Фактически, это ее единственная подруга. Жюли, подобно Мари, тоже не наделена милым личиком, поэтому неприятные чувства по поводу восприятия внешности знакомы обеим девушкам. Подруги искренни в своих дружеских порывах, готовы поддержать друг дружку в любых ситуациях.


Второй человек, с которым Мари связывают чувства дружбы, – мадемуазель Бурьен. Девушка живет в доме Болконских и является компаньонкой. Их общение кардинально отличается от дружбы с Жюли. В первую очередь, это касается отношения мадемуазель Бурьен к Мари. В ее случае это псевдо дружба. Девушка готова обмануть Мари ради корыстных целей.

Мари Болконская и Анатоль Курагин

Естественно, что замужество было единственным способом княжны Мари вырваться из дома и прекратить свою жалкую жизнь в оскорблениях. Поэтому, когда Анатоль Курагин приезжает со своим отцом посвататься к девушке, она испытывает тревогу.

«В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».

Анатоль впечатляет ее своей внешностью – он очень красив. Девушке он кажется хорошим человеком, но ее отец так не думает – Николай Болконский не такой наивный и доверчивый человек, как его дочь. От его взгляда не скрылось ни то, что Анатоль не испытывает не то, что любви, даже чувства симпатии к его дочери, ни интерес молодого человека служанкой Болконских.

Он говорит об этом дочери и наталкивает ее на мысль, что Анатоль ей не пара – его интересуют только деньги, но окончательный выбор оставляет за дочерью. Мари становится свидетелем нежностей Анатоля с мадемуазель Бурьен и отказывает молодому человеку.

Брак с Николаем Ростовым

Новая надежда на личное счастье зажглась в душе Мари с появлением в ее жизни Николая Ростова. Замужество с этим человеком позволило княжне развиваться морально и духовно. Она реализовала себя в качестве матери. Роль воспитательницы близка Мари, она с удовольствием занимается своими детьми и даже ведет дневник, куда записывает всевозможную информацию связанную с этапами развития и особенностями воспитания своих детей.

Мари имеет влияние на своего мужа и учит его поступать с крепостными не по порядкам принятым на службе – в ее понятии грубость и жестокость – это низкие чувства.

Подведем итог: в образе Мари Болконской, впоследствии Ростовой, воплотились высокоморальные порывы к достижению идеала человека. Благородство и добропорядочность – вот главные критерии, определяющие сущность Мари.

Девушка не только придерживается сама этих принципов, но и пытается объяснить окружающим, почему проявление грубости и несдержанности является проявлением низких чувств.

Мария Болконская
Создатель Л. Н. Толстой
Произведения «Война и мир»
Пол женский
Дата рождения прим. 1785
Семья Отец - князь Николай Андреевич Болконский;
Брат - Андрей Болконский ;
Муж - Николай Ростов
Дети Сыновья - Андрей (Андрюша) и Митя;
дочь-Наталья
Роль исполняет А.-М. Ферреро , А. Н. Шуранова , Н.А. Гребенкина

Княжна Мария Болконская - героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир », дочь Николая Андреевича Болконского.

Дочь старого князя Болконского и сестра Андрея Болконского. Мария некрасива, болезненна, но всё её лицо преображают прекрасные глаза: «… глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

Василий Курагин решает женить своего сына Анатоля , который ведет разгульный образ жизни, на Марии Болконской .

В ноябре месяце 1805 года князь Василий должен был ехать на ревизию в четыре губернии. Он устроил для себя это назначение с тем, чтобы побывать заодно в своих расстроенных имениях, и захватив с собой (в месте расположения его полка) сына Анатоля, с ним вместе заехать к князю Николаю Андреевичу Болконскому с тем, чтоб женить сына на дочери этого богатого старика.

Во время визита Анатоль Курагин начал флиртовать с m-lle Bourienne, с компаньонкой княжны. M-lle Bourienne влюбилась в богатого жениха.

Она [княжна] подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что-то шептал ей. Анатоль с страшным выражением на красивом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талию m-lle Bourienne, которая не видала её.

В результате княжна Мария Болконская решает пожертвовать собственным счастьем и собирается устроить брак m-lle Bourienne с Анатолем Курагиным. Из этой затеи ничего не вышло.

Княжна Мария отличается большой религиозностью. Она часто принимает у себя всевозможных богомольцев, или как она их называет «божьи люди», странников. У неё нет близких друзей, она живёт под гнетом отца, которого любит, но невероятно боится. Старый князь Болконский отличался скверным характером, Мария была абсолютно забита им и совсем не верила в своё личное счастье. Всю свою любовь она отдает отцу, брату Андрею и его сыну, пытаясь заменить маленькому Николеньке умершую мать.

Жизнь Марии меняется с момента встречи с Николаем Ростовым. Он «спас» её от дворовых мужиков, которые не хотели выпускать княжну из имения, в котором умер её отец. Именно Николай увидел все богатство и красоту её души. Они женятся, Мария становится преданной женой.

Поделиться